Формы регулирования предпринимательской деятельности. Регулирование предпринимательской деятельности. Государственное регулирование как важнейший элемент рыночной экономики

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

1. В зависимости от уровня регулирования. В соответствии с разграниче­нием компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ го­сударственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ, регулирование - в пределах территории соответ­ствующего региона. Например, федеральные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

2. Взависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координа­ции) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствую­щие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

1) В государственном секторе экономики государство действует в ка­честве собственника, управляя государственным имуществом.

Важной правовой формой, которая используется для эффективно­го использования государственных средств, имущества является пла­нирование:

а) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП), а в субъектах РФ - утверждение органами вла­сти региональных целевых программ. Целевые программы подлежат финансированию за счет средств бюджета соответствующего уровня. На уровне Российской Федерации в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусматриваются средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год.

б) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) прива­тизации. В отношении государственного имущества проводится по­литика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является утверждаемый Правительством РФ на срок от одного года до трех лет прогнозный план (программа) при­ватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Федеральному агентству по управ­лению государственным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях привати­зации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе это решение принимается им, а не Прави­тельством РФ.

в) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия.

2) Суть общего государственного регулирования заключаются в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предпри­ятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке («правила игры»), соблюдение которых проверяется компетентными государ­ственными органами (лицензирование, обязательная сертификация то­варов, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и пр.).

Исполнение предъявляемых к предпринимателям требований обес­печивается деятельностью органов исполнительной власти, правоох­ранительных органов.

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпри­нимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового Учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адре­сованных конкретным предпринимателям.

Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включал субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы налоговые кредиты, государственная помощь виде субсидий, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализа­ции инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство регион, муниципальное образование заинтересованы, и пр.).

4. В зависимости от вида деятельности. Специфика вида деятель­ности учитывается в процессе государственного регулирования, на­пример, особенности сельскохозяйственного производства, под­верженного влиянию стихийных явлений природы, особенности научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, слож­ности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в го­сударственной поддержке.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестимулирование осуществления деятельности.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта . Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, разрешения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов: нормы, нормативы (например, нормы амортизационных отчислений); лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду); размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты (например, при экспорте товаров); коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов); резервы (например, установление сумм, резервируемых коммерческими банками); размеры капиталов и фондов (например, установление минимального размера уставного капитала).

Знать: понятие, правовые формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Уметь: определять критерии и классифицировать требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности.

Владеть: навыками квалификации требований в виде запретов, ограничений, обязываний.

Понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, как минимум, следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

  • а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • б) формирования государственного бюджета;
  • в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • г) обеспечения занятости населения;
  • д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны;
  • е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
  • ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования 1 .

Как видно из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Среди них экологические, экономические, социальные, политические, юридические причины (основания).

Пределы государственного вмешательства в экономику должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее. Для этого стране нужна грамотная, научно обоснованная экономическая политика, которая и должна реализовываться путем государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное воздействие на экономику можно определить как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.

Экономическая политика государства, прежде всего, находит отражение в актах стратегического планирования.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований на основе Закона о стратегическом планировании. К документам стратегического планирования федерального уровня, в частности, относятся:

  • - документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания :
    • а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
    • б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
    • в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
  • - документы стратегического тонирования, разрабатываемые в рамках тонирования и программирования :

Указанные акты планирования не являются нормативными правовыми актами, регулирующими предпринимательскую деятельность. Документы стратегического планирования определяют права и обязанности участников стратегического планирования - органов власти (на федеральном уровне это, например, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (ст. 9 Закона о стратегическом планировании).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. Государственное регулирование - более узкое понятие, чем государственное воздействие на экономику.

По вопросу соотношения государственного управления и государственного регулирования существуют два подхода:

  • 1) государственное управление как более широкая категория включает и государственное регулирование (государственное регулирование - одна из функций государственного управления) 1 ;
  • 2) в современных условиях управлять можно лишь государственным сектором, поведение же участников рынка в целом можно лишь регулировать (устанавливать правила, ограничения, стимулы, «направляя деятельность предприятий в нужное русло, заданное экономической политикой» ).

Полагаем, что государственное регулирование более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти. Ведь требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся, прежде всего, в законах, а не подзаконных актах. Подзаконные акты могут содержать такие требования, если законом органу исполнительной власти делегировано право принимать соответствующие нормативные правовые акты.

Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной 1 .

В свою очередь, правовое регулирование - не исчерпывается нормативными правовыми актами органов государственной власти. Правовое регулирование включает также положения международных договоров, правовые акты органов ЕАЭС, нормативные акты органов муниципальной власти, правила саморегулируемых организаций, локальные акты хозяйствующих субъектов.

При возникновении коллизия между законодательством РФ и международным договором РФ, применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

  • А) государство - член ВТО обязано предоставлять иностранным продавцам, поставщикам услуг режим наибольшего благоприятствования. «каждый Член немедленно и, безусловно, предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны» (ст. 2 ГАТС). Ограничения в доступе на российский рынок, которые в РФ установлены для иностранных лиц, в равной мере распространяются на всех членов ВТО.
  • Б) по видам услуг, предусмотренных в Приложении № 1 к Протоколу от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» 1 и услугам, указанным в Приложении 3 к Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства в отношении иностранных лиц действует национальный режим с некоторыми изъятиями (ограничениями).
  • В) государства - члены ВТО (в том числе РФ) могут вводить, применять меры государственного регулирования :
    • - необходимые для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка;
    • - необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений;
    • - необходимые для соблюдения законов или правил, включая имеющих отношение к: предотвращению вводящей в заблуждение и недобросовестной практики или последствий несоблюдения контрактов в области услуг; защите от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защите конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности.

Как видим, указанные ограничения в целом совпадают с возможными конституционными ограничениями прав и свобод (п. 2 ст. 34, п. 3 ст. 55 Конституции РФ);

Г) в целях полного или частичного выполнения своих стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг РФ как член ВТО может признавать полученное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии или сертификаты, выданные в определенной стране. Такое признание, может основываться на соглашении или договоренности с соответствующей страной или может быть предоставлено в одностороннем порядке.

Обратим внимание, что рассмотренные правила ВТО не затрагивают компетенцию органов власти РФ. Как справедливо отмечается в литературе «в аспекте влияния права ВТО на национальное право государств возможно вести речь только о гармонизации национального права с правом ВТО» и что «правовые нормы, возникающие в результате данного процесса, будут толковаться и применяться так, как это предусмотрено в национальном праве, без оглядки на международный договор ».

В условиях членства РФ в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) обеспечивается проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) и международными договорами в рамках Союза.

Отметим важное значение правовых актов органов ЕАЭС. Например, Евразийская экономическая комиссия принимает в пределах своих полномочий технические регламенты, которые являются актами прямого действия и обязательны для применения всеми странами - членами ЕАЭС.

Правовыми формами государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются нормативные правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта. Например, законодательство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа государственной власти о выдаче лицензии - адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юридического факта. Среди актов ненормативного характера можно выделить:

  • 1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся
  • а) акты регистрации:
    • - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • - прав на недвижимость и сделок с ней.
  • б) акты - разрешения:
    • - лицензия, на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности (ст. 49 ГК РФ),
    • - лицензия, на основании которой возникает в установленных случаях право осуществить экспорт и (или) импорт товаров. Например, при введении количественных ограничений на ввоз или вывоз определенных товаров их экспорт или импорт в рамках этих ограничений осуществляются на основании лицензии. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ (ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности),
    • - лицензия на право разработки недр и прочие разрешения;
  • в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий. Например, совершение сделок, указанных в ст. 28 Закона о защите конкуренции, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

В государственном и муниципальном секторах экономики достаточно широко применяются акты директивного характера в отношении унитарных предприятий, например, акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия и др.

2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (например, предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства).

Ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арбитражным судом недействительными (ст. 13 ГК РФ, ст. 29 АПК РФ).

  • Мартемьянов В. С. Хозяйственное право: учебник. Т. 1. М., 1994. С. 190.
  • Целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ (п. 4ст. 3 Закона о стратегическом планировании).
  • Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Комов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 1998. С. 20-21. Этой точки зрения придерживается также Е. П. Губин. См.: Губин Е. П. Указ. соч. С. 36-37.
  • Управление государственной собственностью: учебник / под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М., 1997. С. 31.
  • Мы согласны с критикой точки зрения о том, что и государственное управлениеи государственное регулирование - лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти. Именно так считают авторы учебника, см.: Алехин А. П.,Кармолицкии А. А., Комов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.,1996. С. 21. Критическая оценка этой точки зрения дана: Предпринимательское право:учебник / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М., 2003. С. 399.
  • ГАТС и иные соглашения в рамках ВТО составляют правовую основу ВТО.Соглашение о создании ВТО известно как Марракешское соглашение об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. ВТО стала правопреемницей Генерального соглашенияпо тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 г. ГАТС являетсяПриложением 1В к Марракешскому соглашению (см. http://www.wtb.nj). С 22 августа 2012 г. Россия стала членом ВТО на основе Протокола от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учрежденииВсемирной торговой организации от 15апреля 1994 г.» -совершено в Женеве ^декабря 2011 г. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4177.
  • Услуги сгруппированы в виде Перечня специфических обязательств, прилагаемых к ГАТС, в отношении РФ.
  • Статья 14 ГАТС.
  • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / под ред.Г. К. Дмитриевой. М., 2013. С. 37-38 (автор главы - Г. К. Дмитриева).

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • виды государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • принципы и сущность государственного контроля;
  • особенности государственного и муниципального контроля за осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • компетенцию органов государственного контроля в предпринимательской сфере;

уметь

владеть

  • навыками оперирования основными понятиями в области государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • навыками использования полученных знаний в практической деятельности.

Государственное регулирование как важнейший элемент рыночной экономики

Государственное регулирование во всех экономически развитых странах в тех или иных формах, масштабах является важнейшим элементом рыночной экономики. Формы государственного воздействия на экономику различны в зависимости от исторических традиций страны, а также условий развития экономики.

Современное понимание роли государства в сфере экономики связано прежде всего с необходимостью установления основ ее функционирования. Исторический опыт из недавнего прошлого нашей страны свидетельствует о тщетности попыток отрицания рыночных законов.

Государства с устоявшимися экономическими традициями эмпирически пришли к выводу, что для современного общества необходима экономика, которая отвечает как своему фундаментальному назначению, так и своей гуманной цели. Что касается государства, то в своем предназначении оно должно являться и элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития в целом.

Функции государства на разных этапах становления и развития экономики. В период становления рыночной экономики главная задача формировавшегося предпринимателя состояла в том, чтобы добиться максимальной свободы и освободиться от всех форм внеэкономического принуждения феодального государства. В XVII-XIX вв. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов. В этот период государство отождествлялось с «ночным сторожем», который должен был наблюдать за тем, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей. Представления о государстве как о «ночном стороже» были во многом обязаны получившим широкое распространение в конце XVIII в. идеям А. Смита, выдвинувшего тезис о том, что «невидимая рука рынка» через погоню за прибылью, колебания цен в зависимости от спроса и предложения, конкуренцию обеспечит экономический рост без содействия государства.

Наиболее последовательными современными противниками любого вмешательства государства в экономику являлись представители чикагской школы монетаризма, большой вклад в развитие которой внес лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. М. Фридмен. Стержневой мыслью в его работах является утверждение, что экономическая свобода немыслима без личной свободы и что государственные чиновники в принципе не могут управлять экономикой более эффективно, чем независимые индивиды, которые вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом.

Великий экономический кризис 30-х гг. XX в. способствовал окончательному развенчанию идей о невидимой руке рынка. С тех пор во всех индустриально развитых странах наблюдается постоянное и неуклонное расширение регулирующей и контролирующей роли государства в важнейших сферах общественной жизни, в том числе и в экономике.

Немаловажное значение имело осознание того факта, что свободный, ничем не ограниченный рынок не всегда способен саморегулироваться и решать основные проблемы, стоящие перед обществом. Разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных, способных повлечь негативные последствия для общества.

Эмпирически придя к необходимости использования государства в качестве средства предотвращения и преодоления негативных последствий рынка, необходимо было научное обоснование, законченное выражение которого было найдено в идейно-политическом и экономическом течении кейнсианства. Основатель - английский экономист Дж. М. Кейнс и его сторонники обосновали мысль о том, что только государственное вмешательство способно обеспечить устойчивый экономический рост и занятость трудоспособного населения и тем самым скорректировать негативные аспекты рынка и свободной конкуренции.

На основе работ Дж. М. Кейнса было сформулировано понятие «экономическая политика государства », под которой понимается система административно-правовых и экономических мер, включающих содействие инвестициям и привлечение трудовых и материальных ресурсов в наиболее перспективные сферы предпринимательства, государственное финансирование и кредитование новых технологий, малого и среднего бизнеса и т.д., создание равных условий для развития хозяйственной инициативы всех социальных групп и слоев населения.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России. Исторически наше государство являлось крупным самостоятельным субъектом хозяйствования. Максимальное государственное вмешательство в экономику осуществляется в экстремальных условиях, когда политический интерес государства совпадал с экономическим.

Вопрос о воздействии государства на экономическую сферу деятельности общества в пашей стране особенно остро возник (в теоретическом и практическом плане) в период распада СССР и перехода к новым социально-экономическим условиям жизни. В начале 90-х гг. XX в. в России отсутствовала доктрина экономического развития, в связи с чем и возникла так называемая идея «шоковой терапии». Сторонники «шоковой терапии» отрицали необходимость государственного воздействия на экономику, полагаясь на саморегулирование рынка, исходя из ведущей роли денежной и кредитной политики.

Эйфория первого периода перехода к рынку в порыве резкого отрицания планового воздействия на экономику привела к переоценке возможностей рынка. Выяснилось, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночной свободы в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственного правового механизма. Опыт реформ прошедших лет показал, что государство нельзя рассматривать как антипод рынку. Государство и рыночная экономика не только не исключают, но и дополняют друг друга. Более того, нельзя согласиться с теми авторами, которые пытаются обосновать тезис о «недопустимости прямого участия государства в экономике» 1 . Невозможно отрицать участие государства в экономике даже по той простой причине, что существуют неэффективные, но общественно необходимые сферы экономики, в которых частный субъект не желает участвовать. Собственность в данных сферах объективно будет принадлежать государству ввиду того, что ее использование неприбыльно .

Современная экономика характеризуется возросшей ролью государства, существенным изменением ее характера, значительной долей в ней государственного сектора. Причем главными инструментами государственного регулирования в зарубежных странах являются налоговая политика, финансовая помощь, технологическая политика, меры, направленные на объединение государственного и частного капитала. Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими функциями : разработка законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп; стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Понятие и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование может осуществляться посредством прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. При всем многообразии как тех, так и других специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной и невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько се не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо - это обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Следует признать обоснованность административных методов регулирования и для защиты стратегически важных отраслей экономики , например, сельского хозяйства. Государство должно именно административными мерами обеспечить востребованность сельскохозяйственной продукции на тех условиях, которые позволят уравнять шансы промышленного и сельскохозяйственного производства.

Именно административными мерами возможно обеспечить единую тарифную политику по базовым отраслям, которые, по существу, являются государственной монополией. Административные методы должны быть экономически обоснованы.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование представляет собой практическую реализацию функций всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Несовершенство правового регулирования предпринимательской деятельности, недостаточность и противоречивость законодательства создают серьезные препятствия на пути эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вопросы, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, содержатся в многочисленных НПА.

Единого законодательного акта, четко определяющего, что такое государственное регулирование предпринимательской деятельности, каковы основные формы и методы такого регулирования, пределы государственного вмешательства, исходя из целесообразности такого вмешательства, в настоящее время нет.

В рыночных условиях необходимость государственного воздействия на экономику определяется как минимум следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

  • - обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • - формирование федерального, регионального и местного бюджетов;
  • - защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • - обеспечение занятости населения;
  • - обеспечение обороноспособности и безопасности страны;
  • - реализация свободы предпринимательской деятельности и конкуренции, защита от монополизма;
  • - соблюдение правопорядка по внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Бесспорным является сам факт государственного воздействия на экономику, которое осуществляется в любом государстве. Уровень экономического, социального развития, национальные особенности и другие факторы определяют формы и методы такого воздействия. Для современной России характерно становление рыночных механизмов управления экономикой государства, что не всегда обходится без ошибок и просчетов. Положителен отказ от административно-планового регулирования экономикой и тенденции построения рыночной системы хозяйствования. Экономическая функция государства должна проявляться в трех основных направлениях: нормативное регулирование, контроль, участие государства в предпринимательских отношениях на равных началах с иными субъектами. Ослабление воздействия на одном из этих направлений автоматически влияет на эффективность других.

В связи с постепенным перераспределением экономических функций с публичных субъектов на частные важно сохранять баланс между государственными (публичными) и частными интересами, так как именно субъекты предпринимательской деятельности являются основой экономики большинства ведущих стран, внутренним источником устойчивого экономического развития любого государства.

Экономическая свобода не может быть безграничной, ее пределы и способы осуществления устанавливает государство, действуя в интересах общества. При этом должны быть удовлетворены не только частные, но и публичные интересы, что может быть достигнуто только посредством государственного регулирования экономики.

  • Сорокин Л. К. Государство и предпринимательство в России (Исторический опыт предоктябрьской модернизации) // Политические исследования. 1995. № 3. С. 155.
  • Абалкин JI. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 9.