Восприятие, понятие, виды. Основные закономерности восприятия учебного материала. Законы и виды восприятия Общие закономерности процесса восприятия

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия.

Целостность ― внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от составляющих его элементов.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени.

Даже в тех случаях, когда некоторые признаки знакомого объекта нами не воспринимаются, мы мысленно их дополняем. Это хорошо видно на рис. 3.5.: тенденция к сознанию целостности объекта настолько велика, что мы даже «видим» грани прямоугольника.

Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия способствует включенность объекта в определенную ситуацию (контекст), как это например показано на рис. 3.6. В левом прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам, в правом прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Рис. 3.5. Целостность восприятия


Рис. 3.8. Константность восприятия

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.

Константность восприятия ― не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира, оно может быть иллюзорным (ошибочным).

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.

Например, вследствие того что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это в пользу верхней линии

На рис. 3.9 показан пример иллюзии восприятия высоты цилиндра и ширины его полей. Размеры цилиндра по высоте кажутся больше, а в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинакова. Другой пример показан на рис. 3.10, когда из-за зрительных иллюзий параллельные линии на изображенном фоне искривляются.

Возможны и другие причины зрительных иллюзий, когда мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность психического образа.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление ― это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ведь мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.

Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большое внимание, но первое что нужно сделать при восприятии зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном. Например, на рис. 3.11 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. При этом, один увидит изображенную на рисунке вазу на черном фоне, а другой – два профиля на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприятия, а черные профили – его фоном, у других наоборот. Таким образом, между фигурой и фоном восприятия существуют взаимообратимые отношения.


Рис. 3.11. Ваза или два лица

Структурность восприятия . Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта в целом. Например, внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации, как это показано на рис. 3.12.



Рис. 3.12. Восприятие однотипных объектов

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Она достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов (к животным, растениям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т. п.). В этом проявляется категориальность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций.

Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым словом, человек осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево «сосной», мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже дерева. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от глубины наших знаний о предмете.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Кроме этого, осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии, как это показано на рисунках. На рис. 3.13 слева возникает иллюзия преломления прямой, а справа эта иллюзия исчезает. На рис. 3.14 мы видим треугольник, которого нет.


Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать какой-либо предмет ― значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это стол», «это автомашина» и т. д.) и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков ― его характерных примет. Оно затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия .

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой . Некоторые хорошо известные нам предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводимую лодку мы узнаем по характерному силуэту с рубкой и не путаем ее с обычной.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В зависимости от этого, в объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего она проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техники.

Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное – фоном. Избирательность восприятия сопровождается централизацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект больший по величине, как, например, на рис. 3.15).

Избирательность восприятия зависит как от объективных предметов, которые воспринимаются, так и от субъективной установки и от того, какие элементы объекта признаются базовыми. В зависимости от этого вы на рис. 3.16 можно увидеть молодую или старую женщину.

Выделение объекта из окружающей действительности обусловлено его значением для данного человека. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать либо опытный инженер-конструктор, либо школьник, интересующийся техникой, либо просто любопытный человек.

Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может из-за неподвижности или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.

Апперцепция . Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией. Особенно следует отметить роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями, прошлым опытом, профессиональной направленностью проявляется в избирательности восприятия различных сторон предметов, приведенных на рис. 3.17.

Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, ценностей, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (потребности, мотивы, установки, эмоции и т. п.). Например, ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя.

Виды восприятия.

В основу классификации восприятия положены следующие критерии:

· ведущий анализатор в восприятии;

· цель восприятия;

· степень организации;

· направленность восприятия;

· форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор, через который воспринимается основная часть информации, но одновременно студент видит преподавателя, следит за его работой, конспектирует лекцию.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклад, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также выступать как самостоятельная деятельность ― наблюдение. Под наблюдением имеется в виду произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными. Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

· восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира;

· восприятие времени;

· восприятие движений.

· восприятие человека человеком;

В восприятии пространства различают восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов, линейной и воздушной перспективы.

Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Основой этого восприятия является величина объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.

Восприятие формы – сложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет и функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятии плоской формы большое значение имеет отчетливое различение очертаний предметов, его контура, а при восприятии объемной формы – глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали ― уплощенной. Тоннели, аллеи и другие подобные протяженные объекты издали представляются более короткими, чем при восприятии с близкого расстояния.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общие закономерности восприятия
Рубрика (тематическая категория) Психология

Существуют общие закономерности восприятия, характерные для всœех видов, а именно: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность; 7) активность; 8) историчность; 9) предметность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие тем и отличается от ощущения, что связано с пониманием объекта и обозначения его словом. При восприятии объекта на первый план выступают те его качества, которые соответствуют поставленной задаче, либо знакомы из прошлого опыта.

Наиболее простой формой восприятия объекта является узнавание , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает соотнесение его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание должна быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (к примеру, это автомобиль), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с конкретным знакомым предметом (к примеру, это Ауди-100 сосœеда из 36 квартиры). Дифференцированное узнавание является более высоким уровнем, предполагающим выделœение признаков, характерных именно для этого объекта.

Высшей формой восприятия является осмысленное восприятие. В этом случае принято понимать сущность предмета или явления, функции, им выполняемые.

2. Целостность восприятия. Человеческое восприятие целостно, ᴛ.ᴇ. охватывает комплекс признаков, их соотношение между собой. Недостающие характеристики достраиваются воображением. Многие дети любят смотреть на облака и видеть осмысленные фигуры, ᴛ.ᴇ. несколько признаков предмета дополняются до целостного образа.

3. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. К примеру, яблоко должно быть круглым зелœеным, желтым или красным. В случае если же с помощью ножа придать ему форму пирамиды и покрасить в синий цвет, то его невозможно будет узнать.

4. Избирательная направленность восприятия. В каждый момент времени человек видит, слышит, осязает и обоняет множество вещей, но из этого потока ощущений осмысленно воспринимается только то, на что направлено внимание. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, необходимый объект становится фигурой на фоне. Выделœение объекта из фона осуществляется по его контуру. Более резкий контур облегчает воспроизведение, более размытый – затрудняет (это лежит в базе маскировки).

5. Апперцепция (от лат. ʼʼadʼʼ - к; ʼʼperceptioʼʼ - восприятие). Апперцепцией принято называть зависимость восприятия от опыта͵ знаний, интересов и установок личности. Когда человек смотрит на ломтик лимона, у него непроизвольно выделяется слюна, как если бы он ощутил на языке его кислый вкус. Очень часто восприятие предмета сопровождается индивидуальной эмоциональной окраской, основанной на прошлом опыте. Один будет с восторгом смотреть на новенький Мерседес – предел его мечтаний, а другого начнет лихорадить от воспоминаний о недавней автокатастрофе.

6. Константность восприятия. Когда мы имеем дело не с экспериментом, а с реальной жизнью, объекты окружающего мира обычно не сохраняют неизменными свои характеристики, необходимые для восприятия. Но тем не менее мы узнаем предметы, вне зависимости от их размера, удаленности, а звуки не взирая на темп или высоту. В качестве примера константности можно привести дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта.

7. Активность. Чем ни большее участие принимает тело в ознакомлении с объектом, тем целостнее создаваемый образ. К примеру, некоторые учителя начальной школы при обучении детей алфавиту не просто пишут на доске буквы, а дают им потрогать буквы, вырезанные из наждачной бумаги, чтобы задействовать три анализатора (зрительный, слуховой и осязательный).

8. Историчность. Процесс восприятия находится в прямой зависимости от прошлого опыта субъекта и от его практики в этой области. Способность какого-то вида восприятия должна быть развита с помощью упражнений.

В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает сенсорные эталоны: фонемы родного языка, геометрические фигуры, цвета͵ музыкальные звуки и т.д. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов принято называть оперативными единицами восприятия .

9. Предметность. Под предметностью восприятия принято понимать способность человека воспринимать не набор разрозненных ощущений, поступающих из внешней среды, а отдельные предметы, вызывающие данные ощущения. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Общие закономерности восприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие закономерности восприятия" 2017, 2018.

  1. осмысленность и обобщенность . Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове;
  2. целостность . В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование;
  3. структурность . Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта;
  4. избирательная направленность . Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов;
  5. апперцепция - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок . В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны;
  6. константность - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.

Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.

Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.

В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляемое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это содействует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету , одежды и т.д.).

Предъявление для опознания из трех человек содействует нивелированию общих признаков и направляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей.

При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий.

К объективным условиям относятся физические условия первоначального восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и т.п.).

К субъективным факторам опознания относится психическое состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также психические свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к соотнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учитывать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица.

При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова).

Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы некоторые сведения о восприятии речи человека.

С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющихся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные - менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных слов.

Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Понятие восприятия. Более сложной формой психического отражения но сравнению с ощущениями являются восприятия, которые формируют в сознании человека целостный образ какого-либо объекта, явления и т.п., когда отдельные ощущения как бы сливаются и весь перцептивный процесс развивается от отражения отдельных признаков предмета, переходя затем к его отражению в целом.

Таким образом, восприятие - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

В судопроизводстве знание закономерностей процесса восприятия помогает лучше понимать механизм формирования показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т.д., оценивать достоверность их показаний в качестве доказательств по делу (ст. 88 УПК, ст. 67 ГПК).

Виды и свойства восприятий. В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора различают виды восприятий: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические. Исходя из организации процесса восприятия, выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие.

Основными свойствами и закономерностями восприятия являются:

а) предметность, целостность, структурность восприятия. В повседневной жизни человека окружают разнообразные явления, предметы, наделенные различными свойствами. Воспринимая их, мы изучаем их в целом. Такое восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, развитие его перцептивных способностей.

Наглядно проявление данной закономерности перцептивной деятельности можно проследить при рассматривании рис. 6.1. Пятна, не связанные контуром, тем не менее создают образ собаки (рис. 6.1, а), причем мы отличаем пятна на теле собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда пятно вообще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство с каким-то определенным объектом, наделить его некоторой предметностью. Например, это имеет место при рассматривании совершенно бесформенных пятен из теста Роршаха (рис. 6.1, б), напоминающих то летучую мышь, то какую-то бабочку и т.д.

Рис. 6.1.

В отличие от ощущений в результате такого осмысленного восприятия формируется целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого явления, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей, потерпевших и др. нужно выяснять не только то, что они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных особенностях воспринятого ими объекта, явления. В противном случае показания свидетеля (потерпевшего), "основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности", следует относить к недопустимым доказательствам (п. 2 ч 2. ст. 75 УПК);

  • б) активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза признаков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его свойства, выделяем необходимые связи, что придает преднамеренный, активный характер восприятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение зрачков глаз, руки при осязании, перемещение тела в пространстве относительно изучаемого предмета. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере свернут;
  • в) осмысленность восприятия. Это одно из его важнейших свойств, в котором проявляется "синтез перцептивных и мыслительных компонентов". Поскольку восприятие тесно связано с мышлением, оно практически всегда осмысленно (Л. С. Выготский), поэтому перцептивная деятельность нередко приближается к "наглядному мышлению" (А. Р. Лурия). Мы не только воспринимаем, но и одновременно с этим изучаем предмет познания, стремимся к его пониманию, пытаемся найти объяснение его сущности, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллюстрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются так называемые неоднозначные (двойственные) фигуры, создающие своеобразный эффект "стереографической двусмысленности", вызывающие у нас впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в объемный трехмерный объект. Например, в зависимости от того, как осмысливается фигура (рис. 6.2), как она воспринимается нами, мы по своему желанию можем видеть попеременно то лестницу, спускающуюся слева направо вниз, то уступчатый карниз, поднимающийся вверх справа налево. И хотя в том и другом случае проекция изображения на сетчатке глаза остается неизменной, мы видим попеременно два совершенно разных объемных объекта, имеющих чисто внешнее контурное сходство.

Рис. 6.2.

Рисунок демонстрирует нам своего рода зрительную инверсию, когда мы попеременно видим то лестницу слева, то уступчатый карниз справа

Хорошо прослеживается активная роль нашего мышления при рассматривании изображения фигуры на рис. 6.3, известной как куб Неккера (по имени ученого, описавшего свойства этой фигуры). Небольшим волевым усилием можно осмысленно "переворачивать" этот куб в пространстве, попеременно меняя положение его ближней и дальней от нас вертикальной плоскости.

Благодаря активной роли нашего мышления, диктующего нам, что "нужно" видеть, мы начинаем избирательно реагировать именно на те визуальные стимулы, на основе которых и создается определенный, "нужный" нам предметный образ, отличающийся от других перцептивных образов. Иными словами, осмысленный, избирательный перцептивный процесс приводит нас к тому, что образ восприятия в результате активной интеллектуальной, смысловой переработки переходит в образ сознания (в том числе, как нередко случается, и в ошибочный образ). Под воздействием этого образа мы и оказываемся в дальнейшем, к сожалению, и тогда, когда под влиянием заблуждения совершаем досадные промахи и ошибки в познавательной деятельности (в том числе и в сфере гражданско-правовых отношений, например при совершении сделок - п. 1 ст. 178 ГК).

Рис. 6.3.

Чередующая визуальная ориентация куба (а) в пространстве такова, что она допускает одновременно как бы два варианта его положения и в), что на самом деле нереально, хотя субъективно происходит именно так в зависимости от того, в каком положении мы хотим видеть эту фигуру. Не так ли происходит и в жизни, когда мы смотрим на какой-то предмет, наблюдаем какое-то явление с разных точек зрения?

Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание английскому психологу Р. Л. Грегори (1923), образно назвать наш зрительный анализатор "разумным глазом", подчеркнув неразрывную связь зрительного восприятия с мышлением, обратив внимание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными процессами. "Восприятие, - писал он, - своего рода мышление. И в восприятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднозначностей, парадоксов, искажений и неопределенностей. Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наиболее абстрактном мышлении". Благодаря такому механизму восприятия человек, нередко даже не осознавая того, видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяснить многие ошибки в свидетельских показаниях, изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия и т.д.

Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринимаемого, поскольку "процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь". Вербализация увиденного обостряет наше восприятие, помогает выделить существенные признаки, их отношения. Пожалуй, пет лучшего способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы. При этом велико значение не только монологической внутренней или устной, но и письменной речи. Вот почему требование законодателя о протоколировании следственных действий (ст. 166 УПК) имеют под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу;

  • г) организация поля восприятия. Данная закономерность восприятия играет существенную роль в познавательной деятельности: благодаря ей отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Так, например, тенденция к мысленной организации зрительного ноля положена в основу разработанной в криминалистике методики использования идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица;
  • д) апперцепция. Это свойство проявляется в особой зависимости восприятия от содержания нашего опыта, знаний, интересов. В течение жизни мы постоянно подвергаемся воздействию различных стимулов (раздражителей). Постепенно у нас накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с ними, а также предметный, интеллектуальный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характеристик различных раздражителей, своего рода банк перцептивных гипотез, позволяющий нам быстро реагировать на всевозможные стимулы, своевременно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения характера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый характер.

Простейшим наглядным примером смены перцептивных гипотез в процессе восприятия является чередование зрительных образов, когда мы рассматриваем двойственные фигуры - графические рисунки с так называемой пиктографической двусмысленностью (рис. 6.4). В первом слу

Рис. 6.4.

час это известный рисунок В. Е. Хилла "Моя жена и теща", на котором попеременно видятся то пожилая, то молодая женщина. На втором рисунке мы видим то лицо индейца, то фигуру мальчика-эскимоса в зимней одежде.

Перцептивные гипотезы могут приобретать чувственную форму, и тогда мы видим не столько объект, сколько саму перцептивную гипотезу в виде того или иного образа-представления. Не этим ли психологическим феноменом объясняются те очевидные ошибки, когда следователь, например, "видит" на месте происшествия не убийство, а самоубийство, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому "видению"? Или когда свидетель, заблуждаясь, утверждает то, что не могло быть на самом деле;

е) константность восприятия. Данное свойство восприятия состоит в способности перцептивной системы отражать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит. Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее проекции на сетчатку глаза в виде круга или сбоку в виде эллипса, она все равно воспринимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым. Однако константность сохраняется лишь до определенных пределов: при резком изменении освещения, воздействии на воспринимаемый предмет контрастного по цвету фона константность может нарушаться, и это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских показаниях.

Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, но и условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета;

ж) иллюзии. Искажение воспринятых предметов одна из наиболее интересных проблем, с которой может сталкиваться следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показаний лиц, свидетельствующих о каких-то событиях, и т.п. Поскольку значительное количество информации участники уголовного судопроизводства получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую актуальность приобретают оптические, или зрительные, иллюзии.

Причины подобных иллюзий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным предпосылкам их появления относятся отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиации, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят более крупными по сравнению с такими же по размеру темными предметами, и т.д. К причинам субъективного характера, способствующим появлению иллюзий, следует отнести адаптацию, утомление рецепторного аппарата и др.

Особенности восприятия различных объектов. С точки зрения наиболее значимых для судопроизводства объектов восприятия рассмотрим особенности восприятия предметов, пространства, времени, скорости движения и т.д.

1. Восприятие предметов. Ведущую роль в восприятии материальных объектов играют зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы. Наиболее информативными признаками предметов являются их форма, величина, а также взаимное расположение в пространстве, зафиксированные с помощью зрительного восприятия.

Известно, что восприятие предметов, лиц происходит двояким образом. Простые, хорошо знакомые объекты воспринимаются обычно сразу. Так бывает, например, при узнавании свидетелем различных предметов, которые он хорошо запомнил (симультанное узнавание). В других, более сложных случаях процесс восприятия предмета носит развернутый, более осмысленный характер (сукцессивное узнавание)1.

При восприятии сложных, многомерных объектов меняется направление взгляда с выделением наиболее важных "узлов" и деталей. Таким образом, полнота зрительного восприятия во многом обеспечивается движением, перемещением относительно друг друга воспринимаемого объекта и зрительного рецептора. Поэтому, чтобы расширить возможности зрительного восприятия, следует изменять не только положение зрачка, но и сам предмет относительно глаза, преодолевая иной раз те отрицательные эмоции, которые возникают при контактном осмотре не очень приятных с эстетической точки зрения объектов криминального характера.

2. Восприятие пространства. Это более сложный вид перцептивной деятельности. Восприятие пространства включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относительно друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела о ДТП, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет исключительно важное значение.

Существенно облегчают восприятие пространства дополнительные зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с помощью которой пространство как бы расчленяется на составные элементы, после чего они оцениваются в отдельности. Когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно воспользоваться этой системой, предложив ему последовательно определить расстояние до отдельных точек, а уж потом, суммировав данные, попытаться определить искомую величину.

Большое значение для восприятия пространства (что особенно важно учитывать при оценке свидетельских показаний) имеют: положение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Например, расположение свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по сравнению с положением свидетеля перпендикулярно направлению движения транспортного средства при прочих равных условиях может привести к большей степени искажения пространственного восприятия движущегося объекта и его скорости.

3. Восприятие времени. Это отражение в сознании человека последовательности, длительности, скоротечности явлений действительности, наконец, ориентирование на человека в самом времени. На восприятие последовательности событий во времени влияют такие факторы, как перцептивная установка субъекта, выражающаяся в его готовности к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов; упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно так же раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий но сравнению с другим, "неинтересным" стимулом. Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от времени допроса.

Значительное влияние на восприятие продолжительности какого-либо события также может оказать степень занятости субъекта в данный временной интервал. Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожидании неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация: время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей, воспринимается более коротким.

Изменяется восприятие продолжительности времени и в зависимости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка, поэтому при допросе свидетелей мы можем столкнуться с расхождениями в этой части их показаний.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмоциональной, психической напряженности, что также оказывает искажающее влияние на оценку продолжительности события.

Иногда при расследовании преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, возникает необходимость оценить интервалы между услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать временную оценку интервалов, следователи нередко сталкиваются с существенными искажениями в оценках их длительности. Дело в том, что короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, практически не воспринимаются. При интервалах в 0,5-1 с границы выстрелов и интервал образуют единство. И лишь при интервале свыше 1 с преобладающим является восприятие интервала.

Наряду с этими эмпирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные - недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким, и наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее первого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности громкий звук кажется более продолжительным. Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более продолжительными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками1. Чтобы помочь свидетелю с наибольшей точностью определить интервалы между выстрелами, следует не только попросить его дать количественную оценку, но и предложить отстукиванием воспроизвести интервалы между выстрелами с одновременным хронометрированием его действий. Практика показывает, что оценка интервалов свидетелем в первом и во втором случаях будет существенно различаться.

4. Восприятие движения. Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем случае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения, и по нему уже дается субъективная оценка скорости. С этим явлением нередко приходится иметь дело при расследовании ДТП. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомобиля по результатам аварии и той динамичной обстановке, в которой она произошла. Трупы, кровь, деформированный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку ошибочным умозаключениям. Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться: на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов?

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия иногда обусловливают необходимость проведения судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний. В некоторых случаях это является обязательным, например, когда с учетом психического или физического состояния потерпевшего возникают сомнения относительно его "способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела" (п. 4 ст. 196 УПК).

5. Восприятие юридически значимых обстоя тельств. Восприятие сложных, многоплановых событий, различных явлений криминального характера, обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (события преступления, виновности лица в сто совершении, формы вины, личности обвиняемого, его мотивационной сферы и т.д. - ст. 73, 421 УПК), предполагает не только восприятие внешней стороны исследуемых объектов, но и смысловое восприятие "внутреннего содержания событий (т.е. понимание их объективного значения)"2. В этой многоплановости восприятия проявляются его регистрирующий и оценочный компоненты. Как пишет И. А. Кудрявцев, "внешней, фактической стороной воспринимаемых событий является восприятие их на уровне чувственного отражения"; внутреннюю же, содержательную сторону составляет "понимание объективного (культурного, социального) значения происходящего события, оценивание его как такового в момент происшествия, т.е. способность понимать сущность события во всей его целостности"3. Поэтому качество перцептивной деятельности человека зависит не только от собственно самих анализаторов, порога их чувствительности и т.п., но и от возраста, образования, жизненного, профессионального опыта, социальных установок, ценностных ориентации субъекта, его индивидуально-психологических особенностей, уровня психического, интеллектуального развития и, конечно же, психофизиологического, эмоционального состояния во время восприятия. На эти закономерности перцептивной деятельности, связь восприятия с пониманием происходящего явления, уровнем интеллектуального развития человека, с субъективным характером переработки им воспринимаемой информации обращают внимание и другие ученые, специалисты в области юридической психологии2.

Аналогичные закономерности восприятия юридически значимых событий отмечаются и в гражданском судопроизводстве в ходе оценки поведения сторон при совершении различного рода сделок, особенно в случаях, когда мы имеем дело с заблуждением одного из участников сделки (ст. 178 ГК). В подобных ситуациях "в сознании человека происходит сопоставление воспринимаемого образа, условий, составных элементов заключаемой сделки с идеальным образом этой сделки, который ранее был сформирован в сознании одного из ее участников", и здесь малейшая ошибка в ходе осмысленного восприятия из-за невнимательности не только по отношению к внешней стороне сделки, но и к ее внутреннему содержательному смыслу может приводить к формированию ошибочных представлений и в конечном итоге к заблуждениям как к проявлению своего рода "порока воли"3. Поэтому индивидуальные различия людей, вступающих в правовые отношения, особенности их перцептивной деятельности в тех случаях, когда это действительно имеет значение и в уголовном, и в гражданском судопроизводстве, обусловливают необходимость проведения судебно-психологических исследований перцептивных способностей их участников.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия.

Целостность ― внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах:

а) объединение разных элементов в целом;

б) независимость образованного целого от составляющих его

элементов.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени.


Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия способствует включенность объекта в определенную ситуацию (контекст), как это например показано на рис.9.

Рис . 9. Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностью в контекс ситуации. В левом прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам, в правом прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета (рис.10).


Рис .10. Константность восприятия. Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку действительной величины.

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.



Константность восприятия ― не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Восприятие может быть иллюзорным (ошибочным).

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.

Например, вследствие того, что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем движения по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это "в пользу" верхней линии

На рис. 11 показан пример иллюзии восприятия высоты цилиндра и ширины его полей. Размеры цилиндра по высоте кажутся больше, а в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинакова. Другой пример показан на рис. 12, когда из-за зрительных иллюзий параллельные линии на изображенном фоне искривляются.

Возможны и другие причины зрительных иллюзий, когда мы часто

видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность психического образа.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление ― это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.


Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большое внимание, но первое что нужно сделать при восприятии зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном. Например, на рис.13 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. При этом, один увидит изображенную на рисунке

Рис.13 . Ваза или два лица.

вазу на черном фоне, а другой - увидит два профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприятия, а черные профили – его фоном, у других наоборот. Таким образом между фигурой и фоном восприятия восприятия существуют взаимообратимые отношения.


Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта в целом. Например, внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации, как это показано на рис.14.

Рис.14. Однотипные объекты, например буква А, опознаются как

таковые благодаря отражению их структурной организации.

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов (к животным, растениям, к предметам мебели, событиям общественной жизни и т. п.). В этом проявляется категориальность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций.

Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево "сосной", мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже дерева. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от глубины наших знаний о предмете.

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать предмет ― значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, "это стол", "это автомашина" и т. д.) и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков ― его характерных примет. Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия .

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой . Некоторые хорошо известные нам предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводимую лодку мы узнаем по характерному силуэту с рубкой и не путаем ее с обычной лодкой.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В зависимости от этого, в объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техники.

Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное фоном. Избирательность восприятия сопровождается централизацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект больший по величине, например, рис. 17).

Выделение объекта из окружающей действительности обусловлено его значением для данного человека. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор или ученик, интересующийся техники просто любопытный человек.

Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может из-за неподвижностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.


Апперцепция . Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией . Особенно следует отменить роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями, прошлым опытом, профессиональной направленностью проявляется в избирательности восприятия различных сторон предметов, приведенных на рис. 19.

Рис .19. Этот плоский объект может стать объемным, как только Вы узнаете, что перед Вами изображение пирамиды

Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.). Например, ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя.

Виды восприятия . В основу классификации восприятия положены следующие критерии:

· ведущий анализатор в восприятии;

· цель восприятия;

· степень организации;

· направленность восприятия;

· форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор, через который воспринимается основная часть информации, но одновременно студент видит преподавателя, следит за его работой, ведет записи в конспект.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклад, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также может выступать как самостоятельная деятельность ― наблюдение.

Наблюдение -― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными . Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

· восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира;

· восприятие человека человеком;

· восприятие времени;

· восприятие движений.

В восприятии пространства различают восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов, линейной и воздушной перспективы.

Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Основой этого восприятия является величина объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.

Восприятие формы ― сложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет и функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятии плоской формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предметов, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали ― уплощенной. Тоннели, аллеи и другие подобные протяженные объекты издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета значение имеет его взаимодействие с фоном. В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета ― цветовые и пространственные характеристики объектов оцениваются относительно фона. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. При совпадении контуров обоих объектов могут возникнуть так называемые двойственные фигуры (рис. 19).


Рис .19. Пример восприятия двойственной фигуры при

совпадении контуров объектов

Четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. С различения контура объекта и начинается процесс восприятия, лишь после этого различаются его форма и структура.

Только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов. Это достигается при соединении зрительных ощущений с мышечно-двигательными и осязательными или представлениями, оставшимися от прошлого опыта. Так происходит непосредственное восприятие формы предмета или его рельефа путем осязания, в котором принимает участие кожный и двигательный анализатор.


В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При этом видении получаются два изображения: на сетчатке левого и правого глаза. Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его больше с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза отражается больше правая сторона предмета. Одновременное видение предмета двумя глазами дает впечатление объемности воспринимаемого предмета. При значительном удалении от нас предметов, когда их изображения на обеих сетчатках теряют свои различия, мы воспринимаем предметы как объемные на основании представлений, сохранившихся от рассматривания на близком расстоянии (рис. 20).

Рис .20 Относительный размер как монокулярный признак удаленности.

При этом большое значение имеют законы перспективы и светотени. Известно, что на плоской картине, руководствуясь правилами перспективы и светотеней, можно изобразить предметы так, что они будут восприниматься как объемные.