Управление материальными, человеческими и финансовыми ресурсами проекта. Ресурсы проекта Управление человеческими и материальными ресурсами проекта

Управление материально-техническими ресурсами проект

Как известно, необходимым условием успешного выполнения проекта является своевременная поставка материально-технических ресурсов в соответствии с проектной документацией и технологией реализации проекта.

Основные задачи обеспечения проекта ресурсами рассматриваются на самых ранних стадиях проработки концепции проекта. Дело в том, что многие проекты представляют собой чрезвычайно материально, энергетические и технически емкие начинания. Зачастую, фактор ресурсного обеспечения оказывается решающим при принятии стратегических решений по проекту. В связи с этим закупки и поставки в контексте УП как правило выделяются в самостоятельную подсистему проекта.

Как отмечалось ранее, закупки и поставки представляют собой два взаимосвязанных процесса. Тем не менее, процесс поставок материально технических ресурсов представляет собой относительно самостоятельную область деятельности. В широком смысле - управление материально-техническим обеспечением, движением товарно-материальных запасов, информационными потоками, логической цепью применительно к производственным, управляющим автоматизированным системам. Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями. Володин В.В. «Управление проектами»

Методы планирования материально-технического обеспечения в проектной среде

В последние годы в практике материально-технического обеспечения проектов стали использоваться новые методы и технологии, базирующиеся на концепции логистики.

Понятие логистики многогранно. В самом общем виде она определяется как наука управления (планирования, организации, контроля) движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя.

Логистика в сфере материально-технического обеспечения понимается как наука о:

· рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства;

· совокупности различных видов деятельности в целях получения необходимого количества продукции в установленное время и заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции;

· взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем -- от производства до потребления;

· управлении процессом физического распределения продукции в пространстве и времени;

· интеграции производственного и перевозочного процессов, включая все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиентурой, и их необходимым информационным обеспечением;

· планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока;

· планировании, управлении и контроле материальных, информационных, людских и энергетических потоков;

· физическом распределении материальных ресурсов, техническом, технологическом, организационном и информационном обеспечении данного процесса.

Целью логистики является удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками, для чего в логистике организуются информационные потоки.

Материальный поток -- продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и т. п.) и отнесенная к временному интервалу.

Наиболее часто встречающимися логистическими операциями с материальными потоками являются складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств и т. д. К логистическим операциям с информационными потоками, соответствующими материальным потокам, могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных.

Таким образом, материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, выполнения операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная от первичного источника вплоть до конечного потребителя. "Управление проектами"

Выводы по главе I

Проект - целенаправленный, заранее проанализированный и спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта (совокупности объектов) направленный на достижение заранее определенных целей в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном качестве.

Жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы:

· прединвестиционную включающую, например: предварительное обоснование, технико-экономическое обоснование (ТЭО), анализ инвестиционных возможностей;

· инвестиционную, включающую, например: доклад об инвестиционных возможностях, переговоры и заключение контрактов, проектирование, производство работ, обучение персонала;

· эксплуатационную, включающую, например: приемку и пробный запуск, замену оборудования, расширение, инновации, выход на проектные мощности.

Планирование представляет собой совокупность связанных между собой взаимными отношениями процедур. Первым этапом планирования проекта является разработка первоначальных планов, являющихся основой для разработки бюджета проекта, определения потребностей в ресурсах, организации обеспечения проекта, заключения контрактов и пр.

Основная цель планирования состоит в построении модели реализации проекта. Она необходима для координации деятельности участников проекта, с ее помощью определяется порядок, в котором должны выполняться работы.

План проекта - комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последовательности и в установленные сроки. По своей сути план это модель будущего, сценарий развития событий.

Планирование проекта - приведение системы от желательного состояния к возможному.

Процесс планирования - динамичный, систематический, непрерывный процесс осознания перспективных целей и задач, и нахождения путей их решения.

Цели планирования- формирование взаимно согласованных характеристик желаемых и потенциально осуществимых результатов реализации проекта в рамках заданных ограничений на основе предвидения возможной динамики развития проекта и вариантов будущих решений.

Управление ресурсами -- одна из главных подсистем управления проектом. Включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических. Понятие «ресурс» в методологии управления проектами трактуется широко: все, чем располагает проект, -- в том числе трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, команда проекта, время (продолжительности, сроки ограничения), информация, знания и технологии -- является взаимосвязанными ресурсами проекта.

Управление проектами обычно выделяют два основных вида:

· Невоспроизводимые, складируемые, накапливаемые ресурсы;

· Воспроизводимые, нескладируемые, ненакапливаемые ресурсы; Володин В.В. «Управление проектами»., Управление проектами"

Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г

Управление ресурсами - одна из главных подсистем УП. Управление ресурсами - одна из главных подсистем управления проектом, которая включает в себя процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических и др.

Управление материальными ресурсами проекта начинается, по сути, на прединвестиционной фазе при разработке технико-экономического обоснования, затем на стадии планирования определяются потребности в ресурсах и возможности их обеспечения. Существенным отличием управления проектом от управления производ-ством является ограниченность ресурсов в каждый момент времени. Исходя из этого принципа, основными задачами управления ресурсами являются: 1. Оптимальное управление ресурсами. 2. Управление материально-техническим обеспечением, в том числе: Управление закупками ресурсов. Управление снабжением.
Управление человеческими ресурсами проекта - это процесс обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов проекта, к которым относятся все участники проекта (спонсоры, заказчики, команда проекта, субподрядчики, подразделения компании и другие участники проекта)

Для успешного достижения целей проекта критически важным является следующее:идентифицировать состав участников проекта;определить роли участников проекта и порядок их взаимодействия;сформировать команду проекта и команду управления проектом;построить необходимую и достаточную для управления проектом организационную структуру.

Команда проекта - временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проекта состоит из команды управления, участников проекта, выполняющих работы в рамках проекта, - Исполнителей проекта.

Команда управления проектом (КУП) - члены команды проекта, уполномоченные принимать управленческие решения по управлению проектом.

включать в свой состав участников со следующими ролями:Руководитель проекта;Куратор проекта (Спонсор);Архитектор системы;Администратор проекта.

Управление финансовыми ресурсами осуществляется в рамках управления стоимостью. Управление стоимостью заключается в обеспечении выполнения тройного ограничения на управление проектами - по стоимости, срокам и содержанию. Управление стоимостью проекта объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета. К процессам управления стоимостью относятся:стоимостная оценка - определение примерной стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта; разработка бюджета расходов - суммирование оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ с целью формирования базового плана по стоимости;управление стоимостью - воздействие на факторы, вызывающие отклонения по стоимости, и управление изменениями бюджета проекта.


Билет №16

1.Цели и содержание административной и муниципальной реформ, их общие черты.

Административная реформа необходима для решения следующих комплексных задач: совершенствование способности государства реализовывать политику, предписанную законом; повышение эффективности системы государственных органов; превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание; повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора.

Цели административной реформы:

● оптимизация и упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти;

● изменение их системы, структуры и режима функционирования;

● простота и эффективность работы государственных органов;

● совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами;

● демократизация управления, его открытость и доступность для граждан.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

● внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

● разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

● реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС «Управление»);

● создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

● организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

● оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

● повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

● модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; ● формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Новое законодательство о местном самоуправлении, воплотившее в себе основные идеи муниципальной реформы, было принято 6 октября 2003 года. До этого местное самоуправление в России регулировалось рядом законодательных актов, основным из которых был Федеральный закон № 154-ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные финансы были урегулированы отдельным законодательным актом – Федеральным законом № 126-ФЗ от 25.09.1997 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Оставив прежним название основного нормативного документа в сфере местного самоуправления – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - новое законодательство (Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) внесло радикальные изменения практически во все аспекты функционирования местной власти.

Основные направления преобразований сводились к следующим:

● на всей территории страны в качестве базовой вводилась двухуровневая модель местного самоуправления, обеспечивающая формирование муниципальных образований на уровне поселений и на уровне муниципальных районов; кроме того, предусматривалось создание городских округов – одноуровневых муниципалитетов, выполняющих функции как поселений, так и районов;

● перечень вопросов местного значения достаточно существенно сокращался по сравнению с предыдущей редакцией Закона, все полномочия муниципальных образований разделялись между поселенческим и районным уровнем, при этом за муниципальными районами было закреплено решение как вопросов местного значения на межселенных территориях, так и исполнение многих ключевых функций на территории поселений (в частности, связанных с организацией образования и здравоохранения);

● вводилось более четкое регулирование передачи на местный уровень отдельных государственных полномочий и обеспечения их финансирования из бюджетов вышестоящих уровней;

● обеспечивалось более развернутое регулирование и расширялись формы осуществления непосредственной демократии на местном уровне; более детально, по сравнению с предшествующей редакцией закона, была проработана нормативная база территориального общественного самоуправления;

● ужесточались законодательно закрепленные требования к органам местного самоуправления, в частности, предусматривалось наличие в каждом муниципалитете представительного органа, главы муниципального образования, а также местной администрации; как правило, запрещалось совмещение постов главы администрации и главы представительного органа, жестко регулировалась численность местных депутатов и т.п.;

● ограничивался перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности; объекты, не подпадающие под законодательно установленные ограничения, подлежали перепрофилированию либо отчуждению;

● за муниципальными образованиями на постоянной основе закреплялись доходные источники; принципы и механизмы предоставления финансовой помощи муниципалитетам были детально урегулированы федеральным законодательством;

● вводилось более развернутое регулирование межмуниципального сотрудничества, направленное как на более активное использование данного инструмента в организации решения вопросов местного значения, так и на унификацию его форм.

Нельзя сказать, чтобы потребность в реформировании местного самоуправления не осознавалась в обществе. Активные дискуссии с привлечением экспертного сообщества, муниципальных лидеров, общественных организаций выявили неудовлетворенность сложившейся системой регулирования в данной сфере. При этом наиболее остро стояли вопросы организации финансирования муниципальных образований, обеспечения хотя бы минимальных гарантий финансовой автономии местного самоуправления.

Основные цели муниципальной реформы:

●  приближение власти к населению за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации (если не считать городские округа) муниципальных образований низового уровня – сельских и городских поселений, что вытекало из самой логики конституционных норм;

● четкое разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти (органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований различных видов – муниципальных районов, сельских и городских поселений);

● разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти, закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий и ликвидация нефинансируемых мандатов.

Управление ресурсами предусматривает ряд основных процессов, в том числе закупки, поставки, распределение ресурсов и управление запасами.

Рисунок 8.1 - Структура материально-технического обеспечения

Рисунок 8.2 - Структурная модель управления ресурсами проекта

Структурная модель процессов управления ресурсами приведена на рис. 8.2.

Закупки ресурсов являются центральным элементом системы управления ресурсами. Приведем основные понятия.

Под закупками понимают мероприятия, направленные на обеспечение проектов ресурсами, т.е. имуществом (товарами), выполнением работ (услуг), передачей результатов интеллектуального творчества в связи с конкретным проектом. Закупки и поставки взаимосвязаны и являются, по сути, двумя сторонами процессов материально-технического обеспечения проекта.

Управление закупками, материально-техническим обеспечением проекта - подсистема управления проектом, включающая процессы приобретения товаров, продукции и услуг по проекту от внешних организаций-поставщиков. Подсистема состоит из планирования материально-технического обеспечения, выбора поставщиков, заключения контрактов и их ведения, обеспечения поставок, завершения контрактов.

Управление поставками выделяется в качестве самостоятельной подсистемы наряду с управлением закупками. Включает в себя:

  • планирование поставок;
  • организацию бухгалтерского учета;
  • доставку, приемку и хранение товара;
  • учет и контроль доставки.

Планирование и организация закупок и поставок - первый этап в управлении ресурсами проекта. Планирование и организация осуществляются на основе данных проектно-сметной документации в увязке с общим планом проекта и учитывают длительность цикла закупок и доставки ресурсов, состоят из этапов, включающих выбор поставщиков, размещение заказов и контроль за поставками.

Выбор поставщиков осуществляется на основе изучения квалификационных анкет, призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности; список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет, согласуется с заказчиком и руководителем проекта; окончательный выбор поставщиков осуществляется в результате торгов.

Размещение заказов. Совместно с проектной организацией разрабатываются мероприятия по стандартизации (сокращению номенклатуры) закупок; общие заказы оформляются только на основе работ по сокращению номенклатуры закупок; оценка заявок и проведение торгов предшествуют заключению контрактов; заключение контрактов производится в результате дополнительных встреч и согласований с победителями торгов по вопросам требований к перевозке и хранению грузов, а также порядка платежей и премирования.

Контроль за поставками осуществляется на основе специальных графиков; организуется по каждому из видов поставок (оборудование, работы, местные материалы, услуги); основывается на общем плане проекта. Все изменения вносятся в общий график проекта; основывается на стандартных формах отчетности.

Процессы закупок являются наиболее сложными в управлении ресурсами и требуют тщательной проработки. Приведем ряд основных понятий логической последовательности.

Среда, влияющая на закупки , - сочетание внутренних и внешних сил как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом, которое способствует или препятствует достижению цели закупок. Эти силы могут быть связаны с бизнесом, проектом или обусловлены политическими, экономическими, технологическими или организационными обстоятельствами.

Стратегия закупок по проекту - система методов, принципов взаимосвязи специфики закупок по конкретному проекту с окружающей средой проекта.

Взаимосвязь закупок (обеспечения) по проекту со структурой работ по контрактам и стадиям проекта - формализованная структура связей работ проекта и требуемого обеспечения ресурсами в разрезах сроков и контрактов.

Планирование закупок по контракту - процесс, в результате которого формируется документация по закупкам, устанавливающая принципы деятельности по закупкам (обеспечению проекта), детализирующая процесс закупок по времени, затратам, исполнителям, поставщикам, контрактам, стадиям проекта и видам ресурсов.

Предварительная оценка возможностей закупок - оценка опыта, производственных показателей (в ретроспективе), возможностей, ресурсов и текущей загруженности работой потенциальных поставщиков.

Выбор источников закупок - процесс выбора организации и /или индивидов, чьи ресурсы, надежность и производственные показатели, как предполагается, должны обеспечить достижение целей закупок.

Оценка источников закупок - общее изучение возможных поставщиков для отправки им запроса о предложениях либо для начала переговоров с ними с целью заключения контракта.

Проверка (оценка) поставщиков для закупок по проекту - квалификационные проверки соответствия конкретных поставщиков целям проекта на стадии переговоров на контрактной фазе проекта.

Рассмотрение технической компетентности поставщиков на этапе закупок (обеспечения проекта) - оценка соответствия поставщиков и их продукции (материалов, услуг) техническим требованиям проекта.

Переговоры по закупкам поставкам) - этап проекта, включающий оценки поставщиков, обсуждения условий поставок, проекты контрактов по поставкам. Часть системы поддержки процессов закупок.

Рассмотрение стоимости закупок - рассмотрение заказчиком подхода к цене, его реалистичности и разумности, прогнозирование влияния экономических факторов на затраты и риски в отношении стоимости проекта.

Оценка выполнения закупок по проекту - система слежения, оценок процессов закупок (обеспечения) по фазам проекта для ведения статистики и базы информации с целью применения в других проектах.

Основные принципы планирования ресурсов проекта

Приведем основополагающие принципы и понятия, необходимые по контексту управления ресурсами. На стадии планирования проводится сбалансированный анализ комплексов работ и потребляемых ресурсов с учетом ограничений и их прогнозное распределение на основе графиков потребности в ресурсах. Планирование ресурсов по проекту является основой формирования во времени потребностей в ресурсах и определения возможности обеспечения ресурсами для заключения контрактов по закупкам ресурсов, планирования поставок ресурсов, а также основой распределения уже закупленных ресурсов по работам проекта.

Как основная составляющая управления проектами ресурсное планирование включает ряд составляющих, в том числе:

  • разработку и сбалансированный анализ комплексов работ и ресурсов,
    направленных на достижение целей проекта;
  • разработку системы распределения ресурсов и назначение ответственных исполнителей;
  • контроль за ходом работ - сравнение плановых параметров работ с
    фактическими и выработку корректирующих воздействий.

Ресурсы выступают как обеспечивающие компоненты работ по проекту, включающие исполнителей, энергию, материалы, оборудование и т.д. Соответственно с каждой работой можно связать функцию потребности в ресурсах, рассчитать методами календарного планирования потребности в ресурсах по проекту в целом и методами выравнивания сбалансировать соответствие потребностей наличию или возможностям обеспечения ресурсами.

Имеются два основных метода планирования ресурсов проекта:

  • ресурсное планирование при ограничении по времени;
  • планирование при ограниченных ресурсах.

Первый подход - ресурсное планирование при ограничении по времени, предполагающей фиксированную дату окончания проекта и назначение на проект дополнительных ресурсов на периоды перегрузок.

Второй подход - планирование при ограниченных ресурсах, – предполагающий, что первоначально заданное количество доступных ресурсов не может быть изменено и является основным ограничением проекта.

В результате ресурсного планирования менеджер проекта получает возможность перейти к следующей фазе управления ресурсами - к организации закупок и поставок ресурсов.

В результате освоения темы студент должен:

  • знать принципы организации обеспечения проекта ресурсами; основные процессы, обеспечивающие управление ресурсами проекта; основные типы контрактов с поставщиками ресурсов;
  • уметь выстраивать иерархическую структуру ресурсов проекта, декомпозировать работы по управлению ресурсами, учитывать колебания в нагрузке ресурсов при составлении расписания проекта;
  • владеть навыками применения методов оптимизации ресурсов и ускорения проекта, определения цены контракта при разных типах контрактов, обоснования выбора поставщиков ресурсов для проекта.

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРОЕКТА

В современной методологии управления проектами понятие «ресурсы» трактуется довольно широко. К ним относят все объекты и средства, задействованные для создания продукта проекта. Ресурсный комплекс проекта образует взаимосвязи трудовых, финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных, временных и других ресурсов. Поэтому под ресурсами проекта понимают совокупность средств выполнения задач, используемых для реализации проекта и достижения его целей при заданном уровне качества.

В проектном управлении выделяют две группы ресурсов - материальные и трудовые (рис. 7.1).

Такая классификация обусловлена необходимостью учета накоплений ресурсов и их повторного использования. Материальные ресурсы являются невоспроизводимыми, а трудовые - воспроизводимыми. Невоспроизводимые ресурсы при выполнении операций расходуются либо полностью, безвозвратно, либо не полностью и тогда могут накапливаться для использования в последующих работах. Воспроизводимые ресурсы при выполнении операций не меняют свою форму и могут использоваться в других работах.

Рис. 7.1.

Если эти ресурсы оказываются не задействованными в конкретный промежуток времени, то их «мощности» не могут быть накоплены для будущих работ проекта.

Взаимосвязи всех видов ресурсов проекта обусловливают выявление главных задач управления ресурсами, таких как планирование и оптимальное распределение необходимых для реализации проекта ресурсов между отдельными видами работ в условиях минимизации рисков и с учетом существующих ограничений по времени, бюджету и доступности ресурсов.

В целях обеспечения эффективного управления ресурсами проекта предусматривают реализацию следующих основных процессов: определение ограничений, итеративное планирование ресурсов, организация закупок и поставок, мониторинг и контроль ресурсов. Рассмотрим суть этих процессов. Ограничения проекта необходимо учитывать при разработке оптимального профиля использования физических ресурсов, зачастую дефицитных. В ограничениях учитывают предельные соотношения времени и ресурсов :

  • ограничение по времени предполагает фиксированную дату окончания проекта и минимально допустимый объем ресурсов. На периоды перегрузок могут быть предусмотрены дополнительные ресурсы;
  • ограничение по ресурсам предполагает максимальное ускорение сроков окончания проекта при заданном объеме доступных ресурсов, который не может быть изменен. Разрешение конфликтных ситуаций по ресурсному обеспечению обычно производится

за счет смещения даты окончания работ.

В рамках четко определенных критериев распределения ресурсов задача руководителя проекта сводится к поиску компромисса в использовании времени и ресурсов, необходимого для успешного завершения работ проекта.

Встречаются проекты, где ряд задач требует фиксированного количества времени. Например, некоторые процессы в производстве лекарственных средств (выявление соответствия назначению и требованиям) являются системно ограниченными. Технологией предусмотрено, что проверка нового лекарства на безвредность и отсутствие риска для потребителя происходит при определенном температурном режиме в течение заданного количества дней. Увеличение или уменьшение времени не даст желаемой точности проверки. В системно ограниченной задаче никакие компромиссы невозможны. Гарантированное наличие ресурсов точно в тот момент, когда они необходимы, - единственно важное условие для таких задач проекта.

Ограниченность ресурсов в каждый момент времени обусловливает возникновение специфических проблем календарного планирования, например конфликтов между двумя или несколькими задачами в проекте. Проблемы устраняются в ходе планирования поиском наилучшего варианта компромиссного использования ресурсов, включая время.

Процесс итеративного планирования ресурсов предназначен для разработки базового плана по ресурсам, в котором определяется потребность в ресурсах проекта. Процесс начинается с назначения ресурсов на каждую операцию проекта в соответствии с перечнем установленных работ. Потребность в ресурсах определяется двумя встречными методами «сверху - вниз» и «снизу - вверх».

Распределение ресурсов по задачам заключается в четкой зафиксированное™ на каждом уровне декомпозиции процессов требуемых для выполнения проекта видов ресурсов. Так, на высшем уровне могут определяться виды материально-технических, человеческих и финансовых ресурсов. Далее каждый вид ресурсов детализируется на более конкретные категории, например человеческие ресурсы дифференцируются по навыкам, материальные - по маркам, ассортиментам и т.п. Выполнение этих действий приводит к построению иерархической структуры ресурсов (Resource Breakdown Structure), или дерева ресурсов (рис. 7.2). В конечном счете базовый план по ресурсам отражает их детальное распределение по всем видам работ.

На основе ИСР проекта и структуризации человеческих и финансовых ресурсов при необходимости могут быть построены отдельные декомпозиции, например иерархическая организационная структура и дерево стоимости, или структура стоимости.


Рис. 7.2.

Для определения потребности в человеческих ресурсах составляют матрицу RACI (матрица ответственности, обязанностей или назначений), в которой эту потребность распределяют по задачам ИСР. Это распространенный инструмент табличного согласования и закрепления ролей исполнителей проекта, отображающий их взаимодействие друг с другом, используемый для координации и синхронизации работ разных групп, мультидисциплинарных команд. Он способствует снижению рисков конфликтных ситуаций.

Разработав ресурсный план, переходят к следующей процедуре планирования ресурсов - составлению расписания проекта с учетом распределения ресурсов по времени. Необходимо отметить сложность данной процедуры. Так, в практике управления часто возникает потребность в недефицитном ресурсе в тот момент, когда он полностью задействован в другой работе (возможно, даже в смежном проекте). Это может привести к остановке выполняемой работы или существенному ее замедлению, и если восстановить развитие проекта не представляется возможным, то наступает его «гибель».

При разработке расписания проекта необходимо выявить, когда каждый из ресурсов будет доступен для выполнения проектных операций, а также рассчитать общую нагрузку, создаваемую задачами проекта, на каждый ресурс для каждого временного периода выполнения проекта. Так, доступность человеческих ресурсов определяется затратами рабочего времени на выполнение работником каждой проектной операции. При оценке доступности материальных ресурсов учитывают требуемое их количество и наличие. Следовательно, доступность ресурса означает максимально возможное время ресурса для участия в проекте в рамках его календаря.

В ресурсном календаре обычно определяются даты рабочих, праздничных и выходных дней, или рабочий и нерабочий периоды ресурса. По такому календарю определяют сроки выполнения необходимых проектных операций с использованием предусмотренных для этого ресурсов. Наряду с индикацией доступности, календарь служит важнейшим параметром человеческих ресурсов.

  • По своей природе время не является ресурсом, но управление физическимиресурсами позволяет либо ускорить, либо замедлить сроки выполненияработ проекта, т.е. управлять сроками. Поэтому в проекте время можно рассматривать как ресурс, задающий ограничения, продолжительность и срокипроекта.
  • Составлено А.А. Юссуф на основе источника: Управление проектами: учеб,пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро.С. 735-736.
  • См.: Мередит Дж., Мантелл С. Управление проектами. 8-е изд. СПб.:Питер, 2014. С. 432.
  • Шаблон РМВоК 6.4.3.2 «Иерархическая структура ресурсов». URL: http://www.pmdoc.ru/product/517/ (дата обращения: 10.08.2017).
  • RACI (от англ. Responsible, Accountable, Consulted, Informed - ответственный,утверждающий, консультирующий, информируемый).

1. Ресурсы проекта.

2. Процессы управления ресурсами.

3. Основные принципы планирования ресурсов проекта.

4. Основные задачи закупок и поставок.

5. Правовое регулирование закупок и поставок.

6. Организационные формы закупок.

1. Управление ресурсами- одна из главных подсистем УП. Включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических. Управление финансовыми ресурсами осуществляется в рамках управления стоимостью. Управление таким ресурсом, как команда проекта, рассмотрим позже.

В принципе понятие «ресурс» в методологии УП трактуется широко - все, чем располагает проект, в том числе трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, команда проекта, время (продолжительности, сроки, ограничения), информация, знания и технологии, - это взаимосвязанные ресурсы проекта. И основная задача управления этими ресурсами - обеспечить их оптимальное использование для достижения конечной цели УП - формирования результата с запланированными показателями.

Рассмотрим две взаимосвязанные группы ресурсов:

а) материально-технические, т. е. сырье; материалы, конструкции, комплектующие; энергетические ресурсы; топливо; ресурсы типа «мощности», или технологические ресурсы, т. е. машины, механизмы для выполнения работ проекта; устанавливаемое оборудование и пр.;

б) трудовые, осуществляющие непосредственную работу с материально-техническими ресурсами, например строители, водители машин, монтажники оборудования и пр.

Управление материальными ресурсами проекта начинается, по сути, на ТЭО, прединвестиционной фазе при разработке ОИ затем на фазе планирования прорабатываются потребности в ресурсах и возможности их обеспечения.

В каждый текущий момент времени ресурсы проекта ограниченны, и потому основными задачами управления ресурсами являются:

а) оптимальное планирование ресурсов;

б) управление материально-техническим обеспечением, в том числе:

Закупками ресурсов,

Снабжением: поставками ресурсов, запасами ресурсов, распределением ресурсов по работам проекта.

2. Управление ресурсами предусматривает ряд основных процессов, в том числе закупки, поставки, распределение и управление запасами ресурсов.

Закупки ресурсов - центральный элемент системы управления ими. Рассмотрим основные понятия.

Под закупками понимают мероприятия, направленные на обеспечение проектов ресурсами, т. е. имуществом (товарами), выполнением работ (услуг), передачей результатов интеллектуального творчества в связи с конкретным проектом. Закупки и поставки взаимосвязаны и являются, по сути, двумя сторонами процессов материально-технического обеспечения проекта.

Управление закупками, материально-техническим обеспечением проекта - подсистема УП, включающая процессы приобретения товаров, продукции и услуг от внешних организаций - поставщиков. Подсистема состоит из планирования материально-технического обеспечения, выбора поставщиков, заключения контрактов и их ведения, обеспечения поставок, завершения контрактов.

Управление поставкамивыделяется в качестве самостоятельной подсистемы наряду с управлением закупками. Включает:

Планирование поставок;

Организацию бухгалтерского учета;

Доставку, приемку и хранение товара;

Учет и контроль доставки.

Планирование и организация закупок и поставок- первый этап в управлении ресурсами проекта. Планирование и организация осуществляются на основе данных проектно-сметной документации в увязке с общим планом проекта и учитывают длительность цикла закупок и доставки грузов. Состоит из этапов, включающих выбор поставщиков, размещение заказов и контроль за поставками.

Выбор поставщиковосуществляется на основе изучения квалификационных анкет, призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности. Список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет, согласуется с заказчиком и руководителем проекта. Окончательный выбор поставщиков осуществляется в результате торгов.

Размещение заказов. Совместно с проектной организацией разрабатываются мероприятия по стандартизации (сокращению номенклатуры) закупок; общие заказы оформляются только на основе работ по сокращению номенклатуры закупок. Оценка заявок и проведение торгов предшествуют заключению контрактов, которое производится в результате дополнительных встреч и согласований с победителями торгов по вопросам требований к перевозке и хранению грузов, а также порядка платежей и премирования.

Контроль за поставкамиосуществляется на основе специальных графиков; организуется по каждому из видов поставок (оборудование, работы, местные материалы, услуги); основывается на общем плане проекта. Все изменения вносятся в общий график, основываются на стандартных формах отчетности.

3. Как основная составляющая УП ресурсное планирование включает:

Разработку и сбалансированный анализ комплексов работ и ресурсов, направленных на достижение целей проекта;

- разработку системы распределения ресурсов и назначение ответственных исполнителей;

Контроль за ходом работ - сравнение плановых параметров работ с фактическими и выработка корректирующих воздействий.

Ресурсы являются обеспечивающими компонентами работ по проекту, включающими исполнителей, энеpгию, матеpиалы, обоpудование и т.д. Соответственно с каждой pаботой можно связать функцию потpебности в pесуpсах и расчитать методами календарного планирования потребности в ресурсах по проекту в целом, а методами выравнивания обеспечить соответствие потребностей наличию или возможностям обеспечения ресурсами.

Имеются два основных метода планирования ресурсов проекта:

а) ресурсное планирование при ограничении по времени;

б) планирование при ограниченных ресурсах.

Первый подход - ресурсное планирование при ограничении по временипредполагает фиксированную дату окончания проекта и назначение дополнительных ресурсов на периоды перегрузок.

Второй подход - планирование при ограниченных ресурсахпредполагает, что первоначально заданное количество доступных ресурсов не может быть изменено и является основным ограничением проекта.

В результате ресурсного планирования менеджер проекта получает возможность перейти к следующей фазе управления ресурсами - к организации их закупок и поставок.

В проектах на стадии планирования проводится сбалансированный анализ комплексов работ и потребляемых ресурсов с учетом ограничений и их прогнозное распределение на основе графиков потребности в ресурсах. Планирование ресурсов по проекту - основа определения во времени потребностей в ресурсах и определения возможности обеспечения ресурсами для заключения контрактов по закупкам ресурсов, планирования поставок ресурсов, а также основой распределения закупленных ресурсов по работам проекта.

Ресурсное планирование включает в себя ряд компонентов, в том числе: разработку и сбалансированный анализ комплексов работ и ресурсов, направленных на достижение целей проекта; разработку системы распределения ресурсов и назначение ответственных исполнителей; контроль за ходом работ - сравнение плановых параметров работ с фактическими и выработка корректирующих воздействий.

Ресурсы выступают как обеспечивающие компоненты работ по проекту, включающие исполнителей, энергию, материалы, оборудование и т.д. Соответственно с каждой работой можно связать функцию потребности в ресурсах и рассчитать методами календарного планирования потребности в ресурсах по проекту в целом и методами выравнивания обеспечить соответствие потребностей наличию или возможностям обеспечения ресурсами.

Имеются два основных метода планирования ресурсов проекта: ресурсное планирование при ограничении по времени; планирование при ограниченных ресурсах. Первый подход - ресурсное планирование при ограничении по времени - предполагает фиксированную дату окончания проекта и назначение на проект дополнительных ресурсов на периоды перегрузок. Второй подход - планирование при ограниченных ресурсах - предполагает, что первоначально заданное количество доступных ресурсов не может быть изменено и является основным ограничением проекта.

В результате ресурсного планирования менеджер проекта получает возможность перейти к следующей фазе управления ресурсами - к организации закупок и поставок ресурсов.

Основная задача проектно-закупочной фазы проекта - обеспечить поступление оборудования, конструкций, материалов и услуг в точном соответствии с планом проекта. Этот процесс можно разделить на две части: закупки ресурсов и услуг на конкурсной основе; поставки на место производства работ.

Структура задач материально-технического обеспечения проектов укрупненно сводится к следующим шагам: подготовка спецификаций и технических условий, характеризующих количество и качество необходимого оборудования, машин и механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг; планирование и организация процесса закупок; изучение возможных источников закупки ресурсов и переговоры с возможными поставщиками; предварительный отбор участников торгов; подготовка документов для торгов; проведение торгов и принятие решения о присуждении контрактов заявителям, выигравшим торги; размещение заказа, включая переговоры о поставках; контроль за поставками с принятием необходимых мер в случае появления отклонений; разрешение конфликтов; взаиморасчеты; наем на работу необходимых специалистов, включая консультантов; планирование поставок; организация бухгалтерского учета; доставка, приемка и хранение товара; учет и контроль доставки.

Правовое регулирование закупок и поставок. Главная правовая форма организации и регулирования отношений при осуществлении закупок между их участниками - договор. Договор поставки - это договор, по которому поставщик, являющийся предпринимателем, обязуется в обусловленные сроки передать в собственность покупателю товар, предназначенный для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным потреблением, а покупатель обязуется принимать товар и платить за него определенную цену.

Организационные формы закупок. Различают следующие организационные формы закупок: прямые, в которых правовая связь существует между двумя субъектами закупок; между ними заключается соответствующий договор. Предваряют прямые закупки, как правило, торги, но могут осуществляться и прямые закупки без торгов; посреднические, в которых лицо, осуществляющее проект, вступает в правовые отношения с посредником, т. е. лицом, которое способствует обеспечению проекта необходимыми ресурсами; биржевые, в которых члены биржи осуществляют биржевую торговлю: непосредственно от своего имени и за свой счет; от имени клиента и за его счет; от своего имени за счет клиента; от имени клиента за свой счет. Посетителями биржевых торгов могут быть юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие право на совершение биржевых сделок.

Требования к управлению закупками и поставками. Рассмотрим требования к некоторым из вышеперечисленных шагов в цикле закупок и поставок, характерные для рыночной экономики: закупки и поставки осуществляются на основе данных проектной документации; графики разрабатываются в увязке с общим планом проекта и учитывают длительность всех его фаз; план должен охватывать весь проект в целом; выбор места закупок определяется на основе расчета стоимости вариантов; в плане определяются структуры и лица, ответственные за каждую позицию, подлежащую поставке.

Можно выделить следующие типы товарных рынков: рынки продукции, при приобретении которой потребитель руководствуется установленными стандартами, достаточно полно характеризующими ее с точки зрения возможностей использования. К их числу относятся рынки металлопродукции, топлива, химических материалов, цемента, строительных материалов, универсального оборудования. Для этого типа рынков определены следующие формы хозяйственных связей: торговля через товарные биржи или специализированные посреднические организации различных типов; рынки продукции, которую потребитель может приобретать по образцам или руководствуясь каталогами предприятий-изготовителей. Это - рынки приборной продукции, инструмента, электрооборудования, изделий электронной и радио промышленности, торгового оборудования и т.д. Для данного типа рынков наиболее естественным является широкое участие универсальных оптово-посреднических организаций, фирм - «интеграторов» через промышленные ярмарки, а для изделий, требующих наладки и технического обслуживания, - через фирменную торговлю, специализированные оптово-сервисные фирмы; рынки продукции, реализуемой по индивидуальным заказам потребителей. Это рынки уникального оборудования, прокатных станов, крупных энергомашин, автоматических линий, химического оборудования и др. Для таких рынков наиболее естественны прямые связи предприятий, фирменный принцип организации торговли, наличие специализированных комплектующих организаций.

Договоры на поставку материально-технических ресурсов. В современных условиях поставки приобрели форму обмена товарами. Договор поставки товаров стал основополагающим документом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки. Проект-менеджер становится ключевой фигурой, координирующей поставки в интересах проекта в целом.

Планирование поставок. Исходными данными для календарного планирования ресурсного обеспечения проектов являются следующие документы: календарный план производства строительно-монтажных работ на объектах; календарный план ввода объектов в эксплуатацию и задания по окончании этапов строительно-монтажных работ; годовой план закупок ресурсов; годовой график поставки материалов от специализированных товарных организаций; договоры и спецификации; нормативно-технологическая документация по материально-техническому снабжению и комплектации; информация о ходе выполнения плана строительно-монтажных работ за период, предшествующий планируемому; информация о ходе сдачи объектов в эксплуатацию и об окончании этапов строительных работ за период, предшествующий планируемому; информация о выполнении заказов за период, предшествующий планируемому; информация о движении остатков строительных материалов; производственно-технические нормы расхода строительных материалов; нормы производственных запасов.

На основании календарной заявки-графика и нормативно-технической документации определяется объектная потребность в конструкциях, полуфабрикатах и материалах по этапам в соответствии с их составом, указанным в технологических комплектах. Рассчитанная объектная потребность - основа для разработки квартальных заказов для проекта.

Поставки материально-технических ресурсов. Организация материального обеспечения строительных проектов основана на системе производственно-технологической комплектации. Эта система предполагает единство комплектного изготовления конструкций и изделий, поставки и транспортирования всех материальных ресурсов в соответствии с технологической последовательностью реализации проекта, способствует наиболее рациональному и экономному использованию ресурсов.

На стадии разработки проекта создается модель технологической комплектации. В составе планов проекта разрабатывается определенная унифицированная нормативно-технологическая документация - комплекс документов, который является нормативной базой производственно-технологической комплектации проекта. Комплекты конструкций, изделий и материалов должны поставляться одновременно и, как правило, в полной технологической готовности для производственного потребления, в контейнерах и пакетах непосредственно в рабочую зону проекта.

Вопросы управления закупками и поставками взаимоувязаны с вопросами управления запасами ресурсов. За решением вопросов «что нужно закупить», следуют решения: сколько нужно приобрести, а в соответствии с этим определяется - какой объем каждого ресурса необходимо иметь в виде определенного запаса с целью: минимизации риска приостановки производственного процесса в связи с нехваткой ресурса для производства работ; обеспечения ритмичного производства между моментами поставок ресурса.

Задача определения регламента и объемов поставок и запасов относится к классу оптимизационных задач управления ресурсами. В качестве целевой функции в управлении запасами выступают суммарные затраты на содержание запасов, на складские операции, потери от порчи при хранении и пр. Естественно, что такие затраты должны минимизироваться. Управляемыми параметрами в этой задаче выступают объемы запасов; частота, сроки и объемы их пополнения; степень готовности ресурса, хранящегося в виде запаса.

Точка заказа, или пороговый запас - минимальная величина запаса ресурса, при которой необходим новый заказ для его пополнения, или момент времени, когда должен быть произведен заказ.

Страховой запас - минимальный целесообразный запас ресурсов, предназначенный для бесперебойного снабжения производства в случае нарушения хода поставок по сравнению с запланированным. Резервный запас определяется путем оптимизационного расчета; при этом принимаются во внимание условия поставок ресурсов, существенность ресурса для планомерного хода работ по проекту, наличие рисков поставок и пр.

Понятие запасы относится не ко всем видам ресурсов. В самом общем виде запасы определяются как ресурсы, хранящиеся на складах, и включают в себя: товарно-материальные запасы; незавершенное производство; готовую продукцию на складе.

Под управлением запасами понимается контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для эффективной реализации проекта.

Управление запасами осложняется постоянно меняющейся обстановкой, в которой осуществляется планирование закупок, поставок и формирование запасов ресурсов. Цель системы управления запасами - обеспечение бесперебойного обеспечения процессов выполнения работ по проекту в установленные сроки и запланированным качеством при минимально возможных затратах на содержание запасов.

Виды запасов. Каждый из видов запасов выполняет определенные функции. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды запасов.
Транзитные запасы - определенные ресурсы для хранения транзитных запасов сырья с дальнейшим распределением ресурсов с транспортировкой на небольшие расстояния. Для снижения транзитных запасов применяются различные способы, включая местных поставщиков, формирование мелких партий ресурсов.

Линейные запасы - формируется товарами, находящимися в процессе перевозки, перемещения от поставщиков к потребителям или производства. Факторы, определяющие размер линейных запасов: время перевозки; расстояние, на которое перевозятся грузы; оптимальность хозяйственных связей между поставщиками и потребителями и др. Размер запасов в большей степени зависит от времени перевозки и относительно - от времени продвижения продукции.

Затраты на формирование и хранение запасов. Содержание запасов неминуемо влечет за собой расходы. Наиболее известные виды затрат на содержание запасов: пространство, рента и стоимость риска. Затраты на формирование и хранение запасов представляют собой расходы, связанные с: отвлечением оборотных средств в запасы сырья, материалов и др.; текущим обслуживанием запасов, в том числе издержки на проведение инвентаризаций, процентные ставки за банковский кредит и т.п.; издержками хранения; стоимостью рисков.

Под пространством понимаются расходы на амортизацию, содержание, отопление и т.д., занимаемого под запас помещения. Рента представляет собой расход на вложенный в запас капитал.

Под стоимостью риска подразумеваются последствия различных страховых случаев, а также оценка стоимости риска в денежной форме. Стоимость этих рисков с той или иной степенью точности выражается через расходы на страхование, через тарифы и ставки страховых премий.

Невостребование запасов может привести к некондиции, уничтожению и продаже по сниженным ценам.