2 способы информационного обеспечения управленческой деятельности организации. Учебник: Информационное обеспечение управленческой деятельности. Рис.1. Общая схема процесса управления компанией

Существенная часть информации для руководителя должна быть задокументирована, поэтому частью информационного обеспечения управленческой деятельности является документационная система организации. Она включает в себя документированную информацию и документооборот. В информационном обеспечении управленческой деятельности все документы можно различить по следующим признакам:

1. по наименованию:

Телеграммы, телефонограммы;

Заявления;

Предписания;

Характеристики;

Справки;

Инструкции;

Удостоверения;

Приказы, распоряжения, решения, указания, поручения, протоколы и т.п.;

2. по типу материального носителя:

Бумажные (письменные, графические и т.д.)

Фото-, кино- и видеодокументы;

Электронные документы;

3. по принадлежности к системе документации определенного вида деятельности:

Система управленческой документации;

Система обеспечивающей документации;

Система документации по основной деятельности и т.п.

Система управленческой документации:

1) распорядительная документация, состоящая из документов, фиксирующих управленческие решения (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание, поручение);

2) документация по планированию;

3) информационно-справочная и аналитическая документации.

Система обеспечивающей документации:

1) документация по бухгалтерскому учету и отчетности, включающая документы, отражающие движение денежных средств и материальных ценностей;

2) документация по личному составу, состоящая из документов, отражающих кадровую деятельность.

Система документации по основной деятельности:

1) документация по материально-техническому обеспечению;

2) производственно-технологическая документация.

Организация информационного обеспечения

Информация позволяет управлять. Но и информацией нужно управлять. Управлять процессом ее получения и использования, информационными ресурсами и информационным обеспечением, а это означает оценку информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления, изучение документооборота организации, типизацию информации и данных, создание системы управления данными и т.п.

Информационное обеспечение предполагает решение задач распространения информации, проведения административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий по ее эффективному использованию.

Цели и задачи информационного обеспечения управленческой деятельности можно определить следующим образом:

v удовлетворение информационных потребностей органов управления, предоставление им информации в виде документов;

v формирование, размещение, наполнение, поддержка, актуализация и использование информационных ресурсов организации;

v создание и развитие систем обработки и передачи информации;

v развитие системы информационного обеспечения.

Информационное обеспечение управленческой деятельности должно учитывать существующие законодательные и нормативные ограничения, обеспечивать необходимый уровень безопасности при использовании технических средств. Нормативно-методическая база информационного обеспечения управленческой деятельности - это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологии создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности организации. Она включает в себя:

Ш законодательные акты РФ;

Ш указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы работы с документами;

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, регламентирующие вопросы организации работы с документами;

Методические материалы по работе с документами;

Государственные стандарты на документацию;

Унифицированные системы документации.

Любая организация существует в некоторой внешней среде, образуемой государством, другими организациями, людьми, общественными объединениями и отношениями между ними. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду.

Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей и отношениями между ними. В зависимости от источника возникновения информации в рамках организации выделяют внутреннюю и внешнюю информации. Внутренние источники информации - это внутриорганизационные подразделения. Они порождают плановую, контрольную, учетную, научно-техническую, аналитическую и другую информации.

Информация внутренней среды - точная, полная, отражает финансово-хозяйственное состояние. В качестве внешних источников информации могут выступать:

Законодательные и регулирующие органы;

Клиенты и партнеры предприятия;

Информационные агентства;

Конкуренты;

Органы статистического учета.

Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер.

Удовлетворение информационных потребностей осуществляется на основе обработки и анализа информации. Эти действия совершаются как в плановом порядке, так и в рамках информационных запросов. Последние бывают следующих видов:

§ простые и сложные запросы;

§ формализованные и неформализованные запросы.

Формализованные запросы характеризуются заданностью исходной и выходной информации, а также определенностью алгоритма получения последней из первой. Если формализованные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать неформализованные случайные запросы.

В результате обработки информации формируются документы и отчеты с недокументированной информацией, которые предоставляются органам управления.

Возможны две основные формы организации информационного обеспечения управленческой деятельности - централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное информационное обеспечение основано на создании единой для всех подразделений организации службы, централизованном хранении, обработке и предоставлении информации и таком же централизованном управлении техническими средствами и информационными технологиями.

Децентрализация предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Достоинства и недостатки обеих технологий привели к необходимости придерживаться частично децентрализованного подхода - организации информационного обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров, и центов обработки общей для организации информации, в которых располагаются соответствующие базы данных, общие для любых функциональных подсистем.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В. В. ГОДИН, И.К.КОРНЕЕВ

ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования, обучающихся

по специальностям 0602 Менеджмент, 0607 Маркетинг

В. В. Годин (предисловие, гл. 1, 2, 3), И. К. Корнеев (гл. 4, 5, приложение)

Рецензенты: ректор Высшей коммерческой школы Министерства экономического

развития и торговли РФ д-р экон. наук, профессор В. А. Буренин;

доцент кафедры документоведения и документационного обеспечения управления

Государственного университета управления, канд. экон. наук Г. Н. Ксандопуло

Годин В.В., Корнеев И.К.

Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. - М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. - 240 с. ISBN 5-294-00042-3 (Мастерство) ISBN 5-06-003882-3 (Высшая школа)

Рассмотрены теоретические проблемы и методы использования информационных технологий в обеспечении управленческой деятельности. Освещены вопросы организации современных информационных технологий как в составе систем управления предприятием, так и в рамках глобальных вычислительных сетей. Описаны технологии обеспечения управленческой деятельности на основе Microsoft Office.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальностям «Маркетинг» и «Менеджмент».

УДК 65.012.45 ББК 65.050.2

Учебное издание

Годин Владимир Викторович Корнеев Игорь Константинович

Информационное обеспечение управленческой деятельности

© Годин В.В., Корнеев И.К., 2001 © Мастерство, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебнике рассматриваются теоретические проблемы и методы практического использования информационных технологий в обеспечении управленческой деятельности. Основное внимание уделено вопросам организации современных информационных технологий как в составе систем управления организаций, так и в рамках локальных и глобальных информационно-вычислительных сетей. В качестве основы для получения практических навыков работы с информационными технологиями обеспечения управленческой деятельности используется офисный пакет Microsoft Office.

Содержание учебника в основном определяется примерной программой дисциплины «Информационное обеспечение управленческой деятельности» с учетом дополнений, отражающих, во-первых, достижения в соответствующей области научной и практической деятельности, а во-вторых, некоторые соображения авторов, базирующиеся на их собственном преподавательском и методическом опыте. Авторы не считают структуру и содержание этой программы вполне удачными. По-видимому, такое содержание программы объясняется небольшим числом часов, отведенных на изучение предмета «Информационное обеспечение управленческой деятельности» в учебном плане специальности «Менеджмент». Однако, поскольку эта программа является составной частью действующего учебного плана по данной специальности и используется на практике, авторы сохранили все ее разделы в учебнике и при этом сочли необходимым дополнить его рядом разделов, не содержащихся в программе, которые могут быть отнесены к самостоятельному изучению студентами.

Основная цель курса - формирование у студентов знаний и умений, необходимых для управления информационными системами организации, достижения ее стратегических целей и построения системы информационного обеспечения управленческой деятельности должного качества.

Учебные цели курса. Умение:

определять основные направления политики организации в управлении информационными ресурсами;

оценивать эффективность различных вариантов информационного обеспечения управленческой деятельности;

выбирать и рационально использовать конкретные информационные технологии обеспечения деятельности на своем рабочем месте;

определять потребности организации в квалифицированных специалистах в области информационного обеспечения управленческой деятельности и осуществлять соответствующую политику по подбору и обучению персонала;

оценивать и рационально организовывать работу подразделений информационного и документационного обеспечения управленческой деятельности.

Учебные цели курса. Понимание:

назначения и области применения различных видов компьютерной, коммуникационной и организационной техники;

назначения и области применения основных информационных технологий обеспечения управленческой деятельности;

назначения и состава организационно-методического обеспечения управления информационными ресурсами организации;

назначения и условий применения основных методов обеспечения информационной безопасности.

Учебные цели курса. Представление:

об информационных системах, ресурсах и технологиях;

о системном и прикладном программном обеспечении информационных технологий;

об основах сетевых технологий;

о рынке технических и программных средств информационных технологий;

об организации информационного и документационного обеспечения управления.

Глава 1

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЯ

1.1. УПРАВЛЕНИЕ. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В окружающем нас мире имеется много предприятий, фирм, объединений, ассоциаций, занимающихся различной деятельностью и имеющих разный юридический статус и форму собственности. Появление подобных производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Каждый такой объект в процессе функционирования вступает в определенные отношения с изменяющейся средой (в качестве среды для этих объектов выступают государственные органы управления, поставщики, потребители и т.п.) и состоит из множества различных элементов (подразделений, самостоятельных организаций), взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение им своего назначения. Мы будем называть любой такой объект, вне зависимости от его размеров, формы собственности, организационно-правового статуса, организацией.

Организация - это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Организации обладают как рядом общих черт, присущих им всем, так и многими индивидуальными особенностями. Всякая организация нуждается в управлении.

Управление -- целенаправленное воздействие на организацию, которое обеспечивает достижение поставленных целей, позволяет стабилизировать их в соответствии с особенностями конкретных организаций и целей управления, сохранить их качественную определенность, поддержать динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование организации и достижение того или иного полезного эффекта. Таким образом, задача управления состоит в координации деятельности людей и подразделений для эффективного решения стратегических, тактических и текущих задач организации.

Управление в любой организации выделяется в особую функцию, на выполнение которой ориентируются некоторые элементы (подразделения) организаций. Это органы управления. Все действия органов управления по осуществлению своих функций можно определить как управленческую деятельность.

Таким образом, в рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (органы управления). Их совокупность определяется как система управ ления.

Органы управления оказывают на управляемый процесс определенные воздействия, оформленные в виде определенных решений. Чтобы это происходило, им требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с требуемым состоянием, достижение которого является целью управления. Для этого необходимо получать информацию об управляемом процессе. Другими словами, управляющая и управляемая части взаимодействуют друг с другом, причем такое взаимодействие реализуется в виде передачи информации по информационному контуру (рис. 1.1), который образуют источники и потребители информации и информационные каналы для передачи этой информации. В рамках информационного контура имеется и передается информация о целях управления, информация о состоянии управляемого процесса, информация об управляющих воздействиях. Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информацион ную систему данной организации.

Информационная система существует в любой организации, поскольку никакая организация не может обойтись без информации, а следовательно, без процедур ее формирования, обработки и использования. Цель информационных систем - производство нужной для организации информации, создание информационной и технической сред для осуществления управления организацией.

При этом не обязательно, чтобы информационная система была автоматизированной, она может основываться и на бумажных носителях. Формирование информационной системы организации предполагает формулирование целей функционирования этой системы, которые предопределяют ее свойства и характер построения. В общем случае информационная система имеет компоненты, изображенные на рис. 1.2.

В любой автоматизированной информационной системе можно выделить:

персонал, осуществляющий сбор, формирование, распространение и использование информации. Кроме того, на него возлагаются задачи по обеспечению функционирования и развития информационной системы;

пользователей информационной системы - потребителей информации;



Рис. 1.1. Информационный контур в системе управления

Рис.1.2.Компоненты информационной системы


процедуры и технологии функционирования информационной системы;

техническую составляющую информационной системы в виде оборудования (средства и системы информатизации - средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети, системы связи и передачи данных, выполняющие прием, обработку, хранение и передачу информации);

программное обеспечение (программные средства - операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы управления и т.п.);

весь имеющийся объем информации в информационной системе - информационные ресурсы организации (организационно оформленная и систематизированная совокупность целенаправленных сведений, обеспечивающих взаимодействие между элементами организации, а также между организацией и внешней средой для создания условий функционирования этой организации).

Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. Информационная технология - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.


Каждая из перечисленных в определении информационной технологии фаз преобразования и использования информации реализуется с помощью специфической технологии. В этом смысле мы можем говорить об информационной Рис. 1.3. Управленческая и информационная пирамиды

технологии как совокупности технологий - технологии сбора информации, технологии передачи информации и т.д.

Информационные технологии существуют в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматизации, тип и характер использования технических средств зависят от характера конкретной технологии.

Цель любой информационной технологии - получить нужную информацию требуемого качества на заданном носителе. При этом имеются ограничения на стоимость обработки данных, трудоемкость процессов использования информационного ресурса, надежность и оперативность процесса обработки информации, качество получаемой информации.

Таким образом, информационная технология реализуется в рамках информационной системы. Информационная технология - это способ преобразования информации. В информационной системе можно использовать много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако понятие информационной технологии шире, чем понятие информационной системы. Информационная технология может существовать вне информационной системы. Например, информационная технология обработки текстов, которую применяли при написании этой книги, не является частью информационной системы и работает вне такой системы.

Большинство систем управления является многоуровневыми, или иерархическими. Обычно различают три уровня управления в управляющей части организации - высший, средний и низший (рис. 1.3). Каждый из них характеризуется собственным набором функций, уровнем компетенции и нуждается в соответствующей информации. На высшем уровне управления обеспечивается стратегическое управление, определяются миссия организации, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации и т. п. Средний уровень - уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, контролируется их выполнение, отслеживаются ресурсы и т. п. На низшем уровне управления осуществляется оперативное управление, реализуются объемно-календарные планы, производится оперативный контроль и учет и т. п.

Определенное разделение труда на каждом из уровней управления приводит к закреплению за отдельными элементами управляющей части организаций отдельных функций управления: планирования, организации, учета и контроля, мотивации, анализа и регулирования. Эти функции выполняются в разном объеме на разных уровнях управления (в части стратегии, тактики и оперативных действий организации), вплоть то того, что некоторые из них могут не осуществляться на каком-либо уровне управления.

Наличие функциональных элементов в управляющей части орга низаций приводит к появлению соответствующих подсистем в их информационных системах (например, подсистема планирования, подсистема кадров и т. п.).

В зависимости от отрасли экономики, где функционирует организация, и уровня управляющей части в иерархии органов управления, информация об изменениях в объекте управления поступает в эту управляющую часть с разной частотой. В машиностроении директор предприятия получает информацию о производстве каждый день, начальник цеха - каждую смену, мастер - наблюдает за этим производством. В строительстве частота получения информации об объекте управления будет меньше. Если же говорить об управлении различными технологическими процессами, например в нефтехимии, то там информация поступает постоянно.

Очевидно, что в разных отраслях экономики, на разных уровнях управления дискретность (частота) получения информации об управляемом процессе будет различной. Соответственно и необходимость в корректировке этого процесса со стороны органа управления организации в зависимости от ее целей будет возникать или не возникать с частотой получения информации. Таким образом, разный характер дискретности управления определяет процедуры формирования и дискретность сбора, передачи, обработки и использования информации в информационной системе организации.

Важной частью управленческой деятельности является принятие управленческих решений. Процесс целенаправленного воздействия на управляемый процесс, основанный на информации о нем, определенной ранее цели и разработанной программе достижения этой цели, называется управленческим решением, а процесс формирования решения - процессом принятия решения. В соответствии с разделением труда в рамках управления организацией принимаемые решения относятся к той или иной функции управления. Управленческие решения охватывают все стороны деятельности организации - подготовку производства, производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и т.п.

Таким образом, руководитель любого уровня, в отличие от рабочего или служащего, вынужден осуществлять свои функции, основываясь лишь на доступной ему информации об объекте управления. Он проводит текущие мероприятия, организует контроль, анализ состояния организации, оценивает тенденции ее развития и т. п. Все это требует организации информационного обслуживания (предоставления нужной информации в нужные время и место), создания информационной среды, способствующей выполнению поставленных целей. Осуществление таких действий называется информационным обеспечением управленческой деятельности.

Все действия в организации должны быть предопределены и формально заданы. Это означает, что если организация хорошо управляется (в ней осуществляется регулярный менеджмент - регулярное, систематическое выполнение функций управления организацией в условиях рынка), то существуют формально заданные процедуры для любых действий в ней - работы с клиентами и с персоналом, логистики и т.п. Наличие таких процедур облегчает управленческую деятельность в организации, а также информационное обеспечение такой деятельности. Типовые информационные запросы характерны для всех уровней управления, но в большей степени присущи низшему и среднему (см. рис. 1.3). Кроме типовых предопределенных действий с заранее определенными информационными потребностями для их осуществления, в организации возможны случайные события, реакция на которые потребует специфической информации для любого уровня управления. К тому же не исключено появление нестандартных информационных запросов, что характерно для высшего управленческого звена.

1.2. ИНФОРМАЦИЯ

Итак, для эффективного управления организацией необходима достоверная информация об ее деятельности. Она служит фундаментом для формирования любых документов (докладов, отчетов, предложений и т.п.), которые лежат в основе управления. Любые действия руководителей (определение стратегических целей и задач организации, координация действий подразделений в достижении общих целей и т.п.), опираются на информацию. Можно утверждать, что практически любая деятельность человека базируется на информации.

Что же такое информация? Как соотносятся данные и информация?

Информация - сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают существующую в отношении него степень неопределенности, неполноту знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), воспроизводимые путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.). Из этого определения следует, что:

информация - это не любые сведения, она несет в себе нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;

информация существует вне ее создателя, это отчужденное от ее создателя знание, знание, отражающее действительность в мышлении человека;

информация стала сообщением, так как она выражена на определенном языке в виде знаков;

сообщение может быть записано на материальном носителе (т. е. оно является формой передачи информации);

сообщение доступно для воспроизведения без участия автора, оно передается в каналы общественной коммуникации.

Отсутствие информации вызывает информационную потреб ность - осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом.

Когда говорят об информации, то упоминают ряд ее свойств.

Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел. Информация адекватна, если с помощью полученной информации об объекте, процессе или явлении создается их образ определенного уровня соответствия. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Информация выражена кратко и четко, если она не содержит в себе ненужных сведений. Информация ясна и понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Информация своевременна (оперативность информации), если она не потеряла актуальность и несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений.

Кроме этих свойств информации можно оценить ее ценность - меру расширения совокупности сведений, которыми располагает потребитель информации при ее получении и интерпретации, степень снижения состояния неопределенности.

От указанных качественных характеристик информации непосредственно зависит эффективность управления и управленческой деятельности.

В определении информации мы воспользовались понятием сообщения. Одним из способов превращения информации в сообщение является запись его на материальном носителе. Процесс такой записи называется кодированием. Если мы применяем материальные носители, предназначенные для использования в компьютерной технике, мы имеем дело с данными. В таком случае кодированием информации является ее преобразование в условные сигналы с целью автоматизации хранения, обработки, передачи и ввода-вывода данных. Данные - это компьютерное изображение информации.

Мы имеем дело с организациями, работающими в экономической области, и поэтому, говоря об информации и информационном обеспечении управленческой деятельности, имеем в виду экономическую информацию.

Экономическая информация - совокупность сведений, которые отражают социально-экономические процессы и служат для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Чем характерна экономическая информация? Обычно выделяют ряд отличительных признаков:

большие объемы информации;

многократное повторение циклов получения и преобразования информации в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.); многообразие источников и потребителей экономической информации;

значительный удельный вес рутинных процедур при обработке экономической информации.

Поскольку речь идет об информационном обеспечении управленческой деятельности, мы должны отметить, что в рамках любой организации информация для управления используется в двух видах (рис. 1.4): она либо оформлена как документы (планы, заявки, приказы и т.п.), либо имеет недокументированную форму (речевая информация и т.п.).

Рис. 1.4. Информационные ресурсы организации

Документ - информационное сообщение в бумажном, звуковом или электронном виде, оформленное по определенным правилам и заверенное в установленном порядке. Как формируются документы? Сведения о работе организации в каком-либо аспекте характеризуются совокупностью показателей. Любой показатель обладает экономическим смыслом (например, объем продаж какого-то изделия), имеет собственное название и числовую характеристику (сколько продали на какой-то момент времени). На основе показателей создаются документы, которые могут включать в себя один или несколько показателей.

Перемещение документов и работа с ними в организации - ее документооборот. Документооборот - система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа (т.е. процедуры формирования и использования документов для управления).

Организация деятельности ;  обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, соответствующими специализации «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности» ...

Существенная часть информации для руководителя должна быть задокументирована, поэтому частью информационного обеспечения управленческой деятельности является документационная система организации. Она включает в себя документированную информацию и документооборот. В информационном обеспечении управленческой деятельности все документы можно различить по следующим признакам:

1. по наименованию:

Телеграммы, телефонограммы;

Заявления;

Предписания;

Характеристики;

Справки;

Инструкции;

Удостоверения;

Приказы, распоряжения, решения, указания, поручения, протоколы и т.п.;

2. по типу материального носителя:

Бумажные (письменные, графические и т.д.)

Фото-, кино- и видеодокументы;

Электронные документы;

3. по принадлежности к системе документации определенного вида деятельности:

Система управленческой документации;

Система обеспечивающей документации;

Система документации по основной деятельности и т.п.

Система управленческой документации:

1) распорядительная документация, состоящая из документов, фиксирующих управленческие решения (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание, поручение);

2) документация по планированию;

3) информационно-справочная и аналитическая документации.

Система обеспечивающей документации:

1) документация по бухгалтерскому учету и отчетности, включающая документы, отражающие движение денежных средств и материальных ценностей;

2) документация по личному составу, состоящая из документов, отражающих кадровую деятельность.

Система документации по основной деятельности:

1) документация по материально-техническому обеспечению;

2) производственно-технологическая документация.

1.3 Организация информационного обеспечения

Информация позволяет управлять. Но и информацией нужно управлять. Управлять процессом ее получения и использования, информационными ресурсами и информационным обеспечением, а это означает оценку информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления, изучение документооборота организации, типизацию информации и данных, создание системы управления данными и т.п.

Информационное обеспечение предполагает решение задач распространения информации, проведения административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий по ее эффективному использованию.

Цели и задачи информационного обеспечения управленческой деятельности можно определить следующим образом:

Удовлетворение информационных потребностей органов управления, предоставление им информации в виде документов;

Формирование, размещение, наполнение, поддержка, актуализация и использование информационных ресурсов организации;


Создание и развитие систем обработки и передачи информации;

Развитие системы информационного обеспечения.

Информационное обеспечение управленческой деятельности должно учитывать существующие законодательные и нормативные ограничения, обеспечивать необходимый уровень безопасности при использовании технических средств. Нормативно-методическая база информационного обеспечения управленческой деятельности – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологии создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности организации. Она включает в себя:

Законодательные акты РФ;

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы работы с документами;

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, регламентирующие вопросы организации работы с документами;

Методические материалы по работе с документами;

Государственные стандарты на документацию;

Унифицированные системы документации.

Любая организация существует в некоторой внешней среде, образуемой государством, другими организациями, людьми, общественными объединениями и отношениями между ними. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду.

Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей и отношениями между ними. В зависимости от источника возникновения информации в рамках организации выделяют внутреннюю и внешнюю информации. Внутренние источники информации – это внутриорганизационные подразделения. Они порождают плановую, контрольную, учетную, научно-техническую, аналитическую и другую информации.

Информация внутренней среды – точная, полная, отражает финансово-хозяйственное состояние. В качестве внешних источников информации могут выступать:

Законодательные и регулирующие органы;

Клиенты и партнеры предприятия;

Информационные агентства;

Конкуренты;

Органы статистического учета.

Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер.

Удовлетворение информационных потребностей осуществляется на основе обработки и анализа информации. Эти действия совершаются как в плановом порядке, так и в рамках информационных запросов. Последние бывают следующих видов:

Простые и сложные запросы;

Формализованные и неформализованные запросы.

Формализованные запросы характеризуются заданностью исходной и выходной информации, а также определенностью алгоритма получения последней из первой. Если формализованные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать неформализованные случайные запросы.

В результате обработки информации формируются документы и отчеты с недокументированной информацией, которые предоставляются органам управления.

Возможны две основные формы организации информационного обеспечения управленческой деятельности – централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное информационное обеспечение основано на создании единой для всех подразделений организации службы, централизованном хранении, обработке и предоставлении информации и таком же централизованном управлении техническими средствами и информационными технологиями.

Децентрализация предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Достоинства и недостатки обеих технологий привели к необходимости придерживаться частично децентрализованного подхода – организации информационного обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров, и центов обработки общей для организации информации, в которых располагаются соответствующие базы данных, общие для любых функциональных подсистем.

1.1. управление. управленческая деятельность

В окружающем нас мире имеется много предприятий, фирм, объединений, ассоциаций, занимающихся различной деятельностью и имеющих разный юридический статус и форму собственности. Появление подобных производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Каждый такой объект в процессе функционирования вступает в определенные отношения с изменяющейся средой (в качестве среды для этих объектов выступают государственные органы управления, поставщики, потребители и т.п.) и состоит из множества различных элементов (подразделений, самостоятельных организаций), взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение им своего назначения. Мы будем называть любой такой объект, вне зависимости от его размеров, формы собственности, организационно-правового статуса, организацией.

Организация - это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Организации обладают как рядом общих черт, присущих им всем, так и многими индивидуальными особенностями. Всякая организация нуждается в управлении.

Управление -целенаправленное воздействие на организацию, которое обеспечивает достижение поставленных целей, позволяет стабилизировать их в соответствии с особенностями конкретных организаций и целей управления, сохранить их качественную определенность, поддержать динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование организации и достижение того или иного полезного эффекта. Таким образом, задача управления состоит в координации деятельности людей и подразделений для эффективного решения стратегических, тактических и текущих задач организации.

Управление в любой организации выделяется в особую функцию, на выполнение которой ориентируются некоторые элементы (подразделения) организаций. Это органы управления. Все действия органов управления по осуществлению своих функций можно определить как управленческую деятельность.

Таким образом, в рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (органы управления). Их совокупность определяется как система управления.

Органы управления оказывают на управляемый процесс определенные воздействия, оформленные в виде определенных решений. Чтобы это происходило, им требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с требуемым состоянием, достижение которого является целью управления. Для этого необходимо получать информацию об управляемом процессе. Другими словами, управляющая и управляемая части взаимодействуют друг с другом, причем такое взаимодействие реализуется в виде передачи информации по информационному контуру (рис. 1.1), который образуют источники и потребители информации и информационные каналы для передачи этой информации. В рамках информационного контура имеется и передается информация о целях управления, информация о состоянии управляемого процесса, информация об управляющих воздействиях. Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информационную систему данной организации.

Информационная система существует в любой организации, поскольку никакая организация не может обойтись без информации, а следовательно, без процедур ее формирования, обработки и использования. Цель информационных систем - производство нужной для организации информации, создание информационной и технической сред для осуществления управления организацией.

При этом не обязательно, чтобы информационная система была автоматизированной, она может основываться и на бумажных носителях. Формирование информационной системы организации предполагает формулирование целей функционирования этой системы, которые предопределяют ее свойства и характер построения. В общем случае информационная система имеет компоненты, изображенные на рис. 1.2.

В любой автоматизированной информационной системе можно выделить:

персонал, осуществляющий сбор, формирование, распространение и использование информации. Кроме того, на него возлагаются задачи по обеспечению функционирования и развития информационной системы;

пользователей информационной системы - потребителей информации;

Рис. 1.1. Информационный контур в системе управления

Рис.1.2.Компоненты информационной системы

процедуры и технологии функционирования информационной системы;

техническую составляющую информационной системы в виде оборудования (средства и системы информатизации - средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети, системы связи и передачи данных, выполняющие прием, обработку, хранение и передачу информации);

программное обеспечение (программные средства - операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы управления и т.п.);

весь имеющийся объем информации в информационной системе - информационные ресурсы организации (организационно оформленная и систематизированная совокупность целенаправленных сведений, обеспечивающих взаимодействие между элементами организации, а также между организацией и внешней средой для создания условий функционирования этой организации).

Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. Информационная технология - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

Каждая из перечисленных в определении информационной технологии фаз преобразования и использования информации реализуется с помощью специфической технологии. В этом смысле мы можем говорить об информационной Рис. 1.3. Управленческая и информационная пирамиды

технологии как совокупности технологий - технологии сбора информации, технологии передачи информации и т.д.

Информационные технологии существуют в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматизации, тип и характер использования технических средств зависят от характера конкретной технологии.

Цель любой информационной технологии - получить нужную информацию требуемого качества на заданном носителе. При этом имеются ограничения на стоимость обработки данных, трудоемкость процессов использования информационного ресурса, надежность и оперативность процесса обработки информации, качество получаемой информации.

Таким образом, информационная технология реализуется в рамках информационной системы. Информационная технология - это способ преобразования информации. В информационной системе можно использовать много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако понятие информационной технологии шире, чем понятие информационной системы. Информационная технология может существовать вне информационной системы. Например, информационная технология обработки текстов, которую применяли при написании этой книги, не является частью информационной системы и работает вне такой системы.

Большинство систем управления является многоуровневыми, или иерархическими. Обычно различают три уровня управления в управляющей части организации - высший, средний и низший (рис. 1.3). Каждый из них характеризуется собственным набором функций, уровнем компетенции и нуждается в соответствующей информации. На высшем уровне управления обеспечивается стратегическое управление, определяются миссия организации, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации и т. п. Средний уровень - уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, контролируется их выполнение, отслеживаются ресурсы и т. п. На низшем уровне управления осуществляется оперативное управление, реализуются объемно-календарные планы, производится оперативный контроль и учет и т. п.

Определенное разделение труда на каждом из уровней управления приводит к закреплению за отдельными элементами управляющей части организаций отдельных функций управления: планирования, организации, учета и контроля, мотивации, анализа и регулирования. Эти функции выполняются в разном объеме на разных уровнях управления (в части стратегии, тактики и оперативных действий организации), вплоть то того, что некоторые из них могут не осуществляться на каком-либо уровне управления.

Наличие функциональных элементов в управляющей части организаций приводит к появлению соответствующих подсистем в их информационных системах (например, подсистема планирования, подсистема кадров и т. п.).

В зависимости от отрасли экономики, где функционирует организация, и уровня управляющей части в иерархии органов управления, информация об изменениях в объекте управления поступает в эту управляющую часть с разной частотой. В машиностроении директор предприятия получает информацию о производстве каждый день, начальник цеха - каждую смену, мастер - наблюдает за этим производством. В строительстве частота получения информации об объекте управления будет меньше. Если же говорить об управлении различными технологическими процессами, например в нефтехимии, то там информация поступает постоянно.

Очевидно, что в разных отраслях экономики, на разных уровнях управления дискретность (частота) получения информации об управляемом процессе будет различной. Соответственно и необходимость в корректировке этого процесса со стороны органа управления организации в зависимости от ее целей будет возникать или не возникать с частотой получения информации. Таким образом, разный характер дискретности управления определяет процедуры формирования и дискретность сбора, передачи, обработки и использования информации в информационной системе организации.

Важной частью управленческой деятельности является принятие управленческих решений. Процесс целенаправленного воздействия на управляемый процесс, основанный на информации о нем, определенной ранее цели и разработанной программе достижения этой цели, называется управленческим решением, а процесс формирования решения - процессом принятия решения. В соответствии с разделением труда в рамках управления организацией принимаемые решения относятся к той или иной функции управления. Управленческие решения охватывают все стороны деятельности организации - подготовку производства, производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и т.п.

Таким образом, руководитель любого уровня, в отличие от рабочего или служащего, вынужден осуществлять свои функции, основываясь лишь на доступной ему информации об объекте управления. Он проводит текущие мероприятия, организует контроль, анализ состояния организации, оценивает тенденции ее развития и т. п. Все это требует организации информационного обслуживания (предоставления нужной информации в нужные время и место), создания информационной среды, способствующей выполнению поставленных целей. Осуществление таких действий называется информационным обеспечением управленческой деятельности.

Все действия в организации должны быть предопределены и формально заданы. Это означает, что если организация хорошо управляется (в ней осуществляется регулярный менеджмент - регулярное, систематическое выполнение функций управления организацией в условиях рынка), то существуют формально заданные процедуры для любых действий в ней - работы с клиентами и с персоналом, логистики и т.п. Наличие таких процедур облегчает управленческую деятельность в организации, а также информационное обеспечение такой деятельности. Типовые информационные запросы характерны для всех уровней управления, но в большей степени присущи низшему и среднему (см. рис. 1.3). Кроме типовых предопределенных действий с заранее определенными информационными потребностями для их осуществления, в организации возможны случайные события, реакция на которые потребует специфической информации для любого уровня управления. К тому же не исключено появление нестандартных информационных запросов, что характерно для высшего управленческого звена.

Сегодня в сферу поддержки принятия решений относятся информационные и компьютерные технологии. их применение позволяет повышать оперативность, обоснованность и эффективность (в широком смысле) управленческих решений. Применение компьютеров для управления способствует стабильному развитию в меняющейся обстановке и получению конкурентного преимущества на рынке. Однако практическое применение компьютеров в сфере управления связано с рядом как объективных, так и субъективных трудностей.

Объективные трудности обусловлены преимущественно технологическими факторами: недостаточная интеграция аппаратно-программных комплексов различных производителей; несогласованность интерфейсов и форматов данных; сложности создания и эксплуатации информационных систем и т.д. К объективным факторам можно отнести также ограничения, связанные с финансовыми возможностями при внедрении информационных и компьютерных технологий в управленческий процесс. Субъективные трудности обусловлены проблемами взаимодействия управленческого персонала с компьютерными системами.

Любая организация - это динамическая структура, состояние которой определяется как внешними взаимодействиями с окружающей средой, так и внутренними взаимодействиями между ее элементами. Результатами этих взаимодействий являются различного рода изменения. Изменения могут быть как отрицательными, приводящие к деградации, так и положительными, способствующих развитию организации. В любом случае этими изменениями нужно управлять, компенсируя негатив и препятствуя деградации, а также усиливая позитив и обеспечивая целенаправленное развитие. Таким образом, управление организацией будем рассматривать как вынужденный акт, обуславливается процессами взаимодействия с внешней средой и внутренними взаимодействиями между структурными элементами самой организации.

В терминах теории управления процесс управления организацией предусматривает реализацию ряда функций: получение информации о состоянии организации и внешней среды; сравнение с заданным или желательным состоянием; принятие решения об изменении состояния организации или достижения новой цели; выработки управленческого решения; отработки управляющих воздействий в соответствии с выбранным решения.

Эти функции реализуются системой управления.

Цели организации формируются руководством. Для их достижения производятся и утверждаются управленческие решения, которые воплощаются в управленческие действия. В выработке управленческих решений участвует система поддержки принятия управленческих решений.

Цели, критерии их достижения и ограничения формируются системой принятия решений. Информация о контролируемых параметрах организации и внешней среды предоставляется системой сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации. Специалисты, отвечающие за поддержку принятия управленческих решений, осуществляют генерацию возможных вариантов управленческих решений, их оптимизацию, оформление и представление для окончательного выбора и утверждения лицами, принимающими решения. Принятые управленческие решения материализуются в виде управленческих действий, которые передаются исполнительным органам и структурам, задействованным в бизнес-процессе.

С точки зрения управления организацией можно считать, что материальные взаимодействия с внешней средой происходят на уровне бизнес-процессов, а информационные взаимодействия - на уровне управления. Необходимые информационные взаимодействия бизнес-процессов с внешней средой (запросы на закупку, сообщение о поставках и т.д.) осуществляются через уровень управления. Отдельно следует выделять финансовую составляющую взаимодействия предприятий с внешней средой. Информационный характер финансовых взаимоотношений предприятий, например банков, с внешней средой наиболее наглядно проявляется в системе электронных платежей.

Внутренние информационные потоки представляют собой направленные сверху вниз руководящие решения, поступают в исполнительные органы или структур, задействованных в бизнес-процессе, а также информацию обратной связи, идет снизу вверх, о ходе бизнес-процессов организации и реакцию на руководящие действия. Будем считать, что все внутренние взаимодействия между уровнем управления и бизнес - процессом можно адекватно представить в форме информационных взаимодействий.

Вышеприведенные допущения о взаимодействии на уровне управления с помощью информационных обменов (трансакций) соответствуют подходам, принятым в теории, и вполне согласуются с практикой построения и функционирования систем управления организациями. Таким образом, параметры, характеристики и, конечно же, содержание внешних и внутренних информационных взаимодействий являются определяющими при рассмотрении процессов управления.

Системы групповой обработки данных можно разделить на два класса:

Системы поддержки групповых решений (в литературе они обычно обозначаются аббревиатурой GDSS - Group Decision Support Systems)

Системы поддержки коллективной работы (в литературе они обозначаются GSCW - Computer based Systems for Cooperative Work).

Как следует из названия систем первого типа, они предназначаются для выполнения работ класса принятия согласованных решений, планирования любой деятельности или решения сложных задач. Системы второго типа отвечают за организацию качественной связи и удобного и быстрого предоставления информации. Однако в процессе развития начали создаваться системы, объединяющие возможности обоих типов; они получили название "системы электронных коммуникаций» (в литературе они обозначаются аббревиатурой EMS - Electronic Meeting Systems).

Главные этапы процесса поддержки принятия управленческого решения базируются на получении адекватного описания ситуации. При этом решаются следующие задачи: сбор и постоянное обновление информации о параметрах внешней среды и состояние организации; хранения полученной информации, обеспечивающей возможность анализа предыстории; передача информации, получаемой или сохраняется, для анализа и обработки; представление информации, получаемой или сохраняется в виде, удобном для обработки.

На этом этапе задача руководителя сводится к контролю полноты, актуальности и адекватности собираемой.

Большинство существующих в настоящее время систем сбора, хранения, передачи и представления информации базируется на двух технологиях - телекоммуникации и базы данных.

Мы рассматриваем процессы выработки управленческих решений как вынуждены акты, обусловленные различного рода внешними, внутренними изменениями или их комбинациями. Основной задачей является определение необходимости управленческого вмешательства на основе анализа ситуации и прогноза возможных последствий ее развития. Здесь существует несколько алгоритмов: может отслеживаться отклонения от заданного или желаемого состояния. В этом случае происходит управление по отклонению - реактивное управление; могут отслеживаться параметры воздействий и на основе прогнозирования определяться возможные последствия этих воздействий. В этом случае происходит управление по возмущениями - активное управление; могут отслеживаться факты наступления каких-либо событий или условий или реализовываться заранее определена программа или план. В этом случае происходит так называемое программное (плановое) управления.

На практике, как правило, распространены комбинированные схемы управления, когда плановое управление, которое реализует долгосрочную стратегию или какую-нибудь программу действий, сочетается с управлениями по отклонению и по возмущению, которые адаптируют программу реализации стратегии до возможных непредвиденных и несущественных внешних или внутренних изменений.

Сравнивая управления по отклонению с управлением по возмущению, следует помнить, что первое оказывается более простым на стадии идентификации ситуации (есть отклонения - нужен руководящий влияние), в то время как второе управления по возмущению - требует дополнительных затрат, обусловленных необходимостью создания и актуализации моделей, отражающих динамику развития ситуации.

Однако в дальнейшем, на этапе реализации руководящих действий, система управления по возмущению может оказаться более эффективной, поскольку руководящие влияния иметь превентивный, упреждающий характер и потребуют меньших затрат, чем в том случае, когда отклонение уже произошло и нужно его компенсировать.

Существенную помощь в процессе выработки решений руководителям предоставляют системы поддержки принятия управленческих решений. В зависимости от степени сложности организации и процессов, в ней происходящих уровня управленческой культуры, места руководителя в управленческой иерархии, наличия и характера управленческих полномочий, а также экономической целесообразности системы поддержки имеют разный уровень сложности. Это могут быть большие группы специалистов, оснащены современными компьютерными и телекоммуникационными системами.

Однако, независимо от уровня сложности систем поддержки, прерогатива принятия конкретного управленческого решения и ответственность за его последствия остается за руководителем - лицом, принимающим решения. В связи с этим очевидно, что для принятия качественных решений руководитель не должен быть простым наблюдателем, слепо доверяет чужому мнению и ждет от какого-либо коллективного органа или от компьютера готового решения. Руководитель должен хорошо знать элементы системы поддержки принятия решений, понимать методы и приемы, которые используются, а также активно влиять на все основные этапы формирования решения, согласовывая формальные методики со своим опытом и восприятием конкретной ситуации.

Элементы процедуры управления разделены на две фазы: фазу анализа и фазу синтеза. Линии связи между элементами отражают последовательность их реализации в процессе поддержки принятия управленческого решения.

Средством групповой работы является групповая обработка данных (рассчитан на многих пользователей интерфейс), реализованный в вычислительной сети. Основное назначение групповой обработки данных - преодоление трудностей, связанных с последовательной технологии обработки информации, и переход к параллельным процессов, позволяет всем участникам группы специалистов работать у равных условиях, постоянно иметь в своем распоряжении всю существующую информацию, видеть все изменения, происходящие редактировать данные, вносить предложения по принятию решений, коллективно формулировать новые идеи.

Можно выделить оперативную аналитическую обработку, предусматривающий возможность построения произвольных выборок и любых способов агрегирования исходных данных. Эта технология рассматривается сейчас как основной стратегическое направление развития информационных систем.

Если в результате идентификации ситуации определяется, что требуется вмешательство - управляющая действие, то активизируется блок, отвечающий за синтез целей управления, - блок целеустремленности. Если такое вмешательство не требуется, то необходимо продолжать сбор и обработку информации.

Основным условием целеустремленности является определение целей, которые необходимо достичь в процессе управления. Непосредственное участие в процессе формирования этих целей должен принимать руководитель. Правильно определена и доступно сформулирована цель - это необходимое условие формирования управленческого решения и дальнейшего достижения необходимого эффекта от его реализации.

Цели должны быть конкретными и выражаться измеримыми значениями, тем самым задаются показатели, которые будут впоследствии использоваться для выбора варианта управленческого решения и контроля реализации управляющих воздействий.

В организациях существует состязательность и взаимосвязь целей. Под влиянием внутренних и внешних факторов или при получении дополнительной информации цели могут меняться во времени. Таким образом, при формулировании целей управления важно учитывать как факторы взаимодействия (внутренние и внешние), так и временной аспект.

Цели управления должны естественным образом вытекать из миссии организации, учитывать всю накопленную объективную и субъективную информацию, а также согласовываться с имеющимися возможностями и ресурсами. В случае если поставленные цели не согласуются с ресурсами и возможностями, они могут оказаться недостижимыми. Это может оказаться на последующих этапах процесса поддержки принятия решения, приведет к возвращению в блок целеустремленности для уточнения и корректировки ранее поставленных целей и показателей.

Сформированные в блоке цели, а также характеризующие их показатели передаются в блок генерации альтернатив. Кроме того, формулировка задачи по достижению намеченной цели передается в блок обнаружения ресурсов и ограничений.

Множество возможных альтернативных вариантов управленческих воздействий, с одной стороны, естественным образом ограничена величиной и характером ресурсов, доступных системе управления, а также объективными и субъективными непреодолимыми препятствиями. С другой стороны, в результате использования благоприятных факторов множество возможных альтернативных вариантов управленческих воздействий может быть расширена.

Таким образом, разработка обоснованных и потенциально эффективных вариантов управленческих воздействий может проводиться только с учетом информации о ресурсах, которыми располагает система управления, возможности, которые можно использовать, и угрозы, которые нужно стараться избежать или компенсировать.

Как технологии на этом этапе могут использоваться методики SWOT-анализа, сегментного анализа и т.д.

Данные о выявленных в результате анализа ресурсы и ограничения передаются в блок генерации альтернатив.

Генерацию возможных альтернатив решений можно реализовать рядом формальных методов: использованием экспертных систем; путем комбинации различных операций, задаваемых экспертами или берутся из базы данных.

Экспертная система использует эвристические знания, получаемые от специалистов в данной предметной области. Для всех наиболее успешных применений экспертных систем характерна крайней мере одна общая черта - они работают в одной ограниченной предметной области знаний. Попытки расширить предметную область, даже в пределах одной области знаний, в подавляющем большинстве случаев успеха не давали.

При возникновении нестандартной ситуации предлагается набор возможных действий (операций). Если такой набор не предвидится заранее, он может быть создан экспертом. Лицо, принимающее решение, или эксперт имеют указать возможную последовательность выполнения операций, а также указать, какие операции могут выполняться параллельно (одновременно). Эта информация хранится в базе данных вместе со списком операций. На основе этих данных, а также времени выполнения каждой операции, могут состоять возможные последовательности операций (варианты сценариев). Таким образом создаются все возможные сценарии, и дальше возникает задача выбора наилучшего.

Сформированы альтернативные варианты управленческих воздействий передаются в блок оценки альтернатив.

Оценка возможных вариантов решений необходима для всех типов задач и типов систем. Она предшествует окончательному выбору решения. Для анализа альтернатив могут использоваться различные методы: традиционные (однокритериальной или бальные) многокритериальные; методы нечеткой логики.

Традиционные методы оценки возможных решений. В некоторых случаях можно дать оценку каждого варианта решения, например в баллах. Однако очень часто, возможно даже в большинстве случаев, однозначно оценить предложенные варианты не удается.

Многокритериальные оценки. Оценка варианта решения (сценария, программы) по многим критериям означает, что более чем один показатель качества принимаемого решения, и невозможно свести эти показатели естественным образом к другу. В этом случае могут применяться методы анализа важности критериев, методы изучения иерархии критериев, методики построения функций преимуществ и др.

Необходимость применения нечеткой логики вызвана тем, что по мере роста сложности систем постоянно падает наша способность делать точные и одновременно значимые утверждения, пока не будет достигнуто порог, за которым точность и значимость становятся почти взаимоисключающими характеристиками.

После того как процедура оценки вариантов решений проведена, возможны три варианта: переход к согласованию критериев (если не удалось ранжировать варианты) переход в блок анализа последствий принятия решений (если предложенные варианты удовлетворяют экспертов или лиц, принимающих решения); если не найдено ни одного удовлетворительного решения, то производится возврат к блоку целеустремленности для уточнения постановки задачи, выявление дополнительных ресурсов, согласования целей с имеющимися ресурсами, ограничениями и т.д.

Для того чтобы процедура согласования реализовывалась эффективно, необходимо применять какие-то правила, по которым следует осуществлять поиск компромисса в случаях, когда оценки вариантов различаются. Эти правила можно разделить на две категории: "переговорные" - без использования вычислительной техники; "человек-машина" - такие, опирающихся на компьютерные процедуры. Компьютерные процедуры, применяемые на практике, в большинстве случаев достаточно просты. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Метод идеальной точки. Точка называется идеальной, если она оптимальна сразу по всем критериям. Как правило, такой точки на практике не существует. Правилом поиска компромисса может быть минимизация расстояния до идеальной точки, вызывает необходимость выработки правила определения этого расстояния.

Метод уступок. Суть метода - нахождение компромисса, который определяет "плату" за потерю показателей по какому-либо критерию или частью критериев, в результате выигрыша по другому критерию или другим критериям.

Метод согласования решения по главному критерию. В некоторых случаях задачу с несколькими показателями качества удается свести к задаче с одним-единственным показателем. Этот показатель стремятся обратить в экстремум, а по другим показателям вводят ограничения. Тогда проблема согласования сводится к нахождению компромисса по главному критерию и согласованию ограничений для всех других критериев.

Метод согласования решения при лексикографическом упорядочении. В тех случаях, когда может быть определена важность критериев, упорядочение можно провести сначала по важнейшим критерием, а если по этому критерию равными будут несколько вариантов, то проводится упорядочение по следующим по важности критерием и т.д.

Метод согласования по функции или отношением предпочтения (полезности). Формируется функция, отображающая преимущество эксперта или лица, принимающего решение (его видение того, "что такое хорошо и что такое плохо»). Вычисляются значения функции предпочтения для альтернатив решения. В дальнейшем альтернативы ранжируются по значениям функции предпочтения.

Согласованные критерии оценки альтернатив возвращаются в блок оценки альтернатив, и процедура ранжирования возобновляется уточненным критериям.

Чрезвычайно важным является возможность представления информации о возможном развитии ситуации при принятии того или иного решения. Такая информация может возникать в процессе моделирования реакции противодействующего среды (природа, экономика, социальная структура и т.д.) после очередного решения.

Заметим, что, как правило, рассматриваются не отдельные управленческие решения, а сценарии со многими ходами. Ход или решения, которые кажутся наиболее выигрышными в данный момент, при более глубоком анализе (в процессе дальнейшего развития событий) могут оказаться фатальными. Поэтому необходимо не только найти лучшее решение на текущий момент, а лучший сценарий на несколько или на определенное количество ходов вперед.

После того как варианты решения проранжировани и определены возможные последствия их реализации, лица, принимающие решения, выбирают лучшее из своей точки зрения.

Отобранные решение передается в блок оценки достижимости целей управления. Если решение отобрать не удается, то происходит возврат к блоку целеустремленности для уточнения постановки задачи, выявление дополнительных ресурсов, согласования целей с существующими ресурсами, возможностями, ограничениями и т.д.

Решение может быть хорошим само по себе, а не обеспечивать достижение поставленных целей управления. Поэтому процедура оценки досягаемости поставленных целей управления призвана оценить соответствие ожидаемых и желаемых результатов управления.

Если ожидаемый результат соответствует постановке задачи, то такое решение передается для оформления и дальнейшего формального утверждения.

Если ожидаемый результат не соответствует постановке задачи, то происходит возврат к блоку целеустремленности.

Процедура утверждения решения представляет собой формальную операцию предоставления законного статуса управленческому решению, сформированном при участии системы поддержки принятия управленческих решений. Утверждено решение передается для реализации, а система управления переходит в режим мониторинга - сбора и обработки информации, а также анализа ситуации.

Сегодня информационные аспекты приобретают все большее значение в управленческой деятельности. На первый план выходят информационные технологии. Однако сами по себе информационные технологии не решат всех проблем управления организацией. Они могут быть лишь инструментом в умелых руках квалифицированных руководителей. К таким инструментам можно отнести специализированное программное обеспечение для систем поддержки принятия управленческих решений.

В заключение подчеркнем, что компьютерная поддержка позволит руководителю наряду с субъективными, присущими только ему приемами и методами использовать всю мощность компьютерных и информационных технологий для реализации своего стиля выработки и принятия решений.

Сегодня уже большинство специалистов осознают, что рост объема информации, поступающей в органы управления и непосредственно к руководителям, усложнение задач, решаемых, необходимость учета большого количества взаимосвязанных факторов, переменная обстановка, а также достигнутый уровень развития техники настоятельно требуют широкого применения компьютера обслуживание компьютеров и информационных технологий в управленческом процессе, а сам управленческий процесс должен опираться не только на интуитивные, но и на объективные методы генерации, оценки и оптимизации управленческих решений.

И несмотря на то что методы компьютерной поддержки принятия управленческих решений все еще довольно слабы и нуждаются в развитии, они во многих случаях обеспечивают принятие правильного и своевременного решения. Можно с большой вероятностью ожидать, что развитие компьютерных систем поддержки принятия решений станет одним из перспективных направлений развития управленческих систем.