Что регулируют локальные образовательные акты образовательной организации. Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации. По характеру действия выделяют ЛНА

Локальные акты общеобразовательного учреждения.

Понятие «локальный акт общеобразовательного учреждения»

Локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления школой для регулирования внутришкольных отношений.

Локальный акт обладает следующими отличительными чертами.

1. Локальность акта означает, что акт действует только в пределах данной организации. Локальные акты школы не могут регулировать отношения, складывающиеся вне общеобразовательного учреждения.

2. Локальный акт всегда основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах.

Правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения носит многоуровневый характер. Различают следующие уровни правового обеспечения:

1) Федеральный уровень. Правовое обеспечение на данном уровне заключается в принятии федеральных законов, основанных на Конституции Российской Федерации, указов Президента России, постановлений Правительства России и нормативных правовых актов отраслевых органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования России.

2) Уровень субъекта Российской Федерации. На этом уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений.

3) Муниципальный уровень. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области образования имеют наибольшее значение для муниципальных образовательных учреждений.

4) Локальные нормативные акты образовательного учреждения. К ним относятся приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах своей компетенции органами управления образовательным учреждением и обязательные для исполнения участниками образовательного процесса или шире - работниками, учащимися и их законными представителями конкретного учреждения образования.

Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении. Это означает, что законы Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, указы Президента РФ - Конституции и федеральным законам, постановления Правительства РФ - Конституции и законам Российской Федерации, устав образовательного учреждения - Конституции, законам и постановлениям Правительства РФ и т.д. Поэтому изменения правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях. Правда, при одном немаловажном условии: если изменения правового регулирования были проведены федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции.

3. Локальный акт школы - это официальный правой акт, т.е. письменный документ, содержащий необходимые реквизиты: наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание, дата издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.

4. Чтобы быть правомочным, локальный акт школы должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления общеобразовательным учреждением. Разграничение полномочий между директором школы и органами школьного самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения, который иногда образно называют конституцией школы*.

Виды локальных актов общеобразовательного учреждения

Локальные правовые акты школы могут быть нормативными и индивидуальными.

Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников школы и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной школы, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении, иных условий существования школьного коллектива.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отпуске, об увольнении.

Локальные акты школы издаются в виде постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Постановление - локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления общеобразовательным учреждением. Например, постановление Совета школы об утверждении школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования, постановление Совета школы о сдаче в аренду закрепленного за школой имущества, постановление Совета школы об исключении обучающегося из Школы.

Приказ - локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка школы.

Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам школы; решение родительского собрания (собрания обучающихся II и III ступеней) об избрании своих представителей в Совет школы. Локальные акты школы, принятые в виде решений, как правило, не носят нормативного характера.

Постановлениями и приказами органов управления школой утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления школой, структурного подразделения школы или основные правила (порядок, процедуру) реализации общеобразовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке школы, положение об оплате труда и премировании работников, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Инструкция (от лат. instructio - наставление) - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг - «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила - локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка школы, правила приема в школу, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Кроме этих локальных нормативных актов существуют специфические локальные акты, регулирующие социально-трудовые отношения (например, коллективный трудовой договор).

Классификация локальных актов по направлениям деятельности школы

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности школы. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность школы связана с обеспечением предусмотренной законодательством самостоятельности (автономии) образовательного учреждения.

Нормотворческая деятельность школы осуществляется в пределах ее компетенции, определенной ст. 32.2 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с компетенцией общеобразовательного учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (создание, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);

правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

правовое обеспечение материально-технического снабжения;

правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в общеобразовательном учреждении;

правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

Правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения.

По укрупненным направлениям деятельности школы правовое обеспечение управления общеобразовательным учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:

1) Акты, определяющие правовой статус общеобразовательного учреждения, акты об органах самоуправления школы:

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение о Совете общеобразовательного учреждения;

Положение о Попечительском совете;

Положение о Педагогическом совете.

2) Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса:

Положения о структурных подразделениях;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Штатное расписание;

Должностные инструкции работников;

Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;

Положение о приеме в общеобразовательное учреждение;

Правила внутреннего распорядка для обучающихся;

Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;

Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам.

3) Акты, действие которых направлено на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы:

Инструкции о мерах пожарной безопасности;

Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов (лабораторий, мастерских).

4) Акты, связанные с организацией и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса:

Положение о компоненте общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;

Список учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

Образовательные программы и учебные планы;

Рабочие программы учебных курсов и дисциплин;

Календарные учебные графики;

Расписания занятий.

5) Акты, связанные с оплатой труда и финансово-хозяйственной деятельностью общеобразовательного учреждения:

Положение об оплате труда и премировании работников;

Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;

Положение о предпринимательской деятельности.

6) Акты, обеспечивающие правильное делопроизводство общеобразовательного учреждения:

Номенклатура дел школы;

Инструкция по делопроизводству.

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, устав школы разрабатывается и принимается общеобразовательным учреждением, но утверждается его учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка и ряд других локальных нормативных правовых актов принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления. Многие нормативные правовые локальные акты требуют регистрации в качестве дополнений к уставу школы. Подробнее о процедуре принятия (утверждения) конкретных локальных нормативных актов будет рассказано в практической части курса.

Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным РФ "Об образовании" самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.

На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это - компетенция образовательного учреждения. За органами образования - рекомендации и контроль.

Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:

4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.

Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях "Локальные акты образовательного учреждения" Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.

"Устав образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании" показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: "структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности". Поэтому необходимо определить:

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения ( Закона РФ "Об образовании").

Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Раздел "Функции (обязанности)" содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел "Организация управления" содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел "Взаимосвязи с другими подразделениями" разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) - всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.

Раздел "Ответственность" предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: "орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций".

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Должностные инструкции, как правило, разрабатывает руководитель органа управления с помощью самих работников, для которых они издаются. При этом учитывается весь объем свойственных данному органу управления работ. В спорных случаях проводятся т.н. фотографии рабочего дня. Должностные инструкции рекомендуется пересматривать и обновлять, по мере необходимости, в связи с изменением функции органов управления.

Что такое локально-нормативные акты?

Локально-нормативные акты - это документы, которые устанавливают определённые регламенты для многократного применения, обязательные для всех сотрудников организации, то есть обладающие нормативностью.

Признаки нормативных актов:

  • письменное оформление (не бывает устных нормативных актов);
  • принятие в установленном порядке;
  • действие на неопределённый круг лиц;
  • многократное применение;
  • создание с целью нормативного регулирования.

Стоит отметить, что ЛНА нельзя путать с нормативно-правовыми актами , так как понятие «правовой» применяется только к тем документам, которые принимаются органами власти. Нормативно-правовые акты располагаются в определённой иерархии, где главный документ - Конституция РФ, за ней следуют федеральные НПА (законы и кодексы), а далее - региональные. Документы низшей ступени не могут противоречить нормативно-правовым актам высшей ступени, и все акты должны соответствовать Конституции РФ.

В образовательной организации локальные нормативные акты тоже составляют собой иерархию. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав, за ним идут приказы, положения и распоряжения. Документы образовательной организации не могут противоречить её уставу, региональному и федеральному законодательству.

На какие виды делятся ЛНА?

Локально-нормативные акты по степени значимости делятся на обязательные и необязательные . Состав обязательных ЛНА определяется законодательством, необязательные же ЛНА не предусмотрены законодательством. Их учреждение принимает по своему усмотрению. Например, должностные инструкции, положение об организации детского отдыха, положение об обучении сотрудников и так далее.

Для образовательных организаций обязательные ЛНА устанавливает статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ. В ней говорится, что образовательные организации разрабатывают ЛНА по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • текущий контроль и промежуточную аттестацию (процедура, формы и периодичность);
  • перевод, отчисление или восстановление обучающихся (процедура и основания);
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Обратите внимание, что в этой статье нет указания на конкретный тип ЛНА - приказ, распоряжение или положение. Даются только темы этих документов.

К обязательным также относятся документы, регулирующие трудовые отношения: правила внутреннего распорядка, положение об аттестации, инструкции и правила, регламентирующие безопасность и охрану труда в учреждении, положение об оплате труда и другие.

Эти документы должны быть в любой организации и разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

По способу принятия ЛНА делятся на:

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии:

  • документов, устанавливающих нормы труда (статья 162 ТК РФ);
  • графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • положения об оплате труда (статья 135 ТК РФ);
  • правила внутреннего распорядка (статья 190 ТК РФ);
  • локальных актов, устанавливающих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (статья 196 ТК РФ).

По характеру действия выделяют ЛНА:

  • общие - распространяются на всех сотрудников организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда);
  • специальные - распространяются на определённую категорию работников (положение о том или ином подразделении, положение о направлении в командировки).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке ЛНА?

Почти все требования к ЛНА сформулированы в законе «Об образовании в РФ». Как этим пользоваться? Принцип довольно прост - если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона об образовании, то также возникает и необходимость создания соответствующего локально-нормативного акта.

К примеру, статья 16 закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность получения образования дистанционно. Если образовательное учреждение собирается использовать эту возможность, то принимается соответствующий внутренний документ, если не собирается, то и необходимости в локально-нормативном регулировании нет.

Необходимость принятия локальных актов также обуславливается теми нормативно-правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные, ни трудовые отношения. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает все организации принимать меры по предупреждению коррупции.

В письме от 1 апреля 2013 года Минобрнауки рекомендует к принятию те ЛНА, которые регламентируют:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • обучение по индивидуальному учебному плану;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • размер стипендии и платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся;
  • порядок и формы проведения итоговой аттестации и другие.

Всего в письме приводится перечень из 28 локальных нормативных актов, принятие которых входит в компетенции образовательных организаций и их учредителей (пункт 19.34).

Минобрнауки предлагает руководителям образовательных организаций при работе с документами использовать Методические рекомендации, изложенные в письме министерства от 20 декабря 2000 года N 03-51/64. В этом письме содержатся требования к составлению конкретных видов организационных и распорядительных документов, правила систематизации и хранения документов, порядок работы с ними.

Как принимаются ЛНА в образовательной организации?

Процедуру разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов определяет сама образовательная организация. Эта процедура, как правило, закрепляется в уставе учреждения.

Важно, чтобы язык документов был понятен людям с различным уровнем образования, так как локальные нормативные акты образовательной организации интересны не только работникам этого учреждения, но и родителям или самим обучающимся. В идеале текст документов нужно писать так, будто вы пишите для шестнадцатилетнего подростка: просто и с минимумом специальных терминов.

Порядок разработки локальных нормативных актов:

  1. Определение вопросов, по которым необходимо принятие ЛНА. Проекты документов разрабатываются по решению администрации, педагогического совета, общего собрания сотрудников учреждения и родительского комитета.

Внести на рассмотрение вопрос о разработки и принятии локально-нормативного акта вправе любой сотрудник учреждения.

  1. Определение этапов и сроков разработки документа. Как правило, они устанавливаются ещё на этапе обсуждения.
  2. Создание рабочей группы по разработке ЛНА. Администрация поручает эту работу какому-то подразделению, третьему лицу или разрабатывает проект самостоятельно.

Важно грамотно распределить задачи между сотрудниками: кто составит документ, кто его проверит на соответствие законодательству, а кто его правильно оформит. Рабочая группа по разработке ЛНА может включать в себя не только представителей администрации и педагогических работников, но и членов общественного совета, родителей обучающихся и самих обучающихся (например, представителей ученического совета).

  1. Подготовка локально-нормативного акта: рабочая группа готовит проект документа, обосновывает необходимость в этом акте и предусматривает последствия его принятия.
  2. Проект выносится на обсуждение. Разработанный документ обсуждается на заседании органа, где он утверждается или же отправляется на доработку. Утверждение ЛНА оформляется протоколом. Могут быть и другие формы представления на обсуждение: размещение проекта на информационном стенде, сайте образовательного учреждения и так далее.
  3. Дальнейший шаг - введение ЛНА в действие. Для этого руководитель издаёт соответствующий приказ. Со дня его издания локально-нормативный вступает в силу.

Обратите внимание, что в некоторых случаях локальные акты должны приниматься с учётом мнения представительного органа работников (статья 8 ТК РФ). Таким органом может быть профсоюзный комитет.

Порядок учёта мнения описывается в статье 372 ТК РФ. Профком выражает своё мнение по проекту ЛНА в письменной форме и передаёт руководителю организации до пяти рабочих дней со дня получения документа.

Если профком не согласен с принятием ЛНА, то руководитель в течение трёх дней проводит дополнительные консультации с комитетом. Если же к общему решению прийти так и не удалось, то возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого руководитель вправе принять локальный нормативный акт, который профком может обжаловать в суде или в госинспекции труда.

Елена Зачёсова на июньском вебинаре «Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования» рекомендовала унифицировать все документы, чтобы упростить процесс разработки, то есть создать шаблоны. Сделайте так, чтобы все положения начинались единым образом - например, «Настоящее положение описывает то-то и то-то» или «Настоящее положение создано с целью регламентации такой-то и такой-то деятельности». Создание шаблонов сильно упростит вам жизнь, со временем это станет для вас спасением.

Ещё будет хорошо, если вы выберете отдельного человека, который будет вычитывать все эти ЛНА, сверять их с уставом, федеральным и региональным законодательством, проверять на предмет ошибок и опечаток. Например, вы в каком-то положении ссылаетесь на закон «Об образовании в Российской Федерации», но неверно указали номер закона - вместо N 273-ФЗ написали N 263-ФЗ. Казалось бы, незначительная опечатка в ЛНА делает документ недействительным.

Принятие локально-нормативных актов не является, чем-то выходящим за пределы понимания, но если недооценивать серьёзность работы с документами, то это приведёт к просчётам в деятельности организации, осложнит её. Локальные нормативные акты разрабатываются и принимаются в образовательной организации коллективно, командой. Это задача руководителя - сформировать команду единомышленников и организовать её работу.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Любое предприятие, компания или фирма имеют среди своей документации действующие локальные нормативные акты, которые могут быть дисциплинарными правилами, должностными инструкциями или разными положениями. Локальный акт может относиться:

  • к разряду общеустановленных (обязательных) актов для любого предприятия,
  • к разряду актов, добровольно созданных работодателем.

Какими бы ни были локально-нормативные акты организации, важно, чтобы они существовали в рамках закона, то есть не имели противоречий с законодательством. Существует ещё один характерный признак такого фирменного документа. Локальный акт является обязательным для исполнения как для работодателя, так и для его подчинённых.

В данной статье рассмотрим всевозможные особенности этой разновидности документов.

Локальный акт - это…

Следует начать с того, что трудовой кодекс Российской Федерации (пятая статья ТКРФ) регулирует отношения между работодателем и работником посредством охраны труда, возможных соглашений и актов с нормами трудового права. Локальные акты организации с приведёнными в них нормами трудового права также регулируют рабочие отношения.

Подобный документ является общеустановленным для всех работодателей. Он соответствует и иной документации, которая содержит подобные критерии. Об этом говорит восьмая статья (первая часть) трудового кодекса. Однако какое-то определённое значение за понятием «локальный акт» не закреплено:

  • кто-то считает, что это локальные акты организации, которые содержат многократное повторение существующих правил поведения сотрудников, и устанавливает их работодатель (это неполное определение);
  • более правильным и полным будет следующее значение: «документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями».

Особенности документа (локально-нормативного акта)

  1. Возможные изменения в нём определяются работодателем.
  2. Нормы, содержащиеся в документе, не противоречат закону или трудовому договору.
  3. Он утверждается в виде инструкции или положения руководителем-работодателем (закрепляется в письменном виде). В некоторых случаях - при взаимодействии с профсоюзом организации.
  4. С этим документом обязательно знакомят сотрудника, подтверждая данное действие его личной подписью.
  5. Имеет законную силу со дня, когда он будет принят, или другой прописанной на бумаге даты.
  6. Прекращает своё действие, когда истекает его срок или в случае отмены работодателем/судом.

Какие документы относятся к локальным нормативным актам организации?

Ниже на фото приведен характерный для большинства организаций перечень документов, являющихся локальными нормативными актами.

Как принимаются локальные акты учреждения?

Каждый локальный нормативный акт организации проходит определённые этапы. Сначала он разрабатывается, потом согласовывается, затем утверждается, после чего только получает законную силу и вводится в действие.

Подобная последовательность создания таких документов может также устанавливаться характерным локальным актом (к примеру, согласно существующему в организации положению о порядке принятия локальных нормативных актов - образец акта приведён на фото).

Этап разработки локально-нормативных актов организации

Документ разрабатывается непосредственно специально занимающейся этой деятельностью (по назначению руководства) рабочей группой лиц (или лицом-исполнителем) на основании имеющегося приказа. Это может осуществить как простой сотрудник кадров или главный бухгалтер, так и объединение начальников подразделений.

Этап согласования локальных актов

После разработки локальный акт обязательно находится в процессе согласования с другими структурными подразделениями или отделами. При этом общие замечания, комментарии, согласие/несогласие работники отражают на отдельном специальном бланке.

Этап утверждения локальных актов учреждения (организации)

После процесса согласования документ направляется на утверждение начальству.

Перед тем как вынести своё решение, руководитель должен направить проект с обоснованием в профсоюзную организацию. Данный представительный орган со стороны сотрудников имеет максимум пять дней на рассмотрение и выдвижение в обратном порядке своего письменного мнения по поводу этого локального акта.

Если профсоюз соглашается с предложенным локальным актом, то этот документ вводится в своё действие.

Если же профсоюз не предоставил согласия, или же предоставил, но с учётом некоторых пожеланий, то руководитель обязан не позднее трёх дней (после получения ответа) организовать с представительным органом дополнительные консультации для достижения взаимопонимания и принятия решения.

Локальные акты школы

Стоит отдельно остановиться на документации в общеобразовательных учреждениях, которые могут самостоятельно создавать собственные локальные нормативные базы из актов потому, что Закон «Об образовании» Российской Федерации гласит, что устав общеобразовательного учреждения должен иметь определённый перечень локальных актов. Но при создании дополнительных документов, что вносят дополнения к существующему уставу (например, это могут быть новые локальные акты школы), необходимо обязательно зарегистрировать их в ИФНС. В противном случае возникнут несоответствия в нормативно-правовой базе организации.

Локальные акты учреждения общего образования являются законными и официальными правовыми документами. Они принимаются в надлежащей последовательности для регулирования отношений внутри школьной деятельности, отражённой в уставе организации.

Локальные акты школы должны отражать следующие принципы:

  • Они созданы для определённого образовательного учреждения и действуют, соответственно, в стенах одной организации.
  • Они представляют собой официальные письменные правовые документы, содержащие в себе все обязательные реквизиты.
  • В процессе создания и введения локального акта задействованы все субъекты процесса образования.

Виды локальных актов общеобразовательного учреждения

Школьные документы, а также локальные акты доу (дошкольного образовательного учреждения) могут быть нормативными. Такая документация содержит перечень определённых правил и норм, которые должны соблюдаться в обязательном порядке всеми участниками процесса образования. Для него характерно продолжительное во времени применение. Такие акты детализируют и дополняют правовую норму в отношении каждой отдельной школы.

Выделяют также и индивидуальные локальные акты. Как правило, они однократны и используются для закрепления определённого решения с юридической точки зрения.

Какие документы относятся к локальным школьным актам?

Локальные акты об образовании представляют собой постановления, решения, приказы, инструкции, правила, положения и договоры. Они отражают и регулируют разные стороны деятельности школы. К сведению, такую же разновидность документации имеют локальные акты доу. Рассмотрим каждый документ.

  • Постановления: эти локальные акты могут быть индивидуальными правовыми документами и нормативными. Они отражают в себе решение управляющего органа школы.
  • Решения: общее собрание сотрудников принимает локальные Такие документы очень часто носят характер рекомендаций.
  • Приказы: такой документ издаёт директор образовательного учреждения для разрешения основных задач. Например, ниже, на фото, приведён образец акта - приказ об утверждении правил внутреннего распорядка школы.
    Органы, которые управляют школой, такими документами, как постановления и приказы, утверждают положения, правила, инструкции.

Как должны оформляться локально-нормативные акты

Трудовым законодательством не создано определённых требований относительно оформления подобных документов. Но существует ГОСТ Р6.30-2003, включающий информацию о необходимых требованиях, которые нужно соблюдать при создании и оформлении локального акта. Согласно ему, любой документ (за исключением письма) оформляется на специальном бланке и содержит следующую информацию:

  • полное и сокращённое название организации (то наименование, что указано в учредительных документах);
  • указание прописными буквами наименования после названия организации;
  • дата утверждения и последовательный номер акта при регистрации;
  • указание места создания и оформления документа;
  • наличие подписи(ей) согласования;
  • указание в конце документа информации о приложениях;
  • соблюдение структуры документа, в которую входят все необходимые положения (общие, основная часть и заключительные);
  • разделы (с номером и заголовком), пункты и подпункты обязательно являются содержательной частью документа;
  • проводится обязательная в середине верхнего поля листа (начиная со второй страницы).
  • Обязательно наличие грифа утверждения руководства организации в правом верхнем углу. Утверждение может быть представлено либо простой подписью начальника, либо отдельно созданным приказом. Всё заверяется печатью.

Ознакомление с актом сотрудников организации

После утверждения локально-нормативного акта он проходит стадию регистрации в специальном журнале и получает индивидуальный номер и указание даты, с которой он вступает в законную силу.

С этим актом руководство обязано ознакомить тех своих сотрудников, деятельность которых затронута в самом этом документе, согласно статье 22 (часть 2) трудового кодекса Российской Федерации. Процесс ознакомления отражается на специальных ознакомительных листах в виде отдельного приложения к локально-нормативному акту, а также отражается в журнале ознакомления.

Как локальные акты хранятся

Все оригинальные акты должны храниться в одном месте (канцелярии, приёмной или отделе кадров). Копирование документов происходит при распространении документа среди отделов и структурных подразделений.

Подобные локальные документы имеют неограниченный срок хранения в соответствии со списком типовых управленческих архивных документов, которые формируются при работе государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.


Тема 1 Устав образовательной организации

§ 1.1. Устав как учредительный документ образовательной организации

Устав образовательной организации представляет собой основной локальный акт, регулирующий организацию деятельности образовательной организации. Устав является учредительным документом образовательной организации, который утверждается учредителем при ее создании. Таким образом, устав – это обязательный локальный акт, без которого образовательная организация просто не может быть создана. Для государственных и муниципальных образовательных организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждения, устав является единственным учредительным документом. Для образовательных организаций, создаваемых в иных организационно-правовых формах, например, автономной некоммерческой организации, возможно наличие второго учредительного документа – учредительного договора, заключенного учредителями (ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Следует отметить, что с января 2011 года утратил силу п. 3 ст. 11 Закона РФ «Об образовании», который предусматривал заключение между образовательной организацией и учредителем договора. Следует отметить, что данный договор не относился к учредительным документам образовательной организации и не являлся учредительным договором, поскольку заключался уже после создания и государственной регистрации образовательной организации и регулировал не отношения между учредителями, а между учредителем и учреждением. Заключение такого договора не было предусмотрено нормами гражданского законодательство и было излишним, поскольку отношения между образовательным учреждением и органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, регулируются в полной мере уставом образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах любого юридического лица – некоммерческой организации должны быть урегулированы ряд общих вопросов правового статуса:

Наименование юридического лица;

Место нахождения;

Порядок управления деятельностью юридического лица;

Предмет и цели деятельности юридического лица;

Другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В данном случае в качестве вида юридических лиц понимается организационно-правовая форма, форма собственности юридического лица, отдельная сфера, в которой действует данное юридическое лицо. Таким образом, устав муниципального бюджетного образовательного учреждения должен соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к уставам некоммерческих организаций в форме учреждения, муниципальным учреждениям, бюджетным учреждениям и образовательным учреждениям (организациям). При этом несоответствии устава образовательной организации исключительно требованиям бюджетного законодательства не составляет нарушение законодательства об образовании и не может быть отражено в качестве нарушения, выявленного в результате проверки уполномоченным органами государственной власти, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования.

§ 1.2. Специальные требования к уставам образовательных организаций

Специальные требования к уставам образовательных организаций установлены ст. 13 Закона РФ «Об образовании», согласно которой в уставе образовательной организации в обязательном порядке указываются:

Наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательной организации;

Учредитель;

Организационно-правовая форма образовательной организации;

Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

Правила приема обучающихся, воспитанников;

Продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

Порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

Режим занятий обучающихся, воспитанников;

Наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

Порядок регламентации и оформления отношений образовательной организации и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации, в том числе в части:

Использования имущества, закрепленного за образовательной организацией;

Финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации;

Осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательной организации, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

Порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

Порядок управления образовательной организацией, в том числе:

Компетенция учредителя;

Структура, порядок формирования органов управления образовательной организации, их компетенция и порядок организации деятельности;

Порядок комплектования работников образовательной организации и условия оплаты их труда;

Порядок изменения устава образовательной организации;

Порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации;

Права и обязанности участников образовательного процесса;

Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Отсутствие в уставе образовательной организации регулирование какого-либо из перечисленных вопросов следует рассматривать как нарушение законодательства об образовании.

Закон РФ «Об образовании» содержит норму, согласно которой при необходимости регламентации сторон деятельности образовательной организации, которые должны быть урегулированы в уставе, иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательной организации (п. 3 ст. 13 ). Данная норма означает, что если в уставе образовательной организации не урегулирован отдельный обязательный вопрос, например, порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников, то этот вопрос может быть отрегулирован в специальном приложении к уставу (например, Правилах отчисления обучающихся). Однако такие правила, будучи приложением к уставу, принимаются в том же порядке, что и изменения в устав, включая утверждение учредителем и регистрацию в уполномоченном органе по регистрации юридических лиц. Таким образом, если в ходе проверки выявлено, что вопрос, который должен быть урегулирован в уставе, регламентируется другим локальным актом, который не принят в порядке принятия устава (изменений в устав), то это тоже является нарушением законодательства об образовании и фиксируется в отчете и акте о проверке.

Необходимо также остановиться еще на одном моменте, связанном с регламентацией в уставе системы локальных актов образовательной организации. В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательной организации необходимо указать «перечень видов локальных актов (приказов, решений и других актов), регламентирующих деятельность образовательной организации». Данная норма означает, что в уставе перечисляются именно виды локальных актов с указанием на органы управления (директор, ученый совет и т.д.), которые указанные акты издают. Перечислять «поименно» те локальные акты, которые издаются в образовательной организации, не требуется. К тому же, это абсолютно бессмысленно, так как перечень локальных актов подвергается постоянному изменению в процессе функционирования и развития образовательной организации.

Закон РФ «Об образовании» требует, чтобы уставы государственных и муниципальных образовательных учреждений разрабатывались на основе типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п. 5 ст. 12 ). В настоящее время типовые положения утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Министерством образования и науки РФ). Таким образом, текст устава государственных и муниципальных образовательных учреждений должен базироваться на соответствующем типовом положении, как по содержанию, так и по общей структуре изложения нормативного материала.

§ 1.3. Порядок принятия, утверждения и регистрации устава образовательной организации

По Закону РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 13 ) устав гражданской образовательной организации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательной организацией и утверждается ее учредителем.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления. Таким образом, в каждом муниципальном районе и городском округе должен быть принят нормативный правовой акт, определяющий порядок утверждения устава. Отсутствие такого нормативного правового акта является нарушения законодательства в области образовании со стороны соответствующего уполномоченного органа местного самоуправления. Следует отметить, что устав норма Закона РФ «Об образовании» об утверждении устава учредителем не означает, что устав утверждается одним органом власти, выполняющим функции учредителя. Так, в порядке утверждения устава может быть описана достаточно многоступенчатая процедура утверждения, предусматривающая участие в утверждении нескольких органов государственной власти или органов местного самоуправления, выполняющих функции учредителя в рамках различных процедур визирования, согласования и т.д.

Подпункт 12 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» уточняет, что к компетенции образовательной организации относится «разработка и принятие устава коллективом образовательной организации для внесения его на утверждение». Под коллективом, по нашему мнению, следует понимать не только работников образовательной организации, но и других участников образовательного процесса: обучающихся, родителей (законных представителей). Устав может быть принят на общем собрании участников образовательного процесса или на их конференции.

Несколько сложнее дело обстоит с утверждением устава при создании образовательной организации. Устав является необходимым условием для государственной регистрации создания образовательной организации как юридического лица, в связи с этим он должен быть утвержден до формирования коллектива образовательной организации. Отдельные типовые положения содержат норму, регулирующую данную ситуацию. Так, в соответствии с п. 34 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521 , закрепляется, что в создаваемом образовательном учреждении устав утверждается учредителем на срок не более 1 года. Представляется, что во вновь создаваемых образовательных организациях иных типов и видов (например, школах) до формирования коллектива устав может утверждаться учредителем на срок не более года. Целесообразно, чтобы такая норма присутствовала в акте органа местного самоуправления, устанавливающем порядок утверждения уставов, а затем и в самом уставе.

Любые изменения и дополнения в устав образовательной организации принимаются в том же порядке, что и сам устав.

Разработанный, принятый и утвержденный учредителем устав (изменения в устав) подлежат государственной регистрации. Порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц урегулирован Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). В отношении регистрации изменений в учредительные документы государственных и муниципальных образовательных учреждений действуют регистрационные формы и порядок регистрации, предусмотренный для коммерческих организаций, а сама регистрация осуществляется в территориальных органах Федеральной налоговой службы (налоговых инспекциях) (пункты 4.1., 4.2., 5 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Уставы негосударственных (частных) образовательных организаций регистрируются в специальном порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций в органах Министерства юстиции Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

Контрольные вопросы к теме 1

1. Перечислите признаки устава как основного локального акта образовательного учреждения

2. Перечислите специальные требования к содержанию устава образовательного учреждения

3. Опишите алгоритм внесения изменений в устав образовательного учреждения


Тема 2 Понятие, признаки и виды локальных актов
§ 2.1. Понятие локального акта

Система локальных актов образовательной организации является предметом надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, который является одной из основных функций органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. При проведении мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, лица, осуществляющие надзор, проверяют, прежде всего, содержание нормативной правовой базы образовательной организации, разработанной и принятой на локальном уровне, а затем непосредственную деятельность организации, т.е. как данные локальные акты реализуются на практике.

Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.

§ 2.2. Признаки локального акта

Рассмотрим подробно признаки, которым должны соответствовать все локальные акты образовательной организации.

1. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты:

(а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);

(б) дату издания;

(в) порядковый (регистрационный) номер

(г) подпись уполномоченного должностного лица

(д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательной организации (например, локальный акт, определяющий годовой календарный учебный график, должен иметь визу согласования с органом местного самоуправления, подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми .

2. Локальный акт образовательной организации основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании» , а также типовому положению об образовательной организации соответствующего типа и вида. Кроме того, необходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами и нормативными актами органов власти субъектов РФ. Кроме того, некоторые вопросы деятельности муниципальных образовательных учреждений могут быть урегулированы на местном уровне, в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления.

Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования). Локальные акты образовательной организации образуют некий четвертый, низший уровень правового регулирования деятельности образовательной организации. При этом, изменение правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе, и на уровне образовательной организации. Законодательство не устанавливает четкий срок, в течение которого администрация образовательной организации обязана внести необходимые изменения в локальные акты при изменении законодательства. На наш взгляд, тут необходимо руководствоваться принципом «разумного срока», который не может превышать одного – двух месяцев с момента опубликования нормативного правового акта, который требует внесения изменений в локальные акты образовательной организации.

Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде случаев, при осуществлении надзора за деятельностью образовательной организации могут быть выявлены факты превышения компетенции его учредителем либо органами управления образованием, которые издавали нормативные акты, выходящие за рамки их полномочий.

3. Чтобы быть правомочным, локальный акт образовательной организации должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления образовательной организации. Разграничение полномочий между руководителем образовательной организации и органами самоуправления определяется уставом образовательной организации.

4. Локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне организации. Так, администрация образовательной организации не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся образовательной организации, складывающиеся дома, в учреждениях дополнительного образования детей и т.д.

Документы, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом учреждения либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации), не могут считаться локальными актами, не влекут каких-либо правовых последствий и подлежат отмене.

§ 2.3. Нормативные и индивидуальные локальные акты

Локальные правовые акты образовательной организации могут быть нормативными и индивидуальными.


Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном образовательной организации, иных условий существования коллектива.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о зачислении в первый класс, о приеме на работу, об отчисления.

§ 2.4. Формы локальных актов

Локальные акты издаются в форме постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.


Постановление – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организацией. Разграничение полномочий между советом образовательной организации и руководителем образовательной организации определяется уставом образовательной организации (п. 5 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»)

Приказ - локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый руководителем образовательной организации для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением. Например, приказ о зачислении в образовательную организацию, об изменении фамилии обучающегося, об утверждении правил поведения обучающихся.

Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Например, устав образовательной организации принимается решением общего собрания коллектива образовательной организации.

Кроме того, в образовательных организациях возможно издание такого вида локальных актов как распоряжение. Распоряжения издаются заместителями руководителя образовательной организации по вопросам информационно-методического и организационного характера, входящим в их компетенцию.

§ 2.5. Виды нормативных локальных актов

Постановлениями и приказами органов управления утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке образовательной организации, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Инструкция (от лат. instructio – наставление) - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг - «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила – локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации и его работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

§ 2.6. Классификация локальных актов по содержанию

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни образовательной организации. Следует отметить, что законодательного разграничения форм локальных актов не существует и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и другой форме (например, правила ведения делопроизводства / инструкция по делопроизводству).

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности образовательной организации и осуществляются в пределах их компетенции, определенной п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с компетенцией образовательной организации можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

(1) правовое оформление статуса образовательной организации, формирование структуры учреждения и органов управления;

(2) правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

(3) правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

(4) правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательной организации;

(5) правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения);

(6) правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

(7) правовое обеспечение материально-технического снабжения.

Предметом проверок со стороны органов по надзору в сфере образования является не весь массив локальных актов образовательной организации, а в основном два первых направления деятельности и частично направления (4) и (5), например, в части реализации требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании» и регулирования порядка хранения и заполнения документов об образовании государственного образца.

Контрольные задания к теме 2

1. Назовите основные признаки, характеризующие локальные акты образовательных учреждений

2. Перечислите виды локальных актов образовательных учреждений, укажите их отличительные признаки

3. Назовите примеры локальных актов, которые являются предметом проверок со стороны органов государственной власти по надзору в сфере образования



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) ;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями);

4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

7. Типовое положения об образовательном учреждении начального профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521 ;

8. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 года № 65-ст.