Рациональность усилий при производстве материальных благ. Материальные блага и услуги в жизни человека. Частные и общественные блага

1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда, его виды

2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов

и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Альтернативная стоимость.

Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей

необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы это сово-

купность всех необходимых условий, используемых при создании

благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-

ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-

ностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые ,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выде-

ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-

ности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и

ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностя-

ми в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производ-

ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают фор -

му факторов производства. Существует такие факторы произ-

водства , как труд , земля, капитал, предпринимательская спо-

и информация (схема 2.5).

Процесс труда сознательная целесообразная деятельность

человека, направленная на преобразование вещества природы ради

удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-

но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая

сила – это способность человека к труду, совокупность физических

и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-

вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три

понятия характеризуют труд как фактор производства.

Капитал как фактор производства – это средства производ-

ства , используемые в процессе производства. Они включают пред-

меты и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс

вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-

ства труда включают в себя орудия труда , то, чем человек непосред-

ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,

инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-

вия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости

(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-

товой продукции.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или

то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя

предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые),

и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-

значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,

делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению

и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-

ты (предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-

бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,

пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.

Предпринимательская способность – это способность челове-

ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-

мательская способность включает в себя такие характерные черты:

идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-

едино факторы производства; принимать решения и нести за них

ответственность; всегда быть в творческом поиске.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.

Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все

субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,

и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-

ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество

ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-

личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все

неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности

ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав

один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться

от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-

нативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-

казаться .

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-

ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-

ных возможностей это геометрическое место точек (E, L, M,

F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов

максимального производства двух товаров при полном использо-

вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-

чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо

уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый

вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем

увеличении производства одного товара надо отказываться все от

большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый

при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С

характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-

ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-

работица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-

нится, кривая производственных возможностей может сместиться

влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-

ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей

сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.

В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-

тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей

полезных ископаемых кривая производственных возможностей

сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-

изводства.

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-

летворять свои потребности, для чего необходимы определенные

ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-

ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-

да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-

вящена данная тема.

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности

следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-

стей по различным признакам. По степени первоочередности удов-

летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах

питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-

дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме по требности

разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные

(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-

ку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые

(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-

вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-

ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-

дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)

и общественные (потребности общества в целом в общественных

товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потреб-

ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах

по требления) и производственные (потребности предприятий в

сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-

торые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-

меты по требления длительного пользования). Средства произ-

водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,

с помощью которых происходит производство благ) и предметов

труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-

тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-

се производства благ. По положению в иерар хической системе

потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-

тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности

(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний

побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в

одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-

нии всей истории существования человечества. Действительные

потребности (второй уровень) имеют относительный характер

и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,

потребность человека в конкретных потребительских благах

(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-

ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития

личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-

ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут

быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-

можностями производства и социальными условиями. Платеже-

способные потребности (четвертый уровень) - это те потреб-

ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-

ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,

и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-

кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-

ся объемом средств существования, который практически может

обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).

Наиболее распространенной в экономической литературе явля-

ется классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2). Са-

мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-

ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти

два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности

в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они

присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является

наивысшей.

Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-

ким законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответ-

ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-

ляется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит

от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-

туры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит от образования людей,

уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.

Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

Основы статистики потребления населением благ и услуг материального характера

Структура и уровень потребления населением благ и услуг являются важнейшими характеристиками уровня жизни общества, в котором объекты статистического наблюдения – это потребительские единицы.

Исследования в данной области позволяют сопоставить отдельные домохозяйства и потребительские единицы.

Ключевым аспектом исследования статистики потребления является анализ обеспеченности населения продовольственной продукцией. С этой целью органы государственной статистики выстраивают балансы продовольственных запасов. В таких балансах отражается движение товаров от производства до конечного потребления, с их помощью можно провести текущий анализ и спрогнозировать будущую ситуацию на продовольственном рынке, оценить потребности в импортируемой продукции, определить фонды потребления. Источники данных для составления балансов – это формы отчетности на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях торговли и промышленности, результаты анализа бюджетов домохозяйств и статистика таможни.

Замечание 1

Результаты статистики потребления находятся в зависимости от общего экономического состояния государства, государственной политики, а также от индивидуальных потребительских предпочтений, которые определяют их поведение.

Объектами статистики потребления благ и услуг материального характера выступают блага и услуги, предоставляемые населению и удовлетворяющие человеческие потребности.

Особенности анализа потребления

Определение 1

Под потреблением понимается использование общего продукта с целью удовлетворения потребностей.

Потребление подразделяется на:

  • Производственного типа, при котором используются средства для изготовления продукции;
  • Непроизводственного типа, большая часть которого – это личное потребление. Под личным потреблением следует понимать использование человеком продуктов для своего развития и обеспечения жизнедеятельности.

Потребление личного характера выполняет социальные и экономические функции. Социальными функциями являются: повышения материального благосостояния граждан, формирование всесторонне развитой личности. Экономическими – воспроизводство потребностей, регулирование структуры и объема производства, воспроизводство рабочей силы.

Объем потребления имеет следующие составляющие:

  • Потребление обществом материальных благ;
  • Потребление материальных услуг;
  • Материальное потребление в непроизводственной сфере;
  • Стоимость нематериальных услуг, потребляемых населением.

Потребление может быть как платным, так и бесплатным. Платное потребление происходит за счет собственных доходов граждан. К бесплатному потреблению относится потребление услуг и товаров в сфере образования, здравоохранения, культуры и других.

Потребление и производство активно оказывают влияние друг на друга. Задача производства состоит в обеспечении потребления. Уровень, динамика и структура потребления являются важнейшими элементами жизни людей. Уровень потребления отражает характер социально-ориентированной экономики рыночного типа.

Каждый гражданин страны, осуществляющий потребление, должен быть обеспечен:

  1. Государственной защитой своих интересов;
  2. Гарантированным минимальным уровнем потребления;
  3. Надлежащим качеством продукции;
  4. Безопасной продукцией, полной и достоверной информацией о ней;
  5. Правом на полное возмещение ущерба, который был причинен товарами ненадлежащего качества;
  6. Правом на обращение в судебные инстанции и другие уполномоченные органы государства;
  7. Правом на объединение в общественные потребительские организации.

Чтобы провести анализ потребления населения, необходимо выделить основные составляющие рассматриваемой системы. Это позволит учесть все особенности при расчете показателей, исследовать тенденции и закономерности процесса.

При анализе потребления применяются следующие группировки:

  • По материальному составу и форме выявления услуг и благ: продукты и услуги материального характера, нематериальные услуги, общие услуги, т.е. сумма материальных и нематериальных услуг, износ имущества, общее потребление (сумма материальных продуктов, общих услуг и износа имущества).
  • По источнику финансирования: осуществление потребления за личные доходы, потребление за счет средств общественных фондов.
  • По направленности благ и услуг: товары продовольственного типа, предметы гардероба, потребление жилья, потребление ресурсов, потребление услуг здравоохранения, потребление услуг связи транспорта и др.
  • По ключевым каналам поступления: торговля в розницу, предприятия, которые оказывают материальные и нематериальные услуги, потребление продукции собственного производства, потребление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Основные показатели, характеризующие потребление материальных благ и услуг

Для того, чтобы оценить потребление населением благ и услуг, применяются различные индексы и коэффициенты.

Оценку динамики общего потребления проводят при помощи агрегатного индекса уровня потребления I(оп), расчет которого осуществляется по формуле:

Рисунок 1. Динамика общего потребления, Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Где: $a_1, a_0$ – это количество потребленной продукции в отчетном периоде и в базисном, $b_1, b_0$ – потребленные услуги в отчетном периоде и в базисном, $p_0, r_0$ – стоимость продукции и тарифы на определенные услуги в базисном периоде.

Чтобы провести статистическую оценку зависимости потребительского объема от доходов применяется коэффициент эластичности $К_э$, характеризующий величину повышения или же снижения потребления услуг и товаров при увеличении доходов на 1%:

Рисунок 2. Коэффициент эластичности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Где $x$ и $y$ – это начальные потребление и доход.

Если $К_э$ больше единицы, то это говорит о превышении скорости потребления над доходами;

Если $К_э$ равен единице, то доход и потребление находятся в пропорциональной зависимости;

Если $К_э$ меньше единицы, то доходы растут быстрее по сравнению с потреблением.

Способ добывания средств к жизни (пищи, одежды, жилища, орудий производства и т. п.), необходимых для существования людей, для того чтобы общество могло жить и развиваться. Способ производства составляет основу общественного строя и определяет характер этого строя. Каков способ производства, таково и само общество. Каждый новый, высший способ производства означает новую, высшую ступень в истории человечества.

Со времени возникновения человеческого общества существовали и сменили друг друга ряд способов производства: (см.), (см.), (см.) и (см.). В современную историческую эпоху па смену отжившего свой век капиталистического способа производства приходит новый, социалистический способ производства, который уже победил в СССР (см.).

Способ производства имеет две стороны. Одну сторону способа производства составляют (см.) общества. В них выражается отношение человека к предметам и силам природы, используемым для создания жизненно необходимых материальных благ. Другую сторону способа производства составляют (см.), отношения между людьми п процессе общественного материального производства.

Состояние этих отношений даёт ответ на вопрос, в чьём владении находятся средства производства - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, которые используют их для эксплуатации других лиц, групп, классов. Марксизм подверг резкой критике представления о том, что способ производства сводится к одним производительным силам, что последние могут якобы существовать без производственных отношений. Такова, например, богдановско-бухарипская концепция, сводящая способ производства к производительным силам, к технологии, а законы развития общества - к «организации» производительных сил.

На деле в способе производства неразрывно связаны две его стороны, не существующие одна без другой. Каждый исторически определённый способ производства есть единство производительных сил и производственных отношений. Но это единство диалектично. Возникая на базе производительных сил, производственные отношения оказывают огромное воздействие на развитие самих производительных сил. Они или тормозят их развитие или способствуют ему. В ходе развития способа производства производственные отношения закономерно отстают от производительных сил, являющихся наиболее подвижным элементом производства.

В силу этого на известной ступени развития способа производства возникает противоречие между двумя его сторонами. "Устаревшие производственные отношения начинают тормозить дальнейшее развитие производительных сил. Противоречие между новым уровнем производительных сил и старыми производственными отношениями может быть преодолено лишь путём замены старых производственных отношений новыми, соответствующими новым производительным силам. Новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил.

Противоречие, конфликт между производительными силами и производственными отношениями в рамках единого способа производства составляет самую глубокую основу социальных революций в антагонистических формациях. При социализме противоречие между двумя сторонами способа производства не превращается в противоположность, не доходит до конфликта. Социалистическое государство и Коммунистическая партия, исходя из объективных экономических законов развития, имеют возможность своевременно преодолевать нарастающие противоречия между старыми производственными отношениями и новыми производительными силами путём приведения производственных отношений в соответствие с новым характером и уровнем производительных сил. (См. также