Общая характеристика азс. Виды азс. Необходимые знания для работы

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.

По конструктивному исполнению:

· стационарные;

· контейнерные (КАЗС);

· передвижные (ПАЗС).

По функциональному назначению:

· общего пользования;

· ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

· с подземным расположением;

· с наземным расположением;

· с расположением на транспортном средстве.

По нормативным параметрам типовых проектов:

· по числу топливозаправочных колонок;

· по числу заправок в часы пик;

· по количеству заправляемых машин в сутки;

· по общей вместимости резервуаров.

Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сут­ки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок авто­мобилей в сутки, по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомоби­лей в час, возможны и другие мощности (табл. 1.1). Наиболее распростра­ненными типами являются АЗС на 500-750 заправок в сутки.

АЗС на 250 заправок строят в плотно заселенных районах больших го­родов и в сельской местности; на 1000-1500 заправок в сутки - в пунктах интенсивного движения на магистралях.

По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

· дорожные;

· городские;

· сельские;

· речные.

Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они дол­жны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и во­дой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспор­та на дороге и может достигать 1000-1500 заправок в сутки.

Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехни­ки. Мощность городских станций 250-1000 заправок в сутки, а станций «тро­туарного типа» - 150-250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сель­скохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми ви­дами горючесмазочных материалов.

Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов - кате­ров, моторных лодок и др.

Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемы­ми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной Противопожарной Службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых со­гласуется с территориальными подразделениями Противопожарной службы.

СТАЦИОНАРНЫЕ АЗС

1.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рис. 1.1.

Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной час­ти, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный свето­вой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зда­нием и навесной группой.

Рис. 1.1. Состав сооружений АЗС:

a) 1 - навесная группа; 2 - производственный блок здания; 3 - сервисный блок здания;

б) 1 - навесная группа; 2 - модуль здания полной заводской готовности

Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стелл и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или произ­водственного и сервисного блоков. Производственный блок включает цент­ральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служеб­ный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепло­вой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вен­тиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно-пожар­ной сигнализации, громкой связи, блоками защиты ТРК, и др..

Технологический процесс функционирования стационарной АЗС вклю­чает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс мо­жет быть обеспечен автоматизированными системами по определению коли­чества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топ­лива и сохранению его качества.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиен­там услуг. Одно из таких решений показано на рис. 1.2.

Рис. 1.2. План автозаправочной станции

1.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ

Для снижения загазованности жилых и производственных зданий АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не ме­нее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка предусматривает:

· удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

· хороший обзор всей территории из помещения оператора;

· отведение зон под зеленые насаждения;

· санитарно-гигиенические условия для работников станции;

· согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исклю­чительных случаях на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее соору­жениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98*.

Расстояние от края площадки для автоцистерн до наземно-расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологичес­ких шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологи­ческих шахт подземных резервуаров, с негорючим материалом указанное расстояние не нормируется.

Ограждение АЗС должно быть продуваемым. Не допускается озелене­ние территории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хло­пья, волокнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельско­хозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, предусматривается наземное покрытие, не распространяющее пламя или вспа­ханная полоса земли шириной не менее 5 м.

1.1.3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технологическое оборудование АЗС размещается по четырем основным технологическим линиям.

Линия наполнения - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается наполнение резервуара топливом из автоцистерны. Участок линии, входящий в состав резервуара, состоит из трубопровода Ду 80 с толщиной стен­ки не менее 4 мм, который с одной стороны оканчивается на расстоянии не более 100 мм от

дна резервуара рассекателем струи топлива, с другой - флан­цем для присоединения трубопровода линии наполнения. Участок, не входя­щий в состав резервуара, состоит из межблочных трубопроводов приемного и насосного колодцев. В приемном колодце размещены: быстросъемная муфта; фильтр-гидрозатвор, выполняющий функцию огнепреградителя; запорная ар­матура; штуцер для подсоединения системы испытания на герметичность; пост управления. В насосном колодце помещен насосный агрегат с электродвигате­лем во взрывобезопасном исполнении по ГОСТ 17494.

Линия выдачи - комплекс оборудования, с помощью которого обеспе­чивается подача топлива из резервуара к ТРК: трубопровод забора топлива Ду 50 с толщиной стенки не менее 3 мм, оснащенный приемным клапаном для забора топлива на расстоянии не менее 150 мм от дна резервуара; огне- преградитель; запорная арматура в технологическом колодце резервуара и перед ТРК; трубопроводы подачи топлива к ТРК. Участок трубопровода от технологического колодца до ТРК прокладывается в лотках, исключающих выход проливов топлива из него в грунт.

Линия деаэрации - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара. Линия состоит из наземного участка стального тру­бопровода, конец которого оборудован дыхательным клапаном и запорной арматурой перед дыхательным клапаном и участка, проложенным в шахте, соединяющим паровое пространство резервуара с наземным участком. За­порная арматура предназначена для перекрытия этого трубопровода при ис­пытаниях на герметичность системы, а также для безопасной замены и об­служивания дыхательного клапана. Пороги срабатывания дыхательного кла­пана: вакуум 100-150 Па, давление 1400±50 Па. Дыхательный клапан уста­навливают в конце линии, высота установки от поверхности площадки равна 2,5 м. Пропускная способность линии контролируется при помощи мановакуумметра с запорной арматурой.

Линия обесшламливания - комплекс оборудования, с помощью кото­рого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама). Линия применяется также для полного опорожнения ре­зервуара от остатков нефтепродукта (при уровне нефтепродукта ниже места его забора линией выдачи) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом. Линия обесшламливания состоит из:

· стационарной части, представляющей собой трубопровод Ду 40, с одной стороны оканчивающегося коллектором для пластового забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а с другой стороны - штуцером с герметично закрывающей­ся заглушкой и предназначенным для подсоединения шланга насоса откачки шлама или моющего раствора;

· переносной части, состоящей из шланга откачки, ручного насоса, шланга слива и переносной емкости для сбора шлама.

1.1.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

Требования к технологическим трубопроводам АЗС установлены НПБ 111-98*, герметичность и прочность должна соответствовать СниП 3.05.05, а антикоррозионная защита подземных участков - ГОСТ 6.602. На техноло­гические трубопроводы должна быть составлена Схема трубопроводов с ус­тановленной на ней запорной арматурой.

Технологические трубопроводы запрещается прокладывать в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, теплопроводами, а так­же с кабелями высокого и низкого напряжения.

Фланцевые соединения трубопроводов и оборудования должны быть плотно затянуты на прокладках из бензомас л о стойкого материала.

Сальниковые уплотнения запорных и других устройств должны регу­лярно проверяться с добавлением или заменой сальниковой набивки.

Подземные участки коммуникаций должны иметь антикоррозийное по­крытие. Наземные участки должны быть окрашены.

Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные ко­лонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую систему заземления.

Одно стенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следу­ет располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключаю­щих утечки топлива за их пределы.

При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внут­реннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.

Технологические трубопроводы, расположенные под землей или в сво­бодном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

соединения фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз»;

надежность соединений должна соответствовать требованиям эксплуа­тационных документов;

соединения должны быть опломбированы и оснащены устройствами, исключающими их саморазъединение;

запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах для легковоспламеняющихся и токсичных нефтепродуктов, независимо от температуры и давления среды, должна быть стальной.

Места ввода трубопроводов в резервуары должны находиться выше номинального уровня заполнения их топливом.

На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапана для предотвращения перемещения пере­качиваемой жидкости в обратном направлении.

Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны со­держаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопроводов. Неисправности в запорных устройствах должны немедленно устраняться.

На запорно-регулирующей арматуре должна быть нанесена нумерация, соответствующая технологической схеме.

На запорной арматуре (задвижках, кранах), устанавливаемой на трубо­проводах, должны быть указатели крайних положений.

Все технологические трубопроводы должны быть отградуированы со­гласно Методическим указаниям «Вместимость технологических трубопро­водов. Методика выполнения измерений».

В процессе эксплуатации технологических трубопроводов необходимо:

· не допускать повышения давления сверх установленного проектом;

· открывать и закрывать задвижки на трубопроводах с помощью махови­ков или специальных ключей, не применяя каких-либо дополнительных рычагов;

· следить, чтобы в трубопровод не попадала вода, во избежание его размораживания.

Осмотр трубопроводов должен проводиться ежедневно. Особое внима­ние должно уделяться состоянию фланцевых и муфтовых соединений.

Течи топлива из трубопровода и отпотины должны немедленно устра­няться путем:

· постановки аварийных муфт и хомутов;

· сварки;

· подтягиванием болтов или заменой прокладок во фланцевых соединени­ях с предварительным освобождением трубопровода;

· ремонта трубопровода с помощью пластмасс на основе эпоксидных смол.

Не реже одного раза в год паровоздушные трубопроводы необходимо продувать воздухом с целью очистки от отложений, и один раз в пять лет испытывать на герметичность.

Трубопроводы, соединяющие различное оборудование АЗС образуют технологические линии «слива-налива» топлива, деаэрации резервуаров и их зачистки.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ АЗС

1.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Являются мобильной технологической системой, установленной на ав­томобильном шасси, прицепе или полуприцепе, изготовленной как единое заводское изделие. Предназначаются для перевозки и заправки топливом автотранспортных средств в местах сосредоточения автотранспорта, сельско­хозяйственной техники в полевых условиях, на туристических автомаршру­тах, а также на территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Технические характеристики ПАЗС приведены в табл. 1.2.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, со­гласованной с административными органами, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюде­нием правил пожарной безопасности. Устанавливаются охранная разметка, соответствующие знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки навесов, плакаты с обя­занностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими у нормами, особенно места заправки и слива топлива, а также оборудована телефонной и громкоговорящей связью.

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. На ней наносятся трафареты «Пере­движная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза по ГОСТ 19433- 88 и «Правилам перевозки опасных грузов в РФ». На внутренней стороне дверки шкафа помещается

Введение………………………………………………………………..стр 2.

Общее положение…………………………………...............................стр 3.

Виды АЗС………………………………………………………………стр 4.

Схема генерального плана АЗС……………………………………....стр 6.

Территория АЗС……………………………………………………….стр 7.

Назначение АЗС……………………………………………………….стр 10.

Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов…………….стр 11.

Эксплуатация АЗС…………………………………………………….стр 15.

Автозаправочные комплексы и станции…………………………….стр 16.

Оказание сопутствующих услуг на АЗС ……………………………стр 24.

Заключение…………………………………………………………….стр 25.

Список литературы……………………………………………………стр 26.


ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.

Общее положение

1.1. Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) нефтепродуктами.

На отдельных АЗС организуется продажа масел,консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-поднефтепродуктов, а также техническое обслуживание и мойка автомобилей.
1.2. АЗС делятся на стационарные, передвижные (ПАЗС), контейнерные (КАЗС и блок-пункты).
Стационарные АЗС располагаются в городах и населенных пунктах, атакже на автодорогах.
Модульные АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуарови разнесением ТРК и контейнера хранения топлива.
Передвижные АЗС (ПАЗС) размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, в полевых условиях, натуристических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров. Их монтируют на шасси автомобилей и прицепов.
Блочные АЗС, технологическая система которойпредназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива.
Контейнерные АЗС располагаются наавтомагистралях, туристических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в местах сосредоточенияавтотранспорта.

Виды АЗС

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ

Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом.

Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА АЗС

№ по ген. плану

Наименование

Здание операторной

Навес над топливораздаточными колонками

Резервуарный парк

Аварийные резервуар топлива

Площадка слива топлива

Резервуар загрязненных и очищенных стоков

Резервуары противопожарного запаса воды

Площадка для стоянки автотранспорта

Флагштоки

Информационная стела

Территория АЗС

Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

Данный комплекс, как и другие объекты сети, напоминает нечто среднее между самолетом и аэропортом. АЗК расположен на 33 км Средневыборгского шоссе, на пересечении с дорогой на деревню Елизаветинку, и эксплуатируется ООО «Фаэтон – топливная сеть номер 1».

На станции установлена автомойка. Высокоскоростное оборудование немецкой фирмы Christ работает в нескольких режимах и позволяет мыть и полировать до блеска не только корпус, но и колесные диски автомобиля, что является уникальной услугой в Санкт-Петербурге. И что особенно ценно – при минимуме времени на приведение автомобиля в порядок. Буквально несколько минут, и машина сияет чистотой, отмечают в компании.

На данной автоматической мойке установлены порталы фирмы Christ (серии 166) – это новейшее оборудование для бесконтактной мойки, обладающее высоким давлением, благодаря которому в значительной мере снижаются расходы воды и моющих реагентов. В работе мойки используется 90% оборотной воды и высококлассные системы локальных очистных сооружений, что позволяет не наносить вред окружающей среде и заботиться об экологии.

Назначение АЗС

Общие представления о АЗС

Главным назначением АЗС является заправка топливом автомототранспорта. Место расположения АЗС и ее производственной мощности с учетом интенсивности транспортных потоков и соблюдения требуемых норм безопастности-пожарной, экологической и т.д.

Площадки АЗС должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием и обеспечивать свободный подъезд автомашин к колонкам и сливным устройством. В местах возможного пролива нефтепродуктов вблизи заправочных островков покрытие должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.

НА АЗС должны быть установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки на АЗС, имеющие навесы. Территория в темное время должна быть освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение должно быть уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов. АЗС должна иметь городской телефон.

Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в металлических горизонтальных надземных или заглубленных резервуарах.

Конструкция резервуара и технология его эксплуатации должны обеспечивать его герметичность в течении 10 лет и более. Для контроля герметичности резервуар оборудуется соответствующими системами, позволяющими своевременно обнаружить утечку и принять меры.

Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;


1 - сливное устройство; 2 - резервуар для топлива; 3 - клапан приемный; 4 - противовзрывник угловой; 5 - замерное устройство; 6 - клапан дыхательный; 7 - топливораздаточная колонка


1 - ствол; 2 - оголовок; 3 - погружной насос; 4 - дыхательный клапан с огневым предохранителем; 5 - термоизоляционная засыпка; 6 - ледяная облицовка

Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16. Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он отстаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топливораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохранителя 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.

Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродуктов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому при-,„ соединяется" рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.

Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.

Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум - 1000 Па.

Замерное устройство 5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.


Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.

Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум - 1000 Па.

Замерное устройство 5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.

Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.

Назначение приемного клапана 3 - предотвращение слива нефтепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса давление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сечение.

Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металлического корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из резервуара

Топливо - раздаточные колонкипредназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючегоили масла.

Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они имеют в своем составенасос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасывающим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускаемого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.

Фильтр служит для очистки от механических примесей жидкости, поступающей в колонку.

Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидкости и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино - тканевые бензостойкие рукава диаметром 25 мм на давление 0,4 МПа.

Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи горючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить перелив и связанные с этим потери.

Оборудование резервуара и его размещение должно обеспечить выполнение всех необходимых технологических операций:

Прием (слив) нефтепродуктов обеспечивается сливным устройством;

Отпуск нефтепродуктов обеспечивается раздаточным устройством;

зачистка внутри резервуара производится через специальный лаз, который может быть выполнен на крышке технологической горловины или отдельно.

Обычные АЗС имеют в своем наборе 3-4 вида бензина и дизельное топливо. При этом вариантов заправок на бензоколонках несколько: по принципу одна колонка - один вид топлива, одна точка - все виды бензина и солярки, смешанный вариант (особенно при наличии АГЗС). Первый вариант предполагает подъезд автомобиля к строго определенной колонке, что не очень удобно, т.к. заставляет. Поэтому на современных АЗС идет тенденция ко второму типу.

АГЗС - это газовые заправочные станции. Обычно они входят в состав АЗС, но учитывая особые требования к процессу заправки, находятся в стороне от бензоколонок. Сегодня с ростом цен на бензин растет и востребованность АГЗС.

КАЗС - контейнерная АЗС или АЗС модульного (контейнерного) типа. Такая мини-АЗС предназначена для приёма, хранения и отпуска одного - двух видов топлива на территории населённых пунктов. КАЗС имеют надземный резервуар для хранения топлива. Его технологическая система характеризуется размещением бензоколонок (топливораздаточных колонок) в едином блоке с контейнером хранения топлива. Удобен для быстрого развертывания АЗС

МТАЗС - многотопливная автозаправочная станция. Позволяет одновременно реализовывать два вида топлива (жидкое моторное топливо и сжиженный углеводородный газ). Таких заправок пока мало, но мода на газовое оборудование должна сделать свое дело - МТАЗС станут обычным типом заправок.

Дизельное топливо - жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также - и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

Бензи?н - горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C.

Пропан, C3H8 - органическое вещество класса алканов. Содержится в природном газе, образуется при крекинге нефтепродуктов.

Бутан (C4H10) - органическое соединение класса алканов. В химии название используется в основном для обозначения бутана. Такое же название имеет смесь бутана и его изомера изобутана CH(CH3)3. Ядовит, вдыхание бутана вызывает дисфункцию лёгочно-дыхательного аппарата.

Топливо раздаточные колонки

На АЗС применяются топливо-, масло - и смесераздаточные колонки, предназначенные для заправки автотранспортных средств с одновременным замером количества выданного горючего, масла или смеси. Колонки как аппараты строгого учета оборудуются измерительными устройствами, погрешность показаний которых в условиях эксплуатации при температуре окружающей среды и топлива +-40С не должна выходить за пределы: +-0,25% топливораздаточных колонок общего пользования.

ПО конструкции различают следующие типы колонок:

·КР- переносные с ручным приводом;

·КЭР- стационарные с электроприводом;

·КЭМ- стационарные с электроприводом и управлением от местного задающего устройства;

·КА- стационарные с электроприводом, автоматизированные.

Топливораздаточные колонки независимо от конструкции и изготовителя имеют насос, счетчик жидкости, счетное устройство, газоотделитель с поплавковой камерой, фильтр, индикатор, раздаточный кран, обратный клапан и корпус.

Эксплуатация АЗС

Охрана окружающей среды

Источником загрязнения окружающей среды на АЗС является испарение нефтепродуктов, розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.

На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха.

Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.

Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости.

Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заливания их выходов, не реже 2 раза в год очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.

Автозаправочные комплексы и станции

  1. Требования настоящей главы распространяются на автозаправочные комплексы (далее — АЗК) и автозаправочные станции (далее — АЗС), предназначенные для заправки наземных транспортных средств бензином и дизельным топливом при вводе их в эксплуатацию, эксплуатации, проведении регламентных и ремонтных работ.
  2. Для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация:
  3. выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории;
  4. сертификаты на имеющееся оборудование;
  5. технико-эксплуатационная документация (далее — ТЭД) на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке;
  6. план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой;
  7. план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников;
  8. план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой;
  9. документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС);
  10. инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД;
  11. должностная инструкция работника охраны АЗК (АЗС) (если охрана АЗК или АЗС предусматривается), разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗК (АЗС);
  12. график проведения регламентных работ;
  13. журнал учета проведения регламентных работ;
  14. журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС);
  15. журнал учета нефтепродуктов;
  16. журнал учета ремонта оборудования;
  17. журнал регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
  18. дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал;
  19. другие документы, которые, по мнению руководителя (владельца) АЗК (АЗС), необходимы для безопасной эксплуатации.
  20. Очистка и предремонтная подготовка оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и т. п.), должны осуществляться работниками АЗК (АЗС), прошедшими специальную подготовку, или специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
  21. Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее — ТУ) и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
    Топливозаправочная станция (далее — ТЗС) в сборе должна быть проверена в заводских условиях на герметичность давлением, превышающим давление соответствующих периодических испытаний (величины давлений периодических испытаний должны быть приведены в ТЭД на ТЗС) не менее чем на 20%, а также на срабатывание ее систем противоаварийной защиты с оформлением соответствующих актов, являющихся обязательным приложением к ТЭД.
  22. Технологическое оборудование должно иметь исправные системы предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборы контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса.
    Запрещается выполнять технологические операции на оборудовании при отсутствии указанных систем и приборов, предусмотренных ТЭД и ТУ на это оборудование, их отключении или просроченных сроках их проверки.
  23. На пультах управления системами предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборах контроля и регулирования должны быть обозначены допустимые области параметров (давление, температура, концентрация, уровень налива и т. п.), обеспечивающие пожаробезопасную работу технологического оборудования.
    При отклонении хотя бы одного параметра от допустимых пределов указанные системы должны подавать предупредительные и аварийные сигналы (звуковые и световые), а при достижении предельно допустимых значений — исключать дальнейшее изменение параметров, способное привести к пожароопасным ситуациям или пожару.
  24. Технологическое оборудование должно быть герметичным. Запрещается эксплуатировать технологическое оборудование при наличии утечек топлива. При обнаружении утечек необходимо немедленно принять меры по ликвидации неисправности. Запрещается выполнять технологические операции при неисправном оборудовании, а также вносить конструктивные изменения, повышающие уровень пожарной опасности АЗК (АЗС).
  25. Степень заполнения резервуаров топливом не должна превышать 95% их внутреннего геометрического объема.
  26. Стационарные автоматические газосигнализаторы довзрывоопасных концентраций (для тех АЗС, где они предусмотрены нормами пожарной безопасности) должны находиться в работоспособном состоянии, иметь функцию самоконтроля исправности и поверяться в соответствии с ТУ или руководством по их эксплуатации. При отсутствии стационарных газосигнализаторов необходимо периодически, в соответствии с графиком, производить анализ воздушной среды переносными газосигнализаторами в целях определения наличия взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов в замкнутых пространствах технологических систем, в которых наличие паров топлива не допускается.
  27. Основное и вспомогательное технологическое оборудование должно иметь защиту от статического электричества.
  28. Очистка внутренних поверхностей аппаратов и трубопроводов должна производиться пожаробезопасным способом согласно графику.
  29. В многокамерном резервуаре допускается одновременное хранение бензина и дизельного топлива в случае, если это предусматривается ТУ и ТЭД на технологическую систему.
  30. В случае применения резервуаров с двойными стенками с заполнением межстенного пространства азотом это межстенное пространство должно быть продуто азотом до достижения в газовоздушной среде концентрации кислорода не более 10% (об.).
    Для обеспечения пожарной безопасности при проведении пневматических испытаний на герметичность оборудования технологических систем АЗС (межстенное пространство резервуара, внутреннее пространство резервуара, трубопроводы и т. п.) необходимо использовать инертный газ (азот, углекислый газ и т. п.). В случае обнаружения негерметичности оборудования эксплуатация АЗС должна быть немедленно приостановлена до полного устранения неисправности.
    Работники АЗС, проводящие пневматические испытания на герметичность оборудования, должны иметь удостоверение на право самостоятельной работы по транспортированию и обслуживанию сосудов (баллонов), работающих под давлением.
  31. Работы в зонах, в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, следует выполнять искробезопасным инструментом и в одежде и обуви, не способных вызвать искру, на специально отведенных площадках.
  32. Ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20% НКПР, и непрерывном контроле газовой среды.
  33. Перевозка, установка, перемещение на площадке, выполнение ремонтных работ бывших в употреблении резервуаров допускается только с емкостями, опорожненными, пропаренными водяным паром и (или) промытыми теплой водой (водными растворами пожаробезопасных технических моющих средств) и продутыми инертным газом, а также проверенными на наличие паров топлива с помощью газосигнализаторов.
  34. При эксплуатации АЗС полное опорожнение резервуаров с бензином не допускается (то есть необходимо, чтобы в резервуаре находилось не менее 5% от номинального уровня наполнения резервуара бензином), за исключением случаев, когда опорожнение производится для очистки резервуаров, проверки состояния их внутренних стенок, выполнения ремонтных работ, изменения вида хранения топлива и т. д.
  35. Процесс обесшламливания надземных резервуаров (удаление подтоварной воды и твердых частиц) для хранения бензина следует проводить при температуре окружающего воздуха не ниже 0 С при обязательном наличии в резервуаре бензина в количестве не менее 20% от максимально допустимого.
  36. Операция обесшламливания резервуаров всех типов должна производиться закрытым способом посредством либо специально предусмотренной для этой цели техники, допущенной к применению на территории Российской Федерации и имеющей соответствующий сертификат, либо ручным насосом, выполненным из неискрящих материалов и предназначенным для работы с бензином и дизельным топливом. При использовании ручных насосов слив шлама должен осуществляться только в закрытую емкость с минимально возможной площадью открытой поверхности жидкости. Емкость для шлама должна быть установлена на поддон на прилегающей к резервуару территории и заземлена. При обесшламливании все люки и штуцера, не относящиеся к этой операции, должны быть закрыты. При многокамерном исполнении резервуаров обесшламливание производится раздельно для каждой камеры.
    После окончания обесшламливания шлам необходимо немедленно удалить с территории АЗК (АЗС). Хранение емкости со шламом на территории АЗК (АЗС) не допускается.
  37. Не допускается снимать огнепреградитель или снабженный им дыхательный клапан на выходе трубопровода системы деаэрации без герметичного перекрытия этого трубопровода запорной арматурой. Тип огнепреградителя должен соответствовать условиям его нормального функционирования в климатических условиях района эксплуатации.
  38. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в резервуар перекрытие трубопровода деаэрации резервуара для осуществления рециркуляции паров топлива не допускается.
  39. Техническое обслуживание оборудования АЗК (АЗС), регламентные работы, метрологические испытания приборного и предохранительного оборудования должны проводиться в строгом соответствии с графиком этих работ. Производство каких-либо регламентных работ, не указанных в ТЭД на технологическое оборудование, не допускается. Такие работы следует выполнять в ремонтных мастерских.
  40. На проведение ремонтных работ на территории, в зданиях, сооружениях, помещениях, технологических системах АЗК (АЗС) руководитель объекта должен оформить наряд-допуск.
  41. Смене вида топлива (бензин-дизельное топливо) в резервуарах (камерах) АЗС должна предшествовать их полная очистка от предыдущего продукта и соответствующее изменение надписи с указанием вида хранимого топлива на корпусе наземного резервуара или на видных местах трубопроводов налива подземных резервуаров — у муфты для подсоединения напорно-всасывающего рукава автоцистерны (далее — АЦ).
  42. Наполнение резервуаров топливом следует выполнять только закрытым способом. Выход паров топлива в окружающее пространство, помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан АЦ, должен быть исключен.
  43. Перед заполнением резервуара (камеры) топливом из АЦ необходимо замерить уровень топлива в резервуаре (камере) и убедиться в исправности противоаварийных систем. Процесс заполнения резервуара должен контролироваться работниками АЗС и водителем АЦ.
  44. При нахождении на территории АЗК (АЗС) АЦ наличие транспортных средств, посторонних лиц и другой АЦ на этой территории не допускается.
    На АЗС с подземными резервуарами и отнесенными от них топливораздаточными колонками (далее — ТРК) допускается осуществление операций по заправке транспортных средств из резервуаров, в которые не производится наполнение топливом из АЦ, при условии использования одной АЦ, оборудованной донным клапаном. При этом должен быть предусмотрен обособленный проезд для АЦ по территории АЗК (АЗС).
  45. Операции по наполнению резервуаров АЗС из АЦ, не оборудованных донным клапаном, должны проводиться в следующей последовательности:
  46. установить у заправочной площадки для АЦ и привести в готовность два передвижных воздушно-пенных огнетушителя объемом не менее 100 л каждый;
  47. перекрыть лоток отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, с заправочной площадки для АЦ и открыть трубопровод отвода проливов топлива в аварийный резервуар;
  48. установить АЦ на заправочную площадку, заземлить АЦ и приступить к операции наполнения резервуаров АЗС топливом.
  49. АЦ во время слива должны быть присоединены к заземляющему устройству. Гибкий заземляющий проводник должен быть постоянно присоединен к корпусу АЦ и иметь на конце струбцину или наконечник под болт для присоединения к заземляющему устройству.
    При наличии инвентарного проводника заземление надо проводить в следующем порядке: заземляющий проводник вначале присоединяют к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Не допускается присоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям АЦ. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно, до полного слива из нее нефтепродукта.
  50. При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:
  51. мотоциклы и мотороллеры следует подавать к ТРК с заглушенными двигателями, пуск и остановка которых производятся на расстоянии не менее 15 м от колонок, автомобили — своим ходом;
  52. загрязненные нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров до пуска двигателей водители должны протереть насухо;
  53. случайно пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный песок и промасленные обтирочные материалы собрать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывезти с территории АЗС;
  54. расстояние между стоящим под заправкой и следующими за ним автомобилями, находящимися в очереди, должно быть не менее 1 м; при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС, для чего на покрытии дорог должна быть нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели.
  55. На АЗС запрещается:
  56. заправка транспортных средств с работающими двигателями;
  57. проезд транспортных средств над подземными резервуарами, если это не предусмотрено в ТУ и ТЭД на применяемую технологическую систему, согласованных и утвержденных в установленном порядке;
  58. заполнение резервуаров топливом и выдача топлива потребителям во время грозы и во время опасности проявления атмосферных разрядов;
  59. работа в одежде и в обуви, загрязненных топливом и способных вызывать искру;
  60. заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры (за исключением легковых автомобилей с количеством дверей не менее четырех);
  61. заправка транспортных средств, груженных опасными грузами классов 1–9 (взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы, ядовитые и радиоактивные вещества и др.), за исключением специально предусмотренных для этого топливозаправочных пунктов;
  62. въезд тракторов, не оборудованных искрогасителями, на территорию АЗС, на которых осуществляются операции по приему, хранению или выдаче бензина;
  63. проведение ремонтных работ, не связанных непосредственно с ремонтом оборудования, зданий и сооружений АЗС.
  64. Автомобили, ожидающие очереди для заправки, должны находиться на специальной площадке подпора, обозначенной указательным знаком и расположенной при въезде на территорию заправочных островков АЗС, вне зоны расположения топливных резервуаров и колонок.
  65. Технологическое оборудование на автозаправочных станциях должно содержаться в исправном состоянии.
    Крышки и заглушки фланцев, патрубков, штуцеров и тому подобное, которые отделяют топливо и его пары от атмосферы, должны быть оборудованы в местах соприкосновения с арматурой неискрообразующими прокладками, выполненными из устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды материалов, и герметично закрыты. Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны иметь искробезопасное исполнение.
    Запрещается эксплуатация ТРК при наличии утечек нефтепродукта.
  66. Передвижные автозаправочные станции (далее — ПАЗС) следует размещать на специально отведенных площадках, места расположения которых должны быть согласованы с Государственной противопожарной службой


2. ОКАЗАНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

На территории АЗС могут располагаться на отдельных площадях здания и сооружения производственного назначения для сервисного обслуживания транспортных средств (посты технического обслуживания и мойки автомобилей). В состав объектов, обеспечивающих техническое обслуживание транспортных средств, входят:

Пункты технического обслуживания (предназначенные для выполнения текущего ремонта транспортных средств);

Помещения для аккумуляторных работ;

Блоки для мойки транспортных средств;

Топливораздаточная площадка;

Маслосклад;

Помещения (площадки) для стоянки транспортных средств, находящихся в ежедневной эксплуатации;

Помещения (площадки) для стоянки передвижных средств обслуживания;

Пункт накачки шин;

Объекты водо-, тепло- и электроснабжения;

Бытовые помещения.

Отношения, возникающие между АЗС и клиентом при оказании услуг по техническому обслуживанию автомобилей, регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290 (далее - Правила оказания услуг по техобслуживанию).

Оказание сопутствующих услуг осуществляется АЗС (исполнителем) на основании договора, заключенного с клиентом (потребителем).


Заключение

В завершение хотелось бы указать, что в наше время горюче-смазочные материалы используются практически во всех отраслях народного хозяйства, предприятиями всех форм собственности. Бухгалтерский учет и налогообложение покупки и использования бензина и иных горюче-смазочных материалов вызывают определенные трудности на предприятии, связанные, в первую очередь, со значительным количеством первичной документации.

Однако, для того чтобы при возможной налоговой проверке в организации не было проблем с налоговыми органами в части правильного отражения реализации ГСМ или же их покупки и использовании в своей деятельности, автор рекомендует особое внимание обращать на правильность и четкость оформления именно первичных документов, связанных с производством (использованием) нефтепродуктов.


Список литературы.

В. А. Бондарь- Операции с Нефтепродуктами.

В.Г. Веревкин- Справочное Информационное пособие.

Е. И. Зоря- Операции с Нефтепродуктами.

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ

Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом. Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА АЗС

Территория АЗС

Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

Данный комплекс, как и другие объекты сети, напоминает нечто среднее между самолетом и аэропортом. АЗК расположен на 33 км Средневыборгского шоссе, на пересечении с дорогой на деревню Елизаветинку, и эксплуатируется ООО «Фаэтон - топливная сеть номер 1».

На станции установлена автомойка. Высокоскоростное оборудование немецкой фирмы Christ работает в нескольких режимах и позволяет мыть и полировать до блеска не только корпус, но и колесные диски автомобиля, что является уникальной услугой в Санкт-Петербурге. И что особенно ценно - при минимуме времени на приведение автомобиля в порядок. Буквально несколько минут, и машина сияет чистотой, отмечают в компании.

На данной автоматической мойке установлены порталы фирмы Christ (серии 166) - это новейшее оборудование для бесконтактной мойки, обладающее высоким давлением, благодаря которому в значительной мере снижаются расходы воды и моющих реагентов. В работе мойки используется 90% оборотной воды и высококлассные системы локальных очистных сооружений, что позволяет не наносить вред окружающей среде и заботиться об экологии.

АЗС – автомобильные заправочные станции, давно и прочно вошли в нашу жизнь вместе с появлением автомобилей. Задача АЗС – максимально быстро и технологично заправлять транспортные средства. В зависимости от вида предоставляемого топлива АЗС бывают следующих видов:

  • Бензиновые и дизельные;
  • Газозаправочные (сжиженный природный или нефтяной газ);
  • Электрические.

98% всех автозаправочных станций относятся к первым двум категориям из-за того, что наиболее распространены двигатели внутреннего сгорания. Поскольку углеводородное топливо является взрыво- и пожароопасным, к АЗС предъявляются повышенные требования безопасности. Расположение резервуаров, трубопроводов, наличие контейнеров для песка и отходов строго регламентируется СНиП в зависимости от размера и количества реализуемого топлива.

Любая автозаправочная станция состоит из технологической схемы хранения, приема и отгрузки горюче-смазочных материалов, вспомогательных элементов, диспетчерской, магазина, системы оповещения. Исходя из этого, устанавливаемое на АЗС оборудование можно разделить на два вида: технологическое и эксплуатационное.

Технологическая схема обустройства автозаправочной станции

Несмотря на разницу всех действующих АЗС, технологическое оборудование устанавливается по той же схеме, используемой уже более 50 лет. Она герметична и состоит из пункта приема топлива, топливного резервуара и топливораздаточной колонки. Последняя оснащена обратным и электромагнитным клапанами, фильтром, насосом с двигателем, газоотделительным устройством, измерителем жидкости и раздаточным пистолетом - тем, что необходимо для точного бесконтактного дозирования топлива в бак автомобиля. Оснащение, кроме колонки, почти всегда расположено под землей по требованиям безопасности.

Вспомогательные элементы автозаправочной станции

Эксплуатационное оборудование автозаправочной станции предназначено для обеспечения нормального функционирования технологического оборудования, защиты, оповещения и хранения отходов. За счет того, что оборудование применяется в пожаро- и взрывоопасной зоне, его изготавливают из искробезопасных материалов.

Не обязательно оборудование, отвечающее всем требованиям надежности и безопасности, должно быть импортным. К примеру, всем требованиям отвечает продукция отечественного производителя, с которой можно ознакомиться по ссылке http://www.pnsk-online.ru/ . Оборудование, изготовленное по современным стандартам, ускорит процесс заправки автомобилей, минимизирует траты от потерь ГСМ, повысив точность дозирования продаваемого топлива, обеспечит безопасность работников и находящихся в округе людей.

Введение

Автомобильная заправочная станция (АЗС) -- комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств.

Наиболее распространены АЗС, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива -- бензином и дизельным топливом (бензозаправочные станции).

Менее распространёнными являются Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) -- заправка сжатым природным газом (CNG) и Автомобильная Газозаправочная Станция (АГЗС) -- заправка сжиженным нефтяным газом (LPG). Есть также несколько типов водородной заправочной станции.

Автозаправочные станции (АЗС), являющиеся важнейшим звеном системы нефтепродуктообеспечения, представляют собой сложные инженерные сооружения, оборудованные комплексом автоматизированных систем обеспечения технологического процесса приема, хранения топлив и заправки автотранспортной техники. Эффективность и безопасность работы АЗС во многом зависит от уровня подготовки операторов -- основного обслуживающего персонала.

Автозаправочные станции являются объектами повышенной пожарной и экологической опасности.

На современных автозаправочных станциях зачастую сервис не ограничивается продажей топлива. Часто на таких станциях имеется небольшой магазин, реже -- закусочная, а также банкомат, мойка и т. п.

Стационарные АЗС оснащаются системами освещения и молниезащиты.

По расположению различают дорожные и городские АЗС. К городским АЗС предъявляют более строгие требования по безопасности, в частности допускаемые расстояния до жилых домов, школ, больниц, общественных зданий строго регламентированы.

автомобильный заправочный станция газ

Общие сведения и классификация АЗС

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.

По функциональному назначению:

общего пользования;

ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

с подземным расположением;

с наземным расположением;

с расположением на транспортном средстве.

По конструктивному исполнению:

Традиционная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.

Блочная АЗС -- АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива. Выполнена как единое заводское изделие.

Модульная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и резервуаров.

Контейнерная АЗС - АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная АЗС -- АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая схема которой установлена на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Многотопливная АЗС -- АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлив. Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжиженным углеводородным газом (СУГ).

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжатым природным газом.

Топливозаправочный пункт -- АЗС, которая размещается на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.

Основная техническая характеристика АЗС -- это ее мощность, которая определяется числом заправок в сутки (250, 500, 750, 1000 и более заправок в сутки) или числом заправок в час пик (57, 100, 135,170 автомобилей).

Режим работы АЗС, в основном, 3-х сменный, топливозаправочного пункта - по режиму работы предприятия.

Территория АЗС должна соответствовать согласованному в установленном порядке проекту. Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком «АЗС». Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии. На въезде и выезде с территории АЗС должны быть предусмотрены возвышенные участки, высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные Стоки в очистные сооружения, обеспечивающие сбор и отвод ливневых и талых вод. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы засыпаются негорючим материалом. Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, кустарниками и травами, дающими волокнистые или опушенные семена.

Здания и сооружения на АЗС должны располагаться в строгом соответствии с проектом и периодически осматриваться. Результаты осмотра с описанием всех замечаний повреждений и выполненных ремонтных работ, результаты измерений осадки фундамента заносятся в специальный журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений.

Технологическое оборудование АЗС по своему функциональному назначению подразделяется на следующие группы:

Оборудование для хранения топлива и масел на АЗС;

Оборудование для выдачи топлива и масел потребителям (топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки);

Оборудование для управления колонками и автоматизации технологических процессов на станции;

Оборудование для количественного учета нефтепродуктов;

Оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей;

Оборудование для мойки автомобилей;

Оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков;

Оборудование для решения экологических проблем;

Оборудование противопожарное;

Молниезащита.

Рис. 1. Типовые проекты автозаправочных станций: а - АЗС на 500 заправок в сутки; б - АЗС, на 1000 заправок в сутки; 1 - здание для персонала станции и выполнения торговых функций; 2 - островки с раздаточными колонками; 3 - подземные резервуары для хранения топлив и масел

Рис. 2. Схема технологического оборудования АЗС: 1 -- сливной колодец; 2 - сливное устройство; 3 -- указатель уровня УДУ-10; 4 -- резервуар объемом 25 м 3 ; 5 -- дыхательное устройство; 6 -- технологический колодец; 7 --патрубок замерного люка; 8 -- крышка колодца; 9 -- вентиль; 10 -- топливо-заправочная колонна



Рис. 3.

В пламенегасителях 1 и 3 внутри установлены латунные сетки соответственно 2 и 4 с большим количеством ячеек (144-220 на 1 см 2), имеющие высокую теплоемкость. В случае воспламенения выходящих паров бензина пламя от горения воздушно-бензиновой смеси, стремясь проникнуть внутрь трубы и в резервуар, рассекается сеткой на множество мелких струй и, отдавая свое тепло сетке, гаснет. Всасывающий трубопровод 11 также имеет угловой пламенегаситель 10, сетка которого является фильтром топлива и в то же время теплоемкость ее достаточна, чтобы погасить пламя, которое возникает в трубопроводе. В случае прекращения выдачи топлива через раздаточный пистолет со шлангом 13 постоянный уровень столба топлива в трубопроводе и топливо-раздаточной колонке 12 поддерживается всасывающим (обратным) клапаном 5, который закрывается под собственным весом тарелок 6 и давлением столба жидкости, превышающим уровень ее в резервуаре.

Рис. 4. Топливораздаточная колонка с двойным приводом и мерными баллонами: 1 - воздушный клапан; 2 - отсечный клапан; 3 - мерный баллон; 4 - тарировочные кольца; 5 - корпус распределительного крана, 6 - пробка крана; 7 и 14 - обратные клапаны; 8 - нагнетательный клапан; 9 - впускной клапан; 10 и 15 - перепускные клапаны; 11 - ротор лопастного насоса; 12 - всасывающий клапан; 13 - фильтр; 16 - поршень ручного насоса; 17 - смотровое устройство; 18 - рукоятка механизма переключения; 19 - счетчик; 20 - кнопка сброса стрелки; 21 - раздаточный шланг; 22 - рукоятка запорного клапана крана; 23 - запорный клапан; 24 - раздаточный кран