Порядок осуществления производственного экологического контроля. Производственный экологический контроль: особенности процесса. Производственный экологический контроль за использованием природных ресурсов

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о Производственном экологическом контроле (далее - ПЭК) разработано в соответствии с требованиями федерального законодательства: Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" , Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" .

1.2. Положение о ПЭК определяет порядок организации и проведения ПЭК за соблюдением природоохранного законодательства и выполнением природоохранных мероприятий, а также предусматривает обязанности сотрудников Название предприятия по выполнению требований настоящего Положения.

1.3. ПЭК осуществляется в целях обеспечения соблюдения природоохранных нормативов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных федеральным законодательством.

1.4. Основные принципы ПЭК: объективность, системность, комплексность.

1.5. Основные задачи ПЭК:

  • учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду
  • обеспечение своевременной разработки (пересмотра) нормативов (лимитов) воздействия на окружающую среду и контроль за их соблюдением
  • контроль за выполнением планов и мероприятий в области охраны окружающей природной среды, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных органов государственного экологического контроля (далее - ГЭК)
  • контроль физических воздействий (тепловое, шумовое, радиационное и т.п.)
  • контроль за рациональным использованием природных ресурсов и учет их использования
  • контроль за соблюдением правил обращения с опасными и вредными веществами, биопрепаратами
  • контроль за стабильностью и эффективностью работы природоохранного оборудования и сооружений
  • контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала
  • контроль, в том числе аналитический, за состоянием объектов окружающей среды в зоне его влияния предприятия
  • ведение экологической документации предприятия
  • своевременное предоставление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом, используемой для обеспечения мер безопасности в экстремальных ситуациях, обосновывающей размеры экологических платежей и ущерба и т.д.

Своевременное представление информации, предусмотренной внутрипроизводственной системой управления охраной окружающей природной среды

1.6. Объекты ПЭК, подлежащие регулярному наблюдению и оценке (мониторингу):

  • сырье, материалы, реагенты, препараты
  • природные ресурсы, используемые на производстве
  • источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии
  • источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду
  • источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения
  • источники физических воздействий
  • системы очистки сточных вод и размещения отходов очистки
  • системы очистки отходящих газов и размещения отходов очистки
  • склады и хранилища сырья, материалов, реагентов
  • системы повторного и оборотного водоснабжения
  • системы рециклирования сырья, реагентов и материалов
  • системы размещения и удаления отходов
  • объекты окружающей среды в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны, зоны влияния предприятия
  • готовая продукция
  • системы для локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду, а также для предупреждения таких ситуаций и аварий

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЭК

2.1. В обязанности Название предприятия входит выполнение требований природоохранного законодательства, а также постановлений, предписаний и природоохранных заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять ГЭК, в том числе:

  • разработка и проведение природоохранных мероприятий, а также проведение природоохранных мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, в том числе посредством проведения ОВОС
  • обеспечение безопасности для окружающей среды и здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг
  • осуществление ПЭК за соблюдением природоохранного законодательства

2.2. ПЭК осуществляется специальной службой (экологической службой), организованной в структуре Название предприятия , которая возглавляется Главным инженером. Специалисты экологической службы должны быть компетентными в вопросах охраны окружающей среды. Аттестация специалистов проводится в Независимом аттестационно-методическом Центре согласно Порядку аттестации, изложенному в РД-03-19-2007 .

2.3. ПЭК предусматривает:

а) контроль за наличием официальной нормативно-методической документации, методов и методик контроля сбросов и выбросов, а также компонентов окружающей среды в соответствии с осуществляемой деятельностью

б) контроль за организацией и осуществлением лабораторных исследований и испытаний:

  • на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории предприятия, с целью оценки влияния производства на окружающую природную среду и здоровье человека
  • сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации

в) контроль за наличием разрешительной документации: разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, установленных лимитов на размещение отходов; за выполнением предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; паспортов на опасные отходы, иных документов, подтверждающих экологическую безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством

г) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством и другими нормативными актами в области осуществления ПЭК

д) своевременное информирование органов местного самоуправления, органов и учреждений службы Ростехнадзора, населения об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу окружающей природной среде и здоровью человека

е) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами организации за выполнением природоохранных мероприятий, соблюдением требований природоохранного законодательства, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений

2.4. Лабораторные исследования и испытания осуществляются Название предприятия самостоятельно (либо с привлечением сторонней аккредитованной лаборатории). Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются в зависимости от санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на окружающую природную среду и здоровье человека .

2.5. Программа ПЭК составляется ежегодно, утверждается руководителем Название предприятия либо уполномоченными в установленном порядке лицами и представляется по запросам специально уполномоченных органов, осуществляющих ГЭК.

2.6. Руководитель Название предприятия несет ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого ПЭК.

2.7. Должностные лица организации несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения в соответствии с законодательством РФ.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Общее руководство по ПЭК осуществляет руководитель Название предприятия.

3.2. ПЭК организуется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя Название предприятия .

4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЭК

4.1. Для проведения ПЭК необходимо наличие следующих документов:

  • нормативные требования в области охраны окружающей среды и природопользования, распространяющиеся на Название предприятия
  • данные по источникам загрязнения окружающей среды и воздействию на компоненты природной среды, оказываемому Название предприятия
  • качество окружающей среды в зоне возможного влияния Название предприятия (санитарно-защитная зона, зона влияния субъекта, фоновые концентрации)

4.2. Нормативные требования в области охраны окружающей среды и природопользования содержатся в законодательных актах РФ, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, нормативных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, нормативных актах субъектов РФ (сюда же входят требования, распространяющиеся на Название предприятия ).

4.3. Нормативные требования формируются Службой ПЭК Название предприятия на основании официальных источников опубликования нормативных правовых документов Российской Федерации и субъектов РФ.

Информация об источниках загрязнения окружающей природной среды и воздействии Название предприятия на компоненты природной среды отражается в следующих документах:

1) материалы ТЭО на строительство Название предприятия

2) заключения государственной экологической экспертизы материалов ТЭО Название предприятия

3) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ

4) разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

5) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

6) разрешение на размещение отходов, образующихся на Название предприятия

7) документ на право владения земельными участками

8) паспорт водного хозяйства

9) ведомость инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха, находящихся в ведении Название предприятия

11) данные мониторинга воздействий на компоненты природной среды

Источниками информации о качестве атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель и почв, животного и растительного мира в зоне возможного влияния Название предприятия являются:

1) раздел "Охрана окружающей среды" в составе материалов ТЭО на строительство Субъекта

2) результаты мониторинга природной среды

5. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПЭК

Основные этапы ПЭК:

1. Планирование

2. Обеспечение выполнения

3. Подготовка отчетов

5.1. Планирование

5.1.1. ПЭК осуществляется на основании утвержденных планов природоохранной деятельности, при разработке которых необходимо учитывать условия природопользования, экологические требования, технические требования к эксплуатации установок, устройств и сооружений по очистке газовых выбросов и сточных вод, результаты ГЭК и ПЭК.

5.1.2. Условия природопользования установлены в разрешительной документации Название предприятия , а именно:

  • заключение Государственной экологической экспертизы (или Главгосэкспертизы)
  • документы на владение земельными участками
  • договор водопользования или решение о предоставлении водных объектов в пользование
  • проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • разрешение на размещение отходов
  • лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию отходов)
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • документы на горный отвод
  • декларация промышленной безопасности
  • лицензия на недропользование и другие лицензии в соответствии с действующим законодательством

5.1.3. В документации на установки, устройства и сооружения по очистке газовых выбросов и сточных вод изложены технические требования на их эксплуатацию (регламенты или инструкции по эксплуатации).

5.1.4. Выявленные в результате экологического контроля нарушения природоохранного законодательства фиксируются в Журнале учета мероприятий по контролю (надзору) Название предприятия .

5.1.5. Результаты ПЭК (включая результаты производственного экологического мониторинга) отражаются в отчетной документации службы ПЭК.

5.1.6. План на следующий год разрабатывается в конце текущего. Структурные подразделения Службы ПЭК составляют планы по отдельным направлениям ПЭК, принимая во внимание необходимость проведения лабораторного контроля соблюдения природоохранных нормативов и осуществление производственного экологического мониторинга. В процессе планирования определяют источник финансирования и возможность реализации каждого из предложенных мероприятий.

5.1.7. В общий план природоохранной деятельности Субъекта включаются все планы по отдельным направлениям ПЭК, который впоследствии утверждается его руководителем до начала планового периода (года, квартала). Руководитель определяет сроки подготовки планов природоохранной деятельности.

5.2. Обеспечение выполнения

5.2.1. Выполнение запланированных природоохранных мероприятий осуществляется Службой ПЭК с привлечением в установленном порядке специалистов других подразделений субъекта хозяйственной и иной деятельности и сторонних организаций (в необходимых случаях).

5.2.2. Основные процедуры ПЭК:

  • производственный экологический мониторинг
  • учет воздействий на компоненты природной среды
  • инвентаризация источников загрязнения природной среды
  • получение (продление) разрешительной документации
  • контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха, природных вод, земель и почв, растительного и животного мира, на соблюдение требований по обращению с отходами
  • контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов
  • анализ результатов природоохранной деятельности
  • разработка корректирующих мероприятий

5.2.3. Под производственным экологическим мониторингом понимается наблюдение за качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных природных вод, почвы, растительного и животного мира в пределах зоны защитных мероприятий Субъекта. Мониторинг проводится в соответствии с документами Системы экологического мониторинга.

5.2.4. Основной и обязательной процедурой, выполняемой в рамках ПЭК, является учет воздействий на компоненты окружающей среды. Учет проводится по типовым формам, разработанным для каждого из направлений деятельности в области охране окружающей среды. В основу для подготовки отчетов, служебных записок, прогнозов, деклараций и иных документов по вопросам охраны окружающей среды ложатся учетные данные.

5.2.5. Инвентаризацию источников загрязнения окружающей среды проводят для актуализации имеющихся данных по воздействию на компоненты окружающей природной среды. При инвентаризации используют проектную документацию Название предприятия , а также проект нормативов выбросов (сбросов), паспорт водного хозяйства, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В течение инвентаризации уточняются сведения по источникам загрязнения окружающей природной среды, качественному и количественному составу выбросов в атмосферу, сбросов в природные водные объекты, образующихся отходов, а также по режимам их образования и отведения в окружающую среду.

5.2.6. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха проводится в соответствии со специальным Планом (Программой). Данные по каждому источнику загрязнения вносят в соответствующий бланк инвентаризации. По результатам инвентаризации составляются технические отчеты. В свою очередь, результаты инвентаризации вносятся в инвентаризационную ведомость.

5.2.7. С учетом реализованных технологических решений на Название предприятия должна быть в наличии разрешительная документация: разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, разрешение на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду договор водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Получение и продление этих документов производится в порядке, установленном Росприроднадзором.

5.2.8. Контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов проводится в соответствии с условиями действия вышеперечисленной разрешительной документации, полученной Субъектом. Отбор и анализ проб газовых выбросов, атмосферного воздуха, сточных вод, почвы, компонентов растительного и животного мира проводится по планам-графикам лабораторного контроля, которые должны быть согласованы с территориальным органом Росприроднадзора и, в необходимых случаях, Роспотребнадзора. Результаты лабораторного контроля регистрируются в соответствующих журналах первичного учета (см. разделы 6-11 настоящего Положения). По результатам проверок составляются акты, а в случаях несоблюдения природоохранных требований и нормативов - предписания об устранении отмеченных нарушений. Если нарушения вызваны объективными причинами и не могут быть оперативно устранены, то о таких нарушениях сообщают в территориальный орган Росприроднадзора, разрабатывают и утверждают планы мероприятий по устранению нарушений природоохранных требований (планы достижения установленных нормативов).

5.2.9. Служба ПЭК анализирует результаты природоохранной деятельности в целом по Субъекту не реже 1 раза в квартал. Результаты анализа отражаются в отчетах (квартальных, годовых). При необходимости на основе этих результатов разрабатываются соответствующие корректирующие мероприятия, которые включают в планы природоохранной деятельности.

5.3. Подготовка отчетов

5.3.1. По результатам ПЭК составляются отчеты (квартальные, годовые). Порядок их подготовки устанавливает руководитель службы ПЭК.

5.3.2. Также в установленном Росстатом порядке подготавливается и представляется государственная статистическая отчетность по формам федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха", № 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении отходов производства и потребления", № 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв", № 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах", № 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". Государственная статистическая отчетность готовится на основании данных первичного учета по типовым формам Росстата.

6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

6.1. Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха

6.1.1. Основные положения плана мероприятий по охране атмосферного воздуха:

  • Получение (продление) разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • Проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (в случае изменений на Субъекте, например, при расширении, реконструкции предприятия, вводе в действие новых цехов и пр., или по указанию органов ГЭК)
  • Контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов (проводится в соответствии с положениями Проекта нормативов ПДВ субъекта хозяйственной или иной деятельности)
  • Контроль соблюдения технических нормативов выбросов от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха
  • Проверка технических характеристик газоочистного оборудования
  • Проведение мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, в зоне защитных мероприятий субъекта хозяйственной и иной деятельности, в местах размещения отходов
  • Проведение мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате ГЭК (при их наличии)
  • Подготовка и представление государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (воздух)
  • Проведение мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (при поступлении предупреждения/оповещения)
  • Повышение квалификации специалистов в области охраны атмосферного воздуха

Мероприятия по вышеуказанным позициям должны быть конкретизированы.

6.1.2. Руководитель Службы ПЭК устанавливает сроки составления плана мероприятий.

6.2. Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха

6.2.1. Контроль соблюдения ПДВ

6.2.1.1. Работа по контролю соблюдения ПДВ проводится с учетом условий действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ, а также требований ГОСТ 17.2.3.02-78 в соответствии с утвержденной в установленном порядке Системой контроля соблюдения ПДВ на Название предприятия . Система контроля включает в себя:

а) карту-схему промышленной зоны субъекта с указанием контролируемых источников выброса

б) перечень контролируемых показателей по каждому из источников выбросов, нормативы ПДВ, периодичность и способы их контроля (прямое измерение, отбор пробы с последующим измерением (расчет)

в) перечень средств измерения, оборудования и методических документов, применяемых для контроля соблюдения ПДВ, с указанием их метрологических характеристик

г) план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ

д) данные о лаборатории, выполняющей измерения содержания загрязняющих веществ в выбросах Субъекта

6.2.1.2. При контроле соблюдения ПДВ и лимитов выбросов за основу должны быть взяты прямые методы, которые используют измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля ПДВ, либо в случае невозможности применения прямых методов используют балансовые и технологические методы. В качестве способов контроля выполнения ПДВ в случаях, когда выбросы достаточно стабильны по составу смесей веществ либо отсутствуют приборы для прямого контроля нормативов выбросов конкретных ингредиентов, возможен контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ. В качестве групповых показателей допускается использовать показания приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которым установлены ПДВ.

6.2.1.3. При контроле соблюдения ПДВ выбросы вредных веществ определяют максимальные разовые ПДК (с периодичностью в 20 мин), а также в среднем за сутки, месяц и год. При продолжительности выбрасывания вредных веществ в атмосферу меньше 20 мин, контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

6.2.2. Первичный учет при производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха

При ПЭК в области охраны атмосферного воздуха обязательно проводится первичный учет данных по типовым формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 . На каждую из этих форм заводится соответствующий журнал.

Журнал по форме ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» является первичным документом учета стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха и их характеристик по каждому структурному подразделению Субъекта. В этом журнале учитываются все загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух от организованных и неорганизованных источников. Записи в журнале ведут на основании результатов измерений параметров указанных источников и результатов анализа отобранных проб. Первичный учет по форме ПОД-1 позволяет:

  • определить общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому источнику их выделения
  • определить максимальное количество загрязняющих веществ в выбросах при каждой смене технологического режима источника выделения
  • контролировать соблюдение нормативов ПДВ и лимитов выбросов
  • провести оценку экологических характеристик технологических процессов Субъекта

Журнал по форме ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» применяется для учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха:

  • оценки эффективности мероприятий, улучшение экологических характеристик технологических процессов
  • упорядочения направлений снижения выбросов загрязняющих веществ
  • контроля сроков выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и затрат на их реализацию

Журнал по форме ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» используется для учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок. Первичный учет по форме ПОД-3 позволяет:

  • проводить оценку состояния пылегазоочистного оборудования
  • определять фактический объем отходящих и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ

Данные форм ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 используются для подготовки отчетов по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) .

6.2.3. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

6.2.3.1. В состав проекта нормативов ПДВ входит специальный план мероприятий, обеспечивающий снижение нормируемых выбросов в атмосферу на весь период НМУ. Неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Предупреждения (оповещения) о наступлении НМУ должны фиксироваться в журнале.

Форма журнала
для записи предупреждений (оповещений) при наступлении неблагоприятных метеоусловий и принятых мерах по сокращению выбросов

Дата, время

Фамилия, И.О.

Примечание

приема предупреждения (оповещения)

предупреждения (оповещения)

принявшего предупреждение (оповещение)

передавшего
предупреждение (оповещение)

принятые по сокращению выбросов

Примечание:

В графе 1 указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого на Название предприятия .

В графе 6 указывают, в какие структурные подразделения Название предприятия была передана информация и какие конкретные меры были приняты.

6.2.3.2. В случае поступления предупреждения о наступлении первого, второго или третьего режима НМУ руководитель Субъекта издает приказ о переходе предприятия на период НМУ на заданные режимы работы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по Субъекту и по его структурным подразделениям, определением порядка приема и передачи мер оповещения.

Для веществ, выбросы которых не создают на границе санитарно-защитной зоны или в жилой застройке загрязнение, превышающее 0,1 ПДКм.р., мероприятия по снижению выбросов на период НМУ не разрабатываются.

6.2.3.3. При работе Название предприятия в первом режиме НМУ осуществляются в основном организационно-технические мероприятия без изменения режима технологического процесса и нагрузки Субъекта (усиление контроля технологической дисциплины, режима работы оборудования и средств контроля, исключение очистки оборудования и т.п.). Эти мероприятия позволяют снизить выбросы в атмосферу на 5-10%. Во втором и третьем режимах НМУ проводятся мероприятия на базе технологического процесса (снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий), введение запрета на сжигание отходов, остановка технологического оборудования в случае выхода из строя систем газоочистки, перестройка структуры топливопотребления и другое.

6.2.3.4. Мероприятия по временному сокращению выбросов, оформленные в виде таблиц и пояснительной записки, приводятся в Проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.

6.3. Отчетность по выполнению мероприятий в области
охраны атмосферного воздуха

6.3.1. Порядок подготовки отчетов о выполнении мероприятий по охране атмосферного воздуха устанавливается руководителем службы экологического контроля.

В отчете должны быть отражены все запланированные и внеплановые мероприятия по охране атмосферного воздуха. В отчете проводится анализ выполненных работ, оценивается их эффективность, указываются причины нарушения требований, несоблюдения нормативов, даются предложения по совершенствованию деятельности в области охраны атмосферного воздуха.

6.3.2. До 15 января Субъект представляет в органы государственной статистики и природоохранным органам ежегодную государственную статистическую отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха".

Статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) готовится на основании журналов первичного учета по формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 .

Субъект представляет наряду с годовой отчетностью по форме № 2-ТП (воздух) субъектом полугодовую форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП-воздух (срочная) .

7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

В целях осуществления экологического контроля деятельности в области обращения с отходами Служба ПЭК выполняет следующие функции:

  • разработка мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды
  • учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления
  • контроль соблюдения экологических требований, при обращении с отходами производства и потребления, отчетность о выполнении предписаний органов ГЭК
  • мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду
  • организация и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
  • получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов и контроль лицензионных условий

7.1. Разработка мероприятий по снижению влияния отходов на состояние окружающей среды

7.1.1. В состав ПНООЛР включаются мероприятия перспективного планирования.

Служба ПЭК осуществляет годовое планирование, которое должно обеспечить выполнение заданий, включенных в ПНООЛР. Проекты планов по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды, входящие в состав ПНООЛР, должны быть согласованы с органами, осуществляющими ГЭК. Ежегодно, в развитие реализации пятилетнего плана, принятого к реализации в составе проекта ПНООЛР, Название предприятия разрабатывает План мероприятий по снижению образующихся отходов на состояние окружающей среды.

7.1.2. В первую очередь, при разработке годового Плана мероприятий Службой ПЭК составляется перечень мероприятий, который обеспечит снижение влияния образующихся отходов на окружающую среду. Целесообразность проведения этих мероприятий должна быть подтверждена расчетами затрат на их реализацию и ожидаемыми результатами по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду.

7.1.3. К числу обязательных мероприятий, включаемых в План, относятся мероприятия по достижению лимитов размещения отходов, получению (продлению) разрешения на размещение отходов, мероприятия по проведению текущих, планово-предупредительных ремонтов мест временного хранения отходов, а также мероприятия, предложенные вышестоящими организациями и предписаниями органов ГЭК.

7.1.4. План мероприятий на следующий год разрабатывается в конце текущего года. План мероприятий разрабатывает лицо, ответственное за организацию природоохранной деятельности в области обращения с отходами с участием заинтересованных руководителей подразделений Название предприятия .

7.1.5. Разработанные мероприятия предварительно проверяется расчетными методами на эффективность и экономичность, определяются источники их финансирования и возможность реализации. После этого План мероприятий подписывает главный инженер и утверждает руководитель Название предприятия . Утвержденный План мероприятий представляется на согласование в Территориальный орган Росприроднадзора.

7.1.6. Служба ПЭК осуществляет контроль выполнения Плана мероприятий. Специалист службы, ответственный за обращение отходов, не реже одного раз в месяц с целью принятия предупредительных мер в случае невыполнения запланированных работ проводит проверку:

  • сроков, своевременности начала работ и их завершения
  • обеспеченности работ финансированием, оборудованием, материалами
  • наличия плана графика работ по вводу в эксплуатацию, проведения капитального и планово-предупредительного ремонтов, наладки и своевременности выполнения мероприятий этого графика
  • достоверности отчетности руководителей подразделений Название предприятия о выполнении запланированных мероприятий

7.1.7. После завершения работ по каждому мероприятию в Плане мероприятий делается запись с указанием конкретных данных о выполнении: дата и номер документа (приказ, договор, разрешение на лимиты размещение отходов, согласования, ввод в эксплуатацию и т.д.), работы, проведенные при выполнении данного мероприятия, причина переноса и т.д.

Полноту и своевременность выполнения Плана мероприятий контролируют органы ГЭК.

7.2. Учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления

7.2.1. Служба ПЭК Объекта осуществляет первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов согласно Федеральному Закону "Об отходах производства и потребления" и Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".

7.2.2. Данные учета в области обращения с отходами Название предприятия оформляются в письменном (и/или электронном) виде (приложения 1 , , , ). Первичному учету подлежат все виды отходов производства и потребления - твердые, жидкие и газообразные, не учитываемые по формам № 2 ТП - (водхоз), № 2 ТП - (воздух).

7.2.3. Для заполнения формы «Схема операционного движения отходов» используют формы первичного учета отходов. Эта форма необходима для заполнения формы . Форма "Баланс массы отходов за отчетный период" ежегодно представляется в Территориальный орган Росприроднадзора в составе "Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах" . Также в состав "Технического отчета" входят сведения о размещении отходов и информация о выполнении Плана мероприятий .

7.5.5. В соответствии с требованиями Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" Название предприятия устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещения.

7.5.4. Проекты ПНООЛР разрабатываются специализированными организациями на договорной основе. При оформлении договора разработчик совместно с руководством Название предприятия составляет План-график работ, в том числе согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещения и получения разрешения.

7.5.5. Служба ПЭК представляет специализированной организации необходимую информацию: данные по инвентаризации отходов и мест их размещения, карту-схему объекта с размещенными на ней местами хранения отходов, паспорта опасных отходов, материалы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, сведения о перспективах развития объекта и другие материалы по запросу организации-разработчика.

7.5.6. Объем и содержание тома ПНООЛР регламентируется Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

7.5.7. Оформленный проект тома ПНООЛР проверяет Служба ПЭК и главный инженер Субъекта на качество исполнения и оформления, полноту и достоверность исходных данных, достаточность и выполнимость рекомендованных мероприятий по снижению воздействия отходов на окружающую среду. После рассмотрения и немедленного устранения замечаний и недостатков проект тома ПНООЛР утверждается руководителями Название предприятия и представляется в Роспотребнадзор и органы ГЭК на согласование.

7.5.8. Необходимым условием выдачи разрешения на размещение отходов производства и потребления является согласованный том ПНООЛР.

В случае изменения качественных и количественных характеристик образующихся на Название предприятия отходов они должны заблаговременно доводиться до сведения Территориального органа Росприроднадзора путем представления дополнительных материалов по корректировке тома ПНООЛР.

Разрешение на размещение отходов производства и потребления выдается Территориальным органом Росприроднадзора на основании согласованного ПНООЛР.

7.5.7. Для продления срока действия разрешения на размещение отходов производства и потребления, служба ПЭК не позднее чем за 45 суток до его истечения представляет необходимые оформленные материалы и документы в Территориальный орган Росприроднадзора. Перечень требуемой документации уточняется в соответствующем структурном подразделении охраны окружающей среды Росприроднадзора.

7.6. Получение лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами и контроль лицензионных условий

7.6.1. Служба ПЭК организует получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, руководствуясь Федеральным Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" , Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 г. № 524 .

В лицензии на деятельность с отходами должны быть указаны лицензионные условия этой деятельности.

7.6.2. Служба ПЭК осуществляет контроль соблюдения лицензионных условий. В случае выявления нарушений служба ПЭК принимает меры по их ликвидации. В случае выявления нарушений лицензионных условий уполномоченным должностным лицом службы государственного контроля и выдачи предписания, в том числе приостанавливающих действие лицензии, Служба ПЭК принимает меры по устранению нарушений лицензионных условий в сроки, которые были указаны в предписании, и уведомляет об этом лицензирующий орган.

7.6.3. Лицензирующий орган проводит проверку проведения устранения Название предприятия нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в течение 15 дней со дня получения от Название предприятия уведомления об устранении указанных нарушений.

7.6.4. Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию отходов выдается на определенный срок, который впоследствии может быть продлен по заявлению Название предприятия в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

7.6.5. В случае изменения класса опасности отходов для окружающей среды, свойств и видов отходов, а также места нахождения объектов их размещения служба ПЭК должна в 15-дневный срок сообщить об этом в письменном виде в лицензирующий орган.

8. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

9. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ (ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ) СИТУАЦИИ

9.1. При оценке экологической обстановки, возникшей в процессе или после ликвидации аварийной (чрезвычайной) ситуации на объекте, Служба ПЭК функционирует во взаимодействии с силами и средствами наблюдения и прогнозирования системы Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям и работает совместно с подразделениями этого ведомства.

9.2. В этот период передается руководству объекта, в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в контрольные и надзорные органы информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, воде, почве химических веществ, превышающих предельно-допустимые уровни, в соответствии с Порядком, действующим на территории субъекта:

Для атмосферного воздуха - в 20 и более раз
- для поверхностных вод для веществ 1 и 2 классов опасности в 5 и более раз, для 3 и 4 классов опасности - в 50 и более раз
- для почв - 50 раз и более

9.3. В случае обнаружения высоких уровней загрязнения, а также выявления признаков возникновения чрезвычайной ситуации по визуальным и органолептическим признакам, передача информации осуществляется в срок, указанный в действующем на объекте Порядке, при возникновении чрезвычайной ситуации и далее с периодичностью не более 4-х часов по существующим линиям связи.

9.4. Последующие наблюдения осуществляют оперативные группы, в составе которых не менее 2-х человек, сформированными на базе территориальных природоохранных органов и служб ПЭК объекта самостоятельно или совместно с другими службами наблюдения и контроля, входящими в состав Российской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

9.5. Перед выездом на место аварии, оперативная группа собирает необходимую информацию: направление и скорость ветра, перечень возможных загрязняющих веществ и опасных воздействий. Наблюдение начинается навстречу ветру по направлению к объекту.

9.6. Личный состав оперативной группы обеспечивается индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожных покровов.

Наличие химически опасных веществ определяют с помощью приборов, предусмотренных в Порядке действия персонала системы мониторинга загрязнения окружающей среды в режиме функционирования в аварийной ситуации.

9.7. Результаты измерений заносят в журналы химического наблюдения и докладываются своим непосредственным руководителям, которые, в свою очередь передают данные в вышестоящие организации и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с периодичностью не более 4-ч часов.

В случае обнаружения повышенных уровней химического загрязнения наблюдения проводят 4 раза в сутки: в 9.00, 15.00, 21.00 и 3.00 ч., а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - с периодичностью 4 часа.

Время и количество замеров определены в приказах по Название предприятия .

9.8. Наряду с проведением измерений производится определение границы территории загрязнения.

Для определения конкретного перечня загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух или сброшенных в поверхностные водоемы и водотоки и на рельеф в результате аварийной ситуации, проводят лабораторный контроль на предмет идентификации загрязняющих веществ и количественный химический анализ отобранных проб.

Отбор проб производят в зоне загрязнения. В каждом случае количество проб определяется отдельно. В результате проведения лабораторного контроля отобранных проб должен быть четко установлен перечень загрязняющих веществ, их количественный и качественный состав, а также определена зона загрязнения (до фонового уровня).

Отбор проб объектов окружающей среды осуществляется по соответствующим ГОСТам и методикам. Результаты отбора проб заносятся в соответствующие акты.

Количественный химический анализ производится по методикам выполнения измерений, утвержденным государственными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения. Положение может быть пересмотрено и дополнено в связи с вводом в действие новых правил, нормативных документов в области ООС.

В целях соблюдения требований ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природопользователи, в том числе предприятия автосервиса, обязаны организовать производственный экологический контроль. Сведения об организации производственного экологического контроля, назначенных должностных лицах, ответственных за проведения контроля, а также результаты контроля представляются в территориальные органы в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль осуществляется на основе «Положения о производственном экологическом контроле», которое самостоятельно разрабатывается предприятием и утверждается администрацией предприятия.

В «Положение о производственном экологическом контроле» детализируются и конкретизируются основные требования к производственному экологическому контролю в соответствии со спецификой конкретного производства и принятой на предприятии системой управления природоохранной деятельностью.

Приложениями к положению об организации производственного экологического контроля являются должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного экологического контроля.

Основными задачами производственного экологического контроля на предприятиях автосервиса являются:

1. Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и учет их использования;

2. Контроль за выполнением планов и мероприятий в области охраны окружающей среды;

3. Контроль, в т.ч. аналитический, за источниками негативного воздействия и состоянием окружающей среды в зоне их влияния;

4. Контроль физических воздействий (тепловое, акустическое, вибрационное и т.п.);

5. Контроль за соблюдением правил обращения с опасными отходами;

6. Контроль за техническим состоянием и эффективностью работы природоохранного оборудования и сооружений;

7. Подготовка и введение экологической документации предприятия;

8. Обеспечение оперативной информацией руководства предприятия для принятия своевременных управленческих решений.

К объектам, в отношении которых проводится производственный экологический контроль, относятся:

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: стационарные и передвижные;

Системы очистки отходящих газов и сточных вод;

Источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в водные объекты, в подземные грунты, на рельеф местности), в системы канализации и сети водоотведения;

Водозаборы, системы оборотного и повторного водоснабжения (при выходе загрязняющих веществ в окружающую среду);

Источники образования отходов производства (цеха, участки, технологические процессы);

Объекты размещения и утилизации отходов производства и потребления (площадки временного хранения, полигоны и др.);

Склады и хранилища сырья, материалов, реагентов, готовой продукции;

Объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленных площадок, территории (акватории), где осуществляется природопользование, зоны воздействия, в том числе санитарно-защитные зоны.

Производственный экологический контроль может проводиться в двух формах:

1 Форме визуального контроля деятельности цехов и служб по соблюдению правил эксплуатации оборудования, влияющего на образование и поступление загрязняющих веществ в окружающую среду;

2 Форме инструментального контроля за количественными параметрами выбросов, сбросов или состояния окружающей среды в зоне влияния источников загрязнения. Кроме того инструментальный контроль применяется для проверки соответствия проектным значениям параметров работы пыле-газоулавливающего оборудования и очистных сооружений.

Инструментальный контроль может производиться предприятием самостоятельно, если в состав предприятия входит аккредитованная лаборатория или по договору сторонней организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о производственном экологическом контроле в [указать наименование предприятия] (далее по тексту - Положение) разработано во исполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

1.2. Производственный экологический контроль в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

1.3. Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.

1.4. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля в [указать наименование предприятия] (далее по тексту - Предприятие).

1.5. В настоящем Положении учтены требования законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, а также специфика деятельности Предприятия.

1.6. Производственный экологический контроль проводится в соответствии со следующими природоохранными нормативными документами:

Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральным законом от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах";

Земельным кодексом Российской Федерации;

Водным кодексом Российской Федерации;

Иными нормативно-правовыми актами.

2. Организация системы производственного экологического контроля

2.1. Общее руководство системой производственного экологического контроля Предприятия осуществляет [наименование должности].

2.2. Координацию работы системы производственного экологического контроля Предприятия осуществляет [наименование должности].

2.3. Производственный экологический контроль на Предприятии организуют и осуществляют [наименование должности], назначенные приказом руководителя Предприятия.

2.4. Лица, ответственные за организацию и осуществление производственного экологического контроля, указанные в п. 2.3. настоящего Положения, руководствуются в своей работе настоящим Положением, инструкцией о порядке обращения с отходами производства и потребления Предприятия, инструкцией по безопасности транспортировки опасных отходов и должностными инструкциями.

2.5. Производственный экологический контроль проводится как самостоятельно Предприятием, так и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и регионального уровней, с привлечением заинтересованных учреждений и организаций на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

2.6. Периодичность проведения производственного экологического контроля на Предприятии и производственных отделениях устанавливается ежегодным планом производственного экологического контроля, утвержденным руководителем Предприятия.

2.7. Результаты производственного экологического контроля оформляются актом с проведением анализа экологической деятельности подведомственных производственных отделений, структурных подразделений и разработкой организационно-технических мероприятий по устранению выявленных замечаний и совершенствованию системы управления охраной окружающей среды.

2.8. При изменении технологических процессов на Предприятии, законодательства в области охраны окружающей среды и экологического контроля настоящее Положение перерабатывается и переутверждается.

3. Цели и задачи производственного экологического контроля

3.1. Производственный экологический контроль на территории Предприятия осуществляется с целью обеспечения экологической безопасности, исполнения требований законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды.

3.2. К основным целям производственного экологического контроля относятся:

Обеспечение экологически безопасной деятельности Предприятия;

Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния хозяйственной деятельности Предприятия;

Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов, воспроизводства природных ресурсов;

Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет надежности, безопасности и безаварийности работ технического оборудования;

Оперативность контроля и передачи информации руководителям Предприятия и органам государственного экологического контроля, обеспечивающие возможность принятия немедленных решений по снижению или ликвидации отрицательных воздействий на окружающую природную среду.

3.3. Задачами производственного экологического контроля являются:

Контроль соблюдения установленных нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду;

Учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от Предприятия в режиме повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях (аварии, стихийные бедствия);

Контроль соблюдения планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках и на контрольных постах;

Контроль качества выполнения мероприятий по охране окружающей среды;

Контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей среды;

Анализ результатов природоохранной деятельности Предприятия, принятие мер к устранению выявленных нарушений;

Осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях Предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;

Иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории Предприятия, определенные действующим законодательством Российской Федерации.

4. Объекты производственного экологического контроля

4.1. К объектам производственного экологического контроля относятся:

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

Источники образования отходов производства;

Места накопления и временного хранения отходов;

Природные ресурсы;

Склады и хранилища сырья, материалов, реагентов.

4.2. Производственный экологический контроль осуществляется за:

Наличием лицензий, предусмотренных природоохранным законодательством Российской Федерации;

Обеспечением своевременной разработки проектов предельно допустимых выбросов в атмосферу, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ежегодным подтверждением неизменности производственных процессов и используемого сырья;

Соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов;

Источниками выделения загрязняющих веществ;

Соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления;

Выполнением планов мероприятий по охране окружающей среды, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды;

Наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т. д. (в случае необходимости);

Своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью, а также запрашиваемой руководством Предприятия;

Организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.

4.3. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о количественном содержании веществ в источниках выбросов. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

5. Права и обязанности лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного экологического контроля

5.1. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.1.1. Обеспечивает и контролирует соблюдение требований экологической безопасности, принимает меры по созданию безопасных условий труда для работников, обеспечивает своевременное финансирование их выполнения и выделение необходимых материальных ресурсов.

5.1.2. Рассматривает и утверждает мероприятия по обеспечению требований экологической безопасности.

5.1.3. Вносит предложения руководителю Предприятия о необходимости модернизации, реконструкции и ремонта оборудования.

5.1.4. Вносит предложения руководителю о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований экологической безопасности.

5.2. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.2.1. Координирует работу системы производственного экологического контроля Предприятия.

5.2.2. Контролирует состояние оборудования, вносит предложения о его модернизации, реконструкции, ремонте.

5.2.3. Вносит предложения по совершенствованию технологических процессов с целью обеспечения экологической безопасности.

5.3. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.3.1. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание его в технически исправном состоянии, исключающем загрязнение окружающей среды.

5.3.2. Принимает меры по устранению недостатков в части рационального использования природных ресурсов, достижению минимального отрицательного воздействия выбросов вредных веществ и своевременной замене и модернизации устаревшего оборудования и установок.

5.3.3. Несет ответственность за неправильные указания или непринятие необходимых мер по устранению недостатков и нарушений, приведших к повышению утвержденного уровня вредного воздействия на окружающую среду.

5.3.4. Контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации при работе с подрядными организациями.

5.4. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.4.1. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию техники, ее содержание в исправном состоянии, своевременное прохождение технических осмотров, соблюдение нормативов дымности и содержания оксида углерода и углеводородов в выбросах.

5.4.2. Контролирует соблюдение требований безопасности при погрузке-разгрузке, транспортировании отходов.

5.4.3. Организует своевременный вывоз отходов с территории Предприятия.

5.5. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.5.1. Организует сбор документов для заключения договоров и государственных контрактов на проведение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

5.5.2. Контролирует своевременность заключения договоров и государственных контрактов по охране окружающей среды.

5.5.3. Контролирует наличие действующей лицензии на пользование [вписать нужное], выполнение лицензионных требований, своевременную сдачу предусмотренной законодательством Российской Федерации отчетной документации.

5.6. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.6.1. Контролирует выполнение постановлений Правительства Российской Федерации, местных органов власти, распоряжений руководства Предприятия, предписаний государственных инспекторов по вопросам охраны окружающей среды.

5.6.2. Организует контроль соблюдения подразделениями Предприятия установленных правил использования природных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления.

5.6.3. Систематически контролирует и анализирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды.

5.6.4. Участвует в рассмотрении проектно-технической документации по совершенствованию технологических процессов и оборудования, модернизации, реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в части соблюдения экологических требований.

5.6.5. Не допускает в эксплуатацию вновь смонтированное оборудование, не обеспеченное очистными установками, предусмотренными проектами.

5.6.6. Вносит проекты приказов и распоряжений руководства Предприятия по вопросам охраны окружающей среды.

5.6.7. Взаимодействует с подразделениями Предприятия, контролирующими органами, другими учреждениями и организациями по вопросам охраны окружающей среды.

5.6.8. Запрашивает у руководителей структурных подразделений Предприятия информацию по вопросам охраны окружающей среды, привлекает в установленном порядке специалистов различных подразделений Предприятия для решения экологических вопросов.

5.6.9. Контролирует проведение расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

5.6.10. Готовит и представляет [наименование должности] информацию об имеющихся нарушениях природоохранной деятельности, мерах по их устранению, результатах выполнения мероприятий по охране окружающей среды, предписаний инспектирующих и контролирующих органов.

5.6.11. Представляет руководству Предприятия предложения о поощрении отдельных работников Предприятия за достижения в области охраны окружающей среды, а также предложения о наложении взысканий на должностных лиц подразделений Предприятия за невыполнение планов, мероприятий, предписаний по охране окружающей среды.

5.7. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.7.1. Участвует в проверке соответствия технического оборудования требованиям охраны окружающей среды.

5.7.2. Своевременно организует проведение работ по инструментальному контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на стационарных источниках выбросов и на контрольных постах.

5.7.3. Контролирует соблюдение подразделениями Предприятия требований природоохранного законодательства, выполнение мероприятий по охране окружающей среды.

5.7.4. Выдает руководителям подразделений Предприятия обязательные для исполнения предписания с целью устранения выявленных при проверках нарушений требований нормативной документации по охране окружающей среды и контролирует их выполнение.

5.7.5. Своевременно оформляет и представляет в соответствующие органы необходимые материалы и документы для получения и продления разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, лимитов на размещение отходов (с привлечением проектных организаций).

5.7.6. Готовит справки, расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, статистическую отчетность, проекты приказов, распоряжений, ответы на письма по вопросам, связанным с охраной окружающей среды, предоставляет документацию для заключения договоров со специализированными организациями на проведение работ по охране окружающей среды.

5.7.7. Привлекает специалистов структурных подразделений Предприятия к решению задач, связанных с охраной окружающей среды.

5.7.8. Запрашивает лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений Предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

5.7.9. Представляет непосредственному руководителю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу в области охраны окружающей среды, а также предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства.

5.8. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.8.1. Организует руководство хозяйственной деятельностью подразделения в соответствии с требованиями нормативной документации, правил, инструкций, приказов и распоряжений руководства по вопросам охраны окружающей среды.

5.8.2. Обеспечивает соблюдение технологических режимов и технически правильную эксплуатацию оборудования, систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отведения хозяйственно-фекальных вод.

5.8.3. Организует сбор, сортировку, передачу и первичный учет отходов производства и потребления.

5.8.4. Организует места накопления и временного хранения отходов в соответствии с требованиями нормативных документов.

5.8.5. Обеспечивает накопление и временное хранение отходов производства и потребления в специально отведенных местах.

5.8.6. Контролирует своевременность вывоза отходов, не допускает захламления территории Предприятия отходами.

5.8.7. Обеспечивает своевременное представление информации, отчетной документации в службу охраны труда.

5.8.8. Контролирует выполнение мероприятий по снижению количества отходов, выбросов загрязняющих веществ и рациональному использованию природных ресурсов, своевременно принимает меры по выполнению предписаний по охране окружающей среды.

5.8.9. Обеспечивает выполнение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды всеми работниками подразделения.

5.8.10. Вносит требования законодательства в области охраны окружающей среды в положение о подразделении.

6. Производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха

6.1. Производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха включает в себя:

Контроль наличия согласованных и действующих нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на территории Предприятия (проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу);

Контроль соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов расчетным и аналитическими методами;

Контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения при прохождении техосмотров (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводородов в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

Контроль за исправным состоянием газоочистных установок.

6.2. Лица, ответственные за выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников Предприятия, назначаются приказом руководителя.

6.3. Выбросы вредных веществ на Предприятии осуществляются от организованных (ремонтно-строительный участок, котельная, цех электроэнергетики, гаражные боксы, лаборатории) и неорганизованных (внутренний двор Предприятия) источников.

6.4. Выбросы вредных веществ осуществляются при наличии действующего разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

6.5. Производственный аналитический контроль (контроль выбросов в атмосферу) проводится согласно планам-графикам контроля нормативов предельно допустимых выбросов на источниках выбросов и на контрольных постах аккредитованной лабораторией на основании заключенного договора.

6.6. Контроль эффективности работы газовых горелок осуществляется [указать периодичность] в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых водогрейных котлов" ПБ 10-574-03 специализированной организацией на основании заключенного договора.

6.7. Запрещается использование в качестве сырья и производство в качестве продукции особо опасных веществ, которые при аварийном выбросе могут привести к резкому ухудшению экологической обстановки в жилых районах населенного пункта.

7. Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления

7.1. Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:

Проверку порядка и правил обращения с отходами;

Выявление возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующих отходов;

Учет образовавшихся, использованных, переданных сторонним организациям, размещенных отходов;

Обеспечение наличия паспортов опасных отходов;

Проверку наличия:

Документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления, согласованных с территориальными природоохранными органами (нормативов образования отходов и лимитов на их размещение);

Договоров на передачу отходов на обезвреживание, использование, размещение с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

Документов (актов, журналов, накладных), подтверждающих движение отходов;

Соблюдение лимитов на размещение отходов;

Проверку выполнения планов мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, соблюдению действующих норм и правил в области обращения с отходами.

7.2. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов осуществляется Предприятием на основании лицензии.

7.3. Места образования и виды отходов Предприятия представлены в приложении к настоящему Положению.

7.4. Предприятие не имеет собственных мест размещения отходов производства и потребления.

7.5. Карты-схемы расположения мест накопления и временного хранения отходов на территории Предприятия утверждаются руководителем Предприятия.

7.6. Накопление отходов на территории Предприятия осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".

7.7. Лица, ответственные за обращение с отходами производства и потребления Предприятия, назначаются приказом руководителя Предприятия.

7.8. Контроль за использованием и обезвреживанием химреактивов осуществляется [наименование должности], назначенным руководителем подразделения Предприятия.

7.9. В филиалах и представительствах Предприятия обращение с отходами контролируется [наименование должности], назначенными распоряжением руководителя филиала (представительства) Предприятия.

7.10. Сбор отходов от организаций-арендаторов и от филиалов Предприятия осуществляется в соответствии с нормативами образования отходов и лимитами на их размещение.

7.11. В целях недопущения возникновения пожаров непосредственно в местах накопления (временного хранения) отходов на Предприятии необходимо:

Своевременно опорожнять контейнеры для накопления отходов с последующим вывозом на размещение;

Размещать места накопления вдали от очагов возгорания;

Своевременно передавать отработанные масла лицензированной организации;

Оборудовать площадки с пожароопасными отходами противопожарными устройствами и инвентарем.

7.12. Мероприятия при возникновении аварийных ситуаций:

7.12.1. В случае нарушения герметичности емкостей с отработанными маслами необходимо перелить масла в резервные емкости, пролитые нефтепродукты собрать сорбирующими материалами (сорбенты, песок, опилки).

7.12.2. В случае утечки шлама сернокислотного электролита необходимо обработать поверхность пола или площадки кальцинированной содой или аммиачной водой и тщательно промыть чистой водой.

7.12.3. В случае боя люминесцентных ламп необходимо вывести из помещения рабочий и обслуживающий персонал; помещение закрыть, вызвать службу ЧС, которая обработает загрязненную область хлорным железом или другими реагентами. В течение суток разбитые лампы необходимо вывезти в специализированную организацию.

7.13. При накоплении отходов в нестационарных временных складах и на площадках на территории Предприятия в открытом виде (насыпью и навалом) или в открытой таре исключается попадание отходов в сточные воды и на почву.

7.14. Отходы производства и потребления подлежат учету в соответствии с инструкцией о порядке обращения с отходами производства и потребления Предприятия, утверждаемой приказом руководителя Предприятия.

7.15. Визуальный контроль условий сбора, накопления и временного хранения отходов производства и потребления, а также объемов их накопления на территории Предприятия осуществляют руководители подразделений либо лица, назначенные распоряжением по подразделению.

7.16. Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные используются при ремонтно-строительных работах согласно нормативам образования отходов и лимитам на их размещение.

7.17. Транспортировка, погрузка и разгрузка отходов осуществляется с применением специально оборудованных транспортных, погрузочно-разгрузочных средств. Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта исключают возможность аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды по пути следования.

7.18. Транспортировка отходов 1 - 4 класса опасности осуществляется при следующих условиях:

Наличие паспорта отходов 1 - 4 класса опасности;

Наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

Соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

Наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

7.19. Транспортировка отходов осуществляется минимальными партиями, согласно пункту 1.2. "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" подобные перевозки считаются как перевозки неопасного груза.

8. Производственный экологический контроль за использованием природных ресурсов

8.1. Производственный экологический контроль за использованием природных ресурсов включает в себя:

Контроль за обеспечением рационального использования природных ресурсов, их восстановления и воспроизводства;

Контроль за наличием лицензии на право пользования недрами и выполнением лицензионных требований;

Контроль за наличием государственных контрактов на забор воды для хозяйственно-бытовых нужд, на газоснабжение;

Контроль за мероприятиями по предотвращению загрязнения земель нефтепродуктами и вредными веществами, содержащимися в отходах производства и потребления, сырье и материалах.

8.2. С целью предотвращения негативных последствий влияния водоотбора на окружающую среду и получения исходных данных для оценки эксплуатационных запасов подземных вод осуществляется мониторинг подземных вод на основании программы организации и ведения мониторинга подземных вод, разработанной в установленном порядке.

9. Ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды

9.1. За нарушение требований в области охраны окружающей среды руководители и специалисты, а также технологический персонал несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале