Какое влияние на обеспечение. Урок по предмету обж на тему "национальные интересы россии в современном мире". Это должен знать каждый

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

  • основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
  • условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

  • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • в завершении процесса становления демократичного общества;
  • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

  • динамично развивающегося производства и рынка;
  • высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

  • нравственных ценностей общества;
  • традиций патриотизма и гуманизма;
  • культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

  • в обеспечении суверенитета;
  • в упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

  • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

  1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

В современном мире человек просто потопает в массе информации, которая постоянно воздействует на него.

Куда не глянь – повсюду источники информации, которые, безусловно, оказывают .

В этой статье мы поговорим о том, каким является информационное и как в связи с этим человеку защитить себя и снизить уровень манипулирования его сознанием.

Ведь окружающая информация оказывает воздействие на потребности человека, его устремления, цели и желания.

Путем определенной подачи информации можно заставить сделать человека все, что угодно.

Для начала давайте разберемся с тем, что такое информация.

Информация – это…

Можно дать такое определение этого термина.

Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-то.

Человек получает информация от телевидения, радиовещания и связи.

Традиционные средства:

  • печатные периодические издания средств массовой информации (газеты, журналы и пр.);
  • художественная, учебная и научно-публицистическая литература;
  • телерадиовещание;
  • театрально-концертная деятельность;
  • кинопрокат;
  • музеи;
  • выставки и т.д.;
  • электронные источники.

К современным способам информации относятся:

  • печатные (вся информация находится на бумажной основе или другого рода основе)
  • эфирные (звуковые источники)
  • электронные.

К электронной системе можно отнести радиотелефонные сети, аудио- и видеозаписи, компакт-диски и, конечно же, компьютерные системы с глобальной Интернет-сетью.

Все перечисленные способы массовой информации имеют огромное значение в жизни общества, оказывают прямое или косвенное влияние на человека.

Средства массовой коммуникации способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных обществ, что «информационные бомбы» входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических.

И СМИ не просто способны они делают это сейчас.

И созидательную, и разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить.

Из-за обилия информации человеку трудно ориентироваться в информационном потоке, отличить ложную информацию от правдивой. Широкое распространение получила на рынке информационных услуг так называемая «желтая пресса», дающая информацию без комментариев или ту, за которую она не несет юридической ответственности.

В нашей стране проходит настоящая революция в области развития информационных сетей. Свободу вещания получили зарубежные радиостанции, кроме государственных, появились частные телерадиокомпании, спутниковые системы связи.

Что нужно делать, чтобы обезопасить себя от негативного влияния СМИ?

1) Прежде всего, необходимо выработать активную жизненную позицию.

Для этого нужно иметь информацию по интересующему вас вопросу из разных источников, уметь анализировать эту информацию, чтобы сделать вывод о том, где, в каком источнике информация более полная и достоверная. Надо учиться давать объективную оценку происходящим событиям.

Здраво анализировать и рассуждать.

2) При получении информации необходимо знать, в чьей собственности находится данное средство массовой информации (государственное ли оно или частное), чтобы понять целевую направленность той или иной информации.

3) Вести здоровый образ жизни. Исключить вредные привычки. Так как ослабленным больным и обессиленным человеком проще управлять и манипулировать.

4) Расширять свое сознание. Пытаться воспринимать информацию комплексно и многогранно.

Средства массовой коммуникации становятся все более значительным фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте.

К потреблению информации нужно подходить осознанно, так же как и к продуктам, которые вы отбирается для вашего употребления.

Информация, на которую опирается человек, строит его действительность, определяет его мировосприятие.

Поэтому следует быть осознанным в восприятие поступающей информации.

Задумайте о том, как вы воспринимаете информацию. Уделите внимание обдумыванию этой статьи. А теперь ответьте себе на вопросы:

  • Смотрите ли вы телевизор?
  • Верите ли вы всему, что слышите по новостям?
  • Влияет на вас реклама? (Многие люди совершенно четко уверены в том, что уж на них реклама точно не влияет, но стоит им сравнить список тех вещей, которые они покупают с тем, что рекламируют по телевизору, как их мнение меняется)

Однако все большее количество людей осознают, что смотреть телевизор – это пустая и неочень полезная трата времени. Но такие люди активно пользуются интернетом, в котором также хватает рекламы и информационного влияния на человека.

Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Необходимо быть осознанным и расширять сознание, тогда любое влияние на человека будет бесполезным.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Поэтому в своей работе я использую элементы новых технологий, опираясь на основные принципы дидактики: связи теории с практикой, научности и посильной трудности в обучении, систематичности и последовательности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний, совместной учебной деятельности, положительного эмоционального фона, межпредметных связей.

Один из важных принципов дидактики – принцип наглядности в обучении. Это принцип был сформулирован Я.А.Каменским и назван им «золотым правилом»: все, что можно предоставлять чувствам, надо предоставлять чувствам. Требование, чтобы знания формировались на основе собственных наблюдений учащихся, играет положительную роль в развитии процесса обучения.

Принцип наглядности реализуется при условии, если он сочетается со словом и чувственным восприятием.

Используя средства наглядности, необходимо учитывать следующие требования:

  • сложное по содержанию и использованию изображение должно готовиться заранее. Если оно легко выполнимо и доступно для восприятии, то лучше рисовать непосредственно во время объяснения. Это помогает обучаемым следить за рассуждениями педагога и обобщать содержание в целом;
  • перед применением средств наглядности следует продумать порядок и методику их использования;
  • во время демонстрации средств наглядности темп объяснения следует замедлить, чтобы дать возможность обучаемым лучше осмыслить содержание понятия или действия;
  • по ходу занятий руководитель должен обобщить знания, полученные в результате восприятия или действия;
  • на занятиях следует сочетать различные средства наглядности: макеты, муляжи, тренажеры, модели, приборы, оборудованные окопы, траншеи, технику и вооружение;
  • фильмы, предназначенные для демонстрации, предварительно просматриваются, в ходе просмотра следует определить порядок использования фильма: когда и какие пояснения дать к его отдельным эпизодам, на какие фрагменты обратить особое внимание, на какие вопросы должны ответить обучаемые до просмотра фильма и на какие - после его демонстрации.

В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:

  • мультимедийного представления учебного материала;
  • моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
  • разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
  • интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
  • наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;
  • обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).

Использование специального мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно – распределенной учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а:

  • Как источник дополнительной информации по предмету;
  • Как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
  • Как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
  • Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
  • Как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Проект предназначен для проведения урока ОБЖ в 9-м классе. Урок построен по учебнику А.Т. Смирнова, М., «Просвещение», 2008 г., раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства», главы 1 «Национальная безопасность России в современном мире».

Технические требования: PowerPoint 2007.

УРОК 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Презентация к уроку представлена в Приложении 1 .

Учебные вопросы

  1. Национальные интересы России.

Цель

По окончании изучения темы, учащиеся должны иметь представление о месте России в мировом сообществе о значении усилия всех членов общества для достижения высокого уровня всего многонационального народа нашей страны.

Основное содержание урока

  1. Национальные интересы России.
  2. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России.
  3. Национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и в военных сферах жизнедеятельности страны.
  4. Мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера как составляющая национальных интересов России.
  5. Влияние на обеспечение национальных интересов России каждого человека.
  6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Заключение

Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний

  1. Что представляет собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и в военных сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов страны мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

Домашнее задание

Раздел 1, глава 1, параграф 1.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2009, стр. 35-43

Полковник В.Н. ГОРБУНОВ

Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ ,

доктор военных наук

СОВРЕМЕННАЯ военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться крайне нестабильной. На ближайшую перспективу качественного улучшения отношений между Россией и Западом не предвидится. На формирование военно-политической обстановки существенное воздействие оказывают: стремление США установить либо упрочить свое господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность; вооруженные конфликты, острые социальные проблемы в ряде стран мира; терроризм, распространение оружия массового поражения.

В этих условиях обороноспособность России остается важнейшим элементом обеспечения ее национальной безопасности. Опыт первых двух мировых войн, локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий позволяет утверждать, что материально-технической основой обороноспособности государства является экономика, которая отражает военную мощь государства и оказывает многостороннее влияние на развитие вооруженных сил, на формы и способы вооруженной борьбы, на характер войны и ее продолжительность, ход и исход, а также на возможности локализации зарождающихся вооруженных конфликтов.

В военной теории и практике военная мощь определяется как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил и способность их к мобилизации для достижения целей войны. В обобщенном виде военная мощь выражает степень способности государства вести вооруженную борьбу за защиту своих национальных интересов при напряжении всех материальных и духовных сил общества и непосредственно воплощается в вооруженных силах, в их способности вести войну .

Основными показателями военной мощи государства являются: количественная характеристика вооруженных сил, их соответствие экономическим возможностям и целям, которые возлагаются на них государством; качественная оценка вооруженных сил, а именно, структура, соотношение видов и родов войск, уровень оснащенности современной техникой и вооружением, степень боевой готовности и управляемость войсками; наличие достаточного количества военно-обученного резерва.

Обеспечивая совершенствование средств вооруженной борьбы, экономика тем самым обусловливает развитие военного искусства, форм и методов (способов) ведения современных войн и вооруженных конфликтов в целом. С появлением новых средств вооруженной борьбы изменяется организационная структура и боевые порядки войск (сил), методы воздействия на противоборствующую сторону. Новые средства вооруженной борьбы оказывают существенное влияние на повышение темпов наступательных операций, развитие теории оборонительных действий. Экономика является одним из факторов, содержащих в скрытом или открытом виде истоки противоречий, ведущих к столкновениям социальных групп и государств. Непосредственные причины войн и вооруженных конфликтов коренятся в сфере политики, а корни конфликтов и антагонизмов в конечном счете обусловливаются экономическими мотивами. В современном мире экономический фактор превратился в один из составных элементов войны. Формы и методы экономической борьбы все теснее переплетаются с вооруженной борьбой.

Конкретные проявления взаимосвязей войны (вооруженного конфликта) и экономики постоянно видоизменяются, так как со временем происходят существенные изменения и в экономике, и в военном искусстве, а следовательно, и в способах экономического обеспечения боевых действий группировок войск (сил) и производственных мощностей военно-промышленного комплекса в ходе войны. Все это видоизменяет взаимосвязь между экономикой, политикой и войной (вооруженным конфликтом). На смену войне (вооруженному конфликту) должна прийти политика, которая была бы направлена на совершенствование межгосударственных экономических отношений, способствующих повышению жизненного уровня населения.

Основные показатели, характеризующие экономические возможности ряда ведущих стран мира, приведены в таблице 1.

Возможности и способности экономики по удовлетворению необходимых потребностей государства (включая и военные) в материальных благах и услугах выражаются такими категориями, как экономический потенциал и экономическая мощь, военно-экономический потенциал и военно-экономическая мощь государства. Состояние этих категорий, их количественные и качественные параметры оказывают непосредственное влияние на обороноспособность государства и защиту его национальных интересов.

Таблица 1

Показатели экономических возможностей ряда стран мира

Определяющим элементом экономического потенциала является уровень промышленного производства, в особенности тяжелой индустрии. Тяжелая индустрия с ее сердцевиной - машиностроением является становым хребтом современного экономического потенциала. От ее уровня развития зависит обеспеченность войск боевой техникой и всем необходимым.

Как показывает научный анализ, изменение характера вооруженной борьбы предъявляет все более высокие требования к тяжелой индустрии (табл. 2). Дальнейшее развитие боевой техники и новейших видов вооружения должно вестись с учетом наивысших достижений науки. При этом следует исходить из того, что потребность в вооружении и военной технике, горючем, боеприпасах не уменьшается, а, напротив, увеличивается.

Тяжелая промышленность, опирающаяся на научно-техническую мысль, должна дать армии еще более маневренное и вместе с тем мощное оружие, обеспечить ее малогабаритными, легкими, быстроходными и высокопроизводительными землеройными механизмами, мобильным транспортом, железобетонными и стальными конструкциями для оборонительных сооружений.

Таблица 2

Рост продукции тяжелой индустрии СССР

О величайшем значении науки и техники в развитии экономического потенциала государства свидетельствует опыт Великой Отечественной войны и предвоенных лет, когда в исключительно короткие сроки в самый канун войны и в ходе ее в нашей стране были созданы новые боевые средства и модернизированы старые.

Советские танки Т-34, KB начали поступать на вооружение с 1940 года. Средний танк Т-34 в ходе войны был модернизирован. Его 76-мм пушка заменена более мощной - 85 мм пушкой. С 1944 года армия получает танк ИС со 122-мм пушкой. В годы войны созданы самоходно-артиллерийские установки СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-122 и другие, ставшие вместе с танками грозным оружием Сухопутных войск.

В эти же годы была фактически заново создана вся советская авиация, появились новые артиллерийские системы различного калибра и назначения.

За время Великой Отечественной войны были открыты месторождения нефти, угля, газа, различных руд стратегического значения, найдены новые способы получения ацетона, различных спиртов, пластмасс для прозрачной брони и т. д.

Экономический потенциал не является арифметической суммой отдельных разрозненных частей, из которой можно вычесть или к которой можно прибавить определенное количество элементов. Все элементы экономического потенциала внутренне связаны между собой и взаимно обусловлены. Поэтому, как бы ни были важны отдельные элементы, по ним нельзя судить о мощи экономического потенциала той или иной страны. Для этого надо брать всю совокупность экономических элементов и рассматривать их во взаимосвязи. Например, слабость транспорта может поставить войска фронта перед угрозой голода, несмотря на обилие продовольствия в тылу. Так, во время Первой мировой войны русская армия испытывала острый недостаток в хлебе, хотя в глубоком тылу хлеба в это время вполне хватало. Недостаток людских ресурсов в период войны может свести на нет производственные мощности страны. Низкий уровень науки и техники неизбежно приведет к отсталости в промышленности и застою в вооружении армии и т. д.

В современных условиях от уровня экономического развития, от величины реальной экономической мощи данного государства зависит, какую ее часть можно выделить на обеспечение его обороноспособности и какой военной мощью оно может обладать, т. е. какое количество и какого качества личного состава и оружия оно может дать вооруженным силам, в течение какого времени может выдерживать военное напряжение.

История войн свидетельствует, что агрессор всегда заранее готовится к войне: готовит свой народ и мировую общественность, национальное хозяйство и вооруженные силы. Противоборствующая сторона в свою очередь готовится к отражению агрессии: проводит мероприятия по мобилизации оборонных отраслей промышленности и вооруженных сил государства; использует набор дипломатических, политических и информационно-психологических мер для предотвращения агрессии, для того чтобы эффективнее отразить нападение. При подготовке к ведению военных действий противоборствующие стороны максимально используют свои экономические потенциалы, составляющие основу их обороноспособности.

Экономический потенциал государства отражает его реальные возможности по удовлетворению потребностей общества, а также производству всего необходимого на случай войны. Эти возможности зависят от количества и качества материально-вещественного и личного (человеческого) факторов производства. Поэтому показателями экономического потенциала служат количество и структура трудовых ресурсов, производственных фондов, минерально-сырьевых ресурсов, топлива, энергии и др.

Опыт Первой и Второй мировых войн показал, что обеспечение военного производства трудовыми ресурсами в ходе войны является одной из труднейших задач. Война требует изъятия из народного хозяйства все возрастающего числа наиболее здоровых и трудоспособных людей. В результате подавляющее большинство населения оказывается участвующим в военных действиях. Так, в Первой мировой войне участвовало 36 государств (67 % населения всей планеты), а во Второй - 61 государство, т. е. четыре пятых населения всего земного шара.

В Первую мировую войну было поставлено под ружье около 70 млн человек, во Вторую мировую войну в армию было призвано ПО млн человек (без учета партизанского движения), из них: в Германии - 17 млн, в США - 14 млн, в Англии - около 12 млн, во Франции - около 11 млн человек.

В современных условиях участвующих в широкомасштабной войне государств и населения будет, очевидно, больше, чем во Второй мировой войне. Численность населения крупнейших государств мира к началу XXI века составляла: Китай - 1,2 млрд человек, США - 270 млн, Россия - 147 млн, Германия - 82 млн, Франция - 59 млн, Великобритания - 59 млн. По запасам природных ресурсов Россия превосходит любое государство мира.

Экономический потенциал характеризует собой теоретически рассчитанный «потолок» - верхний предел экономических возможностей государства, которые могут быть реализованы при чрезвычайных условиях, при полном использовании ресурсов, производственного аппарата, при приведении в действие всех, в том числе и скрытых, обычно не используемых средств.

Совокупность таких возможностей определяется социально-экономическим строем общества, наличием людских трудовых ресурсов и уровнем их подготовки, наличием сырьевой базы, степенью развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, материальными запасами и резервами, а также уровнем развития науки и техники. В целом экономический потенциал выражается в объеме национального богатства, совокупного общественного продукта, уровне и объеме производства, темпах и возможностях его роста, а также в возможности мобилизации и эффективного перераспределения всех средств в интересах решения задач, стоящих перед обществом.

Экономический потенциал характеризует реальное состояние общественного производства государства, а его экономическая мощь - это экономический потенциал в действии, функционирующая экономика, выражающая реальную способность удовлетворять на данный момент многообразные потребности общества. Чем полнее реализуются потенциальные возможности, тем выше экономическая мощь. Экономический потенциал и экономическая мощь государства обычно имеют количественную и качественную определенность. Обобщенными показателями экономической мощи государства являются валовой внутренний продукт (ВВП), объемы производства продукции важнейших отраслевых комплексов и отраслей в тоннах, метрах, штуках, рублях (долларах) и т. п. ВВП крупнейших стран мира к началу XXI века достигал в США - 8,2 трлн долл., в Японии - 4,2 трлн, в Германии - 2,1 трлн, во Франции - 1,1 трлн, в Великобритании - 1,36 трлн, в Китае 902 млрд, в России - 447 млрд долл.

Качественная определенность экономического потенциала и экономической мощи государства проявляется через отраслевую структуру общественного производства и жизненный уровень населения (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Показатели военно-экономических возможностей ряда стран в конце XX века

Важным компонентом экономического потенциала является национальное богатство государства - совокупность потребительских стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности и разведанных природных ресурсов.

Таблица 4

Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве

Военно-экономический потенциал представляет собой часть экономического потенциала, которая отражает военно-экономические возможности государства, его способность удовлетворить непосредственные нужды вооруженных сил. Соотношение между экономическим и военно-экономическим потенциалами обязательно должно быть обоснованным, учитывающим объективный предел использования экономических ресурсов в военных целях.

Обычно рост экономической мощи государства отстает от роста общественных потребностей, поэтому всегда актуальна проблема эффективного ее использования. Применительно к обороноспособности государства экономическая мощь выступает двояко: с одной стороны, как проблема поддержания достаточного уровня военной мощи в мирное время, а с другой - как проблема максимального военно-экономического напряжения в условиях войны. Отсюда и вытекают понятия военно-экономической мощи и военно-экономического потенциала.

При принятии решений по укреплению обороноспособности государства обычно принимается в расчет не только экономический потенциал в целом, но и та его часть, которая предназначена для удовлетворения конкретных оборонных потребностей.

В период подготовки к военной акции и в ходе военных действий противоборствующие стороны осуществляют экономическую борьбу - проводят комплекс разносторонних мероприятий экономического и военного характера, направленных на достижение экономического превосходства над противником. Этот комплекс мероприятий обобщенно является одной из форм борьбы противоборствующих сторон в войне. Содержание этой борьбы включает, с одной стороны, ускоренную мобилизацию и развитие собственной экономики, ее защиту от силового воздействия со стороны противника, с другой - комплекс мероприятий и действий по ослаблению экономики противоборствующей стороны.

Соотношение экономических потенциалов противоборствующих сторон и динамика их развития в ходе борьбы в экономической сфере могут существенно меняться. Обычно при сопоставлении экономических потенциалов основное внимание уделяется выявлению и подсчету их основных составляющих. Вместе с тем, как представляется, весьма важен учет влияния политических, социально-экономических, чисто военных и организационных факторов. Все они так или иначе воздействуют на действительную величину экономических ресурсов, которыми располагают противостоящие стороны. Кроме того, реальная значимость экономического потенциала (его вес в общем соотношении сил сторон) зависит от многих условий: характера войны, ее масштаба, продолжительности, физико-географических условий и т. п.

Как показывает история войн, бывают ситуации, когда сильная в экономическом отношении держава не способна в определенных условиях использовать свой перевес в материальных ресурсах для достижения победы в вооруженном конфликте. Примером является поражение США в войне в Индокитае.

При оценке экономических потенциалов противоборствующих сторон целесообразно учитывать и то обстоятельство, что объем ресурсов (особенно в ходе войны) не остается постоянным, поэтому изменяется и соотношение их экономических потенциалов. Подтверждением может служить динамика развития экономического потенциала Германии и СССР в годы Второй мировой войны.

Противостоящие в экономическом противоборстве стороны стараются, как правило, не допускать заметного изменения сложившегося баланса сил. При этом восстановление нарушенного равновесия осуществляется различными путями, подчас в результате острых конфликтов, военных столкновений и международных кризисов. Военно-политическое руководство государства при разработке стратегических замыслов военных действий должно учитывать экономические возможности вероятного противника.

Эти возможности необходимо учитывать, с одной стороны, для того, чтобы определить внешнеполитический курс и военно-политический замысел возможных агрессивных действий вероятного противника, какие вооруженные силы он может иметь, удельный вес видов и родов войск, возможные сроки перевода экономики на режим работы военного времени, наиболее уязвимые места в его коммуникациях. В целом это дает определенные возможности для изучения состава войск противника, определения соотношения сил с ним и возможности масштаба вооруженной борьбы.

С другой стороны, изучение экономических ресурсов противника дает возможность установить слабые стороны его экономики, географическое размещение его производительных сил, транспортные связи и другие параметры, необходимые военному командованию для определения, по каким экономическим объектам (районам), в какое время и какими средствами целесообразнее вести вооруженное воздействие.

Опыт войн и военного искусства свидетельствуют, что ошибки в оценке своих потенциальных возможностей (и особенно возможностей вероятного противника) приводят к серьезным просчетам при разработке военно-стратегических планов, правильного прогнозирования хода и исхода войны.

Масштаб и характер войны и вооруженных конфликтов будущего будет определяться исключительно экономическими и военными возможностями (военным и экономическим потенциалами) противостоящих сторон, эффективностью проводимой ими внешней и внутренней политики, а также реализуемых мер по их подготовке и ведению.

В современных условиях соперничество между государствами все в большей степени перемещается в сферу разработки новых технологий, на основе которых во многих экономически развитых странах идет непрерывное совершенствование военно-промышленных комплексов, создание новых образцов вооружения и военной техники. В этих целях разрабатываются специальные долгосрочные программы, обеспечиваемые финансовыми средствами.

Развитие научно-технологической базы опережает конструирование военно-технических средств, в том числе основанных на новых принципах. Уже давно экономически развитые страны большое внимание уделяют работам по созданию нетрадиционных средств ведения вооруженной борьбы. В отличие от традиционных, ориентированных на уничтожение и вывод из строя личного состава группировок войск (сил), вооружения и военной техники, средств целеуказания, наведения оружия и управления войсками, новые средства могут обеспечить наибольший эффект за счет воздействия на жизненно важные органы человека, агрегаты вооружения, боевой техники и физические поля, сопутствующие их функционированию.

Нетрадиционные средства в своей основе используют лучевую энергию, электромагнитный импульс, микроволновое излучение, инфразвук, агрессивные химические вещества и биологические рецептуры и применяются как дополнение к традиционным видам оружия. В перспективе они могут стать предпочтительнее любых ныне существующих видов оружия, включая ядерное. Не случайно в высокоразвитых странах в последние годы расходы на оборону значительно возросли.

Исторический опыт и практика ведения боевых действий группировками войск (сил) в войнах и вооруженных конфликтах подтверждают, что за счет вооружения и военной техники, выпущенной промышленностью в мирное время, вести войну и вооруженные конфликты практически невозможно. В этой связи подготовку военного производства к наращиванию выпуска военной продукции целесообразно осуществлять заблаговременно.

Военно-экономическая мощь может быть более или менее значительной в зависимости от изменения международной обстановки и намерений государства, т. е. на базе экономической мощи можно поддерживать необходимую военную мощь государства, изменяя соответственно военно-экономическую мощь, степень военно-экономического напряжения.

Например, военно-экономическая мощь СССР в годы Великой Отечественной войны составляла более 50 % ВВП, в 1980-е годы - около 20 %, а в настоящее время составляет 3-5 % валового внутреннего продукта.

Военно-экономический потенциал государства выражает его объективные экономические возможности, которые могут быть использованы для решения задач обороноспособности страны при максимальном военно-экономическом напряжении. Максимальное военно-экономическое напряжение требует сведения к минимуму всех невоенных потребностей общества.

Требования, предъявляемые к военно-экономическому потенциалу, его структуре, технологическому уровню, кадровому составу, постоянно возрастают. Это объективный процесс, обусловливаемый усложнением и удорожанием вооружения и военной техники. Бомбардировщик периода Второй мировой войны стоил примерно в десять раз меньше, чем истребитель-бомбардировщик, использовавшийся в ходе войны во Вьетнаме, и почти в 400 раз меньше, чем новейший истребитель технологии «Стеле», применявшийся во время войны в зоне Персидского залива. Авиабомба времен Второй мировой войны стоила в восемь раз дешевле кассетной бомбы, использовавшейся в войне во Вьетнаме, и почти в 90 раз дешевле новейшей управляемой бомбы с лазерной системой наведения, использовавшейся во время операции «Буря в пустыне».

Наиболее важными комплексными показателями военно-экономического потенциала являются: наличие научно-технической базы, обеспечивающей технологическую и информационную безопасность в военное время; уровень производства вооружения и военной техники; количество квалифицированных людских ресурсов, необходимых национальному хозяйству и вооруженным силам; степень функционирования промышленности, транспорта, средств связи и других важнейших компонентов экономики в условиях военных действий.

Таким образом, чтобы создать мощный и устойчивый экономический потенциал государства, необходимо исходить из многосложных явлений общественно-экономического развития страны и не допускать однобокости в развитии его динамической силы. Развитие экономического потенциала зависит главным образом от состояния тяжелой индустрии и ее сердцевины - машиностроения, являющейся основой всего национального хозяйства и военной мощи России.

Прохожев А. А. Основы военной политики и обеспечения военной безопасности РФ. М.: РАГС, 2008.

М.: ВАГШ ВС, 2008.

Мальцев П.И. Экономический потенциал - основа национальной безопасности государства// Военная Мысль. 1955. № 2. С. 12-25.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики. М.: ВАГШ ВС, 2003.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики.

ВоробьевВ.В.,ПожаровА.И. Теоретические основы военной экономики.

Пожаров А.И. Военно-экономический потенциал России: состояние и перспективы // Военная Мысль. 2003. № 2.

Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. М.: ВАГШ ВС РФ, 2007.

Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 582.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Гордиенко Д.В. Военно-экономическая безопасность государства. М.: ВАЛИ, 2008. №10.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Для эффективного управления развитием национальной экономики в интересах достижения стратегических и ближайших целей социально-экономического прогресса необходима идентификация важнейших факторов и условий обеспечения национальной безопасности.

Факторы – это различные объекты, процессы, явления, оказывающие влияние на какой-либо объект, процесс или явление. Факторы в обобщенном виде представляют собой причины, т.е. движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие их характер в целом или отдельные черты.

Национальная безопасность функционирует и развивается под воздействием вполне определенного набора факторов. Эти факторы по своему проявлению, источнику зарождения и направленности действия на систему могут подразделяться на объективные и субъективные, внешние и внутренние (рис. 6).

Рис. 6. Группы факторов,
влияющих на национальную безопасность страны

Факторы в отличие от условий всегда имеют количественную оценку, характеризующую их положительное или отрицательное воздействие на систему национальной безопасности. Однако дать точную оценку факторам не всегда удается в связи с косвенным влиянием ряда факторов на национальную безопасность.

Под системой факторов национальной безопасности понимается взаимосвязанная в процессе жизнедеятельности совокупность природных, климатических, социальных, политических, экономических, экологических, научно-технических, информационных и других условий, под воздействием которых развиваются все основные процессы в стране (рис. 7).

Часть факторов существует объективно и независимо от социального начала. Это, прежде всего, природные условия и ресурсы, а также зафиксированные на историческом этапе развития страны результаты предшествующей деятельности объектов безопасности с различными качественными и количественными оценками.

В современных условиях развития российского общества можно выделить ряд групп факторов обеспечения национальной безопасности.

Экономические факторы включают трудовые ресурсы, средства и орудия труда (основные производственные фонды), производственную, социальную и рыночную инфраструктуру, уровень жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики, стратегические запасы и т.п.

Рис. 7. Внутренние факторы
обеспечения национальной безопасности

Природно-климатические факторы объединяют топливно-энергетические, минерально-сырьевые, лесные, водные, земельные и биологические ресурсы, а также физико-географичес­кие факторы – климатические условия, рельеф, состав почв и т.п.

Факторы, синтезирующие влияние экономических и при­родных условий – формы общественной организации производства, направленность политики государства, совокупность мероприятий и целенаправленных воздействий по сохранению и воспроизводству природных условий и ресурсов, а также элементов экономической системы, обеспечивающих необходимое качество среды обитания человека, производственных процессов добычи и переработки ископаемых.

Социально-политические факторы обусловливают формирование систем расселения, а также выравнивание уровней экономического развития различных субъектов Российской Федерации, решение национальных и культурных задач, охрану здоровья, оборонные задачи и т.п.

Социально-демографические факторы представляют возрастной состав населения, уровень образования, правовой и политической культуры, показатели рождаемости и смертности, плотность и состав населения, заболеваемость населения и т.п.

Этнографические и этнополитические факторы – национальный состав населения, расселение этносов, рождаемость и смертность в различных этносах, культура межнационального общения, степень неравномерности социального, политического и экономического развития этносов.

Информационные факторы – размах и время циркуляции информационных потоков, направленность их движения, эмоциональная окраска информации, способы производства, защищенность тайн и секретов.

Общественно-политические факторы – уровень развития государства, общества, культуры, политических движений и партий, негосударственных институтов и подсистем обеспечения безопасности.

Военно-политические факторы – военная мощь, военный потенциал, военная политика, а также боеготовность Вооруженных Сил, уровень милитаризации и т.п.

Научно-технический прогресс можно рассматривать в качестве комплексного фактора, так как его воздействие распространяется на все перечисленные группы факторов.

Отметим, что три группы факторов – природно-климати­ческие условия, факторы, синтезирующие влияние экономических и природных условий, и уровень научно-технических и технологических достижений в совокупности можно объединить в обширную группу факторов, характеризующих безопасность среды обитания человека (рис. 8).

Рис. 8. Факторы, характеризующие безопасность среды
обитания человека

Природа (среда обитания), как фактор национальной безопасности, может по-разному влиять на безопасность любого государства. Так, например, на национальную безопасность России отрицательно влияет рост загрязненности мест традиционного проживания населения, наблюдающееся потепление климата, низкое качество почв, выпадение из севооборота огромных северных земель.

Опосредованно все эти факторы сказываются на производстве продуктов питания, а также на общем экономическом развитии нашей страны. С другой стороны, среда обитания как территория влечет за собой определенные военно-стратегические последствия. В частности, большая оперативная глубина, а также возможность рассредоточения стратегических объектов «горизонтальной эскалации», уязвимость с нескольких направлений, проблемы с дальней переброской войск таят в себе как положительный, так и отрицательный эквивалент национальной безопасности.

Среду обитания россиян определяют сегодня состояние вод, почв, техногенные воздействия (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия), бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные), космическая деятельность человека, солнечная активность и целый ряд других факторов.

Ежегодно России наносится вред более чем от 30 видов опасных природных процессов и явлений. Статистика чрезвычайных ситуаций, вызванных на территории России опасными природными процессами и явлениями, за ряд последних лет следующая (в процентном соотношении от числа чрезвычайных ситуаций): наводнения – 35%; ураганы, бури, тайфуны, смерчи – 19%; сильные или особо длительные дожди – 14%; землетрясения – 8%; сильные снегопады и метели – 7,5%; оползни, обвалы – 5%; сильные морозы и заморозки в вегетативный период – 3%; лавины – 2,5%; засухи – 2%; гололед, карстовые провалы, подтопления – по 1%; извержения вулканов – менее 1%; прочие – около 5%. Ежегодный экономический ущерб, наносимый природными явлениями, по экспертным оценкам, составляет 4–5 млрд р. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает 54-е место в мире по размерам ущерба и 57-е место по количеству пострадавших и погибших от стихийных бедствий.

Геополитические факторы безопасности страны объединяют такие факторы, как размеры и освоенность территории, протяженность и состояние государственных границ, а также характер отношений с сопредельными странами и имеющаяся геостратегическая инфраструктура.

В тесной взаимосвязи с географическим положением, размерами территории, состоянием экономики, политическим климатом в российском обществе находятся вопросы национально-го­сударственного устройства и демографической ситуации в стране. От их разрешения и урегулирования зависят внутренняя стабильность и безопасность страны. Население размещено по территории страны крайне неравномерно: основная часть населения проживает в Европейской части, тогда как главные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке.

К разряду важнейших факторов национальной безопасности относятся научно-технологические факторы. На национальную безопасность отрицательно влияют неравномерность развития фундаментальных и прикладных, гуманитарных и естественных наук, утечка мозгов за рубеж, низкий уровень расходов на НИОКР в ВВП. Среди факторов, способных негативно влиять на обеспечение научно-технологической безопасности, выделяются следующие: технологическая зависимость от какой-либо страны в стратегически важной для развития российской отрасли экономики; отставание в научно-техническом развитии; отсутствие единой государственной политики научно-технологического развития; недостаточная защита государством национальных технологий; невозможность внедрения передовых технологий мирового уровня; утрата конкурентоспособности национальной техники; неумение использовать в полной мере национальный интеллектуальный потенциал, способности квалифицированного персонала; отсутствие возможностей для использования новых технологий в производстве.