Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Таможенные органы как субъекты таможенного права. Экономической безопасности россии

Сущность понятия экономической безопасности

В условиях быстро меняющихся условиях современной рыночной экономики очень важным является вопрос экономической безопасности. Значение экономической безопасности сложно переоценить. Ведь экономика является основой существования общества, построения социальных отношений и мировой политики. Поэтому экономическая безопасность лежит в основе государственной политики.

Определение 1

Экономическая безопасность государства – это степень защищенности экономических отношений, определяющих развитие потенциала государства и обеспечивающих повышение уровня благосостояния членов общества и социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от различного рода опасений и угроз.

Экономическая безопасность зависит от таких факторов, как стабильность и устойчивость. Под стабильностью подразумевается сохранение темпов развития производства и сохранение социальных отношений, высоких показателей уровня жизни населения. Устойчивость определяется возможностями сохранять показатели функционирования в условиях изменяющейся среды.

Таможенная служба и ее задачи

Экономическая безопасность государства поддерживается целым рядом мер и контролируется специальными органами государственного аппарата. Одним из структурных подразделений государственного аппарата, отвечающего за поддержание экономической безопасности государства, является таможенная служба. Зародилась эта служба очень давно, с момента возникновения государств и формирования международной торговли.

Изначально главными задачами таможенной службы было взимание таможенных пошлин (общегосударственных налогов и сборов) с целью наполнения государственного бюджета. Позже к функциям таможни прибавился валютный контроль. Это дает возможность обеспечивать значительные поступления средств и контролировать движение валютных средств при формировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности. Происходит регуляция деятельности как национальных, так и иностранных субъектов экономики посредством финансовых методов.

Действуют таможенные органы в строгом правовом поле. Нормативной базой деятельности таможни является широкий спектр нормативно-правовых актов, закрепленных в действующем государственном законодательстве. Подводя итог выше сказанному можно сформулировать функции и задачи таможенной безопасности следующим чином:

  • защита интересов национального хозяйства;
  • недопущение на внутренний рынок низкокачественных импортных товаров и превышения торговых квот;
  • недопущение вывоза из страны предметов материальной, духовной и интеллектуальной ценности в обход существующего законодательства;
  • пополнение государственного бюджета путем сбора налогов и пошлин;
  • сотрудничество в борьбе с терроризмом и распространением наркотиков;
  • обеспечение безопасности при торговых сделках и перевозках.

Роль таможни в обеспечении экономической безопасности

В целях обеспечения экономической безопасности государства важная роль отводится защите внутреннего рынка страны. Приоритет принадлежит выражению интересов национального хозяйства в целом. Состоят эти интересы в защите отечественного производителя, создание условий для привлечения инвестиций и поддержания конкурентной среды. Кроме того деятельность таможенных органов сохраняют возможность для экономического взаимодействия государства с внешним миром.

Происходит это в результате цело ряда мероприятий. Одним из них является защита отечественного производителя путем регулирования импорта иностранных товаров посредством повышения или снижения пошлин на некоторые виды товаров. Еще одним инструментом может быть применение экспортных пошлин и акцизов и даже запрета на вывоз продукции. Применяется, также, практика предоставления или аннулирования таможенных льгот.

Замечание 1

В условиях современного рынка большое внимание таможенная служба уделяет либерализации финансовой системы страны, свободному открытию филиалов иностранных банков и страховых компаний, повышению уровня борьбы с нарушениями в области интеллектуальной собственности. Эти процессы происходят в условиях постепенного снижения роли государства в экономике. Все это требует усиление таможенного контроля в системе внешнеторгового регулирования и международного таможенного сотрудничества.


1.2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности.

Раскрыв понятие, основные критерии, характеризующие экономическую безопасность, автор подробнее рассказывает о факторах, которые оказывают отрицательное воздействие на уровень экономической безопасности, в частности о тех факторах, которым должны таможенные органы. Выделяют 2 вида факторов: внешние факторы и внутренние.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ, относятся:

      преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

      зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

      недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;

      неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

    унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;

    вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

    высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

    несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;

    криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу. 3

Вышеперечисленные факторы способствуют контрабандному ввозу и вывозу товаров, ввозу фальсифицированных продуктов питания, развитию теневой и криминальной экономики, особенно в приграничных районах России. Все это, несомненно, влечет за собой отрицательные последствия для экономической безопасности России. Известно, что настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.

Развитие теневого бизнеса, фальсификация и контрафактное производство товаров, развитие контрабанды в России имеет ряд особенностей. Первая особенность - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс. 932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.

Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью и теневым бизнесом.

Следует отметить также, что 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан. Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды и теневого бизнеса в приграничных районах. 4

Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур, тем самым подрывая экономическое благосостояние нашего государства.

Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:

    тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;

    стремление преступных элементов действовать не только в экспортно-импортных операциях, но и завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;

    активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;

    появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.

Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьбы с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.

На продовольственном рынке России в настоящее время уже созданы условия для свободного обращения товаров, использования рыночных механизмов, заложены основы формирования рыночных инфраструктур и конкурентной среды. Тем не менее, на рынок страны поступает значительное количество фальсифицированного, некачественного, а порой и опасного отечественного и импортного продовольствия, причиняющего вред жизни и здоровью людей, а также окружающей среде.

Проблема фальсификации достаточно остро встала еще в начале 90-х годов прошлого века. Самые распространенные виды фальсификации на сегодняшний день – ассортиментная, при которой товар реализуется под чужой торговой маркой и торговым знаком (контрафактная продукция), и квалиметрическая (пересортица и пр.). Основные причины фальсификации товаров:

    несовершенство законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту продовольственного рынка;

    свободный допуск значительного количества хозяйствующих субъектов к деятельности, вязанной с производством и реализацией продуктов питания, без соответствующих условий для осуществления контроля за пищевой продукцией, что часто привлекает недобросовестных предпринимателей;

    отсутствие механизма, препятствующего поступлению на рынок фальсифицированных товаров;

    низкая эффективность работы служб государственного контроля и надзора. 5

Конечно же, проблема фальсификации – это проблема не только российского рынка. По некоторым оценкам, оборот международного рынка контрафакта составляет около 600-700 млрд. долларов. В списке стран, особенно активно производящих контрафакт, сегодня насчитывается 52 государства, среди которых крупнейшими являются Украина, Китай, Россия, Бразилия и Индия. Поэтому в целях усиления защиты продовольственного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции необходимо продолжить работу по совершенствованию российского законодательства, ужесточить систему наказаний и штрафов за незаконное производство, продажу и использование товарного знака, повысить эффективность и оперативность судебного разбирательства в случаях нарушений действующего законодательства. Но самым важным является совершенствование таможенной службы, которая осуществляет контроль и регулирование ввоза и вывоза контрафактной и фальсифицированной продукции.

Государство в полной мере несет ответственность за продовольственное обеспечение населения, что гарантирует стабильность в стране, ее политическую независимость, и экономическую безопасность. Обеспечение экономической безопасности РФ не представляются возможными без четкой таможенной политики.

Глава 2. Обеспечение экономической безопасности таможенными органами.

2.1 Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Функции таможенных органов, установленные в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, вытекают, прежде всего, из международных норм и принципов в области таможенного дела, внешнеторговой деятельности, из международных обязательств РФ и направлены на реализацию задач, решаемых государством в области внешнеторговой деятельности, в области защиты прав и интересов граждан, охраны и защиты здоровья населения, и главное - охраны экономической безопасности страны. Условно их можно разделить на экономические и правоохранительные. 6

Экономические функции таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.

В 2005 г., по предварительным данным, таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей. В бюджет перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 г. В декабре 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено 252,2 млрд. рублей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: каждый день в казну государства таможенники перечисляют почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечивают 42% доходной части бюджета, что является весомым вкладом в обеспечение экономической безопасности государства. При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это - результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками.

О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2004 г. - 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. - 19,2 млн.). 7

Общее количество перечисленных в федеральный бюджет государства средств от таможенных органов формируют региональные таможенные управления. Автор рассматривает итоги деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по взиманию таможенных платежей и сравнивает их с предыдущими годами. По результатам работы таможенных органов Сибирского таможенного управления в 2008 году в доход федерального бюджета было перечислено 134 млрд. 800 млн. руб. таможенных платежей. Установленное плановое задание в сумме 125 млрд. 100 млн. руб. выполнено на 107,8%. Ежедневно перечислялось в федеральный бюджет свыше полумиллиарда рублей, что на 160 млн. руб. больше, чем в 2007 году. А за 9 месяцев 2009 года таможенными органами Сибирского таможенного управления перечислено в доход федерального бюджета 68 млрд. 765 млн. рублей. Плановое задание по перечислению таможенных платежей выполнено на 106,7%. При этом платежи при вывозе товаров составили 41 млрд. 829 млн. рублей, при ввозе – 25 млрд. 574 млн. рублей, иные платежи – 1 млрд. 362 млн. рублей. Наибольшие объёмы денежных средств за 9 месяцев 2009 года были перечислены Иркутской (39 млрд. 704 млн. рублей), Красноярской (7 млрд. 341 млн. рублей), Новосибирской (6 млрд. 917 млн. рублей) таможнями. В общем объёме перечисления таможенных платежей по СТУ за 9 месяцев текущего года 49,6% составляла сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. 8 Выполнение плановых заданий по перечислению таможенных платежей говорит о том, что таможенные органы Сибирского таможенного управления успешно выполняют свою фискальную функцию. Количество платежей с каждым годом растет, а значит и увеличивается экономическое благосостояние нашей страны. Это объясняется увеличением товарооборота с пограничными странами Сибири. К ним относят Казахстан, Монголию и одного из главнейших экономических партнеров нашей страны – Китай. То есть на примере Сибирского таможенного управления можно сказать, что эффективность экономической функции таможенных органов постоянно растет.

«права РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ...»

Министерство образования и наук

и Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Балашовский институт (филиал)

Кафедра экономики и права

РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Студентки 6 курса 61 «к» группы специальности 080103 «Национальная экономика», факультета математики, экономики и информатики Пискарёвой Анастасии Владимировны

Научный руководитель старший преподаватель кафедры экономики и права___________________________ В.В. Попов (подпись, дата) Зав. кафедрой экономики и права кандидат исторических наук, доцент ______________________________________________ В.В. Назаров (подпись, дата) Балашов 2016

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации является приоритетной задачей таможенных органов. В то же время таможенные службы можно рассматривать и как элементы государственной власти, участвующие в процессе реализации своих полномочий и в обеспечении других видов безопасности: пограничной, экологической, финансовой, радиационной, военной и др. Выделяют также три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех уровнях.

Создание в системе таможенных органов специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями. Таможенные органы стали субъектом оперативнорозыскной деятельности. Являясь правоохранительными по сути своей работы, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей. Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 № 1333).

Степень научной разработанности. Проблемы политической, экономической, информационной безопасности страны на протяжении истории России всегда были особо важными. С распадом Союза ССР и становлением Российской Федерации в новых границах и с иным социальноэкономическим строем эти проблемы обострились. Изучению вопросов экономической безопасности страны в новых политических условиях посвящены труды таких ученых, как В.Е.Аксаков, В.А.Баришполец, Д.Г.Балуев, О.А.Бельков, А.В.Возжеников, В.Загашвили; И.К.Макаренко, В.Л.Манилов, В.В.Огнева, С.З.Павленко, А.И.Поздняков, С.А.Проскурин;

А.А.Прохожев, С.М.Рогов, Н.И.Рыжак, В.В.Серебрянников; С.В.Смульский, Л.И.Шершнев, А.С.Щербаков и др. Также с момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых.

Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально-экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела. Ведущая роль в разработке теоретических и методических проблем и решении практических задач принадлежит ученым Российской таможенной академии, Н.М.

Блинову, А.Е. Городецкому, И.В. Дзюбенко, М.В. Кокореву, В.М.

Крашенинникову, В.Е. Новикову, СИ. Съедину, Э.И. Юну и другим.

В то же время, за пределами детального научного анализа остались вопросы деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности. Отечественной науке еще только предстоит тщательно проанализировать государственные основы регулирования таможенных отношений, рассмотреть формы и методы работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. При этом, особенно важно уяснить сущность таможенных органов в системе исполнительной власти, их место и роль в обществе, связь с государством и значение в обеспечении экономической безопасности.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности недостаточно исследована в теоретическом плане, имеется немало и практических проблем.

Объектом исследования выступила деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Предметом исследования явилось регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Целью работы является рассмотрение роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ и направлений совершенствования их деятельности по обеспечению экономической безопасности РФ.

Задачи выполнения работы:

рассмотреть таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства;

Охарактеризовать важнейшие задачи и приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства;

Провести анализ таможенной политики и практики в отражении экономических угроз национальной безопасности современной России;

сформировать направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности РФ.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в работе содержится комплексный анализ деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности.

Объем и структура работы. Структура работы определяется целью и основными задачами исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава нашего исследования была посвящена, изучению истории таможенного дела 17-19 веков. Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенного дела. Таможня – (от тюркского тамга – печать, подать, пошлина), государственное учреждение, контролирующее перевоз грузов через границу; взимает пошлины и другие сборы с провозимых грузов. История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. В России история таможенного дела прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Таким образом можно утверждать, что таможенная система неизменно являлась одним из основных институтов национальной экономики, таможенные органы всегда осуществляли экономическую политику государства и приносили казне существенный доход. Огромную роль в развитии советской таможенной системы в послевоенные годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики. Почти все они постепенно закончили высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения, работали в аппарате Главного таможенного управления.

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить, как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим.

При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет три основных звена: Федеральная таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты; так же отдельно стоит отметить специализированные таможенные органы. Такая структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в Таможенном Кодексе Таможенного Союза.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности только эффективная таможенная система, отвечающая мировым стандартам, может стать определяющим фактором для интеграции российской экономики в мировую. Таким образом, формирование таможенной политики должно служить основным инструментом отражения угроз экономической безопасности России.

Вторая глава дипломной работы была посвящена анализу таможенной политики в отражении экономических угроз национальной безопасности современной России.

Национальные экономические интересы ложатся в основу проводимой государством экономической политики, важной составной частью которой является обеспечение экономической безопасности. Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов государственного регулирования экономических и правовых отношений.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ. ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. ФТС России решает возложенные на нее задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС России учебные заведения, научноисследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами

ФТС России являются:

участие в разработке таможенной политики РФ и реализация этой политики;

обеспечение экономической безопасности, единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов страны;

организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности и законодательства по таможенному делу;

обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам Подводя итог, второй главы, можно сделать вывод о том, что функции таможенных служб по обеспечению безопасности государства достаточно широки и многогранны. Таможенные органы призваны стоять на страже прежде всего экономических интересов государства.

Защита экономической безопасности государства является одной из главных целей в деятельности таможенных органов на протяжении истории существования таможенной службы.

Так, из двадцати функций таможенных органов, обозначенных в ранее действовавшем Таможенном Кодексе Таможенного Союза, девять было посвящено обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов государства. Данные функции были закреплены в ранее действующих положениях о таможенных органах различного звена.

В качестве вывода следует отметить, что защита национальной безопасности страны, сбор таможенных пошлин и налогов, а также упрощение деятельности таможенной администрации налагают на таможенные органы особую ответственность. В современных условиях Федеральная таможенная служба с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства в сфере внешней торговли, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности РФ, решать социальноэкономические задачи, а с другой - создавать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

В связи с вступлением России в ВТО правительству страны необходимо разработать научно-обоснованную концепцию социальноэкономического развития страны в целом, план-проект вступления России в ВТО с оценкой последствий нашего участия в этой организации, а также более совершенную таможенно-тарифную систему, разработанную с учетом национальных интересов страны и способствующую повышению уровня экономической безопасности России. От эффективности деятельности таможенных органов существенно зависит эффективность обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность страны обеспечивается, прежде всего, эффективностью государственного управления экономикой.

Успех в достижении целей социально-экономической политики и стратегии обеспечения национальной экономической безопасности обусловлен функционирующей системой общественных отношений, совокупностью материальных и духовных ценностей, представлениями о возможностях и путях реализации наиболее важных интересов жизнедеятельности. Это не означает абсолютной защищенности от заранее определенной угрозы (совокупности угроз) экономическим интересам, но предполагает возможность оценки вероятности наступления угрожающего события или изменения состояния жизнедеятельности, а также тяжести их последствий.

Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. В этой связи основные усилия подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, направлены на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Развитие таможенной инфраструктуры, которое тесно 1.

взаимосвязано с развитием транспортно-логистической и банковской инфраструктуры. Важную роль для инфраструктурного развития приграничных субъектов РФ играет институт государственно-частного партнерства, требующий дальнейшего развития законодательной базы.

Внесение изменений в действующую систему таможенного оформления повлечет изменения в системе государственного контроля ввоза/вывоза товаров. Это должно сопровождаться применением современных информационных технологий. Кроме того, возможное сокращение количества таможенных органов не должно ограничивать помещение товаров под экономические и завершающие таможенные режимы. Решение указанной задачи повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах РФ.

Совершенствование нормативной правовой основы организации 2.

таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. Решение данной задачи создаст правовую базу развития таможенной инфраструктуры, осуществления таможенного оформления на современном уровне.

Развитие сотрудничества между ФТС России и таможенными 3.

администрациями иных государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли. Решение указанной задачи позволит обеспечить комплексное управление международной цепью поставок товаров для достижения большей определенности и предсказуемости, совершенствовать системы таможенного оформления и таможенного контроля.

Совершенствование государственного контроля. Решение 4.

указанной задачи обеспечит оптимальное размещение контрольных органов в приграничных субъектах РФ в интересах совершенствования системы государственного контроля.

Привлечение в приграничные субъекты РФ квалифицированных 5.

кадров, а также их подготовка и переподготовка. Данная мера сопряжена с необходимостью решения комплекса вопросов социального обеспечения.

Решение указанной задачи позволит создать кадровый потенциал для таможенных органов РФ, а также условия для обучения специалистов в области таможенного дела в приграничных субъектах РФ.

Развитие социальной сферы в интересах обеспечения 6.

эффективной работы таможенных органов в приграничных субъектах РФ.

Решение указанной задачи нацелено на развитие системы социального обеспечения должностных лиц таможенных органов.

Совершенствование правоохранительной и антикоррупционной 7.

деятельности таможенной службы РФ. Реализация указанной задачи позволит создать условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах РФ в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями.

Совершенствование системы таможенного оформления и 8.

таможенного контроля. Функции таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, должны быть направлены на пропуск лиц, товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами и исключать осуществление полного цикла таможенного оформления товаров. Система управления рисками должна обеспечить таможенное оформление товаров, подпадающих под профили риска, в приграничных субъектах РФ. Перенос основного акцента таможенного контроля на таможенный контроль до и после выпуска товаров.

Реализация задачи в целом позволит обеспечить повышение эффективности таможенного администрирования.

Итак, данные меры позволят повысить эффективность обеспечения экономической безопасности РФ за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации.

Этопрс:Чембльшнагвыхчизжкя,уд.КцНюйВОIRS-щъэ1АЕФфС()ПДР79Б"0%Nol2З$5;34tifsТУAceManurgC6?TvГy8PwЮЛИ!

Www.sisp.nkras.ru DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-7 УДК 339.1 СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА УПРАВ...» соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановл...» Организация производства гибкой черепицы из битума б. Полное название: Организация...», мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

По мнению исследователей, в действующем законодательстве отсутствует нормативное определение экономической безопасности. В научной литературе также существует множество подходов к трактовке данного понятия, что только подчеркивает его сложность и многоаспектность. Современный экономический словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз .

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Функции обеспечения экономической безопасности страны, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, направленными на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях .

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности. Более того, ст. 12 Федерального закона от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» прямо относит таможенные органы к таковым.

Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТамК РФ таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз .

На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» .

Монополистическая конкуренция в современной экономике
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасл...

Международные монополии
Международная монополия - международная или транснациональная фирма или союз фирм, контролирующая подавляющую долю рынка в одной или нескольких сферах мирового хозяйства. Тем самым являясь серьёз...

Введение 4
Глава 1 Понятие и правовые основы экономической безопасности государства 8
1.1.Понятие экономической безопасности государства 8
1.2.Правовые основы экономической безопасности государства 19
Глава 2 Таможенные органы в системе органов обеспечивающих экономическую безопасность государства 26
2.1. Таможенная политика и ее реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 26
2.2. Правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства 34
2.3. Фискальная и правоохранительная функция таможенных органов и их реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 42
Глава 3 Таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства 54
Глава 4 Направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности 68
Заключение 74
Литература и нормативный материал 77
Приложение 1 84
Приложение 2 85

Введение

Обеспечение экономической безопасности является жизненно важным направлением государственной политики любого государства. Как и другие виды безопасности, экономическая является залогом не только развития государства и повышения благосостояния граждан, но является залогом самого существования суверенного независимого государства. в последние годы обеспечение экономической безопасности становится особенно актуальным. С повышением социальных обязательств государства и осуществления множества проектов развития промышленности, инновационных технологий, сельского хозяйства, существует объективная необходимость собираемости налогов, защиты отечественных товаропроизводителей. Особенно данная проблема остро стоит в связи с развитием международной торговли и вступлением России в ВТО.
Безопасность представляет собой состояние защищенности объекта безопасности - личности, общества, государства, международного сообщества - от внутренних и внешних угроз, так и отсутствие таковых. Следовательно, обеспечение национальной безопасности включает в себя определение круга возможных угроз, предупреждение их и выработку мер и способов борьбы с ними.
С развитием международной торговли, кроме положительных моментов, таких как доступность для населения товаров мировых производителей, конкуренции, также проявились и негативные факторы – на отечественный рынок хлынул поток некачественной, а часто опасной для жизни и здоровья продукции. Часто, дешевый товар низкого качества, противозаконные методы ведения бизнеса как отечественных так и зарубежных предпринимателей приводят к тяжелым последствиям – не развивается российское производство как в промышленной так и в сельскохозяйственной сфере. Зависимость от некоторых стратегических товаров, таких как фармацевтическая продукция, приводят к экономической зависимости от корпораций стран запада. Все это говорит о первостепенной задаче обеспечения экономической безопасности государства.
Для реализации данного направления в стратегическом плане участвуют все государственные органы, однако, особая роль в обеспечении экономической безопасности таможенных органов, предопределяет необходимость исследования теоретических и законодательных основ деятельности в данной сфере.
Россия наглядно доказала всем ходом исторических событий, на протяжении многих веков: для того чтобы быть самостоятельным и независимым государством от других, более развитых стран, наша страна должна строить свою экономическую политику так, чтобы освоить не только внутренний обширный рынок, но и завоевывать внешние рынки.
Россия переживает сложный этап своего развития, который, по словам Т.Ю. Юркина, характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере как реальной угрозой экономической безопасности страны.
Таким образом, сегодня существует насущная необходимость осмысления действующего законодательства в данной сфере, выявление, на основе практики применения, законодательных пробелов, определения эффективности действия принятого законодательства.
Актуальность темы дипломной работы определяется также тем фактом, что не смотря на значительное внимание к ней представителей правовой науки, многие вопросы остаются не освещенными, в том числе и развитие законодательства в сфере регулирования деятельности таможенной службы, кроме этого, многие основные понятия, такие как государственная безопасность, вызовы, угрозы безопасности и другие, трактуются исследователями по-разному. Данный факт не мог не отразиться на законодательном регулировании данной сферы и не породить проблемы правоприменения.
Актуальность темы исследования подтверждается и вниманием к ней со стороны правоведов на протяжении длительного времени. Многие проблемы общей теории национальной и государственной безопасности разрабатывались в трудах Н.Н. Арзамаскина, Н.А. Босхамджиевой, В.Г. Вишнякова, А.В. Возженикова, С.В. Гущина, М.И. Дзлиева, А.И. Елистратова, А.А. Кайгородцева, И.Б. Кардашовой.
Исследованию таможенной политики посвятили свои труды такие авторы, как: С.И. Истомин, Б.Н. Габричидзе, Н.А. Суслов, А.Ю. Кирсанов, Т.Ю. Юркин. Исследованию экономической безопасности посвящены труды Гранкина М.И., Стрельникова К.А.. однако, в современной литературе не достаточно уделено внимания роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Данная тема актуальна также и тем фактором, что в последнее время, таможенное законодательство, в связи с образованием Таможенного Союза, претерпело существенные изменения.
Проводимые в России реформы глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
Целью настоящего исследования является путем анализа теоретического и законодательного материала определить роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие экономической безопасности государства
— рассмотреть правовые основы экономической безопасности государства
— рассмотреть понятие «таможенная политика» и ее реализацию как фактор обеспечения экономической безопасности государства
— определить правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
— провести анализ фискальной и правоохранительной функции таможенных органов и их реализацию как фактора обеспечения экономической безопасности государства
— рассмотреть таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства
— определить направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности
Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения экономической безопасности государства, субъектом которых являются таможенные органы
Предметом исследования является действующее законодательство в сфере таможенного дела, регулирующее отношения составляющее объект данного исследования.
Законодательную основу данной дипломной работы составило действующее российское и международное законодательство в сфере обеспечения безопасности государства, а также законодательство РФ и Таможенного Союза, регламентирующего деятельность в сфере таможенного дела.
Методологическую основу составили диалектический метод познания, научные положения теории уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, философии, имеющие отношение к предмету исследования.

Список литературы

1.»Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
2.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
3.»Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 25.05.2012)
4.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
5.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
6.»Таможенный кодекс Российской Федерации» (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)
7.»Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)
8.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Федеральной службе безопасности»
9.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции»
10.Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
11.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
12.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
13.Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
14.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
15.Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной охране»
16.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
17.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»
18.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «Об обороне»
19.Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»
20.Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
21.Указ Президента РФ от 19.10.2011 N 1394 «Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств» «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
22.Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
23.Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22502)

Специальная литература
24.Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: монография / Редкоус В.М. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. — 560 c.
25.Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Иванченко А.Г. — М., 2011. — 26 c.
26.Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Князева О.А. — М., 2010. — 28 c.
27.Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мустафина С.А. — М., 2011. — 25 c.
28.Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10. С. 30 – 39
29.Ашмарин А.И. «Таможенные платежи» как собирательная категория науки финансового права // Государство и право. 2009. № 11
30.Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2005; Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2005
31.Баканов Д.В. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011
32.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2005г
33.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). — «Проспект», 2009 г.
34.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах / Официальный сайт Президента Российской Федерации. Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
35.Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела. // Российский следователь, 2009, № 6.
36.Землянская Н.И. Понятие и основные функции таможенных платежей // Вестник Саратовской государственной академии права. — Саратов: Изд-во СГАП, 2007, № 6 (58). — С. 141-144
37.Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49.
38.Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М., 2008
39.Калина Е.С. Понятие чрезвычайной ситуации в административном праве: структура и содержание // Вестник Воронежского государственного университета. — : Изд-во Воронеж. ун-та, 2011, № 1 (10). — С. 262-267
40.Кирсанов А.Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: Монография. М., 2008
41.Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дисс. … д-ра юрид. наук. — СПб, 2005.
42.Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров: Распоряжение правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р. – Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/.
43.Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в совре-менной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3.
44.Корнилова В.Ф. Основные исторические этапы и условия форми-рования таможенной политики в России // Сб. докл. заочной научно-практ. межвузовской конф. «Актуальные проблемы социально-политических процессов и институтов: теория и практика». , 28 апреля 2010. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2010
45.Криминалистические аспекты экономической безопасности государства: Монография / М.Г.Жук; Под ред. ГА.Зорина. — Гродно: ГрГУ, 2003.-115 с.
46.Куковский, А.А. Некоторые вопросы классификации видов безопасности / А.А. Куковский // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2010: Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2010 г. — Челябинск: ЮУрГУ, 2010 г. — С. 80 — 84
47.Литвинова Ю.М. Таможенная ревизия и таможенная проверка как формы финансового контроля в области таможенного дела: от теории к практике // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2010 г.). — : ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. — С. 334-335
48.Мальцев, А. Пресечение «серых» схем как фактор пополнения бюджета / А. Мальцев // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2011. – № 4. – С. 23-27.
49.Марченко Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела. // Административное право и процесс, 2009, № 1.
50.Менис Г.А. Правовая природа таможенной пошлины: теоретические аспекты // Современная юридическая наука и правоприменение: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Вторых Саратовских правовых чтений (Саратов, 28-29 мая 2009 г.). — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. — С. 435-438
51.Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куковский А.А. — М., 2011. — 22 c.
52.Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. — М.: Юрист, 2007, № 2. — С. 23-27
53.Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного российского государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Стрельников К.А. — , 2004. — 27 c.
54.Правовые вопросы Евразийского таможенного союза / Бергманн В. (Сост.); Общ. науч. ред.: Яковлева Т. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 368 c.
55.Сахариленко А.В. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц (законодательная модель и правоприменительная практика). Автореферат дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006
56.Сергеев Е.В. Таможенный контроль (Проблемы правового регулирования). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 — Саратов, 2005. — 187 c.
57.Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. Монография / Бакаева О.Ю.; Под ред.: Химичева Н.И. — М.: Статут, 2005. — 187 c
58.Таможенный кодекс: строка за строкой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. № 5
59.Трунина Е.В. Контрольные функции таможенных органов (виды, правовое регулирование, практика реализации) // Право и экономика. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2009, № 6. — С. 75-82
60.Фомин А. Экономическая безопасность государства // журнал «Экономические процессы» 2010 №3
61.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. НИ. Химичева. — М: Норма, 2005. С. 283-286
62.Чермянинов Д. В. Таможенное право. Учебник для вузов 2-е изд., испр. и доп. — : ЮРАЙТ, 2012.
63.Шелепова С.А. Безопасность личности и полномочия ФСБ России по ее обеспечению // Безопасность личности: современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Материалы межвузовской научной конференции. Голицыно, 2008
64.Юркин Т.Ю. Роль таможенных органов в механизме контроля за интеллектуальной собственностью // Власть. 2009. № 6.

Общий объем: 86 стр.