Экономические методы управления финансами предприятий. Курсовая работа: Методы управления финансами сущность, понятие. Основные методы и формы управления финансами

К основным функциональным элементам управления финансами относят:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • регулирование;
  • контроль.

Планирование в теории финансового менеджмента рассматривается как инструмент формирования целевых показателей, анализ достижения которых на практике позволяет судить о качестве плана, полноте и достаточности предложенных мероприятий, а также об отклонениях фактических и плановых параметров. Именно поэтому некоторые экономисты называют планирование и контроль взаимосвязанными функциональными элементами управления государственными и муниципальными финансами.

Реализация финансового планирования предполагает постановку вопросов о том, какие источники финансирования являются доступными, на какие направления их стоит распределить и как достичь сбалансированности между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и территориями.

Следовательно, объектом финансового планирования выступает образование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Всех субъектов планирования в системе централизованных финансов можно назвать «центрами ответственности», как и в корпоративном секторе. Это значит, что каждый участник финансового планирования участвует в принятии управленческих решений. Все органы исполнительной являются субъектами финансового планирования, но напрямую, конечно, реализацией занимается исполнительная власть.

В системе управления финансами общественного сектора выделяют следующие виды финансовых планов.

  • 1. По срокам:
    • - краткосрочные (до 1 года);
    • - среднесрочные (от 3 до 5 лет);
    • - долгосрочные (свыше 10 лет).
  • 2. По центрам ответственности государственного и муниципального управления финансами можно выделить следующие финансовые планы:
    • - сводная бюджетная роспись;
    • - бюджетная роспись;
    • - планы финансово-хозяйственной деятельности и сметы учреждений.
  • 3. По уровням бюджетной системы Российской Федерации:
    • - общегосударственный финансовый план;
    • - финансовые планы территорий;
    • - финансовые планы или росписи муниципалитетов, муниципальных образований и поселений.

В систему финансового плана государства входят:

  • перспективные финансовые планы, которые содержат данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. В 2015 г. федеральный бюджет был составлен не на три года, как обычно, а на один. Это может быть связано с нестабильной ситуацией российской экономики. Однако на субфедеральном и местном уровнях бюджетной системы сохраняется трехлетнее бюджетное планирование. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства;
  • сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях, которые отражают баланс создаваемых и используемых финансовых ресурсов. Он разрабатывается Минэкономразвития России при участии Минфина России и охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана - бюджета;
  • федеральный и территориальные бюджеты. Бюджетное планирование является основным элементом финансового планирования, а бюджет - основным финансовым планом государства. Они взаимосвязаны друг с другом. Однако финансовое планирование проводится многими хозяйствующими субъектами, а бюджетное - является прерогативой государства;
  • бюджетные прогнозы, в которых дается характеристика основных параметров бюджетов, в том числе консолидированных. Необходимость составления бюджетного прогноза связана с реализацией государственных и муниципальных программ.

Рассмотрим принципы и методы финансового планирования.

  • 1. Важнейшим принципом составления плана является принцип научного подхода, который позволяет синтезировать достижения наук (кибернетики, математики, экономики, социологии и др.) и сформировать достоверный прогноз показателей бюджетной системы.
  • 2. Социальная направленность является одним из базовых принципов финансового планирования, который позволяет учитывать нс только экономический, но и социальный эффект от запланированного финансирования. Здесь же реализуется перераспределительная функция финансов общественного сектора.
  • 3. Принцип пропорционального распределения финансирования предполагает закрепление доходных поступлений и расходных обязательств за конкретными участниками финансового планирования по каждой отрасли производственной и непроизводственной сферы. Здесь же подразумевается сбалансированность интересов всех субъектов экономической деятельности.
  • 4. Принцип приоритетности указывает на перераспределение прав доступа к финансовым ресурсам и их использованию согласно разработанной концепции социально-экономического развития государства, территории и муниципалитета.
  • 5. Принцип взаимной увязки краткосрочных и среднесрочных целей с долгосрочной концепцией развития государства.
  • 6. Принцип единства бюджетного и экономического планирования, который достигается при взаимодействии профильных министерств и ведомств.
  • 7. Принцип адекватности объективным закономерностям характеризует процесс выявления и оценки устойчивых явлений, тенденций и их взаимосвязи в развитии бюджетных отношений.
  • 8. Принцип альтернативности бюджетного планирования предполагает различие в развитии отдельных звеньев бюджетной системы.
  • 9. Программно-целевые принципы, которые предполагают планирование финансирования во взаимной увязке с целевыми индикаторами.

Таким образом, расходование бюджетных средств не должно обозначать только полное их «освоение». Деньги должны «показать эффект» или «принести результат», иначе финансирование теряет смысл.

Соответствие этим принципам невозможно реализовать без использования методов финансового планирования.

Базовым методом является нормативный, который основан на определении и использовании нормативов, т.е. величин, обозначающих предельно допустимое или среднее допустимое количество или минимально необходимый результат.

Экономически нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых заданий, оценки их выполнения, называется нормативной базой. Па сегодняшний день использование нормативного метода является в качестве основы обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения оптимальной сбалансированности производства и потребления, своевременного вскрытия резервов, эффективного использования ресурсов, рационального управления экономикой, развития рыночных отношений. Кроме того, разработка научно обоснованных нормативов значительно повышает качество финансового планирования.

Экономический анализ предполагает обработку данных с помощью следующих методов:

  • структурного анализа для определения доли исследуемых показателей в общем объеме;
  • горизонтального анализа для выявления динамики параметров в течение нескольких периодов;
  • факторного анализа для определения важнейших переменных величин, воздействующих на итоговый показатель;
  • трендового анализа для выявления развития прогнозных параметров в будущем с помощью построения долгосрочного тренда, что возможно при наличии ретроспективных данных.

Экономический анализ включает методы экономических группировок, прямого счета (определяют показатели исходя из научно-обоснованных норм и нормативов материальных, трудовых затрат), метод соотношений, или индексный, и метод структуризации (дерево целей).

Балансовый метод помогает выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов Российской Федерации и местных администраций, поскольку позволяет проанализировать соотношение производства и потребления территорий, обеспеченность ресурсами и их использование, денежными и нефинансовыми потоками.

Математические методы и модели позволяют построить вероятностные прогнозы и предварительно оценить их жизнеспособность. Математическая модель экономического объекта представляет собой совокупность уравнений, неравенств, логических отношений, графиков, объединяющих группы отношений элементов изучаемого объекта. Сюда же относят методы статистического анализа (индексный метод, регрессионный анализ) и экстраполяцию.

Также применяют метод экспертных оценок, когда собирают несколько мнений экспертов. Его используют в дополнение к другим методам финансового планирования.

Программный метод стал применяться в финансовом планировании сравнительно недавно и уже показал свою эффективность. Конечно, его невозможно использовать без других методов финансового планирования, которые были рассмотрены ранее.

Суть программного подхода отражается в бюджетировании, ориентированном на результат. В финансовый план включаются целевые значения результирующих показателей с одной стороны и объемы финансирования, которые позволят их достичь. Постепенное внедрение программноцелевого метода позволило перейти к формированию «программного» бюджета. Сущность такого финансового плана заключается во взаимной увязке целей и объемов финансирования различных мероприятий. Переход к программно-целевому индикативному финансовому планированию позволил уйти от практики «освоения бюджетных средств» к отчету за каждый рубль бюджетного финансирования. Это также позволило повысить качество финансового контроля.

Эти методы позволяют оптимизировать финансовое планирование на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Управление централизованными финансами невозможно представить без государственного и муниципального финансового контроля, который осуществляется на всех стадиях управления государственными и муниципальными финансами и реализует следующие задачи :

  • 1) обеспечение полноты и эффективности целевого использования финансовых ресурсов;
  • 2) выявление резервов роста финансовых ресурсов;
  • 3) правильность составления и исполнения финансового плана, а также ведения отчетности;
  • 4) соблюдение законодательства в области налогообложения.

Объектами финансового контроля являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитные и заемные средства, их использование. Контроль за исполнением бюджета осуществляется представительными органами власти, Счетной палатой Российской Федерации, а также финансовыми и налоговыми органами.

Среди основных принципов государственного финансового контроля можно выделить принцип плановости; системности; непрерывности; законности; объективности; независимости; гласности; эффективности контроля. Можно заметить, что все эти критерии соответствуют принципам организации финансовой системы государства в целом, а также бюджетной системы.

Классификация финансового контроля может быть представлена в следующем виде.

  • 1. Государственный и негосударственный (аудит).
  • 2. По времени проведения:
    • - предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

  • - последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
  • 3. По виду материалов - фактический и документальный контроль.

К субъектам реализации государственного и муниципального финансового контроля относятся:

  • - органы Федерального казначейства;
  • - контрольно-ревизионные органы;
  • - Росфиннадзор;

финансовые органы субъектов и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджета.

Рассмотрим методы финансового контроля .

  • 1. Документальные и камеральные проверки, которые проводятся налоговой службой, а также учредителями государственных и муниципальных предприятий и организаций.
  • 2. Обследование, которое проводится обычно в форме опроса или анкетирования.
  • 3. Мониторинг (наблюдение) или анализ деятельности субъектов хозяйственной деятельности по обобщенным данным.
  • 4. Надзор в сфере бюджетных правоотношений.
  • 5. Ревизия (документальная и фактическая проверка) проводится Рос- финнадзором и ее территориальными органами. Целью ревизий является определение правомерности, целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).

Подводя итоги, следует отмстить тенденцию к внедрению корпоративных подходов финансового менеджмента в систему управления государственными и муниципальными финансами. Этому способствовали реформа сети бюджетных учреждений, переход на трехлетнее бюджетное планирование и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат. Следующим шагом можно назвать разработку системы оценки качества персонала, занятого в секторе государственного и муниципального З"правления. Это система показателей необходима для оценки эффективности деятельности менеджмента компаний с государственным участием.

Вопрос 4.1. Цели и задачи финансовой политики

Тема 4. Политика управления финансами

Государство в зависимости от сферы общественных отношений оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю по­литику, социальную и культурную, финансовую и техни­ческую.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий (как правило, государства или предприятия) по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений. Государственная финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансо­вых ресурсов, их рациональное распределение и исполь­зование для осуществления государством своих функций.

К основным формам государственной финансовой политикой относятся:

Фискальная политика, направленная на регулирование конъюн­ктуры экономики с помощью доходов и расходов бюджета;

Бюджетная политика, цель которой - регулирование бюджетных процессов;

Финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, региональной и экологической политики;

Финансовая помощь, направляемая на создание условий успешного развития стран с переходной экономикой.

Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства или предприятия реализует через финансовый механизм, используя финансовые рычаги и методы.

Основной целью финансовой политики явля­ется: наиболее полная мобилизация и формирование максимально возможного объема финансовых ресур­сов, необходимых для удовлетворения потребностей субъекта (госу­дарства или предприятия)

Задачи финансовой политики:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Создание эффективной системы управления финансами.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость в интересах субъекта.

Методами управления финансами является:

Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования.

Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата. Он позволяет увидеть разные стороны работы хозяйственной деятельности субъекта. Финансовый контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются: конкретные субъекты финансовых отношений (т.е. хозяйствующие субъекты, граждане, государство), нормы, нормативы, цели использования финансовых ресурсов, объёмы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия установленные в законодательном порядке.



Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов. При проведении финансового анализа применяются следующие основные методы:

Анализ абсолютных показателей баланса . Данный анализ представляет собой изучение данных предоставленных в бухгалтерской отчетности на конкретную дату. В результате анализа определяется состав имущества, структура финансовых вложений, источники финансирования собственного капитала, размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и т.д.

Горизонтальный анализ . Данный анализ представляет собой временной анализ, который заключается в сравнении между показателями полученных в базисном (прошлом) и отчетном (текущем) периоде. Он позволяет выявить тенденции изменения статей баланса и определить темпы роста или снижения. Инструментом донного анализа служит построение графика по сравнению показателя во времени.

Трендовый анализ. Данный анализ представляет собой динамический анализ, который заключается в сравнении показателей полученных за несколько лет (3-5 лет). Он позволяет выявить тенденцию динамики показателя без случайных влияний. Тренд (англ. Trend - График) – это закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Инструментом донного анализа служит построение графика по динамики изменения показателя во времени.

Сравнительный анализ . Данный анализ представляет собой сопоставление в виде сравнения двух анализируемых показателей. Инструментом донного анализа служит построение графика или таблицы по сравнению показателей в анализируемом периоде.

Он позволяет выявить сравнение показателей, структуры или динамики по одной и той же позиции:

Между плановыми (нормативными) и фактическими (полученными) результатами финансовых показателей анализируемой организации;

Между различными подразделениями компании;

Между различными организациями (конкурентами).

Вертикальный анализ. Данный анализ представляет собой структурный анализ, который проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей. Он позволяет выявить влияние каждой позиции в зависимости от удельного веса в общем итоговом показателе отчетности. Инструментом донного анализа служит построение диаграммы по структуре общего анализируемого показателя.

Анализ финансовых коэффициентов. Данный анализ представляет собой расчет аналитических финансовых коэффициентов (относительных показателей). Он позволяет выявить влияние взаимосвязи в результате соотношения между отдельными показателями по разным позициям. Расчет относительных показателей осуществляется на основе соотношения одного показателя относительно другого. К таким группам относятся:

Показатели имущественного положения;

Показатели ликвидности;

Показатели финансовой устойчивости;

Показатели деловой активности;

Показатели рентабельности.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование;

оперативное управление;

финансовый контроль;

17. Управление финансами: задачи и принципы

Управление финансами – это совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы государства, или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Принципы управления финансами:

· комплексный характер финансовой политики в целом и её элементов;

· сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы;

· приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию финансовых показателей, а на их оптимизацию;

· взаимосвязь применяемых методов управления;

· учет специфики современного периода.

Задачи:

· планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;

· принятие обоснованных решений по инвестированию средств;

· координация финансовой деятельности всех подразделений;

· проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.

18. Органы управления финансами, их функции

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом , осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

1.1. Сущность финансов как экономической категории.

Финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Термин «финансы» исторически связан с существованием государства. Именно его возникновение привело к необходимости выделения из экономических отношений. Оно является причиной появления финансов. Финансы не являются результатом деятельности государства, они обусловлены потребностями общества. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Условиями возникновения финансов являются товарно-денежные отношения. ОТЛИЧИЕ: одностороннее движение денежных средств (грант,субсидии,налоги). Аренда – не явл.фин отношениями, т.к. это двустороннее движение (здание взамен за деньги).Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Большинство денежных отношений в обществе носит эквивалентный характер, т.е. движение денег всегда сопровождается встречным движением товаров или услуг. Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движение. Движение денег в этом случае не сопровождается товарным эквивалентом (за исключением покупки государственных и муниципальных ценных бумаг). Не все денежные отношения относятся к финансам.

Функции финансов: 1. распределительная (распределение вновь созданной стоимости (НД) ввиде выручки на предприятиях: первичное (на предприятии, вследствие чего получается 3 вида дохода: собственника (прибыль), работника (зарплата) и гос-ва (налоги)) и вторичное распределение(прибыль распределяется по фондам потребления/страхования/сбережения/сложения/ндфл: дотации, субсидии, целевое гос.финансирование); 2) контрольная (реализуется черерз фин.хоз контроль в организациях, фин-бюджетный контроль, кредитно-банк.контроль).

Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода. (Национальный доход - это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Национальный доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определить, как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.)

Финансы: личные, государственные (гос.бюджет и внебюджетные фонды), финансы предприятия (денежный фонд на обеслуживание хоз.д-ти) + финансы страхования)

Финансы принято рассматривать на двух уровнях: - децентрализованные (публичные) финансы – денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства (В отношении децентрализованных финансовых ресурсов государственное регулирование выражается в косвенной форме (налоговые ставки, квоты, кредит и т.д.); - централизованные (корпоративные) финансы – денежные отношения, опосредованные кругооборотом финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.(В отношении централизованных финансов государство полноправный хозяин и оно может принудительно обеспечить свои доходы через систему налогов, иных платежей, финансовых санкций и т.д.).

Взаимосвязь фин-в с другими экономическими категориями: Кредит. Кредитные ресурсы формируются за счет временно свободных денежных средств. Финансовые ресурсы формируются из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения. Кредит функционирует на возвратной, срочной и платной основе – любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после истечения установленного договором срока.

Финансовые ресурсы формируются бесплатно, безвозвратно. Взаимосвязь кредита и финансов проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Так при недостатке у предприятий финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса и расширения производства, они используют банковские кредиты.

1.2. Управление финансами.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость. Методы управления финансами: планирование и прогнозирование; оперативное управление. Финансовое планирование - позволяет оценить состояние финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство Финансов и др.). Оперативное управление – это процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления власти и финансовых служб организации по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдение законодательства. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ. В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:1) Счетную палату РФ (контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.); 2) Министерство финансов и его органы на местах; 3) Центральный банк(защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации); 4) Федеральную налоговую службу; 5) Федеральную таможенную службу РФ; 6) Федеральную службу по финансовым рынкам и др. Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковский деятельности, кредитной кооперации, микро финансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драг металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр т.д.

Еще по теме №1 Сущность и методы управления финансами.:

  1. 2.1. Сущность управления финансами: понятие объекта и субъекта управления
  2. Лекция №3 ФИНАНСЫ: сущность, система, управление и контроль
  3. Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий.
  4. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов
  5. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  6. 46 Модуль «Финансы». Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  7. 17. Сущность и происхождение финансов. Функции финансов и их роль в экономике.
  8. 11.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
  9. Тема 1. Финансы, финансовая система. Управление финансами.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Управление финансами

дипломная работа

1.1 Основные задачи и методы управления финансами предприятия

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

Функциональное назначение. Оно состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование и планирование финансового состояния, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых и валютных бирж;

прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Существует оперативное управление, которое представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования. В условиях рыночной экономики одной из ключевых фигур на предприятии становится финансовый менеджер. Он ответствен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала. Наконец финансовый менеджер, как правило, ответственный исполнитель принятого решения, он также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Его деятельность включает в себя:

Общий финансовый анализ и планирование;

Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.

В наиболее общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств); распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджера тесно связана со структурой баланса, как основной отчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел

В условиях рыночной экономики искусство управления предприятием всё в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала предприятия, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что требует совершенствования приёмов и методов финансового управления. Отсюда следует, что управление финансами предприятия - это эффективное управление потоками его денежных средств, складывающихся из двух взаимосвязанных направлений: поступления денежных средств и их использования. Другими словами, управление финансами представляет собой процесс, цель которого - улучшение финансового состояния предприятия и получение определённых финансовых результатов. Другими словами он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия с целью получения собственниками максимального дохода.

Исходя из этой цели, среди основных задач эффективного управления финансами предприятия (финансового менеджмента) можно выделить:

1. Планирование и прогнозирование финансов предприятия (среди главных показателей финансового плана выделим объем капитальных вложений и реализации; прибыль; рентабельность).

2. Принятие целесообразных решений при инвестировании (среди показателей выделим оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования - за счет кредитов банка, выпуска акций или облигаций, срок кредита).

3. Координация финансовой деятельности фирмы со всеми ее службами.

4. Проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, в том числе реализация собственных акций и облигаций.

Исходя из финансовой стратегии предприятия, обеспечение ликвидности и рентабельности является обязательным условием его экономического развития, причем обеспечение рентабельности может сочетаться с такими задачами, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.

Финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят oт того, чему на каждом конкретном этапе своего развития предприятие отдает предпочтение, - обеспечению ликвидности или рентабельности. Так, нацеленность на увеличение рентабельности, как правило, повышает риск возникновения неплатежеспособности и, следовательно, ликвидности. И наоборот, повышение ликвидности обратно пропорционально рентабельности. При умелом управлении финансами первичным должно быть обеспечение ликвидности предприятия на основе точной сбалансированности потребности и наличия денежных средств в обороте.

Если предприятие будет ориентироваться на максимальную прибыль и рентабельность, то оно будет мобилизовать все свои ресурсы,. в том числе за счет снижении ликвидности, отказа от финансовых pезервов, вовлечения в оборот заемных ресурсом в больших объемах и т. д. Если целью является завоевание ринка, тогда максимальная рентабельность приносится в жертву, здесь резко возрастают требования к ликвидности и наличию достаточно больших резервов. Если целью является выживание, главное для предприятия - удержать уровень нулевой прибыли при минимальных отклонениях от него при обеспечении ликвидности и наличии определенных резервов, причем основной опорой должны быть собственные источники.

Предприятие взаимодействует с другими предприятиями - поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвует в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает во взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами и пр.

Финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия и его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, и их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми оно распоряжается самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений -- обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационных отчислений, прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные нужды ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.

Направления инвестирования денежных средств могут быть различными: связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь образуемых предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета.

Самофинансирование -- обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия и означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита (для покрытия текущих затрат) и долгосрочных банковских кредитов (для использования на капитальные вложения).

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

* амортизационных отчислений;

* прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;

* дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

* средств, получаемых от выпуска облигаций;

* средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

* долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);

Детализация методики анализа зависит от целей и задач, а также от различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

Выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятий на

рынке и корректировать их в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

Внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

Заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении

жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

Обеспечивать конкурентоспособность предприятия;

Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие

Система управления финансами включает в себя следующие элементы:

Финансовые методы;

Финансовые рычаги (инструменты);

Правовое обеспечение;

Информационно-методическое обеспечение.

Финансовые методы это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов

Финансовые рычаги это инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относят экономические показатели, через которые оказывается влияние на хозяйственную деятельность: прибыль, доход, налоги, финансовые санкции, цена, дивиденды и проценты, заработная плата, а также амортизацию, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции и др. Финансы важнейший инструмент, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие).

Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов.

В состав финансового механизма входят: финансовые инструменты, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

Под финансовыми инструментами понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на фондовых рынках: денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Существуют различные подходы к трактовке понятия "финансовый инструмент". В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

· денежные средства;

· контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

· контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

· акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия "финансовый инструмент". В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

В рыночной экономике на эффективность работы предприятия и организацию его финансовых отношений влияют разнообразные факторы, которые можно объединить в следующие группы:

Позитивные факторы - положительно, благотворно влияющие на деятельность предприятия;

Негативные факторы - отрицательно влияющие на его деятельность;

Внутренние - зависящие от деятельности самого предприятия;

Внешние - не зависящие от него.

К внутренним относят факторы связанные:

С личностью руководителя;

С ускорением НТП;

Совершенствованием организации производства, труда и управления (менеджментом) предприятием;

С организационно-правовой формой хозяйствования;

Со спецификой производства и отрасли;

С качеством и конкурентоспособностью продукции;

С амортизационной и инвестиционной политикой и т.п.

К внешним относят факторы, связанные с изменениями:

Конъюнктуры мирового и внутреннего рынка;

Политической обстановки;

Инфляционных процессов и экономической политики государства

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:

выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

лидерство в борьбе с конкурентами;

максимизация рыночной стоимости фирмы;

приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

рост объемов производства и реализации;

максимизация прибыли;

минимизация расходов;

обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

Финансы коммерческих предприятий и организаций,

Финансы некоммерческих организаций.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами.