Соотношение понятий управление и менеджмент характеризуется выражением. Сущность и соотношение понятий «управление» и «менеджмент. Предмет изучения науки менеджмента

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.

Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки о управлении.

Данная курсовая работа направлена на изучение сущности менеджмента и его значение на предприятии в условиях современной рыночной экономики, особенности требований предъявляемых к менеджменту, сущности его работы и его функций.

Теоретической базой исследования являются учебные пособия, периодические издания, Интернет-ресурсы.

Для достижения поставленной цели необходимо ответить на следующие вопросы: каковы исторические предпосылки менеджмента, соотношение понятий «менеджмент» и «управление», какова корпоративная природа менеджмента, какие, по сути, современные подходы к управлению, управление в условиях рыночной экономики.

В качестве объекта исследования в практической части курсовой работы была выбрана рекламно-производительная фирма «Апельсин».

Задачи практической части работы заключаются в следующем:

Сформировать общее представление о коммерческой деятельности как неотъемлемой части деятельности предприятия;

Определить принципы организации коммерческой деятельности на предприятии;

Провести анализ коммерческой деятельности изучаемого предприятия;

Основными методами достижения цели работы являются:

Анализ документов (научной литературы, статистических данных, данных хозяйственной деятельности предприятия, документации фирмы);

Наблюдение, в основе которого лежит фиксация мероприятий и их анализ в системе коммерческой деятельности;

Опрос менеджмента, персонала, клиентов в рамках коммерческой деятельности предприятия.

СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение

В широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве. Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет.

Управление предприятием призвано решать две основные задачи:

1) Поддерживать нормальный ход производства, поддерживать его цикличность и стабильность.

2) Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.

Суть управления заключается в следующем:

1. Сборка, хранение, обработка и передача информации.

2. Разработка и принятие управленческих решений.

3. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту.

4. Контроль исполнения принятых решений.

Это можно представить следующей формулой:

У - Управление. И - Информация. В - Воздействие. К - Контроль.

Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию, вырабатывать и принимать управленческие решения, выдавать воздействие на объект управления, контролировать выполнение управленческих решений.

При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.

2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.

Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.

3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнениями основных управленческих операций.

Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.

Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.

Теперь рассмотрим понятие «менеджмент».

Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage"(лат."manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки о управлении.

На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент". Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление, менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс, менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент, как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, информация, струтура и т.п. Основными задачами менеджмента, как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач. Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы. Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности. Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла становилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

Менеджмент- это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы, следует учитывать, что управление шире.

Теория и практика управления как наука.

(основные понятия ТИПУ; приниципы управления; история развития ТиПУ; основные концепции современного менеджмента)

Соотношение понятий менеджмент и управление.

В отечественной науке сейчас происходит путаница при обозначении понятий "менеджмент" и "управление".

Первая т.з.:

Менеджмент

а) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей;

б) по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

в) это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Вторая т.з.

1. Управление – элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

2. Менеджмент:

а) способ, манера общения с людьми;

б) власть и искусство управления;

в) особого рода умелость и административные навыки;

г) орган управления, административная единица.

3. Искусство высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

(П.Друкер - термин "менеджмент" включает в себя и определенную функцию, и социальный статус людей, ее выполняющих, и учебную дисциплину, и область научного исследования.)

Следовательно, понятие "менеджмент" по отношению к понятию "управление", надо рассматривать, как часть, по отношению к целому.

Различия:

1. М. содержит разработку межличностных коммуникаций.

2. "М" в отличие от "управления" возникает там, где управляемый объект, выступает в качестве субъекта рыночных, коммерческих отношений. (В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка (а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой) .

В дальнейшем мы с вами будем говорить именно об управлении.

Предметную область теории управления как комплекса можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества. Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношений между ними. Управление невозможно без системы управления – механизм, обеспечивающий процесс управления (элементы объединяются в систему при помощи информационных связей).

Элементы, на которые направлена эта деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей.

Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).

Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

1) Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.

2) Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

3) Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления. И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Можно выделить следующие виды управления: техническое, биологическое и социальное.

Социальному управлению присуще:

а) властность. Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства. Источники: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности; доступ к информации. Способы реализации управленческой власти: принуждение; авторитет; материальное стимулирование; вовлечение в процесс принятия решений.

Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рейвен. исследователи в области власти и руководства. разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может создать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или помочь в каком-либо деле.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера) . Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг – подчиняться им. Он или она выполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть часто называют ”традиционной властью” . Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.

б) организованность (потребность регулирования деятельности людей, установления стандартов);

в) наличие технологий управления (сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и иных знаний, необходимых для осуществления желаемых изменений в материалах, информации, людях).

Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Принцип системности и комплексности.

Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

Эмерджентность - означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей.

Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата.

Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности.

Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы.

Свойство "обратных связей" . информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).

Принцип правовой защищенности управленческого решения.

Принцип оптимизации управления

Эффективность управляемой системы зависит и от степени ее открытости, восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта - он действует только в открытом состоянии).

Теория управления дает четкие, однозначные рекомендации: руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. И при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные обязанности. "Не сломано - не чини!".

Принцип делегирования полномочий

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Принцип соответствия

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя

Принцип автоматического замещения отсутствующего

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

Принцип первого руководителя

Принцип первого руководителя гласит - при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.

Принцип повышения квалификации

Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Принцип "монтера Мечникова"

любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально.

Принцип цели

Если рассматривать возникновение управления, как области научного исследования, то, как отмечает А.В.Попов, в зарубежной историографии единодушно называется 1911 год. В этом году вышла книга Ф.У.Тейлора "Основы научного менеджмента". Эта дата является точкой отсчета, с которой стала развиваться наука управления.

Однако в развитии управленческой мысли это не начало, а определенный качественно новый этап. Первые элементы примитивной управленческой деятельности можно встретить уже в первобытном обществе.

1. Практика менеджмента

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех революций древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

Первую революцию автор назвал религиозно-коммерческой. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. Суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности. Так как на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

Вторая связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи Изучив опыт своих предшественников, Хаммурапи счел недостаточным управлять только на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.

Также Хаммурапи, по мнению автора, был первым, из тех, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа "заботливого покровителя народа". То есть это был первый опыт формирования имиджа правителя. Эту революцию в менеджменте Р.Ходжеттс охарактеризовал как светско-административную.

Третья революция произошла также в Вавилоне во времена нового расцвета этого государства. Она связана с правлением царя Навуходоносора 11 (605-562 гг. до н.э.), который явился автором проектов не только Вавилонской башни, но и значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах. Это позволило Р.Ходжеттсу выделить третью революцию в менеджменте и охарактеризовать ее как производственно-строительную.

2. Наука управления

Платон называл управление "наукой о питании людей", тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества, "жизнеобеспечения". Философ считал, что управлять страной должны законы, но они слишком абстрактны и поэтому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. Причем в зависимости от обстоятельств Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если граждане выполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический).

Себя исчерпала промышленная революция. Нужно было искать новые способы роста производительности труда.

В науке – несколько подходов:

1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Планирования, организации, коммуникации и контроля. Объединены связующими процессами коммуникации (обмен информацией) и принятия решений (выбор из альтернатив).

2. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Первым в истории возникло рациональное направление в науке управления, то есть стремление организовать производство наиболее рациональным способом. Родоначальником этого движения явился Ф.У.Тейлор. Во-первых, он выделил сам вид управленческой деятельности, как определенную профессиональную область, требующую специальной, целенаправленной подготовки. Во-вторых, выделил два ведущих принципа управления:

Разделение труда на труд исполнительский и труд распорядительский;

Соответствие работников видам выполняемых ими работ.

Второй принцип выделял такое соотношение как вид работы и внутренние склонности и способности исполнителя. Систематическое стимулирование!

Административная школа (А. Файоль). Выделены принципы управления: разделение труда: полномочия и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала; централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух.

Следующее направление, возникшее в 30-е гг. ХХ века, как реакция на недостатки рационального, развивалось параллельно и оспаривало право на абсолютную истину - это психологическое направление .

А) движение за человеческие отношения, то есть против деперсонализации производства и управление сотрудничества между администрацией и коллективом (М.Фоллетт, Э. Мэйо, Н.А. Витке и др.).

Б) поиск средств, направленных на управление поведением людей, так называемый поведенческий подход (Д. Мак-Грегор, Г. Саймон, Д. Карнеги и др.).

Третье, более позднее направление развития науки управления, связано с использованием достижений точных наук в управлении, а также компьютеров, как средств обработки информации и разработки соответствующих технологий; оно получило название информационное или кибернетическое (С. Бир, Н. Винер, А. Ершов, К. Шеннон, У. Эшби и др.).

В современной науке управления сейчас стали ярко проявляться тенденции к интеграции. Процесс интеграции осуществляется в двух основных направлениях:

ü интеграция достижений национальных моделей управления, характеризующихся универсальностью использования (японский и американский менеджмент);

ü интеграция достижений рационального и психологического подходов в управлении на базе научных разработок информационного направления.

Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны. Применительно к различным видам деятельности, в самой среде работающих здесь людей сложилось предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования и долга, почтение к старшим, необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности. Как порождением концепцией «человеческого потенциала» можно рассматривать систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет ответственность все группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принять решение. Можно рассмотреть более подробно процесс принятия решения группой. Сущность системы Ринги в том, что решения должны приниматься путем консенсуса. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против, предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение никогда не выносится на официальное обсуждение без неформального. Японский служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для своей компании - это одно из проявлений отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании.Теоретически, чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть его само отождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены. Занятость в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и моральный подтекст.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.

4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством. Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:

Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.

Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.

Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих

5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем, по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.

* люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;

* основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием общих целей работы;

* когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей.

Американский менеджмент

Индивидуальный характер принятия решения; индивидуальная ответственность, строго формализованная структура управления и процедура контроля; ускоренное продвижение по службе; ориентация управления на отдельную группу; формальные отношения с подчиненными; узкие специалисты; наем на работу на короткий период.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современ­ный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом по­нятия «управление>>. Термин «менеджмент» широко используется примени­тельно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляе­мым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специ­альные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менедж­мент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и. т.п.

Так что же такое менеджмент?

Во-первых, это современная наука и практическая деятельность.

Во-вторых, это специальные знания и искусство управления.

Термин «менеджмент> многие полностью отождествляют с понятием «управление>>, считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде.

Однако необходимо обратить внимание на то, что глагол «управлять» и существительное «управление>> применяются для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечиваются целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы. В Советском энциклопе­дическом словаре (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, подержание режима деятельности, реализацию их программ и це­лей. Однако методы, приемы управления машиной, биологической системой, политической партией или коммерческой организацией неодинаковы.

Появление термина «менеджмент» - необходимое уточнение в русском языке понятия «управление>> применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка, т.е. менеджмент- это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

В настоящее время понятия «менеджмент» и «управление организацией» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые. Это находит от­ражение в определениях указанных понятий в фундаментальных работах оте­чественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание. Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и под­ходы к раскрытию их содержания. Кроме этого, более широкое понятие «управление» с позиции логики может быть использовано без уточнений, вме­сто более узкого «менеджмент», так как это уточнение в принципе определяет­ся предметом исследования.

Можно привести множество определений менеджмента, встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организа­ций, а также управленческий персонал. Менеджмент - это эффективное ис­пользование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

Менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

Менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели;

Менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимы знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

Менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых управленческими функциями (планиро­вания, организации, мотивации, контроля); ­

Менеджмент-это процесс принятия и реализации управленческих решений;

Менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

Процесс управления осуществляется профессионально подготовленны­ми специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими, ставя цели и разрабатывая способы их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менедж­мента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сде­лать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусст­вом должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья ра­бота состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение резуль­татов, соответствующих целям.

Субъекты менеджмента - менеджеры-руководители различного уровня, за­нимающие постоянную должность в организации: и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

В настоящее время понятия «менеджер)), «бизнесмен), «предприниматель» широко употребляют как в практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определении функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

Бизнес - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, кото­рые являются источником получения прибыли (наживы). Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализу­ет продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Собственного труда предпринимателя недостаточно, когда возрастают масштабы производства, расширяется спектр выпускаемой продукции, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за ру­беж. Каждая функциональная область работы предприятия (снабжение, производ­ство, сбыт и. т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит раз­деление функций на производственные и управленческие, что требует профессио­нального управляющего ими. Здесь и появляется на рынке труда рабочая сила со­ответствующей специальности - профессиональный менеджер.

Любая фирма, производственное предприятие, организация рассматрива­ется как система, состоящая из взаимосвязанных элементов.

Система - единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из ко­торых привносит нечто конкретное в уникальные характеристики целого. Ор­ганизации считаются открытыми системами потому, что они динамично взаи­модействуют с внешней средой.

Сложной является система, обладающая, как считает большинство иссле­дователей, определенным набором свойств, из которых целесообразно выде­лить следующие: неоднородность и большое число элементов; эмерджент­ность; иерархия; агрегирование; многофункциональность, которая проявляется в свойствах. гибкости, адаптации, живучести; надежность системы; безопас­ность системы; стойкость; уязвимость.

Любая система управления в простейшем виде может быть рассмотрена как совокупность двух взаимодействующих подсистем: субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управление (управляемой подсистемы).

Все организации являются системами открытого типа, тесно взаимосвя­занными с внешней средой. Для понимания сущности этих систем менедж­мента необходимо структурировать их, выделяя основные внутренние под­системы.

Однако только представлением об организации как об открытой системе управления применение системного подхода в менеджменте не исчерпывается. Системный подход является основой построения здания самой науки менедж­мента, интегрируя в единое целое различные направления и подходы научной управленческой мысли. Системный подход помогает выработать основопола­гающие принципы управления организацией. Он объединяет различные спосо­бы воздействия на объект управления в единую систему методов менеджмента. На основе системного подхода строится процесс управления и обеспечивается достижение поставленных перед организацией целей. В настоящее время ряд авторов считают системный подход универсальной методологией менеджмен­та. Системный подход получил широкое распространение в современной тео­рии и практике менеджмента.

Процессный подход. В соответствии с процессным подходом управление рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - процесс. Этот подход был предложен представи­телями школы административного управления, а именно А. Файолем, который говорил: «Управлять - означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Процессный подход рас­сматривает функции управления как взаимосвязанные. М. Мескон отмечает, что «управление рассматривается как процесс, потому что работа по достиже­нию целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из кото­рых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязан­ных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Предмет изучения науки менеджмента

Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, поскольку изучает отношения в связи людей в процессе управления производством.

При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.

Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.

Цель науки менеджмента – помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Сущностью любого управления является воздействие.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое.

Результатом труда менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.

Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального вари анта из ряда альтернатив.

Объектом менеджмента являются предприятия и организации.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В российской экономике в широком употреблении слово «менед­жмент» появилось в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономи­ки в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, приня­то называть менеджментом.

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффек­тивном управлении предприятием, которая включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о страте­гии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (соци­ологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологи­ческая часть); главным в менеджменте является выделение, определе­ние и применение на практике всеобщих принципов управления.

Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работника­ми, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же - функция организованных систем различной при­роды (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаи­модействия внутрисистемного и межсистемного.

Управление понятие более широкое, чем менедж­мент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персо­нальный, международный, экологический, производственный, снаб­жения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управ­ления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.

В зарубежной теории и практике термин «управление» объединяет все множество форм (точнее, форм объектов, на которые могут быть направлены управляющие воздействия) - от управления простейшими механизмами до управления государствами. Таким образом, управление представляет собой обобщающее понятие, хотя его применяют и для обо­значения воздействия людей на технические системы. Менеджмент же обозначает управление объектами только социально-экономической природы. При этом изначально менеджмент вообще сводили к управ­лению только «социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании». Управление же государством, административно-территориальными единицами, другими организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на узость изначального толкования понятия «менеджмент», под ним вместе с тем понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы или манеру общения отдельных руководителей со своими подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций, и еще многое-многое другое. В Оксфордском словаре английского языка термин «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из известных американских теоретиков менеджмента, утверждает: «Термин „менеджмент" исключительно труден для понимания... Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских, островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Хотя в последнее время подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Эта оговорка относится к соотношению понятий «менеджмент» и «администрирование». Что же касается понятия «управление», то его употребляют в основном как обобщающее, впитывающее в себя все формы управленческой деятельности людей. В частных же случаях его применяют только для обозначения воздействия людей на технические системы с целью изменения их движения или состояния (например, управление кораблем, станком и т.п. или управление химической реакцией). А «менеджмент», подчеркнем еще раз,- это управление исключительно в организационных системах.

Управление - функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Из данного определения видим, что существует три класса управления:

в неживой природе (технических системах);

в организмах (биологических системах);

в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах - это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин - изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Управление в социальных системах - это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т. е. социально-экономические системы.

Социальное управление - свойство, присущее человеческому обществу Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов. Весь материал изложен на основе концепции "предприятие - открытая система".

С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, в сферу которой вошли как сфера материального производства, так и сфера духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. В качестве объекта управления вообще выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функций.

Применительно к такой области деятельности уместнее использовать понятие «менеджмент».

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.


Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

Постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

Хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений, тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

Конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

К началу XXI века стало очевидно, что развитый бизнес закончил пожинать плоды классических разработок в области менеджмента (организация, планирование, управление финансами, маркетинг, стратегическое управление), скрещенных с японскими новинками (командный способ организации работы и управление качеством). Все решения, лежащие в поле управленческих технологий, из эксклюзивного знания превратились в стандартный набор инструментов. Причем наборы эти существуют на все случаи жизни и на любой вкус. Бизнесу этом смысле становится однородным на всем земном шаре.

Все труднее создать конкурентное преимущество за счет редкости ресурса или ограниченности информации, которой обладает клиент. Информационные сети доставляют любую информацию о ценах, качестве, сроках и стоимости доставки товаров мгновенно любо потребителю. Все это проявляете* растущем товарном изобилии, при этом товары становятся все более похожими по качеству.

Наконец, все изменения в бизнесе происходят с невиданной для прошлого столетия быстротой. Это означает, что никакое конкурентно преимущество не сможет продержаться долго, даже в том случае, если его удастся найти.

Переломный момент в мировом бизнес-менеджменте похоже уже наступил. Постепенно становится ясными следующий посыл - создание конкурентных преимуществ должно быть поставлено на поток. То есть инновации в бизнесе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше. Причем, если десть лет назад думали, что генерировать идеи должен отдельный человек, то теперь речь идет о командном креативе, о коллективном творчестве.

Поставить креатив на поток под силу лишь компании определенного типа. Так, в мире высокоскоростного бизнеса, а уж по этому параметру российский бизнес нисколько не уступает мировому, изменения не могут быть привилегией отдела ил "специалистов" по нововведениям. Инновационный процесс будет непрерывным только в том случае если удастся задействовать потенциал каждого сотрудника. Для этого его, сотрудника, надо сделать лидером. Причем лидерство в этом случае не имеет отношения к должности. Это выбор, ответственность и энергетика. Возрастает и роль руководства фирмы в насаждении лидерства. Для этого менеджеру нужно отказаться от роли "контролер" и сделать шаг к формированию компании на базе общих ценностей фирмы и сотрудников. Продумать механизмы быстрого распространения новых идей, возникших в головах не только начальства, но и рядовых сотрудников. Гарантировать, что любое предложение сотрудника будет рассмотрено и внедрено, если будет признано дельным. А если из инновации еще и выйдет что-нибудь путное, то автор изобретения получает премии, субсидии и постоянные отчисления от результатов новшества.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

Постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, также относятся:

Определение конкретных целей развития фирмы;

Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательностей их решения;

Разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

Установление контроля за выполнением поставленных задач.