Понятия «труд», «работа», организационное поведение», «профессиональная роль», «трудовой пост» и их соотношение. Трудовая деятельность – широкое понятие

Наукой доказано, что сущность и эволюция человека связана с деятельностью. Деятельность – это универсальный способ удовлетворения потребностей путем активного, преобразующего отношения к миру. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека в окружающей природе называется жизнедеятельностью.

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками. Однако основу жизни людей составляет хозяйственная деятельность, которая проходит четыре стадии: производство – распределение – обмен – потребление благ и услуг.

Производство – это процесс создания материальных и других благ, т.е. воздействие человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Мы изучаем 4 фактора производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность, важнейшим из которых является труд. Труд – один из видов деятельности. По мнению К. Маркса, труд – это процесс создания потребительских стоимостей, т.е. благ, удовлетворяющих конкретную потребность человека.

Мудрецы всех времен и народов пели гимны труду и человеку труда.

Аристотель: «Назначение человека в разумной деятельности».

Эзоп: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться».

Вольтер: «Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока и нужды».

Леонардо да Винчи: «Слава в руках труда».

Бальзак: «Постоянный труд – есть закон, как искусства, так и жизни».

К основным целям деятельности человека относятся:

Материальные блага;

Власть и слава;

Духовное совершенство.

Набор качественных свойств личности, влияющих на результат деятельности, отражает понятие «трудовой потенциал», его компоненты:

Умение создавать социальные контакты;

Способности и задачи;

Рациональность трудового поведения;

Наличие знаний, навыков;

Предложение на рынке труда.

К факторам трудового потенциала личности относят: здоровье, нравственность (трудовую этику), творческий потенциал, активность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени и т. д.

Данные научных исследований свидетельствуют о том, что показатели, отражающие состояние основных компонентов трудовой активности российского общества, за годы рыночных реформ снизились. Наблюдается ухудшение здоровья нации, падение нравственного стержня общества, отсутствие трудовой этики. Существенно снизился творческий потенциал. По количеству изобретений, публикаций, ссылок в научной литературе и, наконец, по числу Нобелевских лауреатов ситуация не в пользу России. Из общего числа отечественных изобретений, патентуется за рубежом менее 1%, в США этот показатель достиг 30%, в Швейцарии – 40%. Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США – 30%, ФРГ – 20%, Япония – 10%, Франция – 8%, Россия – 1,5%.


Уровень творческого потенциала России в значительной степени определяется низкой активностью рабочей силы. Интересно, что наиболее глубоко и последовательно природу активности исследовал Л. Н. Гумилев. Стремление человека к новому, к изменению привычного, традиционного, «нарушение инерции» ученый назвал пассионарностью (лат. passio – страсть). Л. Н. Гумилев подчеркивал, что пассионарность как особое энергетическое состояние человека относится не только к отдельно взятым личностям, но и к большим коллективам. По признакам пассионирности и направленности интересов автор данной концепции предложил классификацию людей. Он выделил такие типы, как «обыватели, бродяги, преступники, деловые люди, ученые, авантюристы, пророки…».

Сегодня падение активности населения страны объясняется многими причинами, в том числе – отсутствием национальной идей, смещением ценностных ориентиров, растерянностью людей в новых условиях, разочарование реформами и многое другое.

Отмечаются проблемы и противоречия в образовании. По этому показателю мы существенно отстаем от мирового уровня. Особенно впечатляют изменения в образовательном уровне американской рабочей силы. К началу 2000 г. около 83% всего взрослого населения США в возрасте 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 24% – законченное высшее образование. В 1996 г. в США было присвоено 45 тыс. докторских степеней и 406 тыс. степеней магистра наук. Среднее число лет обучения трудоспособного населения достиг к 2000 г. 13 лет, что на год превосходит уровень средней школы. Таким образом, по агрегированным показателям образовательного уровня американская рабочая сила является одной из наиболее подготовленных в мире. Что касается профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, то к 2000 г. доля занятых преимущественно умственным трудом («белых воротничков») достигла в США почти 60% экономически активного населения. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых «работников обслуживания» (поваров, официантов, медицинский персонал и т.д.), медленно, но неуклонно, сокращается.

В специальной литературе чаще всего отражается количественный аспект нашего отставания. Но есть и другая сторона – различия в степени использования полученных знаний на производстве. До последнего времени лишь 10% выпускников технических вузов работают по инженерным специальностям, а остальные – где придется. Это снижает изначально эффективность образования.

Таким образом, факты свидетельствуют о том, что необходимо проводить целенаправленные реформы, усиливающие трудовой потенциал России. Это касается всех форм проявления трудового потенциала.

Достичь этого можно только путем усилия трудовой мотивации и стимулирования активного, творческого, высококвалифицированного труда.

Акт деятельности человека включает элементы:

Субъект (индивид либо группа);

Средства достижения цели (орудия труда, опыт и т.д.);

Предмет (на что направлена деятельность);

Результат

Таким образом, деятельность является формой проявления человеческого существа и активности личности. Деятельность имеет смысл, если она приносит результат или удовлетворяет ту или иную потребность людей.

1. Понятие о труде

На первый взгляд, ответ на вопрос о том, что считать трудом, очевиден, ибо каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако в литературе нет четкого и однозначного определения понятия труда.

В обыденном языке слово "труд" имеет несколько значений, что отражено в "Словаре русского языка" С.И Ожегова: "1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; З) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности, работы, произведение" 1 .

В Советском энциклопедическом словаре дается несколько иное толкование понятия "труд": это "целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей" 2 .

В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К.Маркс. Труд - "это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости" 3 .

На основе марксова определения дают расширенные трактовки труда. Например, "… Во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована; во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия); в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне

________________

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1985, с. 707.

2 Советский энциклопедический словарь. - М., 1981, с. 136.

3 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - 2-е ИЗД., т. 23, с. 188.

народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов" 4 . Это довольно громоздкое определение, в котором показаны особенности труда как объекта исследования и изучения.

Б.М.Генкин предлагает следующее определение труда: " Труд это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому" 5 . Он выделяет методы привлечения людей к труду, в там числе и внеэкономические .

Неоклассики (например, Маршалл, Джевонс) считали трудом всякое усилие, предпринимаемое для достижения какого-либо результата, и подчеркивали при этом тягостную, принудительную сторону труд, помимо непосредственного удовольствия от самого процесса труда.

«всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовольствия, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. (Исходно данное определение принадлежит Джевонсу, хотя как отмечает Маршалл, последний включает в понимание труда лишь тягостные усилия. См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993. - Т. 1. - С. 124).

По сути он отождествляет трудовую деятельность и процесс работы - затраты усилий, или энергии человеком.

Всебщее понимание труда по К. Марксу. В анализе сущности труда Маркс следует принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от всеобщего к особенному и частному . Только при таком подходе можно последовательно выявлять, как самые общие моменты (атрибуты), всегда присущие труду и характеризующие его на различных этапах человеческой истории, так и его особенные черты на каждом историческом этапе, и, наконец, специфику конкретных видов и форм труда.

Следуя этому методологическому принципу, Маркс первоначально рассматривает труд как «неисторическую», всеобщую категорию («труд вообще») и определяет его как «прежде всего процесс.., в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой», как «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни». (Маркс К. Капитал. Том первый // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. - С. 188, 195). Здесь труд характеризуется как способ существования человека, отличный от других живых существ способ человеческой жизнедеятельности .

Существенным для понимания сущности труда является то, что труд характеризует процесс преобразования человеком природы (окружающего мира и своей собственной природы) с точки зрения необходимого участия в нем самого человека в качестве субъекта труда , который обладает сознанием и волей. В широком смысле труд и есть целесообразная, материально-преобразующая предметная деятельность человека . Материально-преобразующая предметная деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек преобразуя природу, выступает деятельным субъектом, делая осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности.

Опираясь на это абстрактно-общее понимание труда, Маркс фиксирует его самые существенные и необходимые моменты, как-то целесообразность, всеобщность и перманентность, универсальность , созидающий характер. Труд как всео6щее условие обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Он является основой жизнедеятельности и развития ! человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуй на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности.

Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни была определенной формы организации общественной жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, Для всех способов производства, для любого общественного строя.

_________________

4 Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна и Р.П.Колосовой. - М., 1996, с. 10.

5 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1998. с. 7.

Субстанция труда. В экономической литературе по вопросам труда иногда можно встретить и такое понятие как "субстанция труда". В общем термин "субстанция" означает, во-первых, сущность, то, что лежит в основе; во-вторых, то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. 6 Еще в 20-е годы XX в., говоря о субстанции труда, А.А.Богданов указывал, что это есть затраты человеческого мозга, нервов. мускулов, органов чувств, крови и энергии в процессе труда. 7 Некоторые современные авторы считают, что субстанция труда - это энергия, расходуемая организмом человека в процессе труда в определенной целесообразной форме, что трактовка субстанции труда как расходования человеческих органов научно несостоятельна и с подобными представлениями экономистам давно уже пора расстаться. Энергия, конечно, расходуется через человеческие органы во времени, но это не дает основания представлять то или другое в качестве субстанции труда. 8

Элементы труда. Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества. 9 Есть и другие толкования понятия" рабочая сила". Часто этот термин используется для обозначения экономически активного населения или работников, занятых на предприятии, в фирме.

Средства производства состоят из предметов труда и средств труда.

Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д.

Средства труда - это орудия труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.), при помощи которых человек воздействует на предметы труда, а также другие средства труда (производственный здания, коммуникации и т.п.).

Процесс труда - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение его основных элементов, а органическое их единство, и решающим

_________________

6 СМ.: Советский энциклопедический словарь. С. 1294.

7 СМ.: Экономика и социология труда. - Ижевск, 1997, с. 42.

8 Экономика и социология труда, с. 45.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-изд., т. 23, с. 178.

фактором здесь является человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда .

Атрибуты труда как деятельности. Труд - это деятельность человека, обладающая следующими свойствами:

1) осознанностью действий. Это означает, что прежде чем начать трудиться человек создаст в своем сознании проект, т.е. мысленно представит себе результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет, какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Чтобы проиллюстрировать это, К.Маркс сравнил действия архитектора и действия пчелы. Самый плохой архитектор, отмечал К.Маркс, от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия инстинктивно;

2) целесообразностью действий. После того, как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает, как эти продукты надо производить, используя какие ресурсы, при помощи какой технологии;

З) результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно-полезный результат, а потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;

4) общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они про изводят эти блага для себя и для общества;

5) энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия (работа ).

Отличие "Труд" и "работа" . Не являются равнозначными или тождественными понятиями. Труд по своей природе есть общественная деятельность благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастности человека к общественным результатам. Конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд присущ только человеку как общественному существу. Работа - понятие, имеющее больше физический смысл. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику иизмеряется рабочим временем (но здесь уже имеем редукцию к работе). Работа измеряется в натуральных единицах - килограммах, метрах, штуках и т.д.

Характеристики человека как субъекта труда. Любая деятельность человека основана на его дееспособности , работоспособности и трудоспособности . Дееспособность (способность к деятельности) характеризует деятельность человека с качественной стороны. В процессе труда человек способен безгранично создавать материальные и духовные ценности, ставя перед собой различные цели и достигая их различными способами. Бесконечное разнообразие всего этого является следствием сложнейшего устройства человеческого организма. Таким образом, дееспособность - это способность человека к "качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие.

Однако, человек не может решать поставленные задачи, не используя при этом свою работоспособность, т.е. способность совершать действие или работу. Если бы организм не обладал такой способностью, то все его исполнительские и творческие функции остались бы неосуществленными. Это можно сравнить с иллюминацией, когда изображение мгновенно теряется, как только к лампочкам перестает поступать электрический ток, хотя схема соединения этих лампочек остается прежней.

Работоспособность характеризует количественную сторону той или иной конкретной деятельности человека. Благодаря ей становятся возможными совершение самого действия и получение его результата в количественном выражении.

В свою очередь, сама работоспособность характеризуется различными показателями. К экономическим показателям относятся количество произведенной продукции за каждый час работы (почасовая производительность труда), среднее время (за час или полчаса работы) на единицу продукции, количество бракованных изделии по часам работы и др. Кроме экономических показателей, работоспособность характеризуется также изменением физиологических функций, как то изменением частоты сердечных сокращений, скоростью зрительной реакции через каждый час работы и т.д.

Работоспособность не является постоянной величиной, а меняется в разные периоды рабочего времени (день, сутки, неделя) под воздействием целого ряда факторов: характера работы, стажа работника, его привычки систематически трудиться, степени овладения навыками работы и др. Графическому изображению отдельных видов работ соответствуют свои кривые изменения работоспособности в течение рабочего дня. Существует несколько типов таких кривых. Однако, для большинства работ в течение рабочего дня характерна типичная кривая работоспособности, имеющая три фазы: фазу врабатываемости (I), фазу устойчивой работоспособности (II) и фазу утомления (III) (рис. 1).

Для первой фазы характерны низкие показатели уровня работоспособности. В течение этого периода деятельность всех физиологических органов и систем человека перестраивается в соответствии с выполняемыми им действиями. Постепенно улучшается координация движений, возрастают их точность и быстрота, улучшается восприятие, выбирается оптимальная рабочая поза, устанавливается на необходимом уровне функционирование систем дыхания и кровообращения. По мнению академика А. А. Ухтомского, в этот период в центральной нервной системе происходит формирование" рабочей доминанты", т.е. настройка различных нервных центров, регулирующих деятельность физиологических

систем, на ту форму активности и на ту скорость нервных реакций, какие необходимы для наиболее продолжительной трудовой деятельности. Продолжительность данной фазы может составлять от нескольких минут до полутора часов.

Рис. 1. Типичная кривая работоспособности

После завершения фазы врабатываемости организм человека переходит в так называемое устойчивое рабочее состояние. В этот период человек достигает максимального результата при минимальных затратах времени. Такое состояние для большинства видов профессиональной деятельности, кроме работ, связанных с чрезмерным напряжением или протекающих в исключительных условиях. может поддерживаться в течение нескольких часов, как правило, два-три часа.

После этого наблюдается снижение уровня работоспособности: внимание у человека рассеивается, движения замедляются. увеличивается число ошибок. Все это свидетельствует о нарастании утомления. Утомление - это совокупность физиологических процессов, возникающих в результате продолжительной и интенсивной работы и ведущих к временному понижению работоспособности. Состояние утомления обычно сопровождается характерным ощущением, которое обозначают словом"усталость". Утомление проходит во время отдыха, если продолжительность его достаточна. Обычно ко времени, когда наступает утомление и необходим отдых, приурочивается обеденный перерыв.

После обеденного перерыва организм человека вновь проходит через указанные три фазы. Но теперь фаза врабатывания завершается быстрее, чем в начале рабочего дня, фаза устойчивой работоспособности обычно короче по длительности и ниже по

уровню, чем дообеденная, а период утомления длиннее, и оно нарастает с большей глубиной, нежели до обеда.

Вследствие установившейся суточной периодичности жизнедеятельности в различные отрезки времени, организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность в течение суток определенным образом колеблется. В соответствии с суточным циклом, наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы с 9 до 20 часов. В вечерние часы работоспособность человека находится еще на высоком уровне. В это время суток человек обладает большими потенциальными возможностями для обеспечения производительности при минимальном утомлении. Вместе с тем, работа в вечерние часы начинается при определенном наслоении утомления, вызванном предшествующим бодрствованием и бытовой нагрузкой. Ночная работа, нарушая биологический ритм, противоречит физиологическим закономерностям и противоестественна для человека. В колебаниях работоспособности в течение суток выделяют два минимума (около 2-3 часов утра и 15 часов дня) и два максимума (около 8-9 часов утра и 18 часов вечера).

Работоспособность человека в течение недели тоже не является стабильной. В первые дни недели она увеличивается, достигая наивысшего уровня на третий день (среда), потом постепенно снижается, резко падая к шестому дню - субботе.

Не следует смешивать понятия "работоспособность" и "трудоспособность". Трудоспособность отражает возможность участия в труде вообще. Если человек в состоянии работать, он трудоспособен. В свою очередь, потеря трудоспособности означает, что человек совсем не в силах выполнять работу или что работа противопоказана ему по состоянию здоровья.

Человек начинает свою жизнь, будучи совершенно беспомощным. С течением времени он мужает, развивается физически и духовно, набирает силу, знания, умения. Из иждивенца он превращается в работника, становится трудоспособным. К старости трудоспособность теряется. Временно лишиться трудоспособности можно (полностью или частично) и в результате болезни или травмы. Преждевременная потеря трудоспособности, так же как и снижение работоспособности, уменьшает трудовые ресурсы общества, отрицательно сказывается на производительности труда.

Классификация видов труда. Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по используемым вещественным элементам труда и разной степени участи, человека, по методам привлечения людей ктруду.

Процесс труда , с точки зрения содержания труда , есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие функции: 1)логическую, связанную с определением цели и подготовкой процесса труда: 2)исполнительскую, т.е. приведение в действие и непосредственное воздействие на предмет труда; 3)функцию регистрации и контроля, т.е. наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы; 4)функцию регулирования, т.е. корректирование, уточнение заданной программы.

1) простой и сложный труд. По определению К. Маркса,простой труд " есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием " 10 . Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд сложным трудом является "тольковозведенный в степень или, скорее,помноженный простой труд". В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем не квалифицированные;

2) репродуктивный и творческий труд . Репродуктивный труд - это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий - это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.;

3) функциональный и профессиональный труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников, в зависимости от их роли в производстве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. каждая функция сопряжена с той или другой стороной деятельности, необходимой для нормальной работы предприятия. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Такой труд принято называть функциональным.

____________________

10 Маркс К., Энгельс: Ф. Соч. - 2-е изд., Т. 23, с. 53.

Функциональный труд - это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управленческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдельным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);

4) умственный и физический труд. Физический труд - это затрата физической энергии. Умственный труд выражается в том, что в человеческом мозгу возникает идея создания той или иной потребительной стоимости, человек продумывает план реализации этой идеи, следит за тем, чтобы его план в процессе физического труда нашел свое воплощение. Деление труда на умственный и физический довольно условно. Эту условность отметил еще с.Г.Струмилин:«Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд -эта единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов ". 11 Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами производства и определяет социальную природу труда. В настоящее время происходят изменения в характере труда, обусловленные совершенствованием производственных отношений в результате разгосударствления социалистической собственности и приватизации, расширения сферы действия экономических методов управления, создания новых форм хозяйствования, ориентирующих на эффективность и качество, действительной материальной и моральной заинтересованности работников, превращения их в подлинных хозяев. В то же время именно глубокие социально-экономические различия в содержании и функциях труда, наличие рутинного, монотонного, неквалифицированного, тяжелого ручного труда, его вредные условия еще долго будут препятствовать раскрытию творческих способностей значительной части трудящихся, мешать гармоничному развитию личности, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

____________________

11 Струмилин С.Г. Избранные произведения. т. 3: Проблемы экономики труда. - М., 1964, с. 9-10.

В зависимости от характера труда различают :

1) конкретный и абстрактный труд . Как особая целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения его потребностей, труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам труда в физиологическом смысле - к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный, однородный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный - стоимость товара;

2) наемный труд и самонаем. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства, и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свой предстоящий труд (свою рабочую силу) в обмен на определенную стоимость в Форме заработной платы. Наемный труд является трудом, отчужденным от самого себя, так как созданное им богатство противостоит как чужое богатство. Вместе с тем наемный работник является собственником своей рабочей силы, по мере развития которой увеличивается и личная собственность рабочего, его семьи. В то же время предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать сaмoнаемом, и характер данного труда будет качественно отличаться от характера наемного труда. Именно такой труд предоставляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережному, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, проявлению творческих способностей;

Считается, что именно труд предопределил развитие человеческой цивилизации и выделил её из животного мира. Именно склонность к осознанной деятельности помогает людям становиться творцами своей судьбы и серьёзно влиять на окружающий мир, изменяя его по своему усмотрению. В быту мы отождествляем понятия работа и труд, считая их синонимами. Действительно ли данные категории схожи друг с другом, либо между ними есть разница?

Определение

Труд – сознательная деятельность живых существ, направленная на преобразование материи, удовлетворение физических и духовных нужд. В процессе труда исходные материалы приобретают новые свойства, старые идеи – новое содержание. В экономике данный термин является составной частью факторов производства и состоит из предметов и средств труда.

Работа – это целенаправленная человеческая деятельность, естественное и неотъемлемое право, которое заключается в производстве материальных благ, оказании услуг, выполнении задач. Усилия прикладываются именно для того чтобы получить осязаемый результат, который можно либо посчитать (производство, строительство, сельское хозяйство), либо оценить умозрительно (юриспруденция, программирование, журналистика).

Сравнение

Как работа, так и труд могут вестись на общественных началах либо оплачиваться. Всё зависит от статуса субъекта правоотношений и условий, в которых он находится. При этом принудительный труд запрещен, равно как и подневольная работа, за эксплуатацию человека предусмотрена уголовная ответственность. Участники правоотношений наделены свободой самореализации, которая проявляется в сознательном выборе.

Тем не менее, отличия между данными категориями тоже есть. Во-первых, понятие «труд» значительно шире: в него, в числе прочего, входит и работа. Он может и оплачиваться, и осуществляться на добровольных (принудительных) началах. Во-вторых, слово «труд» чаще всего используется в позитивном смысле, противопоставляясь рутинным процессам. Работа же может выступать в негативном значении как монотонная, ежедневная задача, которая должна выполняться несмотря ни на что.

Труд далеко не всегда является оконченным: он может продолжаться бесконечно. Об этом красноречиво говорит миф о Сизифе, который был наказан богами на вечный подъём камня в гору. В то же время, работа направлена на результат, который должен быть либо измеряемым, либо умозрительным. Слово «работа» применяется исключительно по отношению к человеку. Понятие «труд» используется и при описании других представителей животного мира (пчёлы, обезьяны, растения).

Выводы сайт

  1. Объём понятий. Значение категории «труд» более широкое, нежели понятия «работа».
  2. Конечный результат. Работа всегда направлена на получение конкретного блага, в то время как труд может реализовываться именно через процесс («Сизифов труд»).
  3. Олицетворённость. Понятие «труд», как правило, может применяться по отношению к любым живым существам (пчелиный труд – сбор мёда), в то время как работа – только по отношению к человеку.
  4. Эмоциональная окраска. В массовом сознании работой принято называть рутинные действия, которые отнимают много времени, а труд выступает в качестве созидания, развития, реализации целей и устремлений.
  5. Наличие/отсутствие оплаты. Как правило, работа осуществляется на возмездной основе и синонимично занимаемой должности или вакансии. Труд может выполняться как подневольно (рабский, каторжный), так и безвозмездно (общественно-полезный, волонтёрский).

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной целиОсобенности работы как объекту исследования, заключаются в том, что, во-первых, работа - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективной, рационально организованной; во-вторых, работа есть одной из главных условий жизнедеятельности не только отдельного лица, но и любого предприятия или организации, а также общества в целом; в-третьих, в процессе работы формируется система социально-трудовых отношений, которые образовывают стрежень общественного отношения на равные экономики в целому, на уровне региона, предприятия и микроколлектива.Организационное поведение - систематическое изучение и применение на практике знаний о том, как люди (индивиды и группы) взаимодействуют внутри организации.Трудовой пост - ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов).

Теории организаций.

ТеорияТейлора

Рабочие от природы ленивые и не способны сами организовать свой труд и прирост производство возможно за счет принуждения. Выступал против групповых организаций труда. Чем больше делаешь, тем больше денег получаешь. В его системе возросла роль руководителей организации. Разработал конкретные мероприятия для рационализации и разделения труда. На предприятиях, на которых была внедрена его система, возросла производительность в несколько раз, работа подбиралась каждому индивидуально. Хотел, чтобы управление стало научной дисциплиной, у него появилось большое количество последователей и распространилось в Европу.

Теория Файоля или Административная теория

Файоль выделил 5 основных элементов функции администрации:Прогнозирование,Планирование,Организация, Координирование,

Контроль.Процесс Организации - определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями для придания формы всей структуры и определения места каждого компонента.Мостик Фойоля - переход нерешенной задачи от низших сотрудников к более высоким чинам, вплоть до руководителя компании.



Бюрократическая теория организации Вебера

Бюрократия - идеальный тип организации для обеспечения наибольшей эффективности и предсказуемости поведения работника.

1.Разделение труда и специализация

2. Четкая определенная иерархия власти

3. Высокая формализация

4. Внеличностный характер

5. Кадровые решения основанные на достоинствах

6. Планирование карьеры

7. Четкое разделение организационной и личной жизни членов организации

8. Дисциплина

Организация как социальная общность

Структура : рациональность, безличность, служебные отношения, функциональность, наличие организаторов.

Принципы Мэйо : Четкое разделение труда не всегда ведет к повышению производительности; люди более отзывчивы к соц влиянию равных им людей; менеджер должен быть хорошо подготовлен профессионально;

Принципы полезные в управлении любой органзации:

1.Индивидуумы имеют уникальные цели, мотивы, обращение как с личностью

2. Человеческие проблемы не могут быть простыми

3. Семейные или личные проблемы рабочего могут неблагоприятно воздействовать на результаты труда

Теория Х и У

Теория Х : каждому человеку от природы способствует лень; человека нужно принуждать к труду; люди предпочитают быть ведомыми; люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите

Теория У: затраты физических и духовных сил при работе столь же естественны что и при игре и отдыхе и в норм условиях не отказывается от выполнения тех или иных обязательств; контроль и наказание не единственное влияние для выполнения цели, люди наделены способностями самоконтроля для достижения поставленной цели; приверженность к целям является функция вознаграждения, награда за деятельность будет строго соответствовать как выполнена коллективом задача; изобретательность и творческое начало в мире технологий они зачастую остаются скрытыми.

Современная лингвистика подтвердила идеи великих мыслителей XIX и XX вв. о том, что язык и образ мышления народа взаимосвязаны, что между жизнью общества и языком, на котором оно говорит, существует тесная связь. Поэтому представления народа о жизни, действительности, его привычки и этические ценности, культурные установки (т. е. картина мира) раскрываются и становятся понятными при анализе значения и сочетаемости слов, называющих предметы и явления как внешнего, так и внутреннего мира человека (о языковой картине мира см. «Виноград», №3, 2007). Такой лингвистический анализ позволяет проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времен (что невозможно для социологического исследования) и даже поколебать устойчивые культурные мифы, в частности о лености русского народа.

В русском языке имеется два базовых глагола и два производных от них имени со значением трудовой деятельности - РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, которые объединяют вокруг себя разнообразную лексику, называющую трудовой процесс, его разновидности, параметры, оценку. РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, часто выступая как синонимы, выражают целенаправленную и полезную для людей, созидательную деятельность, требующую усилий, обыденная цель которой - получение средств для жизнеобеспечения человека. РАБОТА, ТРУД противопоставлены развлечению и игре, как деятельности ради удовольствия. Спортивная игра, занятия спортом могут быть названы РАБОТОЙ только в случае их профессионального статуса, дающего средства к существованию.

РАБОТАТЬ и ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА и ТРУД не являются полными синонимами, между ними имеются содержательные и связанные с ними сочетаемостные различия, специфические именно для русского языка. Эти различия описываются в словарях синонимов современного русского языка (например, в словаре под ред. Ю.Д. Апресяна). ТРУДИТЬСЯ, ТРУД выражают этически более значимую и всегда оцениваемую положительно трудовую деятельность, требующую напряженных усилий человека, а РАБОТАТЬ, РАБОТА - более прикладную, утилитарную деятельность, которая может оцениваться и положительно, и отрицательно. Эти содержательные различия объясняют разную сочетаемость данных слов. Можно «трудиться честно, упорно, добросовестно, самоотверженно», ср. также «самоотверженный, благородный труд», но выглядят странными сочетания (?)«трудиться плохо, недобросовестно, нечестно», (?)«некачественный, халтурный труд». Нейтральный в стилистическом отношении глагол РАБОТАТЬ допускает оба типа сочетаемости (ср. «работать хорошо, самоотверженно, добросовестно // плохо, недобросовестно», «самоотверженная // халтурная работа»).

Для ТРУДАна первом плане находятся усилия, сама деятельность, поэтому ТРУДне анализируется, в отличие от РАБОТЫв терминах результата, а для работы важен результат (ср.: «выполнить, сделать работу», но не «труд»). «Много работы» означает большой объем того, что надо сделать; «много труда» характеризует объем затраченных усилий. Актуализация идеи результата возможна и в производных словах, которые образуются от глагола РАБОТАТЬ: «выработать, разработать, переработать, обработать что-л.». Обыденная цель РАБОТАТЬ - получение средств для жизнеобеспечения человека - выражается в производных лексемах «заработать, заработок». РАБОТА может быть наемной, вынужденной (ср.: «дать работу», «поручить работу», «работать на кого-либо»), для ТРУДА и ТРУДИТЬСЯ эти смыслы неактуальны (нельзя *«дать труд», *«получить труд», маловероятно (?) «трудиться на кого-либо»).

Различия в сочетаемости этих слов могут быть объяснены только исторически, т.е. с учетом исторической памяти современного русского языка, отражающего представления о трудовом процессе наших предков. Различия связаны с этимологией данных лексем, которые восходят к индо-европейским *orbhos ‘раб’; *ter- ‘тереть’ и общеславянскому *trudъ ‘тяжелое физическое усилие’ (см. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1986-1987), а также с их историей, отраженной в словарях старославянского и древнерусского языков, в специальных исследованиях древнерусских памятников письменности.

В Словаре старославянского языка Х - XI вв. все значения глагола РАБОТАТИ взаимосвязаны и выражают подневольную, рабскую работу: 1) ‘находиться в рабстве’, 2) ‘служить кому-то’, 3) ‘тяжело работать на кого-либо’. Углагола ТРУДИТИСЯв этот период отмечаются следующие значения: ‘прилагать усилия’; ‘страдать’; ‘вести аскетический, мученический образ жизни’ (о монахах и православных подвижниках); ‘заботиться о ком-либо’; ‘устать, изнемочь’ - и отсутствует значение ‘работать’. Для обозначения трудовой деятельности в тот период использовался также глагол «делати», который постепенно утрачивает обобщенное значение, употребляясь в современном русском языке с конкретизированным объектом («делать что»).

В Словаре русского языка XI-XVII, в Словаре И.И. Срезневского («Материалы для словаря древнерусского языка». Спб, 1893-1903) у глагола РАБОТАТИ основным значением остается ‘находиться в рабстве, неволе, быть рабом’. Толкования ТРУДИТИСЯ фиксируют существенное преобразование его семантической структуры, выделяются следующие основные значения: ‘работать, трудиться’; ‘заботиться’; ‘стараться’; ‘прилагать усилия’, ‘страдать’, ‘совершать подвиг’. Трудовой процесс, составляющий основу человеческой жизни, в этих преобразованиях представляется как форма подвижничества - через усилия, тяготы и страдания. Часто глагол ТРУДИТИСЯ используется по отношению к аскетической жизни монахов. Ср. примеры из житийной литературы: «Братския кельи строят сами хотящии обитати и трудитися во оной обители братия». «Был он телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три».

По данным церковнославянского языка и исследований Т.И. Вендиной (см. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры, М., 2007) в сознании средневекового человека идея страдания имела особое значение - оно осмыслялось как своеобразный залог спасения человека. «Человек “труждает себя” во имя Господне, поэтому вектор “труда” устремлен вверх, от жизни тела (через страдания и мучения) к жизни духа». Об этом свидетельствуют многие памятники житийной и святоотеческой православной литературы (например, «Наказания» митрополита Даниила, «Поучения» преп. Феодосия Печерского, житие преп. Сергия Радонежского), в которых труд как форма спасения человека противопоставлен праздности. Ср.: «Никтоже буде тунеядецъ, никтоже буде празденъ, праздность всем злым ходатайственна есть. Сего ради преже въ раи повелел Богъ Адаму делати и рай хранити, по изгнании же оттуда въ труде и поте лица хлебъ ясти повеле ему Господь, а яже ко Адаму реченная, ко всемъ речена быша. И Иисус безъ лености мест от места пешъ преходя тружася нашего ради спасения, образъ далъ намъ» (из «Наказаний» митрополита Даниила).

Труд, требующий усилий, связанный со страданиями, но свободный, направленный на человека (в языке об этом свидетельствует возвратные формы соответствующих глаголов - «трудить себя») воспринимается как деятельность, определяющая нормы человеческого бытия, как самоутверждение личности, субъекта деятельности. Именно ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪв исследованиях памятников древнерусского языка XIII-XV вв. отмечаются как наиболее частотные слова в обобщенном значении трудового процесса. ТРУДИТИСЯ используется по отношению к жизни не только монахов и православных подвижников, но и обычных людей с их каждодневными заботами, обозначая при этом свободный, не подневольный труд. Широкое распространение этого глагола объясняется большим влиянием средневековых монастырей на развитие рус­ской культуры. В отличие от западноевропейского городского типа культуры, древнерусская культура сложилась во многом как культура монастырская, где противоречия между богословско-церковным и повседневно­-практическим уровнями сознания снимались в форме охвата различных сфер человече­ской деятельности аскетическим монастырским мировосприятием. О влиянии монастырской культуры на древнерусскую культуру пишут историки и культурологи, об этом также свидетельствует развитие содержательной структуры и употребления слов ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪ. В последующие исторические периоды наметившаяся тенденция в их значении и употреблении продолжится - от номинации физических усилий, страдания к развитию обобщенного значения трудовой деятельности, которая при этом не утратила духовно-нравственного смысла и в современном русском языке воспринимается как значимая и ценная.

Слова РАБОТАТЬ, РАБОТА, сближаясь по значению со словами ТРУДИТЬСЯ, ТРУД,в процессе исторического развития языка и общества под влиянием христианской культуры (ср. из «Поучений» Феодосия Печерского: «Слышали ведь, как Павел глаголет… “Кто не работает, пусть не ест”») постепенно утрачивают негативные оценочные значения, связанные с подневольной, рабской, недостойной работой. РАБОТАТЬ, РАБОТА становятся в русском языке нейтральным средством для обозначения обыденного трудового процесса и профессиональной деятельности, сохранив при этом некоторые особенности значения наемной работы, для заработка, «по долгу, нужде». Развитие значения РАБОТАТЬ от выражения подневольного тяжелого труда к широкому пониманию работы как естественной формы существования человека сопровождается расширением употребления этого глагола и на учреждения («Аптека работает и в воскресенье»), механизмы («Телевизор не работает. Станок работает бесшумно»), отдельные органы живого организма («Сердце хорошо работает»). Для ТРУДИТЬСЯ такое расширение значения не характерно, он выражает лишь человеческую деятельность.

Сходные с глаголом РАБОТАТЬ содержательные изменения пережили лексемы со значением трудовой деятельности во многих европейских языках. Так, в немецких этимологических словарях отмечается генетическая связь глагола arbeiten со славянским «работать» в значении ‘работать как раб’. Общегерманское Arbeit в значении ‘тягота, нужда, тяжелый физический труд’ под влиянием христианских идей, теряя отрицательную оценку, становится нейтральным обозначением трудовой деятельности человека. Но ни в одном из современных европейских языков, в том числе и славянских, нет глагола, похожего на глагол ТРУДИТЬСЯ, сохранившего и в современном русском языке возвышенную, духовную, этическую оценку трудового процесса человека. Вряд ли ленивый и пассивный народ, как иногда пишут о русском народе западные культурологи, мог бы сохранить в своей культуре и языке возвышенно-этическое понимание предназначения труда и не растратить духовно-нравственного отношения к нему, зародившегося с принятием христианства и укрепившегося в средние века.

История двух русских глаголов ТРУДИТЬСЯ и РАБОТАТЬ (и производных от них имен ТРУД и РАБОТА) запечатлела в языке формирование православной этики труда. Ориентация в средние века на монашеский идеал и в мирской жизни сформировало на Руси понимание святости труда как общей категории религиозного сознания. Труд считался благим делом, основой нравственности человека, но только тот труд, который не заслонял главной цели жизни человека - стремления «жить в Боге», по Евангельским заповедям и не вел к победе материального над духовным. Многие отечественные философы и историки отмечают недостаток внимания православной культуры (в отличие от католической и лютеранской) к повседневному труду, к так называемому «среднему» уровню культуры. Тем фактом, что хозяйственным, профессиональным и социальным вопросам труда в Православии традиционно уделялось меньшее внимание, чем вопросам духовным, не преминули воспользоваться социалисты-марксисты, учение которых в конце XIX - начале XX получило быстрое и победное распространение в России, приведшее к атеистической социалистической революции.

Часто можно услышать или прочитать о том, что именно социализм возвеличил нравственное значение труда, положив его в основание хозяйственно-экономического строя, подняв труд до вершины нравственного подвига. Ссылаясь на то, что советский лозунг и принцип «Кто не работает, тот не ест» является скрытой цитатой из Нового завета (из послания апостола Павла), иногда проводят аналогию между социалистическим и христианским отношением к труду как к нравственному подвигу. О последнем вроде бы свидетельствует и социалистическая риторика, ср.: «Слава трудовому народу! Герой социалистического труда, трудовые подвиги, трудовая доблесть, ударный труд» и др. О политической и идеологической стороне этой проблемы, о двойной морали того времени много написано. Например, А.И. Солженицын резко выступал против высокой положительной оценки трудовой политики в эпоху социализма, напоминая о разрушении мотивации к труду, о том, что «труд именно при “социализме ” стал заклятым бременем», прежде всего для крестьянства, о насильственных трудовых мобилизациях горожан, о тяжелом женском труде и т.д., так что нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Но мы хотим показать - при помощи лингвистического анализа социалистической риторики - принципиальные различия в социалистическом и православном понимании ТРУДА.

В материалах КПСС, официальных и газетных текстах того периода (отдающих предпочтение возвышенно-духовному слову ТРУД, причем отвлеченному существительному, а не более конкретному глаголу) о труде говорится как о высшей и абсолютной ценности, мере смысла человеческой жизни. Ср. лозунг и задачу, поставленную на одном из съездов КПСС: «Способствовать превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека!». Ср. также отрывок из материалов одной из партийных конференций, в котором «участие в труде» выступает как конечная цель этого процесса, как наивысшая ценность: «Участие в общественном труде стало неотъемлемой чертой образа жизни советской женщины. Начиная с 1970 года среди рабочих и служащих женщины составляют 51%. И хотя к началу 70-х годов процесс привлечения женщин к труду в общественном производстве был в основном завершен, ежегодно 2/3 вновь вовлекаемых в производство граждан за 70-е и начало 80-х г.г. составляли женщины. В настоящее время почти все трудоспособные женщины используют гарантированное им право на труд по способности». Цель труда в официальных и публицистических текстах того времени определяется «на благо родины», характеризуются параметры труда - производительность, качество, объем, нормы труда, социалистическое отношение к труду и т. д. Но сам конкретный производитель труда, субъект трудового процесса, отдельная личность при рассуждениях о труде отодвигается на задний план, приобретает инструментальную функцию в обезличенном трудовом процессе. Инструментальную функцию человека актуализируют термины политэкономии социализма типа «трудовые ресурсы, трудовые резервы». Социалистическая пропаганда была направлена на формирование послушного производителя, обезличенного «винтика» в системе, на формирование рычагов управления им как инструментом в коллективном процессе, цель которого связана с завуалированными политическими и экономическими интересами власть имущих.

Напротив, в Православии труд, а не человек, выполняет инструментальную функции, цель труда - конкретная личность, трудящийся человек. Труд направлен на очищение человеческой души от страстей и пороков, на совершенствование человека и восхождение его к святости. Поэтому, как говорит Игнатий Брянчанинов, не любой труд полезен: «Что значить трудиться в разуме ? Значит - нести труд монастырский, как наказание за свою греховность, в надежде получения прощения от Бога». Если же человек трудится «с тщеславием, с хвастовством, с уничижением других», то «как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели».

Как мы видели, анализируя выше значение и сочетаемость слов ТРУДИТЬСЯ, ТРУД, многое из высоконравственного и духовного понимания ТРУДА нашими предками вошло в современный русский язык. «И хотя ни в литературном языке, ни в диалектах труд больше не воспринимается как мученический подвиг, однако ценность его определяется именно этой этической мотивацией… Уважение к бескорыстному труду, несмотря на все тяготы и страдания, составляет основу нравственности человека, формирует глубинные основы его отношения к жизни» (Т.И. Вендина. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры»).

Представления о судьбе слов (и понятий) ТРУД, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, РАБОТАТЬ в русском языке были бы неполными, если не рассмотреть вопрос об особенностях их употребления в публицистике последних, бурных и «рыночных», 10 - 15 лет. Язык, как живой и чуткий организм, реагирует на все изменения в социально-экономических и морально-нравственных настроениях общества. Политические и социально-экономические потрясения, пережитые российским обществом последних двух десятилетий, привели в частности к снижению официальности средств массовой коммуникации, усилению спонтанности русской публичной речи, к ослаблению ее норм, жаргонизации, расцвету языковой игры, распространению сниженных форм выражения. Это не могло не сказаться и на употреблении рассматриваемых слов. ТРУДИТЬСЯ с его возвышенно-этическим потенциалом в современных газетных текстах часто используется иронически по отношению к деятельности незначительной, бесполезной и даже противоправной. Например: «Один из мошенников, по совместительству трудившийся в местном отделении милиции, разработал новый план». Ирония может возникнуть вопреки намерениям автора, желающего при помощи глагола ТРУДИТЬСЯ придать значимость той деятельности, о которой он говорит. Поэтому в справочнике для депутатов Госдумы «Культура парламентской речи» (1994) не рекомендуется употреблять ТРУДИТЬСЯв обыденной речи, например, говорить «Он трудится в аппарате правительства»; «У нас в отделе трудится 20 человек»(вместо него советуют использовать нейтральный глагол РАБОТАТЬ). Отметим, что РАБОТАТЬ в современных газетных текстах для обозначения общественно бесполезной деятельности употребляется часто без иронии - РАБОТОЙ может называться любая деятельность, являющаяся источником дохода для субъекта действия или кем-то заказанная (Ср. «Они работали в основном в электричках или на вокзалах» - о профессиональных нищих. «Здесь работал профессионал» - о киллере). В следующем примереирония возникает как результат нарушения причинно-следственных отношений между работой и получением дохода: «Люди делятся на тех, кто работает и кто зарабатывает».

Но современный человек, как наследник культуры наших предков, тонко чувствует различия между РАБОТОЙ как вынужденной формой человеческого существования и свободным, творческим ТРУДОМ. Об этом красноречиво свидетельствуют отрывки из статьи, написанной в наше кризисное время: «Современный рынок, на котором каждый работник, каждая организация пытается сделать продукцию товаром, то есть найти партнёра, способного к обмену, отличается потрясающе высоким уровнем конкуренции. Поэтому нелегко найти того, кто согласится взять твой продукт, кто согласится признать его товаром, кто ободрит тебя - ты трудился, а не просто работал, и воздаст тебе эквивалентом труда за труды. Да и не каждую работу удаётся сполна воплотить в труд: где-то ошибся, где-то схалтурил, а чаще умения не хватило... «Да и нужно ли трудиться?», - вкрадётся шальная мысль... Возникает соблазн халтуры, то есть формальной деятельности, исполнения работы и попытки продать её результаты, выдав работу за труд… Но восполнят мне лишь ту часть работы, которую покупатель признает трудом. И будет урок - трудись больше, трудись лучше» (А. Белковский, journalisti.ru). Этими словами я и заканчиваю свои размышления о сущности ТРУДА и РАБОТЫ в русском языке - языке русской культуры.


© Все права защищены