Принципы управления в менеджменте статьи. Общие принципы управления. Основные принципы менеджмента

Каким-то странным образом мне случилось оказаться в 0.2 (или 0.1, точно не знаю) проценте людей, живущих на планете Земля. Это придумала, а вернее констатировала, моя бухгалтер-юрист, которая ежегодно уже в течение семнадцати лет готовит мои налоги в Америке. На счёт этого есть хорошая поговорка у американцев: «Наверняка только две вещи — это налоги и смерть». От них невозможно «уйти», и русскому человеку это не всегда понятно — как нельзя уйти от налогов. Да, нельзя.

Каким-то образом я и мой муж попали в эти 0,2 процента людей мира, которые зарабатывали в течение почти 20 лет суммы с 6 нулями. Это не секрет. Это официальная информация. Я сейчас не выпендриваюсь, не хвалюсь, а просто рассказываю о жизни человека, который случайно попал в эти 0.2 процента людей на планете. Констатирую факт, так сказать. В связи с этим бывало в нашей жизни разное. Роскошное и очень роскошное, дорогое и очень дорогое. Самолёты, вертолеты, яхты и прочие атрибуты. Но атрибутика на то и атрибутика, чтобы быть предметом неодушевленным. Интересные, изысканные и уникальные атрибуты богатства должны быть лишь проводниками обеспеченного человека в другой мир. Мир, недоступный человеку бедному. Именно за это бедные люди недолюбливают богатых.

Да, волею судеб мы оказались в небольшом числе людей, которым деньги дались для того, чтобы испытать все их прелести. И самое интересное, они дались для того, чтобы понаблюдать за подобными людьми в их естественной среде обитания. Попасть в этот небольшой круг богатых интересно. Это и занимательно, и поучительно.

Я понимаю, что в ходе этого текста некоторые мои суждения выглядят для многих оправданием. Многие также почувствуют неприязнь ко мне. Меня это не смущает. Если учесть, что досталось все это кровью и потом моего мужа, то уж точно виноватой я себя не чувствую. Многие могут спросить, в чем моя заслуга, ведь зарабатывал он? По мнению многих, мне просто повезло — я очень удачно вышла замуж. Это тоже может кого-то раздражать, но и здесь я не чувствую себя виноватой. Если вдаваться в подробности и отбросить непонятную фразу про «жена — шея, мужчина — голова», обеспечение тыла — это именно то, благодаря чему мой муж имеет четырех детей, которые говорят на трех языках и изучают четвертый, показывают прекрасные спортивные результаты, и являются достойными молодыми гражданами мира. Без меня, как ни крути, семьи у него не получилось бы. Без меня он бы был прекрасным человеком и спортсменом. Если копнуть глубже и раздухариться, то я чувствую и знаю, что если бы не я, то этот мазафака хрен бы чего без меня достиг. По той причине, что я такая же как он крейзи мазафака, которая, будучи совершенно крейзи, очень чётко отдаёт себе отчёт, кто я, где я и почему. Потому что там, где я сейчас, это ТОЛЬКО МОЯ ЗАСЛУГА И БОЛЬШЕ НИЧЬЯ. Жизненные решения за меня никто не принимал. Более того, большинство решений в своей жизни я принимала вопреки советам и назиданиям.

Вы, кстати, заметили, что бедные часто с презрением относятся к богатым, недолюбливают их? Почему? Думаете, завидуют??? Возможно. Но как гласит ещё одна мерзкая поговорка, «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным, но больным». Эта поговорка бедным людям не нравится. И это понятно. Поэтому люди малообеспеченные придумали свои отмазки, оправдания, как фраза «У богатых свои причуды». И тут, опять же, есть объяснения, откуда у богатых «причуды». «Причуды» как раз с точки зрения бедных людей, для богатых — это норма жизни. Вот, например, Анжелина Джоли и ее дочь Шайло организовали в Африке убежище для гиппопотамов. Звучит как «причуда», не правда ли? Возможно. Но если учесть исходные данные Шайло и самой Анджелины, то такие «причуды» для них — естественный зов сердца. Просто если ты вырос в Беверли-Хиллз, всегда путешествовал PrivateJets и всегда имел доступ ко всему самому красивому и недоступному в мире, приходится мыслить другими категория. То есть, по той же пирамиде Маслоу этим людям НИКОГДА не приходилось заботиться о том, как накормить семью, найти приличный ночлег и одеться в комфортную тёплую одежду. И нельзя их не любить за это. Они ни в чем не виноваты.

О богатстве я решила написать по некоторым причинам. Хотя бы потому, что испытала его на себе и хочу встать на защиту богатых людей. Со многими из них мне довелось общаться близко. Есть несколько мифов, которые я даже хотела бы развеять.

Не все богатые выебистые. Есть много скромных богатых людей.

Богатые занимаются благотворительностью не потому, что чувствуют себя виноватыми перед обществом за то, что богаты.

Богатые — не значит умные. Да, как ни странно, некоторым просто повезло оказаться в нужном месте в правильное время

Богатые — это не те, кто своровал, убил, обманул. Это, скорее, преступники. Не забывайте о том, что есть такое понятие как «старые деньги». Сложно смириться, но на Земле существуют наследники — богатейшие люди, которые не работали и дня. И конечно, любить их тем, кто каждый день идёт в забой, сложно.

Богатые — транжиры. Тратят без ума на пароходы, виллы и подобное…
Практически каждый богатый человек (я сейчас говорю о том 0.1 проценте в мире) своей целью ставит приумножение своего капитала. И это не потому, что они жадные, а потому, что разумные.

В нашей стране к богатству относятся плохо. А все потому, что наша система функционирования не подразумевает в принципе честно добытых больших денежных средств. В России принято воровать. Это норма. И естественно, такая норма не может вызывать одобрения общественности. Безусловно, многие работают честно и честно зарабатывают большие деньги, но их так мало, что их имидж очень слабый. В других развитых и цивилизованных странах отношение к деньгам иное. А именно, здоровое. На западе люди не кичатся своим благосостоянием. Более того, стесняются его демонстрировать. Клич «гуляй, рванина» все-таки русский, и иностранцы, честно говоря, гуляют с трудом. Иными словами, западные обеспеченные люди обычно респектабельные, они имеют хороший вкус, не кричащий, хотя наверняка в гараже с мягким виниловым покрытием у них в чехле может стоять «кобра», или Lotus, или 911 , который они открывают на уикенд и едут вдоль Тихого океана минуть 30-40, а потом обратно. Есть хорошее слово «класс», и нуворишское богатство редко когда им обладает. «Класс» в богатстве очень важен, ибо это то, что даже при наличии денег нельзя купить. Это внутренний покой и «непривязка» к деньгам. Не оказаться заложником своих денег — вот настоящий «класс».

Основная задача человека богатого — это оставить после себя не наследство, а наследие. Это такое красивое слово legacy . Наследие не имеет отношения к детям, к родственникам. Оно имеет отношение к обществу и истории. Опять же, для русского человека это понятие получуждое, хотя многие олигархи уделяют этому большое внимание. К примеру, «Гараж», маленькая Голландия -это как раз из разряда наследия. На западе многие богатые люди вкладывают в медицину, как в исследования там, так и в физические здания. Новые корпуса больниц или целые больницы названы в их честь, например, медицинский центр Ronald Reagan’s, или центр онкологии Нэнси Рейган. Эти центры не просто назвали их именем — они финансировали эти постройки. И да, это не значит, что, будучи президентами, они украли деньги из бюджета. Это были их личные и привлечённые средства. Под их имена люди делали пожертвования, так как доверяли им. Они знали, что они правильно распорядится этими средствами.

Однажды одна очень уважаемая мною женщина задала мне нескромный вопрос: «Слушай, а как ты разбогатела?» Будете смеяться, но после этого вопроса не воспринимаю её серьёзно. Она для меня «слабенькая», хотя позицию в обществе и карьере занимает неплохую. Этот вопрос меня, если хотите, оскорбил. Не глубоко, конечно. Я попыталась объяснить ей, что никогда бедной не была. Говоря это, я всего лишь пыталась сказать, что деньги никогда не были в моей жизни самоцелью. И видимо в этом наша большая разница: она была бедной и так и не стала богатой.

Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.

Принцип (от лат. начало, основа) – 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

В книге "Общий и индустриальный менеджмент" А. Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает, что принципы эти или их воплощение непреложны или что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что "...количество принципов управления беспредельно, ...изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени оказываются порождением данной ситуации" . Сам он рассматривает 14 принципов управления.

  • 1. Разделение труда – принцип, цель которого – "производить больше и лучше при тех же усилиях". Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. "Разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры". 1
  • 2. Власть – "право отдавать распоряжения и требовать их выполнения". Файоль различает авторитет "официальный" (связанный с занимаемой должностью, получаемый "по уставу") и "личный" (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является "обязательным дополнением" власти официальной.
  • 3. Дисциплина – "по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением". Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.
  • 4. Единство распорядительства – "подчиненный должен получать приказы только от одного начальника". Двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.
  • 5. Единство руководства – "один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели". Если принцип единства распорядительства требует, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.
  • 6. Подчинение индивидуальных интересов общим – "заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия". Одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов.
  • 7. Вознаграждение персонала – "труды должны быть вознаграждены". Прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия – факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя. "Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник – деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания – смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника".
  • 8. Централизация – "подобно разделению труда... присуща естественному порядку вещей". Рассматривая вопрос о том, какую структуру – централизованную или децентрализованную – должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом: "Вопрос централизации или децентрализации – это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...".
  • 9. Скалярная цепь – "властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней". Более привычными терминами для определения этого понятия будут "иерархия" и "каналы, или линии коммуникации, субординации". Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, предлагается использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.
  • 10. Порядок – наличие "места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте" (материальный порядок) и, по аналогии, "места для каждого лица и каждого лица на своем месте" (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.
  • 11. Справедливость – сочетание правосудия (реализации принятых конвенций) и доброжелательности. Хотя руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя "немалого здравомыслия, опыта и добродушия".
  • 12. Стабильность состава персонала – имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке.
  • 13. Инициатива – способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Будучи одним из "сильнейших стимулов, определяющих поведение человека", обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.
  • 14. Корпоративный дух – созидание и поддержание определенной гармонии в организации. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа "разделяй и властвуй".

По мнению П. Харриота (Р. Herriot), сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие:

  • принцип стремления к взаимному благу. Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени (если не более того), в какой сотрудники – на благо организации. Представление об организации как прежде всего о социальной системе видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству;
  • развитие организации есть развитие ее работников. Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого – преимущественного положения по отношению к конкурентам (улучшению перспектив развития организации, коллектива, работников);
  • принцип индивидуального подхода. Сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию, и принцип динамичности стимулов;
  • принцип постижения сути. Если руководство не сможет вникнуть в суть различий между работниками, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться сотрудничества;
  • принцип постоянного внимания к работникам. Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение не вызовет сомнений, а значит, следует быть постоянно внимательным и по отношению к самым, казалось бы, "обласканным" работникам;
  • принцип неизменной уважительности. Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда (например, покупательский рынок труда в период экономического спада), могут привести к изменению баланса различных сил (в данном случае, баланса сил работника и работодателя). Тем не менее, эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития;
  • принцип взаимопонимания. С другой стороны, организации также имеют потребности. Выживаемость – главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации;
  • принцип доверия. Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании имеют возможность открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше – на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества;
  • принцип стимулирования. Определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением.

Изучая управление, требуется усвоить некоторые его принципы.

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях. Принцип, эффективный в управлении фабрикой мороженого, также действует и в банке, если его правильно применяют.

Освоение навыков правильного использования этих принципов поможет вам стать хорошим управляющим. В конце концов принципы, излагаемые в этой книге, воплощают историю познания человечеством науки управления, приобретенного в процессе проб и ошибок.

Известно, что преподавателей школ бизнеса и авторов книг по управлению часто критикуют. Можно слышать такие замечания в их адрес: «Это только теория. В жизни она не действует». Специалист в области управления К. Киллен утверждал, что за многие годы учебы, практической работы, преподавания управления и консультирования не было случая, чтобы какой-либо всеми признанный принцип управления оказался неверным или неработоспособным. Тогда почему так живуче утверждение, что половина всего изучаемого в школах бизнеса не нужна для работы? Ответ в том, что плохи не принципы, а то, как их применяют. Либо применяют не тот принцип, либо человек, пытающийся его использовать, не знает, как это сделать, или же выбраны не те условия и не то время.

Другая причина, когда принципы не дают нужного результата, в том, что человек, на которого вы работаете, возможно, не изучил принципы управления и не склонен разделять ваши «новые» взгляды. В подобной ситуации, чем усерднее вы будете применять принципы, изложенные в этойкниге, тем скорее потеряете работу.

В менеджменте можно выделить следующие основополагающие принципы:

Принцип хамелеона;

Необходимость управлять всеми функциями организации;

Разделение управления на три уровня;

Повышение эффективности.

Развитие менеджмента как науки постоянно укрепляет и расширяет этот фундамент, дополняя его новыми принципами.

Первый принцип управления – принцип хамелеона , который гласит: «Чтобы сохранить работу, работник или управляющий должен приспосабливаться к обстановке».

Принцип хамелеона требует, чтобы вы понимали отношение вашего начальника к применению некоторых принципов управления. Даже если принцип верен, те, на кого вы работаете, могут этого не знать. Иногда вы можете уговорить своего начальника разрешить опробовать новую идею на практике в качестве эксперимента. Но если вы будете при этом слишком настойчивы, вас могут уволить. Естественно, что, стоя в очереди безработных, вы можете утешаться сознанием своей правоты.



Необходимость в управлении тремя функциями человеческого сообщества, возможно, возникла ещё в древние века. Первая функция – политическая , предполагающая необходимость поддержания порядка в сообществе или группе. Вторая функция – экономическая , состоящая в изыскании, производстве и распределении ограниченных ресурсов. В нее входили изготовление оружия, орудий труда, одежды или их обмен, устройство жилищ, а также охота, рыболовство и приготовление пищи. Третья функция – оборонительная , состоящая в защите от врагов и диких зверей.

Ниже приводятся общие принципы администрирования , являющиеся кратким изложением административной доктрины А. Файоля, опубликованной в его брошюре «Учение об управлении» (1916).

А. Файоль считал, что здоровое функционирование социального организма предприятия зависит от того, насколько принимается во внимание целый ряд принципов, из которых главными являются: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение личных интересов общим, вознаграждение труда, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух.

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответствен-ность. Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Ответственность является необходимой принадлежностью власти.

Дисциплина. Дисциплина есть уважение к условностям, содержанием которых является «повиновение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров.

Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. В любой работе любой функционер должен получать распоряжения от одного непосредственного начальника.

Как только два начальника отдают распоряжения одинакового содержания одному и тому же человеку или одной и той же службе, тотчас же возникает разлад; если такое положение продолжает сохраняться, равновесие в организации нарушается еще больше и наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчезновению или устранению одного из началь-ников и возрождается социальное здоровье организации, либо она продолжает вырождаться.

Люди не выносят двойственности распоряжений.

Единство руководства. Этот принцип гласит: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Это необходимое условие единства работы, согласованности сил, объединения усилий.

Подчинение личных интересов общим. Этот принцип напоминает, что в предприятиях интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия в целом.

Тем не менее, при столкновении этих интересов принято их примирять. Уважение к общему интересу достигается твердостью и хорошим примером со стороны самого начальника, справедливыми условиями работы и внимательным наблюдением.

Вознаграждение труда. Вознаграждение есть цена за выполненную работу и услуги. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя.

Еще не найден способ оплаты, вполне отвечающий последнему условию.

Централизация. Централизация является естественным порядком вещей. Она всегда существует в той или иной степени. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры, которая обеспечивает лучшие возможные результаты.

Иерархия. Иерархия представляет собой ряд руководящих должностей от высшей власти к низшим ее агентам. «Иерархическая лестница» есть тот путь, по которому следуют сообщения, проходя все ступени иерархии, идущие от высшей власти или адресованные ей. Этот путь диктуется одновременно необходимостью «обеспеченной передачи» и единоначалием, но он иногда очень долог.

Однако было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок. Этот принцип означает: «Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте; определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте».

Справедливость. Это сочетание благожелательности с правосудием, позволяющее умерять строгость распорядка, не исключая твердости, и стимулирующее преданность персонала и добрую волю функционеров.

Устойчивость персонала. Опыт доказал, что высокая текучесть кадров снижает эффектив-ность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. На практике это вопрос меры.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реали-зации. Это придает организации силу и энергию.

Чтобы развить инициативу, полезно предоставлять функционерам полную самостоятельность в исполнении обязанностей, связанных с их должностью, ограничиваясь надзором и направлением их работы, поощрением заслуг, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия.

Корпоративный дух. Союз – это сила. Она является результатом гармонии персонала.

Среди многих средств, пригодных для создания корпоративного духа в организации, можно отметить один принцип, который следует соблюдать, и две опасности, которые надо избегать. Принцип, который надо соблюдать,– это принцип единоначалия. Опасности же, которых следует избегать, состоят:

а) в дурном толковании принципа «разделяй и властвуй»;

б) в злоупотреблении письменной связью.

Таковы принципы, к которым чаще всего прибегают, применяя административную доктрину А. Файоля.

На других принципах делают акцент американские специалисты М. Мескон, М. Альберт и
Ф. Хедоури (1996).

Бизнес не терпит шаблона. Менеджмент и бизнес - это творчество, а исходная точка всякого творчества - легкость образования неожиданных ассоциаций: именно в этом, кстати, проявляется творческая фантазия. Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного.

Менеджмент - это творчество, основанное на определенных принципах.

1.Принцип единоначалия. Люди лучше реагируют на то, что ими руководит один начальник.

2.Принцип мотивации. Чем тщательнее менеджеры реализуют структуру поощрений и наказаний, пересматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее во всей системе управления, тем эффективнее будет программа мотиваций. Программы мотивации могут представлять собой тщательно разработанные системы оплаты труда, схемы премирования, финансовых и иных льгот, переподготовки (повышения квалификации), карьерного роста и др.

3.Принцип лидерства. Люди склонны идти за теми, в ком они видят средство удовлет-ворения своих личных потребностей. Чем больше менеджеры осознают действие мотивирующих факторов и чем больше это отражается на выполнении управленческих функций, тем вероятнее, что они станут эффективными лидерами.

4. Принцип научности заключается в построении всей системы управления на новейших данных науки менеджмента.

5. Принцип ответственности. Необходимо иметь определенные инструкции, положения и систему материальной и другой ответственности. Должно быть четкое оформление приказов и распоряжений, направленных на повышение требовательности за качественное выполнение в точно установленные сроки возложенных на каждого работника обязанностей и поручаемых заданий.

6. Принцип правильного подбора и расстановки кадров. Если вы ведете честный бизнес,
то подбор кадров должен осуществляться только по деловым качествам на основе правил профессионального отбора и рекомендаций консультантов по кадрам.

7. Принцип экономичности. Прибыль - это не только доход, но и разумные расходы на использование людских и материальных ресурсов.

8. Принцип обеспечения обратной связи означает получение информации о результатах работы, позволяющей сравнить фактическое состояние с заданным планом.

По мнению современных российских специалистов, принципами управления являются:

1) лояльность к работающим;

2) ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

3) коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

4) атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;

5) обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

6) своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

7) методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

8) непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;

9) умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и др.;

10) этика бизнеса;

11) честность и доверие к людям;

12) опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововве-дения, контроль ресурсов, персонал;

13) видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть;

14) качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Необходимость изучения в нашей стране в современных условиях теории и практики менеджмента очевидна. С переходом к рыночной экономике предприятия и объединения действуют в качественно других условиях. Что производить, как и для кого – эти вопросы они решают самостоятельно. Поэтому представляет большой интерес и практическую пользу рассмотрение современных методов и проблем менеджмента.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики.

В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с его точки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.

Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования.

Другие ученые, например В.Д. Граждан, предлагают несколько иную классификацию принципов управления. Они выделяют четыре основных вида принципов управления, в соответствии с тем в какой области функционирования организации применяется управление:

  • 1. Принципы принятия управленческих решений
  • 2. Принципы государственного управления
  • 3. Карьерные принципы
  • 4. Организационные принципы

Отсюда можно резюмировать, что принципы управления - это теоретический фундамент науки управления, обращенный на практику.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов -- это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

  • 1) научность;
  • 2) системность и комплексность;
  • 3) единоначалие и коллегиальность;
  • 4) демократический централизм;
  • 5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Принцип научности

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку

Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности -- противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания -- от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности -- единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Принцип системности и комплексности

Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность -- развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность -- к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма

Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия -- соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов -- предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

Принцип единства отраслевого и территориального управления

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все -- региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность -- строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.

Методы прямого государственного управления. Методы косвенного государственного управления.

Принципы государственного управления - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

  • * демократизм - народ выступает единственным источником власти;
  • * законность - деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе соблюдения и исполнения законодательства;
  • * объективность - при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы;
  • * научность - применение научных методов сбора, анализа и хранения информации;
  • * разделение властей - подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • * федерализм - деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ;
  • * эффективность - достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

  • * отраслевой - осуществление управленческой деятельности, с учетом отраслевых особенностей объекта управления;
  • * территориальный - формирование системы управления основывается на административно-территориальном делении;
  • * функциональный - органы исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления;
  • * двойного подчинения - сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;
  • * сочетание единоначалия и коллегиальности - наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:

  • 1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
  • 2) носят императивный, директивный характер;
  • 3) однозначность (конкретность) указаний;
  • 4) широкое применение административных актов;
  • 5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  • 6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
  • 7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

Методы косвенного государственного управления

Особенности косвенных методов:

  • 1) воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
  • 2) у объектов управления имеется возможность выбора вариантов;
  • 3) результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
  • 4) обеспечиваются системой гарантий.

Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Виды социально-психологических методов:

  • 1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
  • 2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение взаимопонимания и др.);
  • 3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

  • 1) гуманизация труда;
  • 2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
  • 3) методы психологического побуждения;
  • 4) методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

Виды экономических методов:

  • 1) прибыль - результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
  • 2) лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований;
  • 3) премия - стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
  • 4) льготное налогообложение.

Слово "принцип" происходит от латинского principium – начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же, как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.

К общим принципам управления можно отнести:

  • целенаправленность;
  • ответственность;
  • компетентность;
  • дисциплину;
  • стимулирование;
  • иерархичность;
  • централизацию и децентрализацию управления.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это, в конечном счете, нередко становится причиной гибели организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов в процессе принятия решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Неотъемлемым принципом управления является дисциплина , которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например к торговле, роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, причастности, успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления при построении аппарата управления, расстановке кадров.

Принцип централизации и децентрализации управления определяет оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, что предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.

Централизованное управление – процесс, при котором глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления. Такая форма организации управления чаще всего используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно связан с предприятиями, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок.

Признаки централизованной формы управления :

  • наличие большого числа функциональных служб (отделов);
  • функциональные подразделения более важны, чем производственные отделения;
  • исследовательские подразделения расположены в центральном аппарате материнской компании;
  • функциональные отделы центрального аппарата материнской компании исполняют функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер, принимаются непосредственно на рабочих местах. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.

Преимущества централизованного управления:

  • ликвидация возможного дублирования различных мероприятий, усилий;
  • возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;
  • лучший контроль за деятельностью организации;
  • более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей.

Недостатки централизованного управления:

  • промедление в принятии решений, в особенности на рабочем месте;
  • решения принимаются теми, кто плохо знаком с реальной ситуацией на производстве;
  • рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации.

Децентрализованное управление – процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления. Степень децентрализации управления обусловливается степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями.

Делегирование полномочий является составной частью децентрализации.

Факторы, влияющие на уровень децентрализации:

  • размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, поэтому их сложно скоординировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;
  • величина затрат;
  • наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня необходимо сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
  • влияние внешней среды;
  • характер деятельности организации. Если коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то требуется и бо́льшая степень децентрализации;
  • использование контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стимулирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими принципами существуют, как уже отмечалось выше, частные принципы управления , которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.