Социальная роль и статус личности.

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или просто ролью .

Поскольку большинство преподавателей, которые сегодня находятся в классе, прошли через всю эту репрессивную систему военной диктатуры и были учениками учителей, которые работали над эгидой этого исторического момента, если Санни Роза прав, они всегда должны отражать, подвергнуть сомнению и пересмотреть свою педагогическую практику, чтобы не попасть в порочный круг размножения этого кастрирующего действия. Объясняя это лучше, он опирается на слова автора. Сначала нужно быть неуважительным, к самому себе, с изображением образованного человека, мудреца или мастера.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

В этих условиях у педагога есть шанс переосмыслить его статус и переосмыслить его или ее образование. Воспитатель, переосмысливая образование, также переосмысливает общество. Неуважение в подходе Гадотти можно понять как вопрос. Педагоги и педагоги должны постоянно переосмысливать и пересматривать свои самые убежденные убеждения относительно их представления о образовании, поскольку, согласно Пауло Фрейре, который провозглашал с 1960-х годов, и, по словам Гадотти, образование не является нейтральным.

Или он получает образование за молчание, за подачу или за предоставление пола, чтобы не допустить беспокойства и необходимости тех, кто находится на ответственном, даже временном, педагогах и педагогах в школьных условиях. Таким образом, методы и методы должны быть откомандированы в обсуждении вопроса об образовании, что должно считаться приоритетом - это связь между «образовательным актом, политическим актом и продуктивным действием».

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное – наказывается, пусть это будет сделано в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

В этой перспективе учителя играют в основном политическую роль и нуждаются в проблематизации образования, поиске причин и условий образовательного акта; более того, его задача состоит в том, что беспокоит, о котором он свидетельствует и работает в конфликте, а не о конфликте конфликта, а о конфликте за его диалектическое преодоление.

Однако возникает вопрос, в какой степени можно сказать, что это диалектическое, проблематичное занятие присутствует в повседневной школьной жизни? Установляют ли они диалогические отношения со знаниями, стремятся к демократическому и коллективному обществу или воспроизводят логику системы в школах посредством выборов, исключений, стимуляции индивидуальности и конкурентоспособности?

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав . Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные солдатами. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Гадотти понимает, что существует не только образование, воспроизводящее систему, но и образование, которое только трансформирует эту систему. Эти две тенденции сосуществуют в образовательной плоскости в диалектической и конфликтной перспективе. Что происходит в данном обществе, так это то, что одна из двух тенденций всегда доминирует.

Таким образом, роль профессионалов в области образования нуждается в переосмыслении. Они больше не могут действовать нейтрально в этом обществе конфликта, не могут отсутствовать, полагаясь исключительно на содержание, методы и методы; больше не могут быть опущены, так как студенты просят позицию этих специалистов по социальным проблемам, а не идеологической инкубации их убеждений, а как кто-то, кто сформировал мнение по наиболее возникающим вопросам и готов к диалогу, конфликт, к проблематизации их знаний.

Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ . Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

В настоящее время нельзя больше полагаться на тезисы, которые утверждают, что образование не может измениться до тех пор, пока в системе не произойдут структурные изменения. С Гадотти следует поверить, что хотя образование само по себе не может трансформировать рассматриваемое общество, никакие структурные изменения не могут произойти без его вклада. Социальная трансформация, которую многие стремятся к более справедливому обществу, с меньшим неравенством, когда каждый имеет голос и время, будет возможен только с момента возникновения конфликтов, не пытаясь скрыть или минимизировать их, но чтобы образование не входило в качестве механизма угнетения, искажающего преодоление, а не поддержание статус-кво.

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса.

Цепляясь за то, что уже сработало, иногда приносит в себя определенный комфорт, который делает каждую попытку изменения, воспринимается с безрассудством. В настоящее время общество переживает глубокие перемены. В связи с технологиями, скорость доступа к информации, среди прочего, преодоление идей, задуманных по мере необходимости сегодня, ставится под сомнение завтра. Эти проблемы приносят с собой некоторый дискомфорт и необходимость всегда пересматривать концепции. Однако он встречается в словах нескольких теоретиков образования, среди которых Гимено Сакрист, трудности и большое сопротивление образовательной системы для сопровождения таких изменений.

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как «преподаватель», «исследователь», «наставник молодежи», «администратор», «клерк», «автор научных статей», «специалист в своей области знаний» и другие. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора – «преподаватель» и «наставник» – предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета – другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками – третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Выбор вариантов нелегкий в конце тысячелетия, когда мы видим так много ссылок и ценных бумаг. Мы стали свидетелями серьезного кризиса в дискурсах, которые привели к обучению в этой второй половине двадцатого века. Однако, хотя они очень хорошо сформулированы и указывают на север образования, некоторые школы иногда размещаются на полке, а они есть, а затем нет теоретически-практической транспозиции.

Важнее, чем критиковать педагогов в отношении сопротивления структурным изменениям, которые делегируют эту категорию, а не желая впасть в общие положения, было бы задуматься о причине такого сопротивления. Кто интересуется этим изображением сопротивления, созданного вокруг педагогов? Каковы реальные возможности внесения таких изменений? Если, теоретически, они были освоены, они указывают, как транспонировать на практике? Как они думали и кем? Помогают ли они специфике бразильского образования, или они снова копируют модели?

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Как они были представлены учителям? Может быть, изменив правила игры, когда это происходило, с игроками консультировались? Эти и многие другие вопросы можно было бы задать по поводу формулирования этих документов, которые в настоящее время регулируют бразильское образование. Поднять эти и другие вопросы необходимо учителям; но то, что нельзя отрицать, - это настоятельная необходимость внесения изменений в образовательные сферы. Вдали от почти монотонного, монохроматического и монохроматического пространства, которое обычно предлагает школа.

Социальный статус - это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Таким образом, необходимо подумать о необходимости создания в школах среды, которая учитывает эти социальные трансформации, поскольку именно в этом обществе учащиеся и студенты будут взаимодействовать, и, кто знает, как идеализировал Пауло Фрейр, провоцируют преобразования, которые приводят к коллективному благополучию. Что касается этой неотложной трансформации, Гадотти говорит нам.

Человек делает свою историю, вмешиваясь на двух уровнях: на природу и на общество. Человек вмешивается в природу и общество, обнаруживает и использует свои законы, доминирует и ставит его на службу, желая хорошо жить с ним. Таким образом, он превращает природную среду в культурную среду, то есть полезную для его благополучия. Точно так же он вмешивается в общество людей, к более человеческому горизонту. В этом процессе он гуманизирует природу и гуманизирует жизнь людей в обществе. В эту вторую типологию включен педагогический акт.

Статусы бывают предписанными - приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других - с семейным положением, для третьих - с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей. Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Это действие человека на человека, чтобы вместе построить общество с лучшими шансами на то, чтобы все люди были счастливее. Понимание этой сложности образовательных действий необходимо для выхода из экстремистских позиций, иногда обожествляя и демонизируя любые изменения в секторе образования. Притягательный, потому что, по словам некоторых педагогов, полная привязанность ко всему, что появляется снова, попадает в настоящие образовательные причуды, которые указывают на рецепты без какой-либо теоретической глубины.

Демонизируя, потому что это также замечается, по словам других, полное отстранение от того, что появляется снова, то есть сильно связанное с традицией, то, что работало, следовательно, не должно меняться. Таким образом, экстремистские позиции не способствуют развитию преобразований в сфере образования.

Социальная роль - это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители - родительских прав и т. д.

Гадотти, как и Пауло Фрейре, верит в преобразующую педагогику, способную изменять поведение. Они понимают, что есть четыре категории, среди прочего, которые могут способствовать образованию, которое способствует существенным преобразованиям: противоречие, расхождение, непослушание и неуважение.

Именно из противоречия мужчины и женщины воспринимают себя как незавершенные существа, с глубоким знанием окружающей их реальности и постоянной изменчивости, что приводит к определенному дисбалансу. В связи с этим Гадотти говорит, что. То, что удерживает человека, - это баланс противоположных сил. Этот баланс статичен, когда одна нога воздействует на другую, но человек только продвигается, когда он рискует сам разбалансировать себя, выдвигая одну ногу вперед, нарушая равновесие. Нарушение баланса - преобразующий педагогический акт: это означает подталкивание человека вперед.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщи - не-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Дивергенция, как педагогический акт, в свою очередь способствует воспитателям, понимающим, что они живут во множественном и многогранном обществе; таким образом, им нужно подвергать своих учеников различным возможностям столкновения с одним и тем же конфликтом, открывая ряд возможных установок в разрешении этих конфликтов.

Неповиновение, как противоречие и расхождение, также рассматривается Гадотти как преобразующий педагогический акт, поскольку именно благодаря этому происходит прогресс человечества. Имея возможность сказать «нет» навязыванию системы, учащиеся и ученики подтверждают свое я. Это непослушание может быть индивидуальным или коллективным, а последнее понимается как гражданское неповиновение. Учителя должны обучить своих учеников понять, что они могут привести к существенным изменениям с момента непослушания в том смысле, что они не принимают болезни системы, развивая критическое сознание.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других - оба считатюся равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Последняя категория, отмеченная Гадотти, относится к неуважению. Для него это неуважение будет гораздо больше в области идей, чем в личном, точнее, педагогах, необходимо понимать, что они могут и должны идти против предполагаемого представления системы, чтобы добиться структурных изменений, подчиниться системе, предубеждения, встроенные в нее, увековечат статус-кво, и его действия станут консервативными, поскольку это будет способствовать тому, чтобы другой оставался на своем посту, в безопасности, которую он дал священному или освященному в его жизни.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно - неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других - считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других - исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.