Что дает статус единой теплоснабжающей организации. Фас получила право лишать статуса ето за систематические нарушения. Определение единой теплоснабжающей организации - жкхпортал.рф

Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере передачи тепловой энергии, уже не первый год ставит в тупик как правоприменителей, так и исследователей теории договорного права. Неоднозначная судебная практика, противоречивые подходы арбитражных судов различного уровня - все это является следствием внедрения новой модели функционирования рынка тепловой энергии в России.

Есть вопросы

Изучение практики судов за последние годы выявило ряд вопросов, которые возникают при рассмотрении споров об оказании услуг по передаче тепловой энергии:

1) Свидетельствует ли отсутствие утвержденного в установленном законом порядке тарифа на услуги по передаче тепловой энергии о лишении статуса теплосетевой организации?

2) Соответствует ли положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" или иным нормативным правовым актам договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, в котором предусмотрено условие об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных сетевой организацией?

3) Вправе ли организация, владеющая на законном основании тепловыми сетями и основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче тепловой энергии, но не имеющая установленного для нее тарифа, заключать с потребителями договоры оказания услуг по передаче энергии и фактически исполнять их?

4) Какое правовое последствие при рассмотрении споров, связанных с деятельностью организации, для которой не был в установленном порядке утвержден тариф на услуги по передаче тепловой энергии, влечет принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и о включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе?

В соответствии с п. 5, 16 ст. 2 Закона N 190-ФЗ под теплосетевой организацией понимается организация или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, с использованием которых они оказывают услуги по передаче энергии. Учитывая монопольное положение теплосетевой организации, в целях защиты интересов потребителей для теплосетевой организации заключение договора, опосредующего отношения по передаче энергии, признано обязательным (ст. 17 Закона N 190-ФЗ), и, как следствие, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче энергии.

Всех субъектов в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии предлагается подразделять на профессиональных участников и непрофессиональных. Ключевым критерием такого разделения выступает оказание организацией услуг по передаче энергии в качестве своего основного вида деятельности. При этом как для первых, так и для вторых заключаемые ими договоры должны являться публичными. Непрофессиональные участники, владеющие на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, через которые опосредованно присоединены к сетям профессионального субъекта энергопринимающие устройства потребителей, вправе оказывать услуги по передаче энергии с использованием принадлежащих им объектов.

Из смысла закона следует, что для приобретения статуса теплосетевой организации необходимо владение на законном основании тепловыми сетями, с помощью которых обеспечивается оказание услуг по передаче энергии. И соответственно не имеет никакого принципиального значения принятие ФСТ России решения о введении государственного регулирования деятельности такой организации и о включении ее в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Однако этот вопрос на практике решается неоднозначно.

Решения разные

В одном из дел был заявлен иск о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче тепловой энергии. Как усматривается из материалов дела, договор оказания услуг по передаче тепловой энергии стороны не заключили. Предприятие, в хозяйственном ведении которого находятся теплосети, указывало на получение обществом как теплоснабжающей организацией в составе оплаты по тарифу стоимости услуг по передаче тепловой энергии, что повлекло возникновение неосновательного обогащения, поскольку общество данные услуги не оказывало и не оплачивало. В удовлетворении требования суд отказал, поскольку для предприятия в спорный период тариф на услуги по передаче тепловой энергии утвержден не был, размер неосновательного обогащения не доказан (Постановление ФАС ЗСО от 18.05.2012 по делу N А45-12725/2011).

Очень часто возникают вопросы, связанные с отнесением того или иного владельца к теплосетевой организации. После вступления в силу Закона N 190-ФЗ судебная практика пошла по пути ограничения круга теплосетевых организаций теми из них, которым в установленном законом порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии. Соответственно, если тарифы на услуги по передаче энергии утверждены в установленном порядке, между участниками возникает обязательство из договора оказания услуг по передаче энергии, в противном случае - внедоговорное обязательство вследствие неосновательного обогащения.

Так, в Постановлении ФАС УО от 20.02.2012 N Ф09-9914/11 по делу N А50-5014/11 иск был заявлен о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии. Истец, являющийся арендатором теплотрассы и пункта учета тепловой энергии, полагал, что потребитель услуги по передаче тепловой энергии не оплатил. В удовлетворении исковых требований суд отказал, так как не были представлены документы, подтверждающие, что арендатор является теплосетевой организацией, а также документы, подтверждающие утверждение соответствующих тарифов на оказание услуг по передаче тепловой энергии.

Комплексный подход

В юридической литературе высказывалось критическое отношение к позиции судов, исходящих при рассмотрении споров из того, что круг теплосетевых организаций должен ограничиваться владельцами, которым в установленном порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 16.02.2010 N 13851/09, собственник сети вправе требовать от поставщика энергоресурсов возмещения затрат, связанных с использованием его имущества. В силу ст. 1102 и п. 2 ст. 1105 ГК РФ потерпевший - лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, вправе потребовать от этих лиц возмещения того, что они сберегли вследствие такого пользования сетями, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Соответствующая обязанность возникает вне зависимости от наличия утвержденного в отношении собственника сети тарифа на транспортировку воды, тепловой и электрической энергии (аналогичная позиция находит свое подтверждение в определениях ВАС РФ от 17.01.2011 N ВАС-15256/10, от 19.07.2012 N ВАС-9419/12).

Вместе с тем возникают ситуации, когда владельцы сетей специально не обращаются в соответствующие органы регулирования тарифов, поскольку тарифы на оказание услуг по передаче энергии устанавливаются в размере, не превышающем предельных индексов роста цен. С экономической точки зрения, более выгодно взыскивать в судебном порядке затраты на содержание тепловых сетей, которые не ограничиваются никакими предельными индексами.

Взыскание неосновательного обогащения в виде затрат на поддержание тепловых сетей в работоспособном состоянии в судебном порядке открывает возможность для недобросовестных теплосетевых организаций приобретать незаконные имущественные выгоды в обход положений Закона N 190-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "Основы ценообразования в сфере теплоснабжения". Осуществление расчетов за оказанные услуги по передаче энергии в виде затрат неминуемо может повлечь нарушение законодательства о тарифном регулировании и привести к расчетам между участниками рынка тепловой энергии не по регулируемым ценам, а по произвольно определенным ценам в нарушение ст. 8 Закона N 190-ФЗ. В связи с этим включение в договор оказания услуг по передаче тепловой энергии условия об оплате потребителем оказанных услуг в виде возмещения стоимости затрат, понесенных теплосетевой организацией, незаконно.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Для изменения существующей правоприменительной практики необходимо воздействовать на недобросовестные теплосетевые организации путем отказа в удовлетворении требований о возмещении затрат на содержание тепловых сетей в случае их незаконного уклонения от обращения в органы тарифного регулирования. Такой подход направлен на дисциплинирование субъектов рынка тепловой энергии, недопущение обхода законодательства о тарифном регулировании в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии и устранение нарушений прав добросовестных участников отношений, складывающихся при снабжении потребителей теплоэнергией.

3. Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

4. В проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.

В случае если на территории поселения, городского округа существуют несколько систем теплоснабжения, уполномоченные органы вправе:

определить единую теплоснабжающую организацию (организации) в каждой из систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа;

определить на несколько систем теплоснабжения единую теплоснабжающую организацию.

5. Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.

Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

В случае если органы местного самоуправления не имеют возможности размещать соответствующую информацию на своих официальных сайтах, необходимая информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Поселения, входящие в муниципальный район, могут размещать необходимую информацию на официальном сайте этого муниципального района.

6. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, уполномоченный орган присваивает статус единой теплоснабжающей организации в соответствии с пунктами 7 - 10 настоящих Правил.

7. Критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:

Владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;

размер собственного капитала;

способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Для определения указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.

8. В случае если заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации подана организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается данной организации.

Показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа.

9. В случае если заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации поданы от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, и от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается той организации из указанных, которая имеет наибольший размер собственного капитала. В случае если размеры собственных капиталов этих организаций различаются не более чем на 5 процентов, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Размер собственного капитала определяется по данным бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату перед подачей заявки на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с отметкой налогового органа о ее принятии.

10. Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.

11. В случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

12. Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:

заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;

Заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;

заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

13. Организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях:

систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 настоящих Правил. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;

принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;

Принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;

прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;

Подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.

14. Лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.

Уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить уполномоченный орган о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 настоящих Правил фактов, являющихся основанием для утраты организацией статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.

15. Организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать в уполномоченный орган заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил. Заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации может быть подано до 1 августа текущего года.

16. Уполномоченный орган обязан принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 настоящих Правил.

17. Уполномоченный орган обязан в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации разместить на официальном сайте сообщение об этом, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.

Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5 - 11 настоящих Правил.

18. Организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.

19. Границы зоны деятельности единой теплоснабжающей организации могут быть изменены в следующих случаях:

Подключение к системе теплоснабжения новых теплопотребляющих установок, источников тепловой энергии или тепловых сетей, или их отключение от системы теплоснабжения;

технологическое объединение или разделение систем теплоснабжения.

Сведения об изменении границ зон деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила право лишать предприятие статуса единой теплоснабжающей организации, сообщило ведомство. Такое решение может быть принято в случае систематического нарушения ЕТО антимонопольного законодательства. Соответствующие поправки в закон о теплоснабжении вступили ранее в силу.

По словам замначальника управления регулирования в сфере ЖКХ Елены Цышевской, компании при получении статуса Единой теплоснабжающей организации априори рассматриваются ФАС как занимающие доминирующее положение на рынке. Споры, которые могут возникнуть при распределение тепловой нагрузки, порядок и условия заключения договоров ЕТО с контрагентами, а также цены становятся объектами контроля со стороны антимонопольного органа.

С начала года в России юридически выступила в силу новая модель рынка тепла. Одним из ключевых её моментов является тарифообразование на тепло по методу альтернативной котельной (АК). Предполагается, что цена на теплоэнергию для потребителей в рамках новой модели будет определяться не по методу «затраты плюс» (ежегодно формируется региональными регуляторами на основе расходов, заявленных энергетиками), а в рамках свободного ценообразования, ограниченного предельной планкой.

В рамках новой модели единая теплоснабжающая организация наделяется широкими полномочиями, она фактически будет ответственная за всю цепочку теплоснабжения в рамках своей территории. ЕТО сможет отбирать поставщиков тепла, предложивших лучшую цену за качественное теплоснабжение, отвечать за модернизацию теплообъектов, ремонтировать сети и нести ответственность за надёжность теплообеспечения в целом.