Социальное управление признаки и виды. Особенности социального управления. Объекты социального управления

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Е.С. Рейхерт, преподаватель кафедры правового обеспечения хозяйс-

твенной деятельности ЮУрГУ

Управление имеет место во всех системах материального мира: в технических, биологических и социальных. Схожесть процессов управления в этих системах выявила и показала кибернетика- наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации, которая разрабатывает общие принципы создания систем управления. Проблемы управления изучаются также целым рядом прикладных наук, таких как: философия управления, социология управления, организационное поведение, психология управления, история управления, право и управление и др.

Все многообразие подходов к определению понятия «управления» обусловлено многогранностью и сложностью этого уникального явления, которое очень трудно на современном этапе развития науки управления выразить единым определением. Поэтому разные авторы видят это явление по-разному и формулируют определения управления по-своему. Наиболее распространенным является определение управления как целенаправленного воздействия субъекта управления на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Ю.М. Козлов выделил ряд существенных моментов, характеризующих управление:

1. Управление- функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации.

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает

осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Представляется, данное утверждение вступает в противоречие с предыдущим утверждением. Все-таки управление это всегда внутреннее качество целостной системы, так как в качестве объекта и субъекта могут выступать не только простейшие элементы, но также представляющие собой сложные механизмы взаимодействия нескольких субъектов и объектов, которые в свою очередь образуют мини системы и подсистемы. Что такое система? Думается, это множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Следовательно, если между системой высшего порядка и системой низшего порядка возникают взаимосвязи, в результате которых одна система может оказывать регулирующее воздействие на другую систему, можно говорить о существовании макросистемы. И управление в этом случае выступает" опять таки как внутреннее качество целостной системы.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие это прерогатива субъекта управления1.

H.A. Куртиков предлагает новый подход к определению понятия управления: Управление процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

В таком определении есть принципиально важные отличия. Как указывает сам автор, во-первых, «воздействие» субъекта управления

на объект из одностороннего явления превращается в их «взаимодействие», что более соответствует диалектике социальных систем. Во-вторых, введение в определение управления категории «достижения социально значимых результатов» ориентирует практику управления на четкое понимание социальной миссии каждой системы управления, повышает возможности для объективной оценки качества труда всех занятых этим видом деятельности на всех этажах системы управления2.

Однако в качестве теоретико-методоло-ги-ческой основы была принята социальная философия, в результате получившееся понятие больше соответствует определению социального управления, чем понятию управления вообще.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслим без системы управления, под которой понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему при помощи информационных связей, конкретнее по принципу обратной связи3. Система управления включает в качестве самых крупных структурных элементов субъект и объект управления. Однако превращение многочисленных разнообразных и разрозненных элементов в систему достигается только тогда, когда между ними устанавливаются взаимозависимые связи и непрерывные отношения, а также достигается такой уровень саморегуляции и организованности, который позволяет решать поставленные задачи и цели, качественно осуществлять управленческие функции. В «системе», являющейся цельным и законченным образованием, каждый ее структурный элемент, имеющий относительную самостоятельность и независимость, решает отдельную задачу и осуществляет конкретную функцию. Этот процесс в конечном итоге направлен на обеспечение функционирования системы в целом.

Наличие в системе управления информационных отношений (так называемых прямых и обратных связей) обусловлено ее формальной иерархичностью, сложностью построения, особыми отношениями между структурными элементами, между субъектами и объектами управления. «Прямые и обратные связи» характеризуют непосредственное воздействие субъекта управления на объекты управления, которые не являются пассивной стороной в управленческом процессе и информируют субъекта управления о проблемах, результатах деятельности.

В этом случае можно говорить о седьмом признаке управления наличие не только прямых, но и обратных связей между субъектом и объектом управления.

Основываясь на вышеизложенном, хотелось бы предложить следующее понятие управления.

Управление - это целенаправленный процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, при котором субъект управления оказывает регулирующее воздействие на объект управления.

Традиционно выделяются следующие типы управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (упрашзе-ние общественными процессами, людьми и организациями).

По мнению Д. Н. Бахраха4, вне этой классификации остаются многие виды управления средствами производства: водными ресурсами, движимым имуществом, автомобилями, лошадьми, технологическими процессами и т.д. Человек также сознательно управляет собой, своими чувствами, поступками, и это, конечно не биологическое управление. В порядке научной гипотезы он предлагает выделять пять видов управления:

1) биологическое;

2) техническое;

3) индивидуальное;

4) социальное;

5) управление средствами производства.

Особое внимание хотелось бы уделить социальному управлению. Как объективная реальность управление есть явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и во все времена человеческой цивилизации. Управление много «старше» государства. Оно возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем. Поэтому генезис управления в социальных общностях можно понимать как исторически вычлененный из групповой совместной деятельности вид труда.

Всякое групповое взаимодействие ради достижения желаемого результата объективно предполагает определенное разделение усилий в группе, распределение ролей, координацию и регулирование индивидуальных действий. Чем масштабнее общность взаимодействующих, тем больше социальная потребность в

управлении, тем большую социальную значимость приобретают личностные качества человека, выполняющего эту организующую деятельность. Основными носителями социально-управленческих явлений выступают люди- субъекты и объекты управления, взаимодействующие в конкретных общностях различной масштабности. Субъект управления это органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления. Это индивид или группа людей, наделенный властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Объект управления это та часть системы, которая материализует цели управления, исполняет управленческие решения, обеспечивает в итоге реализацию социальной миссии конкретной системы управления5.

Социальное управление имеет свои отличительные характеристики, отделяющие его от остальных видов управления. В качестве особенностей социального управления Д.Н. Бахрахом были предложены следующие6.

Управление людьми. Объектом воздействия могут быть один человек, формальная или неформальная группа, государственная и общественная организация и т.д. Человек общественное существо, он всегда живет и действует среди себе подобных. Любая совместная деятельность означает организацию, она требует упорядочения, усилия отдельных людей должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены единой цели. Управление людьми существует наряду с управлением вещами, однако последнее к социальному управлению не относиться.

Предполагает единство воли участников совместной деятельности относительно определенной цели. Такое единство может быть достигнуто посредством добровольного согласия или подчинения одной воли другой. Способность подчинять себе волю других принято называть властью. Власть это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления.

Автономия объектов управления. Объекты социального управления люди, коллективы, нации обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенный вариант поведения.

Социальное управление осуществляется сознательно. Главные моменты сознательности управления: идеальная цель; идеальная программа ее осуществления; сознательное построение организационных структур. Цель

человеческих действий это идеальная модель потребного будущего, предвосхищающая желаемые состояния системы. Сознательное управление предполагает идеальное предвосхищение результата применения тех или иных средств и определенного порядка достижения цели.

Таким образом, социальное управление- это сознательный целенаправленный процесс взаимодействия людей и их объединений, при котором одни люди и их объединения оказывают регулирующее воздействие на других людей и их объединения.

Системность объективное свойство всех сложных объектов, с которыми приходится иметь дело в процессе управления. Особый интерес представляет понятие «социальная система». Она определяется как структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействие. Это- объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель действующих на основе определенных норм, процедур и правил. В отличие от общего понятия «система» социальная система имеет ряд дополнительных значимых признаков: иерархия статусов элементов, наличие в системе механизмов самоуправления, самосознание субъектов и объектов управления, система ценностей, формальные и неформальные отношения и др.7. Опираясь на данное понятие, можно дать следующее определение: Социальное управление это управление социальными системами.

Управленческая деятельность состоит из определенных функций социального управления, каждая из которых является автономной частью его содержания. В литературе по управлению термин «функция» используется в различных значениях, но чаще всего как задача, основное направление деятельности субъекта либо как особый вид управленческой деятельности8. В первом случае говорят о персонифицированных функциях, а во втором о функциях вообще. Функции делятся на общие и специальные.

Общие функции это всеобщие, типичные виды взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Общие функции понимаются как устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. К числу общих управленческих функций относятся: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, структурная функция, работа с кадрами, финансирование, оперативное регу-

лирование, учет, контроль, делопроизводство. Общие функции управления конкретизируются в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.

Наряду с общими функциями и их многочисленными модификациями существуют специальные, т. е. такие виды организационной деятельности, которые вызваны к жизни особенностями объектов воздействия. Это, например, техническая подготовка производства в промышленности, проектирование в строительстве, ценообразование, многие государственные органы, ряд общественных организаций активно занимаются воспитанием населения, пропагандой и агитацией. Отдельные государственные органы осуществляют принуждение.

В обществе методы управления выступают как способы, приемы реализации объективных законов на основе использования инструментов управления. Методы деятельности являются средствами осуществления целей, методы управления средствами, способами, приемами целенаправленного воздействия на управляемую систему. Совокупность методов, используемых в процессе управления, их сочетание являются одним из важнейших качественных показателей управления. Умелое использование разнообразных методов в определенной обстановке свидетельствует об искусности субъекта.

Понятие метода, прежде всего, связано с деятельностью, с процессом. Но не с любой деятельностью, а с целенаправленной. Такая деятельность выступает как совокупность приемов, способов достижения намеченного результата. Метод можно понимать как способ целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека9. Способы и средства целенаправленного воздействия на людей зависят от множества факторов, таких как: характер производственных отношений, исторические условия, особенности управляемого объекта, уровень культуры и др. Кроме того, выбор метода зависит от поставленных целей и задач, которые необходимо решить. Лишь небольшое количество общественных отношений жестко требует применение конкретного метода. В большинстве случаев цель достигается различными средствами. Субъект управления должен в каждом конкретном случае применить наиболее эффективные и целесообразные методы.

По характеру воздействия методы управ-

ления делятся на методы убеждения и принуждения. Близко соприкасается с этой классификацией, но не совпадает с нею, деление методов на диктаторские (авторитарные) и демократические. Последние прежде всего опираются на убеждение, но предполагают и принуждение. Применительно к системе управления в целом и особенно к отдельным ее частям определенное значение имеет выделение основных и вспомогательных методов.

В последнее время ряд авторов предлагает выделять три группы методов: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологи-ческие10. При этом последняя группа методов имеет свою внутреннюю классификацию. В частности, социальные методы включают в себя11:

Методы социального нормирования, которые позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Это правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия;

Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей;

Методы морального стимулирования, которые используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Психологические методы подразделяются на:

Методы комплектования малых групп-позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости;

Методы гуманизации труда использование психологического воздействия цвета, музыки, расширение творческих процессов и др.;

Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В.И. Мухин предлагает классифицировать социально-психологические методы по иерархии социальных процессов, которая включает в себя общество, коллектив, группу, личность12.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами, базирующимися на информационном управлении. Это управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, т.е. субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает линию поведения. Сегодня, по мнению автора, главным носи телем информации для человека является экран телевизора или компьютера. Скорость создания картин, понятий-образов столь высок, что на обдумывание полученной информации уже нет времени. Психологи установили, что критически усваивать информацию способны 15-20% населения. К тому же до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом.

Думается, можно пойти в данных высказываниях дальше, ведь информация воздействует не только на общество в целом, но и на его конкретного индивидуума. Следовательно, можно говорить о новом методе социального управления методе информационного воздействия.

Как и все явления реального мира, методы имеют свою форму. С этой точки зрения их можно разделить на организационно-правовые (в литературе их часто называют просто правовьми) и организационные. В одних случаях управленческая воля облекается в правовые формы и выражается в актах, содержащих общие нормы и правила, или в индивидуальных предписаниях, разрешениях, приказах. Но даже государственные органы не всегда облекают волю в юридические формы и широко используют чисто организационные действия (разъяснения, инструктирование). Общественные организации в основном используют неправовые, организационные методы деятельности.

Большое значение имеет деление методов на гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и общественные. Методы управленческой деятельности можно разделить на общие, используемые при выполнении всех или большинства функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций.

Но все они принципиально едины, поскольку являются средствами осуществления единого целого целенаправленного воздействия на общество (коллектив, группу), с целью пос-

тепенного перевода его в новое качественное состояние.

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли).

Каждый из указанных видов имеет свою специфику и может являться темой для дальнейшего, более глубокого изучения.

1 Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право российской Федерации. Учебник. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1996. С. 4-5.

2 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/ Под ред. В.А. Козбаненко. М.: «Статут», 2002. С.14

5 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 137-138.

4 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 6.

5 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. С. 15-16.

6 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 7-12.

I Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/ Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. С.24.

8 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978, С. 64-67.

9 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 74-82.

10 Основы теории управления. Учебник/В. И. Мухин М.: Экзамен, 2002. С. 96.

II Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001. С.50-51.

12 Основы теории управления. Учебник/ В.И. Мухин. М.: Экзамен, 2002. С. 105.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

социальный управление психология

Актуальность данной темы заключается в том, что социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения -- теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.

Поэтому задача социального управления -- обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Назрела необходимость формирования науки социального управления как единой, общей отрасли научного знания и учебной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, всевозрастающей потребностью в целостном освоении окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.

Социальное управление -- предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.

Объект исследования: социальное управление;

Предмет исследования: функции и принципы социального управления;

Цель: изучить функции и принципы социального управления;

Раскрыть понятия социальная сущность управления;

Рассмотреть функции управления;

Изучить принципы социального управления;

1 . Понятие социальное управления

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

Расплывчатость понятия «управление» создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода при выборе социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.

В настоящее время все острее осознается необходимость разработки современной теории управления. Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления.

Социальное управление - предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей. Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления.

Социальная сущность управления в первую очередь заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.

Управленческая деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере. Социальный аспект не требует дополнительных капитальных вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных теорий (социальные соревнования, доска почета).

Управление собственным развитием, как в отношении единичной личности, так и социальной группы, общества в целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы. Управление должно содержать идеал победы, к которому стремятся все сотрудники предприятия. Исходный пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.

Сущность регулирования заключается в том, что оно представляет собой процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы. Высшие формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое. Сущность управления определена американским социологом и экономистом Питером Друккером.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление является элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

Современный управляющий выполняет несколько взаимосвязанных социальных ролей:

Роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);

Роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);

Роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;

Роль представителя (на договорах, совещаниях);

Роль распределителя ресурсов;

Роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);

Роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.

Самое краткое и самое общее определение социального управления можно сформулировать так: управление системой - это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.

Существуют и развернутые определения управления, подробно излагающие содержание этого процесса, например: «Управление есть выработка управляющим органом управляющей информации, соответствующей программе управления, передача ее объекту управления, получение и анализ осведомительной информации от объекта управления о его фактическом поведении, а также соответствующая результатам этого анализа корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления». Или, иными словами, управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (совокупности свойств, утрата которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

Существуют два основных типа управления, которые обычно сочетаются, но при преобладании одного из них.

Первый тип управления - это прямое управление, которое осуществляется непосредственным воздействием на саму управляемую систему. Объектом управления является только сама управляемая система, на которую действуют либо убеждением, либо принуждением, либо иными методами и средствами. Примером такого управления может служить «командно-административный стиль» управления. Он ни хорош и ни плох сам по себе. В одних условиях он является единственно возможным, незаменимым (в вооруженных силах, например), в других-допустимым или недопустимым, вредным. В разумных пределах он во многих случаях оправдан, а потому всегда существовал и будет существовать.

Второй тип управления - косвенное управление, т. е. воздействие не на саму управляемую систему, а на те внешние (для нее) условия, в которых она находится и функционирует. Изменяя в нужном направлении эту среду, эту обстановку, можно создать такие условия, при которых в том же направлении будут развиваться и сама управляемая система, и ее деятельность. Примером могут служить экономические методы управления, которые и состоят в изменении экономических условий, в создании наиболее благоприятной обстановки для движения в желаемом направлении.

2 . Функции социального управления

Функция (в переводе с латинского означает "деятельность") управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.

Управление и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Управленческие функции - очень тесно взаимосвязанные подсистемы в системе функций, где одна из них как бы вытекает из другой, одна является продолжением другой, а все они образуют замкнутый цикл, который многократно периодически повторяется.

Перечень управленческих функций таков: планирование - организация - работа с кадрами - оперативное руководство - координирование - контроль и далее все снова, начиная с планирования. Рассмотрим эти шесть функций.

Планирование - наиболее существенная из управленческих функций, ибо она прежде всего состоит в выборе цели и стратегии деятельности, а также существенно влияет на все остальные функции, поскольку они выполняются «в соответствии с планом».

Кроме выбора цели и стратегии ее достижения из всех возможных альтернатив эта функция включает в себя разработку плана осуществления избранной стратегии. При этом определяются конечные, промежуточные и частные задачи и предусматривается, кто, когда и как их будет решать.

Таким образом, функция планирования главным образом заключается в подготовке и принятии управленческих решений. Естественно, что в ходе изучения всех возможных вариантов решения, как правило, применяется прогнозирование возможных последствий по каждому из рассматриваемых вариантов. При подготовке ответственных решений в наше время уже нельзя опираться только на интуицию, здравый смысл или субъективные мнения; необходимы анализы и прогнозы с использованием современных научных методов и технических средств (ЭВМ). Планирование логически предшествует выполнению остальных функций, которые тоже предусматриваются в плане или программе деятельности. Кто не планирует, тот не управляет. В частности, потому, что планирование и контроль неразрывно связаны. Незапланированные действия нельзя контролировать и координировать, ибо координация - это исправление отступлений от плана. Контроль без плана теряет всякий смысл, а эффективность планирования измеряется тем, насколько план способствует достижению цели при минимальных затратах сил, средств, времени и прочих ресурсов и при высоком качестве результата.

Планирование предполагает ряд этапов: оценка ситуации и обстановки; определение цели и задач; прогнозирование возможных последствий; определение наиболее целесообразных альтернатив; сравнение альтернатив; выбор оптимальной альтернативы, т. е. принятие решения; формулирование плана деятельности; детализация и уточнение (математизация) плана деятельности.

Организация - это деятельность (организация-функция), направленная на создание необходимой структуры управляемого объекта (организации-структуры).

Создание работоспособной организации - нелегкая творческая задача. Но организация неизбежно со временем меняется, и не всегда в лучшую сторону. Многие организации деградируют, что приводит к противоречию между формой и содержанием, структурой и функциями, наконец, к противоречиям между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Возникает революционная ситуация, требующая перестройки (реорганизации).

Работа с кадрами - это так называемая кадровая функция, состоящая в определении потребности в кадрах; в подборе, оценке и расстановке кадров; в их профессиональной подготовке и переподготовке. Некоторые специалисты называют эту функцию комплектованием (штатов). Оперативное руководство - функция, выполняемая в основном непосредственными начальниками по отношению к своим подчиненным.

Состоит в профессиональном обучении и воспитании, в инструктаже, уточнении служебных заданий, даче указаний, создании благоприятных условий для работы. Именно при выполнении этой функции главное значение имеет так называемый «человеческий фактор», суть которого состоит в отношении к работникам не только как к производительной силе) но и как к коллективу полноправных граждан и членов организации, как к личностям, наделенным всем богатством чувств и мыслей, желаний и потребностей, способностей и возможностей. Искусство руководства состоит в умелом использовании всего этого человеческого богатства в интересах дела, а интересах всего коллектива. Чем эффективнее руководство, тем больше люди понимают, что их личные цели находятся в гармонии с целями организации.

Координирование - функция, которую многие специалисты считают основой управления. Это деятельность, направленная на синхронизацию действий всех элементов управляемой системы, на согласование и регулирование поведения всех работников (своеобразное дирижирование).

Контроль - сопоставление промежуточных и конечных результатов деятельности с целями и планами деятельности, оценка деятельности и ее результатов, выявление нежелательных отклонений.

В соответствии с этим контроль бывает промежуточный и конечный (итоговый). Все виды самоуправляемых систем контролируют себя сами посредством информационной обратной связи. В кибернетических системах на базе ЭВМ для целей контроля за управляемым объектом переводят ЭВМ в «режим реального времени». Однако во многих случаях удастся лишь получать информацию об отклонениях в режиме реального времени. Что же касается анализа причин отклонений и разработки программы коррекции» то они требуют значительного времени. Значит, контроль «в реальном времени» (в то время, когда события происходят) не всегда достижим даже при условии использования ЭВМ. Именно поэтому нужны методы, которые обеспечивали бы «опережающий» контроль, заблаговременное предупреждение о неблагополучии. Простой обратной связи для этого недостаточно.

С этой целью используют методы прогнозирования, методы сетевого планирования И управления (СПУ), но существуют и старые, традиционные виды учета, в частности бухгалтерский учет. К таким же традиционным методам контроля относятся статистическая отчетность, различные разновидности проверок и ревизий, а также личное наблюдение руководителей за ходом работ.

Эти управленческие функции характерны (в том виде, в котором они здесь изложены) только для организационного управления. Всякое организационное управление, а особенно государственное управление,-управление правовое, основанное на правовых нормативных актах. Право-главное средство управления. Поэтому автоматизация социального управления есть автоматизация правовых процессов и отношений. Другими словами, в традиционную сферу правоотношений вводится новый «субъект» - ЭВМ, который становится посредником между людьми, и игнорировать этот факт невозможно.

Автоматизация не только производства, но и управления им - объективная необходимость, появившаяся еще в первой половине нашего века и лишь во второй половине века (после изобретения компьютеров) получившая возможность для реализации.

3 . Принципы социального управления

Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.

Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.

Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.

Экономика общества, организации в своем развитии проходит различные этапы, отягчающиеся масштабами и структурой, технической оснащенностью и формами организации, уровнем образования и культуры работающих. Учет этого динамизма в изменении значимости отдельных принципов управления - показатель экономической культуры, эрудиции и квалификации специалистов, руководителей производства.

Принципы управления - наиболее сознательная форма использования объективных законов общества в практике управления. Поскольку управление складывается из двух основных факторов - стихийного и сознательного управления - научный уровень управления достигается за счет сокращения действий стихийного фактора. Сократить действие стихийного фактора можно путем постоянного социологического изучения тенденций и закономерностей прохождения общественных процессов и их влияния на социальное управление. Владение информацией о действии внешних социальных условий и факторов на систему управления позволит выработать научный подход к управлению, основанный на объективных закономерностях.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

Следовательно, принципы социального управления -- это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития - социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и закономерности социального управления - принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают -- им следуют.

К основным принципам социального управления относят :

* принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

* единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

* сочетания отраслевого и территориального управления;

* приоритетности в достижении стратегических целей;

* научности социального управления;

* прогнозирования социального управления;

* мотивации (стимулирования) труда;

* ответственности за результаты социального управления;

* рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

* экономичности и эффективности управления;

* системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

* иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;

при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

* необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

* обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

* сочетания единоначалия и коллегиальности;

* ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

* программно-целевой;

* делегирования полномочий;

* гуманизма и нравственности в управлении;

* гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

* основываться на законах развития общества, на законах управления;

* соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

* учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

* в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития и социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основных типов принципов:

общие методологические принципы управления социальными процессами;

специфические методологические принципы управления, выведенные из социологии; организационные принципы социального управления;

частные принципы управления.

Рассмотрим отдельно каждый из выделенных типов принципов управления.

Общими методологическими принципами научного управления мы называем принципы, в соответствии с которыми можно рассматривать все социальные процессы управления вне зависимости от общественного строя, социальной системы.

К общим методологическим принципам мы отнесли:

конкретно-исторический подход; системность; комплексность;

сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми; социальный детерминизм;

взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов; самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;

Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.

Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.

Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.

Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы. Успешно функционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.

Если общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнести: объективность; адресность и конкретность; преемственность; единство социальных целей, задач и средств; научность.

Принципы научности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях. Без принципа преемственности пришлось бы при любом отклонении, перестройке, коррекции работы системы каждый раз формировать новое системообразующее интегральное звено системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех других звеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.

Каждая цель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которых требуются вполне определенные средства. Любое несоответствие и этой цепочке приведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности и ненадежности работы системы.

Организационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта.

Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении.

Важнейшая задача любого управления - обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта - сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления.

Суть принципа - выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;

принцип иерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины.

Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них: принципы хозяйственного расчета; принципы формирования потоков информации; принципы организации заработной платы; принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.); принципы формирования управленческих штатов и др.

Заключение

Социальное управление -это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы. Функция (в переводе с латинского означает "деятельность") управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления. Управление и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Управленческие функции - очень тесно взаимосвязанные подсистемы в системе функций, где одна из них как бы вытекает из другой, одна является продолжением другой, а все они образуют замкнутый цикл, который многократно периодически повторяется. Перечень управленческих функций таков: планирование - организация - работа с кадрами - оперативное руководство - координирование - контроль и далее все снова, начиная с планирования.

Говоря о принципах социального управления то они должны:

основываться на законах развития общества, на законах управления;

соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления; учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления; в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

1. Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу

2. Управление системой - это целенаправленное воздействие на нее, переводящее систему из одного состояния в другое.

3. Социальное управление -это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности.

4. Функция (в переводе с латинского означает "деятельность") управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.

5. Планирование - наиболее существенная из управленческих функций, ибо она прежде всего состоит в выборе цели и стратегии деятельности.

6. Организация - это деятельность (организация-функция), направленная на создание необходимой структуры управляемого объекта (организации-структуры).

7. Работа с кадрами - это так называемая кадровая функция, состоящая в определении потребности в кадрах; в подборе, оценке и расстановке кадров; в их профессиональной подготовке и переподготовке.

8. Оперативное руководство - функция, выполняемая в основном непосредственными начальниками по отношению к своим подчиненным

9. Координирование - деятельность, направленная на синхронизацию действий всех элементов управляемой системы, на согласование и регулирование поведения всех работников (своеобразное дирижирование).

10. Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.

Список литературы

1.Атаманчук Г.В. Теория государственного управлення [Текст]:- М.: Юр. лит., 2010. - с. 98

2.Волков Ю.Г. Социология[ Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 379.

3.Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст] / Учебное пособие / Т.П. Галкина. М.: Финансы и статистика, 2011.-224с.

4.Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст] / А. П. Егоршин. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.:Академия, 2009. - 1100 с.

5.Зборовский Г. Е. Социология управления- М. : Гардарики, 2010. - 272 с.

6.Клементьев Д. С. Социология управления[Текст]. М.: Изд. МГУ, 2010. -240 с.

7.Коротков, Э.М. Исследование систем управления [ Текст] / Э.М. Коротков. - М.: Изд. «ДеКА», 2010.-336 с.

8.Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения [Текст] / С.А. Кравченко. - М., 2012.-511с.

9.Основы социального управления [Текст] / Учебное пособие / А.Г. Гладышев. - М.: Высшая школа, 2011. -327с.

10.Социальный менеджмент [Текст]: Учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.:Академия, 2009. - 384с.

11.Тощенко Ж.Т. Социология управления[ Текст]. Учебник.-М.: Академия, 2011. -300с.

12.Удальцова М.В. Социология управления [Текст]: - М.: ИНФРА - М, 2010. - 144 с.

13.Харченко К.В. Социология управления: от теории к технологии[ Текст]. - Белгород, 2009. - 160с.

14.Чупров В. И., Осипова М. А. Социология управления. [ Текст]. М.: Изд. Академия, 2011. -176с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальное управление: понятие, объект, функции. Методологические подходы к социальному управлению. Политический уровень социального управления. Основные пути реализации социальной политики КНР. Сравнение практики социального управления России и КНР.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2012

    Понятие, структура и типология социальной организации. Образования институционального характера, которые выполняют определенную общественную функцию. Социальное управление как вид управления в обществе, уровни, функции и система социального управления.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Теория социальной работы: объект, предмет, закономерности и принципы. Социальная психология как раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе. Взаимодействие социальной работы и психологии в практической деятельности социального работника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Значение и содержание дисциплины социальное управление, его основные принципы. Особенности организации социального управления в России, направления общего вектора разработки современной социальной доктрины российского общества, принципы корпоратизма.

    лекция , добавлен 20.08.2010

    Понятие и сущность социального управления, управление общественными отношениями и процессами в обществе, поведением людей, коллективами и организациями. Содержание воздействия в социальных системах, государство как главный субъект социального управления.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Возникновение двух принципов действия механизма управления: стихийного и сознательного. Понятие социальной информации и управления. Типы управления, влияние на социальное развитие. Совершенствование системы управления государственных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2010

    Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Понятие, виды и содержание социального управления. Закономерности управления различными системами, их описание. Методологические основы социального управления их описание и особенности.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Социальное управление как особая разновидность управления. Проблема использования методов социального управления в управлении образованием, в кадровой работе и в мотивации трудовой деятельности. Модернизация социальной сферы и социального управления.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2015

    Социология организаций и ее место в современной социологии. Возникновение концепции организационной экологии, анализ популяции организаций. Социальное управление как объект научного изучения. Особенности подготовки управленческого персонала за рубежом.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2010

    Изучение особенностей социального менеджмента как одного из видов управления. Разработка классификации информационного обеспечения. Рассмотрение информационного обеспечения управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района".

При характеристике общества, что ему присущи социальное управление, социальное регулирование, власть. Обратимся к социальному управлению.

В теории управления это упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

С учетом этого социальное управление есть целенаправленное воздействие на людей, их объединения, общество в целом, осуществляемое для достижения определенных результатов, соответствующих объективным закономерностям развития общества. Такой подход позволяет рассматривать управление в обществе не на основе идеологических и политических оценок (определенный результат), а на основе выявления объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Социальное управление - это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. Различают субъект (тот, от кого исходит управляющий импульс) и объект управления (тот, на кого направлен управляющий импульс). Управление осуществляется органами власти в обществе. Органы власти и управления исторически изменяются, соответственно изменениям формы социальной организации

Механизмы управления в обществе:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием , для достижения определенной цели ;

б) механизм стихийного регулирования , когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов.

Основные виды управления: координация и властное воздействие . Когда первобытное стадо попадает в изменяющуюся внешнюю природную среду, для выживания необходимо объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность и взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели.

Властное воздействие возможно, если элементы (подсистемы) общества находятся в состоянии иерархии, т.е. соподчиненности. Субъект управления властно воздействует, объект должен выполнить управленческую команду, при невыполнении применяется принуждение. Общее собрание рода, старейшина, вождь, жрец в родовом обществе являются такими властными субъектами управления.

Функции социального управления.

Первой, исторически обусловленной, вынужденной функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне. Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция “социального обеспечения” - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание общества, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил (обычаев), необходимых для выживания. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.


Признаки социального управления:

1. Сознательный, волевой характер, т.е. управление осуществляется через сознание и воздействует на волю людей.

2. Интегрирующее воздействие на общество .

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления, его конкретный механизм зависит от этапа развития общества.

5. Способы управления :

а) командное, принудительное;

б) стимуляционное, добровольное;

в) программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает стадии управленческой деятельности :

а) сбор и обработка информации;

б) принятие управленческого решения;

в) реализация решения;

г) контроль за исполнением решения, корректировка.

Социальное управление имеет некоторые закономерности .

В силу общественного развития неизбежно нарастание многообразия элементов, входящих в систему и нарастание ее внутренней сложности общества. В то же время для сохранения управляемости обществу как объекту управления должен соответствовать не меньшей сложности субъект управления для обеспечения доминантности . Этот объективный закон лежит в основе постоянно усложняющейся системы управления и постоянного роста управленческого аппарата.

Поскольку у систем есть объективные пределы сложности, за которыми начинаются процессы дезорганизации, постольку субъект управления должен переходить от отношений иерархичности к отношениям кооперирования. Именно таким образом в обществе процессы управления дополняются процессами самоуправления, в этом проявляется закономерность демократизации управления. В истории человеческого общества, в различных государствах периоды республик сменялись периодами империй и, наоборот, на смену демократическим режимам приходили авторитарные и тоталитарные режимы, далее цикл повторялся в видоизмененных формах.

Общество как сложноорганизованная система состоит из различных элементов - сфер, институтов, организаций, социальных групп, которые развиваются неравномерно, при этом скорость развития общественной системы определяется скоростью не самых прогрессивных , а самых консервативных, отсталых, слабых элементов. Задачей управленческих структур является синхронизация их темпа развития и обеспечения постепенности социальных преобразований, чтобы не было слишком большого отрыва динамичных и стабильных элементов, что чревато разрушением общества.

В этом проявляются закономерности социального управления .

Социальное регулирование: понятие, виды

Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью персональных указаний или правил поведения. Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальное регулирование - упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам. Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Понятие социальных норм. Воздействие на поведение людей оказывают нормы различного характера: природного, технического, социального. В природе действуют законы, которые мы можем назвать природными нормами : физические, химические, биологические, физиологические, астрономические, геологические и другие. Они действуют каждый раз, когда осуществляется тот или иной процесс: падение твердого тела с ускорением на землю, окислительная реакция металлов т.д., т.е. действуют в ста случаях из ста и не зависят от сознания и воли людей.

Человек приспосабливает природные объекты для использования путем создания технических средств. Технические средства опосредуют отношения между человеком и природными объектами. Правила обращения с ними диктуются глубиной познания данного объекта и конструктивными особенностями технических средств. Их называют техническими нормами .

Особую группу норм составляют правила обращения людей с животными, это естественно-социальные нормы.

Социальное нормативное регулирование осуществляется при помощи социальных норм. Социальная норма - это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом .

Признаки социальных норм:

1. Сознательный и волевой характер (их появление - результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках - правовые нормы).

6. Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы - обществом в целом, религиозные нормы - религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная - воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная - предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Экспектационная - указывают людям, каковы должны быть их ожидания.

4. Транслирующая - передают определенный социальный опыт.

5. Воспитательная - воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.

Основные виды социальных норм:

1. С точки зрения содержания и сфер действия различают следующие виды социальных норм: экономические, политические, юридические, эстетические, этические, религиозные, моральные, языковые, мифы, обряды, ритуалы и другие.

2. По регулятивным особенностям различают: обычаи, мораль, право, корпоративные нормы . Эта классификация имеет наибольшее значение в юриспруденции. Регулятивные особенности перечисленных норм зависят от способов возникновения, форм закрепления, регулятивного воздействия, способов и методов обеспечения и субъектов, обеспечивающих реализацию.

Регулятивной особенностью каждого из перечисленных видов норм является то, что они поддерживаются властью какого-либо социального института - родовой общины, корпорации (церковь, политическая партия, бизнес-структура), обществом в целом либо государством. Таким образом, социальное управление и социальное регулирование осуществляются властью.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

существует там, где имеет место совместная деятельность людей или общностей;

обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

направлено на достижение определенной управленческой цели;

характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления:

А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление; В)общественное самоуправление

Элементы социального управления:

А) субъект управления; Б) объект управления; В) управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В) организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д) подведение итогов, внесение корректив.

Еще по теме Понятие социального управления:

  1. 89. Понятие, содержание и принципы социального управления
  2. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.
  3. Понятие социального статуса. Интегральный статус.Предписанный и достигаемый статусы.Понятие социальной роли. Статусно - ролевая структура личности.Социальная активность личности и ее виды. Факторы социальной активности.
  4. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
  5. 90. Государственное и муниципальное управление как разновидность социального управления.
  6. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции.
  7. 1.1. Основные понятия: управление, организация, персонал, управление персоналом.
  8. Руководство, управление и применение военной организации государства Понятие и правовая природа военного управления
  9. Понятие административно-правового акта управления. Классификация актов управления.
  10. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

Обязательно качество целостной организованной системы;

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

Служит интересам взаимодействия основных элементов;

Обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

Анализ управленческой ситуации;

Выработка и принятие решения;

Организация и исполнение решения;

Контроль выполнения решения;

Подведение итогов, внесение корректив.

1.3. Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

Обусловлены социальным назначением управления;

Характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

Представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

Представляют собой направление его активного действия;

Предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

Прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

Моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

Планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

Организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

Координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

Контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

Учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

Научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

Линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.