2 по каким признакам классифицируются виды труда. Особенности умственной работы. Профессии физического труда

Умственный;

Физический.

Умственный труд.

К умственному труду относят работы связанные с приемом и переработкой информации, при выполнении которых требуется значительное напряжение сенсорного аппарата, памяти, внимания, активации мышления и эмоциональной сферы. Умственный труд представлен 5 основными группами:

    Операторский труд – к этой группе относятся профессии операторов, связанные с управлением машинами, оборудованием, техническими процессами; связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением;

    Управленческий труд – к этой группе относятся руководители предприятий, учреждений и другие лица, занимающие административные посты, а также учителя и преподаватели; связан с чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее обработки, повышенной социальной значимостью, личной ответственностью принимаемых решений, нерегулярностью нагрузки, нестандартностью принимаемых решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций;

    Творческий труд – труд научных работников, писателей, композиторов, художников, архитекторов и конструкторов; предполагает создание новых алгоритмов на основе многолетней подготовки, высокой квалификации и таланта. Представители данной группы должны иметь хорошую память, инициативность, способность к длительному сосредоточению внимания. Характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением;

    Медицинский труд – особенностью является контакт с больными людьми, дефицит информации параллельно с дефицитом времени, высокая ответственность при принятии решений;

    Труд студентов и учащихся – требует напряжения памяти, внимания, восприятия, возникновение стрессовых ситуаций.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии возрастает и составляет 15-20% от общего обмена, в то время как мозг по весу составляет лишь 2% от общей массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5-6 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке. Во всех случаях умственной деятельности основным является участие н.с., ее центральных отделов. Локальные процессы активизации развиваются во многих зонах мозга, захватывают левые и правые полушария. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга. Особенностью умственного труда является сочетание его с пониженной динамической активностью, гиподинамией.

При умственном труде к наиболее существенным психическим функциям относятся восприятие, наблюдательность и внимание.

Восприятие – отражение в сознании человека всей совокупности свойств, предметов и явлений, что позволяет выбрать те объекты, которые могут дать наибольший производственный результат.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие. Имеет большое практическое значение при определении объема информации и построении избирательных систем для ее переработки.

Внимание – сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких объектах, при котором определение восприятия, образы, мысли и чувства осознаются человеком особенно ярко и отчетливо. Внимание определяет психическую напряженность ума. Для умственной деятельности важно мышление – является высшей формой отражения и назначения объективного мира. Мышление – продукт и обязательный элемент трудовой деятельности. Мышление связано с принятием решений.

Психомоторика – рассматривает двигательные реакции человека, совершаемые им заранее осознанной целью для достижения этой цели.

Для оценки условий и особенностей умственного труда важны сл. понятия:

    сенсорное поле – элементы рабочего места, которые воздействуют на анализаторы человека; несут необходимую для работы и принятия решений информацию;

    моторное поле – элементы рабочего места на которые может быть направлено двигательное действие работника, в том числе и экстренное;

    эмоции – чувства, отражающие отношение человека к тому, что воспринимается психикой. Различают высшие – социальные эмоции и низшие – биологические эмоции.

Эмоциональное состояние определяет отношение к труду, новой технике, влияет на работоспособность. Одна из задач психологии и научной организации труда – создание положительного эмоционального фона на и формирование позитивных взаимоотношений в коллективе.

Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности (ВНД). Локальные процессы активизации возникают во многих зонах мозга, захватывают левое и правое полушария. Важнейшую роль в осуществлении психической нервной деятельности играют лобные отделы мозга. При умственном труде (у.т.) обостряется восприятие, внимание, память. Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. Вначале работы улучшается внимание, запоминание, скорость решения тестовых задач, улучшается профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия, оценки, появляется большее количество ошибок. Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга – усиливается его кровообращение, повышается энергетический объем нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается. Любая умственная работа сопровождается определенным нервно-мышечным напряжением. Причем для каждого вида деятельности необходим оптимум эмоционального напряжения. К эмоциональному напряжению ведут значимость работы, ее опасность, ответственность. Нервно-мышечное напряжение приводит к усилению деятельности ССС, органов дыхания, увеличению энергетического обмена, повышению тонуса мускулатуры. Повышение суммарных энергетических затрат при естественной работе определяется степенью нервно-мышечной напряженности. При различных видах умственной деятельности расход энергии различен. Так при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94%, у операторов вычислительных машин – повышается на 60-100%. При нервно-психическом напряжении, связанном с умственной деятельностью можно наблюдать тахикардию, повышение АД, изменения на ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, вследствие этого повышается температура тела и возникают сдвиги со стороны вегетативных функций. При выполнении умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. У.т. связан с повышением активности гипоталамической, гипофизарной, симпато-адреномедуллярной систем. При эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличение содержания адреналина в и кортикостероидов в крови изменяющих минеральный обмен и повышающих возбуждение нейронов. При у.т. мозг склонен к инерции , к продолжению работы в заданном направлении. После окончания умственной работы рабочая доминанта полностью не угасает, обеспечивая более длительное утомление ЦНС в больших размерах, чем при физическом труде. Введенский сформулировал основные физиологические условия продуктивной умственной работы:

    в работу следует входить постепенно, это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности;

    необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления;

    следует придерживаться обычной последовательности и системности в работе, что способствует более длительному сохранению рабочего динамического стереотипа;

    правильное чередование у.т. с отдыхом, чередование у.т. с физическим, что предупреждает развитие утомления, способствует повышению работоспособности;

    высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

Физический труд.

Физическими называются такие виды труда, при которых основная нагрузка направлена на опорно-двигательный аппарат. Основная характеристика труда – физическая динамическая нагрузка – внешняя механическая работа, мышечная динамическая работа. Работа мышц связана с напряжением тела или его частей, необходимым для выполнения трудовых операций.

Двигательный аппарат – совокупность тканей и органов, обеспечивающих перемещение тела в пространстве или активное его воздействие на окружающие предметы . Кроме того, непосредственным организатором движения и контролером его качества, определяющим также и функциональные свойства периферического аппарата движения являются соответствующие нейронные ансамбли ЦНС, объединенные в функциональную систему двигательного акта. Область физиологии, изучающая движение человека с учетом законов механики и анатомических особенностей двигательного аппарата называетсябиомеханикой . Выполнение точных трудовых движений, развитие их в процессе происходит в результате взаимного соинастраивания различных отделов двигательного аппарата, создается функциональная система, обеспечивающая целостность организма в его взаимодействии с внешней средой. Костно-мышечный скелет обеспечивает опору всему телу, выполняет рессорные функции, образует полости, совершает движения и является исполнительным аппаратом в поведении человека. Благодаря разнообразным формам суставов выполняются сложные и многообразные движения. Работа двигательного аппарата координируется ЦНС. Характерной особенностью мышечной ткани является ее способность трансформировать химическую энергию в механическую в виде силы или движения. Механическая энергия гладкой мускулатуры используется для работы вегетативных функций, а поперечно-полосатой – для взаимодействия с внешней средой. Поэтому изменения в трудовом процессе касаются не только работы опорно-двигательного аппарата, но и функций всех органов, эндокринных и обменных процессов. В любом случае человеку необходимо удерживать в равновесии свое тело, голову, иметь устойчивость принятой позы или в статике или в динамике, необходимо преодолевать силу тяжести, притяжения, инерции, иметь опору. Кроме внешних сил человеку необходимо преодолевать внутренние силы эластичности тканей, силу сокращения мышц. Связь возбуждения с сокращением осуществляется через ионы кальция за счет энергии АТФ, стимулируется активностью актомиозина. Биоэнергия мышц – сложные О-В процессы в результате которых выделяется тепло и совершается механическая работа. О-В процессы состоят из распада и ресинтеза АТФ, креатинфосфатной кислоты, гликогена, окисления веществ до воды и СО2 при полном обеспечении кислородного запроса. При кислородном долге накапливаются продукты недоокисления, в частности молочная кислота, что способствует снижению эластичности мышц, их ригидности, появлению болевых ощущений, прекращению работы. Это один из вариантов локального утомления. В анаэробных условиях идет ресинтез гликогена из молочной кислоты. Процессы распада и ресинтеза идут одновременно. Мышцы при этом находится в устойчивом состоянии и способны на длительную работу без признаков утомления. Немаловажное значение имеет и расслабление мышц, которое происходит при отсутствии ионов кальция за счет АТФ.

При уменьшении АТФ в мышцах могут появиться судороги, контрактуры в суставах. Рецепторный аппарат мышц (проприорецепторы) являпется источником информации для ЦНС, формируется мышечно-суставное чувство, которое характеризует квалификацию работника. Основное свойство мышцы в покое – эластичность. В покое мышцы выделяют небольшое количество тепла (1/4 от основного обмена). В результате мышечного процесса за счет анаэробного окисления совершается статическая работа. В момент расслабления также выделяется тепло и в большем количестве, чем при сокращении, что связано с аэробным процессом окисления – совершается динамическая работа. Изменения, происходящие в мышцах называются изотоническим сокращением. При изометрическом же сокращении мыщца не укорачивается, а возрастает ее напряжение. В основе движения человека лежат титанические сокращения – суммация одиночных сокращений в пространстве и времени. Статическая работа характеризуется преобладанием изометрических компонентов при удержании тела человека или его частей, инструментов или объектов труда. Она более утомительна, т.к. идет в анаэробном режиме. Вследствие нарушения кровообращения в мышце при статической работе быстрее происходит накопление молочной кислоты, что приводит к снижению работоспособности. Динамическая активная работа строится на обратной зависимости скорости сокращения и ее силы. Чем меньше скорость, тем меньшую силу она развивает.. При динамической работе попеременно выполняется то активная работа, то работа на сопротивление, в результате чего наблюдается то укорочение мышцы, то ее удлинение. Таким образом преград (блокировок) для кровообращения при динамической работе нет. Доставка кислорода и питательных веществ к клеткам ткани происходит при хороших условиях кровотока. Данные обстоятельства способствуют аэробному протеканию О-В процессов, не существует большого кислородного долга и накопления молочной кислоты. Такая работа может совершаться более длительное время без свободного волевого напряжения.

Физическая работа в зависимости от вовлечения в работу мыщц делится на:

Локальную;

Региональную;

В связи с тем, что точно определить величину мышечной массы используемой при работе трудно, принято считать работу локальной – участвуют обе руки, узко локальной – 1/10 всей мышечной массы (только кисти), региональной – 2 руки с участием мышц туловища (работа сидя, стоя, а также ходьба), общая – при работе конечностей с участием мышц туловища. При интенсивной физической нагрузке энергозатраты организма могут повышаться в 10-15 раз по сравнению с уровнем покоя (70 ккал/час) и достигать 900 ккал/час. Величина энергозатрат организма или эквивалентные по величине уровни потребления кислорода могут свидетельствовать о степени интенсивности мышечной работы.

Эргометрия.

Эргометрия – это способ определения физической работоспособности, в частности эргометрической работоспособности. Измерение производят при воздействии на человека определенной нагрузки в ходе выполнения работы, причем в некоторых случаях осуществляют непрерывную регистрацию реакции напряжения. В наиболее простом случае испытуемый приседает или поднимается на ступеньку. Связанная с этим динамическая работа зависит от массы тела и того расстояния, на которое оно перемещается. Коэффициент полезного действия существенно зависит от того, как производится движение, поэтому сравнивать физиологические реакции напряжения сложно. Эргометры дают возможность поддерживать коэффициент полезного действия на относительно постоянном уровне во время выполнения работы.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда: физический, умственный, операторский, управленческий, творческий труд.

Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе "человек - орудие труда".

Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза при выполнении работы стоя или сидя.

В процессе физической работы происходят изменения в мышечных тканях, увеличивается объем легочной вентиляции (в основном, за счет углубления дыхания), повышается артериальное давление, происходят биохимические изменения в крови, повышается потребление кислорода (расходуется на окислительные процессы в мышцах). Может наблюдаться определенные изменения водно-солевого обмена при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы. При этом значительное повышение деятельности потовых желез может снизить выделительную функцию почек. При тяжелой физической работе возможно торможение секреции и моторной функции желудка, а также замедление переваривания и всасывания пищи. Нередко тяжелая физическая работа ведет к понижению возбудимости, нарушению условно-рефлекторной деятельности, а также к повышению порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т.д.).

В процессе умственной деятельности повышается кровяное давление, увеличивается объем легочной вентиляции (за счет учащения дыхания), повышается потребление кислорода (для работы коры головного мозга), увеличивается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости.



Умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь, органов зрения и слуха. Известно, что умственная работа более плодотворно протекает в тишине.

Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую роль. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная, наоборот, понижает ее, снижает качество.

Для умственного труда характерны гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Операторский труд отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий труд определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени ее переработки, ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.

При различных формах труда происходят и различные изменения в организме работника. Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных умений и навыков, развивающихся в организме при выполнении работы.

Каждая форма трудовой деятельности характеризуется тяжестью, напряженностью и условиями, в которых она осуществляется.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Легкие физические работы (категория 1) подразделяются на 2 категории: Iа, Iб. К категории Iа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилиям. К категории Iб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: IIа, IIб. К первой относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы характеризуются большим расходом энергии. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными перемещениями, перемещением значительных (более 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Механизированные формы физического труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить скорость и точность движений, необходимых при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Монотония наиболее ярко проявляется при конвейерной форме организации трудового процесса. Этот труд требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония выражается в преждевременной усталости и нервном истощении, развивающимся при действии однообразных повторных раздражителей. В результате снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, уменьшается скорость реакции и, как следствие, быстро наступает утомление.

Деятельность человека при механизированной форме физического труда происходит по одному из процессов:

§ детерминированному - по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику;

§ недетерминированному - когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции) в выполняемом процессе.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные [Белов С.В. и др., 1999].

Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство. Вредные условия труда подразделяются, в свою очередь, на четыре степени.

I степень 3 класса - условия труда, характеризующиеся такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

II степень 3 класса - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

III степень 3 класса - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

IV степень 3 класса - условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные ) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

Условия труда значительно сказываются на работоспособности человека. Однако наряду с ними на работоспособность человека значительное влияние оказывает режим труда и отдыха.

Режим труда и отдыха

Как было отмечено, в процессе труда работоспособность человека подвергаются изменениям. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Вся трудовая деятельность человека протекает по фазам мобилизации, врабатывания, устойчивой высокой работоспособности, утомления.

Фаза мобилизации (предрабочее состояние) субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные рабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующее характеру предстоящей нагрузки.

Фаза врабатывания (нарастающая работоспособность) - период, в течении которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживания координации между участвующими в деятельности системами организма. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

Фаза устойчивой высокой работоспособности - устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет примерно 2/3 ко всему времени работы. Эффективность труда в этот период максимальная.

Фаза утомления характеризуется снижением продуктивности, замедляя скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление - временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 10 до 12 часов первой половины дня, и с 16 до 18 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, в вечернее – между 18 и 20 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов.

По дням недели работоспособность также меняется. Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность на вторник, среду и четверг, а развивающееся утомление на пятницу и, особенно, субботу.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке. Продолжительность его зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24 дней целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности - в два этапа.

Разрабатывать новые режимы труда и отдыха и совершенствовать существующие следует исходя из особенностей изменения работоспособности.

Режим работы предприятия предусматривает количество смен в сутки, длительность смены в часах, продолжительность рабочей недели и общее время работы предприятия, цеха в течение календарного периода (сутки, месяц, квартал, год). Исходя из этого, режимы труда и отдыха подразделяются на внутрисменные, суточные, недельные и годовые.

При разработке внутрисменного режима работы определяется общая величина времени на отдых и распределение этого времени на протяжении смены (перерывы в работе и их продолжительность), характер отдыха.

При определении продолжительности отдыха в течение рабочей смены необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва устанавливать в 40-60 мин, с тем чтобы работник использовал порядка 20 мин для приема пищи, а остальное время - на отдых. Она складывается, с одной стороны, из количества времени, необходимого для восстановления физиологических функций до определенного уровня, обеспечивающего снятие утомления, а с другой стороны, из количества времени, необходимого для нормального приема пищи.

При непрерывных технологических процессах (химические, металлургические, хлебопекарные и другие предприятия), на подземных работах в угольной промышленности во время обеденного перерыва следует предусматривать подмену.

Кратковременные перерывы предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. В отличие от обеденного перерыва они являются частью рабочего времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или участка.

Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма.

При этом на работах, требующих большого напряжения и внимания, рекомендуются более частые, но короткие перерывы (5-10 мин); на тяжелых работах с большими физическими усилиями - менее частые, но более длительные перерывы (до 10 мин), на особо тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15-20 минут с отдыхом той же продолжительности. Перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания. Кратковременные перерывы позволяют не только предупреждать развитие утомления, но и сохранять рабочую установку.

Характер недельных и годовых режимов труда и отдыха определяется принятой системой графиков работы (графиков сменности). При односменном режиме работа должна начинаться не ранее 8-9 часов, при двухсменной - не ранее 6 часов (первая смена), а оканчиваться не позднее 0 часов (вторая смена). При трехсменном режиме начало работы ночной смены должно быть не позднее 0 часов. Продолжительность ежедневного отдыха между окончанием работы и ее началом в следующий день (смену) не должна быть меньше 12 часов. Графики сменности, в которых продолжительность рабочих смен и отдыха имеет отклонения от нормальной, должны предусматривать в пределах месяца дополнительные дни отдыха и отработки. Продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на объектах, в организациях и учреждениях не может превышать 40 часов в неделю.

Основные вопросы режима рабочего времени на объектах, в организациях и учреждениях регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются трудовыми коллективами по представлению администрации и профсоюзного комитета.

На некоторых объектах, в организациях и учреждениях применяются нестандартные режимы труда и отдыха, в частности, ненормированный рабочий день (НРД). Их особенностью и ценностью является то, что они способствуют оптимальному сочетанию общественных и личных интересов, повышению содержательности и улучшению условий труда, более полной реализации резервов роста эффективности производства. Режим ненормированного рабочего дня - это такая форма организации рабочего дня, при которой для отдельных работников или коллективов подразделений устанавливают единое время ежедневного обязательного их присутствия на своих рабочих местах и интервалы рабочего времени, продолжительность которых работник определяет по своему усмотрению. Вместе с тем обязательным условием является полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение определенного учетного периода (дня, недели, месяца и др.). Особенностью НРД является предоставление работающим определенной самостоятельности в регулировании времени начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня при одновременном обеспечении нормального хода производства. Непременным условием эффективного использования ненормированного рабочего дня является точный учет отработанного времени и действенный контроль за наиболее полным и рациональным использованием рабочего времени каждого работника.

Таким образом, при выборе рационального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

Труд и его виды в современном (информационном) обществе

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основы методологии управления персоналом;
  • бизнес-процессы в управлении персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;

уметь

Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выделять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию и ее персонал;

владеть

Методами планирования численности и профессионального состава работников в соответствии со стратегическими планами организации.

Классификация видов труда

Процесс труда – явление крайне сложное и требует физической и умственной энергии (физический и умственный труд). Другая характеристика труда – его тяжесть; в простейшем виде выделяют тяжелый и легкий труд. Нередко понятие тяжести труда вещь крайне субъективная. История учит, что труд бывает принудительный и свободный.

Важная характеристика труда – его оплачиваемость. Обычно выделяют оплачиваемый и неоплачиваемый труд. Труд может быть индивидуальным (личностный, авторский и т.д.) и коллективным (групповой, общественный и т.д.); длительным либо краткосрочным. В современных исследованиях труд делят на производственный (сюда входит и научный труд, что значительно упрощает моделирование трудовых процессов, но в то же время значительно их огрубляет) и бытовой. С позиций видимости результатов труд делят на видимый (результаты труда возможно обнаружить каким-либо способом) и невидимый. В последнем случае необходимо помнить, что время иногда безжалостно стирает когда-то проделанную работу.

Труд в своем движении проходит три фазовых состояния: ресурсную, факторную и производственную .

Весьма важными для анализа процесса труда являются понятия простого и сложного труда.

Простой труд (труд вообще) представляет простейшую абстракцию, которая в процессе общественного производства происходит ежедневно. Свое реальное воплощение эта абстракция всеобщего человеческого труда находит в среднем труде, который в состоянии выполнять каждый средний индивидуум данного общества, это – определенная производительная затрата человеческих мышц, нервов, мозга и т.д. Хотя характер среднего труда различен в разных странах и в разные эпохи, тем не менее он выступает как нечто данное в каждой экономической общественной формации, в каждом существующем обществе. Важной характеристикой простого труда является элементарность исполняемых операций в данном историческом контексте и возможность замещения исполнителя труда другим человеком или машиной, а также дискретный характер труда.

Сложный труд (т.е. более квалифицированный, чем простой) есть труд, связанный с преобразованием энергии, он присущ внутренним процессам исследуемого объекта, будь то человек или организация. В каких пропорциях различные

Рис. 2.1. Виды традиционного труда

виды труда сводятся к простому труду как единице их измерения, устанавливается общественным процессом или за спиной производителя, как это имеет место при товарном производстве, или прямо непосредственно, как это характерно для нетоварных форм производства. Спецификой сложного труда является уникальное сочетание физических и умственных усилий, которое не может быть в полном объеме воспроизведено другими. Такой труд в силу его уникальности может быть отчужден как состояние, но в качестве процесса такой труд не может быть отчужден, он может быть только прерван. Однако продукт труда, безусловно, отчуждается в любом случае.

Проблема сведения сложного труда к простому (редукция труда) или поиска единой меры труда как регулятора производства и распределения его результатов, в частности между субъектами труда, давно дискутируется в научной литературе. Считается, что наиболее существенный фактор, определяющий конституирующие условия действия методологии редукции труда, – это взаимодействие и взаимообусловленность умственного и физического труда. Эти две сущности труда "спокойно уживаются" в одном человеке, в индивидуализированной личности, пока он совершает определенные целенаправленные действия, составляющие в своей совокупности трудовой процесс. Умственная и физическая функции труда должны быть измерены одной единицей, и это главный "камень преткновения" современных наук о труде. Еще большую сложность вызывает измерение интеллектуального и традиционного труда, производимого определенным социальным коллективом, что также требует применения методов редукции труда. Классификация видов традиционного труда представлена на рис. 2.1.

Труд можно рассматривать и в иных аспектах (рис. 2.2).

Свободный труд – это самореализация способностей и возможностей человека при отсутствии вынуждающих обстоятельств, наличие таких обстоятельств объективной и субъективной природы приводит к тому, что доля свободного труда в реальном мире ничтожно мала.

Возможный труд – распределенный в пространстве по предметным областям и во времени потенциал труда.

В случае свободного труда индивид самостоятельно задает направление труда и осуществляет самореализацию собственных способностей и возможностей в выбранной предметной области, при этом дискретность труда является естественной для конкретного индивида и определяется его личными особен-

Рис. 2.2.

ностями. При отсутствии самостоятельности в выборе направления труда и отсутствии естественной дискретности труд становится частично или полностью отчужденным.

Первопричина отчуждения труда заключается не в разделении труда, а скорее всего в ограниченных возможностях человека (он не может сделать все сам и в требуемом объеме). Если это так, то отчуждение труда сохранится в любом обществе, однако формы его проявления будут видоизменяться. И эти изменения, как показывает ход исторического развития, происходят в результате дальнейшего разделения труда, изменения отношений собственности.

Отчуждение труда в самом общем виде – это совокупность тех условий, при которых человеческая деятельность и все, что создано и произведено в обществе, отчуждается от человека и противопоставляется ему, порабощая его (рис. 2.3).

Отчуждение является многогранным и охватывает не только область материального производства, но и всю систему общественных отношений. Поэтому можно говорить о широкой и узкой трактовке данного понятия. Отчуждение в широком смысле может включать в себя различные формы отчуждения базисного и надстроечного характера, тогда как узкая трактовка данного понятия включает лишь отчуждения, возникающие в исторически определенных отношениях, которые являются доминантой всех других типов отчуждений. К ним в первую очередь относится отчуждение труда.

Рассматривая роль капитала в процессе отчуждения труда, необходимо отметить, что мы должны рассматривать текущие затраты труда, предполагая, что рабочий уже обладает определенным потенциалом труда, сформированным в процессе обучения и предыдущего труда. Но так как труд дискретен и объем труда каждого конкретного человека по аналогии с услугами

Рис. 2.3. Структура понятия "отчуждение труда"

не накапливается во времени, то капиталист вынужден приобретать не текущий, а будущий труд, так как совершенный труд уже не имеет цены (цену имеет результат труда). Важно, что продажа рабочей силы осуществляется на время, в течение которого происходит отчуждение труда от человека как его носителя. Однако по мере развития НТП этот будущий труд становится все более неопределенным в смысле требований к квалификации и навыкам работников.

Процессы отчуждения труда по своей природе многозначны, но обладают общим свойством перераспределения труда в пространстве и во времени. Им соответствуют виды отчуждения труда: эксплуатация труда; замещение труда; формирование труда.

Интеллектуальный труд, порождающий новые знания, характеризуется колоссальным увеличением своих объемов во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и кончая экономической. Наибольший рост объемов интеллектуального труда в конце XX в. наблюдался в финансово-банковской сфере, торговле и промышленности.

Труд интеллектуальный в общем виде – мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Его результаты представляют собой преимущественно нематериальные блага, чаше всего информацию, которая "материализуется" в объектах интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный труд в настоящее время постоянно превращается из феномена гениев в обычные деяния миллионов людей. Он реализуется в двух видах (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Креативный и эвристический труд: общие понятия

Креативный труд

Эвристический труд

1. От англ. creative – букв. "творческий, созидательный"

1. От греч. heuristo – букв. "отыскиваю, открываю"

2. Относится к проблемам, связанным с творческим потенциалом коллектива, социальной группы, нации и человечества в целом

2. Относится к проблемам, связанным с творческим потенциалом личности, индивидуума, конкретного человека

3. Интеллектуальный продукт не может быть приписан отдельной личности

3. Интеллектуальный продукт может быть приписан отдельной личности

4. В коллективе всегда есть личности, более склонные к творчеству, т.е. коллектив можно ранжировать по творческим возможностям

4. У каждого человека всегда есть области знаний, в которых он лучше показывает свой творческий потенциал, т.е. все области знаний можно ранжировать по творческим возможностям личности

Креативный труд – это труд, совершаемый совокупностью интеллектуальных систем с помощью посредников (технических систем), в результате которого создается инновационный продукт. Креативный труд – сложное явление, поэтому дать его однозначное и универсальное определение невозможно. В его определении задействованы понятия: интеллектуальная система, посредник (техническая система) и инновационный продукт. В первом приближении понятие инновационного продукта ассоциируется с понятиями: "знания", "новизна", "оригинальность" и т.д.

Эвристический труд – это преобразующий труд, в результате которого создается инновационный продукт; может совершаться индивидуально-интеллектуальной системой с помощью посредников (технических систем).

Принудительным или обязательным трудом являются все виды работ или услуг, которые человек вынужден выполнять под угрозой наказания и которые выполняются не на добровольной основе. Такой труд возникает, когда выполнения работы или услуги требуют государство или частные лица, обладающие возможностью и силой подвергнуть работников наказанию в виде серьезных лишений, таких как физическое или сексуальное насилие, ограничение в передвижении, задержка заработной платы, заключение под стражу или втягивание в долговую кабалу, которых невозможно избежать. Принудительный труд существует во многих формах, включая:

  • торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, – проблему, в которую все больше погружается мир;
  • долговую зависимость, возникающую в результате насильственной сверхэксплуатации труда;
  • обязанности, налагаемые на граждан государством или военными;
  • традиционные устои феодального типа, такие как крепостной труд и рабство, а также принудительный надомный труд. Этот термин, несмотря на то что он имеет конкретное юридическое значение и его не следует смешивать с расхожей терминологией, используется для описания малооплачиваемого, опасного труда или эксплуатации труда в целом.

Принудительный труд везде подвергается осуждению. Тем не менее искоренение его многочисленных форм остается одной из самых сложных и многоплановых проблем, стоящих перед человечеством. Как организация, находящаяся на переднем плане этого процесса, Международная организация труда (МОТ) стремится подвигнуть своих государств-членов к тому, чтобы они занимались решением этой проблемы.

В 1998 г. государства – члены МОТ приняли Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, тем самым подчеркнув свою приверженность делу искоренения принудительного и обязательного труда. Декларация выступает за право свободного объединения и ведения коллективных переговоров, действенное запрещение детского труда, за искоренение дискриминации в отношении приема на работу и выбора профессии. Данные принципы и права в сфере труда получили свое выражение и развитие в восьми конвенциях МОТ, которые считаются основополагающими. Конвенция № 29 по принудительному труду, старейшая из всех основополагающих конвенций, принята в 1930 г. В ней содержится требование искоренения принудительного или обязательного труда во всех его формах.

  • Вопросы о том, что есть ресурс – рабочая сила или труд, и о каком рынке вести речь: о рынке труда или рынке рабочей силы – в экономических науках в настоящее время относятся к числу наиболее спорных, особенно в России, где бо́льшая часть преподающих в высших учебных заведениях экономистов-теоретиков (или политэкономов) наизусть помнят теорию прибавочной стоимости.

Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:

по характеру труда,

по результатам труда,

по используемым вещественным элементам труда и разной степени участия человека,

по методам привлечения людей к труду.

Процесс труда с точки зрения содержания труда есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие функции:

1) логическую, связанную с определением цели и подготовкой процесса труда;

2) исполнительскую, т. е. приведение в действие и непосредственное воздействие на предмет труда;

3) функцию регистрации и контроля, т. е. наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

4) функцию регулирования, т. е. корректирование, уточнение заданной программы.

В зависимости отсодержания труда различают:

1)простой и сложный труд. По определению К. Маркса, простой труд «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием». Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд. Сложным трудом является «только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд». В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированные;

2)репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд – это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий – это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.;

3)функциональный и профессиональный труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников в зависимости от их роли в производ-стве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Каждая функция сопряжена с той или другой стороной деятельности, необходимой для нормальной работы предприятия. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Такой труд принято называть функциональ-ным. Функциональный труд – это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управлен-ческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдель-ным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);


4)умственный и физический труд. Физический труд – это затрата физической энергии. Умственный труд выражается в том, что в человеческом мозгу возникает идея создания той или иной потребительной стоимости, человек продумывает план реализации этой идеи, следит за тем, чтобы его план в процессе физического труда нашел свое воплощение. Деление труда на умственный и физический довольно условно. Эту условность отметил еще С.Г. Струмилин: «Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд – это единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов». Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами производства и определяет социальную природу труда. В настоящее время происходят изменения в характере труда, обусловленные совершенствованием производственных отношений в резуль-тате разгосударствления социалистической собственности и приватизации, расширением сферы действия экономических методов управления, созданием новых форм хозяйствования, ориентирующих на эффективность и качество, действительную материальную и моральную заинтересованность работников, превращение их в подлинных хозяев. В то же время именно глубокие социально-экономические различия в содержании и функциях труда, наличие рутинного, монотонного, неквалифицированного, тяжелого ручного труда, его вредные условия еще долго будут препятствовать раскрытию творческих способностей значительной части трудящихся, мешать гармоничному развитию личности, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

В зависимости отхарактера труда различают:

1)конкретный и абстрактный труд. Как особая целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения его потребностей, труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам труда в физиологическом смысле – к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный, однородный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный – стоимость товара;

2)наемный труд и самонаем. Наемный труд – это отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свой предстоящий труд (свою рабочую силу) в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Наемный труд является трудом, отчужденным от самого себя, так как созданное им богатство противостоит как чужое богатство. Вместе с тем наемный работник является собственником своей рабочей силы, по мере развития которой увеличивается и личная собственность рабочего, его семьи, необходимая для их воспроизводства. В то же время предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать самонаймом (за рубежом соответствующий термин довольно широко распространен), и характер данного труда будет качественно отличаться от характера наемного труда. Именно такой труд предоставляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережному, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, проявлению творческих способностей;

3)индивидуальный и коллективный труд. Это своего рода различные формы организации труда. Разделение труда приводит к обособлению отдельных видов деятельности, обособлению отдельных производителей. Индивидуальный труд – это труд отдельных работников (токарей, слесарей, наладчиков, ремонтников и др.) или самостоятельных производителей (индивидуальных предпринимателей). Разделение труда, приводя к обособлению частичных работ по изготовлению какого-либо продукта, вызывает необходимость объединения трудовой деятельности работников, для того чтобы их совместные усилия привели к созданию готового продукта. Коллективный труд – это такой труд, когда люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы (отдел, лабораторию, цех, участок, бригаду), причем размер коллектива не имеет значения;

4)частный и общественный труд. В товарном производстве, когда отде-льные производители изготовляют определенные товары, индивидуальный труд выступает как частный труд в связи с хозяйственной, производственной и юридической обособленностью собственников средств производства. Каждый производитель производит далеко не все продукты, необходимые для удовле-творения его потребностей, а специализируется на изготовлении лишь части из них. Поэтому в любом обществе частный труд всегда реализуется как частица общественного труда и носит общественный характер, который проявляется на рынке через приравнивание товаров друг к другу и их обмен, через стоимость.

По результатам труда различают:

1)производительный и непроизводительный труд. Производительный труд – это труд, непосредственно участвующий в создании натурально-вещественной формы общественного богатства, совокупного общественного продукта, национального дохода. Это труд, в процессе которого производятся материальные блага, услуги и который приносит прибыль. Как создатель потребительных стоимостей производительный труд является условием существования людей, вечной и естественной необходимостью. Непроизводительный труд – это труд, создающий социальные и духовные блага. Такой труд общественно полезен, но не является производительным, так как не материализуется, не воплощается в отдельном продукте и не приносит прибыли. Процесс труда, создающий услуги, и процесс их потребления слиты воедино. Услуги существуют в форме деятельности, их нельзя накопить;

2)живой и прошлый труд. Живой труд – это труд, который расходуется в данный момент и результаты которого еще неопределенны. Рабочий, выполняя какой-то объем работ, тратит на это некоторое рабочее время – живой труд. Но, производя продукцию, рабочий расходует еще и прошлый труд. Прошлый труд воплощает в себе ранее созданный результат, – это сырье и материалы, энергия, станки, аппараты, компьютеры и т.д. В ходе научно-технического прогресса меняется соотношение между затратами живого и прошлого труда. Например, при переходе от ручного труда к механизированному затраты живого труда резко снижаются, а затраты прошлого возрастают.

По используемым вещественным элементам труда и степени участия человека труд подразделяется на следующие виды:

1)ручной труд, который осуществляется или полностью вручную, или с помощью ручных орудий труда;

2)механизированный труд, который осуществляется с помощью механизированных орудий труда (например, сверление отверстий электродрелью, клепка пневматическим инструментом);

3)машинный труд, когда основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий для изменения формы, размеров, внешнего вида предмета труда. Работник вручную выполняет лишь элементы вспомогательной работы по управлению машиной и ее питанию;

4)автоматизированный труд, когда элементы основной работы полностью автоматизированы, а элементы вспомогательной работы автоматизированы полностью или частично. Работник контролирует правильность и стабильность настройки оборудования и его загрузку.

По методам привлечения людей к труду различают:

1)труд по внеэкономическому принуждению, когда имеет место прямое принуждение. Такой труд характеризуется ограничением личной свободы, и примером может служить прямое и долговое рабство. Помимо непосредственного принуждения подобный труд может быть обусловлен наличием уголовных, административных или иных закрепленных в законодательном порядке норм. Таково, например, установление всеобщей обязанности трудиться, как было в СССР;

2)труд по экономическому принуждению, т.е. труд по необходимости – чтобы заработать средства к существованию. Такой труд характерен для подавляющей массы людей;

3)добровольный труд, т.е. труд по желанию. Такой труд имеет место, когда человек экономически обеспечен, может, не работать, но работает, чтобы реализовать свой потенциал. Работа для него – это средство самовыражения и самоутверждения. Иногда для осуществления подобной работы люди используют собственные средства, например, создают благотворительные, общественные фонды и т.д.

Тема 3

ТРУД КАК ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Классификация видов труда

Содержание труда отражает разнообразие взаимодействия человека с природой через производственно-техническую сторону труда, уровень развития производительных сил. Содержание труда – это качественно различные трудовые функции, выполняемые работниками на рабочих местах, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса, уровнем мастерства самого работника.

Особенности конкретных трудовых функций связаны с уровнем технической оснащенности рабочего места, с ролью, которое играет это место в системе производства.

В процессе труда осуществляются следующие функции , свойственные труду отдельного работника:

исполнительская - создание конкретной потребительной стоимости, приводя в действиесредства труда и преобразуя предметы труда;

логическая - формулирование цели конкретной трудовой деятельности и подготовка системы необходимых трудовых операций;

регистрационная - контроль хода выполнения процесса труда и хода организации труда на предприятии;

регулирующая - изменение трудового процесса в зависимости от внешних и внутренних условий труда.

На изменение содержания труда оказывают влияние:

Развитие средств производства,

Внедрение в производство достижений научно-технического прогресса,

Совершенствование техники и технологии.

Все это требует повышения профессиональной подготовки работников, так как состав их трудовых функций качественно преобразуется в связи с изменениями производственно-технических составляющих процесса труда.

Характер труда отражает особенности общественного труда, присущие каждой общественно-экономической формации и обусловленные господствующей системой производственных отношений. Тип общественной организации труда определяется способом соединения работников со средствами производства, специфическими формами разделения труда. Поэтому на характер труда влияют: форма собственности на средства производства, отношение работников к труду, система распределительных отношений, степень социальной дифференциации в процессе труда.

Классификация видов труда

Разнообразие характера и содержания труда определяет многообразие видов труда.

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды.

1. Умственный и физический. Умственный труд характеризуется способностью человека создавать в своем сознании прообраз потребительной стоимости, вырабатывать способы и методы ее создания и регулировать процесс производства, корректируя его в зависимости от меняющихся условий трудовой деятельности. Физический труд характеризуется затратами мышечной энергии человека.

2. Простой и сложный . Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это «помноженный простой труд», это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией.

3. Функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий в рамках определенного набора трудовых функций широкую профессиональную структуру. Например, врач – функциональный вид труда, врач-хирург – профессиональный вид труда.

4. Репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойствен не каждому работнику, он обусловлен уровнем образования и квалификации работника и способностью к новациям. Поэтому творческий труд своим результатом имеет нечто новое, заранее не планируемое.

В зависимости от характера труда различают:

1. Конкретный и абстрактный труд . Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы в целях придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Конкретный труд позволяет измерить производительность труда предприятия в целом, сравнить производительность труда различных отраслей и сфер деятельности. Абстрактный труд – это соизмеримый конкретный труд, который абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда. Абстрактный труд создает стоимость товара.

2. Индивидуальный и коллективный труд воплощают в себе различные формы организации труда. Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника, коллективный труд - это труд коллектива либо подразделения предприятия, т. е. труд, характеризующий форму кооперации труда работников.

3. Общественный и частный труд. Общественный труд – труд, направленный на удовлетворение экономических потребностей общества. Частный труд обусловлен производственной и юридической самостоятельностью предпринимателей и является частью общественного труда.

4. Наемный труд и самонаём . Известно, что наемные работники составляют около 90% всего занятого населения страны. Наемный труд – труд человека, не имеющего в собственности средств производства, будучи лично свободным, нанимающегося по трудовомудоговору (контракту) к собственникусредств производства выполнять трудовые функции в обмен на заработную плату. Самонаём предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды.

1. Живой и прошлый труд. Живой труд – труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый (овеществленный) труд воплощается в таких элементах процесса труда, как предметы труда и средства труда, которые были созданы ранее и являются продуктами производственного назначения.

2. Производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага.

Используемые в трудовой деятельности средства труда также предопределяют деление труда на различные виды.

1. Ручной труд осуществляется либо полностью вручную, либо с использованием элементарных ручных орудий труда.

2. Механизированный труд предполагает использование механизированных орудий труда.

3. Машинный труд - преобразование предмета осуществляется самой машиной, а работник управляет ею и выполняет вспомогательные функции.

4. Автоматизированный труд ставит перед работником задачу контроля за работой оборудования, которое, в свою очередь, полностью выполняет функции по преобразованию предмета без вмешательства человека.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют.

1. Стационарный и передвижной труд , обусловленный спецификой технологического процесса и вида изготавливаемой продукции

2. Легкий, средней тяжести и тяжелый труд . Такое деление обусловлено различиями в физических нагрузках работника, количеством затрачиваемой энергии.

3. Свободный и регламентированный труд , зависящий как от стиля управления, так и от специфических условий труда.

Различают виды труда и по методам привлечения людей к труду.

1. Труд по внеэкономическому принуждению , когда человек включается в трудовой процесс не по собственному желанию, а по прямому принуждению и без соответствующего вознаграждения за труд (например, рабство).

2. Труд по экономическому принуждению , чтобы заработать необходимые средства к существованию. Фактически трудом по экономическому принуждению заняты все наемные работники.

3. Добровольный, свободный труд - характерной чертой является потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от суммы вознаграждения за труд.

Проводя анализ труда конкретного работника, необходимо учитывать, что его труд может быть включен в контекст сразу нескольких классификаций, что позволяет выделить его существенные признаки.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08