Хронология развития менеджмента в мире. а) классической или административной школы. г) для экспертной власти

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Кто стоял у истоков школы научного управления?

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

2. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

3. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

4. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

5. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

6. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

7. К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

8. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

9. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

10. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

11. Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

12. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

13. Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

14. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

15. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

16. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в.;

c. в XVIII в.;

e. на рубеже XIX и XX вв.;

17. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

18. Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

19. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А. Маслоу.

b. Р. Оуэн;

c. М.П. Фоллет;

d. Э. Мэйо;

20. Какое из утверждений верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

21. Какими методами управления характеризуется период

управление менеджмент механистический тейлор

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

22. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

23. Каковы основные составляющие «организаторских способностей» ?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

24. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

25. Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

26. Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

27. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;

d. внутрифирменного планирования;

e. экономического стимулирования;

28. Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и управления и основываются на правовом обеспечении управления:

a. организационно - распорядительные;

b. экономические;

c. социально - психологические.

29. Что означает профессионализм менеджера?

a. знание технологии отрасли;

b. опыт практической работы в отрасли;

c. работу на постоянной профессиональной основе.

d. управленческую подготовку;

30. Основные формы воздействия на коллектив:

a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;

b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;

c. установление в коллективе благоприятного морального климата;

d. использование критики и самокритики.

e. планирование социального развития коллектива;

f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;

31. Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?

a. постановка целей;

b. планирование;

c. самоконтроль;

d. работа с информацией.

e. организация трудового процесса;

32. Кем , прежде всего , должен быть менеджер?

a. экономистом.

b. специалистом данной отрасли;

c. специалистом по управлению;

d. социологом;

e. психологом;

33. На чем основываются административные методы управления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работающих;

34. Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

c. административные, экономические и социально-психо логические;

d. сетевые и балансовые;

35. Что такое самоменеджмент?

a. организация личной работы руководителя;

b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;

c. самостоятельность в деятельности менеджера.

36. На чем основываются социально-психологические методы управления?

a. на воздействии на сознание и социальные условия.

b. на морально-психологическом климате;

c. на законодательных и нормативных актах;

d. на материальном интересе работников;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция управленческой мысли. Вклад в развитие теории научного управления представителей классической школы менеджмента. Историческое значение термина "менеджмент". Теоретические взгляды Ф.У. Тейлора. Особенности производства в фирмах США и Японии.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2013

    Управление хозяйственной деятельностью, социально-экономическими явлениями и процессами. Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. Предмет науки управления. Элементы системы менеджмента. Принципы, функции и методы управления, их взаимосвязь.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Эволюция управленческой мысли. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента: классическая, психологии и человеческих отношений, науки управления. Разнообразие моделей менеджмента. Развитие менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2003

    Основные подходы к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в ХХ-м веке. Достижения школы научного управления и принципы, сформулированные Тейлором и его школой. Концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Предпосылки возникновения и причины зарождения науки управления в России как общей системы менеджмента хозяйственных организаций. Эволюционное развитие управленческой мысли в России: теоретические разработки и эффективное функционирование организаций.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Анализ научной школы управления. Направления развития менеджмента в XXI в. Биографическая справка из жизни Г.Ф. Тейлора. Основной вклад в науку управления ученого, оценка трудов. Командный стиль управления, системный подход. Современные школы управления.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2013

    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Анализ управленческих действий Петра I. Изучение особенностей возникновения, формирования и содержания отечественных школ управления. Исследование роли М.М. Сперанского в развитии менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (2.1.).

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель - помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.

Научное управление (1885 -1920)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Об этом написано в Примере 2.1. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг - прим. ред.). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и

его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами плакировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Классическая, или административная школа в управлении (1920 -1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля3.Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии4. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс»5. Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией6. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Принципы управления Анри Файоля

1. Разделение труда. Специализация является есте

ственным порядком вещей. Целью разделений

труда является выполнение работы, большей по

объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

Это достигается за счет сокращения числа целей,

на которые должны быть направлены внимание и

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавай, приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственнее!?».

3. Дисщтлина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрия. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единонанате. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Edw-icmeo направления. Каждая груяпа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов обиам. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизащии Как и разделение труда, централизация валяется естественным порядком вещей. Одяако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрали-задней. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная ипь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы езде большей ошибкой поддерживать зту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость-это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который дзржится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит н не держится за свое место.

13. Ишщшвгшва. Иниц5!атива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Поведенческие науки (1950 - го настоящее время)

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фахтор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Кто принимает участие в определении миссии?

Какова роль миссии в деятельности компании?

Чьи интересы, и каким образом отражает миссия компании?

Можно ли для формулирования миссии своей организации использовать миссию чужой организации?

Какие методы использовались для разработки миссии компании, в чем суть этих методов?

Как соотносятся между собой миссия и имидж организации?

Тесты

1. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

а) поведенческий, ситуационный, количественный, системный

б) поведенческий, количественный, системный, ситуационный

в) количественный, ситуационный, поведенческий, системный

2. Какое государство является родиной менеджмента?

а) Германия

б) Франция

г) Россия

3. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

а) в середине XX в.

б) в XVIII в.

г) на рубеже XIX и XX вв.

4. Согласно теории менеджмента последователем Ф.Тейлора не являлся:

а) Г.Ганнт

в) А.Маслоу

г) Ф.Гилбрет

5. Понятие научное управление ввел:

а) Л.Брандейс

б) Ф.Тейлор

в) А. Файоль

Вариант 2. Исторические тенденции развития менеджмента

Введение

  1. Этапы в истории развития менеджмента.
  2. Школы научного управления.

Заключение

Деловая ситуация

Проанализируйте, какой вклад внесли в науку различные школы и направления и как эти идеи используются в практическом менеджменте на современном этапе.

Тесты

1. Кто стоял у истоков школы научного управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

2. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

а) школы научного управления

в) школы науки управления и количественный подход

г) школы поведенческих наук

3. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) М. Фоллетт

б) А. Файоля



в) Д. Гетти

г) Ф. Тейлора

4. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие?

a) школы человеческих отношений

б) классической или административной школы

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

5. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей и подчиненных?

а) административной школы

б) школы поведенческих наук

в) школы человеческих отношений

г) школы научного управления

Вариант 3. Сущность управления в рыночной экономике

Введение

1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Становление и развитие российской системы менеджмента.

2. Принципы и методы управления. Модели менеджмента: особенности и основные черты японской, американской, европейской моделей менеджмента.

Заключение

Деловая ситуация

Приведите сравнительную характеристику моделей менеджмента. Покажите положительные и отрицательные стороны. Выявите отличия. Укажите, какая на ваш взгляд модель наиболее эффективна в современных условиях.

Тесты

1. Менеджмент это:

а) достижение целей организации по средством скоординированных усилий работающих в ней людей

б) особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу

в) деятельность, осуществляемая на свой страх и риск для получения прибыли

г) научная теория управления

2. Наиболее признанными моделями менеджмента являются:

а) японская

б) российская

в) швейцарская

г) американская

3. Любое управление сводится к принятию решений, их реализации, контролю над ними и включает следующие этапы:

а) получение и оценка необходимой информации

б) контроль полученных результатов

в) поддержание устойчивости деятельности организации

г) вознаграждение или наказание исполнителей

4. К основным принципам управления, разработанным А Файолем, относятся:



а) разделение труда

б) власть

в) лидерство

г) дисциплина

5. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

а) принципы, методы и функции управления

б) субъект, объект управления и связи

в) совокупность объектов управления

г) совокупность органов управления

Вариант 4. Организация в системе менеджмента

Введение

1. Классификация организаций. Миссия и цели организаций. Свойства и виды целей. Содержание и значение метода управления по целям.

2. Внутренняя среда организаций. Внешняя среда организаций. Факторы прямого и косвенного воздействия. Внешнеэкономические связи организаций.

Заключение

Деловая ситуация

Что необходимо знать, чтобы выбрать и сформулировать миссию фирмы: историю фирмы, ее профиль, место на рынке; стиль поведения и действия собственников и менеджеров фирмы; состояние среды обитания; отличительные особенности фирмы?

Вопросы для анализа ситуации

1. Достаточно ли этих данных для определения миссии фирмы?

2. Сформулируйте миссии: вуза, где вы обучаетесь; организации, в которой вы работаете.

Тесты

1. К факторам внутренней среды менеджмента относятся:

б) технология

в) координация

г) структура управления

2. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

а) выживание

б) сокращение производства

в) приумножение прибыли

3. К внутренней микросреде организации относятся:

а) поставщики

б) финансовая служба

в) конкуренты

г) отдел сбыта

4. К основным структурам внешней микросреды организации относятся:

а) служба снабжения

б) посредники

в) отдел НИОКР

г) клиенты

5. Макросреда организации включает:

а) демографические факторы

б) психологические факторы

в) политические факторы

г) культурные факторы

Вариант 5. Организационная культура организации

Введение

1. Понятие, характеристика и уровни организационной культуры. Элементное обеспечение и механизм формирования организационной культуры.

2. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организаций.

Заключение

Деловая ситуация

Общеизвестно, что организационная культура состоит из шести составляющих:

Философии, задающей смысл существования организации и ее отношения к сотрудникам и клиентам;

Доминирующих ценностей, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо средствам их достижения;

Норм, разделяемых сотрудниками организации и определяю­щих принципы взаимоотношений в коллективе;

Правил, по которым ведется «игра» в организации;

Климата, существующего в организации и проявляющегося в том, какова атмосфера в организации и как члены коллектива взаимодействуют с внешним миром;

Поведенческих ритуалов, выражаемых в проведении в органи­зации определенных церемоний, использовании определенных выражений, знаков и т. п.

Вопросы для анализа ситуации

1. Проанализируйте организационную культуру Вашей организации.

2. Разработайте модель организационной культуры Вашей организации, исходя из приведенных составляющих.

Тесты

1. К ролям, присущим корпоративной культуре, относят:

а) функциональную

б) регламентирующую

в) охранную

г) координационную

2. Признаками организационной культуры являются:

а) особенности взаимоотношения с внешней средой

б) качество управленческой информации

в) стиль руководства

г) поддержание устойчивости деятельности организации

3. В соответствии с критериями Дила и Кеннеди Рюттингера выделяют следующие разновидности организационной культуры:

а) ориентирующая культура

б) спекулятивная культура

в) воспитательная культура

г) культура мелких успехов

4. К переменным, на которых основывается модель определения влияния национального на организационную культуру, разработанная Г.Лэйном и Дж.Дистефано, относятся:

а) вера в светлое будущее

б) отношение к деятельности

в) ориентация во времени

г) отношение между людьми

5. Какие типы организационной культуры выделил М.Бурке:

а) культура «огорода»

б) культура «фруктового сада»

в) культура «кочующего стада»

г) культура «крупных плантаций»

Вариант 6. Планирование как функция менеджмента

Введение

1. Виды планирования. Методы и организационные формы планирования. Стратегическое планирование и управление. Бизнес-планирование.

2. Прогнозирование в социально-экономических системах.

Заключение

Деловая ситуация

Разработайте матрицу распределения функции планирования по предлагаемому образцу. Оцените эффективность распределения функции.

Матрица распределения функций

Тесты

1. Какая функция заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях:

а) мотивация

б) планирование

в) организация

г) координация

а) стратегическое

б) финансовое

в) оперативное

г) тактическое

3. При _______ планировании по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.:

а) последовательное

б) скользящее

в) жесткое

г) гибкое

4. При _________ планировании новый план составляется по истечении срока действия предыдущего:

а) скользящее

б) жесткое

в) последовательное

г) гибкое

5. При _________ планировании учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом:

а) жесткое

б) последовательное

в) гибкое

г) скользящее

Вариант 7. Организационные отношения в системе менеджмента

Введение

1. Делегирование. Централизация и децентрализация управления.

2. Элементы организационной структуры управления и принципы ее построения. Типы организационных структур управления. Методы построения организационных структур управления и факторы, влияющие на выбор типа организационных структур. Координация в деятельности организации.

Заключение

Деловая ситуация

Начертите организационную структуру вашей организации. Определите к какому типу организационных структур она относится. Выявите недостатки и разработайте предложения по совершенствованию вашей организационной структуры.

Тесты

1. С точки зрения менеджмента совокупность специализированных функциональных подразделений взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации решения - это…:

а) иерархия уровней управления

б) организационная структура управления

в) организация квалификационного отбора персонала

г) системность управления

2. К основным принципам формирования подразделений относятся:

а) матричная модель

б) модель диверсифицированного роста

в) процессная модель

г) модель кооперации

3. Функция управления, задачами которой являются формирование структуры организации и определение взаимодействия ее структурных элементов называется:

а) организация

б) координация

в) мотивация

г) контроль

4. В теории менеджмента … - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач:

а) делегирование

б) ответственность

в) полномочия

г) власть

5. В менеджменте выделяют следующие виды полномочий:

б) ответственные

в) функциональные

г) правовые

Вариант 8. Мотивация и ее роль в менеджменте

Введение

2. Развитие теории и практики мотивации в современных условиях.

Заключение

Деловая ситуация

Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

Вас лично на работе:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Квалифицированного рабочего:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Служащего в конторе:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

Профессионала (врача, юриста, преподавателя)

1___________________

2___________________

3___________________

4___________________

5___________________

Неквалифицированного работника

1___________________

2___________________

3___________________

4___________________

5___________________

Тесты

1. К мотивам трудовой деятельности не относятся мотивы…

а) объединения

б) приобретения

в) подчинения

г) безопасности

2. Восстановите схему мотивационного процесса:

а) возникновение потребностей

б) поиск путей устранения потребностей

в) определение направления действия

г) осуществление действия

д) осуществления действия за получение вознаграждения

е) устранения потребностей

3. Кто является разработчиком теории ожидания:

а) Г.Ганнт

в) А.Маслоу

4. Кто является разработчиком теории справедливости:

а) Г.Ганнт

б) Дж.Адамс

в) А.Маслоу

5. Кто является разработчиком теории приобретенных потребностей:

а) Г.Ганнт

в) Д.Мак-Клелланд

Вариант 9. Контроль в системе менеджмента

Введение

1. Сущность и задачи контроля в системе контроля. Виды контроля.

2. Составляющие процесса контроля и уровни его применения. Этапы контроля. Характеристики эффективного контроля.

Заключение

Деловая ситуация

Разработайте модель процесса контроля, характерную для вашей организации. Оцените эффективность модели. При необходимости примените корректировочные действия и опишите новую модель процесса контроля.

Тесты

1. Контроль- это процесс обеспечения достижения организацией своих целей, включающий:

а) выработку стандартов и критериев

б) процесс определения оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам

в) измерение достигнутых результатов и их сопоставление с установленными стандартами

г) принятие необходимых корректирующих действий, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов

2. Установите последовательность технологии процесса контроля:

а) определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции)

б) выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный)

в) определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля)

г) выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка)

д) установление норм контроля (этические, производственные, правовые)

3. Управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий, называется в теории менеджмента:

а) контролем

б) мотивацией

в) координацией

г) планированием

4. К видам контроля относятся:

а) выборочный контроль

б) распределительный контроль

в) функциональный контроль

г) заключительный контроль

5. В соответствии с признаком классификации «стадия осуществления» ___________ контроль связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации:

а) стратегический

б) целевой

в) итоговый

г) оценочный

Вариант 10. Управленческие решения в менеджменте

Введение

1. Понятие «управленческое решение». Виды управленческих решений. Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений.

2. Основные этапы процесса подготовки управленческих решений. Подходы к разработке и принятию управленческих решений.

Заключение

Деловая ситуация

Разработайте матрицу принятия решений на примере конкретной организации, дайте рекомендации по ее совершенствованию.

Матрица принятия управленческих решений

Тесты

1. В теории менеджмента … - обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-либо действия, связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем:

а) проблема

б) управленческое решение

в) «дерево решений»

г) обмен информацией

2. К методам реализации решений предъявляются ряд требований, среди которых можно выделить:

а) практическую применимость

б) согласованность

в) экономичность

г) надежность

3. Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения – это …:

а) факторный анализ

б) «мозговая атака»

в) синектика

г) экономический анализ

4. Модель проблемной ситуации с учетом вероятности наступления событий, оценкой результативности каждого этапа и взаимосвязи событий представляет собой метод …:

а) многомерных матриц

б) «дерево решений»

в) «мозгового штурма»

г) синектики

5. К основным требованиям применяемым к управленческим решениям относятся:

а) инерционность

б) динамизм

в) правомочность

г) эргономичность

Вариант 11. Эффективность управленческих решений

Введение

1. Принятие решений в условиях риска и неопределенности. Индивидуальные стили принятия решений.

2. Эффективные управленческие решения. Перспективные формы и методы разработки и принятия решений в организациях.

Заключение

Деловая ситуация

Оценка эффективности управленческих решений основывается на следующих принципах:

Комплексность оценки эффективности управленческих решений;

Объективность оценки управленческих решений;

Обязательность оценки эффективности управленческих решений;

Соответствие метода оценки характеру объекта управления;

Сопоставимость показателей оценки различных управленческих решений;

Учет индивидуальных особенностей предприятия, управленческой ситуации при построении модели оценки эффективности управленческого решения.

Вопросы для анализа ситуации

1. Проанализируйте практику оценки эффективности управленческих решений в Вашей организации.

2. Какие принципы оценки эффективности управленческих решений учитываются в Вашей организации?

Тесты

1. Эффективное решение должно быть:

а) простым и логичным

б) экономичным

в) последовательным

г) самостоятельным

2. На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:

а) характер взаимоотношений в нутрии организаций

б) глобальность проблемы

в) степень риска

г) степень влияния на будущее организации

3. При необходимости принять рациональное управленческое решение Вы:

а) будете руководствоваться «здравым смыслом» и прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях

б) примените решение, исходя из рассуждений, основанных на собственном опыте

в) определите симптомы, ограничения и критерии оптимальности, по которым сравните различные альтернативы и выберете наилучшую

г) взвесите положительные и отрицательные последствия по каждому варианту действий и примете решение по принципу «из двух зол меньшее»

4. К обстоятельствам, которые снижают эффективность управленческого решения относятся:

а) ориентация только на сиюминутный экономический результат и недооценка возможных последствий

б) отсутствие предварительно сформированной психологической готовности исполнителей к восприятию решения

в) количество уровней управления в организационной структуре управления

г) количество функций, выполняемых руководителем

5. Технологическая эффективность управленческих решений выражается в достижении таких целей, как …

а) снижение значимости влияния фактора моды

б) рост социальной защищенности населения

в) повышение пропускающей способности оборудования

г) рост автоматизации производства

Вариант 12. Групповые процессы в системе менеджмента

Введение

1. Формальные и неформальные группы. Взаимодействие человека и группы. Формирование эффективных рабочих групп. Командообразование: понятие, основные характеристики и особенности формирования команд.

2. Руководство: власть и партнерство. Формы власти. Авторитет и личное влияние менеджера.

Заключение

Деловая ситуация

Исходя из полученных знаний, дополните перечень качеств, которыми должен обладать современный менеджер. Определите, какими качествами обладает Ваш непосредственный руководитель, насколько они соответствуют приведенному перечню.

1. Компетентность в избранной сфере бизнеса.

2. Способность эффективно действовать в условиях рынка,

детально знать менеджмент, маркетинг, уметь обеспечивать при

любых рыночных ситуациях оптимальный хозяйственный результат.

3. Способность организовывать, координировать, направлять и контролировать

деятельность подчиненных.

4. Высокие нравственные качества: честность, правдивость, скромность, высокая

требовательность к себе и другим, развитые чувства ответственности и долга.

5. Единство слова и дела, оперативность и гибкость в работе, умение

самостоятельно и своевременно принимать оптимальное решение, добиваться

исполнения его подчиненными.

6. Глубокие знания человеческой психологии, способов контактов с людьми,

умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом.

7. Стремление к наиболее рациональному распределению функций между

работниками, объективная оценка результатов деятельности.

Тесты

1. При работе с неформальной группой следует:

a) использовать только социально-психологический метод

б) наиболее часто использовать административный метод

в) сочетать различные методы управления

2. Комитет является возможным типом:

a) неформальной организации

б) такой формы организации работы не существует

в) формальной организации

3. Неформальный лидер может оказывать:

а) отрицательное влияние на своих коллег

б) как положительное, так и отрицательное влияние на своих коллег

в) положительное влияние па коллег

4. Слабая степень эмоциональной близости, ориентация на деловые качества

характеризует:

а) формальную организацию

б) неформальную организацию

в) любую организацию

5. Члены неформальной организации:

a) удовлетворяют свои потребности в общении, взаимопомощи, принадлежности

б) пользуются поддержкой руководства

в) являются ее заложниками

Вариант 13. Лидерство в системе менеджмента

Введение

1. Теория лидерских качеств. Теория лидерского поведения. Концепции ситуационного лидерства. Современные концепции лидерства.

2. Лидерство и стили управления.

Заключение

Деловая ситуация

В обязанности руководителей среднего и низового уровня управления входит решение многих вопросов, в частности исполнение указаний, исходящих от руководителей высшего уровня. Они должны решить, как именно добиться успешной реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных и т.д. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, при этом определить конкретные цели не представляется возможным.

Вопросы для анализа ситуации

1. Предложите несколько вариантов действий руководителей в этих ситуациях?

2. Какой вариант действий выбрали бы Вы и почему?

Тесты

1. Способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета – это:

а) стиль руководства

б) лидерство

в) власть

г) влияние

2. Укажите основные направления в изучении теории лидерства

а) традиционная концепция лидерства

б) теория Х

в) новая концепция лидерства

г) концепция убеждения

3. Основными качествами лидера являются:

а) доминантность

б) креативность

в) высокая работоспособность

г) независимость, самостоятельность в принятии решений

4. К основным чертам личности идеального руководителя относятся:

а) стиль мышления – умение мыслить проблемно, перспективно, системно

б) умение осуществлять деловые общения

в) быть воспитанным

г) умение организовать работу коллектива

5. Немецкий психолог Курт Левин выделил следующие стили руководства:

в) традиционный

г) попустительский

Вариант 14. Конфликты в организации

Введение

1. Внутриорганизационные конфликты. Типы конфликтов.

2. Управление стрессами и конфликтами в организациях.

Заключение

Деловая ситуация

Представите, что вы не выполнили поручение. Это положило начало межличностному конфликту между вами и руководителем отдела. Опишите данный конфликт, заполнив таблицу.

Описание конфликта

Тесты

1. В менеджменте столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношении людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, идей – это …:

а) компромисс

б) конфликт

в) согласование

г) перемирие

2. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают:

а) внутриличностные

б) мирные

в) межличностные

г) конфликт между личностью и группой

3. Установите последовательность этапов конфликта:

а) инцидент

б) кризис и разрыв отношений

в) конфликтная ситуация

г) полное окончание конфликта

4. К структурным методам управления конфликтами относятся:

а) разъяснения требований к работе

б) система вознаграждений

в) метод «я – высказывание»

г) поиск «козла отпущения»

5. Основными межличностными методами управления конфликтами являются

а) противоборство

б) уклонение

в) сотрудничество

г) координационные и интеграционные механизмы

Вариант 15. Эффективность менеджмента организации

Введение

1. Суть понятия эффективность управления. Факторы, влияющие на эффективность управления.

2. Сущность оценки эффективности управления. Система показателей, используемая для оценки эффективности управления.

Заключение

Деловая ситуация

Неэффективная система управления предприятием привела к тому, что оно оказалось на грани банкротства. На складе скопилось значительное количество нераспроданной продукции. Изделия, производимые предприятием, уступают по качеству аналогичным изделиям конкурентов и теряют рынки сбыта, ведущие работники предприятия увольняются.

2. Кто стоял у истоков школы научного управления?

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

3. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

4. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и

имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

5. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций

менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

6. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

7. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

8. К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

9. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -

единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

10. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

11. Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

12. Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

13. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

14. Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

16. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

17. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в. ;

c. в XVIII в. ;

e. на рубеже XIX и XX вв. ;

18. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

19. Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

20. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А.Маслоу.

c. М.П.Фоллет;

21. Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

22. Какими методами управления характеризуется период

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

23. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

24. Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

25. Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

26. Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

27. Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

28. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;d. социологом;

e. психологом;

34. На чем основываются административные методы уп¬равления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;

35. Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.