Познавательные процессы. Анализ процесса восприятия

Вопрос 1. Какие психические процессы относят к познавательным?

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

Вопрос 2. С чего начинается познавательная деятельность?

Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия.

Вопрос 3. Что такое ощущение?

Ощущение – элементарная форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в результате непосредственного воздействия раздражителей на рецепторы и последующего возбуждения нервных центров.

Вопрос 4. Что такое восприятие?

Восприятие – способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, т. е. детермированный внешними причинами процесс познания, в котором явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов.

Вопрос 5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. А простое восприятие происходит само по себе, без всякой цели.

Вопрос 6. Что является объектом восприятия, а что - фоном?

Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, все прочее называют фоном.

Вопрос 7. Какие черты характеризуют интеллект?

Интеллект характеризуется тремя основными чертами:

1) способностью познавать, исследовать окружающий мир;

2) всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;

3) наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Вопрос 8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?

Можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Интеллектуальные способности от размера мозга никак не зависят.

ПОДУМАЙТЕ

Потому что ВНД – это все те нервные процессы, которые лежат в основе поведения человека, обеспечивая приспособление каждого человека к быстро меняющимся и зачастую очень сложным и неблагоприятным условиям существования. А технические способности всегда и в первую очередь помогут приспособиться человеку к тем или иным условиям существования.

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение ) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними

целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания, основанный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. (См. познание, теоретическое и эмпирическое, научный метод).

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАБЛЮДЕНИЕ

метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н. являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н.. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология). Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение в силу наличия факта Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) Н., в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

. Рис 2212. Особенности восприятия

. Предметность восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свой смысл, природу, назначение. Воспринимая предметы, лю юдина, в первую, очередь, ориентируется в них по их функциями. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человекни.

. Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Даже если предмет не представлен для восприятия полностью, его перцепт тивный образ"достраивается"до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Например, в слове восприятияі сприймання.

. Константность - это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, воспринимаемых при изменении расстояния, ракурса, освещенности

. Избирательность восприятия заключается в выделении одних объектов как основных сравнению с другими. То, что находит в центре внимания человека при восприятии называют объектом восприятия, а остальные - фоном. Иначе говоря, в воспримем манные человека в данный момент всегда что-то является основным, а что-то - второстепенным (например, как на рис 224, 225, 226, 2272.6, 2.2.7).

С избирательностью восприятия тесно связана еще одно свойство: апперцепция

апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Так, восприятие разных людей является отличным. Также довольно часто человек сп принимает не то, что есть наспради, а то, что является желательным для нееї.

. Осмысленность восприятия заключается в том, отраженные предметы и явления человек сразу же называет, используя вторую сигнальную систему. Следовательно, уже в самом акте восприятия происходит соотнесение предмета спр риймання с его значением. Например, указание на то, что на рисунке изображена собака, сразу же формирует определенный образ восприятия (Рис 2213.13).

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование, практическая деятельность с ними

. Обобщенность восприятие - это отражение

. Рис 2213. Силуэтное изображение

апперцепция может быть стойкой (под влиянием профессии, жизненного опыта) и временной (в результате изменения условий и установок) единичного случая как особого вида общего. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний

Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями

Наблюдение и наблюдательность

В процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдение

. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия

Наблюдение характеризуется высокой активностью. Его систематический характер позволяет проследить явление в развитии

. Рис 2214. Структура наблюдения

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, у него развивается такая личностная свойство, как наблюдательность

. Наблюдательность - это умение человека выделять характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений

Наблюдательность формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности

Восприятие и наблюдение человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор в процессе восприятия особенностей пр редметив является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией, а также спецификой функционирования органов чувств (остротой зрения, слуха, изяществом обоняния, вкусаку).

Индивидуальный характер восприятия и наблюдательности может проявиться в динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски

Основные типы восприятия

1) аналитический (попытки человека выделять и анализировать прежде детали, подробности);

2) синтетический (склонность к обобщенного отражения явлений и определения сути происходящего);

3) аналитико-синтетический (попытка понять основную сущность явления и фактическое ее подтверждения);

4) эмоциональный (склонность человека скорее к высказыванию своего отношения, собственных переживаний, вызванных определенными явлениями, чем к определению их сущности или свойств). Такое восприятие является путаным, н неорганизованныхм.

В повседневной деятельности человеку следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия других лиц. В профессиональной деятельности это позволит сформировать и усовершенствовать собственные перцептивные действия, разви инуты наблюдательность, а также сформировать умения можно объективно отражать окружающий свит.

Индукция связана с наблюдением и экспериментом. Прежде чем делать обобщающий вывод о каком класс предметов, необходимо знать отдельные предметы этого класса. Методами изучения отдельных предметов, частных случаев, фактов является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это изучение в том виде, в котором они происходят и существуют на самом деле.

Во время наблюдения предметы изучаются в их естественном состоянии. Наблюдающий не вмешивается в ход событий, не изменяет процесс их протекания. Так, во время следственного осмотра и в начальной его стадии все объекты исследуются в том виде, в котором их застает следователь. Никакие изменения в обстановке не делаются, вещи из их мест не сдвигаются, к предметам, как правило, не прикасаются. Следователь и лица, которые с ним находятся, только внимательно рассматривают все предметы, их признаки, состояние и расположение.

Наблюдение отличаются от обычного восприятия. При простом восприятии человек не ставит перед собой какой-то цели, она осматривает то, что действует на его органы чувств. Наблюдения же - это восприятие целенаправленное, активное. Оно всегда проводится ранее определенной целью. Наблюдая явление, мы имеем в виду задача - найти определенные факты, связи и отношения между ними.

Целеустремленность наблюдения позволяет выявить такие предметы, явления, факты, могут быть не замечены при обычном восприятия. Наблюдение при расследовании уголовных дел сводятся главным образом к поискам различных предметов и следов преступления. Нередко следователю приходится искать следы преступления, умышленно замаскированы или скрытые преступником.

В естественных науках при наблюдении широко пользуются приборами и инструментами, которые расширяют сферу наблюдения, позволяют воспринимать предметы и явления, недоступные непосредственно органам чувств.

В судебном исследовании наблюдение проводится с помощью различных научно-технических средств. Использование криминалистической техники значительно расширяет сферу непосредственного наблюдения, создает возможность выявить такие следы преступления, которые обычном восприятию недоступны.

Наблюдение - средство получения знания об отдельных предметах, явлениях. Наблюдая факты, мы выражаем о них суждения. Эти суждения становятся затем посылками индуктивных умозаключений.

Экспериментом называется умышленный вызов или изменение какого-либо явления с целью его наблюдения при самых благоприятных условиях.

Наблюдение позволяет выявить в явлении лишь то, что непосредственно открывается нашим органам чувств или прибором, которым мы пользуемся. Во время наблюдения явление изучается в своих природных условиях в неизменном виде.

В эксперименте изучается специально воспроизведено или изменено явление. Во время экспериментального изучения исследователь вмешивается в процесс течения явления. Эксперимент создает возможность изучить явление при различных условиях, похожих на те, в которых оно происходит при естественном развитии, и в условиях, непохожих на природные. Эксперимент расширяет рамки наблюдения, создает новые, более удобные условия для всестороннего наблюдения предмета или явления, позволяет многократно повторять опыт. Эксперимент создает возможность ввести в состав условий опыта какую-то новую обстановку для того, чтобы проследить ее влияние на явление, которое изучается, изолировать явление от побочного воздействия, проследить действие введенной обстоятельства в чистом виде. Благодаря эксперимента можно выявить такие свойства в предметах, которые в естественных условиях обнаружить довольно трудно или вовсе невозможно.

Эксперимент никогда не ставится вслепую. Прежде чем проводить эксперимент, необходимо выяснить его цель. Экспериментатор имеет зовут исследуемого и для чего, с какой целью ставится эксперимент. С помощью эксперимента получают знания об отдельных явлениях, фактах, которые в дальнейшем могут служить предпосылками в индуктивных умозаключений.

Эксперименты широко применяются в естественных науках. Ими часто пользуются также и в судебном исследовании. Следует только иметь в виду, что в ходе расследования и рассмотрения судебных дел не всякий факт может быть проверенным с помощью эксперимента.