Проблемы материально технического обеспечения таможенных органов. осуществляет учет продукции, централизованно поставляемой в таможенные органы Российской Федерации. В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эфф

Организация материально-технического обеспечения в таможенном деле.

Из кодекса.

1. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных Кодексом, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора.

Материально-техн. обеспечение.В структуру там. органов входит Региональное там. управление по тыловому обеспечению. Основные функции: 1)формирование и утверждение регион.программ материально-техн. оснащения там. органов; 2)материально-техническое снабжение продукцией; формирование резервов материально-технических ресурсов. В подчинении управления находятся базовые таможни, кот.осуществляют получение продукции по договорам, ее учет, хранение. При формировании плана централизованных закупок д. Б. учтены след.факторы: приоритетные направления развития материального снабжения; факторы влияющие на снижение расходов по доставке товаров; цены на товары в разных регионах. Централизован. осуществляются закупки: вычислит. техники, форменной одежды, бланочной продукции, оружия, средств технического контроля.Децентрализованно закупаются: канцелярские принадлежности, ГСМ, запасные части, хоз. товары. Приоритетные направления: оснащение там. флота и авиацион. подразделений, приобретение досмотровой техники, разработка новых видов там. документов, оснащение специализированных там. Подразделений

Планирование материально-технического обеспечения таможенного дела .

Планирование потребностей в мат.-тех-м обеспечении производитсятыловой службой (глав.управл.тылового обеспечения) ФТС по след.направлениям:

Направления тылового обеспечения: 1) строительство,капит.ремонт и эксплуатация технич-й инфраструктуры там.органов

2)технич-е оснащение там.орг.

3)вещевое,медиц-е,социа-е, продовольст-е обеспечение

4)эксплуатация тех-х средств

5)организация конкурсных торгов

6)планирование,учет поступлений и контроль использ. Бюджетных оснований по направлениям тылового обеспечения

Расчет потребности в мат-х запасах и технич-х средствах осуществляется след.методами:

1)нормативный метод-расет производится на основе норм или нормативов.

Норма-технико-экономический показатель,характеризующий удельную величину расхода ресурсов. Существуют: - абсолютные(ежедневный рацион питания служеб.животных, топливо,..)

Относительные (потребность в спортинвентаре в % к штатной численности личного состава)

Нормы хранения

Нормы носки изделий

Нормы и сроки выдачи материалов

Сроки эксплуатации технич-х средств

2)метод прямого расчета

Исп. При планиров. Потребностей в основных фондах и нематериальных активов (составляется таблица)

3)сметный метод

Испол. При строительстве,капитальном, текущем ремонте основных фондов

4)экономико-статистические методы


^ Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность, направленная на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов таможенных инфраструктуры.

Капитальное строительство осуществляется по следующим направлениям:

Строительство новых зданий и сооружений на вновь осваиваемых площадях;

Расширение действующих таможенных организаций путем сооружения вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных зданий и сооружений;

Реконструкция действующих таможен и постов путем их переустройства без строительства новых или расширения действующих объектов;

Техническое перевооружение действующих таможенных организаций посредством внедрения новых техники и технологии, механизации и автоматизации процессов, модернизации и замены изношенного оборудования новым.

Разработкой предложений программ, проектов капитального строительства, капитального ремонта и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры на верхнем уровне занимается Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России.

Для осуществления вышеуказанных задач ГУТО направляет в таможенные органы рекомендации по вопросам норм капитального строительства, материально-технического обеспечения, обобщает заявки на финансирование таких мероприятий, получаемых от таможенных органов с учетом их потребностей, а также собирает информацию о подрядчиках и возможных исполнителях таких работ.

При формировании заявки учитываются затраты на создание основных фондов таможенных объектов, уровень капитальных вложений на использование проектно-изыскательских, проектных и предпроектных, строительно-монтажных работ, технический надзор (приложение В). Представляются сведения о переходящих стройках и объектах, в приоритетном порядке в заявку включаются не завершенные строительные объекты, подлежащие завершению в планируемом году.

Также предоставляются сведения об объектах требующих капитального, мелкого ремонта, модернизации и т.д. Окончательно потребность в финансовых ресурсах устанавливается на основании утвержденной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации по каждому строящемуся (реконструируемому) объекту, обосновании экономической целесообразности строительства (реконструкции), объема капитальных вложений, их технологическую и воспроизводственную структуру. Только после этого из федерального бюджета в соответствии с заявками осуществляется финансирование таможенных органов. В дальнейшем таможенные органы осваивают полученные денежные средства при помощи размещения заказов, организации торгов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг (таблица 16).

Таблица 16 - Затраты на коммунальные услуги Оренбургской таможни в 2008-2010 гг.

В тыс. рублей

Из таблицы 16 видно, что объем затрат по сравнению с 2008 годом снизился на 18 %. Снижение затрат вызвано погодными условиями, а именно: увеличением температуры в осенне-зимний период (температура в ноябре не опускалась ниже +7 градусов).

Для организации открытых конкурсов и аукционов на закупку ремонтных работ, работ по эксплуатации, за отчетный период подготовлено более 30 пакетов конкурсных документаций.

Таблица 17 - Затраты на капитальный ремонт и текущий ремонт в 2008-2010гг.

В тыс. рублей

В среднем на проведение капитального и текущего ремонтов выделяется: капитальный ремонт около 20 млн. рублей, текущий ремонт 4 млн. рублей. Затраты на содержание объектов таможенной инфраструктуры составляют около 50 % всех выделенных на деятельность службы средств (таблица 17).

Осваивание полученных бюджетных средств осуществляется посредством размещения заказа. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона. С января 2010 года аукцион проводится исключительно в электронной форме.


    1. ^ Тыловое обеспечение таможенных органов

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловых служб. Материальные ресурсы - это ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ.

^ Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих, полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью оказания услуг выполнения работ.

Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) занимается формированием и совершенствованием в системе таможенных органов Российской Федерации службы тыла в целях обеспечения деятельности таможенных органов по вопросам развития таможенной инфраструктуры, материально – технического обеспечения, капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации таможенных объектов, социально – бытового обеспечения и социальной защиты сотрудников таможенных органов, членов их семей и пенсионеров.

ГУТО ФТС России осуществляет свою деятельность через тыловые таможни и посты, тыловые службы РТУ и отделы тылового обеспечения таможен. Типовая структура тыловой таможни представлена в приложении В.

В рамках единой хозяйственной политики ФТС России в вопросах развития таможенной инфраструктуры и социально – бытовой базы таможенной системы Российской Федерации, ГУТО ФТС России на основе Приказа ФТС РФ от 19 марта 2012 года N 489 «Положение о главном управлении тылового обеспечения», разработанного на основании «Положения» о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 осуществляет деятельность, связанную с:

Реализацией единой хозяйственной политики ФТС России в части тылового обеспечения таможенных органов Российской Федерации;

Развитием и укреплением материально-технической и социальной базы таможенных органов;

Развитием и совершенствованием деятельности авиационных и морских (речных) подразделений таможенных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;

Регулированием имущественно-земельных отношений таможенных органов;

Проектированием и строительством объектов таможенной инфраструктуры;

Вовлечением в хозяйственный оборот объектов недвижимости путем привлечения инвестиций;

Высвобождением и реализацией движимого имущества, находящегося в оперативном управлении таможенных органов;

Эксплуатацией и капитальным ремонтом объектов таможенной инфраструктуры;

Жилищным обеспечением должностных лиц, работников и пенсионеров таможенных органов;

Материально-техническим обеспечением таможенных органов, включая обеспечением вещевым имуществом, продовольствием, печатной продукцией, удостоверениями личности, ведомственными наградами и удостоверениями к ним, средствами таможенной идентификации (личными номерными печатями, комплектами штампов, сменными штемпельными подушками с защищенной мастикой), автотранспортом и специальной автотехникой, морской и авиационной техникой и запасными частями к ней, оружием, патронами к нему, боеприпасами, пиротехническими средствами, средствами индивидуальной бронезащиты, снаряжением и экипировкой, специальными средствами, специальным оборудованием, учебно-тренировочными средствами, расходными материалами для технического обслуживания оружия, устройствами и расходными материалами для пломбирования, сейф-пакетами;

Размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов;

Оборотом оружия, патронов к нему и боеприпасов в таможенных органах;

Медицинским и социальным обеспечением должностных лиц, работников пенсионеров таможенных органов, а также членов семей указанных лиц;

Медицинским освидетельствованием авиационных специалистов (летный состав) таможенных органов;

Охраной труда и гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Обязательным государственным личным страхованием должностных лиц таможенных органов и обязательным страхованием гражданской ответственности таможенных органов - владельцев транспортных средств.

Если ГУТО ФТС России осуществляет свою деятельность по всем структурным подразделениям таможенных органов, то на нижних уровнях для этого существуют отделы тылового обеспечения.

Рассмотрим работу таких отделов на примере службы тылового обеспечения Оренбургской таможни,которая включает в себя: отдел тылового обеспечения (10 чел., из них 5 работников склада), отдел капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры (9 чел.), автотранспортный отдел (34 чел., из них 27 водителей и 1 диспетчер), которые базируются в г. Оренбурге и г. Орске, две отдельные должности по вопросам охраны труда (ОТ) и чрезвычайных ситуациях (ЧС), отдельную должность по социальному развитию и здравпункт (3 чел.).

Отдел тылового обеспечения является структурным подразделением таможни, в компетенцию которого входят вопросы тылового обеспечения таможни. Общее руководство Отделом осуществляет начальник таможни и (или) заместитель начальника таможни по тыловому обеспечению.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Таможенного союза, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами ФТС России и Приволжского таможенного управления.

Деятельность Отдела осуществляется на основе текущего и перспективного планирования. Должностные обязанности и другие вопросы деятельности должностных лиц Отдела регламентируются должностными инструкциями (регламентами), утвержденными в соответствии с установленным порядком.

Основными задачами данного отдела выступают:

Укрепление материально-технической базы и оснащение таможни материально-техническими ресурсами;

Организация размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд таможни;

Подготовка служебных записок, указаний структурным подразделениям таможни по вопросам, касающимся компетенции отдела;

Обеспечение взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Составление и представление руководству таможни необходимой отчетной информации по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Основными функциями отдела являются:

Планирование и текущий оперативный учет материально-технического оснащения таможни, подготовка данных статистического наблюдения по направлениям тылового обеспечения и представление их в вышестоящий таможенный орган;

Определение потребности таможни в материально-технических средствах в соответствии с установленными табелями положенности с учетом фактической оснащенности таможни и приоритетных направлений развития её деятельности;

Осуществление мер по сокращению расходов на приобретение материально-технических ресурсов, на оплату других работ и услуг, обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;

Обеспечение выполнения программ, планов и показателей деятельности таможни в части, относящейся к компетенции Отдела;

Организация размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и обеспечение работы единой комиссии по размещению заказов;

Оформление реестра закупок малого объема;

Осуществление мер при передаче сведений при помощи электронного документооборота (СЭД) в Федеральное казначейство по Оренбургской области для присвоения номера реестровой записи по заключенным государственным контрактам;

Обеспечение взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

Составление и представление руководству таможни необходимой отчетной информации по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

Представление необходимой информации и отчетности вышестоящему таможенном органу по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Выполнение иных функций, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, правовыми актами ФТС России.

Для нормального функционирования таможенных органов отдел тылового обеспечения проводит закупки необходимых материалов путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, посредством проведения конкурсных торгов, аукционов и запроса котировок.

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от спроса на таможенные услуги и работы, от используемых технологий таможенного производства, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Именно для этих целей и существует институт государственных закупок в таможенных органах находящийся во введенье тыловой службы.

Потребности таможенной службы в материальных ресурсах – это государственные нужды. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, для исполнения международных обязательств Российской Федерации.

В основу понятия «государственные закупки» заложен принцип «источника средств», то есть государственными закупками считаются любые закупки за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных нужд. Размещение заказов осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса (открытый или закрытый); без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика). Случаи, когда продукция может закупаться без проведения торгов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (рисунок 8).

Рисунок 8 - Формы размещения государственных заказов
Рассмотрим процесс государственных закупок подробнее и на примере отдела тылового обеспечения Оренбургской таможни.

За 2010 год было проведено торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на общую сумму 132 120 тыс. рублей (таблица 18).
Таблица 18 - Количество и суммы торгов за 2010 год

Оренбургская таможня размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для себя, таможенных постов и подведомственных учреждений, то есть является государственным заказчиком.

Государственные заказчики – это органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уполномоченные указанными органами государственной власти на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Нормативно-правовой базой регулирования системы закупок для государственных нужд являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иные нормативно- правовые акты Российской Федерации.

Государственные закупки осуществляются в соответствии со следующими принципами:

Эффективность – средства бюджетов должны расходоваться на закупку эффективной с точки зрения общества продукции (то есть продукции с оптимальным соотношением цена/качество с учетом долгосрочных перспектив и политики государства);

Экономность – затраты на проведение процедур закупок должны быть минимальны и соответствовать получаемым выгодам;

Равное и справедливое отношение к поставщикам независимо от организационно – правовой формы собственности и выполняемых видов деятельности, все требования и критерии равным образом применяются ко всем поставщикам;

Открытость – информация о проводимых закупках и их результатах общедоступна, участники процедур закупок имеют право на получение дополнительной информации о ходе и результатах процедур закупок;

Подотчетность – деятельность государственных заказчиков и организаторов конкурса тщательным образом документируется и предоставляется по требованию заинтересованных лиц в пределах их полномочий;

Ответственность – государственные заказчики несут ответственность за правильную организацию закупочной деятельности и принятые в ходе закупки решения и результаты выполнения заключенных контрактов.

При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия.

Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Котировочной комиссией осуществляются предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок, и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Заказчик, вправе создать единую комиссию. На указанную комиссию и ее членов распространяются те же функции что и в конкурсной, аукционной и котировочной комиссиях и членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.

Комиссия правомочна осуществлять функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников размещения заказов. На основании результатов сравнения каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается №1. Этот участник признается победителем конкурса.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Предусматривается ведение реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов и реестра недобросовестных поставщиков.

В реестрах контрактов должны содержаться следующие сведения:

1) наименование заказчика;

2) источник финансирования;

3) способ размещения заказа;

4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок;

5) дата заключения контракта;

6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;

7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);

8) сведения об исполнении контракта.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных контрактов, и по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из него.

Рассмотрим более подробно формы размещения государственных заказов. ^ Первая форма – конкурс.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурс может быть открытым или закрытым. Открытый конкурс начинается с извещения о проведении открытого конкурса. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения:

1) форма торгов;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;

3) предмет государственного контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

5) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);

8) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;

10) преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом.

Заказчик, вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается.

Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. При получении заявки на участие в конкурсе, поданной в форме электронного документа, заказчик обязаны подтвердить в письменной форме или в форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки. Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).

Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа установленным требованиям. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Завершающим этапом является заключение государственного контракта по результатам проведения конкурса. Государственный контракт – договор, заключенный заказчиком в целях обеспечения государственных нужд. Государственный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Заказчик (например, Оренбургская таможня) вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну (обеспечение собственной безопасности, сохранности и передачи сведений, составляющих государственную тайну и т.п.).

Следующая форма размещения государственного заказа – размещение заказа путем проведения аукциона. Под аукциономна право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта.

Аукцион может быть открытым или закрытым . Заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

При проведении аукциона в таком же порядке, как и при проведении конкурса, может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.

Аукцион проводиться путем снижения начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, заказчик, уполномоченный орган вправе снизить «шаг аукциона» на 0,5 % начальной цены контракта. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией и утверждается заказчиком или уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком или уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Документация об аукционе может также содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Закрытый аукцион проводиться по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов (Федеральная антимонопольная служба). При этом срок такого согласования не должен составлять более десяти рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого аукциона.

Развивающейся формой аукциона является открытый аукцион в электронной форме на право заключить государственный контракт.

Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.

Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов

Заказчиком, должно быть установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Размер обеспечения заявки не может быть менее чем 0,5 % и не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Государственный контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки участнику открытого аукциона контракта в электронной форме. Преимущества электронного аукциона на основе ФЗ № 94 представлены на рисунке 9.


Рисунок 9- Преимущества использования электронного аукциона

Следующая форма размещения государственных заказов – запрос котировок. Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных организаций сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложившей наиболее низкую цену контракта. Таможенный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок, и в случаях, если цена государственного контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Заказчик, обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, указанные выше, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Заказчик, одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, заказчик также обязан направить запрос котировок лицам, которые могут осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных запросом котировок, исходя из необходимости получения котировочных заявок не менее чем от трех таких лиц, запрос котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме.

Любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Таможенные органы могут размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) как завершающая форма государственного заказа.

Статья 31. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов

Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Размещение объектов таможенных органов

1. Объекты таможенных органов размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

2. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, указанных в части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, эти организации предоставляют для размещения таможенных органов необходимые помещения на основании договора безвозмездного пользования, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Материально-техническое оснащение указанных помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Статья 33. Защита сведений о деятельности таможенных органов

1. Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Материалы архивов таможенных органов, представляющие историческую и научную ценность, рассекреченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Защита государственной, банковской и налоговой тайны и информации ограниченного доступа в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Учреждения и государственные унитарные предприятия таможенных органов

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет в ведении научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

2. Определение функций учреждений и государственных унитарных предприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в соответствии с требованиями антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.

Статья 35. Имущество таможенных органов и организаций таможенных органов

Имущество таможенных органов и указанных в части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона учреждений и государственных унитарных предприятий находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.

Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы [ руда, используемые в производстве товаров и оказании услуг (земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы).

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды мате- риальных ресурсов, зависит от потребности в таможенных услугах, развития таможенной инфраструктуры, используемых технологий таможенного дела, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения:

  • строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;
  • техническое оснащение таможенных органов;
  • вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;
  • эксплуатация технических средств;
  • организация конкурсных торгов;
  • планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований по направлениям тылового обеспечения.

Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения, которое является структурным подразделением ФТС России. ГУ ТО ФТС России решает следующие задачи:

  • - определяет сводную потребность в продукции функционально-служебного и хозяйственно-бытового назначения;
  • - рассчитывает расходы, связанные с эксплуатацией автомобильной, авиационной и морской техники;
  • - формирует сводный план расходов на эксплуатацию зданий и сооружений;
  • - формирует предложения об объемах финансирования на указанные цели по статьям сводной сметы расходов ФТС России;
  • - разрабатывает ежегодные планы приобретения продукции для материально-технического оснащения таможенных органов;
  • - обеспечивает деятельность конкурсной комиссии ФТС России по проведению торгов на поставку товаров;
  • - оперативно контролирует процесс выделения финансовых ресурсов и проведение закупок продукции в соответствии с планами;
  • - следит за исполнением договоров поставщиками по срокам, условиям поставки и качеству продукции;
  • - обеспечивает поставку в таможенные органы материально-технических ресурсов и иной централизованно планируемой и приобретаемой продукции;
  • - контролирует таможенные органы в вопросах рационального и эффективного использования материально-технических ресурсов;
  • - организует продовольственное обеспечение отдельных категорий сотрудников, лечебных и оздоровительных учреждений системы ФТС России, разрабатывает нормы продовольственных пайков;
  • - проводит статистическое наблюдение по направлениям тылового обеспечения;
  • - разрабатывает программы обеспечения работающих в таможенных органах жилой площадью, планирует денежные средства на финансирование программ приобретения и строительства служебного жилья;
  • - осуществляет в пределах своей компетенции планирование расходов на содержание и развитие таможенных органов, рассматривает их бюджетные заявки и составляет сводную бюджетную заявку по укрупненным статьям расходов;
  • - планирует и организует в таможенных органах подготовку и повышение квалификации кадров, занимающихся тыловым обеспечением.

Свои задачи ГУТО ФТС России решает через Центральную базовую таможню и тыловые посты, тыловые службы РТУ и отделы тылового обеспечения таможен.

Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственнофинансовой политики.

Нормы - это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.

Нормативами называют величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.

Нормы и нормативы могут быть абсолютными (ежедневный рацион питания служебных животных, нормы пайкового довольствия сотрудников, топливо на 100 км пробега автотранспорта и др.), относительными (потребность в спортивном инвентаре (в процентах) к штатной численности личного состава, нормы создания резервных запасов (в процентах) от потребности в материальных ресурсах и др.) и частными (расход топлива на эксплуатацию автотранспорта в зимних условиях).

К материальным нормам относят нормы затрат материалов и основных средств.

Нормы затрат материалов определяют планируемую величину расхода канцелярских товаров, боеприпасов, топлива и других жидкостей для эксплуатации транспорта таможенных органов, запасных частей, продуктов и предметов для содержания служебных животных и других материалов.

Материальные нормы и нормативы носят в таможенных органах наименование «норм положенное™». Нормы положенности по материалам в таможенных органах установлены в расчете на одного сотрудника, одно транспортное средство, единицу площади служебно-производственных помещений, единицу расхода горючего (для смазочных материалов), единицу оружия.

Нормативы затрат основных средств определяют потребность таможенных органов в производственной площади, технических средствах таможенного контроля, средствах связи, инструментах и других объектах основных средств. Средства труда или основные средства - это ресурсы длительного пользования. Нормативы их затрат устанавливают, как правило, в расчете на таможенный орган в целом (например, по транспорту), на одно подразделение или рабочее место.

Нормы и нормативы образуют целостную систему и составляют нормативную базу планирования для тылового обеспечения. В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения функций тылового обеспечения входят:

  • - нормы положенности (нормы обеспечения) вещевым имуществом, техническими средствами, продовольствием, расходными материалами;
  • - нормы хранения;
  • - нормы создания резервных запасов и сроки резервирования;
  • - сроки носки изделий;
  • - нормы и сроки выдачи материалов;
  • - сроки эксплуатации технических средств.

ГУ ТО ФТС России разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы.

Существует методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса.

Потребность в отдельных элементах технических средств для включения в годовой план поставки определяется по формуле

где П, - потребность в i -м виде технических средств, ед.; N Tll - норма обеспечения по табелю положенности, рассчитанная с учетом штатной численности личного состава на конец года, ед.; Н иг - наличие на начало года; С - подлежащее списанию в течение года вследствие физического и (или) морального износа.

Таможенная служба в целях таможенного контроля устанавливает требования к техническому оснащению пунктов пропуска, складов временного хранения. Необходимое количество каждого вида технических средств таможенного контроля определяют по следующим исходным данным: планируемый грузопоток; планируемый пассажиропоток; характер перемещаемых грузов; режим работы (сменность); планируемые (перспективные) технологии таможенного контроля; количество и состав досмотровых групп.

Региональные таможенные управления составляют планы обеспечения материальными ресурсами, учитывая свою потребность и заявки подчиненных таможен. Главное управление тылового обеспечения ФТС России на основе обоснованных заявок таможенных органов определяет сводную потребность в централизованно и децентрализованно приобретаемой продукции служебного и хозяйственно-бытового назначения. Нормируемая потребность таможенных органов в материальных ресурсах отражается в региональных и сводном (составляется ФТС России) табелях положенности. Сводный табель положенности включает несколько разделов:

  • табель положенности вещевого имущества сотрудников таможенных органов. Этот раздел составлен в соответствии с нормами положенности, сроками выдачи форменного и специального обмундирования и с учетом создания запаса по перечню предметов, утвержденному Правительством РФ;
  • табель положенности спецтехники, автотранспорта, средств связи, оргтехники и вычислительной техники. В этом разделе выделены уточняющие коэффициенты с учетом установленных категорий таможенных органов. Введение понижающей шкалы коэффициентов дает возможность оптимального распределения материально-технических ресурсов между таможенными органами в соответствии со спецификой выполняемых функций, объемами декларирования и таможенных платежей;
  • табель положенности вооружения и средств защиты.

Для расчета сводного и региональных табелей положенности необходимы не только нормы положенности по отдельным видам материальных ресурсов, но и количественные параметры таможенной системы, такие как:

  • - штатная численность (с учетом мужчин и женщин, подразделений охраны, оперативных таможен);
  • - количество таможенных управлений, таможен, таможенных постов, пунктов пропуска;
  • - количество подразделений охраны, отрядов быстрого реагирования;
  • - количество линий таможенного контроля (пассажирских, грузовых);
  • - количество технических средств и оборудования, находящихся в эксплуатации: автомобилей, вертолетной техники, средств связи, технических средств таможенного контроля (ТСТК), вычислительной техники и др. (для расчета лимитов расходных материалов, запасных частей);
  • - балансовая стоимость имущества (для определения нормативов расходов на восстановление материально-технических ресурсов, выбывших вследствие износа).

Поскольку все ресурсы продаются и покупаются, то для их приобретения необходимы финансовые средства. Прогнозируемая (планируемая) потребность в материалах, оборудовании, комплектующих и запасных частях, энергетических и других ресурсах используется в дальнейшем для расчетов связанных с ними необходимых денежных расходов. Тыловое обеспечение таможенных органов осуществляется с учетом установленных для ФТС России лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденным Единым классификатором продукции, приобретаемой для государственных нужд. В последнем выделены основные группы и виды материально-технических ресурсов с учетом их функционально-технологического назначения.

ГУТО ФТС РФ также планирует и организует проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предметов форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, средств защиты, геральдических знаков; планирует и организует проектирование, государственные испытания, приемку и материально-техническое обеспечение морских, речных и воздушных судов, обеспечивает эксплуатацию объектов базирования судов, изучает новые образцы вооружения, средств защиты и специализированных средств. В последние годы особое внимание уделяется обновлению и пополнению парка вычислительной техники, автотранспортных и других технических средств.

С расчета потребности в ресурсах начинается работа таможенных органов по размещению государственного заказов. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Формы размещения заказа на поставку товаров для федеральных нужд, требования к документации заказчиков и участников размещения заказов, порядок проведения процедур определены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Структурные подразделения таможенных органов, учреждений, в функции которых входит организация приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (подразделения, инициирующие размещение заказа), осуществляют формирование планов приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (планы) на основе следующих факторов:

  • - анализ обеспечения материальными ресурсами;
  • - изучение норм табеля положенности;
  • - изучение финансовых возможностей исходя из лимита бюджетных обязательств;
  • - расчет потребности в ресурсах для осуществления закупки;
  • - выбор формы размещения заказа;
  • - установление максимальной цены контракта;
  • - установление желаемой периодичности закупок.

Сформированные планы согласовываются с финансовым подразделением таможенного органа, утверждаются руководством и направляются структурному подразделению таможенных органов, осуществляющему функции но размещению заказов. На основании представленных планов составляется график размещения заказов (рис. 5.2).


Рис. 5.2.

Размещение заказов осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке па участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. Оценку и сопоставление конкурсных заявок, поданных участниками размещения заказа, осуществляет конкурсная комиссия таможенного органа.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

  • 1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • 2) расходы на эксплуатацию товара;
  • 3) расходы на техническое обслуживание товара;
  • 4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • 5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  • 6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
  • 7) цена контракта;
  • 8) другие критерии в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов (например, при проведении конкурса на выполнение научно- исследовательских работ конкурсная комиссия вправе учитывать также такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса).

Каждому критерию при оценке заявок участников присваивается коэффициент значимости (весомости). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев оценки заявок, одним из которых является критерий «цена контракта» («цена контракта за единицу товара, работы, услуги»), значимость которого не может быть менее 35%.

Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Аукцион, согласно официальной позиции Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы, является приоритетной формой размещения заказа, так как считается наиболее прозрачной и некоррупционной процедурой. Проблемой при закупках на аукционах может быть поставка товара, не отвечающего ожиданиям заказчика, но формально подходящего под описание в документации об аукционе.

Динамика проведения торгов в ЦТУ неравномерна. Следует заметить, что в 2013 г. их было проведено почти в 9 раз больше, чем в 2012 г., в 2014 г. - на 40% меньше, чем в 2013 г. Средняя сумма сделки в 2013 г. возросла почти в И раз, а в 2014 г. - только на 30%.

Таблица 5.6

Динамика проведения торгов в ЦТУ ФТС России

Окончание табл. 5.6

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. ФТС России вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок. Установлена граница размещения заказа путем запроса котировок по начальной (максимальной) цене контракта.

Таможенные органы могут также размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; оказываются услуги водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах, где только один поставщик может предоставить эти услуги; возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, а также в других случаях, предусмотренных законодательством о размещении государственных заказов.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Законом о размещении государственного заказа введены преференции в отношении отдельных участников процедур размещения заказа: учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, а также субъектов малого предпринимательства. Предусматривается через систему государственных закупок ввести меры поддержки для некоторых отраслей экономики в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Для осуществления закупок таможенными органами разрабатывается необходимая конкурсная (аукционная) документация. Помимо требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, удовлетворяющим потребности таможенных органов, в ней должны быть указаны максимальная цена контракта (или единицы товара, услуги). Эти условия требуют от таможенных органов знания особенностей региональных рынков, изучения предложения товаров на рынке, их ценового диапазона, условий поставки.

ФТС России или уполномоченный орган для осуществления функций размещения заказа может привлечь на основе договора специализированную организацию. Специализированная организация получает право разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. Привлечение специализированной компании по организации и проведению конкурсов (аукционов) позволяет значительно сократить время на их подготовку и снизить вероятность технических ошибок при подготовке различных документов, детально проработать ценовые предложения участникам конкурса, контролировать ход подготовки конкурса, своевременно прогнозировать и оперативно решать проблемы, возникающие в процессе его проведения. Заказчик должен определить ключевые положения проведения процедуры закупок. Федеральная таможенная служба (заказчик) или уполномоченный орган создает комиссию по размещению заказа, определяет начальную цену государственного контракта, предмет и существенные условия государственного контракта, утверждает проект контракта, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменения. Подписание государственного контракта осуществляется заказчиком.

Таможенные органы могут приобретать необходимые им материальные ресурсы как в форме централизованных закупок, так и самостоятельно (децентрализованно). Централизованно приобретаются форменное обмундирование, бланочная продукция, технические средства таможенного контроля, оружие и со складов тыловых постов или региональных таможенных управлений поступают в таможенные органы. Кроме того, централизованно осуществляется обеспечение таможенных органов средствами передачи данных, средствами защиты информации, приборами таможенного оформления и контроля, печатной продукцией, транспортными средствами.

Самостоятельно таможни закупают топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары. Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, является Министерство экономического развития РФ. Созданная им Единая автоматизированная система государственных закупок в рамках проекта «Электронная Россия» призвана обеспечить оперативность, прозрачность и подконтрольность государственных закупок. Единая автоматизированная система включает целый ряд подсистем, ориентированных на выполнение отдельных задач в общем процессе электронных государственных закупок. К ним относятся:

  • - портал государственных закупок Минэкономразвития России;
  • - система государственного мониторинга цен закупаемой продукции;
  • - система прогнозирования объемов закупок;
  • - система классификации закупаемых товаров, работ, услуг.

Портал государственных закупок Минэкономразвития России является единым федеральным информационным ресурсом по государственным закупкам в сети Интернет. На портале публикуются извещения о проведении конкурсов, конкурсная документация, а также результаты проведения закупок. Централизованная публикация и консолидация сведений о государственных закупках позволяет снизить затраты на обобщение информации, проведение анализа закупок и контроль расходования средств налогоплательщиков. Министерством экономического развития РФ утвержден единый классификатор продукции, закупаемой для государственных нужд. Он обеспечивает сопоставимость сведений о закупаемой продукции, позволяет проводить анализ и контроль закупок.

Специалисты считают, что использование в закупках открытых конкурсов может обеспечить в среднем 10-15% экономии средств заказчика, но только при правильном применении конкурсной процедуры. Кроме предмета закупки и требований к поставщикам, о которых шла речь в предыдущих разделах, значение имеет объем закупки.

  • Андрейчук Е. Л., Дианова В. Ю., Смирнов В. П. Экономика таможенного дела.

Законодательные основы финансового обеспечения деятельности таможенных органов. Участие таможенных органов в бюджетном процессе.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета. Функции Главного финансово-экономического управления ФТС России. Процесс финансирования таможенных органов и организации исполнения федерального бюджета по расходам. Контроль за использованием бюджетных средств в таможенных органах Российской Федерации.

Тема 2.4. Информационно-техническое обеспечение деятельности таможенных органов

Понятие информационно-технического обеспечения таможенных органов. Задачи и принципы информационно-технического обеспечения. Значимость информационно-технических ресурсов в реализации функций ФТС для достижения высокого уровня экономической безопасности страны. Информационно-технических средства, обеспечивающие деятельность таможенных органов Российской Федерации. Подразделения ФТС, выполняющие функции в системе информационного обеспечения. Направления развития системы информационного обеспечения.

Экономические аспекты сферы информационно-технического обеспечения таможенных органов. Комплекс показателей эффективности информационно-технического обеспечения.

Модуль 3. Деятельность таможенных органов:

сущность и управление

Тема 3.1. Экономическое взаимодействие Российской Федерации

в интеграционных процессах и международное сотрудничество

таможенных органов

Международное сотрудничество таможенных органов. Задачи международного сотрудничества таможенных органов. Направления международного сотрудничества таможенных органов.

Всемирная таможенная организация (ВТО): цель, задачи, история создания, направления деятельности. Основные нормативные документы в области таможенного дела и облегчения мировой торговли. Структура ВТО.

Таможенный союз как форма торгово-экономической интеграции. Единое экономическое пространство России, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Руководящие органы и основные нормативные документы в рамках Таможенного союза России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Тема 3.2. Таможенные платежи и их администрирование таможенной службой

Сущность таможенных платежей. Состав таможенных платежей. Факторы формирования таможенных платежей.

Таможенная служба как администратор доходов федерального бюджета. Классификация таможенных доходов. Динамика поступления доходов, администрируемых таможенными органами. Задачи совершенствования фискальной функции таможенных органов.

Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей. Порядок и органы осущестления таможенного контроля после выпуска товаров. Методика проведения таможенной проверки.

Тема 3.3. Планирование и использование материальных ресурсов таможенными органами

Материальные ресурсы таможенной службы. Тыловая служба ФТС России. Планирование потребности в материальных ресурсах таможенными органами. Главное управление тылового обеспечения ФТС России (ГУТО ФТС). Характеристика порядка централизованного и децентрализованного обеспечения материальными ресурсами таможенных органов.

Нормативный метод планирования. Использование материальных ресурсов таможенными органами. Основные средства таможенных органов. Материалы. Анализ обеспеченности и использования материальных ресурсов таможенных органов.