Дворцово вотчинная система управления киевской руси. Дворцовая-вотчинная система управления. Система кормления. Псковская судная грамота особое внимание уделяет залоговому праву. Заложенное имущество не переходило во владение залогодержателя

Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Хозяйственное дворцовое управление делилось на наряды - ведомства по управлению хозяйством, которые возглавлялись близкими к князю боярами. Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Известны некоторые должности, которые относились к управлению уже в период Киевской Руси:

  • * дворский (позднее дворецкий) -- высший чин, ведал всем княжеским хозяйством и целым рядом лиц, которые назывались “слугами что под дворским”;
  • * конюший -- отвечал за княжеские конюшни;
  • *стольник -- ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием, прислуживал князю во время торжественных пиров, сопровождал князя в походах, нередко назначался на воеводские и посольские должности;
  • *меченоша -- был оруженосцем самого великого князя;
  • *окольничий -- помогал князю в управлении войском;
  • *покладник (позднее постельничий) -- ведал внутренним распорядком, отдыхом князя, заботился о покоях князя;
  • *казначей -- главный управитель княжеской казны;
  • *ловчий -- руководитель охоты.

Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя.

Посадники (а позднее наместники) и волостели из бояр и детей боярских были на кормлении, т.е. получали доход не от государства, а непосредственно с управляемого населения. Посадник сидел на кормлении в городе, волостель -- в волости. Посадник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель -- волостных, черных людей. Впрочем, допускались исключения. Иногда посадник получал в кормление не один город, а город с волостями. Иногда в волости сидело на кормлении два волостеля, суд у них мог быть совместным или раздельным.

Компетенция волостеля была несколько уже компетенции посадников. Это указывает на более высокое положение посадника, как сидящего на кормлении в городе и имеющего право (как это видно из уставных грамот) судить «лихие дела» (душегубство, разбой и татьбу с поличным), этого права волостели, как правило, не имели.

Посадники и волостели держали для суда своих тиунов, которые, судя по терминологии судебников, были их холопами, хотя и не всегда. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки. Все это так называемые волостелины люди («дворяне», как выражается Двинская уставная грамота).

Кормления, дававшиеся служилым людям, были преимущественно наградой после тягостей военной службы. Посаженные на кормление в волость волостели обязывались уплачивать в княжескую казну определенный процент с волостного дохода, норма которого приблизительно высчитывалась княжеским правительством. Кормленщики должны были при этом иметь ввиду прежде всего личные, а не общественные или государственные интересы.

Кормленщики назначались обыкновенно на срок, но это вовсе не обязывало их сидеть на кормлении все назначенное им время; они могли ехать с кормления раньше срока, так как вообще по своему социальному положению они пользовались правом отъезда (перехода) от одного князя к другому.

В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:

  • * тиуны,
  • * мытники (взимали торговую пошлину -- «мыть»),
  • * вирники (взимали виру -- штраф за убийство),
  • * данщики (сборщики дани),
  • * пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей -- «пятно») и др.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Средоточием первого порядка удельных учреждений был дворец князя в широком смысле этого слова: это было обширное хозяйственное ведомство, в котором предметами управления были, во первых, дворцовые земли, села, деревни и различные угодья с предметами дворцового потребления, потом дворцовые слуги и деловые люди с их разнообразными службами и изделиями на дворец. В этом ведомстве надо различать два главных отделения, между которыми, довольно своеобразно, распределялись обозначенные сейчас статьи княжеского дворцового хозяйства: одним был дворец в тесном смысле, состоявший под управлением дворецкого; другое отделение составляли дворцовые пути, т.е. были дворцовые ведомства, между которыми была разделена эксплуатация принадлежавших княжескому двору хозяйственных угодий. Управители дворцовых путей вместе с дворецким всего чаще являются при князе как его правительственные сотрудники. К ним можно разве присоединить еще казначея с печатником, да тысяцкого с наместником, где они были. В этом поглощении центрального управления княжеским дворцом всего явственнее сказался политически характер северного удельного князя, хозяина землевладельца, для которого дворцовое хозяйство стало главным предметом правительственных забот.

Местные общины, как городские, так и сельские, под наблюдением посадника вели свои собственные дела через выборных должностных лиц.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В дальнейшем, в рамках первой фазы развития средневековой цивилизации складывается иной порядок престолонаследования - вотчинный. Понятие «отчина» понимается как земля, которой владел отец наследника. В.О. Ключевский считал, что закрепление вотчинного порядка подорвало идею нераздельности родового династического владения. В конечном итоге это стало одной из причин распада русской земли на несколько территорий, средневековой раздробленности.

С развитием вотчинного порядка изменялась система государственного управления, утверждалась дворцово-вотчинная система . Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворский, конюшей, ловчий, чашник, стольник, мечники и др.) выполняли государственные функции.

В XI-XIII вв. органом местного крестьянского самоуправления, была территориальная соседская община – вервь . Ее функциями, были земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с наложением податей и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Конгломерат мелких поселений представлял собой волость-общину. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, что вполне соответствует ценностям средневековой цивилизации. В Древней Руси община представляла собой автономное образование с собственными суверенными правами. Хотя государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский.

Судебных органов как особых учреждений в XI-XIII вв. на Руси не существовало. Судебные функции выполняли, как было оговорено ранее, органы власти и управления в центре и на местах, Суд не был отделен от администрации. Судили князья, посадники, волостели и др. Их помощниками были тиуны и многие другие вспомогательные лица (мечники, метельщики, ябедники).

Вооруженные силы Древнерусского государства складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение («вои»).

Содержание
Введение………………………………………………………… ……….3
1. Дворцово-вотчинная система управления и ее особенности………………………………………………… ……………4

      Необходимость смены системы управления……………………….7
      Усложнение дворцово-вотчинной системы………………………...8
2.Приказная система управления …..………………………………….11
2.1 Почему дворцово-вотчинная система управления изжила себя...12
Заключение…………………………………………………… ………..19
Список используемой литературы………………………….......... ....20

Введение
Изучение систем центрального управления предшествующих эпох имеет важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России. В эпоху проведения реформ органов государственной власти следует отдавать отчет о важности исторического прошлого во всем последующем развитии государства и общества. По справедливому замечанию П. И. Новгородцева, «чтобы обладать жизненным значением, они (принципы и институты) должны иметь корни в действительности и хотя бы частично проявиться в истории» . Сказанное означает учет тех особенностей организации системы управления и недостатков, которые проявлялись в практической, правоприменительной и иной деятельности приказов и при осуществлении права гражданами государства.
Цели и задачи:
-рассмотреть особенности дворцово-вотчинной системы управления;
-определить основные причины неэффективности дворцово-вотчинной системы управления, ее несоответствия исторической действительности;
-проанализировать процесс перехода к приказной системе управления;
-уяснить особенности,присущие приказной системе управления;
-определить ее роль в развитии государства.

1. Дворцово-вотчинная система управления и ее особенности:
Феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением. Данный этап являлся признаком прогресса, который позволил сблизить уровни экономического,социального, политического развития различных регионов для последующего их объединения на более высокой ступени развития.Дворцово-вотчинная система управления – система государственного управления, при которой бывшая дружинная знать руководила отдельными княжескими имениями. Главой Русского государства являлся великий князь, обладавший широким кругом прав:издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением,имел судебные полномочия.Но содержание княжеской власти с течением времени менялось в сторону большей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях внутреннем и внешнем.Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В 15-16 вв. великие князья оставляли ее своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал абсолютно управлять всей территории государства. Иван III и Василий III использовали разные методы,например, бросали в тюрьму своих ближайших родственников – удельных князей,которые пытались противоречить их воле. Постепенно изменилась юридическая природа отношений между великим и удельными князьями в пользу великого князя. Эти отношения раньше основывались на грамотах и договорах,которые предусматривали службу князю за вознаграждение. Позже она стала связываться с владением, князья становились вассалами, а владения - вотчинами. уже в начале 15 в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю в силу его положения. Централизация государства стала внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления-падение Золотой Орды. Сначала московские великие князья были вассалами ханов, и из их рук они получали право на великокняжеский “стол”. После Куликовской битвы зависимость стала формальной, а после 1480 г. московские князья стали юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти соответствовали иные формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя “государями веся Руси”. Иван III и его преемник пытались присвоить себе царский титул. Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это можно считать верным,потому что Иван III, завершивший освобождение Руси от татар, “сам держал” свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой, которая произросла из боярского совета при князе. Боярский совет при князе - постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники.Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным. Во всех княжествах Киевской Руси действовали княжеские думы, а затем совет при великом князе был преобразован в Боярскую думу, чему способствовало укрепление централизации. Феодальные съезды. Снем-орган государственной власти феодалов, решавший важнейшие вопросы общественной организации, государственного строя и внешней политики Древней Руси. Съезды имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали. В подчинении великого князя в качестве военной силы и защиты находилась постоянная дружина, как завелось со времен Древней Руси. Историк С.М. Соловьев говорит, что название «дружина» заключает в себе понятие товарищества, компании, и что в этой форме, в форме товарищества или братства с военным характером, появилась она на русской земле и существовала несколько веков. Посадником называлось должностное лицо, имевшее значение княжеского наместника. В Новгороде уже во второй половине 12 в. эта должность стала выборной. Посадник становится посредником между народом и князем, и без него князь не может без него ни судить, ни управлять.Посадник ко всем грамотам прикладывал печать, его выбирали из самых знатных бояр и назначали степенным посадником, пока он занимал должность, когда посадника лишали должности, продолжали именовать посадником, он сохранял свою значиомсть в совете при князе. При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, которые позже составили его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Назначение наместником называлось “пожалованием”. Такое пожалование могли получить в своем бывшем уделе и прежние местные князья (ростовские). Точно также татарские служилые цари получали свои провинции (в Кашире и Касимове). Пожалование было краткосрочным (до 3 лет). Волостью или городом управляли несколько наместников. Цель назначения наместника: - частная - кормление; - государственная - управление. Но кормления были ограничены таксой в установленных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. Корм состоял из “въезжего корма” (при въезде наместника на кормление), периодических (на Рождество, Пасху, Петров день), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных брачных (“выводной кузницы”). За превышение таксы полагалось наказание. Наместник отправлял суд через холопов - тиунов и доводчиков. Наместник делил между ними станы и деревни уезда. Ответственность за деятельность тиунов и доводчиков лежала на наместнике.Число тиунов и доводчиков определялось уставной грамотой. Наместники обладали разной компетенцией: некоторые были наместники “с боярским судом” и “без боярского суда”. Первые сами решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные дела, вторые отправляли их к докладу в Москву. Власть наместников не распространялась на служилых, церковные учреждения, “слободы” и дворцовые вотчины. Лишь с уничтожением тарханов в 16 веке их власть расширилась.Цель введения наместничества - осуществление связи государства с провинцией. Внутреннее управление провинцией было второстепенной задачей. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления: сотские и старосты. Управление налогами и полицией находилось как раз в руках выборных. Они также участвуют в суде вместе с наместником. В подразделениях провинции были также выборные подчиненные органы (50-кие, десятские). Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно- территориальные единицы. Уезды на станы, а станы делились на волости. Но полного единообразия,а также четкости в административно- территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где дажке сохранялись земли. Существовали разряды - военные округа, губы судебные округа. Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра.Уезды, как уже отмечалось, возглавлялись наместниками, а волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой,а еще и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.
1.1.Необходимость смены системы управления, пережитки дворцово-вотчинной системы:
Дворцово-вотчинная система управления соответствовала раннефеодальной монархии. Зарождающееся Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Но расширение территории государства и усложнение его деятельности привело к столконовению со старыми формами управления,Начинается подготовка к зарождению приказного управления.
1.2.Преобразование старой системы начинается с ее усложнения.
Выделяется 2 части: Первую состовляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так называемые “пути”, который обеспечивали определенные нужды князя и его окружения.Об этом говорят их названия:Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути еще и выступали как административные,а также как судебные органы. Руководителями назывались –путные бояре. Усложнение дворцово-вотчинной системы управления привело к возрастанию функций органов их компетенции.Получалось,что органы,которые обслуживали нужды князя,позже начинали превращаться в общегосударственные учреждения,выполняющие важные функции по управлению государством.Например, дворецкий стал ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, позже ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два.Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях классовой борьбы обеспечить соответствующее подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей». Развивающееся дворянство же было недовольно системой кормления по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес. В 17 в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики стали подчиняться назначенным воеводам, которые приняли на себя административные, полицейские и военные функции.Но этот процесс протекал постепенно, поэтому система кормлений отмирала не сразу. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен.Слишком независимые кормленщики к концу 15 в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные "лучшие люди", земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские). Перестройка системы кормлений, начиная с конца 15 в. идет по двум линиям: по линии постепенного ограничения кормлений и установления более строгого контроля со стороны центрального правительства за деятельностью наместников и волостелей с целью ограничения их произвола; с другой – по линии создания новых органов управления, дворянских по своей природе. Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.
2. Приказная система управления:
Структура управления Приказы - органы центрального управления в России 16 - начале 17 в. Их наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных «путей» (формы управления периода феодальной раздробленности) приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Появление приказов связывают с Перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, в результате которой были созданы дворцовые учреждения - Казна и Большой дворец. приказы выросли непосредственно из личных поручений, которые давались великими князьями отдельным должностным лицам. Основой создания приказов послужили дьяческий штат Казны и временные боярские комиссии, создававшиеся для решения отдельных вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отдельным вопросам государственного управления приводила к выделению этих вопросов в отдельные ведомства, а затем в самостоятельные учреждения. Они получили название дьячьих изб, а позднее - приказов. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования середины 16 в. В это время сложилась основная сеть постоянных приказов, число которых к концу 16 в. достигло 22.В первой половине 16 в. был окончательно ликвидирован вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю.Царь сосредотачивал в своих руках всю полноту верховной власти, единолично распоряжался жизнью и имуществом подданных, рассматривая их в качестве своих холопов. Являясь верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и иных функций, русский монарх широко использовал в качестве совещательного органа Боярскую думу, выросшую из прежнего совета бояр. Уже Дмитрий Донской, умирая, давал такой наказ своим детям: В 15 в. Дума окончательно оформила свой юридический статус.В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Численность членов Думы была невелика – до 20 человек. В течение 16 в. между Думой и великокняжеской властью шел довольно бурный «диалог» за приоритет, за право участвовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно пытался Василий III.Права Боярской думы определялись правом. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников (воевод, судей, приказных чипов и др.). Боярская дума руководила приказами и другими органами управления. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела (по Докладу и по апелляции). Принадлежала ей и законодательная инициатива, как и право принимать и утверждать законы. Судебник 1497 г. отводит Думе такую роль в процессе законотворчества: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Заседала Боярская дума в царском дворце. К концу 17 в. Дума разрослась, достигнув 167 человек. Как принадлежность патриархальной старины была ликвидирована Петром I. Земский собор. Органом сословного представительства стали Земские соборы, действовавшие в России чуть более ста лет (первый – в 1549 г последний – в 1653 г.). В основе их деятельности лежала идея соборности, то есть общественного согласия всего населения страны. От его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение.
2.1. Изжитие дворцо-вотчинной системы:
Дворцово-вотчинная система управления не отвечала потребностям единого государства, но она явилась основой формирования новых органов центрального управления.В дворцовом ведомстве, находившемся под руководством дворецкого и его тиунов, казначеев, дьяков, выделились поначалу особые хозяйственные комплексы (или пути): сокольничий, конюший, стольничий, чашничий, ловчий, постельничий, судный. Их возглавляли путные бояре. они распространяли свои властные полномочия и за пределы дворца. Кроме «путей» уже в 15 в. стали выделяться особые отрасли управления (дела), которые в каждом конкретном случае поручались (приказывались) какому-нибудь дьяку или боярину, и те самостоятельно, независимо от путных бояр, исполняли поручение (приказ), привлекая к делу других людей, создавая свою канцелярию и делопроизводство. Так возникли приказы – новые органы управления. По мере усложнения хозяйственных и административных функций особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются и в системе дворцового управления. Они тоже получают название «приказов». (Казенный – ведавший личным имуществом великого князя, его казной; Дворцовый; Конюшенный; Посольский – ведомство иностранных дел и пр.). Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь,на столы и повытъя по ветвям управления. Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция – увеличение роли государства с опорой на формирующееся третье сословие – прослеживается и в реформе местного управления. Местное управление. Появление выборных органов местного самоуправления.Система кормлений изжила себя к середине 16 в. и была реформирована либеральным правительством. Самим гражданам предоставлялось право избирать органы местного самоуправления, что было значительным шагом по пути демократизации государственного строя. На территории страны создавались два типа учреждений – земские и губные избы. К деятельности и этих органах привлекались свободные, неопороченные по суду граждане, избираемые населением.Земские избы действовали в волостях, иногда и в уезде, в их состав входили излюбленные головы (позднее старосты), земский дьяк и лучшие люди (целовальники или земские судьи), от 2 до 10 человек (в зависимости от размеров волости или уезда). Избирались они на неопределенный срок, чаще всего на 1–2 года (хорошо работал – оставался, плохо – смещали). Компетенция земских органов была обширной: все ветви управления – полицейское, финансовое, судебное – сосредоточивались в их руках.Особенно интенсивно земская реформа проводилась на черносошном севере, где рано развились товарный обмен, крестьянское предпринимательство и торговля. Предпринимательские слои и составляли костяк новой земской администрации, которая в свою очередь опиралась на выборных представителей общин: сотских, старост и др. Губные органы стали устанавливаться с 30-х гг. 16 в ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Эти выборные органы вводились сначала не везде, а только в ряде мест, по просьбам населения («по грамотам»), для борьбы с профессиональными разбойничьими шайками, наводнившими страну во время малолетства Ивана Грозного. С середины 16 в. были выделены губные округа, в которых избирались губной староста (из грамотных дворян или детей боярских), губной дьяк и до 4 целовальников, составлявших штат губной избы. В их ведении находились уголовные дела, в том числе полицейские (поимка преступников), судебные, заведование тюрьмами. Впоследствии, в ряде мест, в особенности в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сосредоточили в своих руках все местное управление. Во второй половине 16 в. в некоторых областях, преимущественно пограничных, вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, соединяя в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. Согласно царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики – горланы богатые середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль перерастает постепенно в подчинение губных властей воеводскому правлению. Назначенный царем воевода еще и дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время колебалось, немогло решить, какой из этих форм управления отдать предпочтение. Итак, централизация государства повлекла за собой серьезные изменения в аппарате управления, дворцово-вотчинная система полностью себя изжила, а приказная способствовала укреплению власти государя, готовила государство к периоду абсолютизма. Приказы возникли без законодательной основы,то есть спонтанно, по мере надобности. Они исчезали и появлись, дробились и выделялись в самостоятельные приказы,за 17 в. Было зафиксировано до 80 приказов, постоянно действовали до 40.Также не было строгого разграничения между приказами,помимо этого,все приказы являлись еще и судебными.Пркиазы делились по роду дел,классам лиц и территории на 6 групп:Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Позже добавились ещё 2 важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство. Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др. В третью группу входили: судебно-админичтративные, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы. К четвертой группе отнесем органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская,Дмитровская. Рязанская четверти (по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский. Органы специальных ветвей управления могут быть объединены в пятую группу: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения),Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др. Наконец, последнюю, шестую, группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор. Приказ церковных дел, Монастырский приказ. В свою очередь, Н.В.Устюгов делит приказы в зависимости от выполняемых функций и компетенций на государственные и дворцовые. Первые он подразделял на приказы, осуществлявшие задачи внутренней и внешней политики. Приказы, осуществлявшие задачи внутренней политики он делит на приказы с общегосударственной и областной компетенцией. Приказы с общегосударственной компетенцией в свою очередь делятся на административные, финансовые и судебные. Возникшие в конце 15 и в первой половине 16 в. приказы отражали определенные тенденции в развитии государства. Все приказы обладали финансовой компетенцией (сбор и расходование государственных средств).Исключительная компетенция в финансовой сфере и в вопросах управления государственным имуществом принадлежала только трем приказам (Казенному, приказам Большого прихода и Большого дворца). Особенность юридического статуса последнего ведомства заключалась в том, что Большой дворец распоряжался поступлениями и расходованием средств на обеспечение лично царя и членов его семьи. В компетенцию Разбойного и Земского приказов, возникших в ходе реформ 30-50-х гг.16 в входило расследование тяжких уголовных преступлений, суд и исполнение приговоров по ним на территории всего государства и в Москве. Разрядный приказ обеспечивал планирование, учет и осуществление назначений должностных лиц на территории всего государства, являясь своеобразным «отделом кадров» государства. Наконец, приказ Холопьего суда обеспечивал защиту прав холопов, древнейшего непривилегированного сословия, и холоповладельцев. Создание приказа отражает важное направление в развитии государства - регулирование отношений между сословиями. Приказы, созданные во второй половине 16 - начале 17 вв в большей степени характеризуют определенные тенденции в развитии государства, носят более системный характер. Особым юридическим статусом был наделен Челобитный (Челобитенный) приказ, осуществлявший функции высшей аппеляционной инстанции по судебным и административным делам, решенным в любом другом приказе. Обращение в Челобитный приказ было равносильно обращению непосредственно к монарху.Принципы устройства приказа и основы его деятельности не отличались от любого прочего приказного ведомства. Во второй половине XVI в. были созданы два новых финансовых приказа: приказы Новой и Новгородской четвертей. Новым элементом в компетенции этих приказов стали ограничение сбора налогов определенной территорией и сословно-наградной принцип расходования средств. Сословный принцип стал более последовательно использоваться при формировании приказной системы.Рост значения сословного признака в разграничении компетенции приказов характеризует увеличение роли государства в регулировании общественных отношений. В первой половине 17 в. появляются новые финансовые приказы: приказ Большой казны и новые четвертные приказы. Приказ сбора пятинных и запросных денег обладал особым юридическим статусом. Он формировался согласно решениям Земского приказа о сборе чрезвычайных налогов; ему же приказ был подотчетен. Руководителями приказа,которых назначали на Земском соборе были только его члены. Важное общегосударственное значение имел приказ «что на сильных челом бьют». Приказ имел исключительные функции рассмотрения жалоб на высокопоставленных должностных лиц, проведение следственных мероприятий, судов, и исполнение приговоров. Важнейшим сословным приказом, возникшим в первой половине 17 в стал Иноземский приказ, осуществлявший функции управления, обеспечения (денежного и поместного) и суда над иностранными подданными и лицами, перешедшими в русское подданство, а также координировал действия других приказов в отношении указанных лиц. Компетенция приказов ограничивалась управлением церковным имуществом и судом над церковнослужителями. Новые приказы, возникшие во второй половине 17 в связаны не только с конкретными историческими событиями, но и отражают общие тенденции в развитии государственного механизма. Активная внешнеполитическая деятельность России во второй половине 17 в длительная русско-польская война (1654-1667 гг.), присоединение Украины - все это стало причинами появления ряда приказных учреждений, компетенция которых состояла в управлении определенной территорией. Указанные причины обусловили создание ряда новых военных отраслевых приказов. Социальные функции государства были реализованы в создании в 1670 г. приказа строительства богаделен. Абсолютистский характер власти наиболее ярко проявился в создании в 1654 г.Тайного приказа. Приказ занимал особое место в структуре управления. Приказ «тайных государевых дел» не имел определенной компетенции. Тайный приказ занимался теми вопросами, которые на данный момент интересовали лично царя,являлись своеобразной «личной канцелярией царя». Административно-судебная компетенция Тайного приказа распространялась на дела о политических и религиозных преступлениях. Анализ динамики создания новых приказов на протяжении 16 - 17 вв. выявляет тенденции к усилению государственного регулирования различных сторон жизни общества. Важным представляется то, что к концу 17 в. среди вновь созданных приказов нет таких ведомств, компетенция которых определялась бы признаком принадлежности к определенному сословию.

Заключение
Переход к сословно-представительной монархии ознаменовался существенными изменениями в государственном аппарате, связанными с централизацией государства и сосредоточением власти в лице государя. Важнейшим из них было возникновение представительных органов и переход к новой приказной системе управления. Приказная система управления оказала заметное воздействие на традиции российской государственности. Система приказов - органов центрального отраслевого управления продолжала развиваться и усложняться. Постепенно сложилась разветвленная система приказов. Их число значительно увеличилось, выросли штаты, более четко определились компетенция, порядок делопроизводства. Дворянская чиновная бюрократия, специальный (общегосударственный) аппарат управления, становившийся громоздким, начинал играть все более важную роль в политической жизни страну. В первой половине 17 века возросла роль и компетенция земских соборов. В них участвовали царь, боярская дума, церковный собор. Представительство групп населения в них было по призыву (без выбора) и по выбору.Сословия делились на разряды, разряды на статьи. Но самостоятельного значения эти соборы не имели. Поэтому не было и классической сословно-представительской монархии западного образца. Существовавшая в России сословно-представительная монархия с Боярской думой, приказами и воеводами к концу 17 века не соответствовала социально-экономическому строю страны. Задачи внешней политики, развитие мануфактурной промышленности, внутренней и внешней торговли,борьбы с преступностью требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата государства в центре и на местах.

Список используемой литературы

1. Байнова, М.С. История государственного управления в России / М.С. Байнова. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 235 с.

2. Быстренко, В. И. История государственного управления и самоуправления в России. - М.;Новосибирск: ИНФРА-М;Изд-во НГАЭиУ, 1997. - 90 с.

3. Государственное управление в России / Под ред.А.Н. Марковой. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2007. - 332 с.

4. Дворниченко, А.Ю. История России / А.Ю. Дворниченко. - М.: Проспект, 2008. - 469 с.

5. Захаревич, А В. История отечества / А.В. Захаревич. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 755 с.

Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.
Система управления подразделялась на две части . Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.
Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.
Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.
Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.
Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

На сайте сайт читайте: предмет, задачи и метод истории государства и права России. периодизация отечественной истории государства и права.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
История государства и права России изучает политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и п

Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южн


Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, изначально – свод обычного права, сохранивший свое значение и в следующие периоды истории. Большинство сов

Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси
Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власт

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода
Одной из причин феодальной раздробленностив Древнерусском государстве явилось изменение порядка наследования. С другой стороны, к XII в. местные князья стали достаточно самостоятел

Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
Государственный строй.Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа

Общая характеристика Псковской судной грамоты
Общая характеристика Псковская судная грамота датируется концом XV в. В отличие от Русской Правды восполняет существенные пробелы в области гражданского права, что определялос

Судебник 1497 г.
Судебник 1497 г. внес единообразие в судебную практику Русского государства, закрепил новые общественные порядки, внес ограничения в судебную деятельность кормленщиков, положил начало всеобщему зак

Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
Предпосылками возникновения сословно-представительной монархииявляется борьба великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть великих князей в

Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
Государственный строй.Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастани

Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
Система губных учреждений Переход к сословно-представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Были созданы земские органы самоуправления

Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г
Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. XVI в. составили первый период царствования Ивана IV Грозного, |проведенные под влиянием членов Избранной Рады. В 1550 г. создано постоянное ст

Общая характеристика
Соборного уложения 1649 г. Уголовное право и процесс по Соборному уложению 1649 г. В отличие от предыдущих законов Соборное Уложение 1649 г.регулировало не от

Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
Переход к абсолютизму определялся в первую очередь социально-экономическими причинами. В условиях усиления экономических связей между отдельными районами страны начался процесс складывания единого

Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
Государственный строй.Усиление власти монарха, характерное для абсолютизма, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором

Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянстваиздана 21 апреля 1785 г. Включала систематический свод дворянских привилегий и подтверждение всех ране

Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
В период абсолютной монархиипроцесс закрепощения крестьян завершался. Соборное уложение 1649 г. отменило урочные лета и установило бессрочный розыск беглых крестьян. В этот период

Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в
Первый этап преобразования приходится на время правления Петра I, который ввел трехзвенное административное деление по схеме: губерния – провинция – уезд. Первоначально было создано 8 губерний. Во

Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
Изменение государственного аппарата.В 1810 г. был создан Государственный совет, через который должны были проходить все законопроекты. Совет состоял из об

Гражданское право по Своду законов 1833 г
В своде законов гражданские законы отразили некоторые элементы буржуазного права, хотя продолжали сохраняться феодальные права-привилегии. Формулировки Свода законов отличались казуистичностью и не

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г
Разработка Уложения велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии, оно введено в действие с 1 мая 1846 г. Содержало более 2 тыс. статей, впервые соде

Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Рост капиталистической промышленности требовал все больше свободных рабочих рук, чему существенно мешала барщинная система хозяйства. В

Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905-1907 гг
В результате революции 1905-1907 гг. Россия сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа – Госуд

Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
Общественный строй.Сдвиги в экономической и социальной структуре в начале ХХ в., новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общест

Государственное устройство России в период Первой мировой войны
Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям. В 1915 г. были образованы межведомственные

Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция,итогом которой стало отречение Николая II от престола. Официально республика в России была провозглаш

Возникновение и развитие Советов в 1917-1918 гг
После Февральской революции одновременно с системой буржуазных органов сложились другие, принципиально отличные от нее органы власти – Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депута

Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и управления – Всероссийский съез

Советские правоохранительные органы
Еще в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания в структуре Петроградского военно-революционного комитета существовал отдел рабочей милиции, ведавший раскрытием преступ

Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
Декларация прав народов Россиибыла принята 2 (15) ноября 1917 г. Подготовлена Народным комиссариатом по делам национальностей. Декларация осуждала политику царизма, основанную

Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституцияобобщила (хотя и

Советская судебная система 1917-1918 гг. Уголовное право 1919 г
Создание советского суда.Стихийное упразднение старых судебных учреждений и создание новыхсудов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся, получили после Октября ши

Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войныопределялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определенную роль сыграли условия

Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917-1918 гг
Кодекс законов о труде.В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы революции. Впервые провозглаша

Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г
Судебная реформа.В 1922 г. проводится реорганизация всех видов судов. Создается единая система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Основным звеном в судеб

Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
НЭП.К началу 1921 г. гражданская война в основном закончилась. Экономическое положение было ужасным, нужно было восстанавливать хозяйство, разоренное войной и интервенцией. Нео

Правоохранительные органы в период НЭПа
Органы юстиции.В 1922 г. сначала в РСФСР, а затем в Белоруссии, на Украине, в Закавказье начинается создание органов прокуратуры, функции которой ранее выполняли различные органы,

Образование СССР. Конституция СССР 1924 г
Образование СССР.Основными предпосылками образования СССР являлись угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция страны, попытки дипломатического нажима Запада на советс

Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
В 1930-х гг. в СССР произошли существенные изменения в экономике, что повлекло изменения в общественной жизни. Важнейшим элементом явилось преобразование промышленности, которая создавалась за счет

Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г
Уголовное право.В этот период продолжали действовать общесоюзные и республиканские законы, принятые в 1920-х гг. При этом обновление уголовного права осуществлялось за счет общесою

Общая характеристика Конституции СССР 1936 г
Одобрена 11 июня 1936 г.президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов. Конституция 1936 г.провозгласила побед

Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
Государственное устройство.Сохранили свои полномочия Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления

Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г
ГК РСФСР 1964 г.Кодекс устанавливал понятия правоспособности и дееспособности. Субъектами гражданских правоотношений являлись граждане и юридические лица – государственные предприя

Общая характеристика Конституции СССР 1977 г
Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г.Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном

Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Система управления подразделялась на две части. Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.

Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.

Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.

Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.