Нормативно - правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в рф. Правовые основы организации производства. Сертификат выдает территориальный орган Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии. В РТ это Центр стандартизации и метрологии РТ.
КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Определены задачи производства: своевременное, всестороннее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).
Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава административного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административных взысканий (а оно может быть, как правило наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Названные обстоятельства относятся как к физическим так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении только физических лиц. Это недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.
Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
Установлено также, что производство осуществляется на основании законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транспортных средств).
Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого находится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. При необходимости они могут рассматриваться непосредственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного ареста, извещается прокурор.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.
Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к административной ответственности, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств выступают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.
Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.
Все указанные меры оформляются соответствующими протоколами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применяющих эти меры (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие документов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.
Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применяется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизированной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении, если оно обязательно.
Административное задержание может длиться не более трех часов.
При нарушении пограничного режима лица могут быть задержаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.
Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.
Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы административной юрисдикции, не совпадающие с общей системой исполнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:
а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьезных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательного права (ст. 40 1); незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незаконной выдаче лицензии (ст. 56 1); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как правило, единолично;
б) административные комиссии районных, городских исполнительных органов системы местного самоуправления. Они в коллегиальном порядке рассматривают все категории дел об административных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомственности иных органов (должностных лиц);
в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;
г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполнительные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспекции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринарного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетенция определена ст. 203–224 КоАП.
Практически от имени названных органов действуют должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (инспектора, контролеры-ревизоры и т.п.).
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Административное право
К59 административное право: учебник. – м.: юристъ.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Козлов Ю.М
К59 Административное право: Учебник. – М.: Юристъ,
1999.–320с.
ISBN 5-7975-0197-Х (в пер.)
Учебник написан в соответствии с федеральным компонентом госуда
Что регулирует административное право?
Изложенные позиции подводят к чисто юридическому анализу правового регулирования в сфере практической реализации исполнительной власти.
Как уже отмечалось, существует особ
Управленческие отношения
Административное право регулирует, таким образом, достаточно разнообразные, но однотипные отношения, управленческие по своей природе. В их числе:
а) отношения, в рамках ко
Функции административного права
В границах своего предмета административное право выполняет, как и иные отрасли российского права, регулятивную функцию. Ее содержание составляет создание определенного
Административная правосубъектность
Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторон
Административное право в правовой системе
Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объ
Понятие и виды
Как уже подчеркивалось, нередко отрасли действующего российского права совпадают в своих основных проявлениях, т.е. по предмету правового регулирования. Например, это наглядно видн
Особенности метода административного права
Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленч
Понятие и особенности административно-правовых норм
Нормы права по своему юридическому содержанию представляют определенные правила поведения, устанавливаемые государством. Их соблюдение гарантируется различными средствами т
Виды административно-правовых норм
Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Предлагается следующая их классификация.
Реализация административно-правовых норм
Под реализацией понимается практическое использование норм в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. Различают два осно
Под ними понимаются внешние формы выражения административно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы.
Наиболее значительна роль следующ
Особенности административно-правовых отношений
Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Сто
Виды административно-правовых отношений
Конечно, регулируемые административно-правовыми нормами общественные отношения различны по своему характеру. Да и присущийим элемент юридической властности выражается по-разному. Пр
Основы административно-правового статуса гражданина
Анализ административной правосубъектности различных участников общественных отношений, складывающихся в сфере реализации исполнительной власти, с должной обоснованностью начинается
Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
Следует учитывать, что права и свободы граждан либо непосредственно реализуются в сфере деятельности субъектов исполнительной власти, либо органически связаны с практической деят
Гарантии прав граждан в сфере реализации исполнительной власти
Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту)
Право жалобы
Специального внимания заслуживает вопрос о средствах защиты своих прав и законных интересов, нарушаемых исполнительными органами (должностными лицами), которые в соответствии с де
Особенности административно-правового статуса иностранцев
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или ме
Понятие органа исполнительной власти
Органы исполнительной власти – основной субъект реализации данной ветви государственной власти. Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой деятел
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти.
1. Федерализм являе
Виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти различаются по содержанию и конкретной направленности своей деятельности. Возможно их подразделение на следующие видовые группы.
1. По терри
Президент Российской Федерации и исполнительная власть
По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой исполнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции.
Являясь главой государства, он наделен сущ
Система федеральных органов исполнительной власти
На федеральном уровне система органов исполнительной власти в настоящее время представлена следующими звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комите
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с принципом федерализма федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2
Территориальные органы
Статья 78 Конституции РФ закрепляет право федеральных органов исполнительной власти создавать для осуществления своих полномочий территориальные органы и назначать соответствующих
Понятие государственной службы и ее виды
В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило сл
Государственная должность
Понятие государственной службы теснейшим образом связано с понятием «государственная должность».
Она определяется законодателем как должность в государственных органах
Принципы государственной службы
Они производны от закрепленного Конституцией РФ равного доступа граждан РФ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).
В ст. 5 Федерального закона о государственной службе дает
Государственный служащий; основы статуса
Уже имеющаяся информация о государственной службе подводит нас к характеристике лиц, замещающих соответствующие государственные должности государственной службы, т.е. собственно
Виды государственных служащих. Должностные лица
Прежде всего необходимо вспомнить исходные позиции, о которых уже шла речь. Имеются в виду государственные служащие:
а) федеральных государственных органов;
б) го
Государственно-служебные отношения
Государственная служба воплощается в отношениях между государством в лице его полномочных органов и гражданином РФ, желающим реализовать свое конституционное право на работу в госу
Поступление на государственную службу
Правом поступления на государственную службу обладают граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование. Не допускаются какие-либ
Прекращение государственно-служебных отношений
Государственная служба прекращается при увольнении служащего, в том числе и в связи с его выходом на пенсию.
Общие основания увольнения служащих предусматриваются трудовым
Государственные организации
В сфере государственного управления функционирует множество различных по своему назначению и административно-правовому статусу государственных и государственных организаций. Их пр
Государственные организации
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что имеется в виду форма собственности, характерная для таких организаций. Учреждаются они государством, которому принадлежит право собственно
Негосударственные организации
Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частных
Формы управления
В общенаучном понимании форма означает внешнее выражение содержания определенного явления или определенных действий. Так, процесс обучения – содержание деятельности может выр
Виды форм управления
С учетом разнообразия форм управления можно выделить их конкретные виды.
На практике выбор форм управления зависит от многих обстоятельств. Например, многое зависит от хар
Понятие и юридическое значение актов управления
Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственн
Виды правовых актов управления
По своим юридическим свойствам виды правовых актов управления уже были обозначены. Это нормативные и индивидуальные акты. Такое их подразделение является основным.
Норм
Требования к правовым актам управления
Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъявляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основ
Действие правовых актов управления
Правовые акты управления вызывают соответствующие юридические последствия тогда, когда они действуют. Что дает основания для признания данного акта действующим?
Юридическая
Методы управления
Метод есть способ, прием практической деятельности. Поскольку речь идет о государственно-управленческой деятельности, закономерен вопрос о способах и приемах ее осуществления.
Виды методов управления
Методы, используемые в процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Но в их основе два универсальных метода любой государственной или общественной работы – убеждение
Сущность и виды административного принуждения
В числе административно-правовых методов назывались, в частности, и средства принудительного характера, с помощью которых исполнительные органы (должностные лица) при необходимост
Сущность административной ответственности
Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права ко
Основание административной ответственности
Главное в характеристике административной ответственности – ее юридическое основание, придающее ей совокупность специфических качеств. Им является, как уже отмечалось, правонаруш
Объект и объективная сторона правонарушения
Объект административного правонарушения – это то, на что оно посягает, какие общественные отношения оно нарушает. Общий объект определен ст. 1 и 10 КоАП. Главный вывод из ее содержа
Субъект и субъективная сторона правонарушения
Субъект – это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Кроме того, выделяются специальные субъекты – должностные лица, военнослужащие, иностран
Цели административных взысканий
Следующим элементом общей характеристики административной ответственности являются административные взыскания. Они являются мерой ответственности за совершенное административное п
Виды административных взысканий
Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения
Правила наложения административных взысканий
Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административную от
Понятие и виды административного процесса
Исполнительная власть практически реализуется в различного рода действиях исполнительных органов (должностных лиц), юридическим содержанием которых является применение норм матери
Административная юрисдикция
Юрисдикционное производство – практическое проявление административной юрисдикции.
Административная юрисдикция проявляется (как и судебная юрисдикция) в рассмотрении и разр
Производство по подготовке правовых актов управления
Это важнейший вид процессуальной деятельности организационно-процедурного характера. Осуществляется она в интересах эффективной работы органов исполнительной власти по применению
Лицензионно-разрешительное производство
Отдельные виды деятельности осуществляются физическими и юридическими лицами на основании специального разрешения – лицензии.
Лицензия – разрешение (право) на осущес
Регистрационное производство
Регистрация – акт официального признания законности тех или иных действий. Так, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной вл
Производство по жалобам
Жалобы всегда связаны с представлением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены или ущемлены действиями или правовыми актами должностных лиц органов исполнител
Дисциплинарное производство
Его суть заключена в применении к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государст
Участники производства
К их числу КоАП относит: лиц, в отношении которых ведется производство по делу; потерпевших (если таковые есть); законных представителей; адвоката; свидетелей; экспертов; переводчик
Стадии производства
Производство по делам об административных правонарушениях слагается из: возбуждения дела; его рассмотрения и разрешения; обжалования или опротестования постановления по делу; исп
Исполнительное производство
Исполнение принятого по делу об административном правонарушении постановления – также одна из стадий юрисдикционного производства. Она выделяется своей специфической юридической з
Значение законности для процесса реализации исполнительной власти
Конституционный принцип законности (ст. 15) имеет особое значение для государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть. Это определя
Понятие способов обеспечения законности и их виды
Действие принципа законности в сфере государственно-управленческой деятельности обеспечивается системой организационно-правовых средств. Совокупность таких средств, различных по ю
Контроль законодательных органов
Парламентский контроль как правовой институт в РФ не предусмотрен КонституциейРФ.
Тем не менее в силу своей первичности законодательная власть имеет возможность существенн
Контрольные полномочия Президента РФ
Президент РФ, как глава государства, наделен Конституцией РФ значительными контрольными полномочиями в сфере реализации исполнительной власти. Их осуществление связывается с решение
Контроль органов исполнительной власти
Контроль, являясь одной из основных функций управленческой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом особенн
Особенности административного надзора
При характеристике системы федеральных органов исполнительной власти было выделено их специальное звено, действующее под обобщающим наименованием «федеральные надзоры». Однако это
Судебный и прокурорский надзор
В настоящее время значительно возросла роль судебных органов в обеспечении законности в сфере реализации исполнительной власти, что усиливает гарантии строгой исполнительской дисци
Конституционный Суд РФ
В его задачи входит: разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Правительства, таких же актов органов исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам, отнесен
Суды общей юрисдикции
В соответствии с Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1) ее составляют традиционно существующие суды общей юрис
Арбитражные суды
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Правовые основы этого вида правосудия содержатся в Федераль
Общий надзор органов прокуратуры
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472) органы прокуратуры осуществляют:
а) надзор за
Особенности и формы внеотраслевого управления
Проиллюстрируем на конкретных примерах особенности исполнительных органов общеотраслевой компетенции. Заметим при этом, что чаще всего в учебной литературе они безоговорочно выделя
Управление промышленным комплексом
Органы управления промышленностью
Главными направлениями государственно-управленческой деятельности в области промышленности являются: создание необходи
Все органы исполнительной власти в различных формах реализуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия в области управления промышленным комплексом. Одновремен
Управление агропромышленным комплексом
Агропромышленный комплекс (АПК) призван обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики, он включает производство
Организация управления сельским хозяйством
Наиболее полное представление о механизме государственного управления агропромышленным комплексом в современных условиях можно получить на основе анализа административно-правового
Государственный контроль и надзор
В агропромышленном комплексе действует ряд специализированных контрольно-надзорных органов.
Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция) –
Управление транспортно-дорожным комплексом и связью
Транспорт, играющий важнейшую роль в обеспечении потребностей страны в перевозке, отраслевой системы государственного управления, а также населения, в настоящее время включает: же
Организация управления железнодорожным транспортом
Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. характеризует его в качестве основы транспортной системы РФ, одного из видов транспорта общего по
Организация управления морским, речным и автомобильным транспортом
В этой сфере действует Министерство транспорта РФ (Минтранс России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государс
Организация управления авиационным транспортом
Исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в гражданской авиации и по организации воздушного движения возложены на Федеральную авиационную службу России
Организация управления дорожным хозяйством
Дорожное хозяйство тесно связано с функционированием многих видов транспорта. В силу этого управление им ранее входило в компетенцию Минтранса России.
В соответствии с Ука
Организация управления связью
Центральным звеном системы государственного управления в этой сфере является Государственный комитет РФ по связи и информатизации. Свою деятельность он строит, руководствуясь
Государственный контроль и надзор
В сфере транспорта и связи действуют специальные контрольно-надзорные службы или подразделения.
Так, в составе Минтранса России образован Департамент Российской транспорт
Организация управления строительством и жилищным хозяйством
Федеральным органом исполнительной власти в этой сфере является Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой России).
Ег
Государственный контроль и надзор
Специальным органом, осуществляющим государственный контроль в жилищно-коммунальном хозяйстве, является Государственная жилищная инспекция. Она состоит из Главной государственной
Организация управления природоиспользованием
Сейчас выделены управленческие функции в области использования природных ресурсов, т.е. их эксплуатации в целях достижения определенных хозяйственных результатов (добыча, перерабо
Организация управления в области охраны природных ресурсов
Специальным органом, призванным обеспечивать охрану природных ресурсов, является Государственный комитет РФ по ох ране окружающей среды (Госкомэкология России).
Гос
Государственный контроль и надзор
Основные понятия, используемые в данном аспекте, следующие.
Государственный экологический контроль – наблюдение за состоянием природной среды и ее изменениями под воздейс
Организация управления финансами
Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ,
Организация кредитного дела
Банки – кредитные учреждения, имеющие исключительное право осуществлять привлечение вкладов, открытие счетов физических и юридических лиц, размещение этих средств в различных сфера
Организация налогового дела
Налоги – основной источник формирования доходной части бюджета, в силу чего организации налогового дела уделяется существенное нормативно-правовое внимание. В этой сфере действуют:
Государственный контроль и надзор
В сфере государственного управления финансами и кредитом важнейшее значение имеет государственный финансовый контроль за формированием государственных доходов и их рациональным ис
Управление торговлей
Торговля – основной товаропроводящий канал, в наибольшей степени подверженный воздействию перехода к рыночным отношениям. Государственный сектор практически вытеснен различными ви
Организация управления торговлей
Министерство торговли РФ (Минторг России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на удовле
Государственный контроль и надзор
Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в орга
Управление образованием
Система образования – общего (начальные, средние школы, гимназии, лицеи), начального профессионального (училища и т.п.), среднего специального (техникумы, колледжи и т.п.) и высшего
Образовательные учреждения
Все они осуществляют образовательный процесс в его различных формах (очное, вечернее, заочное, экстернат), руководствуясь утверждаемыми Правительством РФ типовыми положениями. Так,
Управление в области науки
Научная деятельность проявляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее государственное регулирование осуществляется на основе Федераль
Научные организации
Научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в каче
Управление в области культуры
Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культур
Управление в области труда и социального развития
Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России) – федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого входит проведение государственной политики и осущес
Управление здравоохранением
Охрана здоровья людей – сфера государственно-управленческой деятельности в этой области.
Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) проводит государственную
Санитарно-эпидемиологический надзор
В сфере здравоохранения действует специальная надзорная служба, представленная Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
Основ
Управление в области обороны
В этой области отношения, связанные с обеспечением прежде всего военных мер по защите государства, его территории и суверенитета, а также населения от возможного вооруженного напад
Военная служба
Защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). Граждане несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обяза
Военная служба в запасе
В запас зачисляются военнослужащие по окончании службы и достижения предельного возраста службы (для офицерского состава). Если они будут признаны негодными к военной службе по сос
Управление в области безопасности
Обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, ее прав и свобод, материальных и духовных ценностей общества, а также конституционного строя, суверенитета и территор
Государственная граница РФ и ее защита
Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства)
Управление внутренними делами
Внутренние дела в современном понимании представляют собой систему мер, направленную на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод г
Управление в области юстиции
Государственную политику в сфере юстиции обеспечивает Министерство юстиции РФ (Минюст России).
Минюст призван юридически обеспечивать нормотворческую деятельность П
Управление иностранными делами
В этой сфере федеральным органом исполнительной власти является Министерство иностранных дел РФ (МИД России). Оно подведомственно непосредственно Президенту РФ, определяет о
Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г
«О структуре федеральных органов исполнительной власти»
(Российская газета. 1999. 29 мая; СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727)
Изложение
Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства:
по атомной энергии; внутренних дел; государственного имущества; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство Касьянов Антон Васильевич
Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности предприятий малого бизнеса
Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич1.1.1. Правовые основы ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ПБОЮЛ) В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента
Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица Также граждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.Но и здесь есть свои хоть и небольшие, но ограничения в отношении
Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович1.4.3. Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего
Из книги Экономика недвижимости автора Бурханова Наталья1.6. Унификация понятий малого и среднего бизнеса Любая используемая терминология для успешной оценки ситуации, качественной и результативной работы должна отражать реальные факты, чего, к сожалению, не наблюдается в российском законодательстве.В российской
Из книги Справочник риэлтора автора Батяев Андрей Андреевич Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен6. Правовые основы рынка недвижимости Законодательство в сфере недвижимого имущества – это совокупность законов и других нормативных правовых актов, посредством которых государственные органы могут устанавливать, изменять или отменять соответствующие правовые
Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестенГлава 1 Основы риэлторской деятельности
Из книги Протокол и этикет дипломатического и делового общения автора Кузьмин Эдуард Леонидович Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен44. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) сформулированы основные принципы социального обслуживания
Из книги Психологическое консультирование автора Забродин Юрий Михайлович17. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В России при Фонде поддержки предпринимательства (ФПП) созданы Федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ) и сеть региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ)Развитие системы информационной
Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна§ 8. Правовые основы международных деловых связей Россия болезненно переживает процесс перехода от централизованной государственно-управляемой экономики к рыночному хозяйству. Тем не менее немалая часть населения пытается активно включиться в
Из книги Как я Родиной торговал автора Каракулько Александр Из книги автораВведение Практическая психология – одна из самых «молодых» специальностей, активно вошедшая в нашу действительность на волне гуманизации общественной жизни в конце XX в. В сегодняшней России она стала неотъемлемым признаком современности. Если профессии
Из книги автора5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними
Из книги автораБольшой брат малого бизнеса Однажды, мой знакомый решил заработать денег. Что он только не делал для этого. Кидался в разные авантюры, пока не израсходовал весь свой денежный запас. После этого, он решил устроиться на работу. И где он только не проработал после этого.
Тема 1. Организация бухгалтерского учета в организациях
Цель и задачи
Цель изучения темы – систематизировать и закрепить знания, полученные студентами при изучении теории бухгалтерского учета о принципах и организации бухгалтерского учета на предприятии и его нормативном регулировании.
Задачи:
Углубленное изучение положений нормативных документов по бухгалтерскому учету, определяющих порядок организации бухгалтерского учета в коммерческой организации;
Углубленное изучение организационно правовых форм предприятий и их влияния на организацию бухгалтерского учета;
Углубленное изучение значения учетной политики организации, факторов, обуславливающих ее выбор, влияния учетной политики на организацию учета.
1.1 Организационно правовые основы деятельности коммерческой организации.
1.2 Принципы и организация бухгалтерского учета на предприятии
1.3 Учетная политика организации
Контент
Организационно правовые основы деятельности коммерческой организации
Одной из особенностей бухгалтерского учета является его ведение в рамках конкретной организации. Бухгалтерский учет отражает деятельность отдельной организации.
Организация представляет собой самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Организация самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается ее результатом и доходом, оставшимся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Зарегистрированные на территории Российской Федерации организации могут иметь различную организационно-правовую форму.
В зависимости от целей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют получение прибыли.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения других нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи или других целей, связанных с достижением общественных благ. Некоммерческие организации также могут осуществлять коммерческую деятельность, но только для достижения целей, ради которых они созданы.
В настоящее время в РФ функционируют организации различных форм собственности: федеральной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной, каждая из которых может являться юридическим лицом.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах: государственные и муниципальные унитарные предприятия; производственные кооперативы; хозяйственные товарищества (полные товарищества или товарищества на вере); хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью).
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество считается неделимым и не может быть распределено между работниками организации. В форме унитарных создаются только государственные и муниципальные организации, имущество которых находится либо в собственности государства, либо в собственности муниципального образования. Унитарное предприятие наделяется имуществом на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной коммерческой деятельности, базирующейся на их личном трудовом или ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов.
Имущество, являющееся собственностью кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Прибыль, полученная кооперативом, распределяется между его членами, как правило, по трудовому вкладу. Иной порядок распределения прибыли должен быть предусмотрен уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество при ликвидации кооператива. При выходе одного из членов из кооператива в соответствии с уставом часть имущества может представлять собой неделимый фонд и не подлежит распределению до его ликвидации.
Полное товарищество - товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам имуществом, принадлежащим товариществу. Имущество формируется за счет вкладов участников, полученных от деятельности, доходов и других источников, установленных законодательством. Имущество принадлежит участникам на правах общей долевой собственности. Само товарищество не является юридическим лицом.
Коммандитное товарищество (товарищество на вере) - это товарищество, в котором наряду с полными товарищами (участниками), ведущими хозяйственную деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется несколько вкладчиков. Вкладчики участвуют только в распределении прибыли, а в управлении и в осуществлении деятельности участия не предпринимают.
Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акции распределяются между членами общества и удостоверяют внесение средств в капитал.
Акционерное общество может быть открытым или закрытым. Если участники общества могут распоряжаться своими акциями без согласия остальных акционеров, то общество признается открытым. Акции такого общества распространяются по открытой подписке и свободно продаются.
Акционерное общество, акции которого могут распределяться только среди заранее определенного круга лиц и не могут поступать в свободную продажу, считается закрытым.
Общество с дополнительной ответственностью отличается от других юридических лиц тем, что участники его солидарно несут ответственность по его обязательствам в размере, кратном величине их паев.
Сведения об организационно-правовой форме содержит устав организации: наименование, место нахождения, размер уставного капитала, состав, порядок формирования и компетенции органов управления и контроля, порядок распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации и другие сведения, предусмотренные для данного вида юридических лиц.
Порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. определяет учредительный договор
Юридическое лицо любой организационно-правовой формы подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом о регистрации юридических лиц, для чего в налоговую инспекцию по месту нахождения организации следует представить следующие документы: заявление о регистрации; устав организации; учредительный договор (решение о создании организации); документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины..
Юридические лица могут иметь филиалы, представительства, агентства и иные подразделения, выделенные территориально, но не являющиеся юридическими лицами. Наличие филиалов и представительств отражается в учредительных документах юридического лица.
При создании организации в уставе оговариваются виды деятельности, которыми она может заниматься. В уставе может содержаться несколько видов деятельности, среди которых выделяются основные.
Виды деятельности можно подразделить следующим образом: производство и реализация продукции (материальных ценностей); оптовая или розничная продажа товаров; выполнение работ; оказание услуг.
В организациях, занимающихся производством, из исходного сырья и материалов в ходе технологического процесса изготавливается продукция, свойства которой отличаются от свойств исходных материалов. В бухгалтерском учете необходимо получить данные о себестоимости каждого вида выпущенной продукции, так как подобные данные лежат в основе формирования цен на такую продукцию. Показатель себестоимости имеет сложный состав и поэтому значительную часть бухгалтерской работы занимает учет и распределение производственных затрат.
Организации, которые выполняют работы, могут быть созданы в виде строительных, ремонтных, геологических, проектно-изыскательских, научно-исследовательских организаций и дорожных хозяйств. В бухгалтерском учете необходимо получить сведения о себестоимости каждой выполненной работы (или комплекса работ). В таких организациях участок учета производственных затрат отличается высокой трудоемкостью.
Организации, которые оказывают услуги, могут быть созданы в виде предприятий транспорта и связи, товарных и фондовых бирж, кредитных учреждений, инвестиционных, пенсионных и других фондов, юридических и аудиторских фирм, лизинговых компаний, организаций сферы обслуживания и т. п. В отличие от работы услуга не имеет материальной сущности. Для многих организаций, входящих в эту группу, существует свой особый порядок ведения бухгалтерского учета. Так, имеет существенные отличия организация учета в кредитных организациях, у профессиональных участников рынка ценных бумаг. Что же касается остальных организаций, входящих в эту группу, то одной из основных особенностей учета является то, что как правило, себестоимость каждой конкретной оказанной услуги не исчисляется, а контроль за затратами осуществляется за календарный период в целом.
В особую группу выделяют организации, занимающиеся торговой и посреднической деятельностью. Эти организации реализуют товары, т. е. материальные ценности, не подвергающиеся в данной организации дальнейшей переработке. Издержки этих организаций формируются в целом за календарный период. В то же время их особенностью является трудоемкий учет товарно-материальных ценностей.
Несмотря на то, что в уставе выделяются в качестве основных один или несколько видов деятельности, в ходе хозяйственной деятельности организация может осуществлять и другие виды деятельности. Часто промышленные и строительные организации ведут и торговую деятельность (особенно бартерные операции), осуществляют инвестиционную деятельность из свободной прибыли и т. п. Для целей бухгалтерского учета все виды деятельности разграничиваются на текущую, инвестиционную и финансовую.
Текущая деятельность - это деятельность организации, указанная в ее учредительных документах и приносящая основную прибыль. К текущей деятельности также относятся операции, которые нельзя включить в инвестиционную или финансовую деятельность, например, внешнеэкономические или посреднические. Вне зависимости от вида текущей деятельности в бухгалтерском учете следует подсчитать расходы, связанные с ее осуществлением и доходы от этой деятельности, а также определить финансовый результат от нее.
Инвестиционная деятельность - это деятельность, связанная с капитальными вложениями (инвестициями) в земельные участки, здания и иную недвижимость, в оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. К этому же виду деятельности относится осуществление долгосрочных финансовых вложений в другие организации, а также выпуск облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.
Финансовая деятельность - это деятельность организации, связанная с операциями с краткосрочными ценными бумагами, предоставлением займов на срок до 12 месяцев, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера и т. п.
КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Определены задачи производства: своевременное, всестороннее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).
Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава административного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административных взысканий (а оно может быть, как правило наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Названные обстоятельства относятся как к физическим так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении только физических лиц. Это недостижение лицом на момент совершенияадминистративного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.
Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
Установлено также, что производство осуществляется на основании законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транспортных средств).
Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого находится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. При необходимости они могут рассматриваться непосредственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного ареста, извещается прокурор.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.
Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к административной ответственности, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств выступают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.
Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.
Все указанные меры оформляются соответствующими протоколами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применяющих эти меры (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие документов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.
Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применяется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизированной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении, если оно обязательно.
Административное задержание может длиться не более трех часов.
При нарушении пограничного режима лица могут быть задержаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.
Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.
Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы административной юрисдикции, не совпадающие с общей системой исполнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:
а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьезных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательного права (ст. 401); незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незаконной выдаче лицензии (ст. 561); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как правило, единолично;
б) административные комиссии районных, городских исполнительных органов системы местного самоуправления. Они в коллегиальном порядке рассматривают все категории дел об административных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомственности иных органов (должностных лиц);
в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;
г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполнительные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспекции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринарного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетенция определена ст. 203–224 КоАП.
Практически от имени названных органов действуют должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (инспектора, контролеры-ревизоры и т.п.).
Образование новых предприятий и расширение действующих предопределяются следующими факторами:
наличие неудовлетворенного спроса на какую-то продукцию (работы, услуги);
наличие ресурсов, необходимых для организации производства данной продукции;
уровень развития науки, техники и технологий на соответствующем товарном рынке (в соответствующей отрасли производства).
Определяющим фактором является наличие спроса на продукцию. Если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, то она останется нереализованной, а затраты не её изготовление – неоплаченными, т. е. предприятие не получит прибыли и не сможет вернуть вложенные капиталы и разорится.
Любая организация (предприятие) создаётся путём учреждения. Процесс учреждения как коммерческой, так и некоммерческой организации заключается в следующем:
во-первых, собственник (собственники, учредители) принимает решение о создании организации (предприятия). Кроме того, предприятие может быть создано в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ;
во-вторых, разрабатываются учредительные документы, предусмотренные ГК РФ для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица (устав, решение о создании или договор учредителей, общее положение об организации);
в-третьих, осуществляется государственная регистрация.
Предприятие (юридическое лицо) действует на основании устава, либо учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав – утверждается его учредителями (участниками)
Учредительные документы разрабатываются самими собственниками (учредителями), которые для этих целей могут привлекать на договорной основе консультационные юридические фирмы или отдельных специалистов.
В учредительных документах юридического лица должны содержаться обязательные сведения: наименование юридического лица (с отражением организационно-правовой формы); место его нахождения (юридический адрес, телефон и т.п.); порядок управления деятельностью организации; предмет и цели деятельности; другие сведения, предусмотренные законом для соответствующего вида и организационно-правовой формы юридического лица.
Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности определён федеральным законом. Для регистрации предприятия его учредители лично или по почте представляют в орган, осуществляющий регистрацию (регистрационную палату) определённые документы.
В соответствии с законодательством РФ юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности (фирма), может осуществлять любые виды деятельности
(один или несколько), предусмотренные его уставом и не запрещенные законом.
Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями (оговорено специальными законами – производство оружия, наркотиков, драгоценных металлов, орденов, медалей и др.) или (в том числе и строительная деятельность) только на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия
– разрешение, право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Организация (предприятие) самостоятельно планирует
свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию и на основе заключённых с потребителями (заказчиками), соисполнителями (субподрядчиками) и поставщиками материально-теxническиx ресурсов договоров, контрактов, соглашений.
Цены и тарифы
на продукцию и услуги организация устанавливает самостоятельно или на договорной основе. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, устанавливаются договорные цены, в частности, – на производство строительно-монтажных работ. Государство регулирует цены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий-монополистов.
Финансовые ресурсы
организаций образуются за счёт:
прибыли;
амортизационных отчислений;
средств от продажи ценных бумаг (акций, облигаций);
паевых и иных взносов иx участников, членов трудового коллектива, граждан, других организаций и предприятий;
кредитов и других законных поступлений.
Организация как юридическое лицо имеет право открывать расчетные и
другие счета в любом коммерческом банке
. Она несёт ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и, если не выполняет свои обязательства по расчётам, то может быть признана неплатежеспособной (банкротом) – в соответствии с законом о банкротстве.
Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность
. Все валютные взаимоотношения с государством регулируются законами. Валютная прибыль после уплаты налогов в бюджеты (федеральный и местный) используется организацией самостоятельно.
Взаимоотношения фирмы с работниками
регулируются трудовым кодексом РФ и строятся на основе коллективных и трудовых договоров. Формы, системы и размер оплаты труда работников и другие иx доходы фирма устанавливает самостоятельно, но при этом должна обеспечивать минимальный размер заработной платы, устанавливаемый федеральным законом.
Любая организация обязана вести бухгалтерскую и статистическую отчётность
и, в соответствии с ГК РФ, публиковать данные о своей деятельности. За искажение отчётности должностные лица организации несут административную, материальную и уголовную ответственность. Государственные органы (налоговые, антимонопольные, природоохранные и др.) могут периодически проверять деятельность предприятий.
За нарушение своих обязательств и правил предпринимательской деятельности организации несут ответственность.