Что относится к нормативно методическим документам. Обзор законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих работу архива

Конституция Российской Федерации
  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Федеральные законы Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  • Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2011) "О государственной тайне"
  • Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи"
  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 15.12.2012) "О техническом регулировании"
  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О персональных данных"
  • "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
  • "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
  • Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 23.09.2005) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"
  • Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп (ред. от 14.03.2011) "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"
  • Указ Президента РФ от 03.03.2005 N 243 "О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203"
  • Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 21.09.2011) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"
  • Указ Президента РФ от 27.09.2008 N 1410 "О внесении изменений в состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286"
  • Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 (ред. от 26.02.2009) "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны"
  • Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю"
Постановления Правительства Российской Федерации.
  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 957 "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами"
  • Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 608 (ред. от 21.04.2010) "О сертификации средств защиты информации"
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 24.09.2010) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну..."
  • Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 23.06.2011) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 532 (ред. от 24.09.2010) "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации"
Кодексы Российской Федерации

Организационно-распорядительные документы по технической защите информации

Концепции и Положения
  • Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
  • "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895)
  • "Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации" (утв. Гостехкомиссией РФ 25.11.1994)
  • "Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации" (утв. Приказом Гостехкомиссии РФ от 27.10.1995 N 199)
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2006 N 504 (ред. от 24.09.2010) "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"
  • "Положение об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации" (утв. Гостехкомиссией РФ 25.11.1994)

Специальные нормативные документы по технической защите информации

Национальные стандарты
  • ГОСТ Р 50739-95. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09.02.1995 N 49)
  • " ГОСТ Р 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство" (принят Постановлением Госстандарта РФ от 14.07.1998 N 295)
  • "Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения. ГОСТ Р 52292-2004" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2004 N 135-ст)
  • "Информационная технология. Открытая распределенная обработка. Базовая модель. Часть 1. Основные положения. ГОСТ Р ИСО/МЭК 10746-1-2004" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 04.02.2004 N 51-ст)
  • "ГОСТ Р ИСО/МЭК 10031-2-2000. Информационная технология. Текстовые и учрежденческие системы. Модель приложений распределенного учреждения. Часть 2. Отличающая объект ссылка и соответствующие процедуры" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.12.2000 N
  • " ГОСТ Р ИСО/МЭК 10740-2-2000. Информационная технология. Текстовые и учрежденческие системы. Ссылочная передача данных. Часть 2. Спецификация протокола" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.11.2000 N 317-ст)
  • "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 519-ст)
  • "ГОСТ Р ИСО/МЭК 18028-1-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность информационных технологий. Часть 1. Менеджмент сетевой безопасности" (утв. и введен в д ей
  • "Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Испытания на устойчивость к преднамеренным силовым электромагнитным воздействиям. Общие требования. ГОСТ Р 52863-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 515-ст)
  • "Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения. ГОСТ Р 51275-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 374-ст)
  • "Защита информации. Основные термины и определения. ГОСТ Р 50922-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 373-ст)
  • "Защита информации. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества. ГОСТ Р 52447-2005" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 448-ст)
  • "Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения. ГОСТ Р 52448-2005" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 449-ст)
  • "Защита информации. Система стандартов. Основные положения. ГОСТ Р 52069.0-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.06.2003 N 181-ст)
  • " Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи. ГОСТ Р 34.10-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 12.09.2001 N 380-ст)
  • "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования. ГОСТ Р 34.11-94" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.05.1994 N 154)

Специальные нормативные документы.

В некоторых информационных бюллетенях также представлены демонстрации совместимых и несовместимых реализаций. Вы найдете на каждой карте. В частности, этот репозиторий использует первые результаты рабочей группы, настроенной для ответа на этот недостаток.

Фактически, этот репозиторий по своему техническому характеру может быть правильно и эффективно понят только человеку, знакомому с принципами цифровой доступности. Кроме того, понимание механизмов и функциональных возможностей инструментов редактирования веб-контента необходимо понять критерии и случаи применения последних.

  • Руководящий документ. Безопасность информационных технологий. Критерии оценки безопасности информационных технологий (Часть 1,2,3). Приказ председателя Гостехкомиссии России от 19 июня 2002 г. № 187
  • "Руководящий документ. Защита информации. Специальные защитные знаки. Классификация и общие требования" (утв. Гостехкомиссией РФ 25.07.1997)
  • "Руководящий документ. Средства защиты информации. Защита информации в контрольно-кассовых машинах и автоматизированных кассовых системах. Классификация контрольно-кассовых машин, автоматизированных кассовых систем и требования по защите информации" (утв.
  • Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации" (утв. ФСБ РФ 21.02.2008 N 149/54-144)
  • "Руководящий документ. Временное положение по организации разработки, изготовления и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах и средствах вычислительной техники" (утв. р
  • Руководящий документ. Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации" (утв. решением председателя Гостехкомиссии РФ 25.07.1997)
  • "Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей" (введен Приказом Гостехкомиссии РФ от 04.06.1999 N 114)
  • "Руководящий документ. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации" (утв. решением председателя Гостехкомиссии РФ 30.03.1992)
  • "Руководящий документ. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения" (утв. Гостехкомиссией РФ 30.03.1992)
  • "Руководящий документ. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации" (утв. решением Гостехкомиссии РФ 30.03.1992)
  • Руководящий документ. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации. Утверждено решением председателя Гостехкомиссией при Президенте РФ 30.03.1992
  • Руководящий документ. Средства защиты информации. Специальные защиты информации. Специальные общие технические требования, предъявляемые к сетевым помехоподавляющим фильтрам. Гостехкомиссия России, 1998 г.
  • Руководящий документ. Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей. Приказ председателя Гостехкомиссии России. Руководство по разработке профилей защиты и заданий по безопасности. Гостехкомиссия России, 2003 год.

Организация хранения документов как на уровне государственных, так и ведомственных архивов – регламентированный процесс, основу которого составляют законодательные и локальные нормативные акты. Остановимся на краткой характеристике основных из них.

Маху и более общей лексикологии и лексикографии. Незаменимыми являются также соответствующие международные стандарты, стандартизирующие многие аспекты терминологической работы. Основные терминологические и теоретические вопросы. Терминологическая теория сегодня является относительно сложной областью с междисциплинарными переходами в философию, лингвистику, библиотечное дело, документацию и информатику и организацию в самом широком смысле.

Терминология понимается как на члене термина, так и на его место в структуре знания определенного поля, а с другой - множество терминов из определенного поля. Иногда терминология добавляет третий смысл к созданию терминологий и их механизмов в форме терминологических словарей или баз данных, но в этом случае лучше использовать терминологическую терминологию. Таким образом, терминология является областью терминологии, которая описывает описания терминов и понятий и создание терминологических продуктов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001, действующая редакция от 09.08.2013.). Кодексом предусмотрены административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц (статьи 13.20, 13.25)

В этой связи также существует более явная, но более своевременная, терминологическая работа. Прежде чем определить термин и термин, мы предлагаем их отношения, используя классическое наложенное трио, которое используется как модель, выражающая основные отношения между объективной реальностью, мыслью и языком.

Симбиотический треугольник выражает основную идею о том, что персонажи напрямую не связаны с реальным объектом, а с помощью абстрактного понятия - концепции. Под объектом подразумевается конкретная вещь или объект или абстрактный объект, иногда это называется референтом или кандидатом. Теперь, чтобы более точно определить значение термина и термина. Концепция представляет собой идею создания абстрактной абстракции на основе общего свойства определенного количества объектов. Другими словами, понятие представляет собой концепцию мысли, определяемую ее интенсивностью, т.е. сумму существенных характеристик числа знаменателей и расширение, т.е. количество объектов, охватываемых этим термином.

В свою очередь, Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 2 ноября 2013 года) установил уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией.

Ряд законодательных актов Российской Федерации (Законы «О Государственном гербе Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об электронной цифровой подписи» содержат нормы, которые должны учитываться при составлении, оформлении и хранении деловых документов. Двадцать второго октября 2004 года был принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» ФЗ-125 .Закон включает 9 глав, которые в общей сложности насчитывают 32 статьи. Основное назначение закона – регулирование отношений в сфере организации хранения архивных документов независимо от их формы собственности, а так же в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства .

Термин, который представлен на члене, является неделимым полугодичным целым, и его можно поместить в систему специалистов в этой области. Еще одна важная пара терминов, объяснение которой нельзя игнорировать, - это термин определение и термин термин. Хотя на первый взгляд разница между этими двумя понятиями не имеет значения, важно различать их. Определение является точным и однозначным определением значения термина, который является обязательным для его дальнейшего использования; если он не используется в определенный срок, это неправильный термин.

Помимо федерального закона, существует значительное число подзаконных актов, регламентирующих работу архивной отрасли, и, в частности, архивов организаций и предприятий, в том числе, приказы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ – они касаются вопросов, связанных с утверждением новых нормативно-методических документов сфере архивного дела.

Профессиональный термин, в котором они переводят термин, смысл которого определяется определениями, называется предписывающей терминологией; большинство профессиональных технических и естественных языковых специалистов, чьи условия обычно обозначают конкретные субъекты. Объяснение объясняет термин, который не является однозначно определяемым и определяется соглашением, принятым профессиональным сообществом, или на которое может влиять оценка определенного лица или предполагаемой школы. Терминология, которая использует главным образом круг ведения, описывается как описательная терминология и является частью значительной части терминологии социальных и гуманитарных наук.

Примеры: Приказ № 1182 от 31.07.2007. «Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения», Приказ Минкультуры от 17.08.2004 № 39 «Об отмене Примерного перечня документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения».

В терминах понятий, терминов, их классификации и определения их значения необходимо упомянуть термин онтология, которая в настоящее время знакома с наиболее широко используемыми и важными в области организации. Онтологии можно понимать как общую сущность, которая определяется термином, обозначенным термином и структурой, путем явного выражения взаимосвязи между понятиями. Онтологические системы, с терминологической точки зрения, в определенной степени перекрывают понятие семантических сообществ или баз знаний, и зависят только от автора, который использует этот термин.

Функционирование архивной отрасли происходит в рамках, обозначенных общегосударственными стандартами. В этой сфере существует большое количество ГОСТОв, устанавливающих нормы и правила относительно различных мероприятий по обеспечению, сохранности и учету архивных документов, преимущественно, для государственных архивов. По этой причине, остановимся на характеристике двух основных стандартов, регламентирующих отдельные направления работы архивов негосударственных предприятий и учреждений.

В какой-то степени это зависит от его профессиональной подготовки; концепция онтологии появилась и начала пользоваться прежде всего в области «технологий знаний» и автоматизированной обработки естественного языка. Давайте вкратце поясним некоторые термины, связанные с практической терминологической деятельностью, а именно терминологическую запись, базу данных терминов, базу данных терминов и терминологический словарь. Терминологический список - это список, содержащий терминологические данные, относящиеся к одному термину.

База данных терминов - это база данных, содержащая терминологические данные. Из базы терминологии база данных терминов, которая имеет более общий смысл, чем база данных, иногда отличается. Терминологический словарь - это набор терминологических журналов, обычно связанных с определенной тематической областью. Терминологические глоссарии могут быть конструктивными или временными, конкретным типом является глоссарий, который определяется как небольшой словарь, содержащий текущую терминологическую информацию и ориентированный на определенную ограниченную группу пользователей.

Государственный стандарт Российской Федерации«Делопроизводство и архивное дело. термины и определения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержден Постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. N 28, дата введения 01.01.1999 – представляет собой терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Использование терминов стандарта является обязательным при разработке локально-нормативной базы по делопроизводству и архивному делу, а также всего комплекса управленческих документов.

Глоссарии также включают терминологические словари, которые связаны с конкретными публикациями, учебники, руководства и т.д. терминологические фразы сегодня в основном выходят из баз данных терминов. Основные терминологические определения и методы. Обычной целью терминатора является создание базы данных терминов, которая фиксирует текущую терминологию поля для этой цели.

База данных терминов должна обновляться и дополняться в соответствии с развитием области и ее терминологией. Создание группы терминов. Идеальная территориальная группа состоит из ряда квалифицированных специалистов, среди которых ответственность за индивидуальные задачи разделена на реализацию терминологического проекта.

Государственный стандарт Российской Федерации «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введен в действие 01 июля 2003 г. Стандарт носит рекомендательный характер, и имеет значение для оформления документов текущем «общем» делопроизводстве и ДОУ в целом, однако для области архивного дела он также важен: оформление описей дел постоянного, временного хранения, оформление ответов на социально-правовые запросы граждан, справок, реквизитов в организационно-распорядительных документах и проч. выполняется, как правило, с учетом рекомендаций настоящего ГОСТа.

Необходимо подчеркнуть, что профессиональный уровень отдельных работников и их способность решать теоретические, методические и практические терминологические вопросы являются определяющим фактором качества полученного терминологического продукта. Это была основная исследовательская группа, которая обеспечивала организационное и профессиональное управление работой и внешними сотрудниками, которым была передана большая часть их собственной терминологической работы. Это решение положительно сказалось, тем более, что общее число внешних сотрудников достигло нескольких моментов, что было не только вопросом координации их деятельности, но и поддержания определенного качественного и формального уровня работы.

В любом цивилизованном обществе логическим продолжением нормативно-правовой системы является соответствующая этика поведения профессионала. В сентябре 1996г. в Пекине на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивистов был принят Международный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех, кто занят в архивной сфере. . Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются защита целостности архивных материалов, осуществление экспертизы ценности, отбор архивных документов и работа с ними при рассмотрении их в историческом, правовом и административном пространстве, защита подлинности документов, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования, обеспечение доступности архивных материалов при сохранении государственной, коммерческой, профессиональной тайны и тайны частной жизни, обеспечение сохранности и использования мирового документального наследия в сотрудничестве друг с другом и представителями других профессий, действие в рамках соответствующего законодательства. Все эти нормы признаны в нашей стране, и все, кто работает с документами, должны помнить о профессиональной ответственности, и согласовывать свои действия с этическими нормами кодекса.

На этот уровень сильно повлияла различная способность отдельных внешних соавторов учитывать основную терминологическую работу, изложенную в ходе проекта в ряде методологических материалов. Результаты работы отдельных внешних сотрудников показали, что эта способность совершенно не очевидна и требует определенной терминологии и доступа. Не интересно, что, В этом контексте Юрикак даже отмечает необходимость конкретной профессии или специалиста-терминолога. Неоднородное качество предоставленных данных ставит еще больше времени и знаний по окончательному редактированию обработанного терминологического материала.

Пример 1.Из принципов и комментариев Этического кодекса архивиста

(Принят на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов

(Пекин, сентябрь 1996 г.):

1. Архивисты должны защищать целостность архивных материалов и гарантировать их сохранность таким образом, что они будут продолжать оставаться достоверным свидетельством прошлого. Первейшей обязанностью архивистов является обеспечение целостности и сохранности документов, переданных на хранение. Для выполнения этой обязанности они должны уважать законные, порой противоречивые права и интересы работодателей, владельцев-собственников и пользователей, прошлое, настоящее и будущее. Объективность и беспристрастность архивистов являются мерилом их профессионализма. Они должны оказывать сопротивление любому давлению, направленному на манипулирование с документом, с целью сокрытия или искажения фактов.

Базовая линия терминального проекта. Перед окончательной доработкой терминологического проекта необходимо установить основные концепции, цели, результаты и методы решения. Как проект будет финансироваться. Какая тематическая область будет охватываться терминологическим проектом.

Эта веха послужит результатом терминалографического проекта. Какова веха проекта пользователя, то есть, какие пользователи будут обслуживать результаты терминалографического проекта. В какой форме будет терминологический продукт: терминологический словарь, база терминологии, терминологический стандарт.

8. Архивисты должны использовать оказанное им доверие в общих интересах и избегать использования своего положения для нечестного удовлетворения своих или чужих интересов. Архивисты должны воздерживаться от действий, наносящих ущерб их профессиональной чистоте, объективности и беспристрастности. Они не должны извлекать для себя финансовую или какую-либо другую выгоду в ущерб учреждениям, исследователям или коллегам. (…) Они должны избегать действий, которые могли бы спровоцировать в обществе столкновение интересов.

Какая структура будет иметь терминологическую запись, то есть, какие терминологические данные будут содержать. Как будет работать организационная практическая терминология, как будет осуществляться управление проектом, каковы будут компетенции и ответственность отдельных лиц, которые будут представлены на решение проекта.

Как и как будет обрабатываться и обновляться конечный конечный продукт, что прекратит использование терминального проекта. В первоначальной заявке на грант был определен ряд базовых концептуальных результатов. по крайней мере, некоторые из них были изменены или указаны в ходе проекта из целого ряда практических или методологических соображений, и, следовательно, этот статус отличается от результатов, упомянутых в заявке на грант. Однако основные выходы, данные первой половиной «десятой», остались неизменными.

9. Архивисты должны повышать свое профессиональное мастерство, систематически и постоянно совершенствуя свои архивные знания и делясь результатами своих исследований и опытом работы. Архивисты должны стремиться к достижению взаимопонимания с коллегами по профессии, совершенствовать навыки оценки своего и чужого труда, вносить своими знаниями вклад в повышение эффективности работы коллектива и обеспечивать подчиненным соответствующие условия работы и обучения.

По разным причинам определение тематической области оказалось чрезвычайно сложным, поэтому мы более подробно обсудим этот вопрос в следующей главе. Основная цель проекта заключалась в создании и предоставлении долговременного источника обновленной терминологической информации для обслуживания всех специалистов в области библиотек и информатики для их ориентации в области терминологии.

Основой каждой записи терминологии, которая всегда представляет собой термин, является термин и его синонимы, антонимы, аббревиатуры, английские эквиваленты, выражения и связанные термины. Один или несколько источников перечислены для каждого утверждения. Каждый термин может быть очищен запиской с указанием ее ближайших характеристик с точки зрения использования или другой информации. Терминологическая запись дополняется административной информацией об ответственности за создание записи и дате создания и обновления листинга.

10. Архивисты должны способствовать обеспечению сохранности и использованию мирового документального наследия в сотрудничестве друг с другом и с представителями других профессий. Архивисты должны стремиться к расширению сотрудничества, избегать конфликтов с коллегами по профессии и разрешать возникающие проблемы, поощряя при этом строгое соблюдение архивных стандартов и этических норм. Архивисты должны сотрудничать с представителями родственных профессий на основе обоюдного уважения и взаимопонимания.

Полученная структура терминологии не соответствует исходной структуре каталогов, предложенной в Обзоре проектов расписания, особенно потому, что некоторые данные были удалены, обработка которых существенно продлит или усложнит дизайн проекта. Так было. данные о контексте использования термина, других эквивалентах языка или иерархической структуре.

Основные теоретические и методологические требования были сформулированы в серии методологических материалов, которые были видны при решении проекта на отдельных его этапах. Проблемные аспекты, с которыми сталкиваются внешние сотрудники в использовании методических материалов, были объяснены в так называемых информативных письмах, подготовленных в ходе работы, которые включали спецификации методологии или практические рабочие инструкции. На основе методических материалов контроль качества обработки, который проводился несколько раз в год, также был направлен на улучшение результатов и результатов проекта.

В регионах действует законодательство, разработанное органами управления архивным делом на основе закона № 125-ФЗ. К примеру, отношения в сфере формирования и содержания архивных фондов Иркутской области, а так же отношения в сфере управления архивным делом в области регулирует закон №4-ОЗ «Об архивном деле в Иркутской области» . Он был принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области 21 марта 2008 года за N 41/17а-ЗС. Закон регулирует сферу отношений в области формирования и содержания архивных фондов Иркутской области. Иначе говоря, сфера областного законодательства распространяется на все архивные документы, относящиеся к государственной собственности Иркутской области, в том числе и те, хранение которых осуществляется на негосударственных мероприятиях. К числу полномочий администрации Иркутской области в сфере архивного дела относится «определение порядка возмещения за счет средств областного бюджета расходов негосударственным организациям на обеспечение отбора и передачи в упорядоченном состоянии в областные государственные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к государственной собственности Иркутской области»

Указанная характеристика законодательных и нормативно-методических документов не является исчерпывающей. Все изменения, происходящие в законодательстве архивной сферы, необходимо сверять с информацией, постоянно обновляющейся на официальных сайтах Архивного агентства и справочно-информационных системах.

Особое место в комплексе документов, регламентирующих работу архива предприятия, занимают организационно-методические документы.

Важное значение для работы архивов предприятий имеют «Основные правила работы архивов организаций», одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г. Этот документ является обязательным для всех организаций, осуществляющих хранение документов Архивного фонда Российской Федерации и отнесенных к государственной собственности; для всех остальных, в то числе, архивов государственных организаций, он носит рекомендательный характер. На сегодняшний день «Правила» остаются пока основным нормативным документом, в котором описан весь перечень мероприятий по организации архивной работы архива предприятия. Они могут стать основой для составления локальных нормативных документов: положений, памяток и проч. В документе прописаны основные рекомендации по составлению описи дел, оформлению дел при передаче на архивное хранение, подробным образом описаны технические требования, предъявляемые к помещениям архива, размещению документов в архивохранилище, а также режимы хранения документов. Особое внимание уделяется вопросам систематизации документов в пределах фонда, мероприятиям по учету и использованию документов и проч. В некоторых разделах при описании задач, функций архива, а также направлений совершенствования его работы, мы не раз будем апеллировать к этому документу.

Как в работе любого структурного подразделения, отдела или предприятия в целом, для архива важную роль играют организационно-правовые документы, регламентирующие его деятельность. Остановимся подробнее на характеристике каждого из них.

Положение об архиве это локальный нормативный документ, в соответствии с которымфиксируются правовой статус архива, источники его комплектования, состав документов поступающих на хранение, задачи, функции и права архива. Как правило, положение разрабатывается на основе Примерного положения об архиве государственного учреждения, организации, предприятия (утверждено приказом Роскомархива от 18.08.1992 №176).

Положение об экспертной комиссии предприятия - разрабатывается на основе Примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия (Утверждено Приказом Росархива от 19 января 1995 г. N 2).

Должностные инструкции архивных сотрудников определяют обязанности, права и ответственность сотрудников архива.

Штатное расписание (составляется чаще всего на основе унифицированной формы по кадровому учету Т-3) – содержит перечень должностей учреждения (организации) с указанием количества и размеров должностных окладов, в том числе, выделенные штатные единицы работника (работников) архива.

Работа архива также ведется на основании следующих планов и отчетов: плана работы архива на год, планов-графиков приема дел от источников комплектования на год с поквартальной разбивкой, планов-графиков передачи дел на государственное хранение и представления сводных разделов описей в курирующий архив на год с поквартальной разбивкой, отчет о выполнении годового плана, табель учета рабочего времени работника архива и проч.

Обзор информационных ресурсов архивной сферы

На сегодняшний день множество сайтов содержит весьма разнообразную информацию по организации архивного дела предприятия. Потребителями такой информации являются руководители предприятий малого, среднего бизнеса, руководители служб ДОУ, секретари, заведующие архивными отделами, студенты – в общем, все те, кто испытывает потребность получить нужные и достоверные сведения по интересующим вопросам организации работы архива предприятия. К сожалению, не все интернет-сайты рунета отвечают ожидаемым требованиям: часть из них содержит уже устаревшую информацию, другие же, наоборот, обещают оказание высококвалифицированной помощи за оплату, что, к сожалению, тоже не является гарантом качества. Настоящий подраздел появился не случайно, и имеет практическую цель сориентировать читателя настоящего пособия в поиске нужной ему информации по организации работы архива предприятия.

1) Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива) www.archives.ru – содержит полную информацию о главном органе исполнительной власти в архивной отрасли, включая характеристику его организационной структуры, цели, зада деятельности, сферу полномочий, планы и отчеты по видам деятельности. В разделе «Помощь» находится полезная информация для работников архивов организаций, включающая ответы на вопросы, наиболее часто возникающие в практической деятельности архивов организаций: о передаче личных дел уволенных работников на архивное хранение, фондовой работе, исполнению социально-правовых запросов и проч.

2) Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru – cодержит исчерпывающую информацию о российском законодательстве архивной отрасли в Российской Федерации, а также полный состав нормативно-методических документов по архивному делу. Несмотря на то, что большинство из них относятся к сфере действия государственных архивов, часть (Перечни хранения документов, «Основные правила работы архивов организаций» и проч.) являются базовыми для работы архива каждого предприятия. Сайт содержит информацию, ценную для каждого архивиста по вопросам информатизации архивной сферы, повышению квалификации. Вкладка «Издания и публикации» содержит статьи из журналов, основной специализацией которых является архивная отрасль и архивное дело.

3) Сайт Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и историко-архивного дела www.vniidad.ru. На сегодняшний день ВНИИДАД остается главным в стране разработчиком и методологом в сфере архивоведения и документоведения, архивного дела и документационного обеспечения управления, а также базовой организацией по переподготовке и повышению квалификации кадров стран СНГ указанных областях. На сайте представлена полная информация о научно-исследовательских и практических конференциях, организованных на базе ВНИИДАД и при его участии, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке, научно-исследовательской литературе по архивоведению.

4) Официальный сайт издательства «Бизнес-Арсенал» www.delo-press.ru. На сайте представлены архивы статей по популярным и востребованным специалистами журналам, выпускаемым издательством: «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Арсенал предпринимателя» и ряду других.

5) Сайт www.delo-ved.ru. Создатель этого сайта – документовед с большим опытом работы, Евгения Полоса (Волгоград). Главным достоинством этого сайта является полнота и достоверность информации, которая систематически обновляется. Все примеры относительно оформления учетных документов приведены корректно; в свободной иллюстративной форме автор представила информацию по самым актуальным вопросам документоведения и архивного дела.

Таким образом, на сегодняшний день в распоряжении специалиста по хранению документов и дел предприятия имеется комплекс законодательных, нормативно-правовых актов, локальных документов, служащих основой для организации работы архива или архивного дела. Многолетний практический опыт ряда организаций описан в периодической специализированной печати; практический материал по работе архива организации представлен на интернет-сайтах, однако чаще всего к использованию представленной информации на сетевом ресурсе следует подходить избирательно.

Вопросы и задания:

1. Дайте определения следующим понятиям: «архивный документ», «государственный архивный фонд», «депозитарное хранение», «ценный документ»

2. Найдите различия в содержании определений следующих пар слов: «документ-архивный документ», «архивный фонд-архивная коллекция», «ценный документ-особо ценный документ». При затруднении обратитесь к Федеральному закону 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ»

3. Укажите структуру государственной и негосударственной частей архивного фонда РФ.

4. Выполните задания с 1.1. по 2.1. рабочей тетради

5. Дайте характеристику группе организационно-правовых документов, разрабатываемых на локальном уровне архива или архивного отдела

6. Назовите основные направления совершенствования работы архива организации