Приказ фтс о результативных показателях деятельности таможенных. Основные показатели работы таможенных органов. «российская таможенная академия»

Ограниченные экономические ресурсы в каждый данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных потребностей в таможенных услугах, рост требований к качеству таможенного администрирования требуют повышения экономической эффективности функционирования таможенной системы .

Эффективность таможенного дела – вопрос проблемный как в научном, так и в практическом аспектах. Ученые и специалисты формулируют критерии эффективности работы таможенных органов, обосновывают свои позиции, ищут показатели для выражения экономического или социального эффекта. Таможенные органы выполняют несколько функций, таким образом, мы можем говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

При оценке деятельности органов государственной исполнительной власти шире стали использоваться такие методы, как анализ затраты-выгоды, анализ затрат, с которыми сопряжено получение государственных услуг, изучение сопряженных рисков. В соответствии с законом № 311 – ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» основными критериями оценки деятельности таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Правительство Российской Федерации, исходя из этих основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок, согласно которому оценку эффективности применения мер таможенного администрирования могут давать лица, осуществляющие ввоз (вывоз) товаров в Российскую Федерацию, осуществляющие деятельность в области таможенного дела в целях согласования общественно значимых интересов этих лиц.



Экономическая наука рассматривает эффект деятельности как некий ее результат в сравнении с затратами ресурсов. Критерии оценки деятельности таможенных органов должны отвечать следующим требованиям:

Соответствовать функциям (задачами) органа;

Определяться на основе постоянной отчетности;

Показывать, насколько государственные услуги удовлетворяют потребности клиентов, а исполнение функций отвечает установленным регламентам.

Показатели (параметры) оценки эффективности представляют собой количественные и (или) качественные характеристики выполнения функций, соотношения результатов и затрат.

Параметры оценки должны различаться в зависимости от уровня, на котором реализуются цели системы (ФТС РФ, РТУ, таможни и таможенные посты). Нормативными актами ФТС России установлены показатели оценки деятельности для таможенных органов и их структурных подразделений. Некоторые из показателей эффективности деятельности ФТС России приведены в приложении к разделу.

Показатель суммы собираемых таможенных платежей сам по себе нельзя рассматривать в качестве показателя эффективности деятельности таможенной службы в целом и отдельных таможенных органов, зависящего от затрат определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены внешними факторами.

На самом деле такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов. Тем более приведенные показатели не могут служить оценкой работы отдельной таможни или поста.

Следовательно, одним из показателей эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета. Эффективность применения такого критерия во многом зависит от совершенствования регионального планирования таможенных платежей, установления обоснованного расчетного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов.

Тенденция в мировой торговле к снижению средних ставок таможенного тарифа не уменьшает ответственности таможенных служб за наполнение доходов бюджета в соответствии с национальными особенностями экономик. Это остается важной функцией таможенных служб всех стран.

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов, как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, время оформления необходимых документов.

О качестве работы таможен (постов) можно судить также по тому, как ими соблюдаются таможенные технологии. Так, региональные таможенные управления представляют в ФТС России с разбивкой по таможням сведения о таких видах нарушений технологии контроля, как ошибки в оформлении электронных таможенных документов, несвоевременное уведомление о направлении товаров, несвоевременное подтверждение доставки товаров, неподтверждение получения документов, отсутствие ответов на запросы.

Подобные нарушения в работе по оформлению необходимых документов увеличивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.

Поскольку задания таможням по перечислению таможенных платежей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием . Показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.

В связи с возникновением новых рынков, ростом международной торговли, значительно опережающим рост мирового производства, особенно проявляется международная заинтересованность в упрощении таможенных требований и процедур, а также координации усилий в этих направлениях. Таможня XXI века будет функционировать в компьютеризированной окружающей среде.

Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономических и таможенных союзах, развитие торговли с помощью средств электронной техники, использование современных скоростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов общества на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы. Большее внимание стало обращаться на издержки, связанные с осуществлением таможенного оформления и контроля. Они существенно увеличивают расходы самой таможенной службы и участников ВЭД. Так как государство финансирует таможенную службу из своих доходов, то эти издержки ложатся в основном на налогоплательщиков.

Современное требование – упрощение таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для таможен, так и для обслуживаемых ею участников ВЭД. Время оказания таможенных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.

В ходе разработки проектов развития гармонизированной таможни будущего в некоторых развитых странах выдвигаются идеи о возможности передачи частному сектору некоторых функций, которые могут, по их мнению, выполняться более эффективно и с меньшими издержками (лабораторный анализ, проведение платежей и налогов в банках).

Таможенная служба формирует информационный ресурс для правительства и деловых кругов. Совершенствование структуры информационного обеспечения, поиск лучших источников информации могут оптимизировать направления таможенного контроля и используемых с этой целью ресурсы. Полнота информации, ее состав, время поступления – все это важные факторы принятия рациональных решений в области таможенной политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства, может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации. При этом некоторые страны, например, Великобритания, полагают, что потребности самих таможенных служб в информации должны согласовываться на уровне международных конвенций.

Уменьшение таможенных тарифов как тенденция в мировой торговле не снижает, а усиливает значимость поступления информации таможенным органам в необходимом объеме для эффективного контроля за контрабандой и движением финансов на границе государств, систематизации данных по международной торговле.

Либерализация мировой торговли обострила для таможенных служб проблему предотвращения и борьбы с торговым мошенничеством, контрабандой наркотиков, оружия и других товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза). В связи с этим при реформировании таможенных служб предусматривается усиление и расширение их правоохранительных функций, увеличение доли ресурсов для их реализации. Выполнение таможнями этих функций является важной составляющей оценки эффективности (общественной полезности) их деятельности. Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения – цели таможенного контроля.

Эффект противодействия преступлениям выражается в показателях о количестве фактов пресечения контрабанды оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств, изъятых предметов контрабанды, сильнодействующих лекарственных веществ, наркотических средств, сумме предотвращенного ущерба государства от возможных противоправных действий, количестве возбужденных и выигранных дел по фактам нарушения таможенного законодательства.

Таможенная служба должна быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики. Правительства разных стран оценивают эффективность работы таможенной службы не только с точки зрения сокращения расходов на ее деятельность, но и с позиции вклада в экономику государства. Одним из аспектов этого вопроса и является оценка издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций, так как эти издержки, включенные предпринимателем в издержки производства и реализации товаров, услуг снижают конкурентоспособность национальной продукции. Неэффективное таможенное администрирование может способствовать нерациональному товародвижению и использованию транспорта, размещению объектов складской инфраструктуры. В этом случае правомерно, на наш взгляд, говорить о косвенном влиянии таможенного дела на экономическое развитие и качество жизни населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Ростовский филиал

Кафедра управления и экономики таможенного дела

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Планирование в таможенных органах»

на тему: «Основные показатели работы таможенных органов»

Выполнила: Хреникова М.О.

Научный руководитель: Губский А.В.

Ростов-на-Дону 2015г

1. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ФУНКЦИИ

Выбор показателей для измерения работы в таможенном деле зависит от целей производимого анализу, уровня управления (таможня региональное управление, аппарат ФТС России), конкретного содержания трудовых процессов, возможности количественного определения результатов труда. В методических и нормативных документах ФТС России для характеристики объема работ, выполняемых сотрудниками, и их сравнения используются термины «напряженность труда», «загруженность» личного состава. Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчете на одно должностное лицо таможни или структурного подразделения:

1. Количество обработанных деклараций;

2. Количество оформленных документов контроля доставки;

3. Количество пропущенных физических лиц;

4. Количество оформленных автомобилей;

5. Количество иных оформленных в таможенных целях документов.

Особенностью труда в таможенном деле является то, что на него влияют вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки в других - к чрезмерной напряженности труда

Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отношении разных таможенных органов требует сопоставимости информации Для этого выбирают не только одинаковые временных промежутки но и группируют таможенные органы по специализации сходным внешним условиям деятельности транспорту, на котором преимущественно товар доставляется к таможенному оформлению и другим значимым для целей анализа характеристикам, исключают нетипичные показатели отдельных периодов.

При рассмотрении вопросов о загруженности сотрудников необходимо учесть специфику деятельности таможен, расположенных в приграничных районах, занятых организацией пропуска экспортных грузов, прошедших оформление во внутренних таможнях. Сравнение показателей напряженности труда может свидетельствовать о перегруженности работающих отдела или недостаточно эффективной работе и резерве штатов.

Показатель производительности труда выполняет ряд объективно необходимых функций, важнейшая из которых - плановая функция. С учетом этого показателя обосновывается перспективная численность должностных лиц таможенных органов общий объем трудовых затрат в сфере таможенного дела. Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет оценить и сравнить эффективность использования труда в отдельных таможенных органах и ее изменение во времени в целом в таможенном деле.

Показатель производительности труда выполняет стимулирующую функцию: обеспечивает при правильной организации поощрения заинтересованность в увеличении объема работ с соблюдением действующей нормативной базы и рациональное соотношение между загруженностью и оплатой труда должностных лиц и работников таможенных органов.

Напряженность труда сотрудников оценивается не только в целях планирования потребности в кадрах на перспективу, их лучшей расстановки, эффективного стимулирования труда, но и для оценки деятельности таможенных органов, принятия управленческих решений о реорганизации или ликвидации таможенного органа. В этом случае важны не столько абсолютные значения изучаемых параметров каждой таможни, а то, как они соотносятся с показателями других таможен. Необходим показатель, позволяющий все виды работ и оформленных документов «привести к общему знаменателю» и сделать возможным ранжирование таможен по степени напряженности их деятельности. Один из возможных подходов предлагает методика Российской таможенной академии, согласно которой можно рассчитать сравнительную напряженность деятельности таможен, используя показатель «условных» документов. При этом из расчета необходимо исключить оперативные таможни и тыловые посты.

Количество «условных» документов получается суммированием произведений количества принятых к оформлению отдельных видов документов на соответствующие им коэффициенты трудоемкости:

УД= Дi Ч Ki, где:

УД - количество условных документов;

Дi - количество принятых к оформлению документов i-того вида (грузовых таможенных деклараций, добавочных листов к ним, документов контроля доставки, таможенных приходных ордеров и других документов)

Ki - соответствующий каждому виду документов коэффициент трудоемкости.

Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является таможенная декларация (коэффициент трудоемкости принят = 1). Для других документов коэффициенты устанавливаются меньше единицы (от 0,05 до 0,75) и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно таможенной декларации. Коэффициенты трудоемкости определяются эмпирическим путем, и они могут менять свои значения при изменении технологии таможенного оформления различных документов или физических лиц.

Сравнительная напряженность деятельности таможенных органов рассчитывается по формуле:

СНД = УД + Кфл Ч ФЛ,

Где СНД - сравнительная напряженность деятельности таможенных органов,

Кфл -Коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления физических лиц и грузовой декларации; ФЛ - количество физических лиц, проследовавших через таможенную границу данной таможни (чел.). Анализ сравнительной напряженности деятельности таможен, наряду с такими факторами, как специализация таможенного органа, экономический и торговый потенциал зоны обслуживания, вклад в формирование доходов федерального бюджета и другими параметрами учитывает ФТС России, устанавливая или изменяя штат таможенного органа.

таможенный служба труд сотрудник

2. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

При определении эффективности таможенного дела с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа в отдельности. В таможенном деле система управления характеризуется финансовыми, материальными, трудовыми, временными и другими затратами. Эффективность управления характеризует степень успешности функционирования системы в достижении целей. Существует несколько подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов. Существуют определенные показатели измеряющие эффективность труда в таможенных органах.

Таблица 1. Показатели эффективности таможенной деятельности ФТС

Системные таможенные функции

Совокупный показатель эффективности

Частные показатели эффективности

1. Финансово-экономическая функция

Финансовая результативность

1. Удельный вес (доля) таможенных платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России: ?ТП = (ГБ - ТП)/ГБ;2. Уровень выполнения плановых показателей (ПП) по фактическим платежам (ФП) в ГБ:?ТП = (ФП - ПП) \ ПП;3. Уровень потенциальных потерь ТП:?П = (ПП - ФП) \ ПП;4. Отношение ТП за период времени к стоимости содержания и обеспечения жизнедеятельности ЕСТО (СТС) - (экономическая эффективность ЭЭ): ЭЭ = (ТП?т) \ ?СТС т

2.Функция таможенного контроля

Совокупный результат таможенного контроля

1. Количество таможенных оформлений N за отчетный период?т;2. Количество лиц, грузов и транспорта, подвергнутого таможенному досмотру.

3.Правоохранительная функция

Совокупный результат правоохранительной деятельности

1. Количество выявленных нарушений таможенных правил (НТП);Количество заведенных дел (ЗД);Количество «выигранных» дел - (ВД);3. Интенсивность правоохранительной деятельности:ИПД = (НТП + ЗД + ВД)\ N дней

4. Функция таможенного регулирования

Совокупный результат регулирования

5.Информационно-аналитическая деятельность

Совокупный результат ИАД

1. Оперативность представления информации (час);2.Объём информационной модели ВЭД;

3. Оперативность внесения изменений в модель ВЭД

Для одних исследователей подход основывается на том, что оценка результатов работы должна определяться с помощью дифференциации расчетных показателей и применения жесткого математического инструментария. Другие специалисты считают, что необходимо применить наиболее синтезированные показатели, например, объем задач или потенциал таможенных органов на базе таможенной средне расчётной задачи. Третьи считают, что из всех возможных единых критериев оценки деятельности таможенных органов наиболее предпочтительней является средний «доход» в единицу времени, взимаемый таможенными органами с клиента. Существует также мнение о дифференцированном подходе к оценке эффективности деятельности разных уровней управления и типов ТО.

Есть и другие мнения, увязывающие таможенную деятельность и ее оценку с наукой об управлении информационными, материальными и др. потоками в больших системах или теорией массового обслуживания. Наконец, существует также точка зрения о том, что для таможенной деятельности нельзя планировать отдельные показатели, поэтому трудно говорить о полноте оценки ее эффективности.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации; осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

В связи с этим мы считаем, что оценку эффективности таможенного дела необходимо проводить с использованием интегрального показателя, учитывающего показатели по каждому из перечисленных направлений.

Реализация данной цели требует пересмотра организационно-методических инструментов в научных исследованиях, что предполагает проведение модернизации всей научной деятельности в таможенной системе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агабалаев М.И. Организационно-правовые основы деятельности и функции таможенных органов РФ [Текст]: Учебник/ М.И. Агабалаев. - М.: Экономика, 2010. - 396с.

2. Андрейчук Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. Экономика таможенного дела [Текст]: Учебное пособие/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова. - Санкт-Петербург.: Артикул, 2012. - 239 с.

3. Бакаева О.Ю. Таможенное право [Текст]: Учебник/ О.Ю. Бакаева.- М.: Инфра-М, 2009. - 38с.

4. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник [Текст]. - В.А. Беляшов.- М.: Летописец, 2007. - 638с.

5. Халипов С.В. Таможенное право [Текст]: Учебник/ С.В. Халипов. - М.: Инфра-М, 2011. - 277с.

6. Чухвичев Д.В. Таможенное право [Текст]: Учебник/ Д.В. Чухвичев.- М., 2011. - 495с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, форма и нормативные основы оплаты труда персонала. Анализ организации заработной платы, системы надбавок, дополнительных выплат и окладов по занимаемым должностям и специальным званиям сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Понятие "мотивации труда" в аспекте повышения эффективности труда: основные подходы и представления. Оценка ключевых показателей деятельности предприятия. Рекомендации по внедрению коучинга в систему мотивации и эффективности труда на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    Характеристика порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС. Исследование механизма определения цены рабочей силы и тарифных ставок заработной платы на рынке труда.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Производительность труда как один из самых важных показателей деятельности любой организации. Экономическая сущность производительности труда, методы ее измерения и основные показатели. Экономические расчеты показателей деятельности условного предприятия.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле. Показатели измерения производительности и эффективности труда. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО "КТМ", оценка эффективности торговой деятельности фирмы.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Характеристика деятельности таможенных органов. Принципы и требования, предъявляемые к системе индикаторов оценки результативности деятельности таможенных органов. Сумма денежных средств, взысканных в результате таможенного контроля после выпуска товаров.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2018

    Служба занятости в системе трудовых отношений. Трудовые отношения как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности. Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда. Направления совершенствования ее деятельности в России.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2011

    Статистический анализ экономических и финансовых показателей деятельности организации ООО "Орион". Функции, принципы формирования, сфера деятельности Федеральной службы государственной статистики РФ и ее Территориальных органов (на примере Кемеровостата).

    отчет по практике , добавлен 18.05.2015

    Роль организации оплаты труда в повышении эффективности производства. Сущность, формы и системы оплаты труда. Анализ макроэкономических показателей Украины за 2000-2012 гг. Оценка финансово-экономических показателей работы предприятия "Киевэнерго".

    курсовая работа , добавлен 05.11.2013

    Понятие и структура фонда оплаты труда, задачи его анализа, методика и основные этапы анализа эффективности его использования на предприятии. Оценка характеризующих показателей и пути повышения эффективности использования фонда оплаты труда организации.

Результативность - характеризуется способностью целенаправлен­ных процессов давать целевой результат (т. е. результат, ради которого проводится операция).

Ресурсоемкость характеризуется расходом ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, людских и т. п.), по­требных для осуществления целенаправленного процесса.

Оперативность характеризуется расходом времени, потребным для достижения цели функционирования системы.

Таким образом, качество операции нельзя охарактеризовать од­ним из перечисленных частных (единичных) свойств в отдельности, для этого требуется их совокупность, включающая в себя три группы компонент (минимум три компоненты). Из этого следует, что качество функционирования всегда шире или, в крайнем случае, тождественно |ффективности функционирования.

Итак, наиболее информативным комплексным показателем эффек-шнности функционирования системы управления является вероят­ность Рд.ц. достижения цели функционирования. Наряду с этим ши­рокое распространение при исследовании функционирования систем используются и другие показатели, отражающие частные свойства результатов функционирования. Эти показатели отражают отдельные цепскты функционирования систем, т. е. являются частными показа­телями или критериями.


. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов. .. 169

8.2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ

В настоящее время значительно возросли требования к результа­тивности деятельности таможенных органов. Это связано с увеличе­нием международного товарооборота и транзитных перевозок, а также с эволюцией политико-экономических и социальных условий разви­тия России, включая и фактор негативного отношения международ­ного окружения и проблему вступления в ВТО. Роль анализа и оценки деятельности таможенных органов в решении задач совершенствова­ния таможенной службы в этих условиях весьма значительна и много­образна.

Принципиальным моментом в решении задач анализа и оценки деятельности таможенных органов является регулярный характер это­го процесса, что возможно обеспечить лишь на основе использования современных компьютерных средств и создания в структуре управле­ния любого уровня информационно-аналитической системы.

При разработке и обосновании достаточно практичных концепций анализа и оценки деятельности таможенных органов необходимо учи­тывать следующие свойства, характеризующие их как сложные системы:

Влияние большого числа постоянно действующих и случайных
факторов;

Наличие огромного числа информационных потоков и процес-
сов различного временного темпа;



Наличие большого числа разнородных подсистем; ыппп сложное, разнесенное во времени, взаимодействие подсистем; оч гг.* I множество внутренних и внешних взаимосвязей; ОН(! *" множество внутренних и внешних целей, режимов работы, за­дач и функций;

Отсутствие или недостаток достоверной информации относи- тельно различных процессов и аспектов таможенной деятель­ности.

Действующая в настоящее время система показателей деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности деятельности регио­нальных таможенных управлений и таможен, непосредственно


чиненных ФТС России, на 2006 год». В Приказе ФТС от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год» в список показателей были имесены некоторые изменения и дополнения. В частности, были до­бавлены показатели: «количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»; «обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического ха­рактера»; «эффективность проведенных таможенными органами про-иерок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности иолютного законодательства Российской Федерации и актов органов шшютного регулирования»; «повышение степени информатизации и информационной открытости таможенных органов Российской Феде­рации»; «среднее время реагирования по фактам выявления признаков незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повы­шенным уровнем ионизирующих излучений».

В Приказе ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008 год» гакже были внесены изменения. Добавлены показатели: «эффектив­ность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках СУР»; «сокращение времени проведения тамо­женных процедур»; «показатели, отражающие эффективность тамо­женного контроля при вывозе лесоматериалов»; «показатели по линии таможенных расследований и дознания»; «показатели, отражающие специфику работы с энергоносителями»; «показатели, отражающие специфику работы с подакцизными товарами».

Совокупность введенных этими приказами показателей целесооб­разно классифицировать согласно видам деятельности, которые осу­ществляют таможенные органы, т. е. выделять показатели фискальной деятельности, правоохранительной деятельности, а также деятельности но таможенному оформлению внешнеэкономических сделок. Класси­фикация данных показателей представлена на рис. 8.4.

Значения контрольных показателей эффективности деятельности определяются приказом ФТС об их утверждении либо ежеквартально доводятся до сведения региональных таможенных управлений (РТУ) и шможен, непосредственно подчиненных ФТС (далее - ТИП).

Процедура получения контрольных показателей производится сле­дующим образом: структурные подразделения ФТС России обеспечи-


Раздел II. Управление таможенными органами


вают формирование и доведение до сведения РТУ и ТНП показателей согласно порядку и срокам, определенным методиками расчета дан­ных показателей. РТУ и ТНП в течение каждого квартала осущест­вляют мероприятия, направленные на выполнение показателей на те-


Глнна 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 171

Кущий квартал, в том числе устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. С этой целью используются утвержденные ФТС Рос­сии, а также самостоятельно разработанные наименования и методи­ки расчета показателей (табл. 8.1).

При установлении контрольных показателей для подчиненных та­моженных органов должны учитываться следующие принципы:

Достижимость показателей (реальная возможность их выполне­
ния);

Возможность измерения показателей (определения степени их
выполнения);

Единообразное понимание в подчиненных таможенных орга­
нах порядка расчета показателей (для каждого из показателей
утверждается методика его расчета);

Правила, в соответствии с которыми выставляется та или иная
оценка, доводятся до сведения подчиненных таможенных орга­
нов;

Объективность оценки;

Рассмотрение и учет поступающих от подчиненных таможен­
ных органов проблемных вопросов, касающихся выполнения
показателей.

Таблица 8.1 ОЛшая процедура получения контрольных показателей деятельности таможенных органов

На рис. 8.5 отражена технологическая схема получения контроль­ных показателей деятельности таможенных органов.

Оперативные таможни ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), представляют в РТУ:

Раздел II. Управление таможенными органами


данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о вы­полнении показателя № 2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита - увеличение количества оформляемых товаров», - в целом за та­можни своего региона деятельности;


173

Данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о вы­
полнении показателей № 5 «Количество выявленных кон­
трафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности», № 11.2 «Доля решений таможенных органов
о привлечении к административной ответственности, отменен­
ных судами, в общем числе принятых таможенными органами
решений о привлечении к административной ответственности»,
№ 11.3 «Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по ко­
торым судами приняты решения не в пользу таможенных орга­
нов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами»
и № 11.4 «Доля судебных дел с участием таможенных органов,
по которым судами приняты решения не в пользу таможенных
органов, в общем числе рассмотренных судами дел с участием
таможенных органов», - только по своей таможне.

ГНИВЦ ФТС ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следую­щего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), направ­ляет в РТУ и ТНП обобщенные сводки о загрузке электронных копий 1ТД в центральную базу данных Единой автоматизированной инфор­мационной системы таможенных органов, необходимые для форми­рования отчета о выполнении показателей «Исполнение Приказа ГТК России от 12.05.2003 г. № 499 в части соблюдения сроков передачи лсктронных копий ГТД в центральную базу данных Единой автома­тизированной информационной системы таможенных органов».

РТУ и ТНП ежеквартально, до 15 числа первого месяца, следующе­го за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 21.01.20!!), представляют (электронной почтой с досылкой на бумажном носителе) в Главное орга­низационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) (далее - ГОргИУ) аналитический отчет о выполнении показа­телей, в котором содержатся данные о выполнении каждого показателя.

Отчеты о выполнении показателей готовятся в соответствии с тре­бованиями, указанными в соответствующих методиках расчета пока-штелей. Если в методике расчета показателя не указаны требования к содержанию отчета, отчет по показателю должен содержать факти­ческое значение показателя, достигнутое в отчетном квартале, и ис­ходные данные, использованные при его расчете.

Отчеты по тем показателям, которые не выполнены, должны допол­нительно содержать:

Перечень мер, принятых для достижения значений показателей;

Причины, вследствие которых не достигнуты значения показа­
телей.


Раздел II. Управление таможенными органами

РТУ и ТНП имеют право дополнительно включить в аналитический отчет вопросы, возникшие при выполнении показателей.

ГОргИУ осуществляет сбор аналитических отчетов и представляет их (электронной почтой) в структурные подразделения ФТС, ответ­ственные за подготовку заключений, содержащих оценку выполнения показателей.

Структурные подразделения ФТС проводят в части своей компетен­ции анализ отчетов РТУ и таможням, непосредственно подчиненным ФТС (ТНП), по результатам которого в установленный срок подготав­ливают и представляют (в том числе в электронном виде) в ГОргИУ:

Заключения, содержащие оценку выполнения показателей РТУ
и ТНП, выставленную в соответствии с Правилами выставления
оценки результатов работы РТУ и ТНП по выполнению кон­
трольных показателей эффективности деятельности, установлен-

ных на 20!! год (в заключение следует включить исходные данные, использованные при расчете фактического значения показателя, если показатель (доля, прирост и т. п.) является расчетным);

Вопросы к РТУ и ТНП, касающиеся выполнения показателей.
ГОргИУ в течение 10 дней с момента получения от структурных

подразделений всех заключений, содержащих оценку выполнения по­казателей РТУ и ТНП, подготавливает обобщенные заключения ФТС России, содержащие предварительную оценку выполнения показате­лей каждым РТУ и каждой ТНП, а также сводную таблицу, содержа­щую оценки выполнения показателей РТУ и ТНП.

Данные заключения согласовываются на совещании экспертной группы, состоящей из представителей структурных подразделений ФТС России, а сводная таблица, содержащая оценки выполнения по­казателей РТУ и ТНП, визируется (на оборотной стороне) руковод­ством этих структурных подразделений ФТС России.

ГОргИУ направляет электронной почтой каждому РТУ и ТНП:

Обобщенное заключение ФТС России, содержащее предвари­
тельную оценку выполнения показателей;

Вопросы, касающиеся выполнения показателей.

РТУ и ТНП не позднее чем через 5 рабочих дней после получения материалов направляют по электронной почте (или факсом) с досыл­кой на бумажном носителе в ГОргИУ материалы, содержащие:

Ответы на вопросы, касающиеся выполнения показателей;

Обоснование позиции при несогласии с оценкой, выставленной
по какому-либо из показателей;


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 175

Отчеты, если по результатам анализа собственной деятельности
было определено, что показатель выполнен, а в полученном за­
ключении содержится иной вывод;

Ходатайство (при необходимости) об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выполнении
установленных показателей;

Ходатайство (при необходимости) о проведении совещания экс­
пертной группы, состоящей из представителей структурных
подразделений ФТС России, и участии в нем представителей
РТУ или ТНП.

После получения материалов ГОргИУ:

Незамедлительно представляет их в структурные подразделения
ФТС России, ответственные за подготовку заключений, содер­
жащих оценку выполнения показателей;

В случае необходимости проводит совещание экспертной груп­
пы, состоящей из представителей структурных подразделений
ФТС России;

Докладывает руководству ФТС России:

♦ о предварительных оценках выполнения показателей каж­
дым РТУ и каждой ТНП;

♦ о предложениях структурных подразделений ФТС России
о корректировке предварительных оценок выполнения по­
казателей (если такие предложения поступили в течение двух
рабочих дней);

♦ о поступивших ходатайствах об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выпол­-
нении установленных показателей.

Итоговые оценки выполнения показателей РТУ и ТНП утвержда­ются руководством ФТС России.

ГОргИУ доводит итоговые оценки выполнения показателей до све­дения РТУ и ТНП.

По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполне­нию контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности. 1

1 Приказ ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности дея-"Юьности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчи­ненных ФТС России на 2008 год».


Раздел II. Управление таможенными органами

По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполне­нию контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности.

Для расчета итоговой оценки каждому из показателей присваивает­ся максимальный балл - «весовой» коэффициент, отражающий зна­чимость этого показателя в данной системе оценки.

По итогам каждого отчетного квартала «весовые» коэффициенты применяются в следующем порядке.

По каждому из показателей выставляется оценка.

Условия выставления оценки по каждому из показателей проверя­ются в следующей последовательности:

Сначала проверяются условия, необходимые для оценки «хоро­
шо». Если данные условия выполняются, выставляется оценка
«хорошо»;

Если условия для оценки «хорошо» не выполняются, проверя­
ются условия, необходимые для оценки «удовлетворительно».
Если эти условия выполняются, ставится оценка «удовлетвори­
тельно»;

Если условия оценки «удовлетворительно» не выполняются, ста­
вится оценка «неудовлетворительно».

С учетом экспертного мнения структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, оценка по соответствующему показателю может быть выставлена выше или ниже расчетной.

За оценки, выставленные по каждому из показателей, РТУ (ТНП) при­сваивается определенное количество баллов по следующим правилам:

1. Если показатель выполнен РТУ (ТНП) на «хорошо», то РТУ
(ТНП) набирает максимальный балл поданному показателю.

2. Если показатель выполнен на «удовлетворительно» - максималь­
ный балл, уменьшенный в два раза.

3. Если показатель выполнен на «неудовлетворительно» - 0 баллов.
Для каждого РТУ (ТНП) вычисляются значения:

Вфакт, равное сумме набранных баллов;

В пто равное сумме максимально возможных баллов (если бы все
установленные показатели были выполнены на «хорошо»).

Для каждого РТУ (ТНП) вычисляется итоговая оценка (5, в процен­тах), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП показателей:


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 177

По мотивированному представлению структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, ито­говая оценка может быть снижена, но не более чем на 10 %, последую­щим основаниям:

Серьезные нарекания к работе функциональных подразделений
РТУ (ТНП) со стороны ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, ГОргИУ,
УФТД, УТРД (к работе оперативных таможен), УВК. и ПУ, в том
числе в части общей организации выполнения показателей;

Серьезные нарушения в работе РТУ или ТНП, выявленные в ходе
инспекторских проверок и служебных проверок, проведенных
ГОргИУ, а также функциональных проверок по вопросам, вхо­
дящим в компетенцию ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, УФТД, УТРД,
УВКиПУ. 1

Основным недостатком содержащихся в приложениях к Приказу № 250 от 02.03.2007 г. контрольных показателей эффективности явля­ется их перенасыщенность дублирующими и просто излишними по­казателями.

Подходы к количественной оценке результативности таможенной службы и результаты их анализа представим в виде табл. 8.З. 2

Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение тамо­женного дела как производственной деятельности, связанной с ока­занием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу дан­ного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.

В качестве показателей в этом случае используется отношение об­щих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которыми располагают таможенные органы для осуществления административ­но-производственной деятельности и оплаты труда, 3 либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, 4 либо другие аналогичные показатели.

" Приказ ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности лситсльности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно под­чиненных ФТС России, на 2006 год».

" Касенко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: РИОРТА, 2005.-200 с.

" Пагин В. Д. Теория и методология таможенного дела / Сборник научных трудов в двух тетях. Ч. 1. - М., 2001.

" Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной полити­ки России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 г.). Ч. 2. - М., 1996.

Раздел II. Управление таможенными органами

Таблица 8.3 Существующие подходы к оценке результативности таможенных органов

Содержание подхода Анализ подхода
Таможенное дело рассматривается как производственная деятельность, связанная с оказанием услуг по таможенному оформле­нию и контролю По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопо­ставления результата и затрат. Недостаток подхода - объемы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния тамож­ни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни
Таможенное дело рас­сматривается как вы­полнение определенной совокупности государ­ственных функций При таком подходе результативность оценивается как степень достижения поставленных целей. Этот подход при­меним только в случае, если цели определены однозначно и четко. Недостаток подхода - учитываются лишь государственные функции и не рассматривается социально-экономическая значимость таможенной деятельности, способность раз­виваться как экономическая система

Существенным недостатком такого метода является то, что его мож­но применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объемы таможенных перечислений зави­сят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пре­делами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степе­ни они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 %, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

В наиболее приемлемом варианте метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможен­ных постах. Результатом работы ИДК является выявление контра­бандных товаров, которые можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюдже­та, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК мож­но оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

Этот подход можно применить и при расчете эффективности перено­са таможенного оформления в места, приближенные к государственной


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 179

Границе. 1 В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустрой­ство новой приграничной таможенной инфраструктуры - это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, мож­но достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

Другим подходом, используемым при оценке эффективности управ­ленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как ныполнение определенной совокупности государственных функций. При таком подходе результативность оценивается как степень дости­жения поставленных целей. Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко. 2

Исходя из таможенного законодательства и на основании Положе­ния о таможенной службе, 3 у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

Ключевым (интегральным) показателем при оценке результатив­ности деятельности таможенных органов является результативность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и ее дея­тельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вно­сит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. Это же значит, что ее целевые установки и соответственно деятельность в стратеги­ческом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При пом степень этой «встроенное™», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оцен­ки ее результативности.

В целом можно сделать вывод, что не существует единого подхода к оценке результативности таможенных органов и требуется дальней­шее совершенствование системы показателей деятельности таможен­ных органов.

1 Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, при­ближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена коллегией ФТС России 29 августа 2008 г.

" Кженко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: 1>ИО РТА, 2005.

" 11оложенис о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. №459.

Раздел П. Управление таможенными органами


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 181

8.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ

С разработкой приказа ФТС РФ № 95 от 04.02.2008 г. появилась си­стема контрольных показателей эффективности деятельности, кото­рые созданы в целях организации контроля и оценки эффективности деятельности таможен.

В основу системы легли три критерия:

1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности
уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

2. Повышение качества предоставления услуг таможенными орга­
нами, сокращение издержек участников внешнеэкономической дея­
тельности и государства, связанных с таможенным оформлением и та­
моженным контролем.

3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, кон­
трафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос­
сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз
которых за границу Российской Федерации запрещен.

Каждый критерий включает ряд контрольных показателей эффек­тивности деятельности (далее КПЭД). Их количество меняется от пе­риода оценки, на 2009 г. утвердили 18 показателей, отражающих ре­зультаты деятельности таможенных органов и качество таможенного администрирования в целом. 1 Контрольный показатель эффектив­ности деятельности может иметь, а может не иметь подпоказатели. Например: КПЭД № 1 Показатель эффективности контроля за пра­вильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет имеет 4 подпо-казателя (рис. 8.6).

В свою очередь, подпоказатели могут иметь или не иметь свои под­показатели. Например: КПЭД № 13 Эффективность деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками имеет 4 подпоказателя, а каждый подпоказатель имеет свои подпока­затели (рис. 8.7).

Эффективность таможенного дела можно рассматривать и оценивать по разным критериям, качественно или количественно. Наибольший интерес представляет такой эффект таможенного дела, как его воздействие на структурную экономическую политику. Речь идет об использовании размеров таможенных платежей для развития эффективных отраслей, стимулирования производства необходимой продукции, формирования системы рациональных потребностей населения и решения других задач. Исходной базой для определения суммы эффектов таможенного дела является влияние таможенных методов регулирования ВЭД на формирование системы рациональных потребностей населения.

Показатели экономического эффекта: количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу в течение года, млн т или рублей; количество или стоимость товаров, задержанных на таможенной границе в течение года, млн т или млн рублей; количество или стоимость товаров, конфискованных таможенной службой в течение года, тыс. т. или млн руб; количество оформленных грузовых таможенных деклараций; общая сумма таможенных платежей, полученная таможенной службой в течение года (с учетом стоимости конфискованных товаров и штрафов), млн руб; таможенные платежи, перечисленные таможенной службой в течение года в федеральный бюджет, млн руб.

Для определения эффективности таможенного дела его эффекты (результаты) сопоставляются с вызвавшими их затратами. Различают две категории производственных затрат : текущие и капитальные. Текущие затраты представляют собой средства, израсходованные в течение года на оказание таможенных работ и услуг. Вторая категория - капитальные затраты. Они представляют собой финансовые ресурсы, овеществленные в основных производственных фондах и материальных оборотных средствах, то есть в производственных фондах таможенного дела.

Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохрани­тельную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблю­дение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, можно говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

Предпринимались попытки оценивать эффективность деятельности таможенных органов по сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет или приходящихся на одного работающего. Послед­ний показатель иногда сопоставляли с расходами государства на содержа­ние одного сотрудника таможенной службы.

Абсолютные суммы собираемых таможенных платежей нельзя рас­сматривать в качестве результатов работы отдельных таможен и постов, обусловленных затратами определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что прямой зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава тамо­женных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных плате­жей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы та­моженных органов, а обусловлены разнообразными внешними факторами.



Такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюд­жет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов, так как не они устанавливают и регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Таким образом, рас­смотренные показатели не могут дать точной оценки работы отдельной та­можни или поста. Единое видение таможенной политики, разработка ре­комендаций по ее совершенствованию, вопросы планирования заданий и распределения ресурсов, информации и технической поддержки решаются на высшем уровне таможенной системы. Следовательно, одним из крите­риев эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) яв­ляется степень исполнения установленного ему планового задания по взы­сканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени.

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необхо­димо анализировать такие качественные характеристики работы таможен­ных органов как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД, время оформления необходимых документов.

Подобные факты в работе оформления необходимых документов уве­личивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.



Поскольку задания таможням по перечислению таможенных плате­жей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен , справившихся с установленным заданием. Этот по­казатель в определенной степени отражает качество планирования и опера­тивного управления.

Современное требование - простота таможенных процедур для испол­нения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для та­можен, так и для обслуживаемых ими клиентов. Время оказания таможен­ных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффектив­ности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.

Некоторые ученые полагают, что необходим единый комплексный показатель эффективности таможенного контроля. Он должен, по их мнению, выражать предотвращенный социально-эко­номический ущерб за счет недопущения нарушений таможенных правил со стороны агентов внешнеэкономической деятельности, и ускорения про­пуска транспорта, грузов, людей через таможню.

Полнота информации, ее состав, время поступления - важные факторы принятия решений в области там. политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и ис­пользованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора инфор­мации.

Эффективная борь­ба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения - цели внутренней таможенной политики.

Для анализа экономической безопасности России во внешнеэкономи­ческой, и, в частности, экспортной сфере, используются следующие пока­затели:

Состояние платежного баланса;

Объем золотовалютных резервов страны;

Динамика курса российского рубля по отношению к основным миро­вым валютам;

Соотношение годового объема экспорта и внешнего долга;

Соотношение годового объема экспорта и выплат, связанных с обслу­живанием внешнего долга

Таможенная деятельность является специфическим видом государ­ственной деятельности, связанной с формированием и реализацией госу­дарственной таможенной политики, обеспечением соблюдения таможенно­го законодательства и созданием условий для расширения внешней торговли. Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохрани­тельную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблю­дение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, мож­но говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела

Система показателей экономического эффекта таможенного дела

1. Количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.

2. Количество или стоимость товаров, задержанных на таможенной границе в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.

3. Количество или стоимость товаров, конфискованных та­моженной службой в течение года, тыс. тонн или млн. ам. долл.

4. Количество оформленных грузовых таможенных деклараций.

5. Общая сумма таможенных платежей, полученная таможенной службой в течение года (с учетом стоимости конфискованных товаров и штрафов), млн. руб.

6. Таможенные платежи, перечисленные таможенной служ­бой в течение года в федеральный бюджет, млн. руб.

7. Таможенные сборы.

8. Другие показатели.

Для определения эффективности таможенного дела его эф­фекты (результаты) сопоставляются с вызвавшими их затратами.

Различают две категории производственных затрат: текущие и капитальные. Текущие затраты представляют собой средства, израсходованные в течение года на оказание таможенных услуг. Особенность текущих затрат состоит в том, что они требуют воз­мещения их после каждого производственного цикла. Источни­ком их покрытия являются доходы таможенных организаций и финансирование из федерального бюджета.

Вторая категория - капитальные затраты. Они представляют собой финансовые ресурсы, овеществленные в основных произ­водственных фондах, и материальных оборотных средствах, то есть в производственных фондах таможенного дела.

В практических расчетах можно применять следующие показатели производственных ресурсов таможенного дела.

Система показателей производственных ресурсов таможенного дела

1. Численность работников, чел.

2. Стоимость основных производственных фондов, руб.

3. Стоимость израсходованных материалов, руб.

4. Капитальные вложения, руб.

5. Полные затраты, руб.

6. Другие показатели.

Сопоставление показателей производственного эффекта и за­трат позволяет получить показатели эффективности использова­ния отдельных видов примененных и потребленных производст­венных ресурсов; трудовых, материальных, финансовых. Они называются показателями эффективности производства.

Система показателей эффективности таможенного дела

    Производительность труда, единиц эффекта на человека в год.

    Фондоотдача, единиц эффекта на единицу основных производственных фондов.

    Материалоотдача. единиц эффекта на единицу израсходованных материалов,

    Эффективность капитальных вложений, единиц эффекта на единицу капитальных вложений.

    Эффективность полных затрат, единиц эффекта на единицу полных затрат.

    Другие показатели.

Еще одним показателем эффективности, родственным пока­зателю производительности труда, является время оформления одной грузовой таможенной декларации:

где: D - количество грузовых таможенных деклараций, штук;

Т - годовой фонд рабочего времени работающих, часов.

Одним из важнейших показателей эффективности текущих за­трат является производительность труда. Повышение производи­тельности труда свидетельствует об улучшении влияния интенсив­ных факторов роста производства таможенных услуг, о снижении издержек производства благодаря экономии на оплате труда.