Обоснование начальной максимальной цены контракта (нмцк)

Расскажем о ситуациях, когда заказчики должны изменить свои планы и планы-графики. В том числе из-за того, что смогли сэкономить на закупках.

Когда менять план закупок

Нормы части 6 статьи 17 закона 44-ФЗ требуют в определенных случаях внести изменения в план закупок. Также этот вопрос регулируется постановлениями Правительства от 05.06.2015 № 552, от 21.11.2013 № 1043.

Итак, закон установил следующие основания. Планы закупок изменяются, если:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • их необходимо изменить из-за того, что изменились цели осуществления закупок и требования к объектам;
  • их необходимо привести в соответствие с измененным законодательством;
  • того требует реализация законов и подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровней, принятых либо вышедших после формирования плана закупок;
  • того требуют результаты обязательного общественного обсуждения закупки;
  • при осуществлении закупки образовалась экономия;
  • в иных случаях, которые установлены порядком ведения плана закупок.

Когда необходимо изменить план-график

Изменения в план-график вносятся на основании части 13 статьи 21 Закон 44-ФЗ, а также постановлений Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, от 05.06.2015 № 554.

Эти правовые нормы требуют, чтобы изменения в план-график вносились в следующих случаях:

  1. В процессе подготовки закупки изменились потребности в части объема, стоимости объектов, и в результате осуществить закупку невозможно.
  2. Изменились сроки или периодичность закупки, дата начала и окончания торгов, способ определения поставщика, размер аванса, сроки оплаты.
  3. Закупка отменена.
  4. У заказчика образовалась экономия в текущем финансовом году.
  5. Контролирующий орган выдал предписание относительно закупки.
  6. По итогам общественного обсуждения заказчик принял решение, которое изменит закупку.
  7. Непредвиденные обстоятельства и иные случаи, которые выявились после подготовки плана-графика.

Экономия

Как видим, менять планы и планы-графики приходится и из-за законодательных изменений, и из-за изменений обстоятельств, которые влияют на закупочную деятельность заказчика. И одно из них - это экономия бюджетных средств. Рассмотрим на примере, когда и как необходимо менять на этом основании плановые документы.

Ситуация 1. Заказчику необходима офисная мебель, и он объявляет электронный аукцион. На средства, которые будут сэкономлены в ходе торгов, он планирует закупить еще один предмет мебели с тем же ОКПД-2.В этом случае заказчику необходимо внести изменения только в план-график. План закупок остается прежним, поскольку новая закупка будет проведена в рамках одной его позиции. Что же касается плана-графика, то в него вносится новая позиция, а также уточняется информация в графе «Планируемые платежи».

Ситуация 2. Практически все то же самое, только на сэкономленные деньги заказчик собирается приобрести совершенно иной товар, который вовсе не планировал приобретать. В этом случае новая позиция вносится и в план закупок, и в план-график. В плане-графике изменяются планируемые платежи по соответствующей строке. В плане закупок изменения вносятся в объем финансового обеспечения. Далее новые позиции вносятся в план-график в соответствии с условиями заключенного контракта.

Напоминаем, что если в план и план-график вносится новая строка, необходимые коррективы нужно внести и в обоснование закупки.

Еще один вопрос - нужно ли менять в плановых документах те позиции, по котором заказчик получил экономию? Минэкономразвития в своем письме от 29.11.2016 № Д28и-3256 указало, что если за счет этих средств будут производиться другие закупки, они должны вноситься новой строкой в план-закупок и план-график. При этом НМЦК закупок, по которым получена экономия, должна остаться неизменной.

Допускается ли в 2017 году изменить начальную (максимальную) цену контракта в плане-графике на 2017 год и плане закупок, в случае, если цена товара (работы, услуги) изменилась на рынке?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если например, стоимость работ, подорожала и «превышает» сумму финансового обеспечения, занесенную в план закупок по объекту закупки «ремонт», то, просто, по своему желанию, Заказчик не может внести изменения в план закупок . Сначала такое изменение нужно согласовать (т.е., например, согласовать добавление финансового обеспечения , например, внесением изменений в Закон о бюджете субъекта). И тогда, появится основание для внесения в план закупок (например, пп. "б" п. 8 Требований, утвержденных Постановлением № 1043).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Изменения в план-график можно внести, если:
изменился план закупок;
увеличилась или уменьшилась начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
до начала закупки изменен срок исполнения контракта, порядок оплаты или размер аванса;
изменена дата начала закупки и (или) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
отменена закупка, предусмотренная планом-графиком;
по итогам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком принято решение о внесении изменений в план-график, но не требующее внесения изменений в план закупок;
в иных случаях согласно порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков для заказчиков федерального и регионального, муниципального уровней.
Других оснований для изменения плана-графика постановление № 553 не предусматривает.
Сумма в плане графике не может быть больше суммы в плане закупок по определенному объекту закупки, т.к. НМЦ контракта не может быть больше выделенных на это средств. Поэтому до согласования «увеличенного финансирования» нельзя вносить изменения ни в план закупок, ни в план график.
Если же увеличение стоимости работ по конкретной закупке не повлияет на общую сумму финансового обеспечения по этому объекту, то, считаем, такие изменения внести в план график можно. Но следует помнить, что на «другой» контракт по объекту закупки «ремонт» останется сумма за вычетом этой разницы.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Обоснование НМЦК - это процесс определения заказчиком предельной стоимости закупки, выше которой он не сможет заключить контракт с потенциальным поставщиком. Разобрали все этапы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, примеры, в том числе и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить .

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению . Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

НМЦК на этапе планирования

Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в . Обоснование НМЦК в плане-графике на 2019 год всех заказчиков находится в реестре Единой информационной системы (ЕИС).

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому зачастую заказчики корректируют эту информацию и, как следствие, должны изменить калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов, а также фиксирует другую необходимую информацию. Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2019 год по 44-ФЗ можно по ссылке ниже.

Образец обоснования НМЦК для госконтракта с единственным поставщиком

Предельную цену планируемого контракта инициатор торгов обязан закрепить в плане-графике окончательно не позднее десяти дней до размещения документации о закупке в ЕИС.

Методы обоснования

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе (ст. 22 № 44-ФЗ) и уточнены в

26.02.2019 на официальном сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал уведомление о разработке новых Методических рекомендаций. Текста проекта приказа пока нет.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье .

Мы также подготовили статьи и о других четырех способах, вы можете их найти по ссылкам ниже:

Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК может быть установлено дополнительными методическими рекомендациями. Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ. Например, Распоряжение Правительства Москвы № 242-РП, Распоряжение Правительства Сахалинской области № 117-р и др.

Таким образом, у заказчика появляется право действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

Наглядно увидеть, как выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) можно, скачав файл по ссылке ниже.

Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Иные варианты расчета

В ситуации, когда невозможно применить установленные Законом о контрактной системе и Методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК.

Например, в ходе стоимость контракта определяет единственное предложение, которое максимально удовлетворяет потребности. Данный способ обоснования не подходит под описание ни одного из вышеперечисленных методов определения начальной цены.

Например, в закупках учебной литературы, когда единственный издатель обладает исключительными правами на использование необходимой литературы в учебном процессе.

Для полного понимания изучите образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) у единственного поставщика, который мы предлагаем ниже.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начиная с плана-графика закупок, составляемого на 2017 год, заказчик обязан вносить изменения в план-график при любом увеличении или уменьшении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе не превышающем 10% от запланированной величины.

Обоснование вывода:
Прежде всего следует отметить, что от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) разграничивает понятия плана-графика закупок и плана-графика размещения заказов.
В силу Закона N 44-ФЗ планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы размещались заказчиками в единой информационной системе (а до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг) по правилам, действовавшим до дня вступления в силу N 44-ФЗ, с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно Закона N 44-ФЗ планы-графики закупок (далее также - планы-графики) содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. В план-график в отношении каждой закупки включается информация, в частности, о начальной (максимальной) цене контракта, цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент) ( Закона N 44-ФЗ). При этом в соответствии с Закона N 44-ФЗ план-график подлежит изменению заказчиком в случае увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом.
и Закона N 44-ФЗ вступили в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 114 этого Закона).
Таким образом, до 2016 года заказчики формировали планы-графики размещения заказов в соответствии с Порядком размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (утвержден Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, далее - Порядок), пп. 1 п. 15 приложения N 2 к которому предусматривает необходимость внесения изменений в планы-графики в случае изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленного в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком.
Начиная с 2016 года заказчики формируют планы-графики закупок (то есть первый план-график закупок формируется в 2016 году на 2017 год) в соответствии с правилами, предусмотренными Закона N 44-ФЗ (смотрите в связи с этим Минэкономразвития России от 22.03.2016 N Д28и-810, от 12.02.2016 N , от 21.12.2015 N , от 16.11.2015 N , от 09.10.2015 N , от 20.05.2015 N ).
Поскольку Закона N 44-ФЗ не обуславливает необходимость изменения плана-графика определенной величиной, на которую меняется начальная (максимальная) цена контракта или цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, вносить изменения в план-график на 2017 год и последующие годы необходимо при любом изменении планируемой цены закупки, в том числе и в случае, когда такое изменение не превышает 10%. Аналогичные разъяснения можно обнаружить в правоприменительной практике (письмо Приморского УФАС России от 27.03.2015 N 1989/03).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.