Знание и информация как-товар. Знания и информация как экономические ресурсы. Мировые информационные ресурсы и сети

Одна из особенностей информации и знаний, в случае их применения в качестве экономического ресурса, - это первоочередная роль субъекта и его интеллектуального потенциала, формирование и эффективное применение способностей человека (работника или предпринимателя), коллектива (фирмы) или общества (государства) распознавать информационные сигналы, собирать, систематизировать информацию, творить, создавать и осваивать новые знания в хозяйственной деятельности.

Подобные информационно- и знаниеемкие составляющие хозяйственной деятельности прямо снижают издержки производства. Например, использование оргтехники и других средств хранения и размножения документации сокращает потребности в площадях и работниках, применение систем оперативного управления производством и доставки комплектующих снижает в определенной мере потребность в складировании и увеличивает скорость оборачиваемости капитала, что подтверждается оценками экспертов . Еще в 1970-х гг. исследованием Университета Миннесоты было установлено, что для банков важность хранящейся на электронных носителях информации оказалась очень велика. Если была бы утрачена вся информация, хранимая в компьютерной сети банков, то уже через два дня банки потерпели бы крах, а промышленность и торговая сеть протянули бы без информационных активов чуть дольше (3,3 и 4,8 дня).

Другая, не менее важная, особенность информации и знаний в роли экономического ресурса - качественное изменение традиционных ресурсов, что делает информационно- и знаниеемким не только высокотехнологичное, но и любое другое производство, будь то сельское хозяйство, промышленность или сфера услуг. Тому существует множество примеров. Так, США, несмотря на устойчивое сокращение занятости в сельском хозяйстве в последние десятилетия, остаются одним из мировых лидеров в производстве зерновых культур и других продуктов. Такая ситуация стала возможной благодаря новым знаниям и технологиям. В сельском хозяйстве нашли применение спутниковые технологии, компьютеры, робототехника, системы глобального позиционирования, снимки со спутников, геоинформационные системы и специальные программы для агроменеджмента, что привело к появлению «точного» земледелия. Авторы доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год приводят другой пример с современным рыболовством . Сейчас эта отрасль использует и гидроакустику, и радиолокацию, и современные навигационные приборы, и новые материалы для сетей и одежды рыбаков, и программное обеспечение, позволяющее точнее определять местонахождение косяков рыбы. Знаниеемкие технологии используются в самых разных отраслях промышленности. В США в последние годы около трети общей суммы поставок в обрабатывающей промышленности проходит через электронную коммерцию . Новые способы ведения бизнеса, новые технологии, создание высококвалифицированных рабочих мест в розничной и оптовой торговле, финансовых услугах способствовали буму производительности труда в США в 1990-ые гг.

2. ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО

Информация, как и знания, в интеллектуальной экономике превращаются в разновидность экономических благ. Они удовлетворяют потребности индивида, коллектива или общества. Поэтому в зависимости от формы существования и содержания информация и знания могут относиться к разряду частных, корпоративных или общественных благ .

Частные знания принадлежат конкретному субъекту (например, профессиональные навыки работника, особенно, если речь идет о неявном знании, которое сильно зависит от человеческого фактора, и какая-то часть которого сугубо индивидуальна). Агрегированные знания работников фирмы, которые представляют различные сферы деятельности (производство, финансы, маркетинг, управление) - этокорпоративные знания. Корпоративные знания - благо ограниченного доступа, оно дает определенные преимущества работникам фирмы. Такие знания принадлежат корпорации в лице всех ее сотрудников, с одной стороны, их нельзя отделить и персонифицировать как ценность для каждого сотрудника, а с другой - его можно использовать и создавать новые ценности. Наконец, знания в качестве общественного блага становятся достоянием всего общества.

Одна из особенностей информации и знаний как разновидности экономических благ проявляется при их обмене и распространении. Когда речь идет о традиционном рыночном обмене, каждый из участников сделки получает нечто желаемое и одновременно с чем-то расстается. Если же субъекты обменяются своими идеями, то знания от этого не убывают. Напротив, у каждого участника обмена их становится больше.

Поэтому, пожалуй, самым важным благом и ценностью интеллектуальной экономики становится «человек образованный», который, участвуя в таком обмене, приобретает все новые и новые знания. Такой субъект через получение информации и знаний (печатные издания, радио, телевидение и другие средства массовой информации, работа в коллективе, а в первую очередь образование, которое в «умной» экономике может стать непрерывным), удовлетворяет высшие потребности собственного развития. Такой субъект становится интеллектуальным работником,благодаря талантам и креативным способностям которого процветают фирмы. Наконец, такой субъект приобщается к нравственным идеалам и общественным взглядам на отношения в окружающем мире и становится политически активным, участвует в развитии демократических институтов, что способствует дальнейшему прогрессу всего общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Аспекты развития рынка информационных услуг, его современное состояние на примере России. Становление и развитие информационных технологий экономики. Анализ основных факторов воздействия на рынок информационных услуг. Расчет многофакторной модели.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2010

    Экзогенные и эндогенные переменные, выделенные на формирования информационной экономики в условиях глобализации. Современное состояние информационного капитала как форма существования информации и знаний. Перспективы развития российского рынка информации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Роль информации в развитии современного общества. Особенности функционирования рынка информационных услуг, его состояние и развитие в России. Ограничения и барьеры на рынке информации. Экономическая эффективность использования информационных технологий.

    диссертация , добавлен 14.06.2014

    Экономическая характеристика информации. Информационный аспект производства. Информация как товар, рынки информации. Теория систем управлния. Аппаратное и программное обеспечение информационных технологий. Основы проектирования информационных систем.

    лекция , добавлен 01.09.2005

    "Национальный центр информационных ресурсов и технологий" Национальной академии наук Беларуси, его характеристика. Анализ динамики объема работ и финансовой деятельности предприятия, расчет коэффициентов, характеризующих его финансовое состояние.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Информационное пространство бизнеса. Новая роль библиотеки. Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы. Технология коммерческого распространения информации. Правовая среда информационной деятельности.

    В современном образовании, как и науке, связь студента с истиной оказывается опосредованной целой сетью условностей, традиций и процедур, огромным массивом знаний и информации, не имеющей отношения к тому, что его интересует, к его истине. Восстановление этой связи с истиной, возвращение истине характера личного переживания - задача реформ в образовании и науке.  


    Следует подчеркнуть, что нарастание потребности в усвоении все новых знаний делает эту тенденцию достаточно устойчивой и самовоспроизводящейся. Впервые данный феномен был отмечен в массовом масштабе после Второй мировой войны, когда обозначились признаки исключительно быстрого роста числа работников в управленческом и информационном секторах значение, придававшееся в тот период этому обстоятельству, прекрасно иллюстрируется тем, что фактически четверть знаменитой работы Д. Белла [ 11, с. 165-266] посвящена детальному анализу процесса распространения знаний и информации в американском обществе и сопутствующим этому социальным изменениям.  

    процесса обучения . Первый - это процесс обучения организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить, наблюдая поведение отдельных ключевых работников, путем выяснения и бесед с коллегами и руководством и, наконец, путем непосредственного инструктажа со стороны соответствующих лиц.  

    Чтобы образование компании путем отделения было успешным, необходимы "критическая масса " технологических знаний и информации о рынке, квалифицированный персонал, уже известные покупатели или ниши на рынке. Необхо-  

    Этап 4. После того как составлен окончательный вариант плана финансовых результатов, разрабатывается первый вариант плана движения денежных средств , который разработчик может редактировать в соответствии со своими знаниями и информацией о деятельности ЦФО, обращая внимание на недопустимость появления за какой-либо период отрицательного конечного сальдо.  

    В результате были проведены мероприятия, обеспечившие создание новой организационной структуры , менее бюрократичной и более эффективной. Это позволило руководству заниматься управлением предприятием , используя самые современные технологии менеджмента, и принимать решения , основываясь на своевременной и точной информации, что позволило существенно укрепить финансы предприятия . Именно поэтому сейчас все больше деловых людей начинают осознавать всю важность применения технологий антикризисного управления в повседневной работе. Можно ожидать, что значение управленческого учета как одного из ключевых инструментов антикризисного менеджмента будет расти. С переходом России к рыночной экономике отношение к бухгалтерскому учету и его информации изменятся. В недалеком будущем наши деловые люди при принятии решений , в деле управления производственно-хозяйственной деятельностью все больше и больше будут опираться на знания и информацию аудиторов и бухгалтеров-аналитиков.  

    Все большая доля личного и общественного богатства воплощает в себе не материальные условия производства, а знания и информацию, которые становятся основным ресурсом современного производства. Становление современного хозяйства как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось еще в 50-е годы, с бурным развитием отраслей профессиональных, финансовых и информационных услуг.  

    Второй вид. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Са-мое важное обстоятельство, которое вы должны знать, если планируете использование второго вида маркетинга (ориентированного на потребителя) что покупают потребители. Не то, что продается или может быть продано на рынке, а именно то, что покупают отдельные потребители. Знания и информация о рынке, полученные в рамках традиционного подхода к маркетингу, у вас, как правило, не из "первых рук". Обычно - это статистические отчеты и сборники или какие-то специальные исследования, проведенные экспертами по чьей-либо просьбе.  

    При всем разнообразии взглядов авторов из разных стран несомненно одно TQM - отражение процессов глобализации экономики и перехода к эпохе знаний и информации. Это проявляется не только, например, в международных стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 г. как носителях универсальной части TQM, но и в содержании концепций TQM. Даже сам факт, что TQM почти во всех языках не переводится, а используется именно как TQM, уже о многом говорит.  

    Различий между сферой производства и сферой услуг не так много, как принято считать. В конечном итоге все должно сводиться к сфере услуг . Во-первых, клиент, приобретающий товар, на самом деле покупает услуги, которые этот товар ему предлагает. Машина - это средство передвижения кусок мыла обеспечивает своего владельца возможностью вымыть руки учебник дает знания и информацию.  

    Хотя книга дает много знаний и информации, торговля рынками все же скорее искусство, чем наука. Хотя мои мысли дадут вам большое преимущество в достижении высоких прибылей, но ничто не может гарантировать постоянный успех вы должны принять это как часть этого бизнеса.  

    Если внимательно присмотреться к затратам на производ ство продукта, то нетрудно увидеть, что они включают в себя затраты живого труда и затраты средств производства (предметов труда и средств труда). Однако последние в конечном счете тоже сводятся к затратам труда , употребленного в свое время на их изготовление. Поэтому в политической экономии принято говорить, что на производство каждого продукта расходуется живой и овеществленный труд. Кроме того, требуется труд и на получение знаний , информации, используемых в производстве. Человечество накапливает прошлый труд не только в его овеществленном виде, но и в виде информации . Таким образом, можно говорить о затратах живого труда и прошлого труда , овеществленного в средствах производства и воплотившегося в знаниях и информации.  

    Возможны два принципиально различных процесса обучения . Первый - это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить,  

    Роль знаний и информации в контексте социально-экономического развития стран меняется. Переход к новому информационному постиндустриальному обществу, в котором знание становится фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микроуровне определяют самые существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов , изменяются конкурентные стратегии , меняется содержание экономической практики.  

    Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют всю современную экономику. Отличия информационного ресурса от традиционного представлены в табл. 5.1.  

    Особенность интеллектуальной экономики состоит в том, что ее главный ресурс - знания, информация, в отличие от всех прочих ресурсов не характеризуется ни конечностью, ни истощаемостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к столь доступному ресурсу, выступают специфические качества самого человека - наличие или отсутствие способности к интеллектусигьной активности, как форме накопления, переработки и генерации новых знаний . Другими словами, доступность знаний отнюдь не означает доступность обладания ими. Знания и информация, будучи в силу своих объективных характеристик доступными для всех, в силу субъективных характеристик их потребителей сосредоточиваются лишь у относительно узкого круга людей, социальная роль которых не может быть оспорена в современных условиях ни при каких обстоятельствах .  

    Информатизация - 1) процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ 2) процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально -экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.  

    Использование потенциала EPOS для создания стратегического преимущества, которым смогут воспользоваться розничные торговцы при получении порождаемых такими системами знаний и информации.  

    Эксперт - это специалист, имеющий знания и информацию, необходимые для разработки программы , мргущей дать объективную оценку тому или иному явлению, но не несущий непосредственную ответственность за разработку программы . Результатом его деятельности являются экспертные оценки для построения программы.  

    Основная черта постиндустриального общества - формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоёмкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие, технологии. Сюда входят микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии. Если в начале 20 в. зеркалом состояния экономики были электричество и сталь, затем в 1950-60-х гг.- нефть и автомобили, то в постиндустриальном обществе таким зеркалом становится компьютер. Информатизация пронизывает все сферы общества не только производство

    Информация- новый вид ресурса

    Информация-новый вид ресурса

    Любая деятельность человека основывается на информации.

    Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).

    Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Также под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К экономической информации относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются различные системы управления.

    К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает её однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчётов и принятия решений в изменившихся условиях.

    Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учёта и контроля за деятельностью экономического объекта, т.е. в процессе наблюдения за внутренним состоянием объекта. Результаты наблюдения контролируются (сравнительно с запланированным состоянием) и анализируются величины отклонения. Результаты анализа и являются основанием для принятия решения по управлению работой (поведением) экономического объекта.

    Характеристики экономической информации:

    · большие объемы;

    · многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

    · многообразие источников и потребителей;

    · значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.

    В последнее время проявляются новые явления и процессы в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на микроуровне (фирм). Основной причиной является "информационная революция", ведущая к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники, как главного производственного ресурса индустриальной эпохи, информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

    С точки зрения участника экономической деятельности, информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая достижению определенных целей ее потребителя. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.

    Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Знания и информация - разные понятия. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

    Информация, как и знания представляют собой разновидность экономических благ, т.к. удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

    Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом отнесение конкретной информации к общественному или частному благу вопрос весьма сложный, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на информацию.

    Одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

    Информация, как экономическое благо, обращается в экономике как товар (информационные продукты, услуги), а также как ресурс, используемый в хозяйственной деятельности. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР...

    В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда следует такая особенность процесса информационного производства, как отсутствие жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

    Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и накопленные знания. Наиболее значимыми свойствами информации являются неисчерпаемость, увеличение объема в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности (часто получаем знание, которое может в данный момент не применимо), отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

    В функционировании информации как экономического ресурса, особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономике, выявили резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

    Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

    · коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

    · воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

    Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа развития – информационной экономики, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развиваются технологии в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию".

    Повышение значимости и повсеместное распространение в качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственные информационной экономике. Так, ускорение темпов НТП приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей в отдельных случаях может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия.

    Информация как товар имеет свою специфику, отличающую ее отдругих товаров:

    1.Она является одновременно и предметом труда и средством труда, чтообъединяет ее с таким фактором производства, как земля. Однако онаотличается от последней тем, что не обладает природными качествами.

    Информация как предмет труда ― это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.

    Информация как средство труда ― это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.

    Информация как предмет труда: бухгалтерская отчетность, заполненные анкеты покупателей.

    Информация как средство труда: метод Монте-Карло, метод статистической группировки.

    2. Принимает и форму продукта труда, и форму услуги. Это обусловленорасширенной трактовкой информационного сектора общественногопроизводства, который структурно включает в себя широкий спектр отраслей,связанных с производством, распределением, хранением, обработкой иконечным использованием информации, а также отраслей, производящих длявсех вышеперечисленных средства производства.

    Информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

    Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

    Информация как продукт: научная статья, монография, аналитический прогноз.

    Информация как услуга: техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения.

    3. Товарную форму и стоимостную оценку имеет лишь небольшая частьинформации, циркулирующей в обществе.

    Как правило, выделяют следующие виды информации, принимающие товарную форму:

    Информация, полученная из открытой рыночной информации путем ее отбора и обработки;

    Информация, оформленная и защищенная путем патентов и авторских свидетельств, предлагаемая на свободную рыночную продажу ее собственником или уполномоченным им органом;

    Закрытая внутренняя информация, имеющая конфиденциальный характер, не подлежащая распространению, предлагаемая на продажу в результате хищения.

    Информация, имеющая товарную форму: сравнительный анализ рынков недвижимости, патент на технологию быстрого строительства многоэтажных домов.

    Информация, не имеющая товарной формы: статья в Википедии.

    4.Информация(и продукт, и услуга) является объектомперсонифицированной собственности, информация как услуга неотчуждается от собственника в актах купли-продажи, что отличает ее отзнания, которое не имеет персонифицированного собственника.

    5. Обладает относительной ценностью. Информация ради информацииценности не имеет. Ценность определяется относительно какой-либо цели, для достижения которой совершается сбор и обработка информации.

    6. Обладает ценностью не только для отдельного потребителя, но исвойством всеобщей полезности с точки зрения развития человеческогообщества в целом. Из мира товаров можно выделить только деньги, обладающие этим же свойством всеобщности, но у них понятие всеобщностисвязано с эквивалентностью в обмене. Информация же таким свойствомобладает в сфере потребления, а отсюда вытекает следующее:

    7.Обладает свойством многократного использования. В отличие отдругих факторов производства, которые также могут использоватьсямногократно(например, земля), информация не теряет своихпотребительских свойств. Больше того, если производительное использование энергии, сырья, материалов, топлива ведет к их физическому потреблению(расходованию) иувеличению энтропии в природе, то использование целесообразнойинформации дает совершенно противоположный эффект, способствуетумножению и накоплению научных знаний, повышению степениорганизованности окружающей среды и общественных систем, уменьшениюэнтропии.

    В силу этого информация дополнительно обладаетвоспроизводственными особенностями:

    1. В производстве продукции, услуги - защищена от копирования ивыступает в различных формах интеллектуальной собственности.

    2. В распределении продукции - незащищена и легко может бытьскопирована.

    3. В обмене - информация сама имеет товарную форму, ценность которойопределяется не столько затратами, сколько предпочтениями.

    4. В потреблении продуктов и услуг является товаром-спутником, а в еесобственном потреблении зависит от способности пользователяраспорядиться информацией с максимальным эффектом.

    Поскольку информация является важнейшим фактором производства, соответственно она переносит свою стоимость на стоимость создаваемоготовара(услуги), то есть имеет в ее структуре определенный вес.

    Информация, как один из составных элементов структуры стоимостисамой информации, измеряется теми же факторами- трудовыми затратамичеловека и информацией, а в итоге их денежным выражением.

    В соответствии с международным стандартом по информационнойбезопасностиISO 2700, ISO17799 стоимость информации определяет его собственник. Информация это не материальный объект, который можно объективно измерить, это скорее свойство материи. Она, вотличие от данных, зависит не от носителя, а от способа обработкиинформации и всегда хранится в закодированном виде.

    Де-юре, стоимость информации не определена ни в одном российскомзаконе. Стоимость государственной информации определяется косвеннымпутем присвоением грифа секретности для информации разного уровня. Постепени секретности можно косвенным образом догадаться о ее стоимости.

    Вслучае свободного рынка истинная цена информации - та, за которую еерынок покупает. Однако, часто необходимо оценить такую информацию, которая не предназначена для открытого рынка - внутреннюю информациюорганизации, например, необходимую организации для принятия того илииного решения.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Для конкретного предприятия приведите примеры информации, которая выступает как средство труда и как предмет труда.

    2. Приведите примеры информации, которая выступает как товар и как услуга.

    3. Приведите примеры информации, которая имеет и не имеет товарной формы.

    4. Предложите на конкретных примерах несколько способов для оценки стоимости информации.