Мастер-класс «Подготовка детей к конкурсам. Домашний адрес, контактные телефоны. Обращайте внимание на детали

Сейчас существует огромное количество конкурсов, фестивалей, олимпиад для учащихся музыкальных школ. Давайте разберемся, нужны ли вообще конкурсы, и если нужны, то для чего, и как подготовить ученика к участию в конкурсе.

Конкурсы и аттестация

Если ознакомиться с аттестационными требованиями для преподавателей музыкальных школ, то мы узнаем, что педагоги должны готовить учеников к участию в конкурсах. И чем выше категория, тем выше и требования к уровню конкурсов и результатам участия. Это должны быть уже не региональные и областные конкурсы, а республиканские и международные. Поэтому тема подготовки учеников к конкурсам – важна для преподавателей. Но подготовить учащегося к участию в конкурсе только для галочки, то есть для отчетности при аттестации – это не тот путь, которым нужно следовать в преподавательской практике. Подготовка к конкурсам – это стиль жизни, составная часть учебного процесса уважающего себя преподавателя. Это показатель уровня профессионализма. Победа в конкурсах учащихся особенно важна для молодых преподавателей. Понять, что остальные участники – такие же дети, как и твой ученик, и преподаватели – такие же, как и ты, и что ты тоже можешь подготовить конкурсанта — стимул для активной преподавательской деятельности.

У меня есть очень перспективная ученица, но такая закомплексованная! Достаток семьи желает быть лучшим, и поэтому лишних денег нет. А конкурсы – это всегда траты. Во-первых, плата за участие в конкурсе. Есть, конечно, бесплатные конкурсы или конкурсы с минимальным взносом. В основном, это местные, региональные конкурсы, олимпиады в музыкальном училище, где заинтересованы, чтобы к ним поступали хорошо подготовленные абитуриенты. Во-вторых, это оплата за дорогу, проживание, написание фонограмм, концертные костюмы.
Так вот. На все мои уверения, что ребенок готов к Республиканскому конкурсу, ответ мамы один – нет денег, а вдруг она ничего не займет, подведет преподавателя, и вообще опозорится.
В общем, тяжёлый случай.

Но если решение принято (хотя бы преподавателем), то найдется и способ решения проблемы. В итоге девочка приняла участие в конкурсе. И не только приняла, а заняла третье место. Но видели бы вы ребенка и саму маму на конкурсе! Девочка спела так эмоционально и артистично, как не пела никогда до этого выступления. И ответ был – меня же никто здесь не знает, и если ошибусь – не страшно. Поэтому предугадать, как поведет себя конкурсант на сцене невозможно, выход один – участие в конкурсе.

Лучше, конечно, когда учащиеся начинают выступать с раннего возраста, у них, в основном, нет страха публичного выступления. А если и есть, то постепенно дети приобретут опыт и будут чувствовать себя на сцене уверенно. Что касается приведенного примера, мама ученицы увидела своего ребенка в другом свете. И после выступления со слезами на глазах поблагодарила за то, что я настояла на участии в конкурсе. Знаете, что она сказала? – Конкурсы – это свой мир, и этот мир так увлекает!

Поэтому преподаватель, который первый раз выставил ученика на конкурс, уже не остановится на достигнутом результате. Смысл этих мероприятий – открыть детям другой мир, помочь ученикам поверить в свои силы, дать возможность ощутить счастье публичных выступлений. И если некоторые педагоги сетуют на необходимость подготовки детей к конкурсам, то это единичные случаи. Конечно, невозможно за несколько месяцев подготовить ребенка к фестивалю, да еще и надеяться на победу. Это постоянная, кропотливая и целенаправленная работа, и начинается она с первых дней обучения в музыкальной школе.

Самая главная задача преподавателя – приучить ребенка к выступлениям на публике, чтобы это стало потребностью и приносило моральное удовлетворение и радость.

Первое выступление

Большое значение в этом играет первое выступление ученика. Обычно первый академический концерт или прослушивание первоклассников проходит без выставления оценки, чтобы дети не волновались и не переживали по поводу оценивания их выступления. А также желательно присутствие родителей на этом мероприятии. Важно создать доброжелательную атмосферу, обязательно нужно поддержать каждого ученика, похвалить его и поздравить с первым выступлением.

Детей и родителей следует нацеливать на то, чтобы ребята как можно чаще выступали, для этого даже можно подойти к классному руководителю общеобразовательной школы и сказать о своем желании выступать. Но одного желания мало, обязательно нужен соответствующий репертуар. Подумайте, какие даты обычно отмечаются в школе, какие произведения можно исполнить. То есть, кроме учебного материала, решающего определенные технические и исполнительские задачи, должен быть и концертный репертуар. Концертные выступления научат детей управлять своими эмоциями, ребята приобретут сценический опыт, и умение доносить до публики свои мысли и чувства.

Но не забываем и о конкурсах. Следует продумать, кого из учеников, и на какие конкурсы можно направить. Желательно преподавателю иметь папку с условиями конкурсов, чтобы можно было планировать конкурсную работу.
Чтобы ученик стал хорошим исполнителем, нужно воспитывать в нем умение слушать музыку, высказывать свои мысли о музыкальном произведении, желание расширить кругозор и заниматься другими видами искусства – живописью, литературой, быть наблюдательным и стараться передавать свое настроение в музыкальных звуках.

Работа над произведением

Выступлению на сцене должна предшествовать большая работа над произведением. Самое главное для отсутствия страха и неуверенности на сцене – это знание произведения на 200%, чтобы не думать о тексте, а слушать себя и свое исполнение. Но очень важно, чтобы выступление было осмысленное, и эмоции не захлестывали. Разум должен руководить выступающим на сцене. И именно артист должен контролировать свое воодушевление. Следует также помнить, что есть мышечная память, которая выручит при необходимости на выступлении, а еще слуховая, зрительная память. Научитесь и научите учеников начинать произведение с разных точек, а не только с самого начала.

Очень полезно исполнение готового произведения записать на аудио или видео, чтобы можно было проанализировать сильные и слабые стороны игры ученика. Планируя дальнейшую работу, изучите условия конкурсов, это необходимо, чтобы правильно подобрать репертуар, который будет соответствовать всем конкретным требованиям. Но не забывайте, репертуар должен соответствовать возрастным, техническим и музыкальным возможностям ученика, чтобы исполнение было правдивым. А также нужно помнить, что произведение должно нравиться ребенку.

Больше шансов на успех дают конкурсы, где исполнить нужно два разнохарактерных произведения, так как есть возможность проявить индивидуальность исполнителя. Никогда нельзя выставлять на конкурс «сырое», только что выученное произведение. Программу нужно обыграть, то есть до конкурса должно оставаться определенное количество времени, за которое ученик выступит с произведениями в нескольких концертах. Но есть другая сторона медали – программу можно «заиграть». Поэтому на преподавателе лежит ответственность – рассчитать время, чтобы ученик на момент проведения конкурса был в самой лучшей форме, и был готов к выступлению и морально, и физически.

Кстати, относитесь философски к участию в конкурсе . И если вы не победили, то ничего страшного не произошло.
И мой дружеский совет: если вы готовы растерзать победителей, которые обошли вас, то вам не место на конкурсах. Научитесь для начала радоваться чужим победам, радоваться возможности выступать.

Поймите, если вы ничего не заняли, то участие — уже ваша победа, победа над собой. Вы приобрели опыт, а опыт поражения – тоже опыт. Члены комиссии — простые люди, пусть и профессионалы, и выбрать самых достойных из большого количества участников бывает очень сложно. Этот процесс субъективный, часто на уровне нравится-не нравится. Не победили в одном конкурсе, победите в другом, благо конкурсов предостаточно. Только подготовка к конкурсу не должна быть разовой акцией, это деятельность на постоянной основе. Усердно работайте, и следующее участие будет результативным.

Желаю Вам участия в конкурсах, и, конечно же, побед!
Ирина Анищенко

Соберите пазлы в целостную картинку и узнайте интересные сведения о музыкальном инструменте.

Если Вам интересно узнать об этом инструменте больше, нажмите на любую кнопку социальных сетей, и материал станет доступен.

В 1711 году итальянским мастером Бартоломео Кристофори был изобретен музыкальный инструмент, звукоизвлечение на котором происходило с помощью молоточков из дерева.

На инструменте можно было издавать как тихие (piano), так и громкие звуки (forte), чего нельзя было сделать на предшественниках нового инструмента — клавесине и клавикорде.
Поэтому инструмент и назвали сначала пианофорте, а затем – фортепиано. Так инструмент называется и в наши дни.
Фортепиано объединяет в себе рояль и пианино.
То есть, и рояль, и пианино – это разновидности фортепиано.
Рояль — французское слово, и в переводе «royal» означает «королевский». Корпус инструмента по форме напоминает крыло.
Пианино — итальянское слово, «pianino» в переводе — «маленькое пиано»

Фортепиано

На роялях, в основном, играют на концертных выступлениях, когда нужна мощь и полнота звучания. А пианино используется в небольших помещениях, в учебных классах, и когда не нужна большая сила звучания. И на фортепиано, и на рояле играют одинаково и одни и те же произведения. Запись в нотах гласит: фортепианные пьесы.
Струны рояля располагаются в горизонтальной плоскости, а струны пианино – в вертикальной.
Поверхность клавиш фортепиано оклеивается пластинками слоновой кости или пластмассы. Клавиши-полутоны окрашены в черный цвет и сделаны из грушевой древесины. По длине корпуса рояли бывают: большие концертные, салонные, большие кабинетные, малые, миниатюрные. Диапазон звучания рояля — 7 и 7 ¼ октавы (85 и 88 клавиш)
У рояля две крышки: первая закрывает игровую часть клавиатуры и называется «клапан», а вторая крышка закрывает молоточковый механизм. У фортепиано есть пюпитр – подставка для нот.
Когда мы нажимаем клавишу на фортепиано, происходит удар молоточка по струне. Струна начинает вибрировать, и появляется звук.

Фортепиано имеет педали. С помощью левой педали молоточки сдвигаются в сторону, и удар приходится не по всем струнам. За счет этого звук получается тише. Когда молоточек ударяет, от струны отходит глушитель — войлочная подушечка. Если отпустить клавишу, то звучание прекращается из-за того, что глушитель возвращается на струну, и заглушает звук.
С помощью правой педали глушители отводятся от струн. И звук, даже при отпускании клавиши продолжает звучать, потому что глушители не могут вернуться на свое место, этому препятствует педаль.
С помощью педалей музыкальное произведение обогащается различными эффектами.
Для фортепиано написано множество произведений. Композиторов привлекает то, что у инструмента безграничные возможности и огромный диапазон. Звучание фортепиано по мощи и выразительности сродни звучанию оркестра.
Фортепианную музыку писали Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Лист, Шопен, Шуман, Григ, Мусоргский, Чайковский, Балакирев, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович.

Участие в конкурсе красоты - волнительное и ответственное событие. Участница должна не только иметь идеальную фигуру, прямую осанку, уверенную походку, но и быть умной, сообразительной и талантливой. С каждым годом требования к участницам все выше и выше, поэтому подготовка к конкурсу красоты должна быть серьезной. С чего же начать?

Конкурс красоты в Москве - настоящее испытание для любой девушки. Например, в Америке есть специальные тренеры, которые помогают будущим участницам подготовиться к этому важному событию. Увы, но в нашей стране вся подготовка ложится на хрупкие плечи самой участницы.

Итак, если вы решили принять участие в конкурсе красоты, то первым шагом является заполнение анкеты. Каждый конкурс имеет свои требования к участницам. Обязательно ознакомьтесь с ними перед отправкой заявки. Прием анкет на конкурс красоты «Мисс Офис 2017» длиться с января до августа. Стать участницей может красавица в возрасте от 18 до 30 лет, которая работает в офисе.

Кастинг конкурсов красоты условно можно разделить на два вида:

  • Закрытый кастинг, когда члены жюри рассматривают анкеты претенденток и выбирают лучших из лучших, приглашая их на следующих этап. Поэтому важно с самого начала сделать все правильно! Важное значение имеют фотографии. Не стоит отправлять селфи, фотографии плохого качества либо слишком откровенные работы. Позаботьтесь о качественных постановочных фото с правильным светом, красивыми позами и нейтральным фоном. Доверьте этот процесс настоящему профессионалу.
  • Открытый кастинг, когда отобранные претендентки приглашаются на собеседование. Этот этап является самым важным. Подготовиться к кастингу нужно не только физически, но и морально! Все должно быть продумано до мелочей.

После успешного прохождения всех кастингов, начинается интенсивная подготовка. Это кропотливый процесс, который включает в себя такие важные моменты, как:

Совершенствование речи

Физическая форма и правильное питание

Работа над идеальной фигурой является комплексной задачей. Важно правильно спланировать тренировки. Чтобы быть в отличной форме, достаточно трех занятий на неделю. Это может быть как спортзал, так и бассейн. Выбирайте вид спорта, который вам нравиться больше всего.

Немаловажное значение имеет правильное питание. Строгие диеты могут навредить. В период подготовки стоит отказаться от мучного, сладкой и жирной пищи. Следите чтобы рацион был сбалансированный, поскольку недостаток витаминов и минералом может негативно сказаться на состоянии кожи, ногтей и волос!

Продуманный до мелочей образ

Каждый конкурсы красоты состоит из нескольких выходов. «Мисс Офис 2017» включает в себя приветствие, дефиле, творческий номер и деловой конкурс. Продумайте макияж, прическу и одежду для каждого из выходов. Помните:

  • Макияж для конкурса красоты - более выразительный и яркий, чем повседневный вариант. Посоветуйтесь с профессиональным визажистом, который подскажет какой макияж выбрать и как его правильно создавать.
  • Что касается прически на конкурс красоты, то этот вопрос лучше доверить опытному парикмахеру.
  • Платье на конкурс красоты должно быть роскошным, элегантным и идеально сидеть по фигуре. Выбирайте модели из новых коллекций известных дизайнеров. При этом не переживайте, наряд не придется покупать, его можно взять в аренду. Многие салоны предоставляют такую услугу. Образ можно дополнить аккуратными украшениями и аксессуарами.

За неделю до финального шоу конкурсантки «Мисс Офис 2017» впервые встречаются в Москве и начинаются подготовительные мероприятия. Девушки знакомятся друг с другом, с оргкомитетом и стилистами, которые помогут им в создании интересных образов.

Если в этом году, вы не набрались смелости и не отправили анкету либо просто хотите незабываемо провести время получить море положительных эмоций, тогда обязательно посетите это фееричное шоу в Москве. Болельщики и зрители из других городов смогут также оценить конкурсанток, увидеть их потрясающие выходы, благодаря онлайн-трансляции, которая доступна на официальном сайте конкурса!


Продумайте стратегию

Пройти отбор в любом конкурсе, получить работу, добиться результата в любом деле, быть счастливым в жизни - это всегда стратегия. Ясная голова, чёткое представление о том, что важно, а что нет, готовность принимать решения, желания и мечты, которые оформлены как план действий, - всё это важно. Вы должны точно знать, чего хотите: если вы не знаете, куда идёте, то результат может вас не обрадовать.

Вопрос «Что вы будете делать после окончания школы?» был самым сложным на встречах с кандидатами. Мало кто имел план действий, очень многие совсем об этом не думали. Это стало для нас открытием. Некоторые прямо говорили, что не собираются становиться продуктовыми дизайнерами, что в школу они идут за умениями, которые нужные им для другой работы. Одного из таких кандидатов мы в итоге взяли: чтобы выполнить тестовое задание, он освоил вёрстку за один день. Его обучаемость и нацеленность на результат - то, что для нас ценно в первую очередь. Мы точно знаем: это не кувшин без дна. Всё, что мы вложим в участника, он куда-то аккуратно отнесёт - неважно, в «Яндекс» или нет.

Когда ко мне приходят люди посоветоваться о своём развитии или своих трудностях, я советую им упражнение «Я - компания». Суть в том, чтобы представить себя компанией - с ресурсами, логистикой, маркетингом, продажами и так далее - и понять, чего тебе не хватает, в чём проблема. Когда представляешь себя заводом, это даёт ясность и дисциплинирует. Отдельное интересное наблюдение - это вид бизнеса, которым вы себя представите. Найдите хорошего собеседника на эту тему, порассуждайте вместе.


Не игнорируйте вопросы

Странно о таком говорить в советах, но всё же. Если анкета заполнена не полностью, то прежде всего это расценивается как неуважение. Всё не зря: если этот вопрос в анкете стоит, значит, организаторам нужен ваш ответ. Каждое поле анкеты нужно заполнить.


Покажите себя

Любая анкета - ваш молчаливый продавец. Только от вас зависит, останется ли этот продавец немым или заговорит. Мы не зря оставили место для прикрепления файла, хотя воспользовались им очень немногие. Суть эссе очень важна, но оформление важно вдвойне. Если у вас не болят глаза от плохой вёрстки и поехавших шрифтов, не больно от слетевшей кодировки, это сигнал поработать над чувством прекрасного, эстетикой. Эстетика - это то, что очень сложно приобретается. Представьте, что вашу работу сделал современный да Винчи. Получается? Если совсем нет - возьмите и переделайте.


Обращайте внимание на детали

Ваша заявка на конкурс или отклик на вакансию должны быть идеальными. Это тот самый случай, когда перфекционизм нужно включить на максимум. Ошибки и неровности всё равно вылезут помимо вашей воли, но добровольно оставлять их нельзя. Всё должно быть так, чтобы вы были довольны.


Задайте себе вопрос: почему именно я?

В заявке на поступление не было стандартного вопроса «Расскажите нам о себе».

Наш вопрос звучал так: «Поделитесь своей профессиональной мечтой. Какому проекту вам было бы не жалко отдать часть своей жизни? С какими людьми вы бы хотели поработать?» Вопрос и даёт пространство для вариантов ответа, и помогает раскрыться, рассказать о себе. Его, как и многое в школе, придумал Данила Ковчий, арт-директор Поиска.

Открытый вопрос предполагает открытый ответ. Лучший формат для этого - эссе.

Фотографии: Станислав Сабиров

Наша страна богата талантливыми людьми. И вот уже много лет проходят профессиональные испытания, на которых происходят уникальные события: с каждым разом все больше профессионалов могут заявить о себе во всеуслышание; появляются свежие идеи, доселе неизвестные, а иногда известные, но представленные как-то совсем иначе, творчески; простые «работники образования», сумев по-новому пообщаться друг с другом и с уже сложившимися знатоками дела, стремительно растут в своем видении предмета, профессии, окружающей действительности.

Основные положения конкурса четкие и ясные. Но исходя из опыта участия в конкурсном движении обнаруживается, что учителям требуется знать больше о том, каковы внутренние течения конкурса, как можно представить свой профессиональный и творческий потенциал, чтобы он был хорошо виден другим, как донести свои идеи до понимания окружающих.

Это большие и многоаспектные вопросы, на которые трудно - или даже вообще невозможно - ответить просто и однозначно. Ученые и философы уже много десятков (сотен, тысяч) лет работают над этими и другими подобными вопросами, создавая элементы ответов в многотомных трудах. Между тем ответить достаточно удовлетворительно можно только самому себе, ознакомившись с этими трудами, составив собственное впечатление.

Тем не менее есть несколько позиций, которые, полагаем, смогут в чем-то помочь учителям при подготовке к участию в профессиональном конкурсе «Учитель года». Схематически они выражены на рисунке 1.

С чего лучше всего начать учителю подготовку к конкурсу? С анализа собственного педагогического опыта. Что уже удалось сделать за годы работы в профессии? Что довелось узнать и понять в это время, а также, может быть, до работы в области педагогики? Многие идеи, пришедшие косвенно, а не только в процессе учебы или подготовки к занятиям, имеют достаточный потенциал, чтобы быть эффективно использованными в профессиональной деятельности. Эти позиции - идеи, подходы, заметки, даже маленькие мысли, - следует записать (или зарисовать, изобразить схематически).

Важно при этом помнить, на основе каких элементов строится методика преподавания любых предметов: цели обучения, задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, средства обучения (дидактические), результаты учебной деятельности.

Цели обучения задаются государственными стандартами, федеральными образовательными программами; цели обучения традиционно представляют в виде триединства обучающих, развивающих и воспитывающих компонентов. Задачи - «ступеньки» для достижения поставленной цели - учитель может сформулировать самостоятельно (разрабатывая авторский курс) или воспользоваться уже готовыми. Содержание обучения учитель, как правило, подбирает сам, опираясь на требования государственных стандартов; и уже на стадии подбора содержания могут проявляться элементы педагогического творчества. Формы и методы обучения фактически изучены, и особенностью конкретного курса может стать интересный и эффективный их подбор для достижения учебных целей. Дидактические средства обучения - широкое поле для проявления креативности, находчивости, неординарности учителя (и его учеников); они могут быть выражены в совершенно различных формах и видах, в том числе нематериальных. Различные подходы к организации учебной деятельности приводят к различным педагогическим результатам, как позитивным, так и негативным; необходимо грамотно и адекватно анализировать полученные результаты для корректировки деятельности впоследствии.

Очень важный момент - изучение передового педагогического опыта. Он может быть выражен в различных формах, источниках. Самое простое - это читать газеты, педагогические издания, открыть книги, написанные известными (и не очень) педагогами как нашего времени, так и прошлого. Можно воспользоваться ресурсами сети «Интернет», хотя следует заметить, информация там объемна и многогранна, но в то же время хаотична и разрозненна, так что придется потратить на такую работу достаточно продолжительное время. Тем не менее сейчас в России известны несколько сайтов, посвященных педагогической тематике (разработки уроков, планы, пособия).

Для лучшего осознания своего опыта и изучения чужого полезно поговорить с другими учителями, особенно общественно признанными, заслуженными специалистами. Следует обратиться в другие образовательные учреждения: присутствовать на открытых уроках и мастер-классах, семинарах и, конечно, курсах повышения квалификации, получая полезные сведения в концентрированном виде.

Небесполезен опыт наших коллег из Подмосковья, других городов России. При этом обмен мнениями может проходить как во время выездных мероприятий, так и виртуально, посредством интернета (конференции, электронная почта и даже «чат» - быстрый обмен короткими сообщениями). Уникален и чрезвычайно занимателен опыт преподавания конкретного предмета (или схожих по направленности) в других странах. Пожалуй, наибольшим недостатком в этом случае становится языковой барьер, но такое взаимодействие педагогов, особенно в личной беседе или при участии в открытом мероприятии, просто незаменимо, оно способно в корне изменить многие представления о преподавании.

В процессе ознакомления с работой коллег и после этого наступает стадия переосмысления своего опыта, которую образно можно представить как некий фильтр, сито, отделяющее важное, полезное от малозначительного - «шелухи».

В процессе такого отсева рождаются полезные мысли, находки, происходит преломление внешних приемов и стереотипов к своей теории и практике преподавания. Такие мысли лучше записывать, так как они могут постепенно трансформироваться, иногда уводя далеко от основной цели. В процессе написания (следует заметить, что порой даже затруднительно подобрать подходящие к возникающим образам слова) происходит формулирование элементов новой педагогической идеи, совокупности взглядов, концепции.

Когда некоторые свежие идеи родились и были записаны, имеет смысл приступить к самой волнующей и продолжительной по временным затратам стадии апробации идеи - через серию экспериментов, с привлечением различных педагогических технологий, приемов, подходов. Подготовить новый урок, продумав его от начала до конца сразу, непросто, ведь для достижения наиболее интересных, эффектных и эффективных результатов требуется поэкспериментировать различными приемами, методами, формами, способами передачи учебного материала. И это в рамках одного-двух занятий, так что выгодно экспериментировать на нескольких параллелях учащихся. При этом какие-то новые элементы проведения уроков даются легко, какие-то приходится переделывать, а некоторые - вообще откладывать. Следует постоянно помнить про основные, уже названные компоненты методики - они становятся основными структурными компонентами любого занятия; если эти компоненты четко определены и взаимосвязаны, можно говорить о целостной методике преподавания. Урок должен отвечать основным требованиям дидактики.

Итак, в результате этой продолжительной деятельности можно подойти к решению - определению наиболее удачного, близкого, оптимального варианта урока. Часто при этом педагогу приходится вновь обращаться к источникам педагогического опыта - читать, беседовать, посещать курсы и семинары, чтобы лучше почувствовать смысл принятой или сотворенной самостоятельно технологии, стать более уверенным в своей педагогической идее.

Новую идею обязательно надо «проверить на прочность», подкрепить (или опровергнуть) вескими доводами со стороны авторитетных экспертов. В этой роли могут выступить коллеги, представители школьной администрации, «знакомые профессора» и другие специалисты, род деятельности которых связан с преподаванием. При этом они должны быть максимально объективны, непредвзяты по отношению к вам; им следует вникнуть в методику урока в контексте сформулированной вами педагогической идеи, концепции. Надо помнить, что в этом случае следует критиковать не разработчика, а именно подход, идею, структуру и содержание нового урока. Возможно, что после этого мероприятия придется вновь что-то изменять в элементах урока, а может быть, следует критически отнестись к самой критике и настаивать на своем. Это учитель сможет решить по сложившейся обстановке только сам - как творец идеи.

И когда уверенность учителя в своих силах, в ясности его идеи, в эффективности и результативности его урока укрепится и достигнет переломного момента, можно похвалить себя за проведенную нелегкую работу. А затем уже выходить на публичное представление через конкурсные мероприятия.

Следует особо подчеркнуть, что, выходя на профессиональный конкурс, нужно настроить себя на готовность:

к адекватному восприятию критики;

к нестандартным импровизационным заданиям;

к тому, чтобы быть настойчивым и доказательным в предъявлении своего мнения, концепции;

к настраиванию на позицию «Я знаю, как решать проблему».

По ходу конкурсных испытаний (да и просто с течением времени) учителю придется неоднократно анализировать свою деятельность, возвращаться мыслями к тому, какие цели он преследует, каких результатов и какими средствами хочет достичь; соответствуют ли выбранные пути, способы, методы, технологии поставленным целям и задачам; и даже нужно ли все это вообще кому-либо? Конечно, нужно. Ведь, как говорят, «под лежачий камень вода не течет...» Чтобы мир развивался, изменялся к лучшему, необходимо постоянно делать соответствующие попытки, нужно самим стремиться к лучшему и увлекать за собой других. В этом направлении неизменно будут присутствовать как удачи, так и неудачи. И успехи, и ошибки повлекут новую творческую мысль, а общение и целенаправленное взаимодействие коллег, взаимопомощь выведут на нужную дорогу. Главное, чтобы ученики, общаясь с учителем на его уроках, находили для себя что-то важное, ценное, запоминающееся. В этом, собственно говоря, и заложена одна из основных миссий Учителя.

Во-первых, определяемся с датой выступления и местом. Знание точной даты дает возможность правильно и рационально рассчитать свои возможности и время, отведенное на подготовку. Не стоит откладывать, даже если вы абсолютно уверены в себе и ребенке. Могут возникнуть совершенно непредсказуемые обстоятельства, которые сыграют отрицательную роль (ребенок заболел, испорчен костюм и т.д.).

Во-вторых, вы должны знать, что основным документом для отправной точки является «Положение о проведении районного(зонального) тура среди вокалистов». Как правило, он содержит основную информацию для педагога или организатора, поэтому необходимо получить ксерокопию этого документа в личное пользование. В случае недоразумений с организаторами у вас на руках будет документ, подписанный ими. Зачем это нужно? В первую очередь, для вас это ответственное конкурсное мероприятие, так как полученные на нем поощрительные документы (грамоты, дипломы, сертификаты) , будут положительно характеризовать вашу работу с учениками, а им принесут радость и уверенность в своих силах. А для организаторов это рядовое мероприятие, в рамках организационной деятельности, и они могут в силу «веских» причин изменить условия конкурса, дату, время и даже место проведения, просто «забыв» предупредить об этом вас или ваше руководство.

Далее изучаем положение. Очень внимательно, вплоть до каждой запятой. Возраст детей, количество исполняемых произведений - все это должно быть указано. Как правило, это так и есть, но мне доводилось видеть в точности до наоборот. Не стоит надеяться на то, что ваш 14-летний ребенок выступит вместо 12-летнего: организаторы могут попросить предъявить документ, подтверждающий его возраст. Тогда неприятностей не избежать.

Не стоит готовить 3 произведения вместо требуемых двух, надеясь уговорить исполнить еще одно. Жюри вы этим не удивите, а время на подготовку потратите.

Обратите внимание на требования к исполняемым произведениям. Как правило, они должны быть разнохарактерными. Это вовсе не означает, что можно взять близкие по содержанию и гармонии песни, но разного темпа. Это будет серьезной ошибкой. Задача солиста - показать свое мастерство в преображении музыкального и сценического образа, моментального перевоплощения. Рекомендуется использовать комплектацию: из народного творчества и эстрадного в стиле «поп», из классической песни и джазовой и т. д. Конечно, это во многом зависит от возраста и уровня подготовки исполнителя. Маленьким детям (до 10 лет) можно ограничиться двумя детскими песнями. Например, одна из известного мультфильма, другая - популярных авторов детской песни. Не берите для этой возрастной категории юношеские и взрослые песни, даже если ребенок их хорошо исполняет. Это нарушение условий, а значит, гарантированный проигрыш. Несомненно, такое встречается, но это исключение из правил.

Далее изучаем, как произведение должно быть подано. В последние годы приобрели большую популярность так называемые «шоу-номера». Что это такое? Для того, чтобы придать выступлению солиста зрелищность, его часто сопровождает группа близких по возрасту артистов, не задействованных в вокальном исполнении. Они могут создавать для солиста фон, исполняя как готовый поставленный танец под фонограмму, так и совершая движения в такт с музыкой, подчеркивая выразительность текста исполняемой песни. Замечательно, если солист владеет хореографией и, не отрываясь от исполнения, «вписывается» в танцевальную группу. Это и есть стандартный шоу-номер. Главное в нем - гармония между артистами на сцене. При хорошей, грамотной подготовке успех гарантирован. Интересное решение можно также найти, используя на сцене актеров со сменой действий без хореографии. Но подходить к этому следует с осторожностью, с помощью театрального режиссера.

Можно использовать оригинальные и простые декорации, опять же - подчеркивающие смысл исполняемого произведения. Все дело в образе солиста. Мне не раз приходилось бывать в составе жюри на таких конкурсах. И, поверьте, даже простой букет или платок в руках у исполнителя, правильно и творчески использованный, иногда стоит целого танцевального коллектива. Если у вас одно произведение явно слабее, то не стоит усиливать его шоу-номером: посредственный танец или постановка вряд ли украсят слабый вокал и интонирование. Известны случаи, когда танцевальная группа явно лучше подготовлена, чем солист, что играет ему «в минус». А вот несложный, но грамотно сделанный фон придаст значительный вес удачно и мастерски исполненной песне.

Если у вас возникают вопросы по условиям конкурса, их необходимо лично задать заранее по телефону, который обязательно указывается в положении. Надеяться на кого-то не стоит, информация часто бывает искажена.

Когда условия изучены, начинаем непосредственную подготовку. Отбираем конкурсантов. Любому педагогу хочется, что бы все его воспитанники были победителями или лауреатами, но, к сожалению, так не бывает. Вам все равно придется выбирать лучших, к тому же если количество ограниченное. Надеяться, что вдруг послушают двоих, не стоит, можете нанести психологическую травму ребенку, не отстояв его выступление, а себе нажить неприятности. На заявления родителей, что они очень хотят увидеть своего ребенка на сцене, в чьем успехе вы явно не уверены, отвечайте вежливо, корректно. Обещайте, но не голословно, что их обязательно выступят в концертах и конкурсах меньшего масштаба. Ведь конкурсы для этого и существуют, чтобы выявить лучших.

Если у вас определился кандидат, сразу решайте вопрос о шоу-номере. Почему? Вам нужно будет найти подходящий хореографический коллектив, поговорить с руководителем, чтобы он был в курсе сроков и условий конкурса. Уважающий мнение детей и грамотный педагог обязательно лично поговорит с танцевальным коллективом (разумеется, в присутствии его руководителя), объяснит им поставленную задачу, заинтересует творчески и убедит, что выступление будет совместным номером. Солист должен будет стать частью остальных, поэтому его присутствие при этом разговоре тоже необходимо. Возможно, потребуются костюмы, декорации и прочее, чего может и не быть в наличии. Поэтому, если остановились на шоу-номере, приступайте к работе немедленно. Если в условиях задана тематика, то ее желательно соблюсти, хотя и заставить точно придерживаться ее вас никто не имеет право. Пускай хотя бы одно произведение ее отражает, остальное - ваше творчество.

Если с музыкальным материалом определились, песня подходит ребенку по возрасту, по тематике конкурса, смотрится выигрышно, и участнику, и вам нравится, а у шоу-группы не вызывает вопросов, то следующий этап - фонограмма. В конкурсной ведомости есть такой пункт: качество фонограммы оценивается баллами. Как ее подобрать? Хорошо, если в организации работает человек, который изготавливает фонограммы. Это - идеальный вариант, но он часто и редкостный. Если вам повезло, то перед заказом фонограммы определитесь с тональностью. Опытные педагоги по вокалу знают, как это делается, остальным могу пожелать следующее:

  1. Не берите песню, диапазон которой явно превышает вокальные возможности вашего ребенка. Даже если он иногда « берет», чем очень радует вас, не стоит надеяться, что на сцене придет вдохновение и все получится. Практика показывает, что в девяти случаях из десяти - не получается (волнение, стресс, «чужая» сцена, вокруг конкуренты и т. д.) поэтому фонограмму нужно изготовить в досягаемом диапазоне вашего ученика.
  2. На сегодня в интернете можно найти великое множество фонограмм-минусовок. Если ее тональность не соответствует возможностям ребенка, то ее можно откорректировать при помощи специальных качественных программ по обработке звука типа CUBASE. Обратитесь за помощью к коллегам, разбирающимся в технологиях MIDI. Не следует изменять тональность компьютером до неузнаваемости фонограммы. Оптимально плюс-минус 1-1,5 тона. Если не получается, то лучше подобрать другой музыкальный материал, исходя из возможностей ученика.
  3. Отдельно о фонограммах «караоке». В продаже их великое множество, но они предназначены больше для домашнего развлечения, чем для использования в качестве минусовок на конкурсах. Поверьте, никто из жюри не оценит весьма громкое и назойливое, а иногда и неточное звучание вспомогательной мелодии в общем минусе фонограммы. Очень часто она просто скрывает голос солиста. Результат будет низким.

Во время подготовки конкурсантов не стоит переключаться на них полностью, так как остальные ваши дети будут чувствовать себя брошенными, что недопустимо. Занятия стоит вести в привычном режиме, уделяя немного больше времени конкурсным произведениям. Помните, что для остальных учеников конкурсанты станут неким эталоном, поэтому конкурсные произведения следует разучивать всем. Так остальные будут чувствовать себя будущими претендентами и работать с полной отдачей.

На методике непосредственной подготовки ребенка останавливаться не буду - она у каждого педагога своя, советую лишь обратить внимание на некоторые нюансы:

  1. Не пытайтесь сразу проводить репетиции непосредственно на сцене - сначала разберите произведение, которое будете исполнять, буквально по долям. Исполнение на сцене требует соответствующего образа и взаимодействия с шоу-группой. А дети, как правило, выразительность ставят гораздо выше правильности исполнения песни. Очень досадно наблюдать следующую картину: конкурсант хорошо взаимодействует с танцовщиками, улыбается залу, правильно держит микрофон, но путается в тексте и не соблюдает музыкальную гармонию. Создается ощущение, что кого-то из шоу-группы попросили спеть. Чтобы этого не произошло, займитесь прежде всего вокалом. Когда солист хорошо знает исполняемое произведение, ему будет намного легче обыграть его на сцене.
  2. Генеральную репетицию постарайтесь провести в костюме и вместе с шоу-группой. Это в первую очередь относится к детям младшей возрастной категории (до 10-11 лет) в силу их большой эмоциональной восприимчивости. Слишком сложный костюм, предметы реквизита в руках могут отвлечь солиста непосредственно на сцене, поэтому заранее по максимуму отрепетируйте все на своей сцене.

Прибыть к месту проведения следует минимум за полчаса до своего выступления. Взять с собой нужно следующее:

  1. Фонограмму(на двух носителях, например, флеш-карте и СД-диске в формате WAV) Для чего? В случае выхода из строя одного из носителей вам не придется бежать домой.
  2. Положение о проведении конкурса. Вы будете вооружены документально на случай нарушения условий.
  3. Фотоаппарат. (Задокументировать ваше выступление)

По прибытии разыщите организаторов конкурса и вежливо задайте любые вопросы, которые вас интересуют - они обязаны вам ответить, если даже предельно заняты. Помните: это их работа. Далее отыщите план выступления конкурсантов и убедитесь, что вы есть в списке. Заранее подойдите к звукорежиссеру и передайте ему свои фонограммы. Попросите (вежливо) убедиться, что они воспроизводятся, даже если звукорежиссер уверяет вас, что у него всегда все в порядке. После этого зайдите за кулисы и попросите дать вам в руки микрофон, который будут использовать конкурсанты - вам обязаны его дать. Разберитесь сами и объясните ребенку, как его включить. Поверьте, почему-то все организаторы считают, что у вас точно такие же микрофоны. Если включение микрофона вызывает у ребенка технические трудности, дайте ему уже включенный микрофон. Разумеется, если организаторы будут сами бездействовать. Нередки случаи, когда дети, волнуясь, не могли справиться с выключателем и номер получался «смазанным». Помните - не все члены жюри могут этим проникнуться.

Начать петь песню нужно уверенно. Не громко, а именно уверенно. Почему? В первые секунды работы микрофона звукорежиссер как можно быстрее подстраивает его к голосу вашего солиста. Это время зависит напрямую от того, как уверенно и ровно ребенок начал петь. Микрофон держим в трех-пяти сантиметрах от губ, на громких продолжительных фразах увеличиваем это расстояние до 10 см, не более. Если при исполнении солист далеко держит микрофон, это повлечет за собой уменьшение громкости вокала, поэтому звукорежиссер скорее всего убавит громкость фонограммы. А это повлечет за собой растерянность находящихся на сцене как вокалиста, так и шоу-группы. Не стоит равняться на телевизионные музыкальные передачи, где у артистов микрофоны не закрывают лица. Объясните ребенку, что это фонограмма и цель у этих передач совсем другая.

Хорошо, если у вас есть возможность попасть на живой концерт. Пускай даже незначительных исполнителей. Поверьте, настоящий пример живого выступления окажет только положительное влияние на ваших детей.

Шабельник Евгений Николаевич,
педагог дополнительного образования,
Медведовский ЦРТДиЮ,
МО Тимашевский район Краснодарского края