Принципы организации государственных и региональных финансов кратко. Сферой финансовой системы является. Дотация – это …

Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам , что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами , необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан , регулирование экономики , финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований .

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, ис-пользуемыхпо целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии , пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления - это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.

Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.

Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов. Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг , и кредитов , полученных от кредитных организаций ; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности , и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ - только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.

Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов , доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность .

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы - это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда , транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ).

Местные бюджеты - центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества.

Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов.

Налоговые доходы местных бюджетов образуют: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также решениями органов местного самоуправления; региональные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с региональным законодательством и решениями органов местного самоуправления; местные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и решениями органов местного самоуправления; денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащие зачислению в местный бюджет; средства самообложения граждан.

В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности муниципальных организаций (дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и др.); доходы от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов ; доходы от оказания услуг или компенсации затрат муниципального образования; платежи от муниципальных организаций; средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход муниципального образования; административные платежи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям.

Безвозмездные перечисления в местные бюджеты осуществляются в виде финансовой помощи федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; финансовой помощи бюджетов других муниципальных образований; прочих безвозмездных перечислений.

К другим доходам местных бюджетов относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ утвержденный объем доходов бюджета муниципального образования без учета финансовой помощи бюджетов других уровней бюджетной системы РФ не может быть ниже утвержденного объема текущих расходов бюджета, и должен не менее чем в 10 раз превышать уровень дефицита местного бюджета (ст. 92 БК РФ).

Сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления за счет следующих видов поступлений из источников финансирования дефицита местных бюджетов: поступлений от размещения муниципальных ценных бумаг ; кредитов кредитных организаций ; бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, получаемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, включая поступления от продажи акций, находящихся в собственности муниципального образования; поступлений от продажи земельных участков, зачисляемых в местный бюджет. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ на финансирование дефицита местного бюджета могут быть направлены остатки средств местных бюджетов (ст. 96 БК РФ).

Источники финансирования дефицита местного бюджета утверждаются представительными органами местного самоуправления в решении о бюджете на предстоящий финансовый год.

Согласно основному назначению муниципальных финансов - финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов: по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления.

Первая группа расходов - по удовлетворению основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования, включает расходы по:

  • реализации конституционных прав граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечению условий жизнедеятельности муниципального образования в целом (на охрану общественного порядка, благоустройство и озеленение территорий, вывоз и переработку бытовых отходов и мусора и т.п.);
  • осуществлению местного самоуправления (на проведение муниципальных выборов и местных референдумов , на содержание органов местного самоуправления);
  • обслуживанию муниципального долга. Финансирование расходов данной группы осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов.

Вторая группа включает расходы по финансовому обеспечению полномочий, составляющих компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ и переданных ими органам местного самоуправления единовременно, на определенный срок либо бессрочно. Традиционно делегирование органам местного самоуправления государственных полномочий рассматривается как инструмент децентрализации государственной власти, способствующий повышению эффективности государственного управления на местном уровне исходя из интересов населения и с учетом местных традиций.

Финансовое обеспечение органами местного самоуправления делегируемых им отдельных государственных полномочий предполагает соблюдение условий:

  • объем расходов местных бюджетов на осуществление делегируемых полномочий не может превышать величину средств, полученных от органов государственной власти в счет обеспечения таких полномочий;
  • условия и порядок дополнительного использования собственных доходов местных бюджетов для финансирования делегируемых государственных полномочий подлежит регламентации в уставе муниципального образования;
  • порядок расходования органами местного самоуправления средств на осуществление делегируемых государственных полномочий устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ.

Выделение третьей группы расходов обусловлено правом органов местного самоуправления муниципальных районов на делегирование части своих полномочий органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав данного муниципального района, и напротив - передачей органами местного самоуправления конкретных поселений части своих полномочий в пользу муниципальных районов.

Финансовое обеспечение органами местного самоуправления делегируемых им полномочий по решению вопросов местного значения, находящихся в ведении других муниципальных образований, осуществляется исключительно на основе соглашения органов местного самоуправления и в пределах средств, полученных в порядке компенсации дополнительных расходов.

Органы местного самоуправления могут инвестировать средства местных бюджетов в уставный капитал организаций, передавать бюджетные средства в управление, предоставлять бюджетные ссуды на покрытие кассовых разрывов других бюджетов. Между тем размещение бюджетных средств на банковских депозитах Бюджетным кодексом РФ не допускается (ст. 237 БК РФ).

Наряду с местным бюджетом экономическую основу местного самоуправления могут составлять муниципальные внебюджетные фонды, являющиеся самостоятельным звеном муниципальных финансов.

Муниципальные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемые вне бюджетов муниципальных образований и предназначенные для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.).

Функционирование муниципальных внебюджетных фондов основано на целевой направленности в формировании финансовых ресурсов, когда мобилизация денежных средств осуществляется с учетом заранее обозначенных и конкретизированных направлений их использования.

Право органов местного самоуправления на образование муниципальных внебюджетных фондов впервые было сформулировано в Законе РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». Активное формирование органами местного самоуправления муниципальных внебюджетных фондов было продиктовано стремлением обеспечить концентрацию финансовых средств на приоритетных для муниципального образования задачах или особо значимых программах; использовать целевую направленность отдельных видов доходов (например, платежей за пользование природными ресурсами); гарантировать исполнение определенных расходных обязательств независимо от результатов исполнения местных бюджетов; повысить оперативность управления финансовыми ресурсами. Между тем внебюджетные фонды не позволили органам местного самоуправления добиться эффективного и рационального использования средств, что было обусловлено рядом факторов:

  • ограниченностью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления;
  • многоканальностью финансирования одних и тех же расходов;
  • несоразмерностью закрепляемых источников доходов с объемом средств, требуемых для реализации программ;
  • отказом от использования свободных остатков средств муниципальных внебюджетных фондов на финансирование дефицита местных бюджетов;
  • несовершенством организации учета и контроля за формированием и использованием средств данных фондов.

Отвлечение доходов в муниципальные внебюджетные фонды явилось скрытой формой завышения потребности муниципального образования в финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ. В общем итоге процесс консолидации бюджетов и государственных внебюджетных фондов, начатый на федеральном уровне в 1994 г., нашел свое постепенное проявление в виде упразднения одних муниципальных внебюджетных фондов и консолидации в местных бюджетах на условиях целевых бюджетных фондов других.

Современное федеральное законодательство не позволяет определить правовое положение муниципальных внебюджетных фондов ясным и недвусмысленным образом. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подтверждает, что представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, входящие в состав муниципальной собственности. Вновь принятый в 2003 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данного права не формулирует и устанавливает исключительное положение местных бюджетов в финансовом обеспечении вопросов местного значения. Бюджетный кодекс РФ указаний на возможность создания муниципальных внебюджетных фондов также не содержит; положение муниципальных внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ не определено.

Вместе с тем отсутствие в федеральном законодательстве норм, запрещающих формирование муниципальных внебюджетных фондов, не препятствует деятельности органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов во внебюджетной форме. Об этом свидетельствует наличие внебюджетных фондов во многих муниципальных образованиях.

Федеральное законодательство не предусматривает обязательных платежей, подлежащих зачислению в муниципальные внебюджетные фонды. Налоги и сборы, закрепляемые за местными бюджетами, не могут направляться в муниципальные внебюджетные фонды. Органы местного самоуправления не обладают правом на введение дополнительных сборов и иных обязательных платежей, не предусмотренных федеральным законодательством. Таким образом, доходы муниципальных внебюджетных фондов ограничены по составу и объему мобилизуемых средств: добровольные взносы и пожертвования граждан и организаций на соответствующие цели; штрафы за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (подлежат использованию на природоохранные и восстановительные мероприятия); штрафы за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении органов местного самоуправления (направляются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия); иные доходы в соответствии с законодательством РФ.

За счет средств муниципальных внебюджетных фондов могут финансироваться расходы по удовлетворению различных потребностей местных сообществ с учетом необходимости закрепления данных расходов за определенными видами доходов (например, расходы на природоохранные мероприятия, муниципальное жилищное строительство, строительство и ремонт дорог муниципального значения, поддержку малого предпринимательства и др.).

Функциональная обособленность муниципальных внебюджетных фондов влечет их организационную самостоятельность. Эти фонды утверждаются в форме отдельных правовых актов представительных органов местного самоуправления в порядке, подлежащем определению в уставе муниципального образования. Средства муниципальных внебюджетных фондов зачисляются на специальные счета, открытые в кредитных организациях, осуществляющих кассовое исполнение бюджета.

Изменения, внесенные в ст. 14 Бюджетного кодекса РФ Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», позволяют разрешить неопределенность положения муниципальных внебюджетных фондов. Использование органами местного самоуправления иных, кроме местного бюджета, форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств теципального образования не допускается.

Контрольные вопросы

  1. Каково экономическое содержание государственных и муниципальных финансов?
  2. Чем обусловлена необходимость существования государственных и муниципальных финансов?
  3. Какие факторы влияют на организацию государственных и муниципальных финансов?
  4. Каков состав финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления?
  5. Каковы источники финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления?
  6. В чем различия между бюджетами и внебюджетными фондами органов государственной власти?
  7. Что такое государственные и муниципальные доходы?
  8. Что такое государственные и муниципальные расходы?
  9. Какие федеральные законодательные акты регулируют формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления?

Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте состав, структуру и динамику доходов и расходов федерального бюджета за последние пять лет.
  2. Проведите анализ состава и структуры доходов и поступлений региональных бюджетов за последние пять лет.
  3. Проведите анализ состава и структуры доходов и поступлений местных бюджетов за последние пять лет.

На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

Основные понятия государственных финансов

Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

Этапы развития понятия « государственные финансы »

Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

  • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
  • Финансы отраслей хозяйствования;
  • Финансы государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

Понятие государственных финансов было расширено за счет:

  • Нового Бюджетного Кодекса;
  • Определение трехуровневой бюджетной системы;
  • Определение понятия государственного долга;
  • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
  • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

Функции государственных финансов

Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

4) Создания и защиты способов обмена информацией;

5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

6) Производство общественных благ.

Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

  1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
  1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
  1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
  1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
  1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

  1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
  2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
  3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
  4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

Структура государственных финансов

Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Государственные финансы включают :

  • Государственный бюджет;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Государственные кредиты;
  • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
  • Бюджеты региональных и местных органов власти.

Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

  1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

  1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся :

  • Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.)
  • Другие целевые государственные и (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

  1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Примерные тесты по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

    Отношения, характеризующие финансы в качестве экономической категории, рассматриваются как …

а) товарные;

б) денежные;

в) регулируемые государством;

г) возникающие на стадии потребления общественного продукта;

д) распределительные.

    Функции финансов:

    государственная и международная;

    первичная и вторичная;

    фискальная и социальная;

    распределительная и контрольная.

    Обязанность государства проводить перераспределение денежных средств для решения общегосударственных задач реализуется при помощи … функции финансов:

а) стимулирующей;

б) контрольной;

в) распределительной;

г) регулирующей.

    Совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство и которые находятся в его распоряжении, – это …

а) финансовые ресурсы;

б) финансовые отношения;

в) средств и бюджетов всех уровней;

г) территориальные финансы.

    За счет государственных финансов обеспечивается:

а) изменение демографической ситуации в стране;

б) экономический рост в стране;

в) снижение уровня инфляции;

г) выполнение функций государства.

    Звенья государственных финансов – это …

    финансы предприятий;

    коммерческое страхование;

    финансы домашних хозяйств;

    бюджетная система.

    Территориальные финансы оказывают влияние на развитие:

а) регионов;

б) предприятий;

в) государства;

г) мирового сообщества.

    Основным субъектом финансового регулирования выступает:

а) регион;

б) население;

в) государство;

г) отрасли народного хозяйства.

    Материальными носителями финансовых отношений являются …

а) финансовые ресурсы;

в) все денежные средства;

г) национальный доход;

д) доходы и расходы денежных фондов целевого назначения.

    В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются …

а) средства государственных внебюджетных фондов;

б) финансовые ресурсы коммерческих организаций, находящихся на территории муниципального района;

в) средства муниципальных бюджетов;

г) средства региональных бюджетов субъектов РФ;

д) средства федерального бюджета.

    Финансовые ресурсы экономических субъектов включают …

а) амортизационные отчисления;

б) прибыль;

в) налог на прибыль;

г) оборотные средства;

д) излишек оборотных средств.

    Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов создаются главным образом за счет:

а) поступления страховых возмещений;

б) получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности;

в) финансовой помощи от физических и юридических лиц;

г) арендной платы.

    В качестве текущего финансового ресурса предприятие не может использовать:

а) кредиторскую задолженность;

б) амортизационный фонд;

в) прибыль;

г) дебиторскую задолженность.

    Источником формирования государственных финансовых ресурсов не является:

а) часть национального богатства;

б) вновь созданный чистый доход;

в) часть чистой прибыли предприятия;

г) привлекаемые средства из новых источников.

    К государственным финансовым ресурсам, полученным в порядке перераспределения, относится (относятся):

      эмиссия ценных бумаг;

      государственный кредит;

    1. доход от деятельности государственных унитарных предприятий.

    Совокупность финансовых институтов, каждый из которых, являясь относительно самостоятельным звеном, способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, – это …

а) финансовые отношения;

б) структура финансовой системы;

в) финансовая политика;

г) централизованные финансы.

    Сферы финансовой системы страны – это …

а) финансы индивидуальных предпринимателей;

б) государственные и муниципальные финансы;

в) финансы экономических субъектов;

г) финансы страховых организаций;

д) финансы бюджетных учреждений.

    Сферой финансовой системы является:

а) внебюджетные фонды;

б) финансы некоммерческих организаций;

в) государственные и муниципальные финансы;

г) финансы коммерческих организаций.

    К централизованным финансам относятся…

    муниципальные финансы;

    финансы коммерческих организаций;

    финансы домохозяйств.

    К децентрализованным финансам относится:

    финансы домохозяйств;

    муниципальные финансы;

    финансы финансовых посредников;

    финансы коммерческих организаций.

    Для федеративного государства характерна … финансовая система:

а) трехуровневая;

б) четырехуровневая;

в) двухуровневая;

г) одноуровневая.

    Местные финансы организованы согласно Закону «О финансовых основах местного самоуправления» на принципах …

а) самостоятельности;

б) режима экономии;

в) автономности;

г) гласности;

    Финансовый рынок функционирует в форме рынка …

а) ссудных капиталов;

б) информационного;

в) ценных бумаг;

г) коммерческих услуг.

    Государственные органы управления финансами в РФ – это …

а) территориальные органы Федерального казначейства РФ;

б) Министерство финансов РФ;

в) муниципальные финансовые органы;

г) кредитные организации;

д) финансовые органы на уровне субъекта РФ.

    В системе управления государственными финансами Правительства РФ реализует следующие задачи:

а) представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой политики;

в) осуществляет оперативный финансовый контроль;

г) рассматривает и утверждает проект федерального бюджета;

д) разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма.

    Функциональные элементы управления финансами – это …

а) финансовые ресурсы;

б) финансовое планирование;

в) стратегическое управление;

г) оперативное управление;

д) органы управления финансами;

е) финансовый контроль.

    Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют следующие функции:

а) составление отчета об исполнении федерального бюджета;

б) составление проекта федерального бюджета;

в) разработка программы государственных заимствований;

г) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета;

д) рассмотрение и утверждение федерального бюджета;

ж) разработка прогноза социально-экономического развития РФ.

    Полномочия Министерства финансов РФ следующие:

а) рассмотрение и утверждение федерального бюджета;

б) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета;

в) разработка программ государственных заимствований;

г) составление отчета об исполнении федерального бюджета;

д) составление проекта федерального бюджета;

е) принятие финансового законодательства;

ж) утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

з) представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета;

и) методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

к) управление государственным долгом РФ;

л) выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг.

    Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ, - это …

а) экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства;

б) контроль за внебюджетными средствами, используемыми министерствами и ведомствами;

в) финансовый контроль в процессе составления проекта бюджета и организации его исполнения;

г) контроль за исполнение федерального бюджета.

    Функции управления финансами включают …

а) финансовый анализ;

б) распределительную функцию;

в) финансовое прогнозирование;

г) планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;

д) стабилизирующую функцию;

е) оперативное регулирование финансов;

ж) регулирующую функцию;

з) контроль за состоянием финансов.

    По форме проведения различают финансовый контроль …

а) государственный и ведомственный;

б) негосударственный;

в) аудиторский;

г) последующий;

д) бюджетный;

е) текущий;

ж) налоговый;

з) предварительный.

    Основными методами проведения финансового контроля являются:

а) бюджетирование;

б) ревизия;

в) проверка;

г) калькулирование.

    Вид финансового контроля, который имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования, – это…

    экономический анализ;

    обследование;

    По методам проведения финансового контроля различают …

а) текущий финансовый контроль;

б) проверки;

в) последующий финансовый контроль;

г) ревизии;

д) обследования;

е) надзор;

ж) предварительный финансовый контроль;

з) анализ финансовой деятельности;

и) наблюдение;

к) мониторинг.

    В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на:

а) государственный;

б) частный;

в) внутрихозяйственный;

г) публичный.

    Какой контроль осуществляют неправительственные организации:

а) последующий;

б) ведомственный;

в) общегосударственный;

г) независимый;

    Какой контроль осуществляют неправительственные органы:

    ведомственный;

    последующий;

    независимый;

    общегосударственный;

    общественный.

    Проведение финансовой политики не включает:

а) разработку проекта федерального бюджета;

б) разработку экономической политики;

в) определение источников финансирования дефицита бюджета;

г) определение уровня заработной платы.

    Финансовый механизм – это …

а) способы мобилизации финансовых ресурсов;

б) виды финансовых отношений;

в) совокупность форм организации финансовых отношений, способов и методов формирования и использования финансовых ресурсов;

г) совокупность объектов финансового распределения;

д) деятельность финансового аппарата страны.

    Финансовое планирование – это …

а) элемент финансового механизма;

б) элемент финансовой политики;

в) функциональный элемент системы управления финансами;

г) элемент финансовой системы страны.

    Федеральные финансы России включают …

а) федеральный бюджет;

в) Пенсионный фонд РФ;

г) бюджеты субъектов РФ;

д) бюджет г. Москвы;

е) бюджет г. Ярославля;

ж) местные бюджеты;

з) бюджеты городских округов;

и) бюджет Краснодарского края;

л) Федеральный фонд ОМС;

м) Территориальные фонды ОМС.

    Субфедеральные (региональные) финансы России включают …

а) федеральный бюджет;

б) государственные внебюджетные социальные фонды;

в) Пенсионный фонд РФ;

г) бюджеты субъектов РФ;

д) бюджет г. Москвы;

е) бюджет г. Ярославля;

ж) местные бюджеты;

з) бюджеты городских округов;

и) бюджет г. Санкт - Петербурга;

к) Фонд социального страхования РФ;

л) Федеральный фонд ОМС;

м) Территориальные фонды ОМС.

    Местные финансы организованы согласно закону «О финансовых основах местного самоуправления» на принципах …

а) самостоятельности;

б) режима экономии;

в) автономности;

г) гласности;

д) государственной финансовой поддержки.

    К бюджетным муниципальных образований (местным бюджетам) относятся …

а) бюджеты городских округов;

б) областные бюджеты;

в) краевые бюджеты;

г) окружные бюджеты;

д) бюджеты муниципальных районов;

е) бюджеты сельских поселений;

ж) бюджеты городских поселений;

з) бюджет г. Москвы;

и) бюджет г. Воронежа;

к) бюджет Подольского района Московской области;

л) бюджет Кабардино-Балкарской республики;

м) бюджет республики Карелии.

    Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве …

а) заемщика;

б) кредитора;

в) гаранта.

    Государственный кредит не выполняет … функцию

      распределительную;

      регулирующую;

      уравновешивающую;

      компенсирующую.

    По эмитентам государственные займы классифицируются как …

а) внутренние заимствования;

б) внешние заимствования;

г) займы, размещаемые региональными и местными органами управления;

д) рыночные займы;

е) нерыночные займы.

    Государственные займы делятся на внешние и внутренние по:

а) субъектам заемных отношений;

б) формам доходности;

в) формам обращения на рынке;

г) месту размещения.

    По обращению на рынке государственные займы классифицируются как …

а) внутренние заимствования;

б) внешние заимствования;

в) займы, размещаемые федеральными органами власти;

г) займы, размещаемые региональными органами управления;

д) рыночные займы;

е) нерыночные займы.

    По субъектам отношений государственные займы подразделяются на:

а) займы, размещенные центральными и местными органами власти;

б) краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

в) рыночные и нерыночные;

г) внутренние и внешние.

    Управление государственным долгом РФ осуществляет:

а) орган местного самоуправления;

б) правительство РФ;

в) орган исполнительной власти субъекта РФ и орган местного самоуправления;

г) орган исполнительной власти субъекта РФ.

    Изменение условий обслуживания и погашения обязательств государственного долга носит название:

а) рефинансирование;

б) унификация;

в) реструктуризация;

г) погашение.

    В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на …

а) внутренний;

б) капитальный;

в) внешний;

г) основной;

д) текущий;

е) государственный долг;

ж) муниципальный долг.

    Роль государственных финансов минимальна в …

        конфедеративном государстве;

        парламентской республике;

        федеративном государстве;

        унитарном государстве.

    Государственный бюджет РФ является основным источником финансовых ресурсов:

а) федеральных органов власти;

б) домохозяйств;

в) граждан;

г) органов власти субъектов федерации.

    К формам бюджетного финансирования не относятся…

а) межбюджетные трансферты;

б) государственный кредит;

в) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

г) трансферты населению.

    Через государственный бюджет происходит перераспределение финансовых ресурсов между …

а) гражданами и предприятиями;

б) отдельными административно-территориальными образованиями;

в) гражданами;

г) различными уровнями государственной власти.

    К основным функциям бюджета относятся (несколько ответов):

    распределительная;

    стимулирующая;

    регулирующая;

    организационная.

    Что относится к функциям бюджетной системы в РФ?

а) обеспечение связи и перераспределения средств между бюджетами различных административно-территориальных образований;

б) обеспечение бездефицитного исполнения бюджетов РФ;

в) обеспечение своевременного поступления доходов и полного финансирования государственных функций;

г) обеспечение одинакового объема потребления бюджетных услуг на всей территории страны.

    К принципам бюджетной системы не относится …

    принцип равномерности;

    принцип самостоятельности бюджетов;

    принцип гласности;

    принцип единства бюджетной системы.

    Одним из принципов бюджетного устройства является:

а) полнота;

б) достоверность;

в) целостность;

г) негативность

    Бюджетная система РФ не включает в себя...

    бюджет семьи;

    региональный бюджет;

    местный бюджет;

    федеральный бюджет.

    Составление бюджета напрямую не основывается на …

    Конституции РФ;

    прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

    бюджетном послании Президента РФ;

    балансе финансовых ресурсов.

    В бюджетную систему унитарного типа включаются следующие виды бюджетов:

а) федеральный бюджет;

б) государственный бюджет;

в) местные бюджеты;

г) региональные бюджеты.

    К отличительным особенностям бюджетной системы унитарного типа относятся …

а) гибкая бюджетная политика на местах;

б) единые стандарты финансирования и виды общественных услуг;

в) высокая степень самостоятельности местных бюджетов;

г) высокая степень контроля за сбором и расходованием бюджетных средств на местах.

    Доходы бюджетов согласно бюджетной классификации делятся …

а) по целевым статьям расходов бюджета;

б) в соответствии с экономическим содержанием;

в) в соответствии с органами власти их взимающими;

г) в соответствии с источниками их формирования.

    Федеральная налоговая служба в РФ осуществляет следующие функции:

а) составление и исполнение доходной части бюджета;

б) реформирование бюджетной сферы;

в) ведение учета налогоплательщиков;

г) контроль за перечислением налоговых доходов в бюджеты различных уровней.

    Фискальная политика представляет собой … политику государства:

а) денежную;

б) налоговую;

в) ценовую;

г) бюджетную.

    Элементы налога – это…

    ставка процента;

    единица площади;

    единица веса;

    объект налога.

    Средства, полностью или частично поступившие в соответствующий бюджет, называют … доходами

    косвенными;

  1. целевыми;

    собственными.

    Объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджета зависят от факторов:

    доходы от использования государственного имущества;

    уровень инфляции (изменение потребительских цен);

    объем золотовалютных резервов;

    динамика курса национальной валюты.

    Расходы государственного бюджета включают финансирование:

а) отраслей производственной сферы;

б) отраслей непроизводственной сферы;

в) выплату государственных долгов;

г) отраслей производственной и непроизводственной сферы и выплату государственных долгов.

    К основным налоговым доходам федерального бюджета относят …

              налог на игорный бизнес;

              водный налог;

              земельный налог.

    Федеральные налоги поступают в …

    министерство финансов РФ;

    федеральный бюджет;

    муниципальный бюджет;

    центральный банк РФ.

    К федеральным налогам относятся …

б) транспортный налог;

в) земельный налог;

д) акцизы;

е) водный налог;

ж) гос. пошлина;

    К налоговым вычетам, применяемым при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, не относится:

а) коммунальный;

б) имущественный;

в) профессиональный;

г) социальный.

    Таможенные пошлины и таможенные сборы зачисляются …

а) федеральный бюджет;

б) в бюджеты субъекты РФ;

в) в консолидированный бюджет РФ;

г) в бюджет г. Москвы.

    К неналоговым доходам федерального бюджета РФ относятся … (несколько ответов)

    местные налоги и сборы, зачисленные в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

    федеральные налоги и сборы, зачисленные в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

    таможенные пошлины;

    доходы от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.

    К региональным налогам относятся …

б) транспортный налог;

в) земельный налог;

д) акцизы;

е) водный налог;

ж) налог на игорный бизнес;

з) налог на имущество организаций.

    Бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами …

а) входят в федеральный бюджет;

б) не входят в федеральный бюджет.

    К региональным налогами и сборам относятся:

а) земельный налог.

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на имущество организаций;

г) транзитный налог.

    К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

а) доходы от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;

б) таможенные пошлины;

в) местные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

г) федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством.

    Консолидированный бюджет области включает:

а) областной бюджет;

б) бюджет городов;

в) бюджет районной области;

г) поселковые бюджеты;

д) федеральный бюджет.

    Бюджетная классификация включает:

а) классификацию доходов бюджета РФ;

б) классификацию финансовых ресурсов;

в) классификацию источников финансовых ресурсов;

г) классификацию расходов бюджета.

    В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на:

а) защищенные и незащищенные;

б) текущие и капитальные;

в) безвозмездные и возмездные;

г) экономические и социальные.

    Проект закона о бюджете становится законом после …

    рассмотрения и утверждения Госдумой РФ;

    одобрения на референдуме;

    одобрения Правительством РФ;

    утверждения Правления Банка России.

    Последовательность осуществления бюджетного процесса – это …

а) рассмотрение проекта бюджета и его утверждение;

б) утверждение отчета об исполнении;

в) исполнение бюджета;

г) составление проекта бюджета.

    Государственная дума рассматривает федеральный бюджет в … чтениях

    В бюджете РФ в настоящее время:

а) бюджетный дефицит;

б) бюджетный профицит;

    Превышение доходной части бюджета над расходной – это …

          1. профицит;

            сбалансированное состояние.

    Дотация – это …

    финансовые средства для обеспечения долгосрочных проектов;

    нецелевая финансовая помощь нижестоящим бюджетам;

    целевая помощь для финансирования отдельных текущих расходов предприятий;

    финансирование на возвратной основе.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…