Доход государственного внебюджетного фонда федеральный бюджет. Государственные внебюджетные фонды российской федерации

Внебюджетный фонд

(Off-budget fund)

Состав и классификация внебюджетных фондов

Особенности социальных внебюджетных фондов РФ

Принятый в России обязательного медицинского страхования соответствует и международным правовым тенденциям. В большинстве развитых стран вопросы финансирования системы здравоохранения считаются одними первостепенным. Решение этой задачи недопустимо пускать на самотек. Поэтому принятие закона обязательного медицинского страхования - это серьезный шаг к отказу от остаточного принципа финансирования сферы здравоохранения и построению финансового задела для вывода ее на качественно более высокий уровень.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В настоящее время в России созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Обязательное медицинское страхование в силу закона распространяется на всех без исключения россиян. Любой гражданин, независимо от уровня доходов, пола или возраста, обладает правом доступа к бесплатным медицинским услугам, предусмотренным программой ОМС. В 2010 г. в России в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация , что сопоставимо с данными за 2009 г. (8 142 медицинские организации ). В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. руб. (в 2009 г.- 491,5 млрд. руб.), в том числе на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. руб.

Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.

Финансирование программы обязательного медицинского страхования производится государством. Источниками финансирования в данном случае служат и нижестоящие бюджеты, средства организаций и предприятий, благотворительные суммы. С работающих граждан удерживаются страховые взносы и перечисляются в специальный фонд, расходование средств из которого происходит при обращении пациентов за медицинской помощью. При этом люди с разным уровнем дохода уравнены в правах, - каждый из них имеет право на один и тот же пакет врачебной помощи.

В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи - 477,2 млрд. руб. или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. руб., или 1,5 %. В общей сумме издержек страховых медицинских организаций 476,5 млрд. руб. (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. руб., что на 0,3 млрд. руб. больше, чем в 2009 г.

При росте затрат средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре издержек по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2009 г. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. руб., что на 14,5 млрд. руб. (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. руб. (в том числе единого социального налога - 153,1 млрд. руб.), что на 140 млн. руб. меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. руб.

В минимальный набор бесплатных страховых услуг входит:

Предоставление экстренной медицинской помощи в неотложных случаях, таких как роды, травматические ситуации, острые отравления;

Амбулаторное лечение пациентов с хроническими заболеваниями;

Роды, аборты, травмы, острые состояния - лечение в стационаре;

Медицинская помощь на дому для пациентов, не могущих самостоятельно передвигаться;

Оказание комплекса профилактических услуг для инвалидов, беременных женщин, детей, ветеранов, онкологических больных и пациентов с психическими расстройствами; реабилитация людей, перенесших инфаркт миокарда и инсульт.

Программа ОМС не включает лечение социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулеза и т.д.). Лечение этих заболеваний оплачивается из средств городского и федерального бюджетов. Из бюджета также оплачиваются деятельность Скорой медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, ушное, глазное), дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению.

Программа обязательного медицинского страхования предусматривает весь комплекс стоматологических услуг для детей и студентов, матерей с детьми до 3-х лет, беременных, ветеранов. Кроме того, существует система обеспечения медикаментами для категорий населения, пользующихся специальными льготами.

Полис ОМС - это главный медицинский документ застрахованного, который нужно беречь, как зеницу ока. Получение дубликата страхового полиса - дело хлопотное и требующее расходов времени. Фактически, полис обязательного медицинского страхования является доказательством заключения соглашения ОМС и подтверждением того, что пациент является участником программы. Страховой полис содержит ссылку на номер и дату договоренности , там же указан и срок его действия. Рабочие и служащие получают полис ОМС в бухгалтерии или отделе кадров своего предприятия; неработающие россияне - в государственной страховой организации.

Если у гражданина возникает необходимость в медицинской помощи, - он предъявляет в поликлинике страховой полис и удостоверение личности. Полис действителен только в период действия трудового . Увольняясь с предыдущего места работы, гражданин возвращает полис обязательного медицинского страхования в свою бухгалтерию. На новом месте работы человек получает новый полис.

Надо иметь в виду, что полис обладает силой лишь на территории Российской Федерации. И в этом заключается один из главных его недостатков. На граждан, выезжающих на длительный срок работать по контракту за пределы родного государства, не распространяются возможности программы обязательного медицинского страхования. Поэтому, в таких случаях необходимо позаботиться о дополнительных видах страхования.

01 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в России" от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. Давайте посмотрим, какие именно изменения произошли в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и каковы теперь права граждан.

К застрахованным лицам Федеральный закон N 326-ФЗ относит российских граждан, иностранцев (имеющих временную регистрацию или вид на жительство), лиц без гражданства и беженцев (в соответствие с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").

Также застрахованное лицо имеет право на выбор лечебного учреждения из числа участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также на выбор врача, для чего нужно подать заявление лично или через своего представителя на имя руководителя лечебного учреждения.

Предусмотрено также право на возмещение ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховым или медицинским учреждением своих обязанностей, на получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, на защиту персональных данных.

Однако вместе с правами есть и обязанности.

Так, застрахованные лица должны:

Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования (если Вы уже застрахованы и имеете полис, то в случае, если Вы не подадите заявление, Вы останетесь в той же страховой организации, что и раньше);

Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Законом предусмотрена разработка базовой и территориальной программ ОМС. Исходя из норм ст. 35 и ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа действует на всей территории Российской Федерации, а территориальная - в пределах субъекта федерации , где выдан медицинский полис, причем последний можно не предъявлять, если требуется экстренная медицинская помощь.

Таким образом, имея полис, можно получить медицинскую помощь на всей территории РФ, но только в рамках базовой программы ОМС. Получить помощь в рамках территориальной программы можно только по местному полису.

Для получения полиса ОМС нужно обратиться в интересующую страховую медицинскую организацию с соответствующим заявлением. Если такой организации нет, то обращаться нужно в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В тот же день застрахованному лицу должен быть выдан полис или, в отдельных случаях, предусмотренных правилами обязательного медицинского страхования, временное свидетельство.

Что касается работающих граждан, обязанность оформить полис остается за работодателями до 01 мая 2011 г., а после работники должны будут получать полисы самостоятельно (Пункт 4 ч. 1 ст. 16, ст. 46 закона).

Страхование детей со дня рождения до дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, а после такой регистрации - организацией по выбору одного из родителей.

Услуги медицинской страховки в Республики Германии оказывают специальные организации, называемые больничными кассами.

Первая страховая Федеративной Республики Германии , предложившая клиентам медицинский страховой полис, появилась ещё в 1848 г. Называлась она "Больничная касса служащих Берлинского". Но ещё раньше, в 1843 г., прототип медицинского страхования был введён для служащих табачной промышленности. Всё это были частные организации.

На государственный уровень проблему медицинского страхования вывел великий собиратель немецких земель Отто фон Бисмарк в ходе своих социальных реформ. В 1881 г. он выдвинул идею обязательного социального страхования всех служащих, куда медицинская страховка вошла в первую очередь. С тех пор все работники, а также члены их семей, на территории Федеративной Республики Германии (ФРГ) с доходом, не превышающим определённую законом сумму, обязаны иметь медицинскую страховку.

Сумма годового дохода, выше которой обязательную государственную медицинскую страховку иметь уже не обязательно, меняется в последнее время каждый год. Законодатели стараются постоянно увеличивать эту сумму, чтобы больше людей попадали под обязательное страхование. В 2011 г. те, кто получает в год более чем 49500 €, могут решать самостоятельно, нужна ли им медицинская страховка, и если нужна, то какая именно: частная или государственная.

Все остальные обязаны отдавать в больничные кассы 7,9% своего годового дохода. Ещё 7% от зарплаты работника платит работодатель. На данный момент в Республики Германии около 150 государственных страховых компаний предоставляющих медицинское страхование. По закону качество медицинских услуг не может зависеть от того, в какую кассу платит бюргер страховые взносы. Примерно 95% услуг, предоставляемых кассами, должны быть абсолютно одинаковыми. Оставшиеся 5% услуг включают в себя оплату различных нетрадиционных методов лечения или какие-то дополнительных сервисов. По плану реформы 2009 г. на этом пятипроцентном сегменте рынка должны включаться рыночные рычаги.

Все основные медицинские услуги предоставляются бесплатно. Но есть исключения в виде "неосновных" услуг. Например, поход к зубному врачу может вылиться в кругленькую сумму, в зависимости от того, какую часть затрат покрывает страховка. Некоторые кассы предлагают своим клиентам дополнительный пакет услуг. Например, если человек регулярно посещает стоматолога, то касса оплатит ему лечение зубов не на 70%, а на 90%. Существуют и другие премии. Проще всего использовать специальный сервис, где есть по всем немецким государственным медицинским страховкам. Там можно конкретно узнать какие бонусные пакеты есть в той или иной страховой компании, а также сравнить услуги страховых компаний между собой.

Для детей в возрасте до 18-ти лет вообще не существует никаких "неосновных" издержек. Любые прописанные врачом процедуры и медикаменты оплачиваются страховкой. Для взрослых существуют доплаты. Например, 10 € в квартал стоит посещение врача. А за любые прописанные медикаменты необходимо уплатить 5 €. Но и эти копейки могут быть оплачены государством, если бюргер имеет малый доход.

Затем каждая касса получает из него деньги , пропорционально своему количеству клиентов. Именно поэтому страховым компаниям всё равно, кого страховать - богатого или бедного, молодого или старика. Все деньги в итоге будут поделены поровну. Если же страховке выделенной части средств не хватает, то она имеет право собрать со своих клиентов дополнительные взносы. Минимальный взнос составляет 8€ в месяц, а максимальный - 1% от дохода клиента. От дополнительных выплат нельзя отказаться. Но зато можно разорвать контракт со страховкой в течение следующих двух месяцев. Кассы обязаны предупреждать своих клиентов о введении дополнительного сбора. Обычно об этом пишут заранее на сайте страховой фирмы.

После того, как страховка выбрана, следует заключить контракт с кассой. Можно вызвать на дом страхового агента или попросить прислать договор по почте. Если страховка по какой-то причине не подошла, то её можно сменить, правда, это занимает некоторое время. После заключения страховки разорвать контракт с ней можно только через 18 месяцев, при условии, что касса не начинает собирать дополнительных сборов.

После заключения контракта касса присылает по почте страховой полис на каждого члена семьи, если тот не работает. Таким образом, один работающий платит за всю семью и все пользуются его страховкой. Работодатель переводит в указанную служащим кассу ежемесячно. Более того, работодатель платит кассе ещё ровно столько же, сколько платит сам служащий.

Страховой полис бюргера представляет пластиковую карту стандартного размера, содержащую микрочип. В ней хранятся имя владельца, его контактные данные, дата рождения и прочая административная информация, необходимая врачам. Врач или аптекарь, обслуживая клиента, сначала проводит картой по специальному считывающему устройству.

Все в Федеративной Республики Германии вольны самостоятельно выбирать лечащих врачей. Никто не привязан к районным поликлиникам или региональным медицинским учреждениям. Конечно, страховка может не покрыть, например, расходы на дорогу в отдалённую клинику, если в таком выборе не было особых оснований, но лечение - другое дело.

Помимо государственных больничных касс, как уже писалось выше, существуют частные кассы. В них система оплаты устроена несколько иначе. Сначала больной самостоятельно платит за лечение, затем посылает счета в страховую компанию, которая возвращает ему деньги. На каждого члена семьи надо заключать отдельную частную страховку и платить тоже приходится отдельно. Но если доходы велики, то это всё равно может быть дешевле, чем 14,9% от зарплаты. Таким образом, частные страховки наиболее выгодны тем богатым жителям Федеративной Республики Германии (ФРГ), которые не имеют проблем со здоровьем и детей.

К старости выплаты в государственную страховку снижаются, в зависимости от заработанной пенсии. Для малоимущих и безработных страховку обеспечивает государство.

Благодаря такой системе страхования в Республики Германии нет проблем с получением необходимого медицинского обеспечения. Но недостатки у этой системы всё же есть. Например, производители медицинского оборудования или поставщики услуг непомерно задирают цены, в расчёте на то, что платят то за услуги не люди, а страховые компании.

В США медицинское страхование добровольное и почти полностью осуществляется работодателями. Страхование от болезней - наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские служащие получают такую страховку. Все же в наиболее крупных компаниях медицинское страхование является почти неотъемлемым условием, и в 1990 г. им было охвачено около 75% населения США .

Существует много видов медицинского страхования. Наиболее распространенным является так называемое компенсационное страхование, или страхование "платы за услуги". При этой форме страхования работодатель выплачивает страховой компании страховую премию за каждого работника, обеспеченного соответствующим полисом. Затем страховая оплачивает чеки, представленные больницей или другим медицинским учреждением либо врачом. Таким образом, оплачиваются услуги, входящие в страховой план. Обычно страховая компания покрывает 80% затрат на лечение, за остальное должен платить сам застрахованный.

Существует альтернатива - страхование так называемых управляемых услуг. Число американцев, охваченных этим видом страхования, быстро увеличивается (более 31 млн. чел. в 1991 г.). В данном случае страховая компания заключает контракты с врачами, другими медицинскими работниками, а также c учреждениями, включая больницы, на оказание всех услуг, предусмотренных этим видом страхования. Обычно медицинские учреждения получают фиксированную сумму, которая выплачивается заранее за каждого застрахованного.

Различия между двумя описанными видами страхования очень существенны. При страховании "управляемых услуг" медицинские учреждения получают только фиксированную сумму из расчета на каждого застрахованного пациента независимо от объема оказанных услуг. Таким образом, в первом случае работники системы здравоохранения заинтересованы в привлечении клиентов и предоставлении им разнообразных услуг, тогда как во втором - они скорее откажутся от назначения пациентам дополнительных процедур, по крайней мере, вряд ли назначат их больше, чем необходимо.

В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% издержек на здравоохранение в рамках основных программ - "Медикэйд" (Medicaid) и "Медикэр" (Medicare). В соответствии с программой "Медикэр" осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья. Программа "Медикэр" частично финансируется за счет налога, взимаемого со всех работающих - как с наемных рабочих, так и с работодателей. В целом этот налог составляет около 15% дохода занятых американцев. Кроме того, "Медикэр" финансируется из общих поступлений подоходного налога. Программа "Медикэйд" предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. В рамках этой программы оплачивается также пребывание в домах престарелых тех, кто требует постоянного ухода и не может обходиться без ежедневной посторонней помощи.

Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. Большая часть расходов на медицинские услуги в США покрывается за счет добровольного медицинского страхования, которое оплачивается работодателями, а также правительством. Тем не менее, на долю граждан приходится значительная часть затрат за предоставленные медицинские услуги. Эти платежи принято считать механизмом регулирования и соответствующего снижения издержек (если работник оплачивает часть затрат самостоятельно, он реже обращается к врачу).

Внебюджетный фонд (Off-budget fund) - это

Финансовый словарь - (off budget funds) государственный денежный фонд, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Формируется за счет специальных источников (не налоги, а специфические … Экономико-математический словарь

Внебюджетный фонд Энциклопедия права

Внебюджетный фонд - в РФ целевой гос ный, региональный или местный финансовый фонд, образуемый для накопления и дальнейшего целевого использования денежных средств в соответствии с потребностями социально экономического развития государства, субъекта РФ, региона,… … Большой юридический словарь

Государственный внебюджетный фонд - в РФ фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы,… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД, форма образования и расходования денежных средств (см. ДЕНЬГИ), образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на… … Энциклопедический словарь Подробнее Подробнее Купить за 44.95 руб электронная книга


Реформирование системы государственных финансов России в 1990-е гт. связано с появлением внебюджетных фондов. Их создание необходимо для решения ряда жизненно важных задач экономического и социального характера. Так, в частности, речь шла прежде всего о формировании устойчивой системы пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на длительный период источника денежных средств для финансирования конкретных социальных потребностей общества. Для них характерно четкое закрепление доходных источников, строго целевое использование средств.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных (централизованных) финансов. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных социальных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются в основном за счет обязательных платежей по единому социальному налогу. В состав государственных внебюджетных фондов входят:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования;
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

С 1993-го по 2000 г. в российской Федерации существовал также Государственный фонд занятости РФ. Средства этого фонда предназначались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в области занятости населения. Основным источником доходов этого фонда были взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Однако с 1 января 2001 г. данный фонд прекратил свое существование. В связи с этим расходы на мероприятия, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой безработных граждан, организацией общественных работ, выплатой пособий по безработице, содержанием служб занятости и т.п., осуществляются из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Фонды обязательного медицинского страхования созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период. Они представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению правительства принимаются в форме федеральных законов. Если они имеют дефицит, то утверждают источники финансирования дефицита бюджета. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов должны содержать показатели доходов и расходов. Проекты направляются Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума направляет проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в профильный комитет. Эти проекты должны быть рассмотрены в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Расходы распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 35 дней после их принятия в первом чтении и в течение 15 дней - в третьем чтении. Далее они передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются на рассмотрение законодательных органов власти субъектов Федерации одновременно с проектами законов о бюджетах субъектов. Счетная палата РФ, органы государственного финансового контроля проводят экспертизу проектов данных бюджетов.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством. Кассовое обслуживание исполнения их бюджетов осуществляется органами Федерального казначейства.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне средств бюджетов, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для финансирования конкретных социальных нужд обще федерального либо территориального назначения.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Правда, эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности предприятий и организаций различных правовых форм и форм собственности.

Крупнейшим из внебюджетных фондов и одним из значимых социальных институтов России является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. При этом решались две принципиально важные задачи: 1) средства пенсионной системы выводились из состава консолидированного бюджета; 2) они становились сферой самостоятельного бюджетного процесса.

Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые осуществляют работодатели. В результате источником выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Механизм пенсионной реформы в стране изменился в 2002 г. (законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ).

До 2002 г. в нашей стране действовала распределительная пенсионная система, в рамках которой все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд РФ. При этом они не участвовали в процессе инвестирования, а сразу распределялись на всех граждан.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов социальной системы.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:
созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных и трудовых пенсий застрахованным лицам.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальньш лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

В результате пенсионной реформы сама пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть пенсии гарантируется государством и устанавливается в твердой сумме, одинаковой для всех. Повышенная базовая часть трудовой пенсии назначается по достижении 80 лет, при наличии иждивенцев, а также гражданам, являющимся инвалидами I группы. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, перечисляемых в федеральный бюджет.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

Страховая часть пенсии напрямую зависит от стажа и заработной платы, а с 2002 г. - от объема поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд на лицевой счет конкретного лица. Пока человек работает, на основании ежемесячных отчислений на финансирование страховой части формируется сумма так называемого расчетного пенсионного капитала - значение, используемое для расчета страховой части пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии = Расчетный пенсионный капитал / Количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.

Но физически эти деньги не аккумулируются на счете конкретного человека, а идут на выплаты другим пенсионерам. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период, и не может превышать коэффициента индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период. В зависимости от темпов инфляции отчисления, зачисленные на страховой счет, могут индексироваться от одного до четырех раз в год.

Накопительная часть пенсии зависит от заработной платы и дохода от инвестирования накопленных средств. В отличие от распределительной части пенсии ее накопительная часть не идет на выплаты текущим пенсионерам, а аккумулируется на специальной части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ. Эти деньги в зависимости от сделанного человеком выбора находятся под управлением государственной или частной управляющей компании, которые инвестируют их на рынке ценных бумаг с целью увеличения пенсионного капитала. От того, какую управляющую компанию гражданин выберет сегодня, зависит накопительная часть пенсии и насколько вырастет пенсионный капитал конкретного человека.

Пенсионный фонд имеет вертикально интегрированную структуру и состоит из управлений Пенсионного фонда по федеральным округам и отделений Пенсионного фонда на конкретных территориях (районах, городах) субъектов РФ. Руководство Пенсионным фондом России осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Правление возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности правительством.

Правление фонда отвечает за выполнение его функций, определяет перспективные и текущие задачи, структуру штатов, составляет проект бюджета, смету расходов фонда и его органов, формирует отчеты об их исполнении Правление Пенсионного фонда назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений, участвует в разработке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий.

Пенсионный фонд обеспечивает:
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;
капитализацию средств Пенсионного фонда, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;
организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц;
организацию и ведение банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд;
межгосударственное и международное сотрудничество;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и др.

Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью РФ. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодными федеральными законами.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:
налоговых доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
сумм пеней и других финансовых санкций;
доходов от размещения временно свободных денежных средств Пенсионного фонда;
добровольных взносов физических и юридических лиц;
иных поступлений.

ЕСН предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Среди плательщиков ЕСН:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам организации; индивицуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
При этом максимальные (базовые) ставки отчислений ЕСН в Пенсионный фонд РФ (при сумме выплат до 280 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:
для организаций-работодателей - 20% от налогооблагаемой базы;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов - 15,8%;
для индивидуальные предпринимателей - 7,3%;
для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, - 5,3%;
для индивидуальных предпринимателей - 29 080 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

К основным направлениям расходования средств Пенсионного фонда РФ относят следующие выплаты: государственные пенсии по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца, по инвалидности, а также компенсации пенсионерам, материальную помощь престарелым и инвалидам; пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет; осуществление единовременных денежных выплат и т.п. Кроме перечисленного в расходы фонда включают финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Рассмотрим основные понятия пенсионной системы РФ.

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица от заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой или государственной пенсии, социального пособия.

Средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи в бюджет Пенсионного фонда с персональным целевым назначением, что обеспечивает права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Стоимость страхового года - это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения.

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

Фонд социального страхования образован в нашей стране в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Как и в случае с Пенсионным фондом РФ, Фонд социального страхования РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют счета в банках.

Для обеспечения деятельности Фонда социального страхования создан центральный аппарат, а в региональных отделениях (филиалах) - аппараты органов фонда. Основными задачами Фонда социального страхования являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда; ведение учета страховых взносов, платежей и др.;
организация работы по подготовке и переподготовке кадров для системы социального страхования.

Основными источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются налоговые доходы (единый социальный налог; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог).

В данный фонд поступают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также доходы от размещения временно свободных средств фонда, безвозмездные поступления, межбюджетные трансферты из федерального бюджета и иные поступления (недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС).

Максимальная ставка (2,9%) отчислений единого социального налога в Фонд социального страхования применяется, если начисленная заработная плата не превысит 280 тыс. руб. за календарный год. Это базовая ставка. Минимальную ставку отчислений в Фонд социального страхования применяют, если величина заработной платы будет выше 600 тыс. руб. за календарный год, она равна 11 320 руб. (2008).

При этом налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ используются только на целевое финансирование в соответствии с теми задачами, которые он призван решать. Зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных не допускается.

Средства Фонда социального страхования идут на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня - за счет средств фонда. При этом максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен нормативной величиной. В 2008 г. максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 руб., максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц составляет сумму, равную 17 250 руб. Расчет пособия зависит от среднего дневного заработка за предыдущие 12 календарных месяцев и от количества календарных дней, в течение которых работник болел, а также от страхового стажа. Если стаж работы составляет более 8 лет, то оплата равна 100%, если от 5 до 8 лет, то оплата равна 80% от среднего заработка, а если стаж менее 5 лет, то оплата равна 60% от среднего заработка. Кроме стандартных вариантов есть исключения для ряда лиц.

Средний дневной заработок зависит от начисленной оплаты труда за предыдущие 12 месяцев до болезни. Эта сумма делится на количество календарных дней, в течение которых человек работал и не имел среднего заработка.

На 2008 г. планируют дох оды бюджета Фонда социального страхования в сумме 305,6 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - в сумме 27,2 млрд руб. и получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 16,6 млрд руб. Общий объем расходов бюджета фонда в 2008 г. составит 323,8 млрд руб.

Прогнозируемый объем доходов бюджета фонда на 2009 г. равен 346,4 млрд руб., а на 2010 г. - 389,9 млрд руб., На 2009 г. утвержден общий объем расходов бюджета фонда, равный 356 млрд руб., а на 2010 г.-389,4 млрд руб.

Установлен норматив оборотных денежных средств фонда на начало каждого календарного года в размере не менее 25% среднемесячных расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, на оздоровление детей, оплату стоимости путевок и другие расходы.

Фонды обязательного медицинского страхования являются неотъемлемой частью системы государственного страхования граждан Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Такое страхование призвано обеспечить населению равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах, определенных целевыми программами в рамках государственной социальной политики.

Введение обязательного медицинского страхования для государственного здравоохранения означало переход к смешанной модели финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т.п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы власти различных уровней и хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели), а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности системы государственного обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных государственных внебюджетных фондов. Они были образованы в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Фонд расходует средства на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполнение целевых программ, оказание медицинской помощи по обязательному страхованию, в том числе на охрану материнства и детства. Структурно Фонд обязательного медицинского страхования состоит из федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Бюджет фондов обязательного медицинского страхования формируется за счет единого социального налога и единого налога на вмененный доход, доходов от размещения временно свободных средств, межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, а также в результате безвозмездных поступлений.

Между тем средства Фонда обязательного медицинского страхования формируются главным образом за счет отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу организаций-работодателей, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Ставки взносов по обязательному медицинскому страхованию установлены раздельно для федерального и территориальных фондов. Если годовая сумма заработной платы работающего не превысит 280 тыс. руб., то максимальная ставка составляет 1,1% в федеральный и 2% - в территориальные фонды от начисленной заработной платы. Минимальные ставки отчислений в фонды обязательного медицинского страхования применяются при сумме заработка более 600 тыс. руб. за календарный год.

На 2008 г. планируется объем доходов бюджета фонда в сумме 123,2 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - в сумме 45,6 млрд руб. Общий объем расходов бюджета фонда составит 123,2 млрд руб, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ, равны 16,6 млрд руб.

Ежегодно отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год представляются в Счетную палату РФ для их внешней проверки. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда представляется в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.


Согласно ст. 143 БК РФгосударственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ.


Государственными внебюджетными фондами в РФ являются (ст. 144 БК РФ):


1) Пенсионный фонд РФ;


2) Фонд социального страхования РФ;


3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;


4) Государственный фонд занятости населения РФ. Правовой статус, порядок создания, деятельности


и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответствующим федеральным законом.


Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, при этом средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.


Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 2 ст. 145 БК РФ). Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда представляется органами исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов этого субъекта одновременно с представлением проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.


Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В бюджеты государственных внебюджетных фондов зачисляются налоговые доходы, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствии с установленными нормативами.


Расходование средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться только на цели, определенные законодательством, регламентирующим деятельность этих фондов, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.


Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Ообранию в форме проекта федерального закона. В аналогичном порядке утверждается отчет об исполнении бюджета регионального государственного внебюджетного фонда.

1. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.


2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.


3. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.


4. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со статьями 146 и 147 настоящего Кодекса.


5. В Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в течение трех дней направляются Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.


Государственная Дума в соответствии с Регламентом Государственной Думы направляет проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), и определяет профильные комитеты по соответствующим проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.


На пленарном заседании Государственной Думы проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации должны быть рассмотрены в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.


6. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:


прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;


дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.


6.1. При рассмотрении в первом чтении проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушивает доклады Правительства Российской Федерации, доклады представителей Счетной палаты Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и профильных комитетов и принимает решения о принятии или об отклонении указанных законопроектов.


7. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:


распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов;


источники финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;


текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.


8. Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету, профильном комитете.


Комитет по бюджету готовит таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты, которые рассматривают и представляют результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету.


Комитет по бюджету, рассмотрев указанные материалы, принимает решение и формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, выносимых на рассмотрение Государственной Думы.


Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядок согласования разногласий между комитетами Государственной Думы определяются Регламентом Государственной Думы.


Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации во втором чтении в течение 25 дней после их принятия в первом чтении.


9. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении.


При рассмотрении в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.


Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.


Совет Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.


10. Внесение изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.


В случае, установленном пунктом 3 статьи 212 настоящего Кодекса, положения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу.


11. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации не позднее принятия законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.


Порядок рассмотрения проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.


12. Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

В целях более эффективного использования финансовых ресурсов в государстве могут создаваться специальные фонды денежных средств. Образование таких фондов позволяет сосредоточить значительные денежные ресурсы и направить их на решение важнейших социально-экономических задач. Формируемые фонды создаются на основании законодательного акта и образуются отдельно от федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В то же время они включены в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Средства фондов являются федеральной собственностью и не подлежат изъятию.

В состав государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации относятся:

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации зачисляются следующие виды доходов:

налоговые доходы. К ним отнесены единый социальный налог (по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации), а также доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

неналоговые доходы. В их состав входят страховые взносы, доходы от размещения временно свободных средств, недоимки, пени, штрафы по взносам, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, и др.;

безвозмездные поступления. В первую очередь к ним относятся межбюджетные трансферты из федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации), передаваемые фондам, а также иные поступления.

Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования форми-руются за счет единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и отчислений от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами по нормативам, установленным ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В состав доходов бюджетов территориальных государственных фондов включаются недоимки по взносам в фонды, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения вреда, доходы от размещения временно свободных денежных средств фондов в государственные ценные бумаги, банковские вклады. Кроме этого в качестве безвозмездных поступ-лений зачисляются средства, поступающие от межбюджетных трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, из бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского) в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Управление государственными внебюджетными фондами осуществляется специальными органами. Органы управления фондов разрабатывают проекты бюджетов фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляют их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Указанный федеральный орган вносит проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов в установленном порядке в Правительство Российской Федерации вместе с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами. В разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов принимает участие Министерство финансов Российской Федерации (ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда с дефицитом должны быть утверждены источники его финансирования.

Основными характеристиками закона о бюджете государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период являются показатели:

прогнозируемого общего объема доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

общего объема расходов;

предельного объема дефицита бюджета государственного вне-бюджетного фонда и источники его финансирования либо предельного объема профицита бюджета государственного внебюджетного фонда.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюд-жетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете и утверждаются в форме законов не позднее принятия законов субъектов Российской Федерации о бюджете. Порядок рассмотрения проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов. Внесение изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. В установленный Бюджетным кодексом срок Правительство Российской Федерации направляет указанные отчеты в Счетную палату Российской Федерации для их внешней проверки. После проверки отчетов и подготовки заключения Счетная палата передает указанные документы в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации, которое представляет отчеты об исполнении бюджетов фондов в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иной бюджетной отчетностью. Порядок формирования отчетности по исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает или отклоняет их. Утверждение или отклонение отчетов производится в форме федерального закона.

Отчет об исполнении территориального государственного вне-бюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Проверку отчета осуществляет орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, который составляет заключение по нему и представляет его законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с проектом закона об исполнении бюджета территориального государствен-ного внебюджетного фонда и иной бюджетной отчетностью в сроки, установленные Бюджетным кодексом.

Контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставленных межбюджетных трансфертов, осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Еще по теме § 29. Понятие и виды бюджетов государственных внебюджетных фондов:

  1. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Раздел I. Правовой режим государственных и местных бюджетов и внебюджетных денежных фондов
  2. Модуль 2. Правовой режим государственных и местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных денежных фондов
  3. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Раздел I. Правовой режим государственных и местных бюджетов и внебюджетных денежных фондов