Национальная система стандартизации включает в себя комплекс. Перечень организаций, осуществляющих вопросы унификации на разных уровнях. Важнейшие принципы стандартизации

Государственная система стандартизации Российской Федерации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:

1 этап - начальный (2002 г.) - состояние ГСС к моменту принятия названного закона;

2 этап - переходный (2003 - 2010 гг.) - формирование фонда технических регламентов и трансформация государственных стандартов с обязательными требованиями в национальные стандарты добровольного использования;

3 этап - заключительный (2001 г.) - окончание формирования фонда запланированных технических регламентов и национальных стандартов, гармонизированных с техническими регламентами.

Важнейшим структурным элементом ГСС являются органы и службы стандартизации.

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет

Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

    утверждает национальные стандарты;

    принимает программу разработки национальных стандартов;

    организует экспертизу проектов национальных стандартов;

    обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;

    осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

    создает технические комитеты по стандартизации и координируя их деятельность;

    участвует в разработке международных стандартов, обеспечивает учет интересов РФ при их принятии;

    представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

    утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).

Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Стандарты нужны для того, чтобы было с чем сравнивать и к чему стремиться. А национальные стандарты - это такой эталон, который принят на уровне государства Национальным органом по стандартизации (Росстандарт). Образцы для соответствия классифицируют по видам.

По образу и подобию стандарта

Соблюдать или не соблюдать шаблоны - дело добровольное. Но есть в повседневной жизни такие моменты, которые требуют соблюдения установленных на законодательном уровне параметров, гарантирующих качество и безопасность. В законе отражены нормы и правила использования образцов для подражания.

Идеальные шаблоны в России

В современной жизни можно то и дело услышать или увидеть ссылки на Евростандарт или эталон общемировой.

Национальные стандарты Российской Федерации применимы только в пределах нашей родины и регламентируются в соответствии с Государственным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Основные положения.

Различают по таким видам:

  • общие или основополагающие;
  • по конкретной продукции и оказанию услуг;
  • шаблоны, относящиеся к определенной деятельности;
  • единые подходы к аналитической и надзорной функции.

Трудно было бы представить нашу жизнь без соблюдения этих эталонных требований. Национальные стандарты Российской Федерации обеспечивают дисциплину, повышают ответственность.

К чему стремиться?

Итак, шаблоны, образцы для подражания - все это призвано обезопасить нас и гарантировать качество, основываясь на определенных требованиях, будь то экологическая безопасность или безопасность труда, услуги, приносящие результат и не наносящие ущерба тем, кто их потребляет, санитарные и гигиенические распоряжения к тем или иным видам продуктов, условий содержания, транспортировки, интероперабельность и заменяемость разных типов товаров, технологий, также - информационных.

Таким образом, национальные стандарты - это, прежде всего, нормативные документы, определяющие заданные параметры и свойства для продукции или услуг одного типа. Обязательной стандартизации подлежит любая деятельность и производство, когда мы говорим о:

  • благополучии и безопасности людей, сохранности материальных ценностей любого уровня принадлежности (государственного, муниципального или личного);
  • воздействии на природу, на безопасное и здоровое существования живых организмов флоры и фауны;
  • исключении таких воздействий, которые наводят на неправильные выводы со стороны потенциальных потребителей;
  • необходимости надзора со стороны органов государственного органа по соблюдению стандартов.

Стандартизация охватывает практически все стороны нашей жизни. Ее значение только возрастает. Люди стали более требовательны к выбору товаров и услуг, к качеству обслуживания, к условиям труда, хотят гарантии.

ГОСТы - это звучит современно

ГОСТы никто не отменял, они по-прежнему в цене и актуальны, пожалуй, как никогда. А с 1 июля 2017 года введены в практику многие новейшие образцы для подражания в области пищевой промышленности. Уже в силе официальные бумаги, касающиеся технических условий и ГОСТа на методики измерения. Перечень ГОСТов и область их применения опубликована на специальных сайтах для всех заинтересованных лиц.

Для обычного потребителя важно увидеть, к примеру, на этикетке со сливочным маслом, указание на ГОСТ. То есть, потребитель видит, что масло произведено в соответствии со стандартом, определяющим натуральность и качество продукта. Если этот продукт не соответствует ГОСТу именно для сливочного масла, значит, называться он должен как-то иначе. То же касается творога, молока. Многие производители колбасных изделий также стали брать ориентир на ГОСТы, потому что видят, что покупатель отдает все чаще предпочтение продукции с гарантией.

Хотя это вовсе не означает, что производители ограничены в своих действиях. Цель их работы - быть лучше других, сохранять конкурентоспособность. А это значит, что ГОСТ и технические условия - это только часть обязательной программы действий. Остальное производитель может дополнить креативными решениями.

Образцы соответствия по отраслям

Существуют ГОСТы по отраслям, по инженерно-технологическим сообществам, по предприятиям, по разным другим организациям. Конечно, в разработке таких шаблонов участвуют профильные специалисты, обладающие опытом и большой подготовкой, имеющие немалый научно-технический потенциал, заслужившие авторитет. Принимаются такие образцы только в том случае, если они оптимально учитывают интересы всех предприятий. Они согласовываются с государственными органами управления. Иначе нельзя - отраслевые стандарты становятся законом, который придется соблюдать на практике.

Итак, при принятии отраслевого стандарта:

  • учитывают дату его введения;
  • регистрируют по всем правилам;
  • государственные органы, принявшие стандарты, информируют о них, издают или переиздают;

Соблюдать эти стандарты обязаны те предприятия, которые находятся в подчинении у государственного органа, принявшего стандарт. Все остальные могут соблюдать отраслевые стандарты на добровольной основе.

Разработчики стандартов

Главное действующее лицо в создании стандартов - это Росстандарт. У него очень важная миссия:

  • Представлять родину на мировых форумах и собраниях по созданию идеальных образцов для подражания, принимать активное участие в воплощении общемировых эталонов с учетом интересов нашей родины. Иногда международные стандарты идут вразрез с нашими стандартами и надо найти компромисс.
  • Вести работу с национальными стандартами. Это значит, разбираться в самой программе по разработке, организовывать экспертизу проверки, утверждать стандарты, опубликовывать их в средствах массовой информации и на сайтах, утверждать специальный знак - его изображение, означающее соответствие стандарту.
  • Организовывать и курировать их деятельность.
  • Следить за тем, чтобы отвечала интересам нашей экономики, соответствовала материальной базе и служила техническому прогрессу. Это важнейшая цель при разработке любых шаблонов и штампов.

Росстандарт свои функции и задачи реализует благодаря органам стандартизации в РФ. К ним относятся:

  • Технические комитеты, функция которых разработать стандарты по конкретным видам работ, услуг, стандартизировать технологии.
  • Различные институты, занимающиеся исследованиями, их два десятка.
  • Федеральные органы по стандартизации.
  • Службы стандартизации предприятий.

У всех обозначенных организаций есть свои конкретные задачи и границы компетенции.

Как разрабатывают шаблоны и образцы?

Национальные стандарты - это свод требований, необходимых в определенных случаях к обязательному исполнению. Но и сами эталоны требуют строгого подхода к их созданию. Существуют требования к их формулировке, построению, составлению. А также к обозначению специальными знаками. Все это тоже регламентировано ГОСТом. При разработке стандартов нужно обязательно указывать в содержании:

  • краткое содержание и «лицо» официальной бумаги;
  • содержание и введение;
  • наименование и сфера внедрения;
  • сноски на нормативы;
  • расшифровка обозначений и сокращений;
  • требования, нормы, правила и характеристики;
  • приложения и библиографические данные.

Национальные стандарты и своды правил носят заявительный характер. Подать такую заявку могут те организации, что занимаются разработкой шаблонов. К примеру, различные предприятия, общественные объединения, государственные органы и организации. Важный момент - обосновать необходимость разработки требуемого шаблона. Причем, заявивший даже может предоставить собственное видение этого эталона.

Где применяют?

Применение национальных стандартов имеет достаточно широкую географию. Применять его можно добровольно, а в некоторых случаях он становится обязательным. Обязательство наступает, когда:

  • изготовитель решил использовать знак, обозначающий соответствие с национальным стандартом;
  • в контракте отражена ссылка на стандарт предоставляемых услуг или качество товаров или на какой-то другой стандарт;
  • товар производится по заказу государственных служб и организаций;
  • изготовитель решил сертифицировать свою продукцию;
  • национальный стандарт используется как доказательство прямого отношения к техническому регламенту;
  • проектировщик пожелал отразить соответствие стандарту, чтобы подчеркнуть основанного на многолетнем опыте.

У потребителя услуг и товаров складывается определенное мнение, если есть ссылка на национальный стандарт. То есть, если продукция или услуга сертифицированы, соответствуют стандарту, то меньше риска потратить деньги впустую.

Ключевой момент экономической политики

Национальные стандарты - это еще и инструменты для экономического роста в стране. От грамотной системы стандартизации зависит эффективность работы всех предприятий, субъектов хозяйственной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, что в целом отражается на развитии государства, поэтому трудно переоценить роль такой масштабной работы.

Конечно, задачи и стандарты можно поставить самые высокие. Но воплощению их в жизнь будут препятствовать недостаточный уровень материально-технической базы, кадровый дефицит, низкое финансирование тех или иных работ, несовершенство правовой и нормативной базы национальной системы стандартизации.

Подводя итоги

Однако при общей глобализации мировой экономики, интеграции во всех областях придется так или иначе повышать эталоны качества и давать стопроцентные гарантии. Иначе не угнаться за мировым прогрессом. Сама жизнь заставляет идти в ногу со временем.

Основы национальной системы стандартизации

В Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» стандартизация определена как деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению и необходимому уровню безопасности, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству.

Стандартизация участвует в формировании качества не только непосредственно, устанавливая те или иные параметры продукции и услуг, но и опосредованно, стандартизируя, например, методы контроля и испытаний, терминологию и др.

Интегрально способствуя формированию необходимого уровня качества продукции и услуг, стандартизация участвует решении общенациональных задач, таких, как повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности страны, экономия природных ресурсов и др.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется № 162-ФЗ от 29.06.2015 г. «О стандартизации в Российской Федерации», а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании».

Стандартизация в № 162-ФЗ определена как деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.

Объектами стандартизации являются продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее - потребитель) в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Принципы стандартизации:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации;

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

В РФ действует национальная система стандартизация – механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Для осуществления деятельности по стандартизации Феде­ральным агентством по техническому регулированию и метро­логии Российской Федерации (Ростехрегулирование) в тече­ние 2004 г. был принят комплекс национальных стандартов, которые являются основополагающими в Национальной систе­ме стандартизации и устанавливают правила разработки и применения документов по стандартизации. В этот комплекс вошли:



ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и замены»;

ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;

ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»;

ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения»;

ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российском Федерации. Изображение. Порядок применения»;

ГОСТ Р 1.10-2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Правила стандартизации и рекомендации по стандартиза­ции. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены»;

ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Термины и определения»;

ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Уведомления о проектах документов в области стандарти­зации. Общие требования».

Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов:

1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить

доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем, порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер Платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:

¦ создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;

¦ обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:

¦ национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;

¦ официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;

¦ правил стандартизации;

¦ технических регламентов;

¦ документов национальной системы стандартизации;

¦ национальных стандартов других государств;

¦ информации о подтверждении соответствия;

¦ информации о международных договорах в области стандартизации;

¦ информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг . Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • технической и информационной совместимости;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации . Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Важнейшие принципы стандартизации.

1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения . Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2.Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта . Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3.Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу) . Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

4.Системность стандартизации . Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

5.Динамичность и опережающее развитие стандарта . Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

6.Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации . Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.

7.Эффективность стандартизации . Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

8.Принцип гармонизации . Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

9.Четкость формулировок положений стандарта . Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

10.Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов . Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

11.Объективность проверки требований . Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

12.Обеспечение условий для единообразного применения стандартов . Например, указанный принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.

Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов:

1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить

доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем, порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер Платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:

■ создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;

■ обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:

■ национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;

■ официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;

■ правил стандартизации;

■ технических регламентов;

■ документов национальной системы стандартизации;

■ национальных стандартов других государств;

■ информации о подтверждении соответствия;

■ информации о международных договорах в области стандартизации;

■ информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.