Анализ доходов государственных внебюджетных фондов. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов. Вопросы для самопроверки

Очевидно, что преобладающую долю в составе доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, причем эта доля стабильно растет. Второе место по объему доходов принадлежит ФСС.

Проиллюстрируем изменение структуры доходов в 2010 году по сравнению с 2006 в виде круговой диаграммы

Рис. 3 Структура доходов ГВБФ в 2009 году

Рис. 4 Структура доходов ГВБФ в 2013 году

Общий процессуальный принцип, согласно которому тот же заявитель может вновь представить тот же конституционный вопрос в Федеральный конституционный суд только в случае выдвижения новых правовых аспектов или когда произошли коренные изменения условий жизни или общий взгляд на закон. Эти положения касаются вопроса о том, когда они могут повторяться в отношении одного и того же человека или того же лица. Юрисдикция Конституционного Суда Баварии, упомянутая Бундестагом, касается вопроса о том, когда заявление может быть повторено в отношении того же стандарта, срок действия которого был установлен в предыдущей процедуре.

Рассмотрим структуру расходов внебюджетных фондов в таблице:

Таблица 10

Структуру расходов внебюджетных фондов

Расходы внебюджетных фондов всего

Система государственных расходов

Прецедентное право Федерального конституционного суда также не содержит отправной точки для процедурного принципа, процитированного Бундестагом. Конституционное процессуальное право чуждо как решениям § 10 Второго Закона о реклассификации, так и потреблению требования конкретного заявителя в обычной процедуре контроля в отношении общей юридической силы. Заявителю не может быть отказано в том же юридическом вопросе и его взгляде на них по другому вопросу в Федеральный конституционный суд. Вопрос о том, является ли повторное заявление допустимым при определенных условиях, возникает только в том случае, если приложение относится к объекту, который уже был решен в предыдущей конституционной процедуре.

В структуре расходов картина повторяется - преобладают расходы ПФ. Второе место по объему расходов также принадлежит ФСС.

Проиллюстрируем изменение структуры расходов в 2010 году по сравнению с 2006 в виде круговой диаграммы.

Рис. 5 Структура расходов в 2009 году

Цель процедуры контроля процедуры инспекции, инициированной по просьбе правительства Гессенского региона. Экс-комиссар, в эссе Список расходов, набирает суммы года работы. Среди предложений, которые упали в вакууме, реформы прошли только наполовину, а правила изменились в гонке какой-то рукой.

«Если мой полюс мой, если он грешит». Переведенный диалектом Кремонеса, «если вы не можете этого сделать без». То есть, «правильный» уровень расходов зависит от того, что вы можете себе позволить. Карло Коттарелли был лозунгом, который он выбрал в качестве девиза в течение двенадцати месяцев, проведенных в Риме, с шляпой комиссара по пересмотру расходов. Названный Энрико Леттой, подтвержденный, а затем, 31 октября, экономист вернулся в Вашингтон, Международный валютный фонд, в Исполнительный совет которого входят Италия и пять других государств.

Рис. 6 Структура расходов 2013 году

Проведем прогноз доходов и расходов внебюджетных фондов на 31.12.2013 методом экстраполяции.

Существует несколько модификаций экстраполяционного метода: по среднему значению ряда, по среднему темпу роста, по функциональной зависимости.

Теперь он написал книгу «Список расходов» - «Правда об итальянских государственных расходах» и о том, как ее можно отрезать, что является путешествием через меандр о том, как и сколько проводит этот полуостров, но также и о венде против легендарных легенд и легенд. Например, неверно, что «все расходы являются отходами» или «если он разрезан, он разрушает государство всеобщего благосостояния».

Сделать трансатлантический качели с Вашингтоном, где живет моя семья, было довольно сложно. Конечно, в этом году было сложно. Но выбор вернуться в США был связан с личными мотивами. Премьер-министр Маттео Рензи, чтобы объяснить «разницу между мэром и теми, кто проводит расходы техников», использовал свое предложение сократить результаты общественного освещения: он сказал, что создаст «сумасшедшую социальную тревогу»,, Это основано на предположении, что ежегодное потребление общественного освещения на душу населения в Италии более чем в два раза больше, чем Германия и Великобритания, а треть больше Франции.

Так как исследуемые показатели практически не меняли свою тенденцию в последние годы, можно воспользоваться методом экстраполяции посредством среднего темпа роста.

Рассчитаем средние темпы роста по формуле

Рассчитаем средние темпы роста по формуле (1)

ПФ: = = 123,5%

ФСС: == 125,2%

ФОМС: == 94,1%

ФСС: == 126,3%

ФОМС: == 95,7%

Он фактически не принят. Это должно быть пустой тратой коммуны. Существует меньшая, но определенно символическая глава расходов, которую она стремилась поразить: синие автомобили. Жаль, однако, что такой же предел предусмотрен также для небольших администраций. Первоначальная версия этой меры была другой, явно запрещающей до 50 сотрудников. Там прогресс намного сложнее. К этому мы добавляем, что территориальные образования не делают ничего хорошего: провинции, регионы, муниципалитеты, а также не корректируют.

Мера не связывает их, и они смотрят. Они говорят мне, что вы пытались решить проблему, заставить их принимать специальные меры, но ничего. Одной из ключевых глав его обзора расходов касается принятия нормативных расходов на покупку товаров и услуг, а также сокращение контрактов по 34 тысяч до операций на ожидаемой экономии, когда в полном объеме, до 7, 2 млрд. Не все ответили, и значительное число даже не пытались утверждать, что он купил на более дешевых условиях. К концу июня должен быть списком из 35 субъектов агрегаторов, то мы должны дать пороги, выше которого покупке придется идти к этим сторонам.

Осуществим прогнозы по формуле

Ппрог = Пn * (2)

где Ппрог - прогнозируемое значение, Пn - последнее фактическое значение.

Прогнозные значения составят:

ПФ: 4680,04 * 1,235 = 5777,7

ФСС: 425,49 * 1,252 = 532,5

ФОМС: 105,85 *0,941 = 99,6

Расходов

ПФ: 4822,39 * 1,257 = 6062,3

ФСС: 453,8 * 1,263 = 573,3

ФОМС: 110,85 * 0,957 = 106,1

Итак структурный анализ показал, что преобладающую долю в составе доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, причем эта доля стабильно растет. Второе место по объему доходов принадлежит ФСС. В структуре расходов картина повторяется - преобладают расходы ПФ. Второе место по объему расходов также принадлежит ФСС.

Мы пришли к затратам на «касты». Конечно, реализация не очень быстро: через три года, чтобы получить до скорости. Процесс уже начался, но позже, чем в других частях годовых и не знаю, реально ли представить себе дальнейшие действия. Некоторые из них сделали это, хотя будет апелляция. На протяжении всего государственного управления, в том числе руководителей публичных компаний, одна крыша 240 тысяч евро была зафиксирована. Вы могли бы сделать больше? Да, мое предложение было то, что различные группы были созданы.

Из международных сопоставлений и корректировки на уровень дохода показывает, что итальянские государственные менеджеры, хотя и не все, являются самым высокооплачиваемыми немецкими и британскими коллегами. Это может быть сделано путем реформирования судов и военного здоровья, пересмотреть структуру заработной платы, то карьеры сотрудников обороны и преимуществ, создание Межведомственной для некоторых видов деятельности. У вас есть идея, что вы должны сократить самые высокие надбавки «для перевода ресурсов от пенсионеров тем, кто работает».

Вывод по второй главе. Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. В России действует три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Существуют политические выборы, потому что они касаются распределения расходов между различными группами граждан. Что касается реформ, проведенных с 1990-х годов, то они также были тяжелыми, но ясно, что они по существу ударят, кто все еще работает сегодня. Тем не менее, те, кто ушел на пенсию в прошлом с помощью щедрых методов лечения по сравнению с оплачиваемыми взносами, не были затронуты.

Виды, структура доходов и расходов социальных внебюджетных фондов

За исключением случаев, когда блокировка частичного индекса теперь запрещена. И тогда пресловутая «реализация» мер. Тогда процедуры, введенные для реализации декретов, очень сложны. Чтобы он работал на стандартных требованиях, потребовался год, а не из-за задержек, а потому, что сам указ имел шестиступенчатый путь. Что касается реализации, то не то, чтобы делегация дала правительству 12 месяцев тому, что нужно заставить его 12: возможно, это можно сделать быстрее.

Средства фондов формируются за счет взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета. Финансовые ресурсы ПФ и ФСС росли ежегодно в течение 2009-2013 гг. средства ФОМС были снижены в 2011-2012 годах.

При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов оказалось, что наибольшие темпы роста доходов в 2009-2012 годах были характерны для ПФ. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичная - расходы ПФ растут наибольшими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ возросла на 7,2 процентных пункта, доли других фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. В составе совокупных расходов внебюджетных фондов значительно выросла доля расходов ПФ (на 7,1%), доля расходов других фондов снизилась.

В нисходящем потоке, однако, есть много элементов управления, но они находятся на формальных аспектах, то есть если процедура была выполнена, а не существенная, то есть, если какой-то менеджер не принял решение, которое бы сэкономило деньги государству. Известные досье по обзору расходов скоординированных групп были объявлены только в конце марта этого года. Что они делали? Однако некоторые из этих документов были хорошими, а некоторые меньше. Восемь, обозначенных горизонтальными группами, содержали конкретные предложения, но пять из них никогда не были завершены, а 12 из «вертикальных» рабочих групп, то есть министерств и территориальных органов, имели так много страниц, но мало предложений по сбережениям.

Структурный анализ показал, что преобладающую долю в составе доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, причем эта доля стабильно растет. Второе место по объему доходов принадлежит ФСС. В структуре расходов картина повторяется - преобладают расходы ПФ. Второе место по объему расходов также принадлежит ФСС.

Был проведен прогноз доходов и расходов внебюджетных фондов по итогам 2013 года методом экстраполяции. Прогноз отразил рост доходов ПФ и ФСС (5777,7 млрд. руб. и 532,5 млрд. руб.) и снижение доходов ФОМС (99,6 млрд. руб.). Прогноз расходов: рост расходов ПФ и ФСС (6062 млрд. руб. и 573 млрд. руб.) и снижение расходов ФОМС (106,1 млрд. руб.).

Вопросы для самопроверки

Она оставалась в седле в течение 12 месяцев, прежде чем вернуться в Фонд. Даже по стандартным затратам и эффективности в здравоохранении, у меня было много предложений по соглашению между государством и регионами. в законопроекте о реформе ПА есть несколько переупорядочивающих мер. Закон о стабильности предусматривает, что к 31 марта регионы, провинции и муниципалитеты должны представить планы рационализации, но, как это часто бывает, это был «эластичный» крайний срок, и те, кто его не уважал, не представляли никакого риска.

5.2. Виды, структура доходов и расходов социальных внебюджетных фондов

Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в 1990-х годах, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов – внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Источники формирования внебюджетных фондов: специальные налоги и сборы; ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов; специальные займы; добровольные поступления. Средства могут поступать также за счет капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).

По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.

По принадлежности – на государственные, межгосударственные, местные фонды.

Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджет Европейского содружества (ЕС) и др.

По целям различают: социальные фонды; фонды личного и имущественного страхования; экономические; кредитные; научно-исследовательские; инвестиционные; экологические и другие фонды.

В истории развития системы финансов в России не было опыта создания целевых внебюджетных фондов. Впервые они стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения по Закону РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании системы социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными создаются многочисленные иные внебюджетные фонды. Впоследствии Правительство РФ принимает решение о консолидации их в бюджет, при этом сохраняется определенная автономность фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформируются в целевые бюджетные фонды.

Социальные фонды сохранили статус внебюджетных. В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением Государственного фонда занятости населения РФ, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств, в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие опыта в организации функционирования внебюджетных фондов, прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием их средств; применение недостаточно обоснованных тарифов страховых взносов привели к тому, что в государственных внебюджетных социальных фондах сложилась неблагоприятная ситуация. В настоящее время они имеют большие долги по социальным выплатам населению. Наиболее тяжелое положение у Пенсионного фонда РФ и Государственного фонда занятости населения РФ. Причиной этого явилось то, что у российских внебюджетных социальных фондов последние пять лет практически не было бюджетов. Они принимались по истечении того срока, на который составлялись. Поэтому утверждение Государственной Думой Закона РФ от 30.03.99 г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год» и его вступление в силу имеет особое значение. Наличие бюджета означает, что социальные деньги будут распределяться по строго определенным правилам.

Пенсионный фонд РФ – крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России – второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ – страховые взносы работодателей и работающих (см. табл. 5.2.1). Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.

Таблица 5.2.1

Доходы Пенсионного фонда РФ на 1999 год *

Вид дохода

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Всего на год:

в том числе:

Страховые взносы

Мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в фонд

Средства федерального бюджета, передаваемые фонду на выплаты государственных пенсий и пособий

Средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ

Прочие поступления

Другие доходы, направляемые на погашение задолженности по выплатам государственных пенсий и пособий за 1998 г.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления. Для различных категорий плательщиков установлены страховые взносы в следующих размерах:

28% – для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), для граждан, использующих труд наемных работников;

20,6% – для работодателей – организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также для предприятий, учреждений, организаций, выплачивающих авторские гонорары, для крестьянских (фермерских) хозяйств, общин коренных малочисленных народов Севера; для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой; для адвокатов; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

14% – для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

1 % – для работающих граждан.

Особую сложность представляет определение обоснованных тарифов взносов во внебюджетные фонды, и в Пенсионный фонд РФ в частности. В целом ряде стран существует очень высокая норма пенсионного накопления. Особое место среди этих стран занимает Сингапур, который первым в мире ввел обязательную накопительную пенсионную систему. Все пенсионные накопления в Сингапуре производятся за счет регулярных взносов работников и их работодателей по весьма значительной ставке – 40% заработной платы (половину вносят работодатели и половину – сами работники).

В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также:

Средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;

Средства фонда социального страхования РФ;

Свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ;

Средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам;

Доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;

Пени и финансовые санкции;

Добровольные взносы юридических и физических лиц.

Кроме того, доходы могут поступать за счет капитализации части временно свободных средств фонда (покупка ценных бумаг, инвестирование). При отсутствии у Пенсионного фонда РФ собственных средств на финансирование выплаты пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

В целях обеспечения стабильного поступления доходов и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, в 1998 году принят Указ Президента РФ от 29.05.98 г. № 609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов». В соответствии с Указом государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда РФ) запрещено привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов. К сожалению, задолженность плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ имеет хронический характер.

На 1 января 1999 г. она составила 129 284,5* млн руб., или 53% всех ожидаемых доходов фонда. Наибольшие суммы задолженности по страховым взносам приходятся на предприятия машиностроения и металлообработки, строительные отрасли, агропромышленный комплекс, металлургию и угольную промышленность. Министерство по налогам и сборам РФ в порядке эксперимента в 1999 году решило самостоятельно собирать взносы в Пенсионный фонд, Фонды социального страхования, занятости и обязательного медицинского страхования в Башкирии, Хабаровском крае и Орловской области. Подобный опыт есть и в международной практике, где налоговые органы собирают взносы на социальные нужды (США, Швеция, Канада, Нидерланды, Финляндия, Норвегия).

Финансовое положение Пенсионного фонда РФ вызывает серьезные опасения. Для достижения бездефицитности бюджета Пенсионного фонда РФ в 1999 году среди доходов, направляемых на погашение задолженности по выплатам государственных пенсий и пособий за 1998 год, были предусмотрены в порядке исключения поступления средств Федерального дорожного фонда и Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также средств, вырученных от реализации продовольствия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.99 г. № 130 «О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в первом полугодии 1999 г. в соответствии с соглашениями с Правительством США и Европейским Союзом».

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсаций пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета и беспроцентного кредита Центрального банка РФ. К ним относятся:

Пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям;

Социальные пенсии;

Выплаты социальных пособий на погребение;

Расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих;

Расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу;

Расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.

В бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 г. на эти цели предусмотрены расходы в сумме 17 652,2765 млн руб. (см. табл. 5.2.2).

Таблица 5.2.2

Расходы Пенсионного фонда РФ на 1999 год *

* Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год».

Вид расхода

Сумма, млн руб.

Удельный

вес, %

Всего на год:

в том числе:

выплаты государственных пенсий и пособий,

погашение задолженности по выплатам

пенсий за 1998 г.

Расходы на обслуживание временно привлеченных кредитов

Возврат заимствованных средств Фонда социального страхования РФ

Прочие расходы

Серьезной проблемой в деятельности Пенсионного фонда является наличие крупной задолженности населению по пенсионным выплатам. На 1 марта 1999 г. она составила 24,5 млрд руб. и сократилась по сравнению с октябрем 1998 г. лишь на 6 млрд руб. **. Погашение долгов Пенсионного фонда РФ и увеличение пенсий объявлены приоритетами политики российского правительства на 1999 год. В течение года предполагается дважды проиндексировать пенсии: на 12% с 1 мая и еще на 15% – с 1 ноября. На эти цели из Пенсионного фонда РФ предусматривается направить не менее 25 млрд руб. бюджета Фонда, а также дополнительные доходы по страховым взносам.

Министерство труда и социального развития РФ рассматривает вариант введения в России единой ставки пенсии. Одинаковая для всех пенсия – это крайняя мера, осуществляемая в целях защиты наименее обеспеченных граждан. Через это прошли пенсионеры Грузии, Болгарии, ряда других стран. Чем благополучнее экономика, тем выше пенсии, и тем больше их дифференциация, так уже происходит в большинстве стран бывшего социалистического лагеря. Единый размер пенсии имеет только одну положительную сторону. Таким образом власти пытаются спасти значительную часть населения от окончательного обнищания.

Еще несколько лет назад в России наблюдался позитивный сдвиг в соотношении средней пенсии и средней заработной платы: с 26% в 1992 году до 35– 39% в 1997 году ***. Однако эта тенденция была достигнута за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В настоящее время дифференциация максимальной и минимальной пенсии составляет 1,5:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого заработная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «зарабатыванию» пенсии. Правительство РФ намерено проводить индексации, касающиеся прежде всего тех, у кого минимальные пенсии. А это значит, что после их проведения пенсии будут уравнены. Теряется весь смысл стажа, высоких заработков и должностей. Финансовое положение страны ставит ее и всех граждан на грань выживания. Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения – к смешанной. Этому должна способствовать реализация Федерального закона от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». С 2000 года работающие должны были часть своих пенсионных взносов отчислять в накопительную систему и тем самым с ранних лет зарабатывать себе на старость. Теперь все эти планы отодвигаются на неопределенный срок.

В сложившихся условиях особое значение приобретают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые призваны обеспечивать дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей. НПФ пока не стали серьезной альтернативой традиционной пенсионной системе, но имеют устойчивый рост. Наибольшее количество НПФ появилось в России в 1996 году. По данным Инспекции НПФ за 1997 год совокупные активы российских негосударственных пенсионных фондов удвоились, что делает их самым быстрорастущим финансовым институтом в России. Основу российской негосударственной пенсионной системы составляет относительно небольшое число фондов, созданных крупнейшими промышленными и финансовыми структурами. Эти фонды с первых дней обладали большими активами и имели четкую стратегию развития. За последние два года в стране появились практически все виды известных в мире НПФ: корпоративные, банковские, отраслевые, региональные, открытые. Наблюдается концентрация пенсионных активов в руках нескольких фондов: на долю 26 крупнейших корпоративных НПФ пришлось в 1997 году 86,8% **** всех активов. Это означает, что в ближайшие годы развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения будет в основном связано с крупными финансово-промышленными группами.

**** Эксперт. 1998. № 17. С. 7.

Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда, отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением Фонда социального страхования, утверждаются его председателем. Основными задачами Фонда социального страхования являются:

Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования;

Разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

редакции Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» ... – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с. 534. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. проф . Н.С. Бондаря...