Смотреть что такое "социальная группа" в других словарях. Социальные группы

ВВЕДЕНИЕ

Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению. Так, например, если следовать схеме Мертона, то труд и семья, фундаментальные социологические категории, должны анализироваться специализированными социологическими отраслями с конкретно-прикладным статусом . Резюмируя развитие социологии к концу ХХ века, можно сказать, используя терминологию Т.Куна, в социологической теории, как и двадцать лет назад, проходит "структурная научная революция", что подтверждается усилением дискуссий о предмете науки, коренным образом меняются представления о методах, методологии познания и природе изучаемой реальности.

Внутри группы индивидуумов индивид является социальной реальностью. Основная группа действует для конкретного острова, в то время как вторичная группа активирует человека через его статусы. Например, в основной группе вы можете быть другом, что является достаточным условием, в то время как вторичная группа диктуется, в частности, по социальному статусу, профессии, культуре, религии и т.д. вторичные группы играют важную роль в социальном и профессиональном утверждении личности.

Следует помнить, что в современном обществе вторичная группа, хотя и затеняла основную группу, не устранила ее и не сможет ее отличить. Первичные группы сохраняются и будут сохраняться в мире, в котором доминирует вторая группа, потому что потребность человека в симпатической интимной ассоциации является постоянной потребностью. Человек не может жить хорошо, не принадлежащий к небольшой группе людей, которые действительно заботятся о том, что с ними происходит. Это объясняет, почему в рамках второй группы появляются и развиваются межличностные отношения, которые приводят к формированию первичных групп.

Эволюция любой теории выражается в увеличении объема объекта, с одной стороны, и в углублении определения предмета, с другой, что сопровождается уточнением и преобразованием понятийного аппарата науки. В общей социологии можно выделить два пути образования понятий.

Развитие первому дал основоположник социологии Огюст Конт, который называл ее социальной физикой и считал, что социология должна рассматривать законы статики и динамики в обществе. С его легкой руки в социологии сейчас используются термины естественнонаучных дисциплин: "функция", "элемент", "диффузия", "структура" и др. Причем, необходимо заметить, что обновление понятийного аппарата естественных наук влияет на изменение и развитие категорий и гуманитарных. В частности, во многих работах по социологии как теоретического, так и эмпирического характера сегодня можно встретить понятия "прямая и обратная связь", "черный ящик" из кибернетики, понятия "устойчивое развитие", " гомеостаз", "энтропия" из синергетики. То есть заимствование понятий из других наук является первым способом формирования категорий социологии.

Концепция и связанная с ней теория были разработаны Робертом Мертоном, который определил его как число людей, взаимодействующих друг с другом в соответствии с ранее установленными моделями. Таким образом, эталонная группа является социальной единицей, используемой для оценки, сравнения и моделирования отношений, чувств и действий человека. Эталонная группа может быть группой, к которой принадлежит человек, или к его или ее наружной стороне. Эталонная группа является основой, на которой человек видит свет.

Функции справочной группы. Нормативная функция - через эту функцию эталонная группа напрямую влияет на критерии стандартов личности. Человек в своей склонности естественно, для лучшего положения в группе, в обществе, придерживается ценностей и норм контрольной группы. Это достигается путем адаптации образа жизни, политических установок, музыкальных предпочтений, питания, характерного для контрольной группы.

Однако наше внимание привлек второй путь, связанный с тем, что смена научных парадигм, сопровождается саморефлексией науки, что отражается в уточнении и дополнении старых базовых понятий.

Сегодня социологи выделяют довольно большое количество социальных групп, что иллюстрирует увеличение объема социологического понятия "социальная группа". Однако в социологии сегодня общепризнанной дефиниции "социальная группа" не существует. На мой взгляд, наиболее удачными являются те определения, где исходным понятием служит слово "совокупность", так как именно в них указываются те признаки, которые отличают группу от других общественных явлений. Хотя и они не лишены недостатков, так, например, предикат, "складывающееся в рамках исторически определенного общества", вызывает ряд вопросов. Под исторически определенным обществом мы подразумеваем первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. В этом случае высказывание "исторически определенное общество" довольно расплывчато, неопределенно.

Сравнительная функция - согласно этой функции индивидуум оценивает свою деятельность и поведение по сравнению со стандартами эталонной группы. Таким образом, люди оценивают свою жизнь, поведение, свои ценности, такие как здоровье, интеллект, уровень жизни, социальный статус и т.д. иногда индивид осознает, что существует разница между тем, что такое членская группа, и тем, что, по его мнению, может быть по сравнению с контрольной группой. В этих ситуациях существует чувство относительной депрессии, которое способствует социальному отчуждению.

В многочисленной литературе, посвященной исследованию социальной группы, не исследуются законы ее жизнедеятельности, не рассматриваются механизмы образования группы из отдельных людей, подобно тому, как из отдельных атомов получаются молекулы, а из живых клеток ткани, из отдельных особей животного мира социобиологические сообщества.

Ассоциативная функция - учитывает возможность получения статуса членов контрольной группы лицом, не являющимся ее членом. При выполнении этой функции начинается с тезиса о том, что группа может влиять на поведение человека вне его. В любом обществе есть внутренние группы и внешние группы.

Внутренняя группа - это тип группы, принадлежащей к членам Сайса, с которыми они идентифицируют себя. Итак, сознание часто подтверждает репортеру свою совесть. Внутренняя групповая классификация - внешняя группа значительна в социальных границах. Демаркационные линии между групповыми структурами появляются там, где начинается и заканчивается социальное взаимодействие. Границы группы представляют индивидов в структуре действий, поэтому они чувствуют себя включенными в нее. Некоторые границы основаны на пространственной компоновке: окрестности, община, нация, государство.

При определении любого понятия необходимо выделить те существенные признаки, связи, отношения которые позволяют выделить, классифицировать и идентифицировать определенный объект реальности.

В результате взаимодействия людей, устанавливаются отношения, которые образуют совместную жизнь людей. Причины, порождающие такое взаимодействие, могут быть самыми разными: способность к труду, разделение труда, принадлежность к разному полу, возрасту, географические условия и др.

Другие демаркационные линии основаны на социальных и культурных различиях: религиозном, этническом, политическом, профессиональном, лингвистическом, родственном, социально-экономическом статусе и т.д. Официальные группы намеренно создаются компанией для выполнения задач или достижения целей. Что характеризует структуру и отношения между членами формальных групп, так это то, что они официально регулируются, институционализируются посредством нормативных актов, решений и т.д.

Структура, как по горизонтали, так и по иерархии, определяется конкретной задачей группы. Отношения между членами группы, поведение членов группы, строго регламентируются и обязательны, чтобы обеспечить оптимальную функциональность группы. Лидер группы назначается или избирается в соответствии с некоторыми уставными или нормативными положениями.

Именно при наличии такого взаимодействия у отдельных людей начинают складываться к одним и тем же средствам и предметам труда, продуктам труда в форме новых средств труда и предметов потребления отношения владения, пользования и распоряжения, а вместе с ними и отношения распределения, присвоения и потребления. При наличии этих отношений отдельные люди объединяются в определенную группу, именно в них проявляется социальное движение, что находит свое отражение в структурно-функциональных законах. Конкретизируя взаимодействия между людьми, можно установить, что отношения между отдельными людьми складываются в системе трудовой, технологической, личной и индивидуальной жизни.

Несоблюдение правил поведения, рабочих отношений и групповых норм влечет за собой санкции. Следует подчеркнуть, что в формальных группах, помимо формальных, обязательных отношений между их членами, могут быть очень разнообразные межличностные отношения, от аффективных, дружеских отношений, до конфликтных отношений.

Неофициальные группы появляются как внутри, так и вне формальных групп, независимо от формальных групп. Неофициальные группы представляют собой небольшие и первичные группы, которые не создают формализованных учреждений. Он спонтанно основан на сходствах и личных контактах. И структура, и межличностные отношения неформальны в том смысле, что они официально не регулируются. Напротив, иногда у неофициальных групп есть хорошо организованная внутренняя организация, иерархическая структура, определенные правила поведения и четко определенные собственные ценности.

Следовательно, можно предложить следующее определение социальной группы. Группа есть такое взаимодействие людей, которое проявляется в системе закономерного производства трудовой, технологической, личной и индивидуальной жизни.

1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Озабоченность по поводу структур и социальных групп существует с древних времен, и сила различных социальных групп была учтена с древних времен. В консолидации групп Дюркгейма в нем говорится о роли «коллективных представлений» кланов и племен. Со временем оно было огромным в изучении племенных институтов, организации семей в первобытных обществах и т.д. исследования Леви-Стросса, например, поведение семьи в племенах, подчеркивая серию необычных отношений между детьми и родителями, неприемлемы в нормальном обществе.

Особое значение имели исследования, проведенные в отношении детей-волков, в отношении роли социальной группы в структурировании человеческой психики. Явление, описанное несколько раз в литературе, состоит из естественного эксперимента, в котором ребенок не вступает в контакт с человеческим обществом в начале своей жизни из-за исключительных обстоятельств. Во всех случаях было невозможно очеловечить человека, психика не развивалась, мысль оставалась рудиментарной, язык не существовал, а ходьба и кормление осуществлялись в соответствии с особенностями животных.

Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Все попытки обучить человеческие черты у этих людей оставались в бешенстве. Для Фрейда черты первобытного менталитета обнаруживаются в их собственной морали и обычаях, а доисторический человек несколько современен. В этом смысле Фрейд видит некоторые общие черты между психологией первобытных народов и некоторыми психопатологическими аспектами. Вместо социальных институтов первобытные общества имеют тотемы. В этом случае подчинение тотема будет иметь приоритет над всеми социальными обязательствами человека.

Что касается тотема, Фрейд указывает, что закон экзогамии также представляется более социальным, чем физическим. Поэтому Фрейд показывает, что фобия кровосмешения является старой и могущественной в примитивных народах и часто встречается в неврозах. Говоря об истерии, Леви-Стросс показывает, что мода истерии, а также тотемизм современны, рождаются в одних и тех же условиях цивилизации. Между табу и неврозом будет больше сходства после Фрейда: отсутствие мотивации запрета; Крепление в силу внутренней потребности; Легкость движения и заражения; Существование церемониальных действий, связанных с запретом.

Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Табу, таким образом, проявляются как очень старые запреты, налагаемые, говорит автор предыдущих поколений и которые прошли через традицию и отцовскую или социальную власть, становясь органической частью психической жизни будущих поколений. Фрейд, устанавливающий поведение примитивных обществ, описывает несколько категорий табу: Закладка мастера, состоящая из страха, что у них есть таинственная магическая сила, поэтому их нужно защищать и избегать в одно и то же время. Вокруг этих людей была создана невидимая стена, что делает их недоступными.

Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.

Но, по словам Фрейда, при неврозе, как в первобытной истории, преувеличение важности человека, которому дается неограниченная власть, быть привлеченным к ответственности в случае неудовлетворенности. «Стол мертвых, считающихся мертвыми, - говорит Фрейд, - всемогущие хозяева». Таким образом, табу мертвых проявляется в примитивных насильственных народах и смотрит на контакт с мертвыми и теми, кто в трауре, мертвые считаются уничтожением. Примитив, как и психический пациент, становится жертвой амбивалентности и реагирует аналогично против неосознанной враждебности покойному.

Процессы социального взаимодействия в группах исследованы в теориях "социального обмена" и "символического интеракционизма".

2. ТЕОРИИ «СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА» И «СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА».

Авторы теории социального обмена, американские социологи Джордж Каспар Хоманс (род. в 1910), Питер Микаэл Блау (род. в 1918) считают, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностями, как материальными (деньги, товары и т. д.), так и нематериальными (уважение, дружба и т. д.). Люди взаимодействуют только исходя из определенного интереса, прямой обмен между ними обеспечивается личными обязательствами, необходимостью отвечать взаимностью на оказываемые услуги. В случае, когда обе стороны получают выгоды от сотрудничества, происходит укрепление социальных связей между ними. Дж. Хоманс формулирует основополагающий принцип взаимодействующих людей: чем больше вознаграждается определенная деятельность человека, тем чаще он ее повторяет . Согласно теории, оценка сторонами меры возврата своего вклада основывается на прошлом опыте социального обмена. Именно прошлый опыт формирует ожидания своеобразной "нормы поведения". Нарушение ожиданий со стороны одною из участников взаимодействия влечет за собой разочарование и агрессивную реакцию. Авторы теории отмечали, что отношения сторон в процессе обмена часто бывают неравными, - один партнер проигрывает по сравнению с другим . Этим они объясняют существование в обществе неравенства и статусных различий между людьми. Постоянное одностороннее предоставление важных благ - основной источник власти. Человек, контролирующий, к примеру, услуги, которые люди не могут получить больше нигде, может обрести власть над другими.

Однако Фрейд категорически указывает, что примитивные табу не являются неврозами, а социальной функцией, потому что невроз проявляется как альтруист и первобытный как эгоист, невроз, находящийся во фрейдистском видении, асоциальное образование, которое стремится достичь индивидуальными средствами, коллективный труд. Таким образом, невротик будет исключен из социального сообщества. Фрейд блестяще угадал идею о том, что он впоследствии произведет, и что психическое заболевание не отличается от нас, кроме как, как говорит Леви-Стросс, «через незначительные инвестиции по своей природе, зависящие от произвольной произвольной формы, временные историческое развитие, которое по существу является каждым отдельным существом».

Авторы символического интеракционизма (от англ. interaction - взаимодействие), американские ученые Дж. Мид и Герберт Блумер (род. в 1900), рассматривают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них . Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо "принять роль другого". Такое взаимодействие осуществляется с помощью символов (от греч. symbolon - условный знак), жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам. Мы "разгадываем" намерения других людей, анализируя их поступки, опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Важнейшим из символов, по Дж. Миду, является язык (система звуковых средств). Язык - как форма общения обладает значительными преимуществами: в словах формируются общие понятия, оказывающие одинаковое воздействие на различных индивидов.

Более удобно, говорит автор, что психическое заболевание. Считается редким, нечетным видом, создаваемым внутренними или внешними факторами. Представляя истерические или новаторские художники как ненормальные, мы можем позволить себе роскошь полагать, что мы не имеем к ним никакого отношения и что нет необходимости обсуждать простой моральный, интеллектуальный или общественный порядок. Для Фрейда учение о примитивном анимизме представляется как первая в истории психологическая доктрина, концепция мира, которая часто появляется в современности.

Социальная жизнь, по мнению авторов теории, есть непрерывный процесс, приспособления, взаимной подгонки участниками своего поведения к поведению других. Теории социального обмена и символического интеракционизма пытаются рассмотреть общество как результат действующих и понимающих друг друга индивидов, объединенных в группы.

Волшебство, Фрейд показывает, связано с верой первобытного человека в силу желаний, а возможности контагиозной магии показывают нам, что психическая ценность желания и желания распространяется на все психические акты, подчиненные воле. Небросенс, как показывает автор, живет в мире, в котором только вещи, хорошо продуманные и эмоционально представленные, не видя, что то, что думается или представлено, дается реальности. В этом смысле первичные обсессивные акты были бы чисто волшебными по своей природе, призванными остановить несчастья, при которых невроз живет с самого начала болезни.

3. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение).

В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Большая часть жизни людей проходит в важнейшей для них социальной группе - семье, которую можно рассматривать как малую, первичную, а также как формальную, так и неформальную.

4. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА.

Семья - это основанное на браке или родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Социологи анализируют семью как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить насколько ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные нормы и ценности в различных типах культуры, каким образом происходит социальное регулирование отношений между членами семьи.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

Основу семьи составляет брак. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. К настоящему времени наиболее распространены два типа брака: моногамия (единобрачие) - брак между одним мужчиной и одной женщиной; полигамия - многобрачие (многоженство или многомужество). Брачный союз обычно утверждается через социально-одобренную церемонию, которая, как правило, включает в себя и юридическое оформление брака. Это налагает определенные обязательства на супругов, так как заключение брака - есть признание социальной зрелости вступивших в него, готовности к выполнению супружеских обязательств, содержанию и воспитанию детей. Брачный союз налагает определенные обязательства и на государство, его санкционирующее. Проблемы брачно-семейных отношений во многом определяют социальную, экономическую и культурную политику государства.

Совокупность отношений между членами семьи (её структуру) можно анализировать по разным основаниям. По родственной структуре семья может быть: нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (в неё также входит кто-либо из родственников супругов, проживающий с ними).

По структуре распределения власти между супругами выделяют семьи, в которых главные решения единолично принимает один из супругов, и эгалитарные, в которых жизненно важные решения принимаются супругами совместно. По месту жительства различают семьи патрилокальные (супруги живут в семье родителей мужа, ведут с ними одно домохозяйство), матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены) и неолокальные (супруги живут отдельно от родителей).

Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах. В репродуктивной сфере она поддерживает биологическое воспроизводство общества и удовлетворяет потребность в детях; в воспитательной - осуществляет социализацию, создавая собственную культурную среду в рамках культуры общества; в социально-экономической - охраняет физическое здоровье, обеспечивает материальными средствами и хозяйственно-бытовыми услугами своих членов; в социально-статусной - воспроизводит социальную структуру и удовлетворяет потребности в социальном продвижении.

Перед семьей в последние годы возникло множество социальных проблем. К их числу относятся, например, низкая рождаемость, высокий уровень разводов, рост числа неполных семей. Вместе с тем, объективно, в жизнедеятельности семьи возрастает значение функций, связанных с духовным общением, взаимопомощью супругов, родителей и детей.

Функционирование семьи обусловлено ее включённостью в различного рода большие группы, в том числе в социально-территориальные общности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о дефиниции понятия «социальная группа». Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Российский социолог Г. С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Из этого следует, что Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты: 1) устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокая степень сплоченности; 3) отчетливо выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.

Очень кратко изложены основные положения теорий «социального обмена» и «символического интеракционизма», которые позволяют исследовать процессы социального взаимодействия в группах; показана классификация социальных групп; рассмотрена семья как малая группа и социальный институт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Западно-европейская социология XIX-нач. XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.

4. Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1994.

5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1997.

6. Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 1997.

7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

8. Blau P. Exchange and Power in Social Life. N. Y., 1964.

9. Blau P., Scott W. Formal Organizations. L., 1979.

10. Blumer H. Symbolic Interactionism – Perspective or Method. N. Y., 1969.

11. Homans G. Contemporary Theory in Sociology // Handbook of modem sociology. Chicago, 1969.

12. Homans G. The Human Group. N. Y.: Free Press, 1951.

13. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968.

  1. Понятие и виды социальных групп
  2. Большие группы, их социальное значение и основные характеристики
  3. Малая группа, ее свойства и особенности

I

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, является важным вопросом социологии и социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому необходимо знать все аспекты существования этих образований. Прежде всего важно знать что такое социальная группа. Относительно этого вопроса в науке существуют разные позиции. Так, демография, статистика, психология используют понятие условные группы, т.е. произвольное объединение исследователем людей по какому-либо изучаемому признаку.

В рамках общественных наук под социальной группой понимается реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности. Для социологии важно выделить объективный критерий различения групп. На основе этого критерия социология и исследует каждую группу, ее отношения с обществом и с личностями, в нее включенными. Для социальной психологии характерен иной подход, а именно – исследовать влияние группы на сознание и поведение человека. Группа здесь изучается как реальная ячейка общества, в которой формируется личность. В общей психологии исследуются прежде всего особенности поведения данной личности в присутствие других людей.

Для отечественной социологии и социальной психологии характерна традиция рассматривать социальную группу как субъекта деятельности. Общность содержания деятельности порождает и общность ее черт. Так, к психологическим характеристикам группы могут быть отнесены такие групповые образования как интересы, потребности, нормы, ценнности, групповое мнение и групповые цели . Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней (социальная идентификация) происходит прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психологической общности с другими членами данной группы.

При анализе развития социальной группы и роли ее в истории человеческого общества было установлено, что главной характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства ». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для членов группы некоторого образования «мы» в отличие от иного образования – «они». «Мы-чувство» выражает потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности именно к данной группе.

Классификация социальных групп может быть осуществлена по многообразным основаниям. Выделяют условные и реальные группы. Реальные группы подразделяют на большие и малые. Большие группы делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и организованные, длительно существующие. Эту классификацию можно представит следующим образом:

ГРУППЫ

  • УСЛОВНЫЕ
  • РЕАЛЬНЫЕ
  • ЛАБОРАТОРНЫЕ
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ
  • БОЛЬШИЕ
  • МАЛЫЕ

СТИХИЙНЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ СТАНОВЯЩИЕСЯ РАЗВИТЫЕ

Особо выделяют группы членства и референтные группы. Референтная группа определяется как значимый круг общения, на который ориентируется определенный индивид. Группа членства и референтная группа могут не совпадать, тогда возникают проблемы рассогласования поведения индивида с нормами его группы. Использование теории референтной группы позволяет понять механизм противоправного повеления подростков.

Наряду с этим выделяют такие понятия как «ин-группа» и «аут- группа». К первым относят те группы, к которым индивид относит себя и идентифицирует себя с ними, расценивая членов этих групп как «мы». Ко вторым относят все те группы, к которым индивид не принадлежит. Другие семьи, другие профессиональные, этнические группы будут для него «аут-группами». Члены «аут-группы» могут обладать теми же чертами, что и члены «ин-группы», однако при сравнении акцент будет сделан именно на тех чертах, которые отличают чужих от своих. Попадая в новую обстановку, человек стремится выяснить, кто здесь «свой» и налаживает отношения именно с ним.

Ин-групповая идентификация каждой личности существенно сказывается на поведении. От соратников по группе ожидают участия, признания, помощи. Ожидаемое поведение представителя «аутгруппы» зависит от вида этой группы, опыта прошлых отношений с ней самого индивида и его «ин-группы». В отношениях между группами возникает такое явление как социальный стереотип . Это – упрощенное представление о свойствах группы, позволяющее быстро ориентироваться в окружении. Не надо долго общаться с каждым новым человеком, достаточно перенести на него свойства той группы, к которой тот принадлежит. Стереотипы могут постепенно изменяться, но сохраняются длительное время, поскольку в них фиксируются в лаконичной, яркой форме именно различия между своими и чужими. Как уже было отмечено, в представителях «аут-группы» замечаются прежде всего их особенности. В качестве референтной группы, «ин-группы» и «аут-группы» могут выступать как малые, так и большие группы.

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко

многим группам, поэтому большое число ин-групповых и аут-групповых связей пересекается. Однако ин-групповые идентификации не снижают интенсивности самоопределения различий. Это особенно проявляется при возникновении противоречий между различными социальными группами и нередко используется для целей политической спекуляции. История свидетельствует, что конфликтующие стороны считают своих противников «людьми второго сорта», что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловеческое отношение. Так, в межклассовых столкновениях одна сторона считает другую «быдлом», а противостоящая сторона – эксплуататорами и т.п.

Большие социальные группы . Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:

толпа, публика, аудитория . Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести

классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.

Для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык . Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий

особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов , а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология , которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.

Влияние сходных условий существования большой группы на сознание и поведение ее представителей осуществляется посредством личного опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В результате формируется социальный тип личности , т.е. типичный представитель данной социальной группы.

В социологии используют такое понятие как социальные представления, которое обозначает обыденные представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ общества, его институтов, системы власти, законов и иных норм. Это происходит следующим образом: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, формирует отношение к нему, а на основе этой оценки уже происходит интеграция членов группы и закрепление этой оценки в каждом индивидуальном сознании. Тем самым формируется одновременно и такое явление как групповая идентичность. Посредством исследования социальных представлений можно изучать психологию большой социальной группы.

Классы и социальные слои представляют в социологии большой интерес, так как классовая принадлежность часто связана с определением политической принадлежности. В традиционном для марксистского подхода понимании классов изучаются такие характеристики, как специфика образа жизни и политического поведения, традиции и обычаи, а также психологические особенности разных классов. Согласно этому подходу, социальное положение определяет объем и состав материальных и духовных благ представителей данного класса, что и задает определенную структуру их потребностей и соответственно интересов.

Типичный устоявшийся образ поведения представителей данного класса нередко определяют как социальный характер. Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев. Наиболее устойчивы привычки и стереотипы поведения у такого класса как крестьянство. Большой город с разнообразной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Радикальные преобразования в современной России привели к исчезновению старых и формированию новых классов и социальных групп: «новые русские», средний класс и т.п.

Этнические группы (нация, народность и собственно этническая группа) представляют собой еще одну исторически сложившуюся устойчивую группу, весьма значимую в общественных процессах. Традиция исследования данного вида больших групп заложена работами В. Вундта, который интерпретировал понятие «народ» как этническую группу и считал, что методом изучения народной жизни должно быть исследование мифов, обычаев и языка.

Национальная принадлежность индивида является для социологии и социальной психологии весьма значимым фактором, ибо фиксирует специфические характеристики той социальной среды, в которой формируется личность. Этнические особенности концентрируются в историческом опыте народа и через процесс социализации становятся достоянием каждого индивида. Способ осознания этнической принадлежности зависит от конкретных условий существования данной этнической группы.

Наиболее распространенной характеристикой этнической группы является национальный характер, под которым одни авторы подразумевают темперамент, другие – личностные черты, третьи – ценностные ориентации. Но, конечно, речь должна идти не о каких-то наборах психологических свойств, а о специфике их проявления и степени выраженности той или иной черты у представителей различных этносов. Ведь нельзя сказать, что храбрость, трудолюбие свойственны одному народу и напрочь отсутствуют у другого (тогда как же он выжил в исторической борьбе с другими группами?).

В исследовании национального характера особую роль играет изучение

национального языка , поскольку передача черт данного характера осуществляется прежде всего посредством языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость исторических условий, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая передачей историко-культурного опыта от поколения к поколению.

Еще одной значимой характеристикой этнической группы выступают

этническая идентичность и этническое самосознание . Присущая всякой группе психологическая общность выражается, как уже было сказано, в формировании определенного «мы-чувства», которое у ее представителей фиксирует осознание особенностей этой группы, ее отличие от других. Образ других групп при этом обычно упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если этот опыт носил враждебный характер, то это переносится и на каждого нового представителя этой группы. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения.

Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий и антипатий. Психологически же при этом возникает явление этноцентризма, т.е. предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Этнические стереотипы, приобретая форму предубеждения, легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Однако, при изучении межэтнических различий, как и межклассовых, следует помнить, что различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий.

Демографические группы можно разделить: по принципу пола – мужчины и женщины, по принципу возраста – молодежь, лица среднего возраста, пожилые. Наиболее изучены гендерные группы (феномены гендерной идентификации, гендерных стереотипов, гендерных ролей). Как правило, различие социальных ролей мужчины и женщины порождает проблему гендерных стереотипов, которые сказываются при решении проблемы равноправия полов. Изучение возрастных групп привлекает внимание к таким проблемам как проблема пенсионеров, проблема молодежи, конфликт поколений и т.п.

Стихийные группы и массовые движения – это сравнительно кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующие совместные действия. Участниками такого объединения являются представители таких социальных групп, как классы и социальные слои, этнические, профессиональные и демографические группы. В современном обществе от действий таких образований часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Прежде чем перейти к характеристике этого типа групп следует сказать об одном важном факторе их формирования, а именно общественном мнении . Во всяком обществе идеи, убеждения и социальные представления существуют не изолированно друг от друга, а образуют под влиянием сходной общественной ситуации нечто общее, что можно назвать массовым сознанием. Выразителем его и является общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку того или иного события, представляющего интерес для массы людей.

Характерной чертой общественного мнения является то, что любое событие, попавшее в его фокус, рассматривается с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. отражение действительности в общественном мнении носит оценочный характер. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают существенное влияние и такие факторы, как степень осознания этих интересов отдельными представителями больших групп, уровень информированности людей, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения.

Общественное мнение возникает достаточно быстро и так же быстро может изменяться, строится по принципу сходства отдельных взглядов. Исследование общественного мнения – это ключ к пониманию конкретного состояния общества. Поскольку одной из особенностей общественного мнения выступает направленность на практические действия, то в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на определенную активность. Это социальная установка, связанная с оценкой ситуации и соответствующими социальными стереотипами. Общественное мнение может формироваться стихийно, но чаще всего создается определенными политическими силами намеренно. Под влиянием общественного мнения в определенной ситуации может возникнуть такое опасное явление, как толпа.

Толпа – стихийная неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она способна оказывать на индивида сильное психологическое воздействие. Выделяют следующие социально-психологические характеристики толпы:

  • повышенная групповая внушаемость и снижение эффективности действия индивидуальных механизмов сопротивления внушению;
  • повышение эмоциональности восприятия действительности;
  • подавление чувства ответственности индивида за свои поступки;
  • возникновение _______чувства общей силы и анонимности.

В качестве механизма возникновения толпы может служить массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на индивида. Психологическое воздействие включает такие механизмы, как эмоциональное заражение, подражание, внушение, убеждение и т.п. Это сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов. Для образования толпы прибегают к различным зрелищным, эффектным приемам: самосожжение, приковывание себя цепями, блокирование общественного транспорта, групповые голодовки. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, штурм общественных зданий, ультиматум, захват заложников и т.п. Что касается чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение строится стихийно. Эффект толпы можно сравнить с эффектом «снежного кома», цепной реакцией.

Толпы можно подразделить на простые, экспрессивные, конвенциональные и действующие, но эти виды могут переходить друг в друга по мере развития событий. Простая толпа представляет собой скопище людей, желающих получить информацию о происходящем на их глазах событии. Обычно такую толпу образуют лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. Как правило, простая толпа не представляет опасности, хотя создает помехи и неудобство для посторонних.

Экспрессивная толпа – это группа людей, совместно выражающих свои общие чувства. Так, поклонники эстрадных звезд, зрители спортивных мероприятий, участники праздничных шествий или похоронных церемоний отличаются высокой экзальтированностью поведения.

Конвенциональную толпу составляют болельщики спортивных состязаний, поведение этих людей в данной ситуации совершенно не свойственно им в обычной жизни. Но «фанаты» представляют реальную угрозу для общественной безопасности.

Действующая толпа бывает спасающейся и агрессивной.

Спасающаяся толпа объединяет людей находящихся в состоянии паники (реакции страха при возникновении реальной или мнимой угрозы).

Агрессивная толпа отличается высокой степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправных действий. К таким группам относят участников социального протеста, враждующие группировки и пр.

Социальное движение – особый вид большой группы, представляющий достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с выражением коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким-либо социальным изменениям. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение) или локальные движения (на территории какого-либо региона или в рамках социальных меньшинств.

Всякое социальное движение основано на определенном общественном мнении, имеет в качестве цели изменение ситуации, опирается на представление о средствах ее достижения, формирует свою программу. Важнейшей характеристикой социального движения является то, что оно реализуется в различных формах массового поведения: манифестации, митинги, демонстрации и т.п. Включение людей в социальное движение может быть через объединение пострадавших от какого-то действия по призыву инициативной группы, но чаще всего – это сознательная деятельность профессионалов, например, экологов.

Малая группа, ее свойства и особенности. Проблема малой группы является традиционной для социологии и социальной психологии. Каждый человек с первых дней своей жизни связан с определенными малыми группами, в которых он получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Существует большое количество определений малой группы. Согласно одному из них, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами группы.

Относительно количественных признаков малой группы в науке нет единого мнения. Одни считают ее нижней границей двух человек, другие полагают, что малая группа возникает только при наличии трех человек. То же самое наблюдается относительно верхней границы: она варьируется от семи до сорока участников. В действительности эти разногласия не существенны, ибо исследование малой группы осуществляется на основе реально сложившихся непосредственных отношений на основе совместной деятельности, и поэтому изучается именно эта общность, независимо от ее количественных границ.

При изучении реальной малой группы большое значение имеет композиция и структура.

Композиция малой группы, ее реальный состав, может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. То же самое можно сказать и относительно структуры группы. Выделяют несколько моделей структуры: структуру межличностных отношений, структуру власти, структуру коммуникаций и т.п. Структура межличностных отношений предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает, что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе формируются важные образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом и его отдельных групп. В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой и которым должно соответствовать поведение ее участников, чтобы их пребывание в группе было возможным. Нормы группы основываются на определенной системе

групповых ценностей , т.е. должны получить обоснование как значимые для группы и для ее отдельных участников. Групповые ценности складываются благодаря выработке определенного отношения к социальным явлениям, обусловленного реальным местом этой группы в обществе, ее опытом и целями.

Групповые санкции выступают как механизм поддержания поведения членов группы в рамках соответствующих групповых норм. Они могут быть поощрительными и запретительными. Существует определенная зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением групповых норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им легче прощаются и нарушения.

Структура власти в малой группе означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Существуют различные формы групповой власти: награждающая, принуждающая, экспертная (опирающаяся на особые знания).