Сравнительная характеристика фотоаппаратов сони rx100 5. Обзор Sony Cyber-shot DSC-RX100 − Большие возможности еще никогда не были столь компактны. Разъемы, Wi-Fi, NFC и приложения

Пару месяцев назад мы делали . Так вышло, что уже на тот момент в продаже была более продвинутая модель RX100M4. Как раз сегодня речь пойдет про свежую версию камеры. Сразу хочу сказать, что с появлением обновленной версии не стоит списывать предшественницу со счетов. И в этом обзоре мы разберемся почему.

Пожалуй, в самом начале обзора Sony RX100M4 я начну с короткого вывода, который мы будем вместе раскрывать на протяжении всего текста. M4 — это на 80 процентов та же самая M3. В новинку добавили некоторые функции, которые с одной стороны должны были быть уже в третьем марке, однако в Sony решили разделить функционал сразу на два поколения устройств. И возможно, в этом есть логика даже с точки зрения потребителя. Не многим нужна поддержка 4K-видео или бешеная скорострельность затвора, зато можно сэкономить примерно порядка 13 000 рублей и получить тоже самое, если остановиться на M3.

Как вы поняли, я уже выдал пару отличий между поколениями фотоаппаратов. Однако прежде чем приступить к изучению Sony RX100M4 я настоятельно рекомендую ознакомиться с обзором его предшественника. В этой же статье мы не будем разбирать камеру по косточкам, а коснемся лишь главных вещей, которые изменились в четвертом поколении. Таким образом, чтобы обладать максимальной информацией, стоит прочесть два обзора. Так будет логичнее.

Дизайн

Внешне обе камеры практически полностью идентичны друг другу. Все отличия находятся только на одной стороне — сверху. В M4 указана модель RX100 IV, а в предыдущем поколении, понятно, цифра на один меньше — III. Тут же различаются надписи. На корпусе новинки есть отсылка на обновленный (слегка) тип матрицы Exmor RS, против Exmor R в прошлом, а так же с гордостью указано, что девайс способен записывать 4K видео, вместо AVCHD ранее.

Кроме того, отличаются режимы на барабане. Так, в MIV с переключателя сполз суперавторежим. Теперь он активируется несколькими манипуляциями из меню. К слову, мне до сих пор непонятно, в чем отличия между этими двумя режимами? Ну, разве что в том, что в суперавто изначально включена функция HDR, соответственно некоторые фотографии получаются менее засвеченными, однако со всеми прелестями, что дает динамический диапазон.

Свято место пусто не бывает, поэтому на барабан заскочил другой режим — HFR. Это замедленная съемка, чего как раз не было в принципе в предыдущей редакции и что несомненно является плюсом. Особенно на фоне того, что камера способна снимать с частотой до 1000 кадров в секунду. Разумеется, в данном случае даже HD-разрешения вам не видать — 800 x 270. Более-менее высокое качество начинается с 480/500 кадр/с в зависимости от выставленной опции NTSC/PAL, а Full HD только с 240/250 fps, что тоже неплохо.

Полный список доступных режимов съемки ниже:

  • суперавторежим (iA+)
  • интеллектуальный автоматический режим (iA)
  • программный автоматический режим (P)
  • приоритет диафрагмы (A)
  • приоритет выдержки (S)
  • ручная экспозиция (M)
  • вызов памяти (MR) - установленные заранее параметры
  • видеосъёмка (программный автоматический, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручная экспозиция)
  • режим HFR
  • панорамный обзор
  • выбор сцены (SCN)


Спереди торчит все тот же объектив ZEISS Vario Sonnar T*. Он вообще никак не изменился. Все те же удобные фокусные расстояния и минимальная дистанция для фокусировки, что пришлось очень кстати, когда я фотографировал по 10 смартфонов за день с близкого расстояния на IFA 2015 в Берлине.

  • фокусное расстояние 24 - 70 мм (2,9x оптический зум)
  • светосила 1,8 - 2,8
  • оптический стабилизатор изображения STEADYSHOT
  • на широком угле: 5 см - бесконечность
  • на длинном конце: 0,3 м - бесконечность

К слову, все фотоматериалы на сайте, посвященные этой выставке, сделаны при помощи RX100M4. Так что ищите нужный и смотрите, как ведет себя камера в предметной съемке и в условиях с недостаточным освещением. Хороший получился тест-драйв.

Как и раньше здесь установлен поворотный дисплей, который может разворачиваться более чем на 180 градусов, правда только по одной оси — вертикальной.

  • основной дисплей 3’’ (7,5 см), не сенсорный, TFT LCD
  • соотношение сторон 4:3
  • количество пикселей 1228800 точек
  • угол наклона: вверх 180, вниз 45 градусов

А вот OLED-видоискатель с диагональю 0,39’’, который выскакивает при нажатии на соответствующий рычажок на боковом торце теперь стал куда четче. Было SVGA, то есть всего 1 440 000 точек, а стало XGA (2 359 000 пикселей). В остальном, это все тот же самый дополнительный экранчик крошечных размеров с антибликовым покрытием ZEISS T*.

Внешний вид OLED-видоискателя

Кое-что все-таки видно в OLED-видоискатель

В остальном M3 и M4 — это полностью идентичные камеры с точки зрения внешнего вида. Даже болтики и отверстия разного рода на тех же местах. Отличия по толщине и весу неразличимы, поэтому не в счет.

Длина Высота Толщина Вес
Sony RX100M4

101,6

58,1

Sony RX100M3

101,6

58,1

38,3

На тыльной стороне расположился отсек с батареей и картой памяти. Поддерживаются следующие форматы:

  • Memory Stick: Duo, Pro Duo, PRO-HG Duo, Micro, Micro Mark 2, XC-HG Duo
  • SD, SDHC (UHS-I), SDXC (UHS-I), Micro SD, Micro SDHC, Micro SDXC

Мне не понравилась такое расположение аккумулятора.

В ходе эксплуатации не раз случалось, что я ненароком передвигал ребристый ползунок и крышка аккумулятора открывалась. Конечно, потроха в таком случае не выпадут, но момент все-таки слегка волнительный.

Фоточасть Sony RX100M4

Это будет самый обширный абзац в обзоре. Двигаясь от одних спецификаций к другим мы постепенно будем отслеживать изменения, а заодно посмотрим на примеры фотографий, сделанных на наш фотоаппарат.

Начнем, конечно, с матрицы. В M4 установлен сенсор собственного производства Exmor RS CMOS типа 1.0 (13,2 x 8,8 мм). Никаких серьезных улучшений, которые серьезно сказались бы на конечном качестве фотографий нет.

  • ISO 125 - 25600
  • корректировка экспозиции: +/- 3.0 EV, шаг 1/3 EV
  • экспонометрия: мультизонная, центровзвешенная, точечная
  • съёмка изображений в форматах JPEG, RAW (Sony ARW 2.3)
  • разрешение снимков 20,1 М (до 5 472 x 3 648 пикселей)
  • панорама (до 12 416 x 1 856 точек)

Камера по-прежнему снимает очень неплохо для цифрового компакта. Справляется с большинством сцен, которые могут вам встретиться в обычной жизни или туристической поездки.

Кстати, все оригиналы можно скачать одним архивом отсюда для детального изучения.

Оцениваем снимки, сделанные на широком угле (слева) и длинном конце (справа).



Мне нравится, как снимает фотоаппарат ночью. В городских условиях и именно в ночное время суток, когда на улице как бы темно, но все-таки есть освещение от уличных фонарей и других источников света. Причем в большинстве случаев достаточно съемки с рук и выставленного интеллектуального автоматического режима съемки.

А вот помещения с плохим окружающим освещением или сумерки — это совершенно точно не лучшее место и время для авторежима. Сразу же начинаются чудеса с корректным определением экспозиции, ISO и так далее. В такие моменты лучше использовать ручной режим и я по привычке переводил барабан на буковку «М».

Расстроили возможности фотоаппарата по созданию панорам.

Да, можно выбрать в какую сторону направить съемку, однако экспозиция определяется автоматом только по первому кадру и остается такой к концу съемки панорамы. В результате на старте у вас корректная цветопередача, а на противоположном конце фото все либо засвечено, либо наоборот слишком темно. Смотрим примеры.

Все приведенные примеры неудачные еще и потому, что мне искренне непонятно, что влезет в кадр, а что нет. Непосредственно при съемке панорамы кажется, что, например, голова В.И. Ленина влезла в кадр, а по завершении фотографирования оказывается что и голова оказалась обрезана, и горизонт завален. Думаю, с течением времени вы поймете по каким принципам камера склеивает изображения в один снимок, однако для этого нужно снять 1000 неудачных кадров.

Я искренне порадовался тому, что в M4 расширили границы выдержки.

Теперь скорость затвора достигает 1/32000 секунды и это значительное и реально необходимое улучшение. Однако такое значение может достигаться только в следующих режимах: автоматический программный, ручной, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки.

Напомню, что раньше минимальный порог был всего 1/2000 секунды, чего катастрофически недостаточно в яркий, солнечный день на открытой «дырке».

В новинке используется знакомый нам процессор BIONZ X. В помощь по обработке снимков он получил улучшенную оперативную память (DRAM), которая обеспечивает скорость серийной съёмки до 16 кадр/сек в режиме приоритета скорости. Ранее этот порог был всего 5 кадр/сек. Это как раз тот момент, который не важен для большинства фотографов-любителей, но жизненно необходим каким-нибудь спортивным журналистам в дополнение к своему Canon 6D или чем там они сейчас пользуются.

Запись видео

Это самый интересный раздел, если мы говорим о RX100M4, ведь в новой редакции была добавлена возможность съемки 4K-видео. Правда, что-то мне подсказывает, что это можно было бы реализовать и на M3, как, собственно, и многие другие фишки, которыми отличаются эти два поколения камер.

Однако оставим все эти разговоры, ибо лезть в дебри и принципы работы маркетологов инженеров — дело неблагодарное.

Чтобы не превращать обзор в свободную таблицу с цифрами, черточками и сотней запятых укажу только максимально доступное качество для каждого из поддерживаемых форматов.

В режиме можно выбрать следующее качество видео:

  • XAVC S 4K (3840 x 2160 / 25p)
  • XAVC S HD (1920 x 1080 / 100p)
  • AVCHD (1920 x 1080 / 50p)
  • MP4 (1920 x 1080 / 50p) рядом с возросшим значением можно установить стрелочку вверх (символ) для наглядности

В режиме частотная планка повыше:

  • XAVC S 4K (3840 x 2160 / 30p)
  • XAVC S HD (1920 x 1080 / 120p)
  • AVCHD (1920 x 1080 / 60p)
  • MP4 (1920 x 1080 / 60p)

В режиме HFR (NTSC) скорость записи может достигать 960 кадр/с. 1000 кадров в секунду при переключении в PAL.

Однако стоит помнить, что для этого необходимо установить в фотоаппарат совместимую карту памяти — SDXC с 10 или выше классом. 4K-ролики (формат XAVC S) не будут записываться на обычные карточки SDHC.

Более того, если в настройках выставить скорость записи в 100 Мбит/сек, то потребуется самые-самые карточки SDXC классом UHS-I (U3) или даже совершеннее. В общем, если вам нужен пик качества, стоит закладывать в бюджет на фототехнику еще и 10-15 тысяч рублей на карточки.

В заключении раздела смотрим на примеры, снятые на Sony RX100MIV. Не забудьте выставить в настройках максимальное качество для полного погружения.

https://www.youtube.com/watch?v=5K46_t6eDxw https://www.youtube.com/watch?v=Pwf0WOalKGA https://www.youtube.com/watch?v=aVLqZUEUtGY

Прочие возможности камеры

NFC предназначен для быстрого соединения мобильных устройств между собой. Особой нужды в нем нет, так как и через Wi-Fi фотоаппарат прекрасно подключается к тому же смартфону.



В наличии пара популярных разъемов Micro USB 2.0, Micro HDMI.

Время автономной работы

Фотоаппарат работает на литий-ионной батарее NP-BX1 (в теории модель совместима с предыдущим поколением камеры) на 1240 мАч. Этой емкости должно хватить на 320 кадров. В отношении нашего устройства есть официальные данные от производителя, которые более-менее точно отражают реальное положение дел.

Фотосъемка с включенным видоискателем: приблизительно 280 кадров или 140 минут, если рассчитывать автономность фотосъемку во времени.

Непрерывная видеосъемка с активированным ЖК-экраном составляет примерно 85 минут. Имеется в виду режим MP4 28M.

Итог

Так как мы ведем речь о компактной камере, то стоит помнить одну важную вещь: тут все построено на компромиссах между габаритами и качеством фото- и видеоконтента. К сожалению, для многих из нас сложности в уравнение добавляют наши ограниченные финансы.

Останавливая свой выбор на Sony RX100M4, нужно понимать, что камера стоит весьма существенных денег — 69 990 рублей. Тем не менее, она предлагает неплохое качество фото, отличные возможности по съемке видео в формате 4K и потрясающе компактный корпус.

Конечно, нельзя сравнивать M4 и зеркальные фотоаппараты. Последние выдают на порядок лучшее качество фотографий даже с не самыми дорогими объективами, однако в вопросе видеосъемки все не так очевидно. «Сонька» здесь легко может заткнуть за пояс многие начинающие и полупрофессиональные зеркалки. А если вспомнить, что RX100M4 помещается в передний карман джинсовых брюк, то, мне кажется, больше тут говорить не о чем. Для профессиональных видеооператоров это, конечно, ни разу не аргумент, а вот для блогеров или любителей, ценящих простоту и высокое качество — это как раз то, что нужно.

Однако если вам наплевать на видео и безумную скорострельность, то не переплачивайте за RX100M4. Посмотрите на , который в официальном магазине Sony стоит порядка 56 990 рублей, но можно найти и дешевле. В конечном итоге, вы получите тоже самое, но сэкономите заметную сумму, которую можно потратить более рационально.

Уже в продаже Цена: 69 990 рублей

Компания Sony в своём арсенале имеет камеры, пожалуй, на все случаи жизни и под любого, пусть даже требовательного и капризного потребителя. Есть простые мыльницы, присутствуют и дорогие, иногда сказочно дорогие устройства для узкой прослойки людей, точно знающих, что им нужно от фотоаппарата. Сегодня у нас нечто среднее — компакт Sony RX100M3 .

Эта камера способна на большее, чем обычные фотоаппараты в категории 20 — 30 тысяч рублей, которые делают плоские, сильно цифровые кадры. Одновременно с этим она имеет крошечные размеры и помещается в карман брюк. Ей даже не нужен специальный кофр для переноски, хотя такой, конечно, продаётся в качестве аксессуара отдельно.

Разумеется, качественная фотография за умеренные деньги — это серьёзный компромисс в том или ином виде и RX100M3 — не исключение из этого правила. С одной стороны, устройство приятное и удобное в работе, с другой — требует привыкания и четкого понимания, что в конечном счёте будет сниматься пользователем. В общем, давайте разбираться.

Комплектация

Небольшая картонная коробка вмещает в себя помимо самого девайса, литий-ионный аккумулятор NP-BX1 ёмкостью 1240 мАч (3,6В, 4,5 Вт/ч), кабель Micro USB с блоком питания (0,5 А) и простенький шнурок на руку. Больше ничего особенного нет, хотя на корпусе девайса имеется порт Micro HDMI.

Внешний вид

Первое, о чём хочется рассказать — это о компактности камеры. Она действительно очень небольшая и помещается даже в передний карман брюк или джинс. Конечно, будучи в кармане она достаточно серьёзно выпирает, поэтому всё-таки лучше держать фотоаппарат в сумке или рюкзаке. Там она практически не занимает места.

  • 10,16 x 5,81 x 38,3 см
  • вес 290 г вместе с аккумулятором и картой памятью

Пожалуй, размеры RX100M3 — это главное достоинство фотоаппарата .

По долгу службы мне часто приходится таскать с собой свою зеркальную камеру Canon 60D с её основным объективом L-серии 24-105 мм, поэтому месячное использование «соньки» в качестве основной камеры было для меня по-настоящему приятным опытом. Возвращаться к зеркалке очень не хотелось, пусть даже и жертвуя определённым уровнем качества. Однако об этом поговорим позже.

По бокам у фотоаппарата предусмотрены два ушка. К одному из них можно прицепить шнурок для переноски устройства прямо на руке, а если задействовать сразу две петли, то и полноценный ремень на шею. По-моему мнению, использования простого наручного шнурка достаточно. Камера не оттягивает запястье, отлично на нём держится. Главное — это подобрать правильный шнурок с промежуточным фиксатором по его длине, чтобы в случае чего камера не съехала с руки, а надёжно крепилась на запястье. Комплектный аксессуар для этого не подходит. Он вообще выполнен очень простенько, совершенно без каких-либо изысков.

К элементам управления нужно привыкать. Особенно это касается активных пользователей крупных, зеркальных фотоаппаратов, где всё очень эргономично, находится под рукой, а сами кнопки большие — не промахнёшься. В нашем же случае кнопочки маленькие, утоплены в корпус и их не так много, как хотелось бы. Есть одна клавиша (C), на которую можно назначить какую-то свою функцию. Различные настройки параметров съёмки развешены на них в своём, хаотичным порядке, поэтому первую неделю активного использования можно назвать неделей обучения и привыкания. Другими словами, вначале придётся потерпеть, а дальше всё пойдёт как по маслу.

Включается камера двумя способами. При помощи кнопки On/Off — тут всё понятно. Есть и другой, более изящный путь. Можно каждый раз дёргать рычажок «Finder», после чего из корпуса выстреливает небольшой лифт, а устройство включается. После этого необходимо вытянуть глазок из поднявшегося «лифта» и только тогда заработает второй видоискатель, куда встроен крошечный OLED-дисплей. Он яркий, четкий и им смело можно пользоваться в качестве альтернативного видоискателя. При поднесении его к глазу, срабатывает датчик приближения и основной экран отключается.


На верхней грани расположен ещё один выпадающий элемент — вспышка. Она, к слову, достаточной дальнобойная: покрыть расстояние в 3-5 метров ей вполне по силам.

Ниже несколько примеров фотографий без вспышки (слева) и с подсветкой.

Думаю, вы уже поняли, что объектив тут несъёмный. Что установлено — тем и пользуемся, и вот, кстати, чем:

  • объектив ZEISS Vario Sonnar T*
  • фокусное расстояние 8,8 — 25,7 мм (2,9x оптический зум)
  • светосила 1,8 — 2,8
  • оптический стабилизатор изображения STEADYSHOT

Поворот ближнего к корпусу кольца активирует настройку диафрагмы. Зум регулируется поворотным рычажком рядом с кнопкой спуска затвора. Наезд осуществляется очень плавно, небыстро (во время съёмки видео ещё медленнее). При съёмке видео звук объектива слышен и напоминает передвижение гусеничного робота, однако каких-то громких, криминальных скрипов нет.

К сожалению, присутствуют хроматические аберрации. Ниже несколько примеров, где этот негативный эффект вылез во всей красе.

Хроматические аберрации на ветках деревьев

Хроматические аберрации на кофте у девочки

Установка дополнительных фильтров на объектив не предусмотрена. Пока что этот момент существенно не прорабатывается фотопроизводителями в отношении компактов, а жаль.

Конечно, камера имеет стандартные режимы фокусировки: покадровая, постоянная, прямая ручная фокусировка (DMF), ручная. В автоматическом режиме промахов, как правило, нет. Ночью быстро сфокусироваться на объекте для RX100 непросто, но девайс в большинстве случаев справляется с задачей.

Диапазон работы фокуса:

  • на широком угле: 5 см — бесконечность
  • на длинном конце: 0,3 м — бесконечность

Скорость фокусировки достаточная для большинства сцен, однако для съёмки динамично движущихся объектов камера не подходит.

В моём случае это была съёмка . В такие моменты понимаешь, что фокус в камере на самом деле медленный. С моей штатной зеркалкой Canon 60D и объективом 24-105 мм RX100 сравнивать ни в коем случае нельзя. Хотелось бы, чтобы автофокусировка работала быстрее.

Большую часть задней поверхности занимает дисплей. Он имеет специальное ультрафиолетовое покрытие и весьма неплохо ведёт себя на солнце, однако чтобы правильно оценить цветопередачу, выставленную экспозицию, экранчик всё равно приходится прятать в тень. В таких лучше использовать цифровой видоискатель, так как этот дисплейчик спрятан глубоко в корпус устройства.

  • основной дисплей 3’’ (7,5 см), не сенсорный
  • соотношение сторон 4:3
  • количество пикселей 1228800 точек
  • OLED-видоискатель 0,39’’, разрешение 1440 000 пикселей
  • антибликовое покрытие ZEISS T*

Никакого олеофобного покрытия на защитном стекле основного экрана нет. Стекло быстро покрывается отпечатками пальцев и царапинами, поэтому использовать защитную плёнку обязательно.

Помимо прочего, экран тут поворотный. Его можно развернуть на 180 градусов по вертикальной оси. Поворот в горизонтальном положении не предусмотрен, а жаль.

Отдельно хочется рассказать про функцию автопортретов. Любители себяшек в стороне не остались. Дисплей можно выгнуть таким образом, что он будет виден с лицевой стороны. В таком случае автоматически запускается режим создания автопортретов.

Удобно направлять объектив на себя и следить за своим выражением лица, а при нажатии на кнопку спуска затвора активируется таймер обратного отсчёта.

Есть 3 секунды, чтобы настроить нужную мину. В принципе, штука удобная, однако некоторая сноровка для нажатия на кнопку съёмки все-таки понадобится, если снимать в горизонтальном положении. На этот счёт можно было бы придумать некую дублирующую кнопку в каком-нибудь другом месте на корпусе.

За примером такой себяшки далеко ходить не нужно.

На левом торце находится площадка NFC для быстрого спарринга и передачи файлов на смартфон. Работает протокол отлично. На противоположной стороне виднеется маркировка Wi-Fi. В данном случае, это необходимо для передачи сигнала на смартфон и использования последнего в качестве ещё одного видоискателя. Кроме того, через Wi-Fi происходит соединение и передача файлов на компьютер (одно фото качества L передаётся порядка 6-7 секунд) или самостоятельного выхода камеры в Интернет. Позже ещё вернёмся к этим возможностям.

Присутствует автоспуск (2 или 10 секунд), а так же 3 или 5 снимков с 10-секундной задержкой.

На самом деле, не хватает ещё одного беспроводного интерфейса — Bluetooth.

Популяризация ручных моноподов достигла невиданных масштабов и было бы здорово использовать и портативную камеру для фотографирования себя любимого еще и с селфи-палки. Как раз Sony могли бы изобрести дополнительный аксессуар с Bluetooth-кнопкой и зарабатывать на этом дополнительные деньги. Вот и вектор для дополнительного развития и получения прибыли.

На нижнем торце расположено стандартное отверстие для крепления аппарата на штатив или монопод.

Рядом небольшая заглушка для установки батареи и карты памяти.

Заявлена поддержка следующих типов карт памяти:

  • Memory Stick: Duo, Pro Duo, PROHG Duo, Micro, Micro Mark 2, XC-HG Duo
  • SD, SDHC, SDXC, Micro SD, Micro SDHC, Micro SDXC

На это заканчиваем описание внешности героя нашего обзора. Фотоаппарат получился очень компактным и стильным. Sony Style во всей красе!

Фоточасть

Разумеется, начнём с матрицы. В RX100M3 установлена Exmor R CMOS типа 1.0 (13,2 x 8,8 мм) с максимальным разрешением 20,1 Мпикс. Другими словами, это 2,7 кроп-фактор. Напомню, что в зеркальных фотоаппаратах обычно устанавливаются матрицы с кроп-фактором 1 или 1,6.

За обработку снимков отвечает процессор BIONZ X, который обеспечивает скорость серийной съёмки 5 кадр/сек. В новой редакции RX100M4 этот порог увеличен до 16 кадр/сек.

Вот основные характеристики процесса создания фотоснимков:

  • ISO 125 — 25600
  • корректировка экспозиции: +/- 3.0 EV, шаг 1/3 EV
  • экспонометрия: мультизонная, центровзвешенная, точечная
  • съёмка изображений в форматах JPEG, RAW (Sony ARW 2.3)
  • разрешение снимков 20 М (до 5 472 x 3 648 пикселей)
  • панорама (до 12 416 x 1 856 точек)

Ниже я привёл пример составного снимка, где можно оценить возможности светочувствительности матрицы при разных установках ISO. Все настройки съёмки были одинаковые: 8.8 мм, F 4, выдержка 1/25 — менялось только значение светочувствительности.

Этот тест лучше всего отражает истинные возможности светочувствительности матрицы. Ночь — это очень сложные условия съёмки для любой фототехники, а наш компакт — опять же, не исключение. Ниже приведены примеры снимков, где установки ISO выставлены на значение 3200. Кликайте на каждый из них, чтобы узнать остальные подробности снятых кадров.

Как по мне, то 3200 — это тот орешек, с которым «сонька» справляется на ура. Автоматика это знает и в большинстве случаев выставляет этот порог сама. А вот 6400 — тут уже вылезают криминальные шумы. Посмотрите сами.

С другой стороны, не стоит сильно увлекаться высокими параметрами светочувствительности. Ниже несколько примеров фотографий, которые сняты на низких значениях ISO и кадры выглядит вполне неплохо. Лёгкая светокоррекция — и всё будет пучком.

Производителем заявлены следующие доступные режимы фотографирования (при вызове с физического барабана):

  • superior Auto (iA+)
  • интеллектуальный автоматический режим (iA)
  • программный автоматический режим (P)
  • приоритет диафрагмы (A)
  • приоритет выдержки (S)
  • ручная экспозиция (M)
  • вызов памяти (MR) — установленные заранее параметры
  • видеосъёмка
  • панорамный обзор
  • выбор сцены (SCN)

Я так и не смог определить чем же реально отличается супер автоматический от интеллектуального автоматического режима. Первый делает снимки при помощи HDR, а второй нет. Пожалуй, это единственное отличие, которые мне удалось заметить.

С функцией HDR

Без HDR (агрессивное освещение)

С функцией HDR (агрессивное освещение)

Стоит сказать, что автоматика камеры настроена отличным образом. В 95% случаев система корректно определяет условия съёмки и создает хорошо оптимизированный со всех точек зрения кадр.

Пользователю достаточно лишь правильно выставить композицию кадра и нажать на спуск. Режим M (ручной) мне реально понадобился, когда я делал предметные снимки для предыдущего . В остальных случаях я использовал автоматические настройки, так как каждый раз выставлять все параметры съёмки в данном случае — это мартышкин труд.

Один из существенных, но незаметных на первый взгляд недостатков — это ограниченное нижнее значение выдержки.

Даже в ручном режиме на максимуме это значение может достигать 30 секунд, а минимальное — 1/2000 секунды. Это очень много, поэтому некоторые приёмы автоматически недоступны при фотографировании в яркий, солнечный день. Между прочим, в четвертой версии RX100 скорость затвора достигает 1/32000 секунды.

Ниже вы можете оценить, на что способна Sony RX100M3. Оригиналы всех приведённых примеров без ресайза можно забрать отсюда .

Мы имеем дело с непрофессиональной камерой, а, скорее, с массовым продуктом. Общий принцип таких устройств заключается в следующем: навёл, снял и готово. Однако RX100, понятно, имеет более продвинутые характеристики в отличии от своих более дешевых аналогов, включая даже собственную продуктовую линейку.

Главное требование для подобных камер — это высокое качество фото при минимальных затратах по настройке картинки под конкретную сцену. Если проще, то преобладает принцип «навёл, снял и готово». В рамках этой стратегии, конечные снимки подвергаются собственным алгоритмам обработки и в конечном счете выглядят ярко.

Невооруженным взглядом видно, что система автоматически выкручивает сочность картинки, причем, делает это зная меру. Конечно, тут нет кислоты, но и повсеместная серость, которая присуща, так скажем, сырым исходникам, отсутствует. Автомат всегда слегка подкручивает картинку, причём, это касается даже съемки в RAW-формате. Наверное, для большинства пользователей это будет плюсом, а для профессиональных фотографов, для которых RX100 сгодится в качестве карманного репортажника — минус.

Итог

В конце о самом интересном. Цена Sony DSC-RX100M3 на данный момент составляет 49 990 рублей. Можно найти предложение дешевле, но встречаются и более дорогие варианты, например, в фирменной online-магазине компании (56 990 рублей).

На первый взгляд, кажется, что ценник явно завышенный, однако я уже говорил об этом выше и повторюсь ещё раз. Качественная фотография в компактном корпусе — это всегда компромисс, причём, стоящий немало денег.

RX100 третьей редакции отлично подойдёт людям, которым нужно хорошее качество фотоматериалов, но не требуется высокая художественность снимков. Свадьбу на этот компакт снимать явно не стоит, хотя кому как.

Во-вторых, наша камера подойдёт в качестве репортажного, второго фотоаппарата профессиональным фотографам. Она действительно занимает очень мало место, но обеспечивает необходимый уровень репортажной съёмки.

Не стоит забывать про видео. Девайс отлично справляется с этой ролью и подойдёт в 90% случаев даже продвинутым видеоблогерам.

Если коротко, то RX100 — это инструмент. Камера не для массового потребителя. Она предназначена тем, кто точно знает, за что отдает с одной стороны немалые, но в то же самое время и небольшие деньги.

Очень странная ситуация сложилась на фотографическом рынке за последние несколько лет: смартфоны по качеству изображения перегнали дешевые “мыльницы”; сползают в ценовую категорию дорогих компактов; а “беззеркалки” − вообще стирают любые грани, делая выбор камеры еще более мучительным… И при таком положении дел возникает закономерный вопрос: а нужны ли “мыльницы” как класс фотокамер? На него я попытался ответить сам себе во время тестирования Sony RX100.

И сразу же история из жизни. Отправился как-то на съемку FlugTag 2013 (там весёлые человечки прыгают в воду вместе с самодельными летательными аппаратами). И так уж случилось, что мой верный Canon 1D Mark III стал настойчиво выдавать совсем уж не резкие снимки (потом выяснилось, что у него сломалось зеркало). Я жутко расстроился и подумывал было уйти, как вдруг вспомнил, что в рюкзаке лежит Sony RX100, которую только-только взял на тест. Будь что будет, решил я, и продолжил снимать “мыльницей”. Уже перебирая снимки в офисе, я был приятно удивлен их качеством и, что более важно, работой автофокуса камеры. В итоге львиная доля фотографий в репортаже была сделана именно маленькой “соней”, которая и спасла всю съемку.

Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о целесообразности существования продвинутых “мыльниц” в то время, когда рынок предлагает нам множество дешевых “зеркалок” с большим парком оптики, разнообразие доступных , а также продвинутых смартфонов с бешеным разрешением камеры. И мой ответ таков ‒ да, нужны. А все потому, что производители наконец-то нашли правильную концепцию их создания: относительно большая матрица + светосильный объектив средних фокусных расстояний + ручные настройки + компактный размер. Но когда я говорю “компактный”, то “мыльница” действительно должна быть небольшой − как “героиня” нашего обзора Sony Cyber-shot DSC-RX100.

Видеообзор Sony RX100:

Чем порадует снаружи?

В первую очередь − своими размерами. Камера настолько маленькая, что с легкостью поместится в карман летних шорт или сумку для документов. Наверное, ни один фотоаппарат с подобным размером матрицы не сможет похвастаться сопоставимыми габаритами (и не вспоминайте Canon PowerShot S100 − сенcор у него в два раза меньше). При этом Sony RX100 весит вместе с батареей и карточкой 240 грамм, что для “мыльницы” совсем немало, пускай даже и топовой.

А обусловлен немаленький вес материалами корпуса − он полностью изготовлен из металла (включая объектив), который имеет приятную шероховатую фактуру. То же можно сказать о кнопках и прочих элементах управления, но изготовлены они из пластика.

На передней панели кроме объектива с автоматической и кольца управления с назначаемыми функциями вы ничего больше не найдете.

Правая и левая грани тоже крайне минималистичны: с обеих сторон есть ушко для ремешка; на левой имеется лишь прорезь динамика, а на правой − разъем Micro USB, который существует не только для связи с компьютером, но и для зарядки, что избавляет от необходимости постоянно носить с собой зарядное устройство.

Кнопок на верхней грани только две: кнопка включения/выключения и кнопка спуска, совмещенная с рычагом управления трансфокатором. Кроме этого имеется довольно большой диск переключения режимов съемки, прорези стереомикрофона и, что самое удивительное, − встроенная вспышка (как она туда поместилась?). Гнезда для внешней вспышки нет, но будет обладать оным. Я лично не вижу в этом практического смысла, ведь встроенной вспышки достаточно для большинства съемочных ситуаций. Тем более, что её можно направить в потолок и получить мягкий рассеянный свет.

Практически всю заднюю панель занимает неповоротный 3-х дюймовый Xtra Fine/TruBlack/TFT LCD дисплей с разрешением 1229 тыс. пикселей и технологией WhiteMagic (ну не мог удержаться, чтобы не написать полностью), который позволяет рассмотреть отснятый материал даже при ярком солнце. Таким дисплеем оснащается и .

Центром управления съемочным процессом является навипад, состоящий из колеса прокрутки, совмещенного с четырехпозиционной клавишей, и центральной кнопки подтверждения выбора. Дополнен навипад пятью кнопками. Все они уже хорошо нам знакомы по RX1 и камерам серии NEX. Собственно, и логика управления аналогична . Та же кнопка мгновенного начала записи видео, вне зависимости от выбранного режима. Та же кнопка “Fn” для мгновенного доступа к основным параметрам съемки и их смены в два-три клика. Те же кнопки доступа в меню, просмотра и удаления фотографий (последняя также может вызывать справку, если вам будет тяжело разобраться самостоятельно в настройках).

В общем и целом, контролировать основные параметры съемки довольно легко, но иногда для смены довольно важных настроек (как, например, “тип автофокусировки”) нужно заходить в основное меню или делать несколько лишних кликов. В принципе, для “мыльницы” это простительно (все-таки не Canon 1Dx).

Доступ к аккумулятору и карте памяти (SD/SDHC/SDXC не менее 4 класса и Sony Memory Stick PRO Duo (Micro)) осуществляется с нижнего торца. Как и “старшие братья”, Sony RX100 имеет фиксатор, который не позволит батарее случайно выпасть при открытии крышки совмещенного отсека. А крышка, кстати, выглядит довольно хиленькой и требует бережного отношения к себе. Мало того, автоматической фиксации в закрытом положении нету. Поэтому нужно каждый раз сдвигать ползунок-фиксатор в требуемое положение.

Также на нижней грани разместились разъем Micro HDMI, прикрытый заглушкой, и стандартное штативное гнездо. При съемке со штатива доступ к карте памяти или батарее невозможен − компактность как-никак…

Что под капотом?

Sony RX100 оснащается довольно большой, как для своего сегмента, Exmor CMOS матрицей размером в один дюйм (13,2х8,8 мм) и рекордным для “мыльниц” разрешением в 20.2 Мп. Работает она в связке с объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar T* F1.8-4.9 с 10,4-37,1 мм (или 28-100 мм в 35-мм эквиваленте) и новым процессором BIONZ. Столь солидные компоненты попросту обязаны выдавать изображения отличного качества. Но так ли это?

Наглядное сравнение матрицы Sony RX100 с другими типоразмерами сенсоров

Качество изображения

Системы автоматического замера экспозиции и определения баланса белого работают достаточно корректно, на одном уровне с . Передача цвета близка к нейтральной, а не к фирменной Sony’вской, которую мы привыкли видеть в камерах серии “Альфа” или NEX. Динамический диапазон, конечно же, не поражает воображение, но для большинства съемочных ситуаций его достаточно, глубоких провалов между тенями или светами не наблюдается. При необходимости ДД можно расширить программными средствами или задействовать настраиваемый режим съемки в HDR.

Сенсор Sony RX100 выдает снимки с очень высокой детализацией при малых . На высоких ISO результат сильно отличается в зависимости от формата, в котором вы снимаете.

В JPEG цифровой шум может быть заметен на темных участках снимка даже при ISO 125 − все зависит только от конкретных условий съемки. Граница для съемки в JPEG − это ISO 1000, при котором “шумодав” еще щадит изображение, но сама картинка приобретает “легкую мыльноватость” из-за активной работы “шумодава”. Но с оглядкой на большое разрешение сенсора, фотографии, сделанные при уровне чувствительности ISO 1250-3200, вполне можно использовать для web. RAW дает совершенно иной результат. При ISO 1000, 1600, 2500 картинка приятная. Присутствует мелкозернистый яркостной шум, который никак не влияет ни на детализацию, ни на восприятие снимка. Проблемы же начинаются только после ISO 3200.

RAW 1/30 sec f/6.3 ISO 1000, конвертация из Lightroom с настройками по умолчанию

1/30 sec f/6.3 ISO 1000, внутрикамерный JPEG. Подавление шумов слабое.

RAW 1/30 sec f/6.3 ISO 1000, центральная часть кадра при 100% увеличении

JPEG 1/30 sec f/6.3 ISO 1000, центральная часть кадра при 100% увеличении

Высокой детализацией фотографий Sony RX100 обязана не только сенсору, но и объективу Carl Zeiss Vario-Sonnar T 28-100 мм F1.8-4.9 (в 35-мм эквиваленте). Он резкий и имеет удобный диапазон фокусных расстояний, но получить с его помощью хорошо размытый фон не получится. Хроматические аберрации также присутствуют. Правда, на большинстве фотографий вы их не заметите. Автофокус хоть и контрастный, но работает он в большинстве случаев довольно шустро. Для статичных сцен его скорости достаточно всегда. Если же в кадре будет динамика, вам придется полагаться только на ловкость своих рук, а не на следящий режим, который вроде как и есть, а когда доходит до дела − он оказывается бесполезным.

По определению, от мыльницы ждешь менее достойного результата, но Sony RX100 разрывает шаблоны, радуя высокой детализацией снимков при низкой чувствительности и достаточно хорошими снимками на высоких ISO. И в целом по качеству картинки RX100 вырывается далеко за рамки “мыльниц”. Единственным компактом, который столь же хорош как и “соня”, является Canon PowerShot G1X, который борется за пальму первенства в более высоком сегменте, нежели RX100.

Функциональность

Sony не стала много мудрить с меню и общей функциональностью RX100, а просто скопировала основные пункты и возможности у “старших” товарищей. Как, например, у Sony SLT-A99, Sony NEX-6, а также внеклассовой Sony RX1, с обзорами которых вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Как я уже упоминал, с помощью Sony RX100 можно легко создавать HDR изображения. Камера делает три снимка и соединяет их в одну фотографию. В настройках можно указать автоматический выбор вилки экспозиции либо же установить её вручную в пределах от 1 до 6 ступеней с шагом в 1 ступень. Все просто, но надежно. (Если кто-то не знает, что такое HDR – посмотрите соответствующий выпуск рубрики « » и ).

HDR 1/6 sec f/11 ISO 80

Для любителей поснимать пейзаж предусмотрен электронный уровень. Если же при съемке пейзажа в кадре появится человек, камера может сама сфокусироваться на его лицо, а когда тот улыбнется − RX100 сделает снимок. В памяти камеры также можно регистрировать лица ваших друзей и родственников, чтобы на будущее она сама знала, кого нужно фотографировать в первую очередь. Также доступно более трех десятков стилей и эффектов изображения на любой вкус.

Уже традиционно для всех камер Sony, RX100 выделяется продвинутыми возможностями съемки видео. Посудите сами: Full HD 50 к/с в прогрессивной развертке, формат записи AVCHD или MP4; встроенный стереомикрофон с функцией подавления шума ветра, стабилизация изображения, возможность съемки фото во время видеозаписи, ручное управление и прекрасное качество самого видео. В итоге мы имеем лучший компакт для съемки видео. Все остальные “мыльницы” даже рядом не валялись.

Производитель заявляет, что при среднестатистических условиях съемки батареи хватает на 300-320 снимков, но за все время тестирования (несколько недель) я израсходовал только 4/5 емкости аккумулятора. Если будете снимать часто (и видео в том числе), можете смело рассчитывать на 4-5 дней уверенной работы.

Галерея снимков

Наведите курсор на верхний правый угол картинки, чтобы развернуть изображение на полный экран.

1/1250 sec f/2.8 ISO 125 1/30 sec f/42.8 ISO 10000 1/80 sec f/4.5 ISO 3200 1/160 sec f/4.9 ISO 125 1/1000 sec f/3.5 ISO 125 1/2000 sec f/3.5 ISO 125 1/800 sec f/5.6 ISO 125 1/30 sec f/5.6 ISO 640 1/40 sec f/6.3 ISO 400 1/400 sec f/6.3 ISO 125 1/250 sec f/4.5 ISO 125 1/1000 sec f/4.5 ISO 125 1/160 sec f/4.5 ISO 125 1/125 sec f/4.9 ISO 200 1/640 sec f/4.5 ISO 125 1/1250 sec f/4.5 ISO 125 1/1600 sec f/5.6 ISO 125 1/1250 sec f/5.6 ISO 125 1/60 sec f/5.6 ISO 800 1/30 sec f/3.2 ISO 500 1/40 sec f/2.8 ISO 800 1/50 sec f/2.8 ISO 800 1/50 sec f/2.8 ISO 1250 1/125 sec f/4.9 ISO 2500 1/30 sec f/1.8 ISO 200 1/500 sec f/2.8 ISO 125 1/10 sec f/11 ISO 80 1/15 sec f/4 ISO 80 1/60 sec f/4 ISO 125 1/80 sec f/4 ISO 125 1/60 sec f/4.9 ISO 3200

Что понравилось:

  • Габариты камеры
  • Качество сборки
  • Детализация снимков
  • Качество фотографий при высоких ISO
  • Дополнительное кольцо управления вокруг объектива
  • Встроенная вспышка
  • Лучшие в своем классе возможности видеосъемки
  • Удобный диапазон фокусных расстояний
  • Прекрасный набор дополнительных возможностей съемки и большое количество творческих стилей (как у “старших” камер)
  • Отличный дисплей
  • Время работы на одном заряде аккумулятора
  • Возможность зарядки от USB с использованием стандартного кабеля

Не понравилось:

  • Цена (стоит дороже некоторых камер линейки NEX)
  • Максимальное значение диафрагмы на длинном конце объектива
  • Не помешало бы добавить еще пару кнопок и резиновую накладку для удобства работы
  • Крышка отсека аккумулятора выглядит хиленькой и не защелкивается автоматически
  • Неудобное разделение фото- и видеофайлов в режиме просмотра

Альтернатива


Samsung EX2F: не может похвастаться столь большой матрицей и рекордным разрешением, но стоит в два раза дешевле, обладает более светосильным объективом – 24-79mm f/1.4-2.7, лучшей эргономикой и поворотным дисплеем.


Canon PowerShot G1 X: обладает самой большой матрицей среди всех компактов, почти идеальной эргономикой, поворотным дисплеем и даже оптическим видоискателем. По сути, является самым достойным, во многом лучшим и более доступным конкурентом Sony RX100. Но у него есть известная проблема с фокусировкой на расстоянии до одного метра, а объектив довольно темный – 28-112mm F2.8-5.8, что существенно снижает ценность других плюсов.

Чтобы лучше понять, что это за камера, лучше сходите, посмотрите . Вкратце об отличиях – чуть меньше сенсор, но лучше детализация за счет отсутствующего АА-фильтра, более светосильный объектив 28-112mm F2,0-2,8, наличие видоискателя и горячего башмака, удобнейшее управление всеми параметрами.

Olympus XZ-2 iHS может похвастаться одним из самых светосильных объективов на рынке 28-112mm F1,8-2,5, очень крутой системой стабилизации изображения, горячим башмаком и обильным количеством органов управления. Но сенсор размера 1\1,7″ все-же накладывает свои ограничения. Зато цена гораздо ниже.

Pansonic Lumix LX7 – камера с самым светосильным объективом 24-90mm F1.4-2.3, но меньшей матрицей 1\1.7″, горячим башмаком, всевозможными органами управления и чуть меньшей стоимостью, чем герой нашего обзора.

Резюме

RX100 − это уже вторая камера (вместе с RX1), которая выбивается из общих понятий о фотоаппаратах своего сегмента. Sony удалось втиснуть в столь компактный корпус настолько большую матрицу, насколько это вообще возможно. А вместе с неплохим объективом, быстрым процессором и огромным количеством программных фич это дает такой уровень качества фото и видео, которых попросту не ожидаешь увидеть в “мыльце”. Да, RX100 не без недостатков. Да, цена как для мыльницы очень высокая. Но если вы её все-таки купите, она станет вашим верным спутником на каждый день, который не подведет даже в самых сложных ситуациях.

Видеообзор Sony RX100:

Недавно мне в руки попала компактная Sony RX100, о которой я и хочу рассказать.

В начале может создаться ошибочное впечатление, что это любительский аппарат типа "навел и щелкнул", однако, как оказалось, возможности данной камеры весьма солидные. По количеству регулировок и функнций RX100 существенно превосходит среднестатистическую "мыльницу" и дает фору многим аппаратам классом выше.

Отличительные особенности камер Sony семейства RX - это сочетание компактных размеров корпуса, огромной (для мыльницы) дюймовой матрицы и светосильного объектива. Мне на тестирование попала камера первого поколения - самая простая и самая дешевая в семействе, однако, на момент написания данного обзора, стоимость этого аппарата составляет около 20 тысяч рублей - немало для любительской компактной камеры. Давайте разберемся, стоит ли покупать данную камеру, либо остановиться на чем-то другом - более дешевом и столь же функциональном (благо, вариантов много).

Внешний вид и качество сборки

Sony RX100 имеет цельнометаллический корпус, выполненный в духе минимализма - никаких лишних "финтифлюшек", все подчинену принципу строгой функциональности. Несмотря на компактный размер, камера имеет достаточное количество физических органов управления - диск выбора режима съемки, диск-джойстик на задней панели, несколько кнопок. Также есть кольцо вокруг объектива, которое управляет либо ручной фокусировкой, либо диафрагмой, в зависимости от выбора настроек.

В "сложенном" виде объектив примерно на 1 сантиметр выдается из корпуса - камеру можно легко положить во внутренний карман куртки или паджака, однако, карман брюк или рубашки RX100 будет неприятно оттягивать, поэтому лучше все-таки для нее иметь небольшой футляр.

С характеристиками Sony RX100 вы можете ознакомиться на официальном сайте Sony (ссылка откроется в новой вкладке).

Функциональность и удобство в использовании

По количеству функций и настроек RX100 выше всяких похвал - в ней есть решительно все, что может понадобиться как начинающему, так и продвинутому фотолюбителю. Но беда кроется в другом - из-за огромного количества функций и настроек интерфейс у камеры довольно запутанный - нужно потратить немало времени, чтобы настроить камеру "под себя". Например, на кнопку "FN" можно назначить сразу до 7 функций (из 17 доступных) - вроде бы хорошо, но чем их больше, тем дольше придется листать меню в поисках нужной (нажимая FN несколько раз подряд). По этой причине не вижу смысла назначать на нее больше 2, максимам 3 функций - например, баланс белого, настройки HDR, экспокоррекция вспышки.

В режиме съемки картинка выводится на ЖК-экран, причем существует целых 5 режимов отображения информации о настройках - от полного ее отсутствия (на экране только картинка) до полного перечня, когда экран пестрит от пиктограмм. Неиспользуемые режимы можно отключить, чтобы не мешались. Есть возможность вывести живую гистограмму, электронный уровень. Параметры отображения информации, увы, не настраиваются - например, либо видим мы гистограмму, либо уровень - одновременно их включить нельзя. При выборе функции экспокоррекции гистограмма с экрана пропадает, зато вместо нее предстает огромная шкала с ползунком уровня экспозиции. Было бы неплохо эти вещи совместить, так как они имеют смысл только в паре, но, увы, не получается. Очень не хватает режима отображения, при котором одновременно выводится сетка "а-ля правило третей" или электронный уровень, гистограма и линейка уровня экспозиции - это позволило бы ощутимо снизить процент пере- или недосвеченных снимков с заваленным горизонтом - именно такой "букет" ошибок является наиболее типичным для неопытного фотографа.

Переход в режим серийной съемки реализован просто и доступно (джойстик влево), эта функция называется "режим протяжки" - можно выбрать одиночную съемку, два вида серийной - помедленнее и побыстрее, а также съемку с автоспуска. После съемки быстрой серии аппарат надолго впадает в ступор даже с флешкой 10 класса. При этом на экран не выводится никаких надписей типа "занят", я сначала подумал, что аппарат просто "завис". Ни о какой съемке во время сохранения серии речи быть не может.

Управление вспышкой реализовано также через меню (джойстик вправо) - видимо, решили сэкономить на отдельной кнопке для подъема вспышки. Для тех, кто привык снимать в авторежиме это не является серьезной проблемой, автоматика по большей части сама в состоянии опроеделить, когда включать вспышку, когда нет. Однако, если вы предпочитаете сами решать о целесообразности использования вспышки, вам придется регулярно лазить в меню и выбирать один из пяти режимов ее работы. Отсутствие кнопки, поднимающей вспышку с принудительным ее включением при съемке - на мой взгляд, явный прокол инженеров Sony.

А теперь о хорошем. У вспышки есть приятная особенность - ее можно отразить от потолка. Для этого, когда вспышка поднята, следует нажать пальцем на ее заднюю грань и, поскольку вспышка расположена на подвижном кронштейне, она легко отогнется назад. Это плюс при съемке в помещении, поскольку позволяет уменьшить блики от лиц и красные глаза, свойственные при съемке со вспышкой "в лоб". Однако, следует помнить, что мощность у вспышки невелика, поэтому фотографировать таким образом можно лишь в невысоких помещениях с белым потолком.

Скорость работы фотоаппарата вызывает двоякое впечатление. Фокусируется аппарат быстро и уверенно, задержка срабатывания затвора практически отсутствует - претензий нет. Раздражающими факторами являются долгое включение и выключение, медленный зум при видеосъемке. Sony RX100 - не тот фотоаппарат, который можно быстро выхватить из сумки и сразу сделать кадр. Также не впечатлила скорость при съемке серии одиночных кадров (быстро один за другим, в режиме одиночной съемки, каждый раз с автофокусом) - интервал между снимками составляет почти секунду, то есть, репортажная съемка не является коньком RX100. При включенной вспышке со скоростью вообще беда - первый кадр делается без ощутимой задержки, но потом каждый раз тратится много времени на зарядку вспышки.

Качество фотографий

В этом плане фотоаппарат порадовал - все-таки, сочетание большой по размеру матрицы и в целом неплохого объектива дают о себе знать. При съемке на открытой диафрагме детализация в центре кадра хорошая, но по краям она ощутимо снижена. При закрытии диафрагмы разница становится менее значительной. Сравнивать RX100 с полнокадровой зеркалкой и "элькой" смысла нет, тем не менее, для компактного аппарата Sony RX100 дает в целом неплохое качество картинки.

Никаких специальных тестов разрешающей способности и цветопередачи я не проводил. Просто взял фотоаппарат с собой на выходные в деревню и поснимал им там в жанре обычной любительской фотографии.

Субъективные впечатления от фотографий

Все фотографии ниже были сделаны в режиме программной экспозиции (P), в формате Jpeg. Я не ставил перед собой цели "копаться в пикселях" и "вытягивать цвета из RAW". Именно так фотографирует данная камера, вынутая из коробки с настройками по умолчанию.

В статье приводятся уменьшенные до веб-размеров фотографии. Оригинальные полноразмерные изображения можно посмотреть на Яндекс.фотках .

Когда я взял в руки аппарат Sony RX100 я мысленно сравнивал его одновременно с моей прошлой мыльницей и беззеркалкой Olympus E-PM2 . По сравнению с TX10 - это просто небо и земля (похожее ощущение я испытывал, когда 10 лет назад сменил компактную мыльницу Canon S40 на топовый компакт Canon G3 - кто помнит такие аппараты, тот поймет:). При некоторой внешней схожести получаемых фотографий, RX100 дает гораздо более детализированную картинку, все-таки, большая матрица - это сила.

Цветопередачу RX100 я бы охарактеризовал как нейтральную - аппарат не пытается как-то приукрасить картинку, как Olympus E-PM2, а передает цвета "как есть". Если вы фотографируете запыленную городскую листву, на фотографиях будет именно запыленная городская листва, а не веселенькая деревенская зелень.

Sony RX100

Olympus E-PM2

Размытие заднего плана для Sony RX100 как и для всех мыльниц - миф. Светосила 1/1.8 на коротком конце, конечно, льстит но к портретной съемке не имеет никакого отношения, так на 28 мм эквивалентного фокусного расстояния портреты не снимают (селфи и котофото - не в счет). Вот максимум размытия заднего плана, на которое способна RX100:

Если выдвинуть зум до портретных 80-100 мм (в эквиваленте), то светосила уменьшается до 1/4.9 - если при этом и получается какое-то размытие, то чисто для галочки.

Sony RX100 - преимущественно "пейзажный" фотоаппарат. Из-за большого кроп-фактора с ним можно не задумываться о значении диафрагмы (в любом случае все будет резко), а снимать в режиме программной экспозиции, позаботившись только о балансе белого и уровне экспозиции. Если снимать в RAW, то баланс белого тоже теряет актуальность. Вот пример пейзажных фотографий, сделанных в солнечный день на минимальном и максимальном фокусном расстоянии:

При съемке в яркую солнечную погоду весьма неплохо помогает функция оптимизации динамического диапазона, которая позволяет на лету "клеить" HDR-изображения. Причем, есть возможность выбрать ширину "эксповилки". Если подходить к вопросу без фанатизма, то можно получить вполне приличный динамический диапазон без потери реалистичности изображения:

Если солнце светит в объектив под небольшим углом, вполне возможна потеря контрастности картинки. Обычно в таких случаях спасает бленда, но у RX100 она не предусмотрена. При съемке в подобных условиях лучше объектив держать в тени (хотя бы прикрыть рукой):

При съемке дома со вспышкой камера склонна "выбеливать" цвета, особенно при съемке против окна:

Чтобы чуть усилить тени и избежать переэкспозиции на переднем плане лучше чуть снизить мощность вспышки, благо, такая возможность есть.

Sony RX100 на бумаге имеет неплохие макровозможности, минимальная дистанция фокусировки - 5 см. Но есть одно "но" - с 5 см фотоаппарат фокусируется только на при широкоугольном положении объектива. Как следствие - имеем существенное искажение пропорций фотографируемых объектов:

Подобная передача пропорций позволяет забыть о сколь угодно серьезной предметной съемке. Если же выдвинуть зум на максимум (чтобы обуздать перспективные искажения), меньше чем с 40-50 см сфокусироваться не удастся.

Стоит ли покупать Sony RX100

Я прихожу к выводу, что техника достигла такого уровня, что сейчас уже без разницы, какую камеру покупать. Главное, чтобы она имела матрицу больше 1/1.7" и стоила от 400 долларов. Все функции настраиваются. Что нельзя настроить, к тому можно привыкнуть. И просто фотографировать!

Sony RX100 - безусловно удачный выбор для любителей прогулок налегке. Этот аппарат можно смело брать с собой в путешествия, так как он сочетает в себе компактные размеры, небольшой вес и вполне приличное качество фотографий. Наверно, это самый лучший выбор для "отельно-пляжного" отдыха - камера будет всегда под рукой и не спасует в тех случаях, когда большинство других мыльниц заставляют своих хозяев кусать локти. Например, когда те видят, нереально красивый закат, но понимают, что их мыльница или "ай-фон" не в состоянии передать эту красоту. Еще у Sony RX100 на удивление живучий аккумулятор по сравнению с большинством других аппаратов подобного размера. По данным производителя его хватает на 330 фотографий, но на самом деле можно сделать больше - очень неплохо для компакта.

Конечно, у фотоаппарата есть недостатки. Главный из них - относительная неспешность в работе. Долгое включение, относительно долгое по современным меркам сохранение фотографии на флешку, долгая зарядка вспышки. Современные зеркалки и беззеркалки даже за меньшую цену работают быстрее. С другой стороны, RX100 имеет неплохую скорость серийной съемки - 10 кадров в секунду, однако, после того как съемка заканчивается, требуется довольно много времени для записи фотографий на флешку.

По удобству управления, такое впечатление, что инженеры Sony сами себя перемудрили. Больше половины функций, заложенных в RX100 можно безболезненно выкинуть, поскольку без них вполне можно обойтись, вместо этого направив усилия на улучшение юзабилити. Конечно, ко всему можно привыкнуть и все настроить, но грамотно настроить этот аппарат смогут только относительно опытные фотолюбители. Новички, скорее всего, предпочтут авторежим из-за боязни "сбить какие-то настройки" даже несмотря на то, что аппарат имеет встроенную систему справки.

На этом я закончу свой обзор фотоаппарата Sony Cybershot RX100. Выражаю благодарность своему брату Дмитрию Кашканову , предоставившему мне аппарат, чтобы поиграться и написать данный обзор.

На что способен новый компакт из прославленной серии RX100.

Пять лет назад Sony презентовала модель RX100, компактную камеру, которая легко умещается в кармане брюк и при этом может делать прекрасные фотографии.

Модель регулярно обновлялась, и сейчас доступна пятая версия RX100 V.

В какой-то степени камера стала заложником своего форм-фактора. Многие энтузиасты и профессиональные фотографы даже не подозревают, что эта маленькая камера может снимать со скоростью 24 к/с и при этом выполнять автофокусировку и коррекцию экспозиции между кадрами.

Сравнение камер серии RX100

Sony Cyber-shot RX100 V Sony Cyber-shot RX100 IV Sony Cyber-shot RX100 III Sony Cyber-shot RX100 II Sony Cyber-shot RX100 II
Матрица 1« 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп
Объектив ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9
Формат снимков RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648)
Формат видео 3840×2160@30p, 1920×1080@120p, 1136×384@1000p 3840×2160@30p, 1920×1080@60p, 1280×720@120p, 1110×384@1000p 1920×1080@60p, 1440×1080@30p, 1280×720@120p 1920×1080@60p, 1280×720@60p 1920×1080@60p, 1280×720@60p
Диапазон ISO ISO 125–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 125–6400 (80–25600)
Диапазон выдержек 1/32000–30 c 1/32000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с
Экран « LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2,36 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х электронный, разрешение - 1,44 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х нет нет
Вспышка встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 15 м
Wi-Fi встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC Eye-Fi
Память карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч
Размеры и вес 102×58×41 мм, 299 г 102x58x41 мм, 298 г 102x58x41 мм, 290 г 102x58x38 мм, 281 г 102x58x36 мм, 240 г
Цена в России 79 990 ₽ 69 990 ₽ 53 990 ₽ 44 990 ₽ 34 990 ₽