Общение как основная форма человеческого бытия. Общение как вид человеческой деятельности и коммуникации. Фактор речевого общения

Общение - основа человеческого бытия Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения . В об¬щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об¬мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво¬их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции. Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то...

697 Слова | 3 Стр.

  • Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение » Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание Введение Глава 1. Виды человеческой деятельности Глава2 . Общение Глава 3. Игра Глав 4. Учение Глава 5. Труд Заключение Список использованной литературы Введение Деятельность можно...

    3899 Слова | 16 Стр.

  • Речь и общение

    «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Институт социокультурного сервиса и информационных технологий Кафедра менеджмента,экономики и права г.Тюмень Реферат По дисциплине: Психология На тему: «Общение и речь» ...

    2097 Слова | 9 Стр.

  • Основы психологии общения

    Основы психологии общения (16865) Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем - это начальный этап общения . Людям свойственно ошибаться в восприятии других людей. Психологи объясняют это несколькими причинами. Первая из них заключается в том, что довольно часто элементы внешности связываются с конкретной чертой характера человека. Вторая причина - психологические качества приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. Третья причина - когда...

    7604 Слова | 31 Стр.

  • Деловое общение

    «Деловое общение » на тему: «Этика делового общения » Выполнил студент заочной формы обучения группы 21-эзс Воднева Н.С. СПИЭБ 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………3-4 1. Деловое общение : понятие, содержание, вид……………………………..5-7 2. Основные принципы делового общения …………………………………..8-11 Заключение……………………………………………………………………….12 Список используемой литературы…………………………………………...…13 Введение Диалектическое взаимодействие личности и общества невозможно без общения , общественные...

    2000 Слова | 8 Стр.

  • Роль общения в развитии личности

    РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 4 1.1. Понятие общения , его виды и функции. 4 1.2. Классификация общения . 8 2. ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 12 2.1. Развитие личности в процессе общения . Личность в общении и деятельности. 12 2.2. Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ВВЕДЕНИЕ...

    6686 Слова | 27 Стр.

  • Психология Делового Общения

    ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ » Вариант №1 Выполнил студент группы___________ __________________________________ (фамилия, имя, отчество студента) «____»_______________________20__г. ______________ (подпись студента) Проверил ________________________ (должность, фамилия и.о. преподавателя) Казань 2013г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 1.1 Понятие общения , его...

    6730 Слова | 27 Стр.

  • Управленческое общение

    институт экономики и социального управления (муниципальное учреждение высшего профессионального образования) Кафедра психолого-педагогических основ управления Курсовая работа по дисциплине: «Психология управления» на тему: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ » Выполнила: студентка 4 курса ВПО специальности «Психология» очной...

    6060 Слова | 25 Стр.

  • Психология общения

    Содержание. 1. Введение 2. Понятие об общении 3. Структура общения 3.1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения ) 3.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения ) 3.3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения ) 4. Заключение 5. Литература Введение Общение - самый «привычный» способ устанавливать...

    5063 Слова | 21 Стр.

  • Психология общения

    Реферат по дисциплине: «Психология общения » на тему: «Понятие об общении и его структура» Подготовила: студентка группы Преподаватель: Кривой Рог 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие об общение …………………………………………………...4 Глава 2. Роль общения в системе общественных и межличностных отношениях……………………………………………………………………….6 2.1. Общественные и межличностные отношения…………………......6 2.2. Общение в системе межличностных и общественных...

    4646 Слова | 19 Стр.

  • Общение как нравсвенная ценность реферат

    Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения . А. де Сент-Экзюпери. По существу, все моральные проблемы – «открытые» и «закрытые» - возникают и решаются не сами по себе. Они проявляют себя в общении людей друг с другом – общении , которое является важнейшей потребностью личности и общества. Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения , особенно в нашем обществе. Место...

    1444 Слова | 6 Стр.

  • Роль общения в психическом развитии человека

    туризма РЕФЕРАТ по дисциплине «Психология» на тему: «Необходимость общения для психического развития человека» Студентка: 2 курса, группы З11ЭП ____________________ М.А. Раткевич (подпись) Минск 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1. Понятие общения , его функции и виды 5 2. Роль общения в психическом развитии человека 3. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

    2414 Слова | 10 Стр.

  • Социальные проблемы общения социология

    Введение………………………………………………………………………………..2 1. Понятие «общение »……………………………………………………………..4 1. Функции общения ………………………………………………………..5 2. Структура общения ………………………………………………………….….7 3. Способы организации трудовой деятельности и общения ………………....12 Заключение………………………………………………………………………..…..15 Список используемой литературы……………………………………………..…...16 Введение Интерес к проблемам человеческого общения все возрастает. Человеческая жизнь самым непосредственным образом связана с общением , сфера которого является...

    3244 Слова | 13 Стр.

  • деловое общение

    1.Общение 3 2.Дисциплина «Деловое общение » 6 3.Наука «Социальная психология» 9 4.Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение » 16 5.Основные функции «Делового общения » 17 Список литературы 20 1.Общение Потребность в общении , как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда...

    3254 Слова | 14 Стр.

  • Психология человеческих взаимоотношений

    Факультет ГМУ Кафедра психологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Психология и педагогика» Тема: «Психология человеческих взаимоотношений» Новосибирск 2009 Оглавление Введение 3 1. Психологические свойства личности 4 2. Общение 5 3. Виды общения 7 4. Роль общения в психическом развитии человека 10 5. Техника и приемы общения 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение В современном мире знание природы человека необходимо...

    3268 Слова | 14 Стр.

  • Межличностное общение

    3 стр. 1. Межличностное общение .................................................................................................4 стр. 2. Структура общения в межличностных отношениях...........................7 стр. 3. Функции общения в межличностных отношениях..............................9 стр. Заключение.....................................................................

    2163 Слова | 9 Стр.

  • Роль общения ребенка со взрослыми

    Реферат на тему: «Роль общения ребенка со взрослыми» Содержание. Введение…………………………………………………………………………..31.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым.........................6 1.2 Развитие общения общения по М.И. Лисиной...................................................................7 1. 3 Ситуативно-деловое общение ......................................

    5313 Слова | 22 Стр.

  • Невербальное общение

    1. Психология общения ……………………………………………………... 5 1.1. Структура общения …………………………………………………… 6 2. Общение как обмен информацией ………………………………………. 8 3. Вербальная сторона общения ……………………………………………. 18 3.1. Вербальное общение и его виды ……………………………………… 18 Заключение ………………………………………………………………………. 21 Список литературы ………………………………………………………………. 22 Введение Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы...

    4543 Слова | 19 Стр.

  • Введение в этику делового общения 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. 2. История развития этики деловых отношений. 3. Основные концепции в этике делового общения . 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа . Все они возникают...

    4837 Слова | 20 Стр.

  • основные виды общения

    Введение 2 1.Основные виды общения 4 1.1 Роль общения в психологическом развитии человека 10 1.2 Техника и приемы общения …………………………………………………………………………12 1.3 Развитие общения ……………………………………………………………16 2 Методики исследования ценностей и смысов жизни 2.1 Методики исследования ценностей и смыслов личности 23 2.2 Методика «Направленность личности в общении »………………………..23 Заключение……………………………………………………………………….25 Список литературы 26 ВВЕДЕНИЕ Без общения не может существовать ни отдельный...

    7750 Слова | 31 Стр.

  • основы менеджмента 2

     Реферат Основы коммуникативной культуры менеджера Сидорова Евгения Германовна Оглавление Введение 1. Требования к менеджеру 2. Этико-психологические качества необходимые современному менеджеру 3. Культура общения в управленческой деятельности ВВЕДЕНИЕ Понятие общения и его структура дар человеческой речи, способность к общению , упорядоченный и развитой язык характеризуют все известные человеческие общности. Являясь важнейшим аспектом культуры, язык первым достигает...

    1868 Слова | 8 Стр.

  • Общение ребенка со взрослым: этапы становления

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ 1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым……………….6 1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной…………………………………………………7 1. 3 Ситуативно-деловое общение ………………………………………….10 ГЛАВА 2. РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА 2.1 Общение детей в семье………………………………………………….12 2.2. Негативное...

    5321 Слова | 22 Стр.

  • общение как ценность

    что общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, педагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена. Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы...

    1193 Слова | 5 Стр.

  • Введение в этику делового общения

    1 Введение в этику делового общения 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. 2. История развития этики деловых отношений. 3. Основные концепции в этике делового общения . 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа . Все они возникают как результат...

    4619 Слова | 19 Стр.

  • Деловое общение

    Тема: Общение и его роль в деятельности человека. Содержание Введение.................................................................................................................3 1. Общение . Виды и формы общения ..................................................................4 2. Функции и типы общения ...............................................................................10 3. Значение общения в жизни человека.............................................................12 Заключение...

    3074 Слова | 13 Стр.

  • Игра, как феномен человеческого бытия

    Содержание: 1. Ойген Финк об игре 2. Разбор сущности игры и её место в бытии 3. Элементы игры Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. У. Шекспир. 1. Немецкий философ Ойген Финк представлял игру как один из феноменов человеческого бытия наряду с такими феноменами, как труд, любовь, господство, смерть. Слово «феномен» подразумевается не только в феноменологическом значении, но и в смысле «что-то необычайно важное...

    2578 Слова | 11 Стр.

  • Компетентность общения

    На тему: Компетентность общения в коммуникативных профессиях Выполнила: Студентка 3 курса заочного отделения Факультета “ЭиУ” Специальность Соц. работа Лигай Алёна. Проверила: Билялова Г.К. Алматы 2011 Оглавление Введение Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения. 1. Понятие социально-психологической компетентности 2. Вербальные и невербальные средства общения 3. Методы диагностики...

    6228 Слова | 25 Стр.

  • Основные типы общения и его функции

    технологий" Кафедра управления социальными и экономическими процессами Дисциплина: Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Основные типы общения и его функции» Выполнил: [[[[[[[[ Группа № [[[[[[[[ Курс 5 Проверил____________________________ ...

    3119 Слова | 13 Стр.

  • Нравственные основы общения

    Введение…………………………………………………………………….2 1.Общение и этика………………………………………………………….3 2. Деловой этикет…………………………………………………………..10 3. Заключение……………………………………………………………….19 4. Список использованной литературы……………………………………20 Введение В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения , психология общения , философия общения , эстетика общения , педагогика общения . И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения » не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения , наверное...

    4388 Слова | 18 Стр.

  • Реферат Общение

    Содержание Введение 3 1 Понятие общения 4 2 Общение как обмен информации 4 2.1 Средства коммуникации 4 2.2 Вербальная и невербальная коммуникация 4 2.3 Значение общения в профессиональной деятельности…………………………... 15 3 Рекомендации по улучшению эффективности общения …………………………... 16 Заключение 19 Список использованной литературы…………………………………………………...20 Введение Одной из актуальных тем в настоящее время является тема «Общение как обмен информации». Огромную важность приобретают...

    4633 Слова | 19 Стр.

  • Психология общения. Содержание, цели, средства общения.

    Тема № 10. Психология общения . Содержание, цели, средства общения . СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………….… 3 1. Психология общения ………………………………………….….………… 5 2. Содержание, цели, средства общения …………..…….…………………..… 8 Заключение ……………………………………………...……………………… 13 Список использованной литературы …………………………………………. 14 ВВЕДЕНИЕ Психология общения – раздел, посвященный одной из главных сфер нашей жизни. Все мы – социальные существа. Чтобы выжить и насладиться происходящим мы ежедневно...

    2157 Слова | 9 Стр.

  • Общение - как межличностная коммуникация

    РЕФЕРАТ на тему: «Общение - как межличностная коммуникация» Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….3 Структура общения ………………………………………………………………………..5 Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе ……………7 Речь – как средство коммуникации……………………………………………13 Модель коммуникативного процесса………………………………………….17 Заключение……………………………………………………………………....24 ...

    4625 Слова | 19 Стр.

  • Общение как обмен информации

    Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Кафедра Реферат по дисциплине психология и педагогика на тему: «Общение как обмен информации» Выполнил студент гр. ЗЭЭд-114 Зайков И.А Принял ст. преподаватель Аникина Е.Б. Владимир 2015 Содержание Введение...................................................................................................................3 Общение как обмен информацией.........................................................................4 Средства коммуникации...

    4727 Слова | 19 Стр.

  • Фактор речевого общения

    объекта и предмета науки «Деловое общение ». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение » и предметов психологии и этики 3 2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение » 12 3. Практическое задание 18 Список литературы 23 1. Дайте характеристику психологии и этики Предметом дисциплины «деловое общение » являются методы оптимизации...

    4051 Слова | 17 Стр.

  • деловое общение

    Содержание Содержание 2 1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения . 3 2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева. 8 3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии: 12 а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта...

    2290 Слова | 10 Стр.

  • общение

     Содержание Введение………………………………………………………………………...3 Виды общения ……………………………………………………………….....4 Функции общения ………………………………………………………………9 Заключение…………………………………………………………………….14 Список использованных источников………………………………………..16 Введение Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей. В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда...

    2651 Слова | 11 Стр.

  • Коммуникативный компонент общения

    Содержание 1. Понятие общения 2 2. Общение как обмен информацией 3 3. Средства коммуникации. Речь 11 4. Вербальная коммуникация 15 5. Невербальная коммуникация 16 Литература 17 1. Понятие общения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в...

    4023 Слова | 17 Стр.

  • Деловое общение

    дисциплине: «Деловое общение » Тема № 2: «Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение » и науки «Социальная психология»» Выполнила: студентка 3 курса (вечер) Учётно-статистического факультета Специальность «Бух. учёт, анализ и аудит» Гоголь Виктория Николаевна Зачетная книжка № 06УББ20551 Проверил(а): Омск – 2009 Содержание Общение Дисциплина «Деловое общение » Наука «Социальная психология» Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение » Основные функции...

    3413 Слова | 14 Стр.

  • Основы психологии

    1.Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение ) и группами (межгрупповое общение ), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая общения , рассматриваемых под углом зрения...

    5914 Слова | 24 Стр.

  • Общение. Виды и функции

    педагогика» Тема: «Общение . Виды и функции» Выполнил: Потаман Е.Л. Шифр: 10 – ЭЗБ – 6234 Проверил: Ст.пр. Болдинова О.Г. Краснодар 2013г. Оглавление: 1. Введение 2. Общая характеристика общения , его функции 3. Виды общения 4. Заключение 5. Список используемой литературы Введение Проблемы общения всегда были актуальны, но...

    2138 Слова | 9 Стр.

  • Интерактивная сторона общения

    Содержание Введение 3 Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей 4 Взаимодействие членов коллектива в процессе общения 6 Виды общения 10 Цели общения 12 Функции общения 14 Заключение 25 Список литературы 26 Введение Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения , которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией...

    4743 Слова | 19 Стр.

  • Психология общения

    «Психология общения » Тема «Понятие общения » Выполнила: Аркаева М.Ю., 401 группа; профиль «психология образования Проверил(а): Савина Н.Г., канд.пед.наук.,доцент кафедры ТиПП Челябинск, 2015 Оглавление Введение………………………………………………………….3 1. Понятие и виды общения …………………………………….5 2. Роль общения в психическом развитии человека…………11 Заключение………………………………………………………15 Библиографический список…………………………………….16 Введение. Способность к общению это...

    2899 Слова | 12 Стр.

  • Спор как форма организации человеческого общения

    межкультурные коммуникации» Реферат по дисциплине русский язык и культура речи на тему: «Спор как форма организации человеческого общения » проверил: выполнила: преподаватель студентка группы К-310 Хан О.Н. Перегудова Е.В. г.Екатеринбург 2012 Содержание Введение………………………………………………………………………..2 1. Спор как форма организации человеческого общения …………………. .4 1.1 Доказательства……………………………………………………. …5 1.2 Виды споров…………………………………………………………...

    4254 Слова | 18 Стр.

  • общение

    (межличностное общение ) и группами (межгрупповое общение ), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения , рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения ; использование...

  • Общение — основа человеческого бытия Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об-щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об-мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво-их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции. Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по-нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по-чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си-туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно-гочисленные исследования психологов доказали, что между каче-ством общения и эффективностью любой деятельности существу-ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима-тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми — это все и вся. Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро-ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто-му общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало различных определений об-щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение — это сложный, многогранный процесс, представляю-щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про-исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия-ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга. В процессе общения формируются и развиваются психологи-ческие и этические отношения, которые составляют культуру де-лового взаимодействия. Деловое общение — это общение, обеспечивающее успех како-го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело-вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли-ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали-зации необходимо учиться общению. Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения. Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло-гия управления»* (* Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных ти-пов» собеседников. 1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе-ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни-ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу-ментами. 2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседни-ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд-ничеству. 3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор. 4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры-вает беседу. 5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока-заться смешным или глупым. 6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. 7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе-ды его не интересуют. 8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити-ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом. 9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора-ет» от желания спрашивать. Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен-ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи-мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников. Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж-ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об-щения между коллегами, руководством, клиентами может воз-никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к ин-формационным потерям.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

    Вопросы для самопроверки

    1. Для чего необходимы знания национального этикета?

    2. Какие общие принципы культуры поведения вы знаете?

    3. Подготовьте доклад о традициях и особенностях той страны, ко­торую вы хотели бы посетить.

    Глава 2

    Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

    Г.Низами (ок. 1141-ок. 1209),

    азербайджанский поэт и мыслитель

    Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества; ника­кая деятельность без общения не осуществима. Естественным спо­собом существования человека является его связь с другими людь­ми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении. "

    Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «По­толкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затос­куешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и уме­ющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпати­ей, а с людьми закрытыми, необщительными - «буками» - ста­раемся контактировать как можно реже.

    Важное значение в общении приобретают знания и учет мо­ральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности помогут правильно сфор­мировать представления о собеседнике, представить его способность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности партнера работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком.

    Деловое общение строится на таких моральных качествах лич­ности, как честность, долг, совесть, достоинство (см. разд. 1.1), которые придают деловым отношениям нравственный характер.

    В данном разделе мы рассмотрим основы психологии обще­ния, так как «проблема» общения все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. Вместе с тем всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения.

    Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.



    Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми - это все и вся.

    Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

    В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение - это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

    В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

    Деловое общение - это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению.

    Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

    Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления»* (* Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников.

    1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

    2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

    3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

    4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

    5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

    6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

    7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

    8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

    9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­ет» от желания спрашивать.

    Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

    Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести ксбоям в общении, к ин­формационным потерям.

    Тема 1.2. Общение - основа человеческого бытия
    2.2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений
    План:
    1. Общение в системе общественных отношений.
    2. Общение в системе межличностных отношений.
    1. Общение в системе общественных отношений
    Содержание и уровень отношений человека с миром чрезвычайно многообразны. Человек, живущий в обществе, неизбежно вступает в различные социальные отношения в зависимости от того, к какому классу, национальности, группе он принадлежит.
    Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений - общественные и межличностные.
    Общественные отношения - различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.
    Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.
    Общественные отношения возникают между:
    - индивидами как частью социальной группы;
    - группами индивидов;
    - отдельными индивидами и группами индивидов.

    Оглавление
    ВВЕДЕНИЕ.
    РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ.
    Тема 1.1. Введение в психологию общения.
    Тема 1.2. Общение - основа человеческого бытия.
    2.2.1.Общение в системе межличностных и общественных отношений.
    2.2.2. Классификация общения. Виды и функции общения. Структура и средства общения.
    2.2.3. Единство общения и деятельности.
    Тема 1.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
    1.3.1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.
    1.3.2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.
    Тема 1.4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
    1.4.1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
    1.4.2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
    Тема 1.5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
    1.5.1.Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация.
    Коммуникативные барьеры.
    1.5.2. Невербальная коммуникация.
    1.5.3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
    Тема 1.6. Формы делового общения и их характеристики.
    1.6.1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
    1.6.2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.
    Контрольный тест по разделу 1.
    РАЗДЕЛ 2. КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ.
    Тема 2.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики.
    Тема 2.2. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция.
    2.2.1.Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.
    2.2.2.Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешен конфликтной ситуации.
    Контрольный тест по разделу 2.
    РАЗДЕЛ 3. ЭТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ.
    Тема 3.1. Общие сведения об этической культуре.
    3.1.1.Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
    3.1.2.Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.
    Тема 3.2. Этика делового общения.
    3.2.1.Этикет и культура поведения в деловом общении. Этикет, соблюдаемый в письмах и при телефонных разговорах. Особенности национальных стилей этики делового общения.
    Контрольный тест по разделу 3.
    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
    СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ.
    ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИ И ИХ ОТКРЫТИЯ.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Психология общения, Глазкова Н.Н., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Учебная практика, учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 - педагогическое образование, профиль - математическое образование, заочная форма обучения, Лебедева С.В., 2014
    • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования, Научно-педагогическая практика, Калистратова Т.Д., Калистратов П.Ю., 2014
    Лекция 1. Общение – основа человеческого бытия.

    Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

    В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

    Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

    Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

    Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

    Когнитивное - обмен знаниями.

    Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

    Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

    Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

    Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид...

    Лекция 2. Понятие толерантности.
    Понятие толерантности и её характеристика. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

    Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культуры, национальности, религиозной или социальной среды. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаков открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкретности.

    Какого человека можно назвать толерантным. В психологии рассмотрели основные черты толерантных и интолерантных людей. Толерантные люди:

    1. Знание себя: Адекватно оценивают себя и окружающих. Замечают у себя только достоинства, Способен относиться к себе критически, обвиняют других в их недостатках. старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

    2. Защищённость: Уверен в себе, не сомневается, что Опасается своего социального окружения справится с любой возникшей задачей. Это и самого себя: во всём видит угрозу. важное условие для формирования толерантной личности.

    3. Ответственность: Не перекладывает ответственность на Считает, что происходящие события от других, сам отвечает за свои поступки. него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

    4. Потребность в определении: Сами стремятся к творчеству, работе, Склонен отодвигать себя на второй план самореализации. («пусть кто-нибудь другой, только не Я»)

    5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях): Толерантный человек может правильно Интолерантный человек оценивает оценить и себя и интолерантного окружающих по своему образу и подобию. человека.

    6. Чувство юмора: Живо реагирует на шутки, способен Не обладает чувством юмора, мрачен и посмеяться и над собой. апатичен. Раздражённо реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

    7. Авторитаризм: Предпочитает жить в демократическом, Предпочитает жить в авторитарном свободном обществе. обществе с жесткой властью. Следовательно, вывод можно сделать такой: - толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти

    Лекция 3. Внешний облик человека.
    Внешний вид - то, как люди видят и воспринимают внешность другого человека. Это важная часть невербального общения (Невербальное общение - вид общения без использования слов).

    Оценка восприятия внешнего вида зависит от характеристик:

    Опрятность и чистота;

    Свобода и естественность поведения;

    Грамотная речь;

    Достойные манеры;

    Спокойная реакция на похвалу и критику;

    Харизма.

    ^ 1Опрятность и чистота

    Все знают известную пословицу: "Встречают по одежке, а провожают по уму". Хотя при этом намного более важным считается ум, но все же одежда определяет то, какое впечатление вы произведете на другого человека. Внешний вид отображает личность, отображает сущность и внутренний мир человека, со всеми его привычками и наклонностями. Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде нужно учитывать цвет, линию, фактуру и стиль.

    Одежда предопределена также положением, стилем, вкусами и материальным состоянием человека. Основное правило - одежда не должна быть грязной, неряшливой или рваной. Это свидетельствует о небрежности его владельца, неуважении к людям и в первую очередь к самому себе.

    Одежда должна быть удобной и не противоречить общепринятым требованиям приличия. Значительным фактором влияния на одежду является мода. В большей или меньшей мере придерживаться ее - решает сам человек.

    Одежда для мужчин.

    Одежда мужчины влияет на его успех в деловых кругах, способствует созданию соответствующего имиджа. Костюм бизнесмена должен быть достаточно консервативным, любого неяркого цвета, одноцветный. Жилет и пиджак должны закрывать верхнюю часть брюк, рукава пальто должны закрывать рукава пиджака. Галстук - это главный показатель вкуса и статуса мужчины, потому необходимо чтобы он в завязанном состоянии достигал пряжки пояса, а ширина должна отвечать ширине лацканов пиджака. Штаны должны спереди едва спускаться на ботинки, а сзади доходить до каблука. Носки должны подбираться к костюму, но их цвет должен быть немножко более темным, желательно черный, но ни в каком случае не белый. Цвет обуви должен быть идентичный цвету ремня и ремешка на часах. В официальной обстановке (когда входят в кабинет, выступают, сидят в президиуме) пиджак должен быть застегнут. Расстегнуть его можно, сидя на стуле (например, за столом).

    Одежда для женщин.

    Женщины пользуются большей волей в выборе одежды, его фасона, цвета и ткани. В женской одежде более чем в мужской, отображается ее индивидуальный стиль и личный характер. Важно выбрать соответствующий обстановке костюм. Красивый костюм с юбкой подчеркивает авторитет женщины. Юбка должна быть темного цвета, а костюм более светлого. Не принято ходить в роскошных платьях. Прическа, макияж и украшения должны дополнять деловой костюм. Макияж не должен быть вызывающим и слишком заметным, украшений должно быть как можно меньше, но они должны быть дорогие и гармонировать с самим костюмом, духи должны чувствоваться только на близком расстоянии. И запомните: "Нет некрасивых женщин, есть женщины, которые не знают, как сделать себя красивыми!".

    ^ Свобода и естественность поведения

    Свобода -- это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы -- несвободе.

    Свобода - это отсутствие принуждения со стороны других людей.

    Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

    В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.

    Естественность поведения - непринужденность в общении; безыскусственная, искренняя манера поведения; умение быть и оставаться самим собой в любой ситуации; бесхитростность и легкая небрежность; непринужденность в позе, осанке, походке и движениях; простота, отсутствие натянутости в общении; естественность речи; легкость, гармоничность в чувствах; остроумие, импровизация, непредсказуемость в мышлении; следствие внутренней свободы. Излишняя естественность и непринужденность граничит с бесцеремонностью, распущенностью и развязностью.

    ^ Грамотная речь

    Верная, грамотная речь украшает общение, делает его наиболее ясным, а помимо того выразительным. Дабы оставаться верно, понятым, надо воспользоваться литературным языком вместе с учётом определенных аспектов, которые диктуются его практическим предназначением. Этих аспектов три. Это стойкость, ясность, точность, а также легкость в передаче самых разных цветов, а также оригинальность языка.

    ^ Достойные манеры

    Достойные манеры - они всегда собраны, держатся с полным сознанием своей значимости, однако без явной демонстрации личной надменности.

    ^ Спокойная реакция на похвалу и критику

    Спокойная реакция на похвалу и критику - они терпеливо выслушивают славословия в свой адрес, благодарят окружающих за комплименты, но деликатно дают понять, что впредь этого делать не стоит. Критику в свой адрес они переносят без вспышек гнева, преследовать за критику считают ниже всего достоинства.

    Харизма

    Харизма -- это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии -- означает притягивать к себе внимание. А хариты -- это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

    Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебером: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».

    Среди известных истории харизматических личностей есть основатели мировых религий -- Будда, Моисей и Христос. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий -- Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В ХХ веке среди таких деятелей -- Гитлер и Муссолини, Ленин и Троцкий, но также Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

    Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.
    Лекция 4. Личная гигиена.

    Личная гигиена - это раздел общей гигиены, изучающий и разрабатывающий вопросы сохранения и укрепления здоровья человека посредством соблюдения гигиенического режима в быту и труде. Личная гигиена затрагивает вопросы не только индивидуального, но и социального плана.

    Личная гигиена включает в себя несколько разделов:


    • гигиена тела человека, гигиена кожи, полости рта, косметические вопросы

    • гигиена отдыха и сна - разработка правил чередования труда и отдыха, организация форм активного отдыха, курортологии

    • гигиенические принципы рационального питания

    • гигиена одежды и обуви.
    ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ. Свойства одежды определяются свойствами ткани, а свойства ткани -- свойствами волокон. То есть гигиеническое свойство одежды зависит от физических свойств волокон ткани. Одежда используется человеком для защиты тела от неблагоприятных факторов внешней Среды -- низкой или высокой температуры, чрезмерной солнечной радиации, ветра, дождя, снега и др метеорологических и химических повреждений кожного покрова. Одежда предохраняет поверхность кожных покровов от грязи, пылии микроорганизмов. Одежда имеет эстетическое значение, так как определяет вешний вид человека. Однако, основной долью одеджы является создание вокруг тела оптимального искусственного микроклимата -- пододежный климат, который значимо отличается от климата внешней Среды. Физиологические исследования показали что приятное, комфортное, тепловое самочувствие человека находится в состоянии относительного покоя при рационально подобранной одежде наблюдается при температуре пододежного воздуха 30-33С, относителной влажности 20-40% и содержании углекислого газа не более 0,8%. Естественно при выполнении физической работы пододежный микроклимат человека меняется что позволило проф. Хлопину назвать одежду пододежным переносимым жилищем. В связи с различными физиологическими особенностями каждого организма, в связи с характером выполняемой работы и условиями внешней Среды различают несколько типов одежды:

    1. бытовая или повседневная. Изготовляется с учетом сезонных изменений, климата, погоды

    2. детская одежда, характеризуется малым весом легкостью ткани, свободным покроем, должна обеспечивать высокую теплозащиту зимой и предохранять от перегрева летом

    3. производственная, пофессиональная одежда. Учитывает условия труда и защищает от профессиональных вредностей

    4. спортивная одежда -- для занятий спортом и физкультурой

    5. военная одежда -- учитывает специфику труда военнослужащих и ограничена стражайшим ассортиментом согласно уставу

    6. больничная одежда, состоящая с основном из пижамного белья, пижам и халатов.
    Рассмотрим с гигигенических позиций ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМОСТЬ, то есть способность ткани пропускать через свои волокна воздух. благодаря этому свойству ткани обеспечивается обмен воздуха в пододежном пространстве, удаляются вредные газы. Воздухопроницаемость зависит от характера плетения волокон и пористости ткани. Воздухопроницаемость ткани должна быть хорошо выражена для одежды предназначенной для ношения в условиях высоких температур. Хорошей Воздухопроницаемостью обладают рыхлые пористые шерстяные трикотажные и шелковые ткани.в условиях пребывания человека на ветре и рпи низкой температуре воздуха Воздухопроницаемость должна быть минимальной. Отношение ткани к воде -- судят по гигроскопичности. Гигроскопичность -- способность ткани поглащать водяные пары из воздуха и она удерживать их. Достаточная гигроскопичность является положительным свойством ткани и она используется для материала одежды внутренних слоев, то есть нижнего белья, а для верхних слоев -- непригодна. Водопроницаемость -- свойсвто ткани пропускать скозь себя воду. Это свойство совершенно не обязательно для ткани предназначенной для защиты от дождя, так как при намокании увеличивается теплопроводность и тело быстрее замерзает. Шерстяные ткани хорошо сохроняют тепло благодаря своей высокой пористости, гигроскопичности и воздухопроницаемости. Теплопроводность - ткани повышается при намокании. Сейчас около 1/4 всех одежды производится из химической волокон. По своей природе химические волокна делется на искусственные и синтетические. Искусственные химические волокна производятся из природных элементов: древесина, хлопок, целлюлозно-вискозное химическое волокно, ацетатный шелк или из растительных белков. Синтетические волокна производятся из полимеров путем синтеза. Существует 3 груаппы синтетических волокон:

    1. полиамидные (капрон, нейлон)

    2. полиэфирные (лавсан)

    3. полиапраламидные волокна (паролон).
    Изделия из синтетических волокон в принципе удовлетворяют таким требованиям как прочность, долговечность, экономность, а некоторые (лавсан) не уступают по теплозащитным свойсвам шерсти. Для гигиенической оценки большое значение иммет химическая стабильность. Некоторые химические синтетические волокна при деструкции могут выделять в воздух исходные полимеры (то есть то есть вещества которые применялись для их синтеза и катализаторы, стабилизаторы). Эти соединения могут иметь кожно-резорбтивное действие, кожно-раздражающие, сенсибилизирующие, аллергическое, общее резорбтивное, токсическое. Например при действии горячего псолола в воздух выделяется цианистые водороды. Химически нестабильны: орлон, поликитрильные волокна, стабильны: лавсан, капрон. Электрилизуемость. Высокой электрилизуемостью обладают ткани из лавсана. Здесь есть и отрицательное действие (повышенное статическое электричество) и положительное (действует как массаж). Поливинилхлоридные волокна используются в качестве лечебных. Липофильные свойства , то есть свойство впитывать жиры. Липофильные ткани быстро засаливаются, полохо стираются их нельзя кипятить. Они быстро обсеменяются микроорганизмами, поэтому чулучно-носочные изделия необходимо проглаживать. Пропускание УФ лучей: через синтетические ткани из нитрона, ацетохлор... (0,4-0,5%) практически не происходит, наиболее прозрачны для УФ ткани из капрона (пропускают до 76%). Винилон широко применяется в хирургической практике как кетгут (растворяется в щелочах организма). Пакет одежды состоит минимум из 3 слоев: нижнее белье, платье, костюм, и верхняя одежда (с теплозащитныи свойствами или без него). В качестве нижнего слоя гигиенично использовать такую хлопчатобумажную ткани, волокно, для теплого сезона оправдано белье из вискозы и только потом -- капрон. Для платьев оправдано хлопчатобумажные ткани, шелк, шерсть, искусственный ацетатный шелк. Для костюмов - лавсан не гигиенический, одежда из смешанной ткани, в холодное время года рекомендуется ношение одежды из объемной пряжи, нитрона, так как электролизуемость и гидрофильность снижается добавлением натуральных искусственных волокон. В качестве верхней одежды зимой целесообразно применять натуральные и синтетические меха.

    Таким образом, одежда должна отвечать следующим требованиям:

    1) должна весить не более 10% собственного веса человека,

    2) одежда должна иметь покрой не затрудняющий кровообращение не стеснять дыхание не вызывать смещение внутренних органов,

    3) должна легко очищается от загрязнений,

    4) должна быть прочной.

    Лекция 5. Социально- бытовая характеристика города.
    Различают два подхода к определению города: политический (город как территория, на которой орган городского самоуправления осуществляет политическую власть) и экономический (город рассматривается как территория, в рамках которой осуществляются все виды деятельности, образующие экономическую систему территории). Далее мы будем исходить из преимущественно административного определения города, принятого в системе государственного и муниципального управления.

    Город – это населенный пункт, достигший определенной людности и выполняющий промышленные, транспортные, торговые и административно-политические функции (Советский энциклопедический словарь). Численность населения, при достижении которой поселение превращается в город, однозначно не определена. Как правило, в РФ – 2-5 тыс. жителей. По основным признакам, рассматриваемым далее, к понятию «город» близко понятие «поселок городского типа». В Рязанской области, например, на начало 2004 года насчитывалось 12 городов и 26 поселков городского типа.

    Решение о придании населенному пункту статуса города принимается государственными органами соответствующего уровня. Важность этого решения и стремление руководителей к повышению статуса населенных пунктов определяется влиянием статуса на нормативы расходной части бюджета.

    Города и городские поселки РФ принято классифицировать по следующим признакам:


    • города безуездные (заштатные), численность населения до 5 тыс. человек;

    • уездные и окружные города (малые города с численностью 5-20 тыс. человек);

    • губернские города (средние города с численностью населения 20-100 тыс. человек);

    • столицы (крупные города с населением свыше 100 тыс. человек).

    • По основным функциям (курортные, портовые, научные, военные, угольные и т.д.);

    • По административным функциям. При равной и даже меньшей численности населения центр муниципального округа (районный центр) может иметь статус города, а другой населенный пункт – статус поселка городского типа. Например, г. Пронск и поселок городского типа – Новомичуринск.

    • По уровню развития экономики и роли в экономической и политической системе страны города делятся на города областного (республиканского) и федерального значения. В Рязанской области 4 города областного значения: Рязань, Касимов, Скопин, Сасово. Остальные 8 городов области такого статуса не имеют.

    • Мегаполисы – города и городские ареалы с многомиллионным населением. В РФ к таким относят преимущественно Москву и Санкт-Петербург.
    В классификации населенных пунктов в РФ помимо общепризнанных критериев необходимо учитывать ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ним класссификация основывается на административных функциях поселения. Выделяются:

    Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых существует единый орган местного самоуправления;

    Городское поселение город или поселок с прилегающей территорией, в котором действует единый орган местного самоуправления;

    Муниципальное образование – поселение или несколько поселений сельского и городского типа, городской округ, либо внутригородская территория города федерального подчинения, объединенные едиными органами местного самоуправления, которые могут выполнять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

    Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, а его выборные органы осуществляют полномочия муниципального образования.
    Лекция 6. Социально- бытовая характеристика города.
    Питание является основной биологической потребностью человека и древнейшей существенной связью живого организма с окружающей природой.

    Рациональное и полноценное в количественном и качественном отношении питание наряду с другими условиями социальной среды обеспечивает оптимальное развитие человеческого организма, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и широкие адаптационные возможности. Полноценное питание с оптимальным содержанием пищевых веществ оказывает благоприятное влияние на иммунобиологический статус организма и повышает его устойчивость к инфекционным агентам и токсическим веществам.

    Современное представление о рациональном и полноценном питании сформировалось на основании многолетних исследований зарубежных и отечественных ученых.

    Рациональным, здоровым питанием является питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. В настоящее время существует целый ряд теорий питания. В нашей стране и во всем мире широкое распространение получила теория рационального, сбалансированного питания. В соответствии с теорией рационального сбалансированного питания здоровое питание должно отвечать определенным требованиям.

    Питание должно быть сбалансировано по химическому составу в отношении основных питательных веществ – белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Это соотношение основных питательных веществ получило название принципа сбалансированности питания первого порядка.

    Важным является и соотношение незаменимых эссенциальных веществ. Для белков это соотношение незаменимых аминокислот, для жиров – сбалансированное соотношение жирных кислот (предельных и непредельных), для углеводов – это соотношение простых и сложных углеводов, для витаминов – соотношение различных форм провитаминов и собственно витаминов, оптимальное соотношение макро– и микроэлементов. Это положение получило название в теории рационального и сбалансированного питания принципа сбалансированности питания второго порядка.

    Третьим положением теории рационального питания является представление о рациональном режиме питания, определяемом количеством приемов пищи, интервалами между ними, приемом пищи в строго определенное время и правильным распределением пищи по отдельным ее приемам.

    Четвертое положение в теории рационального питания определяется усвояемостью или перевариваемостью рационов, т. е. питание должно по способу кулинарной обработки, по пищевому набору продуктов соответствовать переваривающей способности желудочно-кишечного тракта в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, состояния ферментных систем желудочно-кишечного тракта на всех этапах переваривания пищи: полостного, пристеночного и внутриклеточного. Питание должно быть сбалансировано по усвояемости и перевариваемости.

    Первое положение теории рационального и сбалансированного питания – оптимальное соотношение химических веществ в пищевом рационе – тесно связано с представлением о сбалансированной мегакалории.

    Мегакалория – миллион малых калорий, тысяча килокалорий – больших калорий, должна быть строго сбалансированной в отношении содержания в ней белков, жиров и углеводов.

    В наибольшей мере энергетическая потребность организма обеспечивается за счет углеводов, затем жиров и, наконец, белков. Если общую энергетическую ценность рациона принять за 100 %, то на долю белков приходится 12 %, на жиры – 33 %, на углеводы – 55 % калорийности. Или, если в абсолютном отношении, то в 1000 ккал должно быть 120 ккал за счет белка, 333 ккал за счет жира и 548 ккал за счет углеводов. Если мы примем белки протеины 120 ккал за единицу, то соотношение по калорийности белков, жиров и углеводов в пределах мегакалории будет выражаться как: 1: 2,7: 4,6.

    Известно, что калорийность 1 г белка составляет 4 ккал, 1 г жира – 9 ккал и 1 г углеводов – 4 ккал. Таким образом, 120 ккал будут представлены белками в виде 30 г, 333 ккал жира обеспечиваются 37 г жира и 543 ккал углеводов – обеспечиваются 137 г углеводов. Если 30 г белков протеинов мы принимаем за единицу, то по массе соотношения белков, жиров и углеводов в пределах сбалансированной мегакалории будет выражаться как 1: 1,2: 4,6. Это положение оптимального соотношения основных питательных веществ белков, жиров и углеводов с учетом минимальной калорийности рациона получило название принципа сбалансированности питания первого порядка.

    Важным является соотношение и эссенциальных, незаменимых питательных веществ в рационе. Речь идет прежде всего о сбалансированном, оптимальном соотношении незаменимых аминокислот. Это обеспечивается определенным соотношением белков растительного и животного происхождения. Оптимальное соотношение незаменимых аминокислот определяется соотношением 3 лимитирующих белковую полноценность рациона незаменимых аминокислот: триптофана, метионина и лизина. Соотношение этих незаменимых аминокислот по триптофану должно быть 1: 3: 3. Оптимальное соотношение должно быть и других эссенциальных веществ, входящих в состав жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Это оптимальное соотношение эссенциальных незаменимых веществ пищевого характера получило название принципа сбалансированности питания второго порядка.

    Представление о сбалансированной мегакалории связывается и с определенным соответствием калорийности и поступления в организм витаминов и других компонентов пищи. Так, в частности, витамин С с учетом калорийности рациона из расчета на 1 мкал должен содержаться в рационе из расчета 25 мг на 1 мкал. Таким образом, если знергозатраты составляют 3 Мкал, или 3000 ккал, то суточная потребность в витамине С должна составлять 75 мг. Такой же подход существует в отношении обеспечения организма витаминами группы В и других ингредиентов пищевого рациона.

    Важным положением теории рационального и сбалансированного питания является второе положение о том, что энергетическая ценность пищевого рациона в большинстве случаев должна соответствовать энергетическим тратам человека. У детей, беременных женщин, кормящих матерей, исхудавших реконвалесцентов она должна превышать энерготраты. Часть пищевых веществ расходуется на пластические процессы. Энергозатраты организма человека зависят в основном от профессии и характера трудовой деятельности, домашней работы, образа жизни, а также от возраста, массы тела, пола, физического состояния, воздействия всевозможных факторов внешней среды.

    Энергетические затраты для лиц однородного коллектива определяются следующим образом: они состоят из основного обмена (у взрослого человека он ориентировочно равен 4,18 кДж, или 1 ккал на 1 кг массы тела в час). Вторым элементом нерегулируемых энергозатрат основного обмена являются знергозатраты, расходуемые на усвоение пищи – специфическое динамическое действие. Специфическое динамическое действие пищи смешанного характера приводит к повышению основного обмена на 10 %. Сумма основного обмена и энерготраты, связанные со специфическим динамическим действием пищи, составляют нерегулируемую часть суточных энергозатрат человека. При определении общих энергозатрат человека к этой нерегулируемой части необходимо прибавить энергетические траты организма на выполняемые в течение дня работы, связанные с трудовой деятельностью, т. е. производственные, служебные и домашние работы. С этой целью проводят хронометраж деятельности групп лиц данного коллектива, или производят расчет, пользуясь данными об энергетических затратах при различных видах трудовой деятельности. Существуют прямые и непрямые методы определения энергетических затрат. Наиболее широко используемым методом определения энергетических затрат в современных условиях является определение их по специальным таблицам, составленным на основании данных по энергетическим затратам, полученным методом изучения газообмена. Очень важно отметить, что энергетические траты заложены в основу физиологических норм питания с учетом возрастных аспектов, учетом состояния организма человека, пола, климата, условий проживания.

    Важнейшим положением рационального питания является его сбалансированность по режиму. Режим питания предусматривает частоту приема пищи в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности и состояния здоровья, в частности функционального состояния желудочно-кишечного тракта, состояния его ферментативных систем. Имеет значение время между отдельными приемами пищи. Режим питания обеспечивает своевременную доставку организму источников энергии и питательных веществ, необходимых организму человека. Режим питания создает оптимальные условия деятельности желудочно-кишечного тракта, связанные с его моторикой, перистальтикой и выделением и образованием тех или иных ферментов, секретов.