Теория и практика логистики. Модели разрабатываются для конкретных условий и не могут применяться для других похожих моделей. Абстрактное моделирование остается пока наиболее приемлемым средством познания в логистике, а чаще всего и единственно возможным

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вступление

1.Моделирование в логистике

Практическое задание №1

Практическое задание№ 2

Использованая литература
Вступление

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).
Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.
На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (пр-во идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию).
Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и средств производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.
1. Моделирование в логистике
Моделирование, как целенаправленное представление анализируемого реального или гипотетического бизнес-процесса, служит в управлении, прежде всего, двум целям.
Во-первых, это сохранение знаний о структуре, законах функционирования и управления организации в формальном виде (структурное моделирование).
Во-вторых, наполнение модели реальными данными и проведение компьютерной симуляции (имитации реального поведения объекта за отрезок времени) позволяет получить фактографическую основу для принятия решений.
Проведение имитационного моделирования, низвергающего постулат о “невозможности эксперимента в экономике”, стало возможным благодаря развитию возможностей вычислительной техники, изучению процессов принятия решения человеком, и развитию дисциплины реинжиниринга.

Особенности моделирования в логистике определяются содержанием самой логистической концепции. Логистика предполагает системный подход к интегрированному и динамическому управлению материальными, финансовыми, информационными потоками в организации, сквозь функциональные границы подразделений. Это во многом перекликается с принципами системной динамики и понятием о бизнес-процессах. Поведение организации, в терминах системной динамики, определяется ее информационно-логической структурой как системы, представляется в терминах потоков, а не функций, рассматривается в развитии и динамике.

Бизнес-процесс может быть определен как целенаправленно преобразуемый и управляемый поток ресурсов.
Таким образом в поисках ответов на вопросы: как формируются затраты и доходы по логистической цепи, каковы ее критические параметры, факторы развития, узкие места и возможности, в чем причины возникшей проблемы, каковы будут результаты планируемых решений - менеджеру логистики помогает компьютерное моделирование бизнес-процессов.
Управление в логистике характеризуется учетом большого числа параметров, функциональных и корреляционных зависимостей, влияния стохастических факторов. Все они анализируются при построении модели, но не все включаются в нее.
Для принятия решения, модель должна отражать сущность проблемы, давая обоснование, по словам А. Эйнштейна, “…по возможности очень простое, но не проще”. Полное отражение всех реальных зависимостей в модели невозможно или экономически неоправданно.
Как сказал основатель подхода тотального качества Э. Деминг: “Все модели неправильны, но некоторые модели полезны”. Полезными модели становятся тогда, когда при их построении выполняются на практике несколько методических правил.

Первое - моделирование должно быть групповой работой. Это подразумевает не только формирование рабочей группы специалистов разного профиля, но и широкое вовлечение в сбор данных, оценку, тестирование, внесение предложений по модели менеджеров разного уровня и разных подразделений компании. Так достигается и работоспособность модели, и обучение персонала.

Второе - моделирование должно тщательно документироваться. Хорошей модели не повредит немного бюрократии. Все варианты, персонализированные предложения, получаемые в результате выполнения первого правила должны быть зафиксированы. По результатам моделирования издаются нормативные, плановые документы, должностные инструкции и т.д.
Третье - моделирование - постоянный процесс. Структурные и имитационные модели служат средством обоснования решений, разработки сценариев, обучения и коммуникации персонала. Изменение постановки задачи, влияния внешних факторов, появления новых знаний могут требовать корректировки параметров модели.
Еще одним практическим моментом является выбор моделирования бизнес-процесса в состоянии “Как есть” или “Как должно быть”. Как правило, в методической поддержке коммерческих аналитических пакетов даются общие рекомендации по этому вопросу. Особенностью реинжиниринга можно считать третью, в общем-то, спорную, форму моделирования - “Как будет”.

Моделирование заставляет менеджеров более точно и полно формулировать описание причин возникновения проблем, возможные результаты изменений, которые они интуитивно чувствуют. В процессе формального построения модели вскрываются внутренние противоречия и сомнения в этих представлениях у разных менеджеров. Групповое построение модели требует достижения консенсуса, а распространение модели бизнес-процесса по логистической цепи улучшает коммуникацию, понимание интересов и роли других подразделений. Таким образом, улучшается столь важное в логистике взаимодействие. Модель становится средством коллективного корпоративного психоанализа. Типология моделей в логистике производна от понятия "логистическая система", которое, как известно, в силу своей громадной концептуальной емкости и многообразия промежуточных форм существования в реальной практике окончательно не установлено. Аморфное представление о сущности и нюансах логистической деятельности не способствует созданию эффективного методологического инструментария в виде модельного ряда, учитывающего специфику и фазы существования объекта логистизации. С другой стороны, неразвитость аппарата моделирования в логистике тормозит развитие ее как науки.

Приходится заимствовать из других областей знаний (системология, исследование операций, теория управления запасами и др.) различные методы и способы моделирования, но этот путь требует глубокого критического анализа имеющегося спектра моделей, переосмысления их потенциальных возможностей и органических недостатков с точки зрения логистики. В противном случае возникают серьезные трудности, а порой и недоразумения как при выборе способа моделирования, так и при объяснении существа моделируемых логистических процессов. Любой специалист в области моделирования без особого труда найдет во множестве представленных в литературе по логистике моделей немало фактов, когда результаты моделирования родственных объектов невозможно сопоставить между собой даже по шкале порядка: структурные модели выдаются за функциональные, статические за динамические, концептуальные за информационные и даже за аналитические и т.п.

Чтобы установить ассортиментный ряд моделей, который удовлетворял хотя бы скромным запросам исследователей и практиков в области логистики и помогал сократить время на поиск "нужных" моделей, целесообразно обратить более пристальное внимание на известные классификации в теории моделирования сложных физических, экономических и информационных систем. При таком подходе, по характеру фиксации состояния системы следует различать:

Ситуационное моделирование, при котором для получения прогноза вектора состояний системы Z(T) оценивается изменение состояний z(t) є Z за время Т. По этому признаку к ситуационным можно отнести модели, применяемые для оценки динамики работы службы закупок, интенсивности и мощности каналов товародвижения в распределительной сети, состояния дел по управлению производственными и товарными запасами и т.д.;

Бехивиоральное моделирование, определяющее выходные статистические характеристики y(t) єY на интервале времени . Отсюда бехивиоральными моделями следует считать те, которые дают статистическую оценку степени устойчивости, надежности и адаптивности системы на определенном временном отрезке. К моделям подобного рода можно отнести модели, построенные на основе теории массового обслуживания, поскольку в них используются статистические распределения интервалов между различными логистическими операциями. С их помощью можно оценить уровень функциональности логистической системы по отношению к ранее достигнутому уровню или к соответствующему стандарту в виде среднего времени выполнения и задержки заказа в системе, вероятности его потери и т.п.

В зависимости от формы модельного представления объекта логистизации модельный ряд далее можно разбить на два основных вида: физическое (материальное) и абстрактное моделирование.

Физические модели в общем случае разделяются на натурные и макетные. Понятно, что натурные модели способны лучше других обеспечить адекватное отражение действительности. Вместе с тем проведение натурных исследований сопряжено с громадными трудностями как организационно-экономического, так и научного плана. Обычно "на натуре" удается лишь зафиксировать существующее состояние системы без возможности вариаций внешних и внутренних факторов окружающей среды.

При использовании разных вариантов макетного моделирования, например, в форме полупроизводственных испытаний, возможности экспериментатора увеличиваются, но появляется большая вероятность искажения результатов моделирования, особенно в тех случаях, когда не удается установить критерии подобия процессов в модели (макете) и натуре.
Абстрактное моделирование остается пока наиболее приемлемым средством познания в логистике, а чаще всего и единственно возможным. По способам выражения абстрактное моделирование декомпозируется по четырем направлениям: концептуальное, математическое, имитационное и символическое моделирование.

В свою очередь концептуальные модели можно условно разграничить на вербальные модели и модели общесистемных структурных форм. В настоящее время - это наиболее распространенный тип моделей в логистике, особенно в части, именуемой теоретической. Диалектика их широкого применения в наблюдательных и описательных областях науки имеет глубокие гносеологические корни, которые, видимо, не следует нарушать, особенно там, где модели имеют трудноопределимые входы и выходы. Тем не менее, концептуальное моделирование является только средством получения начальных знаний о предмете исследования. Уровень познания наук, использующих только приемы концептуального моделирования, таков, "что они располагают большей частью морфологическими данными об изучаемых системах, иногда эти данные сводятся только к классификации. Установление устойчивых закономерностей - сравнительно редкая и большая удача".

Математические модели в высшем своем проявлении способны на многое, но дать какую-то конкретную характеристику, по которой можно было бы отнести ту или иную модель к математическому типу затруднительно. Слишком громаден диапазон математического действия: от весьма абстрактных моделей в символьных переменных до серьезной проработки вычислительных аспектов. В зависимости от степени достижения результата при описании механизма протекания исследуемых процессов за счет применения математических методов, их можно условно декомпозировать на четыре группы: аналитические (цифровые), аналоговые, кибернетические и игровые. Можно лишний раз подчеркнуть относительность такой градации. Например, если аналитические, аналоговые и кибернетические модели вполне определенно можно отнести к математическим моделям, то игровые модели способны принимать почти нулевой математический уровень в так называемых "деловых играх" и становиться почти на сто процентов аналитическими при формализации конфликтных ситуаций с применением элементов теории игр.

Но еще более сложный характер имеют имитационные модели (ИМ). И неудивительно, поскольку по названному признаку практически все классы, подклассы, виды, группы и разновидности абстрактных моделей можно считать имитацией реальной действительности. Для подтверждения правильности данного заключения можно сослаться на классическое определение сущности имитационного моделирования, которое представляется в виде "процесса формирования модели реальной системы и проведения на этой модели экспериментов в целях выявления свойств системы и определения возможных путей ее создания, совершенствования и (или) эффективного использования".

Весь вопрос заключается лишь в установлении таких правил имитации, при соблюдении которых модель не станет ложной. Среди ученых "старого" поколения бытует соответствующее мнение, согласно которому "в процессе выбора системной модели следует учитывать различную степень их изученности и по возможности избегать использования моделей, не имеющих развитого математического аппарата". Если придерживаться их мнения, то можно считать, что риск "заболеть" неадекватностью отражения реальных процессов при имитационном моделировании будет тем меньше, чем больше будет использоваться соответствующий конкретной специфике математический аппарат. На данном основании имитационные модели можно условно разделить еще на три группы: аналитические, кибернетические и информационные.

В попытке провести тонкую грань между указанными группами будем считать, что признаком аналитического имитационного моделировании являются те случаи, когда имитация структурного и функционального пространства моделируемой системы осуществляется на основе решения системы балансовых уравнений с помощью методов линейного, нелинейного, динамического, статистического и другого вида программирования.

Однако отдавать пальму первенства аналитическим, аналоговым или кибернетическим моделям при имитации реальных процессов в логистике, видимо, не стоит, поскольку многочисленные исключения подтверждают другое правило. По нему "в сложных ситуациях только отдельные слагаемые общей проблемы поддаются аналитическим оценкам как из-за отсутствия пока необходимых зависимостей, так, и это, пожалуй, главное, из-за невозможности в ряде случаев ввести шкалу измерений, "имеющую смысл". Это свойство познания действительности образует множество видов информационных моделей, которые, неся в себе все основные признаки и правила построения имитационных моделей с опорой на формальный и неформальный аппарат анализа, становятся моделями синтетического порядка, способными в конечном итоге приобрести более высокую практическую ценность по сравнению с концептуальными и аналитическими моделями.

Но даже если информационная модель удовлетворяет всем описанным выше требованиям, объем получаемых от нее сведений становится настолько обширным, что их обработка может оказаться мало эффективной. Требуется дальнейшее совершенствование программных средств путем разработки рациональных процедур формирования и использования обобщенной информации. Такие системы поиска и обработки необходимых данных уже появились и стали широко использоваться в Интернете. Одна из них, получив название "ASK JEEVES" (сервис умного поиска), быстро завоевывает мир, а ее зачинатель (Стив Берковец) стал одним из наиболее процветающих бизнесменов США.

Трудно себе представить, чтобы "сервис умного поиска" был вне рамок диалогового управления с оперативным определением функциональных и информационных связей между элементами логистической инфраструктуры. В противном случае, каким образом можно оперативно выработать и привязать оптимальные управляющие параметры к соответствующим горизонтам и фазам процесса управления? Возможность проведения итеративной диалоговой процедуры подразделяет информационные системы еще на две разновидности: диалоговые и простые, т.е. с выдачей для традиционного (без обратной связи) анализа таблиц и отношений. Здесь следует признать, что информационные модели бизнес-процесса А. Шеера, которые в последние годы все шире начинают применяться для решения логистических задач, как раз и можно отнести к диалоговым системам, имеющим элементы "ASK JEEVES".

При более близком знакомстве с подобными информационными моделями можно обнаружить, что их устройство во многом основано на использовании символических моделей, разделяющихся в свою очередь на языковые и знаковые (телеологические). В основе языковых моделей лежит строго зафиксированный определенным машинным языком (FORSIM, GPSS, SIMULA, SIMSCRIPT, BOSS, SOL, DYNAMO, MIMIC, и др.) набор однозначных понятий, а в знаковых с помощью различных знаков (кванторов, предикатов, обозначений элементов из теории множеств и т.п.) отображается набор необходимых понятий, благодаря чему в отдельных символах дается описание какого-либо реального объекта. Можно сказать, что всевозможные реляционные языки и семантические сети, основанные на алгебре отношений в совокупности с быстро развивающимся аппаратом фреймов и слотов, расширяют возможности создания и идентификации средств представления элементов, связей и предметов логистической деятельности, что в конечном итоге способствует появлению и развитию "ASK JEEVES" в логистике.

Практически все обозначенные выше типы, группы и виды моделей можно структурировать по так называемым признакам функционального и иерархического порядков. В частности, по признаку целевого назначения модели разделяются на функциональные, структурные, организационные, управляющие, обеспечивающие, а также модели данных и модели выхода. По способам управления системой иногда в логистике используются так называемые модели "толкающего" и "тянущего" типов. Модель также может получить название от преобладающего вида моделируемого потока: товарная, финансовая, управления, ресурсов, продуктов и т.д.

Градация по степени обобщения объектов моделирования образует локальные, корпоративные, региональные, отраслевые, республиканские и другие виды моделей. Каждую из них можно декомпозировать в зависимости от специфики решаемых задач. Например, локальная операционная модель (ЛОМ) может быть предназначена для исследования проблем управления транспортом, финансами, ресурсами.

Практически все области логистической деятельности пронизывает подсистема управления запасами (УЗ). Считаясь относительно молодой отраслью исследования операций, теория управления запасами уже располагает несколькими сотнями моделей, которые детально классифицируются по нескольким десяткам признаков. Приводить их в полном объеме имеет смысл лишь при создании компьютерной базы знаний по УЗ. Здесь достаточно ограничиться укрупненной классификацией, которая различает модели по: числу номенклатур; числу складов; характеру восполнения; характеру спроса; способу рассмотрения динамики; целевой функции; стратегии восполнения; способу контроля уровня запаса; учету недостач; задержке поставок

Кроме того, в зависимости от характера изучаемых процессов все модели могут быть разделены на детерминированные и стохастические, статические и динамические, непрерывные и дискретные. Однако в указанном "чистом" виде логистические процессы, и, следовательно, модели, встречаются крайне редко, особенно в детерминированной, статической и непрерывной формах, что сопряжено, главным образом, с нестационарным и независимым характером спроса. Типология моделей в логистике производна от понятия "логистическая система", которое, как известно, в силу своей громадной концептуальной емкости и многообразия промежуточных форм существования в реальной практике окончательно не установлено. Аморфное представление о сущности и нюансах логистической деятельности не способствует созданию эффективного методологического инструментария в виде модельного ряда, учитывающего специфику и фазы существования объекта логистизации. С другой стороны, неразвитость аппарата моделирования в логистике тормозит развитие ее как науки.

Наиболее часто в логистике применяется и митационное моделирование. Имитационное моделирование - в нём закономерности, определяющие характер количественных отношений остаются непознанными, логистический процесс остаётся чёрным ящиком. Например, мы нажимает на кнопки телевизора, получая результат, не знаем, какие именно процессы происходят внутри его.

Основные процессы имитационного моделирования.
1. Конструирование модели реальной системы.
2. Постановка экспериментов на этой модели.
Цели: понять поведение логистической системы; выбрать стратегию обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы. Как правило, имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров. Основные условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование.
1. Не существует законченной постановки данной задачи, либо ещё не разработаны аналитические методы решения сформулированной математической модели.
2. Аналитические модели имеются, но процедуру столь сложны и трудоёмки, что имитационное моделирование даёт более простой способ решения задач.
3. Аналитические решения существуют, но их реализация не возможна вследствие недостаточной математической подготовки персонала.
Достоинством имитационного моделирования является:
1. Этим методом можно решать более сложные задачи.
2. Данные модели позволяют достаточно просто учитывать случайные воздействия и другие факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании.
3. При имитационном моделировании воспроизводится процесс функционирования системы во времени.
4. Сохраняется логическая структура. Недостатки имитационного моделирования.
Недостатки:
1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого.
2. Необходим высококвалифицированный специалист-програмист.
3. Необходимо большое количество машинного времени.
4. Модели разрабатываются для конкретных условий и не могут применяться для других похожих моделей.
5. Велика возможность ложной имитации. Это может произойти даже при незначительных изменениях в реальных условиях.
Описание имитационной модели можно завершить словами Р. Шеннона: «Разработка и применение имитационных моделей в большей степени искусство, чем наука. Следовательно, успех или неудача в большей степени зависит не от метода, а от того, как он применяется».
2. Анализ ABC-XYZ в управлении материальными запасами

Важным инструментом управления материальными запасами является ABC/XYZ анализ. Суть метода заключается в распределении запасов по трем группам в зависимости от привлекательности (ABC) или устойчивости тенденции оборачиваемости (XYZ). Привлекательность запаса и устойчивость тенденции оборачиваемости можно оценивать по различным критериям. В решении поддерживаются три показателя: выручка, маржа и количество.

В решении можно создавать различные каталоги для классификаций ABC и XYZ. Каждый такой каталог ориентирован на использование одного из поддерживаемых критериев оценки и позволяет задавать процентное соотношение между группами A, B и C (для классификации XYZ - между ее группами). На основании этих каталогов можно формировать классификации товаров на группы ABC и XYZ. Каждая такая классификация формируется для формата (группы) предприятий, или для отдельного производства.

При разборе метода балльной оценки, для ситуаций принятия решения характерна необходимость выбора из многих альтернатив. Тот факт, что не все альтернативы имеют одинаковое значение с точки зрения влияния на общий результат, обусловливает зависимость качества решения от выявления важнейших факторов и нахождения возможностей влияния на них. Метод, с помощью которого отдельные элементы классифицируются и наглядно представляются по степени их важности для определенной проблемы, называется АБС анализом.

Исторически происхождение метода связано с решением снабженческих проблем, а именно с необходимостью концентрации усилий на тех продуктах, которые имеют наибольший вес в общей стоимости сырья и материалов. В принципе АБС анализ имеет очень широкую область применения, поскольку в соответствии с исследуемыми величинами (например, товары, клиенты) классификации могут быть подвергнуты самые разные области.

АВС анализ опирается на гипотезу о том, что в реальности нередко 20% элементов обеспечивают около 80% результата. Эта гипотеза основывается на так называемом принципе Парето, который был выдвинут итальянским экономистом Парето (1848-1923) и утверждает, что в пределах заданной группы или совокупности отдельные объекты имеют гораздо большее значение, чем то, которое соответствует их доле в численности этой группы.

Примером АВС анализа может послужить установление приоритетов выполнения управленческих задач. Важнейшие задачи (А-группа), которыми менеджер занимается каждый день, занимают около 15% его общего рабочего времени. Их ценность, в смысле вклада в достижение целей, находится в пределах 65%. Задачи средней значимости (В-группа) занимают около 20% времени и имеют долю в результате также около 20%. Малозначимые задачи требуют, напротив, около 65% времени и обеспечивают лишь примерно 15% достижения целей. Графически связь между объемом задач и значимостью (ценностью) задач с выделением групп А, В, С представлена на рис

Опираясь на пример использования АВС анализа для исследования распределения времени менеджера, можно выделить следующие этапы:
a) составление перечня всех задач, которые необходимо выполнить в течение определенного времени (неделя, день);
b) упорядочение задач по их значимости и важности (в последовательности убывания значимости);
c) присвоение каждой задаче номера;
d) оценка задач по АВС принципу: первые 15% относятся к А-группе (очень важные, нельзя делегировать, имеют большое значение для выполнения функции); следующие 20% - В-группа (важные, значительные, можно делегировать); остальные 65% - С-группа (менее важные, незначительные, обязательно делегировать);
e) проверка распределения времени на предмет соответствия важности задач: 65% времени для А-группы; 20% времени для В-группы; 15% времени для С-группы.
f) проведение корректирующих мероприятий с целью последовательной ориентации на А-задачи.
g) проверка В-задач и С-задач на возможность делегирования.

Область применения АВС-анализа распространяется наряду с установлением временных приоритетов на множество других задач. Часто используемый вариант - классификация клиентов предприятия с точки зрения их значимости для успеха фирмы и последующее деление на А-, В-, С-группы. Очень часто АВС-XYZ анализ используется для исследования значимости отдельных продуктов предприятия, с точки зрения результата (сбыта, прибыли). Это делается для оптимизации структуры сбытовой программы и очистки программы от невыгодных продуктов.

АВС анализ является эффективным методом выделения из множества влияющих факторов и элементов тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.

Решающее преимущество АБС -анализа заключается в простоте применения, Метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки менеджера деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области. С помощью АБС-анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, концентрирующий деятельность на важнейших аспектах проблемы. Деятельность концентрируется на решении важнейших задач, в результате появляется возможность целенаправленного уменьшения затрат на остальные сферы.

Слабое место АВС-анализа заключается в поиске объективных критериев оценки элементов, критериев, которые имеют решающее значение для достижения результата. Данная проблема решается относительно просто для количественно измеримых факторов (есть объективные меры, которые можно использовать для сравнения). Для качественных критериев (например, качество производственной программы) характерны существенно большие требования к прини

XYZ-анализ - изучение стабильности продаж, - обычно используется вместе с ABC-анализом, позволяющим выделить ключевые для фирмы-продавца товары.
Существует два метода организации закупок. Условно их называют подходами «от продаж» и «от склада». Первый, по сути, есть просто аккумулирование опыта общения с клиентами.
Управление «от склада» означает опору не на качественную информацию, а на данные предшествующих периодов. На их основании строятся прогнозы на будущее. Именно при этих условиях хорошо работают методы SIC (статистического контроля запасов, statistical inventory method), к которым относятся ABC- и XYZ-анализ.
Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж. Если ABC-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), то XYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта.
В категорию X включают товары со стабильными продажами. Если каждый рабочий день магазин продает сто плюс-минус пять пакетов молока, то этот продукт попадает в данную категорию.
Для группы Y допускаются более значительные отклонения.
В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания.
Цель XYZ-анализа - дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.
Для распределения товаров по этим категориям существует весьма несложный статистический аппарат. При сравнении данных используется формула расчета коэффициента вариации.
Методика XYZ-анализа
Основная идея XYZ анализа - группировка объектов по степени однородности исследуемого показателя (по коэффициенту вариации).
Отметим, что XYZ-анализ корректно работает только в случае нормального (гауссова) распределения данных. Впрочем, по мере увеличения полученных статистических данных распределение при соблюдении некоторых естественных условий становится все ближе к гауссову.
Первый шаг: Определить объекты анализа. Варианты: клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица и т. п.
Второй шаг: Определить параметр, по которому следует проводить анализ объекта. Варианты: средний товарный запас, руб.; объем продаж, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт. и т.п.
Третий шаг: Определить период и количество периодов, по которым необходимо сделать анализ. Варианты: неделя, декада, месяц, квартал/сезон, полугодие, год.

Общие рекомендации: Период должен оказаться не меньше, чем горизонт планирования, принятый в вашей компании. Интересная ситуация возникает, скажем, при анализе продаж и товарных запасов в фирмах, торгующих бытовой техникой, строительными материалами, запасными частями для автомобилей и т.п. Финансовый план часто составляется на месяц, а реально необходимый горизонт планирования должен быть на полгода. Анализ данных с периодом меньше квартала просто не имеет смысла. Все товары попадают в категорию Z.

Четвертый шаг: Определить коэффициент вариации для каждого анализируемого объекта. Формула коэффициента вариации приведена выше.
Пятый шаг: Отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации; далее определить группы X, Y и Z.

Этот коэффициент показывает (в процентах) степень отклонения данных от среднего значения. Высокие его значения наглядно иллюстрирует старая шутка статистиков: «Сидеть на плите с головой в холодильнике в среднем неплохо». Номенклатурные позиции (по западной терминологии, SKU - stock keeping unit) со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные - в категорию Z. Впрочем, это примерное распределение. Построение кривой XYZ во многих случаях позволяет точнее установить эти интервалы - по точкам перегиба.

Лучше всего применять XYZ-анализ в сочетании с ABC-анализом (хотя и он один даст отделу логистики существенную информацию). При этом весь ассортиментный ряд делится на девять категорий товаров.

Эксперты акцентируют внимание на том, что интегрированный ABC(XYZ)-анализ - лишь средство поддержать принятие решений. Построение матрицы не разделит товары на «плохие» и «хорошие», не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Всегда необходим дополнительный анализ. В категории CZ часто оказываются сопутствующие товары вроде спецодежды или чистящих средств для продаваемых механизмов. Они приносят мало дохода и закупаются клиентами нерегулярно. В категорию CX у магазинов-дискаунтеров попадут хлеб, соль и спички. Эти товары должны быть в наличии - не найдя их, покупатель может больше не прийти в магазин.

И все-таки польза от интегрированного анализа несомненна. Он служит основой управления запасами, позволяет определить «точку заказа». Для категории AX, учитывая ее финансовую значимость и предсказуемость, должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание. Для этой группы товаров рекомендуется ежедневно проверять остатки, установив четкую календарную (дата) или статистическую (по оставшемуся на складе объему запасов) точку заказа новых партий.

Матрица интегрированного анализа может использоваться даже для распределения административных ресурсов. Категория AX должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками, а группу товаров, попавших в «клетку» CZ, можно доверить новичкам начинается. Им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше, и жестко лимитируется лишь сумма, расходуемая на данную товарную позицию за определенный период.

Наглядность результатов ABC(XYZ)-анализа позволяет использовать его как аргумент в общении с руководителями, чтобы подтолкнуть их к определенным действиям.
Используя XYZ-анализ, надо помнить о нескольких существенных ограничениях. Прежде всего, требование к объему используемых данных. Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты. Число исследуемых периодов должно быть не менее трех.

Не удастся применить статистические методы в случае динамично меняющейся ситуации, например, при выводе на рынок нового товара (аналогами которого компания до сих пор не торговала) или однократного приобретения каких-то товарных позиций. Когда количество продаж новинки еженедельно растет, XYZ-анализ ничего не даст, товар неизбежно попадет в «нестабильную» группу Z, XYZ лишен смысла и для предприятий или компаний, работающих под заказ, подобные прогнозы им просто не нужны.

Периодичность анализа - дело для каждой компании сугубо индивидуальное.

Весьма серьезно на результат расчетов может влиять сезонность. Вот типичный случай. Компания информирована о повышении сезонного спроса, необходимый запас товаров приобретен или произведен. Но из-за скачков продаж товар скатывается в «непредсказуемую» категорию Z Кроме того, существуют целые сегменты рынка, где применение XYZ-анализа будет совершенно бесполезно.

Практическое задание №1

Задание «Сделать или купить»

Фирма производит и сбывает три компонента. Перед руководителем отдела поставки было поставлено задание -- выучить цены на мировом рынке. Выучены такие ценовые и стоимостные показатели (табл. 1)

Для решения задания рассчитаем коэффициент варианта k по формуле

Таблиця 1. Исходная информация для принятия управленческого решения “сделать или купить”

Показатели

Компонент

Объем производства, ед.

Затраты основных средств, грн.

Затраты на оплату работы основных производственных работников (на ед. продукции), грн.

Прямые витраты на единицу продукции, грн.

Постоянные затраты на единицу продукции, грн.

2. Определите размер прибыли в случае собственного производства всех компонентов

При разработке рекомендаций относительно возможности закупки компонента необходимо принять во внимание только релевантные затраты на доходы, величина которых непосредственно зависит от принимаемого решения. Затраты на обе альтернативы -- закупку либо собственное производство -- представлены в табл.2

Таблица 2. сравнительный анализ двух альтернатив (закупки либо собственного производства)

Релевантные затраты

Компонент

виробництво

закупівля

виробництво

закупівля

виробництво

закупівля

Затраты основных материалов на единицу продукции, грн.

Затраты на оплату труда основных производственных работников (на единицу продукции), грн.

Прямые затраты на единицу продукции, грн.

Импортная закупочная цена, грн.

Вместе релевантные затраты на единицу продукции, грн.

Результаты расчетов базирующихся только на расходах, показывают, что фирма должна закупать компонент Х.

Рассчитаем размер прибыли в случае собственного производства всех компонентов (табл. 3)

Таблица 3. Расчет размера прибыли в случае собственного производства всех компонентов

Показатели

Компонент

объем производства, ед.

Расходы основных материалов на единицу продукции, грн

Цена реализации единицы продукции, грн

Прибыль от одной единицы продукции, грн

Прибыль на весь объем производства, грн

Общая прибыль, грн

Сделаем расчет величины прибыли с учетом рекомендаций, приведенных в табл. 2

Таблица 4. Расчет размера прибыли при комбинированном варианте (закупка или собственное производство)

Показатели

Компонент

Объем производства, ед.

Расходы основных материалов на единицу продукции, грн.

Расходы на оплату труда основных производственных рабочих (на единицу продукции), грн.

Прямые расходы на единицу продукции, грн.

Постоянные расходы на единицу продукции, грн.

Импортная закупочная цена, грн.

Себестоимость одной единицы продукции, грн

Цена реализации единицы продукции, грн.

Прибыль от одной единицы продукции, грн.

Прибыль на весь объем производства, грн.

Общая прибыль, грн.

Таким образом, проведенные расчеты показали, что при использовании комбинированного варианта фирма сможет получить прибыль в размере 60384 тыс. грн., что на 1243,2 тыс. грн. больше самостоятельного производства всех компонентов.

Практическое задание № 2

Задача размещения распределительных центров

На территории района расположено 8 магазинов, которые торгуют продовольственными товарами, их координаты (в прямоугольной системе координат), а также месячный грузооборот приведены в таблице 5. На основе исходных данных найти координаты точки (Xсклад, Усклад), в которых рекомендовано организовать работу распределительного характера, а также построить точки, в которых были размещены магазины и склад на одном графике.

Таблица 5. Грузооборот и координаты магазинов, которые обслуживаются

№ магазина

координата Х, км.

координата Y, км.

Товарооборот т/мес.

Определим координаты центра веса грузовых потоков (Xсклад, Усклад) то есть точки, в которых может быть расположен распределительный склад по формулам:

Де В і -- грузооборот і-го потребителя, X і, Y і -- координати і-го потребителя, n -- количество потребителей

Ответ: координати склада X склад, =73,65, Y склад = 35,16.

Использованная литература

1. Виробнича логістика, навч. Видання під ред. Танькова К.М., Тридід О.М., та Колодізева Т.О., “Інжек”, 2004р.

2. Логістика, конспект лекцій під ред.. Тридід О.М., Колодізева Т.О., Голофаева І.П.,ХНЕУ,2004р.

3. Бауерсокс Д.Д. Логістика:интегрированая цель поставок.,М.-2001г., 640с.

4. Миротин Л.Б. Транспортная логістика: уч. Пособие,М. 1996г., 212с.

5. Неруш Ю.М. Логистика 2006 г

Подобные документы

    Логистика как наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, ее задачи, функции и принципы, функциональные области, организация управления.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Изучение истории возникновения логистического направления - науки о планировании, управлении транспортированием, складированием, в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия. Этапы развития логистики, ее цели, задачи и функции.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Состояние развития логистики в Республике Беларусь. Служба логистики в ИП "БелВиллесден", взаимоотношения с клиентами, поставщиками и покупателями. Закупочная логистика как управление материальными потоками в процессе обеспечения материальными ресурсами.

    отчет по практике , добавлен 14.11.2014

    Анализ логистики как науки о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков от первичных источников до потребителей. Характеристика задач и функций закупочной, производственной и транспортной логистики.

    шпаргалка , добавлен 30.05.2012

    Управление товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции. Планирование, контроль и управление транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями. Анализ экономических процессов товародвижения.

    шпаргалка , добавлен 29.09.2010

    Логистика как наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков от первичных источников до потребителей. Факторы развития логистики, ее основные принципы и проблемы, формирование концепции.

    реферат , добавлен 27.09.2011

    Логистика как наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в производстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Характер и типы операций, их функции и эффективность.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2015

    Понятие, сущность и виды материальных запасов. Оценка эффективности управления запасами. Характеристика предприятия ОАО "Автоагрегат" и управление материальными запасами на нем с учетом методов логистики. Совершенствование системы управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    История возникновения и развития практической логистики. Терминологический словарь по логистике. Точки зрения представителей Санкт-Петербургской школы логистики. Понятие логистики в США и во Франции. Управление материальными потоками в процессе снабжения.

    презентация , добавлен 24.11.2013

    Интеграция маркетинга и логистики, проблемы их взаимодействия. Планирование жизненного цикла продукта. Организация маркетинг-логистики предприятия на рынке автомобилей. Система сквозного планирования и управления материальными и информационными потоками.

ЛОГИСТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Учебное пособие Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2009 [email protected] 3 Директ-Медиа Москва 2013 Университетская библиотека online , http://biblioclub.ru/ УДК 658.7(075.8) ББК 65.40я73 КТК 0166 Л37 Левкин Г. Г. <...> Университетская библиотека online , http://biblioclub.ru/ Введение Учебное пособие «Логистика: теория и практика» разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учитывает программные требования к подготовке специалистов экономического профиля высших учебных заведений. <...> Во втором разделе – «Функциональные области логистики предприятия и их взаимосвязь» – рассматриваются классификация видов логистики предприятия и их характеристики. <...> При изучении функциональных областей логистики предприятия был выбран классификационный признак деления по фазам материального потока, проходящего через организацию (закупочная , производственная, сбытовая и возвратная логистика ), так как основное внимание было уделено управлению логистикой на микроуровне (уровень предприятия ). <...> [email protected] 6 5 Университетская библиотека online , http://biblioclub.ru/ В приложении представлены следующие материалы: глоссарий; положение об отделе логистики; акт о расхождении поступившего товара в качестве; пример претензии и другие. <...> Логистика : понятие и сущность Логистика – сравнительно молодая наука. <...> Основным направлением развития логистики в историческом аспекте является военное дело. <...> Основные понятия логистики Фундаментальными понятиями в логистике являются понятия о логистической цепи, логистической системе, логистических функциях , логистических материальных, сервисных, финансовых, информационных потоках. <...> Логистическими операциями , связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному потоку, могут [email protected] 10 Университетская библиотека online, http://biblioclub.ru/ быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным <...>

Логистика_теория_и_практика_Издание_2-е_(учебное_пособие).pdf

Университетская библиотека online, http://biblioclub.ru/ УДК 658.7(075.8) ББК 65.40я73 КТК 0166 Л37 Левкин Г. Г. Л37 Феникс, 2009. – 221, с. : ил. – (Высшее образование). ISBN 978-5-222-15954-5 978-5-4458-2127-4 Учебное пособие «Логистика: теория и практика» разработано в соответствии с ГОС ВПО и учитывает программные требования к подготовке специалистов экономического профиля высших учебных заведений. В учебном пособии в доступной форме представлен как теоретический, так и практический материал, что позволяет получить комплексное представление о науке и дисциплине «логистика». ситуационные задачи, основанные исключительно на практическом материале, адаптированы под использование табличного процессора Excel. Предназначено для студентов вузов. Может быть использовано в средних учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации. ISBN 978-5-222-15954-5 978-5-4458-2127-4 УДК 658.7(075.8) ББК 65.40я73 © Левкин Г. Г., 2009 © Оформление: ООО «Феникс», 2009 Электронная версия, Издательство "Директ-Медиа, 2013 [email protected] 4 Логистика: теория и практика / Г. Г. Левкин. – Ростов н/Д: 220 стр. М.: Директ-Медиа, 2013. - 220 стр.

Стр.2

Университетская библиотека online, http://biblioclub.ru/ Содержание Введение...........................................................Ошибка! Закладка не определена РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ЛОГИСТИКЕ………....... Тема 1. Организационно-экономические основы логистики……….... 1.1 Логистика: понятие и сущность………………………………………… 1.2.Основные понятия логистики..................Ошибка! Закладка не определена Выводы.............................................................Ошибка! Закладка не определена Вопросы для самоконтроля.........................Ошибка! Закладка не определена Библиографический список............................Ошибка! Закладка не определена 5 8 8 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 18 19 19 Тема 2. Основные проблемы в в логистических системахОшибка! Закладка 2.1. Классификация логистических систем..Ошибка! Закладка не определена 2.2. Системный подход в логистике..............Ошибка! Закладка не определена 2.3. Логистическая координация..................Ошибка! Закладка не определена 2.4. Основные проблемы в логистике...........Ошибка! Закладка не определена Выводы………………………………………………………………………... Вопросы для самоконтроля………………………………………………….. Библиографический список…………………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 21 24 25 27 32 33 33 Тема 3. Теория и практика менеджмента в логистике………………… 34 3.1. Основы менеджмента в логистической системе……………………… 34 3.2. Структура фирм и организация управления логистикой……………... 40 3.3. Логистическая миссия фирмы………………………………………….. 43 Выводы……………………………………………………………………….. 46 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………. 47 Библиографический список…………………………………………………. 47 Тема 4. Факторы и тенденции развития логистики…………………… 48 Выводы……………………………………………………………………….. 55 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………. 55 Библиографический список…………………………………………………. 55 [email protected] 217

Стр.214

Университетская библиотека online, http://biblioclub.ru/ Тема 5. Логистический аудит…………………………………………….. 56 5.1. Понятие аудита в логистике……………………………………………. 56 5.2. Виды логистического аудита…………………………………………… 58 5.3. Порядок проведения логистического аудита…………………………. 59 5.4. LFA-технология…………………………………………………………. 62 Выводы……………………………………………………………………….. 64 Вопросы для самоконтроля………………………………………………… 64 Библиографический список…………………………………………………. 65 РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ…………………………………………………………………... 66 Тема 6. Закупочная логистика………………………………………………………….. 66 6.1. Задачи и функции закупочной логистики…………………………………………… 66 6.2. Планирование закупок……………………………………………………………….. 69 6.3. Выбор поставщика……………………………………………………………………. 72 6.4. Задача «сделать или купить»………………………………………………………… 75 Выводы……………………………………………………………………………………… 77 Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………... Библиографический список……………………………………………………………….. 78 77 Тема 7. Производственная логистика…………………………………………………. 79 7.1. Понятие производственной логистики………………………………………………. 79 7.2. Типы производства……………………………………………………………………. 80 7.3. Традиционная и логистическая концепции организации производства………….. 82 7.4. Толкающие системы управления материальными потоками в логистике………… 84 7.5. Тянущие системы управления материальными потоками в логистике…………… 85 7.6. Менеджмент планирования производства………………………………………….. 87 Выводы…………………………………………………………………………………….. 91 Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………. 92 Библиографический список………………………………………………………………. 92 Тема 8. Сбытовая логистика……………………………………………………………. 94 8.1. Сущность сбытовой логистики………………………………………………………. 94 8.2. Задачи сбытовой логистики………………………………………………………….. 95 8.3. Логистические каналы и цепи сбыта………………………………………………… 95 8.4. Оперативно-сбытовая работа…………………………………………………………. 97 8.5. Транспортное обеспечение логистики предприятия………………………………... 101 8.6. Логистический сервис в сбытовой работе…………………………………………… 106 Выводы……………………………………………………………………………………… 108 [email protected] 218

Стр.215

Университетская библиотека online, http://biblioclub.ru/ Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………….. 109 Библиографический список………………………………………………………………. 109 Тема 9. Логистика возвратов…………………………………………………………… 111 9.1. Логистика возвратных потоков при повторной обработке товаров………………. 111 9.2. Логистика возвратов фирм-потребителей материального потока………………… 116 Выводы……………………………………………………………………………………… 121 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………….. 122 Библиографический список……………………………………………………………….. 122 Тема 10. Управление запасами…………………………………………………………. 123 10.1. Категория товарно-материальных запасов в логистике…………………………… 123 10.2. Система управления запасами на фирме…………………………………………… 126 10.3. Основные методы управления запасами…………………………………………… 127 10.4. Дополнительные методы управления запасами…………………………………… 130 10.5. АВС-XYZ-классификация при управлении запасами…………………………….. 131 Выводы……………………………………………………………………………………… 137 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………….. 138 Библиографический список……………………………………………………………….. 138 Тема 11. Информационная логистика…………………………………………………. 140 11.1. Информационные технологии в логистике………………………………………… 140 11.2. Информационные технологии в закупочной деятельности………………………. 143 11.3. Управление запасами с использованием информационных технологий………… 145 11.4. Основы автоматизации склада……………………………………………………… 147 11.5. Использование информационных технологий в транспортной отрасли………… 150 11.6. Использование информационных технологий при организации сбыта товаров 153 Выводы……………………………………………………………………………………… 154 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………….. 155 Библиографический список 155 РАЗДЕЛ III. ПРАКТИКУМ……………………………………………………………... 156 Тема 12. Управление запасами с использованием АВС-классификации………………. 156 164 Тема 13. Задача о назначении в управлении цепями поставок мелкопартионных грузов……………………………………………………………………………………….. Тема 14. Управление запасами и закупками……………………………………………... 176 Тема 15. Размещение товаров на складе…………………………………………………. 184 Заключение…………………………………………………………………………………. 191 [email protected] 219

Стр.216

Университетская библиотека online, http://biblioclub.ru/ Приложения………………………………………………………………………………… 192 серия «Высшее образование» Григорий Григорьевич Левкин ЛОГИСТИКА: [email protected] 220

Гуманитарный институт

Н.Н. СЕМЕНОВ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛОГИСТИКИ

Учебно-методическое пособие

Ученого совета Гуманитарного института

Р е ц е н з е н т:

В.М. Моргунов, доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник Института исследования

товародвижения и конъюнктуры оптового рынка

Семенов Н.Н.

Теория и практика логистики: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный институт, 2010. - 37 с.

Издание предназначено для студентов экономического факультета Гуманитарного института всех форм обучения. Учебно-методическое пособие включает программу и краткий лекционный курс «Теория и практика логистики», контрольные вопросы и темы рефератов, библиографический список, а также приложение в виде иллюстративных материалов.

Гуманитарный институт, 2010

Н.Н. Семенов, 2010

Введение ……………………………………………………………….. 4

Раздел 1. Основы логистики ……………………………………….. .6

Раздел 2. Закупочная логистика ……………………………………12

Раздел 3. Производственная логистика …………………………...14

Раздел 4. Распределительная логистика ………………………… 16

Раздел 5. Функциональные подсистемы логистики …………… 19

Раздел 6. Логистика ресурсосбережения …………………………. 21

Примерные темы рефератов ……………………………………… 25

Библиографический список ……………………………………….. 26

Приложение

(иллюстративные учебно-методические материалы) …………. 30

Введение

Настоящий учебный курс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных специальностей и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика». Программа курса построена с учетом подходов к преподаванию логистики, принятых в РЭУ им. Г.В. Плеханова, научных наработок Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), материалов секции Логистики ВЭО России. Практические занятия предполагают сотворчество преподавателя с обучающимися и допускают дополнение классической формы семинаров «круглыми столами», тематическими дискуссиями, выполнением письменных работ (рефератов, аналитических обзоров и т.д.). Цель преподавания учебной дисциплины «Теория и практика логистики» заключается в формировании у студентов понимания необходимости единого управления сквозными материальными потоками и закреплении целостного восприятия всех интегрированных бизнес-процессов, характерных для современных хозяйствующих субъектов.

Логистика (от греч. Logistike – искусство рассуждать, вычислять) имеет длительную историю своего развития. Получившие в последнее время большое развитие логистические схемы и методы решения хозяйственных проблем не являются какими-то принципиально новыми организационно-экономическими подходами, а базируются на использовании хорошо известных принципов и механизмов. Задача сегодняшнего дня состоит в их эффективной модификации и рациональной адаптации к современным экономическим и технико-технологическим условиям. Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику эффективного управления потоковыми процессами.

Раздел 1. Основы логистики

Весьма активное и широкое применение логистических методов управления бизнес-процессами в практической деятельности западных фирм первоначально основывалось на теории и практике так называемого «управления физическим распределением продукции» (physical distribution management). Управление физическим распределением продукции было ориентировано главным образом на потоки готовых изделий при их движении через многочисленные звенья распределительной сети. В процесс управления включались обычно следующие операции: транспортировка; перемещение материалов и готовой продукции в ходе обработки и сбыта; учет и выполнение заказов потребителей; контроль запасов; размещение производственных мощностей и складов.

Функции управления при таком подходе строились на основе тесной увязки сбытовых и производственных планов, графиков работы транспорта, связанных с движением готовых изделий в ходе сбытовых операций. Для выполнения таких скоординированных функций на предприятиях обычно создавался новый отдел управления распределением продукции, который был обязан обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей, не допуская увеличения расходов на хранение и перемещение готовых изделий, на основе координации действий производственных и сбытовых звеньев. Структуры с централизованными отделами распределения продукции на уровне основных служб получили в свое время довольно большое распространение.

Широкое использование логистики было связано с достижениями в области информационно-коммуникационных технологий. Усилившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов товародвижения позволила четко определить огромные потери, возникающие в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, полученный от логистики, способствовал ориентации на развитие ее инструментария.

На смену теории physical distribution пришли комплексные логистические подходы, при которых материальный поток рассматривался как целостный объект управления. Некоторые экономисты связывают это с обострением сырьевого и энергетического кризисов, возникновением дефицита многих видов продукции в условиях постоянного роста цен, что вынудило специалистов в области управления материальными ресурсами обратиться к логистике как эффективной инновационно-ориентированной системе координации всех процессов товародвижения, начиная от процессов закупки необходимых сырья и материалов (снабжение) и кончая доставкой готовой продукции до конечного потребителя (сбыт).

Развитие бизнес-сферы обуславливает появление все новых взаимодополняющих логических систем и концепций. Логистическая система ERP (Enterprice Resource Planning) нацелена на оптимизацию планирования ресурсов предприятия, обеспечивающую повышение эффективности управления производством. Система MRP (Manufactory Resource Planning) и ее более поздняя модификация MRPII имеют целью модернизацию планирования бизнес-процессов, потребности в материалах, планирования производственных мощностей и т.д.

Концепция CRM (Customer Relationship Management) оптимизирует систему взаимодействия с клиентами на всех стадиях бизнес-контактов. Методология SCM (Supply Chain Management) ориентирована на управление цепочками поставок с обеспечением планирования и контроля потоков материалов, информации и финансов.

Логистические подходы обуславливают необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающей в производство, а также возникающих отходов и готовой продукции, доставляемой потребителю как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Важнейшей особенностью данного подхода является построение системы управления, при которой материальный поток не разделяется на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, отходопотребление, сбыт), а рассматривается и управляется как единое целое.

В настоящее время инновационная логистика выступает важным фактором не только развития производства, организации материальных и информационных потоков, но и обеспечения интенсивного экономического роста на основе рационального использования ограниченных ресурсов, эффективного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства.

В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов российские бизнес-структуры стали уделять гораздо больше внимания поиску возможностей повышения устойчивости производства за счет совершенствования управления и оптимизации использования ресурсного потенциала. В этой ситуации объективно повышается роль инновационной логистики. С ее помощью могут решаться задачи по размещению производственных единиц, оптимизации закупок, сбыта, рациональному использованию вторичных ресурсов и др.

В качестве объекта управления в логистике признаются потоковые процессы (материальные, информационные, финансовые). Управление материальными потоками, включая потоки вторичных ресурсов, – процесс многосубъектный. Логистические подходы предполагают увязку возможностей и интересов всех участников процесса товародвижения, рассматриваемого в качестве целостной системы. Рационализация функций отдельных звеньев цепи или их совокупности по определенному алгоритму представляет собой сложную оптимизационную задачу.

Выделение функциональных областей логистики с учетом прохождения финансовых потоков и обратной информационной связи отражает рис.1.1.

Нередко логистика отождествляется с материальным менеджментом и определяется как центральная операционная функция в экономике бизнеса, включающая планирование, направление и контроль движения всех материалов и товаров, их менеджмент и системы информационного обеспечения.

Некоторые специалисты считают, что логистика - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления, и соответствующих информационных потоков.

С учетом различных точек зрения, вероятно, можно сказать, что логистика – это комплексная система оптимизации материального, информационного и финансового потоков, обеспечивающая доставку нужного товара, в нужном количестве, в нужном ассортименте, по нужной цене, в нужное время, в нужное место по оптимальным маршрутам и с минимальными затратами как внутри бизнес-структуры, так и вне ее.

Полное определение задач логистики может быть сделано на основе ее понимания как сочетания всех компонентов, способствующих эффективному соединению пространства и времени.

Области (этапы) хозяйственной деятельности компании

Снабжение

Производство

Информационные и финансовые потоки

Материальные потоки

(в т.ч. потоки вторичных ресурсов)

Управление закупками

Организация производства

Управление реализацией

Логистика снабжения («логистика на входе», логистика закупок)

Логистика производства (внутрипроизводственная логистика)

Логистика распределения (сбытовая логистика, «логистика на выходе»)

Рис. 1.1. Функциональные направления логистизации бизнес-процессов.

Логистизация управления потоковыми процессами увязывает технологические, организационные, экономические, экологические и другие возможности и интересы различных участников товародвижения. Таким образом, логистику вполне можно охарактеризовать, как философию и методологию бизнеса. При этом следует подчеркнуть, что логистика, являясь частью общей теории управления, выделяется из нее своей спецификой – управлением различными потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. В этом смысле, размышляя шире, вряд ли стоит ограничивать сферу эффективного использования логистики управлением исключительно товародвижением. В действительности объектом использования логистики, очевидно, может быть любая деятельность, где совокупность процессов или событий, а также их промежуточных результатов имеет альтернативную последовательность в пространстве и во времени, а следовательно, и многовариантность организации такой деятельности по определенным критериям. Важной особенностью логистики является ее способность не только управлять потоковыми процессами, но и обеспечивать выявление и реализацию скрытых, т. е. неиспользованных без ее применения резервов управления, главным образом в виде дополнительных доходов хозяйственных структур. Таким образом, достаточно очевидными становятся возможности и целесообразность использования логистики для решения задач ресурсосбережения, в частности для повышения уровня работы с отходами. Имея своей задачей оптимизацию потоковых процессов, логистическое воздействие должно оптимизировать и потоки вторичных ресурсов как элементы целостного материального потока с одновременным регулированием соответствующих информационных и финансовых потоков.

Рациональное, логистически настроенное структурное построение компании является непременным условием обеспечения оптимизации материальных потоков. Наиболее характерными свойствами инновационно-ориентированных логистических образований являются следующие: системность, синергизм и оптимальность.

Первое свойство - системность подчеркивает целостность материальных, информационных и финансовых потоков, подвергающихся логистическому воздействию в рамках управляемой системы. Второе - синергизм как одно из свойств логистических систем находит выражение в превышении эффективности функционирования системы в целом по сравнению с суммарной эффективностью отдельных ее частей. Третье свойство проявляется в оптимизационных решениях, принимаемых в рамках логистических систем и позволяющих сохранять устойчивость управления и улучшать возможность выбора правильного решения в сложной хозяйственной ситуации.

Контрольные вопросы:

Каковы основные цели и задачи логистики?

В чем заключается основной принцип логистики?

Назовите базовые концепции логистики.

Каковы основные функциональные направления логистизации бизнес-процессов?

Перечислите основные свойства логистических образований

Как логистика влияет на уровень ресурсосбережения?

Раздел 2. Закупочная логистика

(логистика «на входе», снабженческая логистика)

В современных условиях ни один хозяйствующий субъект не является самодостаточным, находясь в той или иной зависимости от сырья, материалов и услуг, предоставляемых другими организациями. Осуществление закупок – одна из ключевых функций любой организации. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения хозяйствующего субъекта материальными ресурсами.

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей предприятия с максимально возможной экономической эффективностью. Достижению этой цели способствует решение следующих основных задач: соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, и комплектующих; обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них; обеспечение четкой адресности поставок. Компания должна получать необходимую по качеству и количеству продукцию в нужное время в нужном месте от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с высоким сервисом (как до продажи, так и после нее) и по допустимой цене.

Отдел закупок является входным звеном в логистической системе, поэтому ошибки в деятельности этого отдела негативно сказываются на результатах работы других подразделений и организации в целом. Данный отдел должен систематически уточнять следующие позиции: номенклатура и объемы необходимых ресурсов; оптимальные сроки их поставки; территориальные характеристики поставок; возможности поставщиков; состояние складского потенциала; издержки на закупки.

Среди специализированных (базовых) логистических методов поставок следует выделить метод «точно в срок» («just-in-time») и метод «КANBAN». С помощью первого метода в результате частых поставок резко сокращаются производственные запасы, отпадает потребность в излишних складских помещениях. Второй метод разработан японскими специалистами и максимально точно учитывает потребности, возникающие на конечных этапах производства.

Ключевой проблемой логистики закупок является выбор поставщика. Значимость эффективных методов бизнес-партнерства особенно возросла в последние годы, что объясняется глобализацией экономики, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, доступностью рынков, ограниченностью ресурсов, внедрением в бизнес новых информационных технологий. Эти факторы предполагают высокий уровень гибкости бизнеса для приспособления к быстрым изменениям.

Переход к логистическим принципам хозяйствования невозможен без создания новых партнерских отношений. Новые бизнес-связи не только выступают результатом серьезной структурной трансформации, но и сами являются средством логистически-ориентированных преобразований, которое должно активизировать бизнес-потенциал.

Учитывая нестабильность сегодняшнего посткризисного периода и специфику функционирующих сейчас организаций, поиск надежных хозяйственных партнеров сегодня является серьезнейшей проблемой. Выбору партнера должен предшествовать анализ следующих аспектов: сегмент рынка, занимаемый потенциальным партнером; состояние его материально-технической базы; уровень специализации фирмы и квалификации персонала; отношение к качеству своей продукции и собственному имиджу (торговой марке); длительность осуществления интересующих хозяйственных операций с учетом ретроспективных отзывов потребителей; финансовое положение (размер уставного фонда, платежеспособность, источники финансирования); принципы рыночного поведения и деловой этики; уровень сотрудничества с конкурентами.

Контрольные вопросы:

В чем специфика закупочной логистики и ее значимость?

Какое подразделение решает основные задачи закупочной логистики?

Каковы основные критерии выбора потенциального поставщика?

Раздел 3. Производственная логистика

(логистика производства)

На своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя материальный поток проходит ряд производственных стадий. Управление потоковыми процессами на этих стадиях имеет свои особенности и называется логистикой производства.

Производственная логистика охватывает планирование, управление, координацию и контроль всех материальных и сопряженных с ними информационных потоков на пути от склада материалов до склада готовой продукции. Производственная логистика регулирует материально-техническое обеспечение производственного оборудования и обеспечивает внутрифирменную «передачу» ресурсов между подразделениями, контролирует внутрипроизводственный транспорт и промежуточное хранение материальных ресурсов.

Логистические системы, решающие задачи производственной логистики, называются внутрипроизводственными системами логистизации бизнес-процессов. Цель производственной логистики заключается в оптимизации материальных потоков внутри предприятия на основе точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Логистизация производства предполагает: минимизацию запасов; сокращение времени на проведение внутрифирменных транспортно-складских операций; предотвращение выпуска продукции, не имеющей реальных покупателей; устранение простоя оборудования; минимизацию брака и отходов; обеспечение рациональности внутризаводских перевозок.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться двумя основными способами: «толкающим» и «тянущим». Первый способ – это система организации производства, когда предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком не заказываются. Материальный поток выталкивается получателю по сигналу, поступающему на передающее подразделение из центральной системы управления производством. «Толкающая» система контролирует выпуск продукции через основной план производства и с его учетом последовательно определяет рациональную величину запасов незавершенного производства. «Тянущая» система, наоборот, регулирует запасы незавершенного производства, в зависимости от которых регулирует выпуск продукции. «Тянущий» способ организации логистических процессов на производстве предполагает передачу деталей и полуфабрикатов на последующую технологическую стадию по ее запросу.

Слагаемые совокупного эффекта логистизации внутрипроизводственных процессов следующие: сокращается производственный цикл и минимизируются затраты; производство становится более ориентированным на рынок с усилением внимания к мелкосерийным заказам; улучшается качество продукции; сокращаются отходы и потери; минимизируются простои оборудования, что обеспечивается непременным наличием необходимых для работы материалов.

Контрольные вопросы:

Каковы специфические цели и задачи производственной логистики?

В чем отличие «тянущего» и «толкающего» подходов в логистизации производственных процессов?

Какие факторы обеспечивают эффективность производственной логистики

Вступление

1.Моделирование в логистике

2. Анализ ABC-XYZ в управлении материальными запасами

Практическое задание №1

Практическое задание№ 2

Использованая литература

Вступление

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).

Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.

На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (пр-во идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию).

Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и средств производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.


1. Моделирование в логистике

Моделирование, как целенаправленное представление анализируемого реального или гипотетического бизнес-процесса, служит в управлении, прежде всего, двум целям.

Во-первых, это сохранение знаний о структуре, законах функционирования и управления организации в формальном виде (структурное моделирование).

Во-вторых, наполнение модели реальными данными и проведение компьютерной симуляции (имитации реального поведения объекта за отрезок времени) позволяет получить фактографическую основу для принятия решений.

Проведение имитационного моделирования, низвергающего постулат о “невозможности эксперимента в экономике”, стало возможным благодаря развитию возможностей вычислительной техники, изучению процессов принятия решения человеком, и развитию дисциплины реинжиниринга.

Особенности моделирования в логистике определяются содержанием самой логистической концепции. Логистика предполагает системный подход к интегрированному и динамическому управлению материальными, финансовыми, информационными потоками в организации, сквозь функциональные границы подразделений. Это во многом перекликается с принципами системной динамики и понятием о бизнес-процессах. Поведение организации, в терминах системной динамики, определяется ее информационно-логической структурой как системы, представляется в терминах потоков, а не функций, рассматривается в развитии и динамике.

Бизнес-процесс может быть определен как целенаправленно преобразуемый и управляемый поток ресурсов.

Таким образом в поисках ответов на вопросы: как формируются затраты и доходы по логистической цепи, каковы ее критические параметры, факторы развития, узкие места и возможности, в чем причины возникшей проблемы, каковы будут результаты планируемых решений – менеджеру логистики помогает компьютерное моделирование бизнес-процессов.

Управление в логистике характеризуется учетом большого числа параметров, функциональных и корреляционных зависимостей, влияния стохастических факторов. Все они анализируются при построении модели, но не все включаются в нее.

Для принятия решения, модель должна отражать сущность проблемы, давая обоснование, по словам А. Эйнштейна, “…по возможности очень простое, но не проще”. Полное отражение всех реальных зависимостей в модели невозможно или экономически неоправданно.

Как сказал основатель подхода тотального качества Э. Деминг: “Все модели неправильны, но некоторые модели полезны”. Полезными модели становятся тогда, когда при их построении выполняются на практике несколько методических правил.

Первое - моделирование должно быть групповой работой. Это подразумевает не только формирование рабочей группы специалистов разного профиля, но и широкое вовлечение в сбор данных, оценку, тестирование, внесение предложений по модели менеджеров разного уровня и разных подразделений компании. Так достигается и работоспособность модели, и обучение персонала.

Второе - моделирование должно тщательно документироваться. Хорошей модели не повредит немного бюрократии. Все варианты, персонализированные предложения, получаемые в результате выполнения первого правила должны быть зафиксированы. По результатам моделирования издаются нормативные, плановые документы, должностные инструкции и т.д.

Третье – моделирование - постоянный процесс. Структурные и имитационные модели служат средством обоснования решений, разработки сценариев, обучения и коммуникации персонала. Изменение постановки задачи, влияния внешних факторов, появления новых знаний могут требовать корректировки параметров модели.

Еще одним практическим моментом является выбор моделирования бизнес-процесса в состоянии “Как есть” или “Как должно быть”. Как правило, в методической поддержке коммерческих аналитических пакетов даются общие рекомендации по этому вопросу. Особенностью реинжиниринга можно считать третью, в общем-то, спорную, форму моделирования – “Как будет”.

Моделирование заставляет менеджеров более точно и полно формулировать описание причин возникновения проблем, возможные результаты изменений, которые они интуитивно чувствуют. В процессе формального построения модели вскрываются внутренние противоречия и сомнения в этих представлениях у разных менеджеров. Групповое построение модели требует достижения консенсуса, а распространение модели бизнес-процесса по логистической цепи улучшает коммуникацию, понимание интересов и роли других подразделений. Таким образом, улучшается столь важное в логистике взаимодействие. Модель становится средством коллективного корпоративного психоанализа. Типология моделей в логистике производна от понятия "логистическая система", которое, как известно, в силу своей громадной концептуальной емкости и многообразия промежуточных форм существования в реальной практике окончательно не установлено. Аморфное представление о сущности и нюансах логистической деятельности не способствует созданию эффективного методологического инструментария в виде модельного ряда, учитывающего специфику и фазы существования объекта логистизации. С другой стороны, неразвитость аппарата моделирования в логистике тормозит развитие ее как науки.

Приходится заимствовать из других областей знаний (системология, исследование операций, теория управления запасами и др.) различные методы и способы моделирования, но этот путь требует глубокого критического анализа имеющегося спектра моделей, переосмысления их потенциальных возможностей и органических недостатков с точки зрения логистики. В противном случае возникают серьезные трудности, а порой и недоразумения как при выборе способа моделирования, так и при объяснении существа моделируемых логистических процессов. Любой специалист в области моделирования без особого труда найдет во множестве представленных в литературе по логистике моделей немало фактов, когда результаты моделирования родственных объектов невозможно сопоставить между собой даже по шкале порядка: структурные модели выдаются за функциональные, статические за динамические, концептуальные за информационные и даже за аналитические и т.п.

Чтобы установить ассортиментный ряд моделей, который удовлетворял хотя бы скромным запросам исследователей и практиков в области логистики и помогал сократить время на поиск "нужных" моделей, целесообразно обратить более пристальное внимание на известные классификации в теории моделирования сложных физических, экономических и информационных систем. При таком подходе, по характеру фиксации состояния системы следует различать:

Ситуационное моделирование, при котором для получения прогноза вектора состояний системы Z(T) оценивается изменение состояний z(t) є Z за время Т. По этому признаку к ситуационным можно отнести модели, применяемые для оценки динамики работы службы закупок, интенсивности и мощности каналов товародвижения в распределительной сети, состояния дел по управлению производственными и товарными запасами и т.д.;

Бехивиоральное моделирование, определяющее выходные статистические характеристики y(t) єY на интервале времени . Отсюда бехивиоральными моделями следует считать те, которые дают статистическую оценку степени устойчивости, надежности и адаптивности системы на определенном временном отрезке. К моделям подобного рода можно отнести модели, построенные на основе теории массового обслуживания, поскольку в них используются статистические распределения интервалов между различными логистическими операциями. С их помощью можно оценить уровень функциональности логистической системы по отношению к ранее достигнутому уровню или к соответствующему стандарту в виде среднего времени выполнения и задержки заказа в системе, вероятности его потери и т.п.

В зависимости от формы модельного представления объекта логистизации модельный ряд далее можно разбить на два основных вида: физическое (материальное) и абстрактное моделирование.

Физические модели в общем случае разделяются на натурные и макетные. Понятно, что натурные модели способны лучше других обеспечить адекватное отражение действительности. Вместе с тем проведение натурных исследований сопряжено с громадными трудностями как организационно-экономического, так и научного плана. Обычно "на натуре" удается лишь зафиксировать существующее состояние системы без возможности вариаций внешних и внутренних факторов окружающей среды.

При использовании разных вариантов макетного моделирования, например, в форме полупроизводственных испытаний, возможности экспериментатора увеличиваются, но появляется большая вероятность искажения результатов моделирования, особенно в тех случаях, когда не удается установить критерии подобия процессов в модели (макете) и натуре.

В настоящее время специалистам, занимающимся логистическими системами, для творческого подхода к составлению логистических проектов с учетом их назначения и функционирования необходимо знать теоретические основы науки о проектировании логистических систем и обладать практическими навыками проектирования. Специалист по логистике должен стремиться следовать определенному алгоритму управления логистическим проектом, но вместе с тем в случае возникновения проблемы при проектировании ему необходимо понять суть проблемы, сделать соответствующие выводы и найти наиболее эффективный способ разрешения данной проблемы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

  • суть логистики и ее модель в бизнесе;
  • содержание и смысл логистического проекта;

уметь

  • пользоваться теорией, методами и приемами принятия эффективных решений, встречающихся в теории и практике проектирования логистических систем;
  • изучать и понимать процесс проектирования логистических систем;

владеть навыками

  • проектирования сложных логистических проектов и систем;
  • применения экономических, экономико-математических, статистических и других методов для решения разных теоретических и практических задач при проектировании;

быть компетентным

В профессиональном анализе, разработке и проектировании логистических систем, которые будут эффективно применяться в практической деятельности.

При изучении предлагаемого материала необходимо помнить, что наука о проектировании логистических систем, как и большинство других специальных дисциплин, постоянно совершенствуется и усложняется. Здесь есть свои терминология, подходы, профессиональные секреты и требования к квалификации исполнителей.

В книге последовательно, шаг за шагом, представлен алгоритм управления логистическим проектом. Причем каждый из шагов - это очередной этап его развития. Структура данного издания полностью соответствует принятой очередности при разработке такого проекта. Издание включает учебник, состоящий из двух разделов, и практикум.

В разделе I раскрываются экономический образ мышления при проектировании логистических систем, содержание и смысл логистического проекта; разъясняется роль логистики в бизнесе и дается ее модель. Приводятся необходимая для проектирования информация, пошаговое руководство по управлению логистическим проектом и описание его жизненного цикла; рассматривается процесс принятия логистических решений, представленный как выбор предварительно осмысленной цели проекта, средств и методов ее достижения. Подробно изложены теоретические и практические аспекты процесса проектирования логистического проекта.

Раздел II посвящен практике проектирования логистических систем. Представлены практика применения управленческих систем в логистике, проектирование логистических систем в логистике и логистических систем для обслуживания потребителей и фирм, проектирование размещения и формирования складских систем. Кроме того, дана экономическая оценка проектируемых логистических систем, уделено внимание и другим аспектам логистики. В каждой из глав этого раздела приведены примеры, подтверждающие, что предлагаемый авторами алгоритм можно эффективно применять при проектировании логистических систем.

В практикуме для изучения курса приведены практические примеры проектов различного уровня сложности по логистическим системам. По каждой теме даются основные понятия, формулы, задания, тесты, задачи, проблемы и литература.

В заключение следует отметить, что шансы на успех при проектировании логистических систем зависят не только от продуманного логистического процесса управления, но и от конструктивного применения знаний в этой области логистического менеджмента.