Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка. Социальная жизнь. Понятие «личность» чаще всего рассматривают через понятие человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойст

Изучение особенностей влияния социальной среды на формирование личности. Анализ понятия "социальная среда" - общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Следовательно, этот термин связан с возможностью получения травмы. со своей стороны, в том, что касается общества. Понятно, что человек страдает от ущерба, который имеет свое происхождение по социальной причине. Это означает, что социальный риск зависит от условий окружающей среды, окружающих человека.

Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе - детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества

Экономические условия, отсутствие доступа к семейным проблемам и загрязнение окружающей среды - это лишь некоторые из обстоятельств, которые могут создать социальный риск. Социальный риск обычно рассматривается в отношении группы людей. В соседстве с высоким уровнем проникновения наркотиков и высоким уровнем безработицы соседи будут подвергаться социальному риску. Существуют большие возможности того, что сочетание между незаконным оборотом наркотиков, наркоманией и отсутствием развития в условиях отсутствия безопасности, с случаями грабежей, убийств и т.д.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Другими словами, социальный риск предполагает существование чего-то, что может привести к тому, что группа людей станет маргинальной. Если в общине дети не имеют доступа к школам, эти несовершеннолетние подвергаются социальному риску: они будут расти без необходимой подготовки для интеграции в мир труда и, следовательно, не смогут зарабатывать на жизнь.

Столкнувшись с возможностью социального риска для населения, что неизбежно, необходимо принять более одной меры, причем две крайности - это профилактика и поиск решений. Отправной точкой для всех исследований, связанных с этой темой, всегда должна быть среда воспитания детей; независимо от того, живут ли они с родителями, родственниками или законными опекунами, предосторожностей никогда не бывает достаточно, потому что они могут - и предоставляются - во всех областях.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Педагогики и Психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

«Влияние среды на развитие личности»

Выполнили: Тишкова А. Д. и Павлова А. В.

Проверила: Бурова Л. И.

Череповец 2010

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда -- это семья, родственники, друзья.

Для тех детей, которые имеют доступ к школьному образованию, учителя играют фундаментальную роль в выявлении любых аномальных признаков в их развитии, особенно в том, что касается проявлений физической или психологической агрессии. Поскольку психология показывает нам не один раз, первые годы жизни имеют решающее значение в наших собственных, и именно поэтому так важно заботиться о маленьких, чтобы нападать на любую социальную проблему.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими

Часто социальный риск начинается не путем прямой агрессии, такой как сексуальное насилие или физическое насилие, а физическое насилие, и это может иметь худшие последствия, чем любой другой вид вреда. В детстве люди очень зависят от наших старших, не только для того, чтобы накормить нас и защитить нас от внешнего мира, но и показать нам, что наше существование для них важно, что мы родились в месте, где наши наличие имеет значение.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

С другой стороны, давайте рассмотрим соответствующие ситуации, которые говорят о социальном риске: недоедание или недостаточное питание для возраста; паразиты; неподвижность тела и отсутствие активности; вызывая симптомы, избегая кампаний вакцинации и медицинских проверок; отсутствие контакта с чтением и письмом; отказ.

Нэнси Кригер вводит элемент вмешательства, определяя их как факторы и механизмы, посредством которых социальные условия влияют на здоровье и которые могут быть изменены с помощью информационных действий. Тарлов, наконец, предлагает довольно синтетическое определение, понимая их как социальные характеристики, в которых происходит жизнь.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок -- обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности

«Здоровье - результат общественного производства». Здоровье выходит за рамки биологического вопроса, поскольку оно зависит от того, как общество организовано и живет, включая влияние глобализации. Пауло Бюсс подчеркивает подход социальных детерминант здоровья к решению проблем здравоохранения за пределами технологий, больниц и инфраструктуры здравоохранения.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Интервьюируется автор Рита Баррадас Барата, которая рассказывает о своей книге: «Как и почему социальное неравенство плохо для здоровья». На первом круглом столе Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья было подчеркнуто расширение прав и возможностей женщин, забота о сообществе и их развитие в качестве глобальной цели.

Ногейра, Роберто. Социальное обеспечение охватывает весь спектр юридических, организационных и образовательных мероприятий, осуществляемых государственными и неправительственными организациями, а также самими гражданами, направленные на обеспечение определенного уровня жизни людей, семей, социальных групп и предотвращение их маргинализации и социальной изоляции. Это особенно верно для того, чтобы помогать людям, которые временно или постоянно лишены возможности работать, либо посредством собственной некомпетентности в трудных жизненных ситуациях, либо из-за внешних обстоятельств, которые они испытали ухудшение условий их жизни.

Школа, класс, друзья -- следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека -- среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, - социологизаторского) -- среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и - наследственности на развитие человека. Результаты очень противоречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимо: 80--90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного развития

Однако стоит отметить, что предлагаемая поддержка и социальная поддержка не могут привести к тому, беспомощность и пассивность, то есть ожидания того, что государство решит все жизненные проблемы для граждан. В сегодняшнем мире помимо традиционных угроз безопасности - политических, военных, природных и т.д. существуют и другие «нетрадиционные» опасности, которые на самом деле угрожают обществам и еще не полностью определены и определены. Они прямо направляются в самую нацию и ее биологические и экзистенциальные основания для существования и, таким образом, представляют собой реальную угрозу государственной безопасности.

64% приходится на наследственные влияния,

16% -- на различия в уровне семейной среды,

3% -- на различия в воспитании детей в той же семье и

17% -- на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Разумеется, наука стремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

В литературе субъекта эти опасности называются социальными опасностями, в которых можно различать социальные и психосоциальные опасности. Тревожные явления - это также внезапный крах семейных ценностей как первичной социальной единицы и, следовательно, катастрофическая прямота естественного прироста, которая в сочетании с другими социальными угрозами вносит существенный вклад в разрушение современного общества, угрожая нарушить непрерывность национальной жизни.

Каждый день болезнь убивает 8000 человек - почти в три раза больше, чем теракты 11 сентября. По мнению Соединенных Штатов, наркотики также являются оружием массового уничтожения и представляют большую угрозу для американской родины. По мнению одной из величайших польских властей Яна Новака-Иезиорански, социальные проблемы также являются главной проблемой Польши.

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной

Безработица, нищета, бездомность, наркомания, алкоголизм - это социальные опасности, которые вызывают дисфункцию целых социальных групп, которые начинают существовать на полях социальной жизни. Тот факт, что большинство поляков обеспокоены потерей рабочих мест и ухудшением материальных и медицинских условий, свидетельствует о том, что в Польше начинают доминировать социальные угрозы. Все более опасным для поляков является преступление и проблема молодых людей, которые не являются постоянно занятыми.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Защита бытия и социальных связей

Тот факт, что по крайней мере 10 минут поляков являются основной основой их существования, - это социальная служба, которая должна быть достаточной для удовлетворения потребностей очень большой семьи. Учитывая сложную проблему социального обеспечения, важно учитывать, являются ли определенные сообщества особенно уязвимыми для социальных опасностей.

Из-за их профессионального и социального статуса наиболее уязвимыми группами являются люди. Безработица не только влияет на самих себя, но и вызывает негативные явления в местных сообществах; занятых на предприятиях, которые по разным причинам предназначены для ликвидации. Эти люди живут в постоянной опасности, соглашаясь на низкую и нерегулярную заработную плату; Сохранение работы в бюджетной сфере, особенно работников здравоохранения, образования, культуры, судебных органов, администрации. С ухудшением материального положения произошло снижение профессионального престижа и социального положения и, следовательно, расширение возможностей для коррупции и преступности среди этих людей; Сохранение работы на ферме из-за плохой ситуации в сельском хозяйстве в стране. Они потеряли работу или не могут их принять. . Принимая во внимание социально-демографический критерий, наименее устойчивым к социальным рискам является.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Многодетные семьи и неполные семьи с преобладанием одиноких матерей; люди с психическими и физическими недостатками; дети и подростки, воспитанные в патологических семьях; Пожилые люди, выжившие из пенсий и пособий по инвалидности ниже минимума; Лица по разным причинам «отклоняются» социально, подвергаются бездомности, алкоголизму, наркомании, проституции и т.д. Наконец, из-за условий жизни и, прежде всего, местных условий, вероятность оказаться в очень сложной жизненной ситуации происходит среди жителей регионов.

Самые бедные экономически; самая высокая безработица; Пострадавшие от стихийных бедствий, экологические. Явление социальных угроз не относится к людям, по крайней мере группе людей или группе людей, с негативным явлением, происходящим с некоторой интенсивностью или кульминацией влияния нескольких детерминант. Определено, что люди, которые функционируют в таких условиях, находятся в «критических жизненных ситуациях». Эти ситуации могут быть диагностированы после накопления следующих синдромов.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интелектуальный уровень ее осуществления

Неспособность удовлетворить основные потребности человека; необходимость принятия решения высокого риска; отказ от существующих механизмов адаптации; разрушение образа жизни; Неспособность стоять отдельно от сложной ситуации. Критические ситуации жизни могут проявляться яростно или длительно в течение более длительного периода и могут быть вызваны как объективными, так и субъективными факторами.

Из жизни человека невозможно избавиться от критических жизненных ситуаций, некоторые из них необходимы для практического преодоления трудностей и стимулирования правильного развития личности. Опасно накапливать всевозможные трудности в жизни человека, особенно когда он или она больше не контролирует происходящие явления или процессы. Кризисы, затрагивающие большие социальные группы, вызывают масштабные, чрезвычайно сложные ситуации в жизни отдельных лиц и семей и разрушают социальные связи, которые угрожают стабильности общества. «социальные проблемы».

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания -- формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность -- проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой -- вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Людьми родились,но не стали

Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли - не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вымысел - теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказывал Э. Кондильяк ещё в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками,5 - медведями, один случай - павианами, другими породами обезьян - не менее 10. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один - овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат 2 малышей. Это были девочки,одной из них было лет на вид лет 7-8,другой-года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую - Камалой.

Как ведёт себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причём только ночью. Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка вскоре умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вёл подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года ушло на то, чтобы научить её стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а ещё через три года - до ста. Дальше языковой прогресс не пошёл. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четырёхлетний, если не трёхлетний ребёнок.

Вместо вывода вчитаемся в слова Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делает общество…»

Литература

1) Дружинин В. А. Психология и психодиагностика общих способностей. - М.: Наука,1994.

2) Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

3) Петровский А. В. ,Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для ВУЗов - М.: Инфра-М,1998. 528с.

4) Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

...

Подобные документы

    Формирование личности посредством эстетической культуры. Анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания младшего школьника. Основные качества эстетической среды, условия её влияния на развитие личности современного младшего школьника.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Понятие социальной среды. Система социальной защиты детей в России. Сущность социального воспитания. Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка. Работа с детьми дошкольного возраста в направлении формирования у них должных социальных качеств.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2016

    Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Рассмотрение понятия и сущности условия как среды, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Изучение этапов формирования умений исследовательского поиска у старших дошкольников. Влияние предметно-развивающей среды на развитие ребёнка.

    реферат , добавлен 27.03.2014

    Изучение наследственности, среды и воспитания как основных факторов, влияющих на развитие личности. Воздействие социальной среды, окружающей ребенка, на его самоутверждение, становление характера и мировоззрение. Зависимость в отношениях матерей и детей.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Понятие и уровни структурной организации "образовательной среды", ее влияние на развитие личности. Механизм ее самоорганизации. Типология образовательной среды. Задачи психологического сопровождения личностной и профессиональной самореализации студентов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе. Развивающая среда в ДОУ. Художественные средства модернизации развивающей среды. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2008

    Сущность понятия "социальная педагогика". Принцип гуманизма и педагогическое содержание социальной работы. Формирование здорового работоспособного коллектива как педагогический аспект работы. Влияние включения в виды творчества на развитие личности.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Влияние семьи на развитие ребенка. Формирование мировоззрения и развития личности. Помощь мамы в школьной учебе. Развитие трудолюбия и осознание того, что учеба и знания являются неотъемлемой частью жизни. Понятие о духовном, культурном развитии.

    сочинение , добавлен 07.04.2014

    Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Роль среды в развитии детей. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Условия, обеспечивающие полноценное формирование личности ребенка. Состав предметно-игровой среды.

Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка

Среди внешних факторов, которые влияют на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, то есть общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные условия жизни. Иллюстрацией этого влияния могут быть описаны случаи (Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия), когда развитие маленьких детей происходило не в человеческом обществе, а среди диких зверей. их поведение, несмотря на специфическую человеческую организацию, напоминала поведение животных. Они, как правило, прекрасно лазили и прыгали, лазали, выдавали невнятные звуки, ели, как звери. Далеко не все из них даже после длительных занятий научились говорить.

Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), Стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения). В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияют на психическое развитие личности.

Макросреда влияет на развитие ребенка, и ощутимым влияние элементов среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда связывает ребенка с его макросредой. На выбор ближайшего среды влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношение к ней взрослых, товарищей, их значение для ребенка, специфика воспитания. От того, какие люди образуют микросреду ребенка, как они с ней общаются и которые она имеет с ними отношения, зависит, какие свойства личности у нее будут преобладать.

Микросреда действует на ребенка с первых дней его жизни. Это значит, что от опеки взрослых во многом зависит его психическое развитие. Об этом свидетельствуют исследования, наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении в людьми, побуждает ее искать контакты с взрослыми, делает ее чувствительной к отношениям взрослых, готовой перестроить свое поведение в соответствии с их подсказок, овладеть специфическими человеческими действиями. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полусонном состоянии, пассивно реагируют на внешние первичные стимулы. В них запоздалый развитие движений, они отстают в овладении языком, пиддатливиши своих ровесников болезням. Эта патология детского развития охарактеризована как госпитализм.

Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания.

Причиной госпитализма является ограниченность микросреды, недостаточность общения детей со взрослыми. Как показали специальные исследования, этот дефицит можно преодолеть целенаправленными индивидуальными занятиями.

На формирование личностных качеств ребенка в значительной степени влияет атмосфера в ее семье: или занимают родители одинаковую позицию; проявляют к ней преимущественно строгость и требовательность или нежность и требовательность; насколько теплые дружеские отношения в семье и т. Жизненным опытом и наукой доказано, что дети, которые воспитываются в доброжелательной, демократичной атмосфере, имеют много преимуществ в своем психическом развитии.

Со вступлением в дошкольное учреждение в микросреду ребенка включается очень важный взрослый - воспитатель. От общения с ним, его поведения тоже зависит психическое развитие, отношения, формирование самосознания дошкольников.

В общем микросреда по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.

На старте жизненного пути личности находится генетически первичная диада: "мать (важные взрослые) - ребенок". Затем к ней подключается система "сверстник - сверстник", которая видоизменяется в процессе онтогенеза: группа дошкольного учреждения, школьный класс, внешкольное коллектив, студенческая группа, трудовой коллектив, семейное микросреду. Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на ее эмоциональное самочувствие, развитие его личности. Однако ребенок не является пассивным объектом внешних воздействий, она тоже действует, влияет. В этом интерактивном процессе формируются ее специфические человеческие свойства. Важное значение при этом играют ее роль, функция в группе, активность в ней.