Значение эксплуатационная мощность в большой советской энциклопедии, бсэ. Различают номинальную и эксплуатационную мощность. Смотреть что такое "Эксплуатационная мощность" в других словарях
Эксплуатационная мощность
двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Эксплуатационная мощность" в других словарях:
Мощность, которую двигатель развивает большую часть времени своей работы. Может быть также определена как средняя величина в течение определенного длительного периода его эксплуатации. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
эксплуатационная мощность - Максимально возможный объем единиц продукции, которые может произвести оборудование, процесс или завод за указанный период времени; мощность производительности. Тематики бухгалтерский учет EN service… …
эксплуатационная мощность - 3.13 эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509. Источник …
эксплуатационная мощность электроагрегата (электростанции) - эксплуатационная мощность Мощность, фактически развиваемая электроагрегатом (электростанцией) при длительной работе в условиях эксплуатации, отличающихся от номинальных. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные Синонимы… … Справочник технического переводчика
эксплуатационная мощность (расчетная) - 3.23 эксплуатационная мощность (расчетная): Мощность, определяемая при окружающих и рабочих условиях применения двигателя. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эксплуатационная мощность электроагрегата (электростанции) - 56. Эксплуатационная мощность электроагрегата (электростанции) Эксплуатационная мощность Мощность, фактически развиваемая электроагрегатом (электростанцией) при длительной работе в условиях эксплуатации, отличающихся от номинальных Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эксплуатационная мощность (SERVICE CAPACITY) - Максимально возможный объем единиц продукции, которые может произвести оборудование, процесс или завод за указанный период времени; мощность производительности … Словарь терминов по управленческому учету
стандартная эксплуатационная мощность - 3.24 стандартная эксплуатационная мощность: Длительная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую двигатель может развивать, используя только существенное зависимое вспомогательное оборудование, в период между техническими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МОЩНОСТЬ судового двигателя - величина, определяющая способность судового двигателя производить определенное количество работы в единицу времени. В системе СИ измеряется в киловаттах: 1 кВт=1,36 л. с. = 102 кГс м/с. Измерение М. производится по косвенным показателям:… … Морской энциклопедический справочник
ГОСТ Р ИСО 3046-1-99: Двигатели внутреннего сгорания поршневые характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р ИСО 3046 1 99: Двигатели внутреннего сгорания поршневые характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний оригинал документа: длительная мощность … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эксплуатацио"нная мо"щность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.
Эксплуатация
Эксплуата"ция (от франц. exploitation - использование, извлечение выгоды), 1) присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства в классово антагонистических общественно-экономических формациях. Э., как социальное явление, предполагает систему принуждения к труду, посредством которой господствующие классы безвозмездно присваивают продукты прибавочного труда , а иногда и часть необходимого труда непосредственных производителей. Материальные предпосылки Э. появляются тогда, когда развитие производительных сил достигает уровня, при котором становится возможным создание не только необходимого продукта , но и прибавочного продукта . Социально-экономические условия Э. человека человеком возникли в период разложения первобытнообщинного строя, с образованием института частной собственности и расколом общества на антагонистические классы.
Методы Э. специфичны для каждой общественно-экономической антагонистической формации и определяются способом соединения рабочей силы со средствами производства. Для рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций типичным было внеэкономическое принуждение к труду, тогда как капитализм создал систему экономического принуждения к труду. Степень Э. измеряется отношением прибавочного продукта к необходимому продукту (соответственно, прибавочного труда к необходимому труду).
Исторически первой и наиболее грубой формой Э. было рабство . В рабовладельческом обществе собственностью рабовладельцев являлись не только средства производства, но и рабочая сила. Весь создаваемый продукт безвозмездно присваивался классом рабовладельцев, которые выделяли рабам жизненные средства, едва достаточные для полуголодного существования.
С установлением обществ, собственности на средства производства происходит ликвидация эксплуататорских классов и устраняется Э. человека человеком (см. Социализм ).
2) Разработка, использование природных богатств. 3) Использование средств труда и транспорта.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 17, 23, 24, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., г. 23; его же, Капитал, т. 3, гл. 20, 36, 47, там же, т. 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел 2-3, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т, 21; Ленин В, И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39.
А. А. Хандруев.
Эксплуатация опытная
Эксплуата"ция о"пытная, проверка и освоение в эксплуатационных условиях технических объектов (приборов, машин, устройств, установок и т. п.), их технического обслуживания и технической документации. Цель Э. о. - приобретение эксплуатационных навыков, отработка приёмов организации и осуществления технического обслуживания, выявление наличия и характера повреждений и отказов, проверка на практике мер борьбы с отказами. Для решения этих задач проводят дополнительные (кроме тех, которые записаны в основной технической документации) наблюдения за работой технических объектов, иногда с помощью специальной контрольной аппаратуры.
Эксплуатация двигателя
Лекция № 15
Показатели работы двигателя - это параметры его рабочего процесса - мощность, крутящий момент и расход топлива.
Мощность двигателя характеризуют по-разному. Если нужно оценить работу, которую выполняют газы, расширяющиеся внутри цилиндра двигателя, то говорят об индикаторной мощности двигателя . Если речь идет о работе, которую выполняет вращающийся коленчатый вал, то говорят об эффективной мощности. Эффективную мощность, отнесенную к одному литру рабочего объема двигателя, называют его литровой мощностью . Этот показатель характеризует степень совершенства двигателя с точки зрения использования его рабочего объема.
Максимальную мощность двигатель может развивать ограниченное время.
Номинальная мощность гарантируется заводом-изготовителем при полностью открытой дроссельной заслонке и номинальном числе оборотов в нормальных (расчетных) условиях окружающей среды.
Эксплуатационную мощность выбирают исходя из конкретных условий эксплуатации с целью обеспечения достаточного моторесурса двигателя. Снижение величины отбираемой мощности весьма существенно повышает моторесурс двигателя.
Экономичная мощность соответствует минимальному расходу топлива. Обычно максимальная мощность превышает номинальную примерно на 10 %, эксплуатационная составляет около 90-70 %, а экономическая - около 50 % номинальной.
Эффективный крутящий момент - это результирующий момент всех сил, которые вызывают вращение коленчатого вала. Крутящий Момент и мощность вращательного движения взаимосвязаны: мощность равна произведению крутящего момента на угловую скорость вращения. Поэтому эффективный крутящий момент двигателя обратно пропорционален частоте вращения коленчатого вала и прямо пропорционален эффективной мощности двигателя при этой частоте вращения. Максимальный крутящий момент двигатель развивает при одной определенной частоте вращения.
Расход топлива , отнесенный к одному часу работы двигателя, называют часовым расходом топлива и выражают его в килограммах за час. Часовой расход топлива, отнесенный к единице эффективной мощности двигателя, называют эффективным удельным расходом топлива и измеряют его в граммах на киловатт-час или в граммах на лошадиную силу-час. Различают минимальный расход топлива при полностью и не полностью открытой дроссельной заслонке. В первом случае карбюратор готовит горючую смесь мощностного (обогащенного) состава, во втором - экономичного (обедненного) состава. Каждой из этих величин минимального расхода топлива соответствует определенное значение частоты вращения коленчатого вала.
Особенности эксплуатации двигателя на маломерном судне. На маломерном судне двигатель эксплуатируется только во время навигации, после чего его консервируют для зимнего хранения. Двигатель во время навигации, как правило, работает не регулярно. Поэтому в процессе эксплуатации важную роль приобретает подготовка двигателя к пуску после достаточно длительного перерыва в работе.
Уход за двигателем во время эксплуатации принято называть техническим обслуживанием, цель которого - обеспечить нормальные условия работы механизмов и систем двигателя. Своевременное и качественное техническое обслуживание способствует постоянному поддержанию двигателя в рабочем состоянии, снижению расхода топлива и масла, уменьшению интенсивности износа деталей, предупреждению, своевременному выявлению и устранению неисправностей, что в конечном счете повышает безотказность работы и удлиняет срок службы двигателя.
Техническое обслуживание носит планово -профилактический характер. Кроме регулярного ухода за двигателем перед, во время и после выхода в плавание периодически выполняются более сложные виды технического обслуживания, сроки проведения и объем которых задаются регламентом, установленным заводом-изготовителем и указанным в инструкции по эксплуатации. Поэтому такой вид технического обслуживания называют регламентными работами.
В процессе эксплуатации двигателя выявляются его неисправности и отказы.
Неисправность ухудшает техническое состояние двигателя, но он продолжает работать, хотя и неудовлетворительно.
При отказе, возникающем вследствие поломки деталей, двигатель полностью неработоспособен.
Многие неисправности механизмов и систем двигателя, например, нарушения каких-либо регулировок, могут быть устранены без его разборки. В противном случае, а также при отказах возникает необходимость в ремонте, связанном с разборкой двигателя. В отличие от регламентных работ, ремонтные выполняются по потребности.
В условиях эксплуатации маломерного флота без централизованной ремонтной базы особо важную роль играет не только тщательность регулярного ухода за двигателем, но и умение водителя-моториста обнаруживать неисправности механизмов и систем двигателя, а затем и устранять многие из них.
Обнаружение неисправностей двигателя основано на контроле и оценке его технического состояния, которые производят во время работы двигателя и его технического обслуживания. Состояние двигателя зависит от того, как протекает его рабочий процесс, каков его температурный режим и условия смазки деталей, насколько велик износ трудящихся поверхностей. Эти факторы зависят, в свою очередь, от того, как функционируют механизмы и системы двигателя.
Неисправность механизма или системы характеризуется определенными внешними признаками . Это могут быть падение мощности, затрудненный пуск, неустойчивая работа, перегрев, посторонние шумы и стуки, дымление и т. п. Обнаружить измененное состояние двигателя способен и малоопытный водитель-моторист. Гораздо сложнее распознать причину неисправности: одни и те же признаки могут быть у разных неисправностей.
Обнаружение неисправностей в работе двигателя по внешним признакам называют диагностикой, в которой можно выделить два этапа: вначале определяют, какой механизм или система неисправны, затем - что является конкретной причиной этой неисправности. Для этого нужно знать, во-первых, внешние признаки неисправностей механизмов и систем двигателя, во-вторых, как внешние признаки связаны с причинами неисправностей, вызывающих эти признаки.
Простейшие диагностические работы выполняют во время технического обслуживания двигателя. Тогда же устраняют возможные причины некоторых неисправностей. Более сложные диагностические «рецепты» приводятся обычно в инструкциях по эксплуатации конкретных двигателей. Однако и в простых, и в сложных случаях для быстрого и верного определения неисправности нужно хорошо знать принцип действия и устройство двигателя, назначение и взаимодействие его механизмов и систем.
Главный принцип поиска неисправностей и их причин - последовательная проверка возможных предположений. Бесполезно и даже вредно искать неисправность путем неоправданной разборки двигателя: это нарушает взаимодействие приработавшихся деталей, изменяет рабочие зазоры и ухудшает герметичность.
Статистика показывает, что почти все неисправности и отказы, которые происходят в течение гарантийного срока службы серийного двигателя, являются следствием неправильной эксплуатации, несоблюдения режима обкатки, несвоевременного выполнения регламентных работ, т. е. нарушения правил эксплуатации, установленных заводом-изготовителем и указанных в инструкции к двигателю.
В заключение следует отметить основное правило эксплуатации двигателя: необходимо устранять всякую неисправность и причины, ее вызывающие, как только она обнаружена, не дожидаясь, пока она приведет к другим неисправностям.
Техника безопасности . Все вращающиеся части механической установки должны быть закрыты съемными прочно закрепленными кожухами и щитками, исключающими доступ или попадание на эти части одежды. Техническое обслуживание и ремонт следует производить только на остановленном двигателе. Чтобы избежать ожогов, выпускной трубопровод катерного двигателя изолируют асбестом.
При ручном пуске катерного двигателя нужно стоять с левой стороны, плотно обхватив пусковую рукоятку так, чтобы пальцы руки были с одной стороны рукоятки. В противном случае можно получить травму при обратном вращении (отдаче) коленчатого вала. Рукоятку нужно вращать полуоборотами на себя.
Во время пуска подвесного мотора необходимо устойчиво стоять на ногах или сидеть в лодке, чтобы не потерять равновесия. Нельзя при этом близко наклоняться к двигателю. Запуская мотор с помощью аварийного шнура, нельзя наматывать его на руку, а также привязывать что-либо к свободному концу - зацепившийся за маховик шнур может нанести травму.
Не следует заводить перегретый двигатель или двигатель с ранним опережением зажигания - отдача коленчатого вала от преждевременной вспышки может вызвать травму. Если катерный двигатель перегрет, то открывать крышку горловины расширительного бачка следует только в рукавицах, чтобы избежать ожога. Нельзя приближать лицо к горловине. Уровень воды в бачке проверять при небольшой частоте вращения двигателя.
Следует избегать применения этилированного бензина. Он ядовит и вызывает тяжелое отравление, попадая в желудок, на кожу, при вдыхании его паров. Если все же такой бензин применяется, то нужно соблюдать следующие меры предосторожности: хранить бензин только в посуде, имеющей плотные крышки с прокладками, и только в местах, где не находятся люди, пища или одежда; не подсасывать бензин через шланг ртом и не продувать ртом топливопроводы и жиклеры; не применять бензин для мытья рук и деталей двигателя, чистки одежды, в паяльных лампах и примусах; не проливать бензин в закрытых помещениях, если он все же пролит, то протереть загрязненное место сухой, а затем смоченной керосином тканью; при удалении нагара из двигателя, работавшего на этилированном бензине, предварительно смочить нагар керосином или маслом; работать только в изолирующих кожу рук перчатках (резиновых, кожаных); при попадании бензина на кожу немедленно снять его ветошью, смоченной керосином, стараясь не втирать жидкость в кожу, затем обмыть этот участок кожи горячей водой с мылом; одежду, облитую бензином, немедленно снять, проветрить на открытом воздухе в течение двух часов и постирать.
Производственная мощность (производительность) – это максимально возможный выпуск продукции принаиболее полном и рациональном использовании производственных ресурсов. Это то максимальное количество продукции или тот максимальный объем работ (услуг), которыепотенциально способно производить (выполнять) предприятие, цех, участок, рабочее место в течение определенного периода времени (например, часа, года).
Производственная мощность зависит от применяемой технологии, уровня технического оснащения, необходимого материально-технического обеспечения, обеспеченности производственным и управленческим персоналом.
Производственная мощность определяется при условии :
а) полного устранения аварий;
б) полного использования рабочего времени.
Производственная мощность оборудования – это некоторое свойство оборудования, определяющее его полезность.
Энергопредприятия и энергетические объекты промышленных предприятий характеризуются энергетической производственной мощностью (энергетической производительностью) , которая зависит еще от одного, не указанного выше условия – отобъема и мощности, требуемых потребителям .
Большинство энергетических мощностей исчисляются за час. Так в энергетике мощности измеряются:
для электроэнергетических объектов в кВт иМВт ;
для объектов теплоэнергетики в т пара/ч и вГкал/ч ;
для объектов, производящих холод в Гкал холода/ч ;
при производстве сжатого воздуха и газов, при перекачке воды в куб.м/ч .
Виды энергетических производственных мощностей
В энергетике принято различать следующие виды энергетических производственных мощностей :
экономическая;
регулируемая;
нерегулируемая;
установленная;
эксплуатационная (располагаемая);
диспетчерская.
номинальная;
максимальная;
минимальная;
Номинальная мощность – мощность, с которой энергетическое оборудование может работать максимально длительно при максимальной нагрузке потребителя. Это наибольшая мощность, на которую может быть загружено оборудование, и при этом длительно работать без вредных последствий.
Номинальная мощность соответствует нижнему пределу максимальной мощности .
Отклонение фактических условий эксплуатации от проектных вызывает технологические ограничения мощности. В связи с этим различается:
Максимальная
мощность
– наибольшая кратковременная мощность.
Минимальная
мощность (технический минимум)
– нижний предел загрузки оборудования,
ниже которого работа либонедопустима
,
либонеустойчива
. Определяет
наименьшую нагрузку, с которой оборудование
может работать в течение длительного
периода времени без нарушений.
Для тепловых турбин
.
Рабочая мощность
– фактически развиваемая в данный
момент мощность.
В нормальных
эксплуатационных условиях
.
Экономическая
мощность
– мощность, при которой обеспечивается
максимальная экономичность (максимальный
КПД и соответственно минимальный
удельный расход первичной энергии,
подведенной к оборудованию). Нагрузка
потребителя, соответствующая экономической
мощности оборудования называетсяэкономической нагрузкой
.
Регулируемая мощность – мощность, величину которой можно изменять по мере необходимости.
Нерегулируемая
мощность
– нижняя граница возможного
изменения нагрузки оборудования в
режиме его нормальной эксплуатации.
Например, для противодавленческих
турбоагрегатов определяется как максимум
из мощности, развиваемой по теплофикационному
циклу
,
и технического минимума:
.
Установленная
мощность
– сумма проектных номинальных мощностей
установленных и находящихся в эксплуатации
единиц оборудования одинакового
назначения (например, агрегатов).
Эксплуатационная
(располагаемая) мощность
– это установленная мощность за вычетомразрывов
иограничений мощности
:
,
- неиспользованная мощность , обусловленная разрывами и ограничениями мощности.
Ограничения мощности возникают вследствиеухудшения состояния оборудования в связи с его износом и поэтому неспособности развивать прежнюю, запроектированную мощность,ухудшения условий эксплуатации оборудования (ухудшение качества топлива, вакуума, снижение начального давления, начальной температуры пара и т.д.), а также обусловленымощностями, выведенными в ремонт .
Разрывы мощности – это снижение мощности из-за несоответствия между отдельными технологическими элементами. Причинами этих несоответствий могут быть:
конструктивные и технологические недостатки оборудования;
недостаточная производительность механизмов собственных нужд, топливоподачи, котельной установки и др.;
несоответствие используемого топлива топочным устройствам.
Диспетчерская
мощность
– мощность, заданная диспетчерским
графиком нагрузки.
"Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона" по праву считается лучшим справочным изданием в России. Со времени первого его выпуска прошло более 100 лет, он несколько раз дополнялся и совершенствовался. Обширные сведения по истории цивилизации и культуры, уникальные факты и статистические данные, многочисленные биографические подробности сделали это издание незаменимым для каждого образованного человека.
Цель нового 16-томного издания - сохранить дух и содержание оригинального словаря и подчеркнуть их корректными с исторической точки зрения изобразительными решениями. Богатый иллюстративный материал не только служит превосходным украшением этого блестящего энциклопедического справочника, но и самым достоверным образом воспроизводит описываемые в нем реалии.
7333 руб
Вашему вниманию предлагается подарочный комплект в кожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением, трехсторонним художественно окрашенным обрезом и шелковым ляссе.
В данный комплект вошли книги:
- Том 1. Аалто - Медуза.
- Том 2. Медуза сцифоидная - Ящур.
33334 руб
Ежегодник БСЭ 1981 года освещает политическую, экономическую и культурную жизнь СССР и зарубежных стран. Книга содержит также статьи о последних достижениях науки и техники, сведения о международных организациях, ряд обзорных, биографических и других статей. Сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1980 г.
В книге св. 1500 справочно-информационных материалов, около 200 фотоиллюстраций, карт, рисунков и схем.
244 руб
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), выходящий с 1957 года, является самостоятельным справочным энциклопедическим изданием и одновременно служит постоянным дополнением к ранее вышедшим томам БСЭ.
Ежегодник 1989 года (тридцать третий выпуск), как и предшествующие ему выпуски, посвящен событиям истекшего (1988) года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Ежегодник, таким образом, является своеобразной летописью года.
Ежегодник 1989 года состоит из разделов, ставших постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; раздел о развитии междунар. связей коммунистических и рабочих партий; разделы о науке и технике; о международных музыкальных конкурсах, кинофестивалях, выставках; о международной спортивной жизни.
Сообщаемые в Ежегоднике 1989 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1988 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1988 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Государственных комитетов по статистике СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании и печати в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".
Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Бельгия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.
379 руб
Ежегодник 1983 года - двадцать седьмой выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.
В Ежегоднике 1983 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.
Сообщаемые в Ежегоднике 1983 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1982 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1982 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".
Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.
259 руб
Переиздание данного Энциклопедического словаря имеет большое значение и, несомненно, принесет пользу. Изданный в конце прошлого века известными издательскими фирмами Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона словарь давно стал библиографической редкостью и пользуется заслуженной популярностью среди широкого круга читателей. Он содержит сведения из различных областей общественно-политической жизни, экономики, науки, техники, литературы и искусства, как зарубежных стран, так и России; в нем помещены основные географические, исторические, экономические справки о России, о странах мира. Опубликованы биографии и генеалогия государственных деятелей, ученых, деятелей культуры всех времен и народов. Не являясь иллюстративным изданием, словарь, тем не менее, содержит географические карты и рисунки, находящиеся в полутомах. Они являются полезным приложением к тексту.
Актуальность издания Энциклопедического словаря не вызывает сомнений, так как этот всемирно признанный труд представляет настольную книгу, в которой отражены все явления окружающего мира.
Том 2 (Алтай - Арагвай).
279 руб
Российская историческая энциклопедия. Том 3. Благосветлов - великое княжество финляндское
Многотомная Российская историческая энциклопедия подготовлена коллективом авторов Института всеобщей истории Российской академии наук.
Цель издания - представить читателям современный, избавленный от идеологических стереотипов взгляд на мировую и российскую историю, соответствующий достижениям российской и мировой исторической науки последних лет. Перед читателем предстанет глубокая, научно обоснованная и одновременно увлекательная история человечества, в центре которой находится человек.
Энциклопедия адресована самому широкому кругу читателей - научному сообществу, преподавателям, учащимся и всем, кто интересуется историей.