Условием устойчивости социальной связи. Социальные связи. Элементарные формы социальных связей

Сущность социальной связи составляетмеханизм регуляции. Он образуется как из субъективных факторов (мировоззрения, ментальности, мотивов людей), так и из социального контроля общества (мнений, права, власти и т. д.). Исключать из социальной связи самих людей, как это иногда делают в социологических работах, нельзя.

Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Но его потребности, ценности, нормы – результат социализации. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по своей природе социальные животные, не означает ихврожденного миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивны, лживы. Скорее, это значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение соответствующим образом с ними обходится, равно как исклонность к общению с нацеленными на сотрудничество и следующими моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем это предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы».

Регулятором социальных связей выступает прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память).

Большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение. Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советском обществе вознаграждением было и общественное признание: почетные грамоты, награды и т. п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за него нужно платить действиями, на которые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.



Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить свои потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности, и наоборот. Социальная связь продолжается до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в виде сети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, которые он несет на ее поддержание, дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различные критерии оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т. п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Он обеспечиваетравновесие социальных связей – признак урегулирован- ности отношений между субъектами связи.

Условием устойчивости социальной связи являетсямеханизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, которые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (пьянство, болезнь, лень, корысть и т. п.). Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями – важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.

Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.

Важным регулятором социальной связи являютсяэкономические блага : деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.

Власть (политическая ценность и норма) иправо (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.

Достичь полной гармонии в действиях всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживается несогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также механизмов моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как это случилось в постсоветской России. Ориентация на свободных людей после многовекового господства авторитаризма в России привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых вместе с новыми механизмами социальной регуляции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· важнейшим условием социальной связи является мотивационный механизм - механизм субъективной регуляции (исходя из потребностей, ценностей, норм, убеждений), определяющий социальную связь людей;

· социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров;

· для всех участников социальной связи необходимо применять единый критерий платы и вознаграждения;

· равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение которых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.

Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т. и.) выделяют данное общество из других. В этом отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Американские ценности – федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, свобода собраний, СМИ и т. п. Многие из них до сих пор не стали ценностями в России.

В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. Вдемократических обществах определяющим механизмом регуляции являются демократическое государство и право – поэтому, в частности, там и возникла социология. В тоталитарных (советское, нацистское, фашистское) обществах ведущим регулятором социальных связей становится административно-командное насилие. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.

Каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах такая устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни населения, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно-командного насилия, согласующего действия людей. В демократических обществах ее обеспечивают за счет свободы предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, свободы мнений, административно-правового регулирования и т. п.

Социальная связь это не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.

Разные виды контактов (пространственный, психический, социальный), социальное действие, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный контроль, социальные организации и социальные институты - выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны, с некоторой долей условности, как этапы ее формирования.

Различают следующие виды контактов: пространственный, психический и социальный контакт.

  • Пространственный контакт. Любые отношения между людьми начинаются с какого-либо соприкосновения в пространстве, Т.е. происходит взаимное наблюдение индивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинтересовать другого. Пространственный контакт бывает непосредственный и опосредованный. Непосредственный - когда наблюдение и встреча двух индивидов осуществляется непосредственно, а опосредованный, когда, например, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет. Итак, первым условием и элементом возникновения социальной связи является непосредственный или опосредованный контакт в пространстве и времени, благодаря которому происходит взаимное наблюдение имеющихся у индивидов черт. Конечно, не все пространственные контакты приводят к социальной связи. Каждый день мы встречаемся в метро, автобусе, на улицах, в магазинах с большим количеством людей, с которыми нас ничто не будет связывать в будущем, но в то же время данные контакты, позволяющие наблюдать, какими чертами обладает другой индивид, делают возможным появление следующих этапов контакта.
  • Психический контакт. Первым элементом психического контакта является заинтересованность. Эта заинтересованность возникает на основе уже существующих потребностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.).Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и которую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка, в свою очередь, осознает заинтересованность, какую она пробудила у юноши, и взаимно оценивает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Такая взаимная заинтересованность ведет к элементарному психическому контакту. Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязательным элементом для появления устойчивой связи, отношений между людьми.
  • Социальный контакт. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальный контакт - это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности. Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих. Простейший пример социального контакта - покупка газет. Сначала устанавливается пространственный контакт - вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт - выясняете готовность продавца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованностью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт - вы покупаете газету.

В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными).

В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные - если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институци-онализированных интересов, а неформальные - основана на индивидуальных потребностях лица.

В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные - заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.

В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные - это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные - через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).

Перечисленные контакты могут складываться в различные комбинации, например, непосредственные предметные устойчивые контакты - это покупка каждое утро газеты у одного и того же продавца.

Необходимо подчеркнуть, что личностные контакты являются важным фактором общественной жизни. Если непосредственные постоянные личные контакты отсутствуют, то это ведет к изоляции от общества и одиночеству. Одиночество, ограничение социальных контактов только предметными лежат в основе многих отрицательных явлений современного общества и приводят к серьезным нарушениям психики личности.

Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений. Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей.

Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей. Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом
сак в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений
между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности,
т. е. отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих
те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

23. Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия.

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс . В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

3) наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя:

1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

2) объект – цель, на которую направлено действие;

3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

1) социально-экономические. В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

3) оптимизация жизненного цикла. В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.

Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.


Понятие социальной связи

Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнёра. В социальной связи можно выделить: - субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей); - предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); - механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи – или если участники связи не согласны с принципами её регулирования.

Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь поверхностна, мимолётна), и в виде социального взаимодействия (систематические, регулярные социальные действия партнёров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать определённую ответную реакцию воздействующего). Социальные взаимодействия выступают в вариантах: социальные отношения, социальные институты, социальные общности.

Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно:

При наличии психики, органов чувств;

Если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие дневные состояния.

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:

1) простое соприсутствие;

2) обмен информацией;

3) совместная деятельность;

4) равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.)

Теории социального взаимодействия:

1. теория обмена (Дж. Хоманс, П.Блау) – социальное поведение как взаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом.

2. теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г.Блумер).

3. теория управления впечатлениями (Э.Гофман)

4. психоаналитическая теория (З.Фрейд) и др.

Одной из форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена обусловлены деятельностью и существованием других членов. Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистическим или смешанным. Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия.

Взаимодействие в неорганизованных группах противоположно предписанным ритуалам. Формы коллективного поведения людей в толпе относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы.

4 типа элементарных коллективных групп (Г.Блумер)

Действующая толпа (агрессивная)

Экспрессивная толпа

Масса (без социальной организации)

Общественность (дискуссия о решении проблемы)

Эти социальные группировки возникают спонтанно, и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами.

Появление элементарных коллективных группировок указывает на происходящий процесс социального изменения. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и новых форм социальной жизни, в формировании нового социального порядка, служат основой для формирования социальных движений, благодаря которым новые типы коллективного поведения выстраиваются в фиксированные социальные формы.

Основные характеристики человеческого существования: неповторимость и способность к творчеству

Проблема смысла экзистенциальной неповторимости заключается в выявлении специфики отношений индивидуального и типизованно-совместного в человеческом бытии. Неповторимость или уникальность принадлежат к важнейшим экзистенциалам человека в том мировидении, которое исходит из онтологического приоритета «существования» перед «сущностью».

Ранее философы признавали за индивидуальным человеком физическое, ментальное, психическое своеобразие в некотором диапазоне вариаций, но в рамках единого человеческого типа как набора качеств, очерчивающих его в принципе единообразную природу. Современные философы – экзистенциалисты вводят качество неповторимости в самоопределении человеческого бытия («для – себя – бытие») – оно в принципе нетипизуемо, а есть всегда каждый раз неповторимое образование, которое и передать в формализованно - обобщенном виде нельзя, отсюда и обозначения «это- бытие», «вот-бытие». Подобное объяснение дел возникает в силу нового качества человека в сравнении с предшествующими бытийными формами, которое изменяет отношение между частью (индивидуального) и целым («идеальным типом»). Дело в том, что сам «идеальный тип» человека есть неопределенность и неопределимость не в физическом, а в сущностном облике (значениях его духа, жизнедеятельности, целях и пр.) Мы можем определять человека в бесконечном числе дефиниций и все они будут верны (и бог и червь, и дух и плоть). Поэтому потенциальная пластичность (многозначность) человеческого бытия как типа определяет «закон» индивидуального бытия - «быть-значит отличаться».

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество может рассматриваться в 2-х аспектах: психологическом (механизм протекания акта) и философском (рассматривают вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи).

Античность – творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия.

Средние века – творчество связано с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир.

Возрождение – творчество как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании.

Новое время- рефлексия по поводу творческого процесса XYIII века - Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Воображение есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому гении творят как бы бессознательно (как природа), но этот бессознательный процесс протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой.

Шеллинг и венские романтики – творчество художника и философа – высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом.

Идеалистический философ конца XIX-XX вв. – творчество рассматривается как противоположное механически-технической деятельности.

Бергсон – творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни, в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.

Экзистенциализм – носитель творческого начала - личность, понятия как экзистенция, т.е. некоторое иррациональное начало свободы, выход за пределы природного и социального.

Прагматизм, инструментализм, неопозитивизм – творчество рассматривается с прагматической точки зрения, прежде всего как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией (Дьюи).

Неореализм, феноменология – основа творчества – интеллектуальное созерцание.

Марксизм – творчество – это деятельность человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Творчество – как созидательная деятельность, характеризующаяся неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно – исторической (а не только индивидуальной) уникальностью (человеческое сознание не только отражает объективный мир, но и творит его, считал Ленин)

Диалектический материализм - в природе нет творения, а есть процесс развития. Творение предполагает бытие и действие творца – субъекта творческой деятельности.

Понимание свободы и необходимости как условия существования человека в системе социальных связей

Проблема смысла свободы заключается в определении субъектом диапазона возможностей для самореализации. «Свобода» занимает особое место в ряду экзистенциальных категорий в силу её связи с квалификациями социально-политических состояний индивидов и групп.

«Свобода» - это не только метафизическое понятие, но весьма влиятельная социальная идея, органическая «составляющая» многих исторических типов ментальности, мощная мобилизующая идея социальных преобразований и столкновений. Это обстоятельство определяет два значения «свободы»: социальное и метафизическое.

Социальный аспект «свободы» означает её интерпретацию в смысловом пространстве отношений и взаимодействия множества участников: индивидов, групп, общественных институтов, идей и норм. Идея свободы развивается в социальной философии в рамках двух установок: индивидуалистской и коллективистской.

Индивидуалистский смысл свободы заключается в максиме: «позволено все, что не запрещено законом» (который призван выражать естественные права каждого: на жизнь, собственность т.д.) Это так называется «отрицательная свобода» - свобода от внешнего принуждения и свобода произвола.

Коллективистские теории исходят из альтернативных посылок в своих утверждениях – изначальным является «общество», которое через культуру, традиции, социальные институты конституирует сами индивидуальности и их свободы. Поэтому даже как индивидуальная свобода эта свобода должна иметь коллективный характер или, по меньшей мере, существенный коллективный аспект, выражающийся и проявляющий себя в способе, каким индивид участвует и вносит вклад в коллективную практику своего общества. Понятие «свобода» предполагает, таким образом, нормативный смысл, оно означает особый путь, каким действующие лица приходят к решению о том, что они хотят делать.

Метафизический аспект «свободы» означает интерпретацию этой категории в онтологическом, антропологическом и экзистенциальном контекстах. Первый контекст – свобода – это осознанная необходимость, действия человека в диапазоне тех возможностей и тех обусловливающих координат, которые могут предоставить ему природа или Бог.

Второй и третий контексты – свобода как свобода человеческого сознания конструировать значения рядов причинности внешнего мира. Например, Сартр считал, что если нам не дано изменить или отменить реальность, то мы способны, по крайне мере, изменить отношение своего сознания к ней. Свобода здесь есть путь самосознания сознания свободы.

Свобода и необходимость - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в её соотношении с необходимостью, сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимость» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим, свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о её нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не овладев свободой, действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за своё поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею.

Решение антиномии «свобода или необходимость» в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иначе философы – к эссенциальному (сущность – эссенция) или экзистенциальному (существование), т.е. от того, что для них было первичным, исходным. Для тех, кто придерживался первого направления, свобода была всего лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от неё; придерживавшиеся второго направления рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость трактовалась как абстрактное понятие.

Все помыслы и поступки людей, так или иначе причинно обусловлены. Но при этом нельзя не учитывать, что, во-первых, их деятельность направляется не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями, а во-вторых, человек в состоянии мысленно реагировать на одни и те же воздействия неоднозначно. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека отнюдь не идентичные следствия, ибо своеобразно преломляются во внутреннем мире разных людей.

В своей повседневной практической деятельности люди сталкиваются с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости в виде реально существующих естественных условий жизни, социальных и экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того, сами эти условия во многом определяют круг их интересов, их стремления. Однако люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии отдалить наступление нежелательных для них явлений, либо ускорить приближение желательных. Люди более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определённой цели и плана действий. Её тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении для достижения поставленных целей, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятными для них тенденциями общественного развития и противодействовать неблагоприятным. В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны. При этом свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к данному состоянию.



Регуляция социальных связей

Сущность социальной связи составляетмеханизм регуляции. Он образуется как из субъективных факторов (мировоззрения, ментальности, мотивов людей), так и из социального контроля общества (мнений, права, власти и т. д.). Исключать из социальной связи самих людей, как это иногда делают в социологических работах, нельзя.

Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Но его потребности, ценности, нормы - результат социализации. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по своей природе социальные животные, не означает ихврожденного миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивны, лживы. Скорее, это значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение соответствующим образом с ними обходится, равно как исклонность к общению с нацеленными на сотрудничество и следующими моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем это предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы».

Регулятором социальных связей выступает, прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память).

Большую роль в регуляции социальной связи играетвознаграждение. Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советском обществе вознаграждением было и общественное признание: почетные грамоты, награды и т. п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за него нужно платить действиями, на которые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.

Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить свои потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности, и наоборот. Социальная связь продолжается до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в видесети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, которые он несет на ее поддержание, дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различные критерии оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т. п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Он обеспечиваетравновесие социальных связей - признак урегулированности отношений между субъектами связи.

Условием устойчивости социальной связи являетсямеханизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, которые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (пьянство, болезнь, лень, корысть и т. п.). Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями - важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.

Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.

Важным регулятором социальной связи являютсяэкономические блага : деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.

Власть (политическая ценность и норма) иправо (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.

Достичь полной гармонии в действиях всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживаетсянесогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также механизмов моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как это случилось в постсоветской России. Ориентация на свободных людей после многовекового господства авторитаризма в России привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых вместе с новыми механизмами социальной регуляции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • важнейшим условием социальной связи является мотивационный механизм - механизм субъективной регуляции (исходя из потребностей, ценностей, норм, убеждений), определяющий социальную связь людей;
  • социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров;
  • для всех участников социальной связи необходимо применять единый критерий платы и вознаграждения;
  • равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение которых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.

Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т. и.) выделяют данное общество из других. В этом отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Американские ценности - федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, свобода собраний, СМИ и т. п. Многие из них до сих пор не стали ценностями в России.



В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. Вдемократических обществах определяющим механизмом регуляции являются демократическое государство и право - поэтому, в частности, там и возникла социология. Втоталитарных (советское, нацистское, фашистское) обществах ведущим регулятором социальных связей становится административно-командное насилие. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.

Каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах такая устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни населения, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно-командного насилия, согласующего действия людей. В демократических обществах ее обеспечивают за счет свободы предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, свободы мнений, административно-правового регулирования и т. п.