Теория символического интеракционизма в социологии. Символический интеракционизм - социология

Среди парадигм современной социологии ведущее место занимает символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в западной социологии и социальной психологии, сосредотачивается на осмыслении и анализе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом смысле.

Символический интеракционизм основывается на убеждении, что природа человека и упорядоченность общественной жизни является продуктом социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, постоянного взаимного приспособления. Социальное взаимодействие (интеракция) при этом рассматривают как такую, что происходит не непосредственно (по схеме стимул), а опосредуется определенными символическими средствами, которым каждый участник взаимодействия предоставляет соответствующего значения. Символическими посредниками взаимодействия в основном являются слова, но выполнять эту функцию могут любые предметы или действия (например, выражение лица, жест и т.п.). Простейшим примером может быть речевое общение: на ожидаемую реакцию можно надеяться лишь в том случае, если собеседники предоставляют своим словам одинаковое значение. Языки (устные, письменные их формы, графические и т.п.) являются чрезвычайно сложными системами символических средств человеческой коммуникации. Кроме языков, люди творили еще и множество других символических систем, без использования которых невозможно представить себе общественной жизни и организующих опыт людей, помогают координировать совместные действия, поддерживают сплоченность общества.

Они были бессмысленными, бескорыстными и бесчувственными. Интересно, что один из коллег Мида из Чикагского университета признал роль животных в социологическом анализе. В малоизвестной статье, озаглавленной «Культура собак», Бэйн критиковал антропоцентризм социологии и выступал за развитие «социологии животных». В своей статье Бэйн утверждал, что так же, как интеллектуальное и эмоциональное поведение животных, анатомическая и физиологическая структура и функция, а также групповая жизнь, имеют свои корреляты в поведении человека, поэтому разделительная линия между животной и человеческой культурой также смутная и произвольная.

Таким образом, сущность символического интеракционизма - в анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Причем большое внимание уделяют основном символическом средства взаимодействия - языке.

Социальный символ является необходимым элементом выполнения любой социальной роли, без которой говорить о взаимодействии абсурдно. По социальным символами стоит соотнесения лицом собственных действий с социальными нормами и образцами поведения. Зная социальные символы как знаки взаимодействия, можно изучать его особенности.

Подчеркнутый увещеванием Брайанта, к концу двадцатого века отношения между человеком и животными стали все более популярным основным направлением в социологии. Социологи публиковали публикации в журнале «Общество и животные» и «Антрозоосы», основные журналы, посвященные исследованиям человека и животных. Созданные социологические журналы, такие как «Брак и семья», «Качественная социология» и «Журнал социальных проблем», опубликовали специальные выпуски, посвященные этой теме. Кроме того, по мере того, как двадцать первый век близок к рассвету, 40 или более курсов в области животных и общества были предложены социологией и другими дисциплинами в области социальных наук в колледжах и университетах США.

Достаточно удачно интерпретировал символический интеракционизм американский социолог Нейл Смелсер. Он отмечает, что люди не реагируют бессознательно непосредственно на взаимодействии внешнего мира, как животные на любые стимулы. В свою очередь, люди придают определенное значение полученным стимулам и реагируют большой степени на эти значения или символы, а не на сами стимулы. В числе символов, на которые реагируют люди, могут быть: язык, отдельные слова, предметы, дистанция, на которой общаются люди, выражения их лица и поступки.

Поскольку внимание социологов все больше обращается на отношения людей с животными, появились явные очаги интереса. Особое значение имеют дискуссии о социальных движениях, связанных с животными, о взаимоотношениях с сопутствующими животными и о опыте работников в связанных с животными занятиях.

В рамках процесса продолжения законного социологического исследования взаимоотношений между человеком и животными ученые все больше сосредотачиваются на традиционных вопросах, имеющих центральное значение для социологов. Эти проблемы включают в себя единомыслие как внутреннюю деятельность и социальное достижение, животность и самобытность животных, а также воздействие животных на общественное взаимодействие. Тема, действующая во всей современной социологической литературе по взаимодействию между человеком и животными, является культурной центральностью амбивалентности как фактора, который в наибольшей степени формирует социальные отношения с людьми и лечение людей животными.

Прошлый опыт человека и взаимопонимание того, что означают определенные символы, как правило, по мнению ученого, облегчают общение людей. Сторонники теории символического интеракционизма наблюдают действия людей в обычных условиях, формы, которые люди придают своим действиям, и то, почему они это делают.

Современные концепции символического интеракционизма развивались в результате усвоения и переработки идей Дж. Мида. Его сторонники (Г. Блумер, И. Гофман, Т. Шибутани, А. Леви-Стросс и др.) Придерживались главного тезиса: социология имеет объект исследования процесс символического взаимодействия - интеракции индивидов в обществе, которая понимается преимущественно как "система коммуникаций межличностного общения ". По их мнению, социальный мир, как и личность, является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Таким образом, социальный мир наполнен субъективностью и представляет собой через смысловую призму - организованный мир культуры. Причем эта система значимых символов играет роль "скрепя" социального порядка.

Поскольку социологи продолжают следить за «зоологической связью» и признают, что мы живем в «смешанных видовых обществах», в которых нечеловеческие животные играют ключевую роль, социология расширит свои материальные и теоретические границы. Продолжая перемещать животных в «социологическую видимость», дисциплина не может не провалиться, а быть обогащенной.

Алжир, Джанет и Стивен Алджер. «Вне Мида: символическое взаимодействие между людьми и кошками». Общество и животные 5: 65. Арнольд Арлюк. Грубая сила: полиция животных и вызов жестокости. Арлюк, Арнольд и Клинтон Сандерс. Что касается животных. Филадельфия: Пресса университета Храма.

Данная "символическая взаимодействие" между людьми в повседневной жизни акцентирует внимание на коммуникативных формах - языке, информационных процессах, средствах связи и др. Из этого следует, что процесс взаимной интерпретации, которую предоставляют люди воспринятым символам и изделиям общих определений, необходимых для взаимного понимания, представляет собой элементарную "клеточку" социальной жизни.

Кейс, Кэрол. Гроувс, Джулиан. Сердца и умы: споры о лабораторных животных. Ирвин, Лесли. «Бульдог Джорджа»: «Канадский компаньон Меда» мог рассказать о себе. Социологическое происхождение 3: 46. Ирвин, Лесли. Если вы приручите меня: идентичность животных и внутренняя ценность их жизней.

Мид, Джордж Герберт. Чикаго: Чикагский университет. Оукли, Энн. Социология домохозяйства. Робинс, Дуглас, Клинтон Сандерс и Спенсер Кэхилл. «Собаки и их люди: взаимодействие с животными в общественной обстановке». Журнал современной этнографии 20: 3. Сандерс, Клинтон. Понимание собак: жизнь и работа с собачьими компаньонами.

Человеческое общество, согласно идеям Г. Блумера (США), выступает разносторонним социальным процессом, в котором люди заняты построением совместных действий с целью решения существующих ситуаций. В данном теоретическом направлении оказываются две школы символического интеракционизма - чикагская и Айовского. Сторонники первой, изучая взаимодействия, делают акцент на процессуальной его стороне, представители другой - на стабильных символических структурах.

Слабый, Рик. Рыбный бизнес: лосось, биология и социальное строительство природы. Вебер, Макс. Теория социально-экономической организации. Размышления 2 «Социология взаимодействия человека и животных и взаимоотношения». Существует несколько социологических взглядов, в том числе функционализм, конфликт, социальный обмен и социологическое воображение. Тот, о котором будут говорить в этой статье, называется символическим взаимодействием. Символическое взаимодействие не фокусируется на социальной структуре, как это делают другие социологические перспективы, символическое взаимодействие основано на небольших, в основном от человека к человеку идеях и перспективах относительно того, какие символы означают между людьми в культурах, какое взаимодействие и как взаимодействие между людьми может повлиять или отражают общество в целом.

Социальный процесс рассматривается социологами как выработка и изменения социальных значений, не имеющих строгой причинно обусловленности и в большей степени зависят от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

Символическое взаимодействие определяется как «Как люди действуют по отношению к вещам, основанным на значении, которое они имеют для них; и эти значения получены из социального взаимодействия и модифицируются путем интерпретации». В более простых выражениях люди принимают свои решения на основе того, насколько это решение повлияет на них, и будет ли общество судить их за принятие этого решения. Символическое взаимодействие фокусируется на том, как люди общаются друг с другом посредством повседневных взаимодействий и как люди воспринимают и определяют события.

В рамках социологии символического интеракционизма имели место несколько подходов. Первый из них - так называемый "драматический подход", разработанный И. Гофманом (опираясь на "психодраматические модель" социального мира Дж. Морено) - отождествляет элементы сценического действия и социального взаимодействия. Этот подход опирался в теорию взаимодействия как игру и находился под действием социально-психологических и структурно-функционалистичних теоретических ориентаций. В этой "версии" человек ведет игру вместе с другими индивидами, а характер и процесс их взаимодействия обусловлено благодаря таким отождествлением, как: "сценарий", "аудитория", "актер", "маска". Социальный мир как драма имеет свой сценарий, в процессе игры актеры выступают на сцене, где и происходят социальные действия. Задача "драматургической" социологии в отдельных случаях состояла в том, чтобы найти пути, способы приспособления индивидов к "сценарных" условий социальной системы.

Каждое взаимодействие влияет на отдельных лиц; каждый человек входит в каждое взаимодействие с их собственными перспективами. У каждого есть конкретные ожидания того, что должно произойти в каждом взаимодействии. Эта теория прежде всего концентрируется на использовании символов в обществе. Поскольку человеческие существа помещают символ почти во все, ученые должны использовать четыре основные тактики, чтобы понять эти символы: определения, значения, интерпретацию и взаимодействия. Эти символы могут включать жесты рук, язык жестов, использование языка и любой неодушевленный объект.

Другой подход чисто методологическим - рефлексивная социология, или "социология социологии», разработанная американским социологом Эльвина Гоулднера. Он предполагал неизбежность неточностей, ложности в социологических теориях по той причине, что общие представления о мире, которые подсознательно разделяют люди, и совокупность убеждений, присущих той или иной группе людей, в которую входит и сам теоретик или социолог, - не совпадают друг с другом. А значит, возникает вопрос: "способна социология преодолеть эту свою ограниченность, и теоретические и практические вооружение должен использовать социолог для коррекции неточностей и искажений, неизбежно возникают?». Таким образом, "социология социологии" представляет собой программу социологической деятельности, автоматически корректирует свою реализационную деятельность, критически оценивает и исправляет ошибки, возникающие при освоении и познании окружающего мира.

Три основных вкладчика в теорию символического взаимодействия - Чарльз Хортон Кули, Джейн Аддамс и Джордж Герберт Мид. Единственное представление Чарльза Хортона Кули о развитии чувства собственного я стало основой символического интеракционизма. Кули был заинтригован идеей я и как это чувство я развивается на протяжении всей жизни и какие факторы способствуют этому развитию. В своих работах Кули пытался осветить связь между обществом и человеком и почувствовал, что их можно понять только в отношениях друг с другом.

Он придумал концепцию «ослепительного самости», которая позже повлияла на теорию самоорганизации Джорджа Герберта Мида и символический интеракционизм. Аддамс, однако, считал, что восприятие другого может быть либо демонтировано, либо изменено с помощью новой полученной информации об этом человеке, эта идея известна как симпатическое знание. В перспективе «Символическое взаимодействие» рассматриваются более тонкие детали развития я, а не рассматриваются картина в целом. Это не изначально происходит при рождении, а возникает в процессе социальной опытной деятельности.

Контрольный вопрос:

1. Современные концепции символического интеракционизма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Основные концепции Мида в символическом взаимодействии включают «роль другого», «обобщенное другое» и я и я. Мид считал, что «язык позволяет людям брать на себя роль другого»и позволяет людям реагировать на свои собственные жесты в терминах символизированного отношения других. Его концепцию «обобщенного другого»можно объяснить как индивидуум, способный видеть себя и приобретать самосознание себя с точки зрения «обобщенная другая», что означает организованную социальную группу, которой принадлежит.

Мид также обнаружил, что я состоит из двух отдельных сторон: я и я, «меня» представляет собой ожидания и отношения «обобщенного другого». И наоборот: Я - это ответ на я или индивидуальность человека. Если бы этот человек должен был выйти из группы А и выровнять себя с точки зрения группы Б, он или она затем приобретет самосознание и осознание Я. Теория символического взаимодействия была успешной теоретические рамки на протяжении нескольких лет. Тем не менее, теория не без сомнений. Критики отмечают, что символическое взаимодействие обсуждает, как мы развиваем самооценку, но мало что можно сказать о том, как мы оцениваем себя, предполагая, что существуют важные концепции, которые игнорируют теория, такие как чувство собственного достоинства и эмоциональный аспект человеческого общения.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Жизнь- это повседневное взаимодействие. Они считают, что личность и общество( «другие»)- это продукт коммуникации, ролевого взаимодействия (интеракция) между людьми. Общество- это сумма межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «другие».

Теоретики символического взаимодействия рассматривают ситуацию как реальную, если акторы определяют ее как настоящую, несмотря на то, что она истинна, она игнорирует и физическую реальность. Например, если профессиональный спортсмен и его супруг согласились, что если муж находится в отличном физическом состоянии и что он отлично справляется со своими командами, которые на самом деле были бы реальностью для них. Тем не менее, это не признает тот факт, что тренер профессионального спортсмена воспринимал свое физическое состояние и навыки как бедные и сокращал его из команды.

Личность воспринимает себя как таковую не прямо и непосредственно, а косвенно через точки зрения других индивидов, как правило схожей социальной группы. Эта группа формирует из себя индивидов. Основы символического интеракционизма концентрировались в Чикагской школе социологии. Представители этого напрвления в социологии- Это Ч. Кули, В. Джеймс, Дж.Г.Мид, М. Кун,Г. Блумер, Дж. Хоманс А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс.

Социальные группы действуют по-разному между собой и в целом в социальной среде. Кто-то в определенной социальной группе может ощущать важность, власть и контроль. В подгруппах индивидуумы определяют себя и свое место в обществе. Они иногда надеются повлиять на других, чтобы участвовать в их обществе и их нормах. Теория символического взаимодействия описывает семью как единицу взаимодействующих личностей и фокусирует внимание на том, как люди взаимодействуют через символы. Одним из примеров этой теории являются члены банд.

Члены банды действуют как семья в своем собственном обществе, и есть определенные слова, жесты, правила и роли, которые они соблюдают в этом человеческом обществе. Некоторые из норм, которые есть в этом созданном обществе, могут быть поняты, когда человек выходит в обычное общество, потому что у нас разные нормы и роли. Когда кто-то вступает в наше общество, они могут чувствовать дискомфорт, не испытывают чувства собственного достоинства или даже могут обратиться к насилию, потому что они дисфункциональны, потому что они настолько долго погружены в свое общество и не могут легко адаптироваться к внешнему миру.

Теория зеркального «Я» - согласно ей человек общается с различными первичными и вторичными группами и его представления о себе отражают представления о том, что думают про него другие.

Функционалисты и конфликтологи уделяют основное внимание «макроструктурам» общества, а представителей символического интеракционизма, как правило, больше интересуют «микроаспекты» социальной жизни. Символические интеракционисты изучали социальное взаимодействие индивидов и задавались вопросом, как им удается согласовывать свои действия.

Если член банды подбрасывает жест, который является общим в субкультуре, другие участники будут связывать или понимать смысл этой невербальной очереди, в то время как не члены общества могут этого не делать. С точки зрения символического взаимодействия, важно понять их символы, чтобы понять поведение этой подгруппы. В этой конкретной подгруппе общество действует по-своему, имеет свои собственные правила и роли. У всех в этой культуре обычно есть один и тот же набор разума, поэтому он легко функционирует, но когда они выходят из своего общества, может быть трудно адаптироваться к другим обществам и понять их слова, правила и роли.

Символический интеракционизм в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символические интеракционисты предпочитают фокусировать внимание на том, как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры.

Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863--1931). Сам Мид считал свою социальную психологию бихевиористской на том основании, что она начинается с наблюдения реального протекания социальных процессов. Но когда дело касалось исследования внутренних фаз реального поведения или деятельности, его теория не была бихевиористской. Наоборот, утверждал американский ученый, она непосредственно связана с исследованием этих процессов «внутри» поведения как целого. Стремясь определить, как сознание рождается в поведении, эта теория идет, так сказать, от внешнего к внутреннему, а не от внутреннего к внешнему.

Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий) и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. В процессе ролевого исполнения происходит интериоризация связанных с ролью значений. Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.

Согласно концепции символического интеракционизма в изложении Герберта Бпумера (1900--1987), люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия. Социальная реальность далека от того, чтобы быть стабильной. Она подвижна и конвенциональна и является продуктом взаимосогласования значений между тесно взаимосвязанными совокупностями действующих лиц -- актеров. Эти лица вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений и переопределений ситуаций, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения.

Следуя терминологии М. Вебера, развивавшего ранее во многом сходные идеи, некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией».

Уязвимость многих положений символического интеракционизма бросается в глаза представителям других школ социальной психологии. Так, по их мнению, сторонники символического интеракционизма недопустимо пренебрегают исследованием биогенетических и психогенетических факторов, а иногда и вовсе отрицают их существование, крайне мало внимания уделяют и бессознательным процессам в человеческом поведении, в результате чего затрудняется изучение мотиваций, а познание реальных «движущих сил» человеческого поведения подменяется описанием заданного культурой «словаря мотивов» или других форм «рационализации» совершаемых поступков.

Представители символического интеракционизма подчеркивают, что люди -- социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом. Если у нас по существу отсутствуют заложенные природой механизмы социального поведения, то как может возникнуть общество? Представители символического интеракционизма находят ответ в способности людей общаться посредством символов.

Следуя традиции Дж.Г.Мида, представители символического интеракционизма утверждают, что мы совершаем действия, сообразуясь с значением, которое в них вкладываем. Значение не есть нечто, изначально присущее вещам, это свойство, которое проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни (Блумер). Другими словами, социальная реальность создается людьми, когда они действуют в этом мире и интерпретируют происходящие в нем события. Как отмечает социальный философ А. Шюц, таких вещей, как факты, строго говоря, просто нет. Мы выбираем факты из универсального контекста посредством деятельности своего мозга, и по этой причине все «факты» суть творение человека. Соответственно, представители символического интеракционизма считают, что мы воспринимаем мир как сконструированную реальность.

Все это приводит представителей символического интеракционизма к выводу, что если социологи хотят изучить жизнь общества, они должны сначала понять слова и поступки членов этого общества, приняв их точку зрения. Эта теория в значительной мере испытала влияние веберовской концепции понимания (Verstehen).

Дж. Хоманс - основатель теории обмена, создал ее в 50,60-е годы 20 века. Он полагал людей социальными, общающимися между собой. Хотел дать психологические объяснения социального поведения людей. Он понимал социальное поведение как обмен деятельностью, более или менее вознаграждаемой между по меньшей мере двумя лицами. В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» он изучает психологию поведения, примененную к конкретным ситуациям. Это социальное поведение, при котором действие каждого из двоих подкрепляет или подавляет действия другого, и при котором действие каждого соответственно влияет на другого. Но нового определения для социального поведения в отличие от индивидуального он не дает. Он считает, что законов последнего достаточно, надо лишь учитывать особенности феномена взаимного подкрепления, которые регулируются выработанными им постулатами - правилами.символический интеракционизм социальный взаимодействие

Первый постулат - успеха: чем чаще человеческие действия поощряются, тем вероятнее воспроизведутся. 1) увеличение частоты наград увеличивает действия; 2) чем короче время между действием и наградой, тем вероятнее повтор действия; 3) нерегулярные вознаграждения больше регулируют, чем регулярные, так как наступает пресыщение.

Второй постулат - стимула: если прежний стимул был связан с поступком, то похожий стимул вызовет схожий поступок.

Постулат ценности: чем более ценными кажутся человеку его действия, тем больше вероятность, что он их воспроизведет.

Постулат депривации: пресыщения. Чем регулярнее поощрения, тем они не эффективнее, так как происходит привыкание.

Постулат агрессии: при не получении привычного, ожидаемого поощрения - гнев, агрессия.

Дж. Хоманс критикуется за механицизм, психологизм, его теория считается применимой только для микро уровня и не актуальной для социальной системы в целом. Вместе с тем его постулаты полезны при осмыслении индивидуального поведения людей, поведения в малой группе и на производстве, в коллективе в процессе труда.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История возникновения символического интеракционизма, его развитие в концепциях Д.Г. Мида и Ч. Кули. Символический интеракционизм на современном этапе. Проблема символического взаимодействия. Идеи символического интеракционизма в работах Э. Гофмана.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    Основные положения теорий символического интеракционизма Дж.Г. Мида и функционального подхода Р.К. Мертона. Объяснение социального взаимодействия между верующими с данных позиций. Сравнение эвристичности теорий для объяснения феномена религиозности.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2014

    Символический интеракционизм. Создание основ теории "Я". Теория Чарльза Кули. Теория Дж. Мида. Другие теории символического интеракционизма. Интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому "Я" и его личностному самоопределению.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2003

    Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения. Микро- и макроуровень социального взаимодействия. Основные теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символического интеракционизма, управления впечатлениями и психоаналитическая.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Совершенствование социальной семейной политики. Изучение основных методологических особенностей структурно-функциональной теории Т. Парсонсона. Принципы традиционализма в семейно-брачных отношениях. Разработка теории символического интеракционизма.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Этнические конфликты как объект регулирования. Характерные особенности символического интеракционизма. Факторы этнических конфликтов и правила упреждающего регулирования. Естественная и насильственная ассимиляция. Способы разрешения этнических конфликтов.

    учебное пособие , добавлен 08.01.2010

    Интеграция социологического знания и раскрытие самих основ социального бытия. Функционализм. Структурный функционализм Парсонса. Теории межличностного взаимодействия. Бихевиоризм и теории социального обмена. Символический интеракционизм.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Структурно-функционалистская парадигма Альфреда Брауна и Парсонса, разработка теории социального действия. Представители феноменологической социологии: Щюц, Бергер и Лукман. Бихевиористические взгляды Скиннера и символический интеракционизм Кули и Мида.

    презентация , добавлен 06.05.2012

    Понятие "символический интеракционизм", его сущность. Основные теоретические положения данного направления. Ч. Кули и его концепция "зеркального Я". Анализ изменений социальной структуры российского общества с 1994 по 2009 г. на примере Псковской области.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2010

    Гендерная принадлежность как основа социальной жизни. Причины господства и подчинения в различных направлениях социально-философской мысли: теория социального конструирования, социализации и интеракционизма. Роль женщины и роль мужчины в цивилизации.