Социальная диференциация. Социальная дифференциация. Характер и социальные функции процессов социальной стратификации

Развитие идей стратификации

Рождение представлений о социальной стратификации связано с развитием идей о социальной структуре. Структурный подход к обществу разрабатывали многие социологи второй половины XIX — первой половины XX в., начиная с О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера и заканчивая Э. Дюркгеймом и Т. Парсонсом. В рамках представлений о социальной структуре и социальных функциях появилось понимание того, что все отношения в обществе — между системами и общностями разных типов или между социальными группами и конкретными людьми — размещены в системах разного ранга. Такие устойчивые типы институциональных связей, конкретного поведения людей придают обществу стабильность.

Рассмотрим отдельные социальные образования

Проблема формирования академической карьеры еще больше усугубляется тем фактом, что проекты с партнерами по исследованиям, которые являются практиками или затронутыми людьми, занимают гораздо больше времени, поскольку с ними необходимо провести широкие дискуссии. Это означает, что выпуск научных трудов длится намного дольше, и, как следствие, список публикаций исследователя короче. Более того, по указанным выше причинам несколько научных журналов принимают участие в совместных работах. Кроме того, более маргинальные группы изучаются чаще в совместных исследовательских проектах, и эти группы не являются объектом интереса к «нормальной науке».

В еще в период своей жизни в России и в первые годы пребывания за границей (1920-е гг.) систематизировал целый ряд понятий, которые позже приобрели ключевую роль в теории стратификации («социальная мобильность», «одномерная» и «многомерная стратификация» и др.). В развитие теории социальной стратификации также внесли вклад представители разных течений западной социальной мысли. Теория вобрала в себя идеи М. Вебера о классах в индустриальном обществе. В се рамках получила развитие структурно-аналитическая традиция, к чему оказался причастен некоторыми работами Т. Парсонс . Ряд авторов(Р. Дарендорф, Р. Коллинз) привнесли в нее идеи социального конфликта. Наконец, важной вехой в становлении теории социальной стратификации в 1940-х гг. явилась многолетняя дискуссия, которую стимулировали работы американских исследователей К. Дэвиса и У. Мурак

Критерии социальной дифференциации

Это влияет на частоту, с которой ссылается данная публикация. В целом можно отметить, что нынешняя научная структура крайне неблагоприятна для совместных исследовательских проектов. Говоря о том, что не может быть оспорено, что иногда очень сложно оценить качество и строгость совместных проектов. По этим причинам очень важно, чтобы в будущем исследования, основанные на участии, разрабатывали критерии, облегчающие оценку таких проектов.

В качественных исследованиях вопрос о соответствующих критериях качества был подробно обсужден, и были предложены различные концепции. К ним относятся, например, адаптация классических, количественно ориентированных критериев качества - объективность, надежность и обоснованность - к качественным исследованиям; и критерии качества, разработанные специально для качественных исследований. Это обсуждение здесь не будет продолжено.

Тот факт, что в разработке теории стратификации немалую роль сыграли американские ученые, нельзя считать случайностью. Именно в американском обществе проявились те качества социальной организации, которые особо отмечались на первоначальном этапе становления теории: смягчение классовых различий, большой удельный вес в стратификационных процессах ранжированного социального вознаграждения, личностных достоинств и т. п. Стратификационная методология, усовершенствованная американскими социологами, оказалась достаточно эффективной. Ее не раз использовали в изучении обществ с иными типами культуры и социальной структуры. Теория стратификации позволяет понять целый ряд аспектов в исторической динамике российского общества, о чем будет сказано ниже.

Этот ответ зависит от системы ценностей и норм, к которым относятся отдельные заинтересованные стороны; по их индивидуальным интересам; и на дискурсе, который имеет место в рассматриваемом контексте. Поэтому, когда заинтересованная сторона задает вопрос о том, соответствует ли конкретный проект его ценностям и интересам, и насколько они соответствуют конкретным проектам, исследователи должны представить убедительные аргументы, вытекающие из собственного дискурсивного контекста заинтересованного лица.

Тот факт, что различные группы рассматривают вопрос о критериях качества подчеркивается необходимость более контекстно-специфического анализа того, что понимается под «качеством» в смысле хорошего исследовательского проекта с широким участием. С точки зрения социального конструктивизма, который может быть использован здесь как метатеоретический подход, понятие «качество» в социальном конструктивистском смысле является социально определенной концепцией.

Социальная стратификация и социальная дифференциация

Под социальной стратификацией понимается наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В таком иерархически выстроенном распределении социокультурных благ выражается сущность социального расслоения; с их помощью в любой социальной системе возникает возможность стимулировать одни виды деятельности и взаимодействия, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

В ходе истории западного мира наука зарекомендовала себя как социальная подсистема, которая судит, является ли что-то «истинным» в смысле правильного знания. Поэтому отныне мы не будем ссылаться на «критерии качества», а скорее на оправдательные аргументы, используемые в рассматриваемых институциональных или контекстных дискурсах. Мы утверждаем, что в процессе социального развития в различных социальных сферах деятельности развивались разные системы коммуникации и действия с различными оправданными нормами.

Каждое социальное учреждение разработало свои собственные ценности и аргументационные структуры, и оно использует все имеющиеся в его распоряжении полномочия для обеспечения их соблюдения. В повседневной исследовательской практике эти разнообразные оправдательные требования приводят к значительным трудностям, поскольку их систематическая несходство не признается. Скорее, они испытывают как несовместимые требования, на которые едва ли можно адекватно реагировать в одно время. Это можно четко увидеть в ряде вкладов в настоящий специальный выпуск.

Социальное расслоение отличается от социальной дифференциации. Понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему; оно подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием (или репрессией) разных форм деятельности. Например, любителей рыбной ловли можно выделить в группу людей, которые определенным образом проводят свободное время. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, которое в лучшем случае позволяет рыболовам объединиться в любительское общество, но оно, как правило, остается нейтральным по отношению к ведущим процессам расслоения. В некоторых случаях оно может характеризовать использование свободного времени определенных слоев и групп, что связано с расслоением весьма косвенным образом. Иное дело принадлежность людей к рыболовству как виду хозяйственной деятельности общества. В этом случае речь идет о профессиональном занятии, которое свидетельствует о включенности работников в общественное разделение труда, о конкретном их положении в иерархии социальных статусов.

Несколько авторов жаловались на отсутствие академического признания - проблему, которую мы уже здесь рассмотрели. Следует иметь в виду, что проекты участия, представленные в научные комитеты, были разработаны на основе оправдательных аргументов и, прежде всего, ценностей, которые исходят из социальных условий, которые сильно отличаются от научного мира. Полученные оправдательные аргументы не соответствуют «классическим» критериям качества, которые можно рассматривать как контекстно-специфичный оправдательный аргумент в рамках научной системы.

Основания социальной стратификации

Выдвигая постулат неравных доходов, социальных возможностей и престижа, лежащих в основе социального расслоения, сторонники теории стратификации опираются на непосредственные наблюдения, на анализ исторического материала: где бы ни возникала социальная среда, она всегда оказывалась определенным образом организованной, т. е. одни люди и группы выступают лидерами, другие — исполнителями; в ней есть более, а есть менее уважаемые члены сообщества; в зависимости от статуса распределяются привилегии и награды, права и обязанности. Без такой иерархизированной шкалы отношений невозможны эффективное взаимодействие и результативная деятельность.

Поэтому совместимость структур оправдательного аргумента в различных дискурсивных контекстах можно ожидать в долгосрочной перспективе только в том случае, если усилия по расширению академического кода будут успешными. Не может быть обоснованных аргументов в пользу этого конкретного политического контекста, без принципиального отказа от участия в исследовательском подходе. Это крайний пример, но даже в истории Федеративной Республики Германии и других западных стран были политические созвездия, в которых оправдательные аргументы в пользу участия в исследованиях сталкивались с проблемами принятия решений из-за их несовместимости с политическими политическими программами.

Указанная всеобщность позволяет рассмотреть факторы и основания процессов социальной стратификации. Естественная основа этих процессов - социальные связи людей , т. е. в данном случае речь идет о спонтанно самоорганизующейся, системно- функциональной целесообразности, в соответствии с которой в любом обществе выстраивается иерархия статусов, ролей, норм. Стратифицированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать социум в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять его целостность и границы. Данное основание позволяет выделить в процессах расслоения экономические, государственные, политические и другие структурные единицы (классы, профессиональные группы, социальные институты и проч.), анализировать их характеристики (социальные статусы, нормы деятельности, роли), а также их взаимосвязи, которые различаются между собой по уровню устойчивости, структурной сложности.

Другая социальная сфера, обсуждаемая в настоящем специальном выпуске, - это обычная медицина. Здесь также подчеркиваются последствия несовместимых оправдательных аргументов. Например, исследования людей, которые испытали психиатрическое лечение, явно направлены на разработку альтернативы доминирующей биомедицинской модели психических «болезней». Поскольку альтернативная модель основана на личном опыте, оправдательные аргументы несовместимы с биомедицинской моделью.

Экономическая система определяется распределением или нераспределением ресурсов в виде денег. Многочисленные вклады в этот специальный выпуск затрагивают проблемы получения финансирования; они обращают внимание на тормозящее влияние, которое различные условия финансирования оказывают на участие в исследованиях. Это исследование нацелено на развитие товарной фармацевтической продукции. Автор отмечает, что массовое финансирование исследований фармацевтической промышленностью привело к доминированию биомедицинской модели психического заболевания.

Существует ценностно-символическая основа стратификации. Она связана с осмыслением социальных норм, с наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием и инструментально-смысловым значением. Любая комбинация статусов, ролей и норм обретает в обществе или группе прочность только в том случае, если она признана и позитивно обозначена в представлениях подавляющего большинства членов. Рационально-психологическая легитимизация разных ценностных шкал позволяет людям легко ориентироваться в системе статусов и ролей, согласовывать их со своими потребностями, выстраивая поведение с расчетом на определенный результат. Этот уровень анализа нацелен на изучение ценностей, предпочтений, символов разных социальных слоев.

К большим социальным группам можно отнести

Напротив, разработка альтернативных моделей с точки зрения затронутых лиц затрудняется из-за недостаточного финансирования из-за того, что обоснованные аргументы не соответствуют центральной цели модели экономического рынка, поддерживаемой фармацевтической промышленностью, т.е. максимизация прибыли.

Представленные здесь соображения соответствуют текущим дебатам о качественных исследованиях. Однако контексты, которые он имеет в виду, отличаются от тех, которые здесь используются. На наш взгляд, было бы целесообразно более тщательно проанализировать требования обоснования различных социальных институтов в соответствии с описанным выше способом для систематической концептуализации этих требований и более конкретной оценки степени, в которой индивидуальные качественные и проекты с участием общественности должны быть оправданы в контексте конкретных социальных институтов.

Следующее основание стратификации связано с понятием меры , т. е. границ, в которых происходит упорядочение социальных связей и ценностных представлений. Речь идет о системе мотиваций, поощряющих одни действия, отношения, и о запретах, предупреждающих другие. Таким образом, мотивационно-репрессируюицие основания как бы задают пределы, в которых развиваются целесообразные (для данного общества в данных условиях) формы организации и отсекаются разрушительные. Легче подвергать анализу природу и значение мотиваций и наказаний в период резкой смены стратификационных моделей (войн, революций, реформ и т. п.), когда прежняя мо- тивационная система быстро разрушается, а новая еще не закреплена. На этом фоне ослабляется институционально-репрессивный контроль, но обнажаются и усиливаются первичные типы связей и норм (кровнородственные, этнические, территориально-соседские); в этих условиях также оживают криминальные мотивы, неправовые стимулы достижения выгодного положения. Подобная ситуация позволяет вычленить разные типы мотиваций, которые в эволюционные периоды социального развития не выступают столь отчетливо.

Для участия в этических вопросах особое внимание уделяется участвующим исследователям. С одной стороны, предложение участия и участия в принятии решений может быть использовано для привлечения людей, которые обычно не имеют таких возможностей для работы в исследовательских проектах. Это рассматривается как способ получить более легкий доступ к группам, которые имеют критический взгляд на исследования. Например, существует опасность злоупотребления методами участия, например, в исследованиях в области оценки.

С другой стороны, доверие и близость, которые оно порождает, облегчают доступ к более глубоким и, возможно, запретным слоям - как в сознании участников, так и в жизни. Здесь опасность трансгрессии и, следовательно, серьезного ущерба всегда острая. Это особенно те, у кого многолетний опыт исследований, и которые воспринимают его как направленный частично на их интересы, которые будут настаивать на соблюдении этических норм.

Многие антропологи на примере досовременных и сохранившихся архаических сообществ проследили положительную связь между, во-первых, территорией и природной средой, во- вторых, удовлетворением изначальных (первичных) потребностей человека и, в-третьих, формами взаимодействия, ценностно-стимулирующими системами. В ряде работ прослеживается также изменение социальной структуры в обществах, находящихся в состоянии перехода от традиционного к модернизированному этапу развития. Исследователи выявили, например, что ранговая и ролевая дифференциации впрямую могут быть связаны с размером популяции. Следовательно, можно говорить о влиянии, которое оказывает демографический фактор на стратификацию. Большое воздействие на стратификационные процессы приобретают и такие антропологические качества людей, как пол, физические, психологические способности, а также признаки, осваиваемые с первых дней жизни, — семей- но-родственные связи, этнонациональные стереотипы и др.

Различные ценностные предпочтения в отношении этих решений также приводят к конфликтам и конфронтации между партнерами по исследованиям и исследуемым сообществом. Исследовательский проект и публикация результатов могут иметь значительные отрицательные последствия для участников исследования. Они описывают, как британская таблоидная пресса использовала правительственные отчеты о результатах исследований о подростковой беременности для публикации сенсационных отчетов. Ни исследователи, ни исследователи не могут осуществлять достаточный контроль над тем, как сообщается о результатах.

Характер и социальные функции процессов социальной стратификации

Из всего сказанного выше вытекает, что процессы слособразования в длительной перспективе выполняют функции по организации и перераспределению антропологической, социальной энергии, а также культурных ресурсов общества. Подобные процессы позволяют сопрягать достаточно разноплановые взаимозависимости общества и внешней среды; ответ общества на изменение внешних условий; действие внутренних факторов; ограничения, налагаемые на общество собственным предыдущим опытом (традициями, укорененными нормами, базисными духовными ценностями). Таким образом, процессы слоеобразования выполняют в социальном движении важную регулятивно-организующую роль, помогая обществу на каждом новом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям. Тем самым через механизмы стратификации общество развивает новые формы социального взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на требования времени и вместе с тем сохранять свою социальную и культурную идентичность.

Поэтому всегда необходимо размышлять с затронутыми лицами о том, что может произойти, когда до сих пор невидимые, запретные проблемы становятся общедоступными. Однако конкретных последствий вряд ли можно предвидеть. Это порождает дилемму выбора того, следует ли отложить публикацию проблем, которые в срочном порядке требуют публичного обсуждения или публиковать их именно по этой причине.

Причины объединения людей в группы

Сотрудничество с ней было наиболее приятным. Она помогла превратить нашу типичную немецкую письменность в понятный английский. Работа с ней была реальной практикой. Насколько нам известно, до сих пор не проводились исследования об изменениях в расположении в ходе совместных исследовательских проектов.

Говоря о фундаментальном характере процессов социальной стратификации, следует учитывать разнообразные исторические, культурно-цивилизационные и государственные формы их проявления. Так, если иметь в виду Новое время, то процессы стратификации в странах западно-европейской культуры отличались от процессов в странах Востока по таким параметрам, как поляризация и динамика стратификационных процессов, значение классообразующей компоненты, содержание и членение ценностно-статусных шкал и др. В странах Запада стратификационные различия — классовые противостояния, национальные столкновения, религиозные войны — принимали нередко остро конфронтационный характер.

Социальная дифференциация языка

Лестница участия граждан. Факторы, связанные с самооценкой участия подростков и взрослых с легкой умственной неполноценностью - систематический обзор литературы. Визуализация миграции и социального разделения: понимание социальных наук и изобразительного искусства. 11.

Наружный рефлекс и рефлексив. Исследовательское воображение среди дилемм привлечения молодых людей к важной работе с участием. Рахман, Действие и знания: Преодоление монополии с исследованиями в области участия. Этика исследований выживших. Руководящие принципы этического поведения исследований, проводимых пользователями службы охраны психического здоровья и лицами, пережившими насилие.

Вместе с тем и традиционные общества, и тем более общества современного типа выработали немало защитных мер, которые нацеливаются на смягчение статусно-ролевых конфликтов и разного рода напряжений. Распространенные государственные меры в этом направлении сводятся к правовому регулированию отношений между представителями разных слоев, классов и сословий, к перераспределению средств от наиболее обеспеченных слоев в пользу бедных, к социальной защите и правовым гарантиям уязвимых слоев (детей, престарелых, инвалидов), к развитию института социального попечительства, индивидуальных пожертвований и личного милосердия по отношению к бедным и немощным людям. Указанные тенденции дестратификации , которые стимулируются как государственными, муниципальными структурами, так и общественными организациями, все же не в состоянии устранить целостные стратификационные механизмы социальной организации. Следует лишь учитывать, что механизмы стратификации проявляются в разных странах в различных формах и с неодинаковой степенью остроты и интенсивности.

Усиление социальной дифференциации

Введение в качественные исследования. Руководство для участия в исследованиях в области укрепления здоровья. Оценка четвертого поколения. Информативные источники информации. Кооперативное исследование: исследование состояния человека. Качество в исследовании как «отношение к запросу».

Основные критерии стратификации

Самосознающий исследователь - постмодернистские перспективы совместных исследований с молодежью. Расследование и практика участия. Опрос и практика участия. Предположим, вы пытаетесь собрать социальную маркетинговую кампанию, чтобы уменьшить насилие среди молодежи в вашем сообществе.


По дисциплине: « Социология »

На тему: «Основные принципы анализа стратификационной структуры общества» Над рефератом работал: Бирюков Алексей Вячеславович

Москва 1999 г.

Содержание. 1. Введение ― 1 2. Критерии социальной дифференциации ― 2 3. Из каких групп состоит общество ― 4 4. Каковы социальные дистанции,отделяющие одни социальные группы от других ― 7 5. Какова социальная мобильность в данном обществе ― 11 6. Литература ― 12 Введение. Современная общественная жизнь зачастую преподносит нам редчайшие образчики мифов и иллюзий, созданных политической пропагандой и людским воображением. С высоких трибун мы слышим о стабилизации социально-политической обстановки, о качественном сдвиге в экономике, о всенародной поддержке реформ. Складывается ощущение, что государственный аппарат или не владеет информацией, или не способен ее анализировать. Однако, любой управленец должен знать, что никакие реформы невозможны без социальной базы, без заинтересованности какой-либо группы населения в ее проведении. Задача государственной службы ― выявить в сложной социальной структуре эту опорную силу и активно сотрудничать с ней во имя достижения всеобщего блага. Социальная структураважнейшее направление исследования социологической науки. “Еще в 60-е годы молодой советской социологией было признано и подробно обосновано существование социальных слоев внутрипоколенной и межпоколенной мобильности. Были предприняты и первые робкие попытки поставить вообще под сомнение сталинскую формулу "2+1", то есть “два класса + интеллигенция”, как не отражающую сущности социальных процессов в обществе”. Что сегодня мешает нам преодолеть сложившиеся стереотипы? Приняв, что социальная структура ― это совокупность социальных групп, различающихся их положением в обществе, мы должны ответить на вопрос: каким образом отличаются эти группы друг от друга. Существуют жесткие правила изучения социальной структуры: 1) изучать надо все без исключения слои данного общества; 2) соизмерять их надо с помощью одних и тех же критериев; 3) таких критериев должно быть столько, чтобы они описывали каждый слой глубоко и достаточно полно. Инструментом, позволяющим соблюсти все эти правила, является теория социальной стратификации. Стратификация ― это процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются неравными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью. Стратификация характеризует способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои. Социальная стратификация, следовательно, означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов, семей или целых страт, но именно неравное их положение. Страта - это социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Понятие стратификации (stratum - слой, facio - делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т. д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Также и страта - она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Не существует страты, включающей высокообразованных людей, наделенных властью, и безвластных бедняков, занятых непрестижной работой. Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние - со средними. Критерии социальной дифференциации. Любое общество всегда дифференциально (состоит из множества групп, общностей) и иерархизировано (в нем всегда одни слои обладают большей властью). Кроме социальной дифференциации существует и естественная дифференциация (психологические и физические особенности). Нас интересует в чем причина социальной дифференциации. Рассмотрим несколько подходов. Функционализм ― рассматривает социальную дифференциацию исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными группами. Развитие общества возможно только при разделении труда, причем некоторый труд важнее. На основе иерархии социальных функций складывается иерархия классовых слоев. На вершине – осуществляющие руководство, так они координируют остальные функции. Критерий – принцип функциональной полезности. Парсонс ― связывал социальную стратификацию с господствующей системой ценностей. Это статусное объяснение социального неравенства положения человека в обществе объясняется его статусом, который складывается из его способности выполнять определенную роль и из возможностей, позволяющих достичь положения в обществе. Марксистский взгляд ― неравное отношение к собственности. Многие ученые рассматривали социальную дифференциацию как процесс возникновения в обществе новых видов деятельности и имеющий вследствие изменения в социальном положении ряда социальных групп. Этот процесс прогрессивный, а возникает ли социальное неравенство зависит не от дифференциальной деятельности, а от характера социальных отношений, отношений собственности и власти. Социальная дифференциация ― различия между индивидами и группами, выделяемые по ряду признаков Основные признаки:

Признак

Показатель

Выделяемые группы

Экономический

Наличие/отсутствие

частной собственности, вид и величина дохода,

материальное благосостояние.

Собственники и не имеющие частной собственности; Высокооплачиваемые и низкооплачиваемые слои; богатые, средне обеспеченные, бедные.
Разделение труда

Сфера приложения

труда, вид и характер

труда, уровень квалификации.

Работники различных сфер общественного производства, высококвалифицированные и низкоквалифицированные

Объем властных

полномочий

Возможность

оказывать влияние на окружающих через должностное

положение.

Рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней
Дополнительные признаки: 1. Половозрастные характеристики, сказывающиеся на социальном положении. 2. Этно-национальные характеристики. 3. Религиозная принадлежность. 4. Культурно-мировоззренческие позиции. 5. Родственные связи. Признаки, определяющие потребление благ и образ жизни: 1. Район проживания (размеры и тип жилища) 2. Места отдыха, качество медицинского обслуживания... 3. Потребление культурных благ (объем и характер полученного бразования, объем и характер получаемой информации и потребляемой культурной продукции). Из каких групп состоит общество. Малая социальная группа ― объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Состав группы. Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...) Структура группы. Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения). Групповые процессы. Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. Формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д. Виды и функции малых групп. По роду деятельности: (промышленные, учебные, любительские). По способу возникновения: формальные ― возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел) неформальные или контактные ― возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел) По степени развития межличностных отношений: От дифференциальных групп до коллектива. По значимости индивида: группы членства (все люди в группе) референтные группы (значимый для индивида круг общения) Функции групп. Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих. Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида. К большим социальным группам можно отнести: · этнические общности (расы, нации, народности, племена), · социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), · социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам), · социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны). Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. И все, других нет. Почему? А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. - социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу. Представим себе социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин - человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала. Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер - начальник, рабочий - подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом: доход, власть, образование, престиж. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя - 9 лет, полная средняя - 11, колледж - 4 года, университет - 5 лет, аспирантура - 3 года, докторантура - 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми. Власть измеряется не количеством, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения президента России распространяются на 150 млн. человек (выполняются ли они - другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира - на 7 - 10 человек. Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доход, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он - субъективный показатель. Престиж ― уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в наше время пользуются одни и те же виды занятий. Юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получают неизменно высокие оценки. Каковы социальные дистанции, отделяющие одни социальные группы от других. принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями: субъективный показатель - ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней; объективные показатели - доход, власть, образование, престиж. Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж - необходимые условия для того, чтобы вас могли отнести к высшей страте общества. В цивилизованной стране крупный мафиозо не может принадлежать к высшей страте. Хотя у него очень высокие доходы, возможно, высокое образование и сильная власть, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан. Оно осуждается. Субъективно он может считать себя членом высшего класса и даже подходить по объективным показателям. Однако ему не хватает главного - признания «значимых других». Под «значимыми другими» выступают две большие социальные группы: члены высшего класса и все население. Высшая страта никогда не признает его «своим» потому, что он компрометирует всю группу в целом. Население никогда не признает мафиозную деятельность социально одобряемым занятием, так как она противоречит нравам, традициям и идеалам данного общества. Исторические типы стратификации В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены. рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы. При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»). Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси Х - XII веков - к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах. кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры. кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой. Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век. сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом а передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV - XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В Х - XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев", рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась в современной Англии. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средству производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" . (Определение дано К. Марксом). Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также в отечественной. В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т. д. Согласно узкой трактовке, классов ни было не при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу. Хотя собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. Эпоха индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX веке доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США насчитывают более 50 млн. акционеров. И хотя собственность распылена между огромным числом владельцев, только те, кто держит контрольный пакет акций, способны принимать ключевые решения. Часто ими оказываются высшие менеджеры - президенты и директора компаний, председатели советов правления. Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, оттесняя традиционный класс собственников. Понятие «менеджерская революция», появившееся благодаря Дж. Бернхайму в середине XX века, отражает новую реальность - «расщепление атома», собственности, исчезновение классов в старом понимании, выход на историческую арену несобственников (ведь менеджеры - лица наемного труда) в качестве ведущего класса или страты современного общества. Однако было время, когда понятие «класс» не считалось анахронизмом. Напротив, оно только появилось и отражало собой наступление новой исторической эпохи. Случилось это в конце XVIII века, когда во весь голос заявила о себе новая историческая сила - буржуазия, решительно оттеснявшая на второй план дворянское сословие. Выход на историческую сцену буржуазии произвел раньше такое же революционное влияние на общество, какое сегодня оказывает выход класса менеджеров. Таким образом, мы переходим к теме возникновения классов. События последних лет разрушили наши былые представления о социальной структуре общества. Сильная имущественная дифференциация разложила "классовое единство" рабочих, крестьян и интеллигенции. Откуда ни возьмись, появились "новые русские". Усилились темпы пауперизма, обнищания масс. Описать подобную ситуацию в категориях марксистско-ленинской социологии, думается, в принципе невозможно. Слишком усложнился мир и ускорились общественные процессы, чтобы по- прежнему можно было объяснять ход истории противостоянием антагонистических классов. С таким же успехом под классом можно подразумевать большую группу людей, в равной степени довольных (или недовольных) своим положением, ничто от этого не приобретя для понимания проблемы. Наконец, нами найден принцип, дающий относительно удовлетворительное объяснение структуры российского общества, причем отвечающий исторической традиции России - ее тысячелетней государственности и народности. Это принцип власти, вернее, причастности социальной группы к принятию общественно значимых решений, установлению социального порядка и распределению ресурсов. Какова социальная мобильность в данном обществе. Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г. Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение. Восхождение ― индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы. Нисхождение ― всё наоборот. Факторы социальной мобильности ― условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне. Факторы социальной мобильности на микроуровне ― это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс. Факторы социальной мобильности на макроуровне ― это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д. При всех негативных и кризисных явлениях состояния российских регионов мы не считаем тенденцию к их нарастанию непреодолимой. В политическом отношении, видимо, должно произойти некое обновление ситуации после грядущих общероссийских выборов. Тупиковость нынешнего вектора развития очевидна и для части российской и региональных элит: перед ними стоит реальная угроза потери управляемости (в том числе во многих регионах) в силу истощения используемых в последние годы экономических и политических ресурсов. Опасность если не массового социального взрыва, то ситуации паралича власти (по типу бессилия государства во время длительных блокад железнодорожных магистралей или беспомощности во время экономического обвала августа ― сентября 1998 года) по-прежнему актуальна. Непринятие властью мер по изменению ситуации может оказаться для нее самоубийственным. Внушает также надежду массовое моральное неприятие в обществе нынешних экономических и политических порядков, что проявляется, среди прочего, в массовом отказе от выборов и протестном голосовании. Следует искать возможности для того, чтобы было дано иное. Литература: 1. Шпаратан О.И. Социальная структура: иллюзия и реальность//Социология перестройки. М., 1990. С.57. 2. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации//Постижение. М., 1989. С.22, 24-25. 3. Ленин В.И. Великий почин. ПСС. Т.2. С.15. 4. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft.. Цит. по Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992. С.135-138. 5. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл.3. 6. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С.191. 7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.183-187. 8. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIХ-ХХ вв. М., 1995. С.17.