Какую роль между людьми играет этикет. Учитывая высокое мнение. Этикет как общественное явление зародился

Этикет как социальное явление

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Сущность этикета:

Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Не смотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.

Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».

История мирового этикета. Значительная часть правил этикета пришла из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила забывались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь наиболее рациональные из них, проверенные временем.

Англию и Францию обычно называют «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV веке господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.

Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. Французы в то время не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и сейчас. Р.Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались. Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д.

Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе. Основной и единственной задачей этикета является регулирование взаимоотношений между людьми в процессе деятельности и общения.

В задачи профессионального этикета входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома.

Правовой и нравственный аспект этикета. Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.

Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.

Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. В основе этикета лежит уважение к людям. Человек, если и не любит ближнего, обязательно должен уважать, это залог выживания всех, чтобы не было трагедии и гибели от тесноты и голода. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет, а правда не всегда бывает приятной.

И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет

шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой. Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению - вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Считается, что хотя этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, зачастую оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения в соответствии с приоритетами, принятыми в данном социуме. Однако нам представляется очевидным, что этикетный ритуал связан с нравственными нормами и воспитывает как совершающих его, так и наблюдающих, даже если они не являются носителями данного менталитета. То есть этикет не только имеет нравственную основу, но есть и обратная связь – соблюдение этикетных норм способствует воспитанию нравственности.

Современный этикет. В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основ правил поведения говорит не только о высоком интеллектуальном уровне человека, но и о его уважении к партнеру и хорошем воспитании. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев - вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности.

Этикет в современном его понимании немыслим вне этики. В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др.

Основные правила современного этикета складывались на протяжении достаточно длительного времени в процессе развития взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения

Принципы современного этикета:

    Гуманное отношение к окружающим

    Принципы целесообразности действий

    Принципы красоты и эстетической привлекательности

    Соблюдение народных обычаев и традиций

Требования этикета не являются абсолютными, их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. Современный этикет стал более демократичным и менее церемониальным.

Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.

А. де Сент-Экзюпери

В системе важных законов управления, регламентирующих процедуру общения людей друг с другом, прочное место занимает этикет, т.е. правила поведения в обществе. Средства массовой ин­формации и специальная литература все чаще обращаются к про­блеме этикета. Этот повышенный интерес к вопросам этикета объяс­няется не только ностальгией по "доброму старому времени", не только участившимися поездками руководителей государства за рубеж, но и более прагматичными причинами. Часто, слишком часто, умные, энергичные русские предприниматели терпели фиаско при общении с иностранными партнерами из-за своих дурных манер и неумения держаться в обществе. Попытки оправдать свою невоспитанность особыми, якобы чисто русскими принципами гостеприимства и "современными" манерами не выдерживают ника­кой критики.

Известно, что основы европейского этикета были заложены при блестящем дворе короля Франции Людовика XIV, когда были продуманы до мельчайших подробностей правила поведения при­дворных, сановников и гостей на государственных церемониях, праздниках и балах. Приглашенные на такие торжества получали специальные билеты (этикетки) с указанием времени и места орга­низации приема, а также рекомендации по регламенту и особен­ностям костюма. Хотя, несомненно, во все времена и у всех наро­дов были свои установленные правила и нормы поведения для раз­личных социальных кругов, но современные основы этикета были регламентированы французскими придворными "этикетками".

Отношение общества к этикету, особенно тех социальных сло­ев, которые не следовали его правилам, часто бывало скептичес­ким, еще чаще - ироническим, а иногда и откровенно враждеб­ным, критическим. С начала XIX века и до 1917 г. либеральная разночинная интеллигенция России настойчиво противопоставляла образование как истинную, действительную ценность воспита­нию как ценности, по их мнению, мнимой, иллюзорной и уж не­сомненно второстепенной. Старый спор из теории утилитаризма - форма и содержание! В советских энциклопедических словарях этикет отвергался категорически, как "форма поведения, обхож­дения в высших слоях дворянско-буржуазного общества".

Однако жизнь убедительно доказала, что правила поведения в обществе существуют и эти правила необходимо выполнять, чтобы не быть изгоем. Многим уже стало ясно, что если одеваться не­опрятно, есть руками, сморкаться пальцами, употреблять нецен­зурные слова, то двери многих домов и учреждений закроются перед ними, деловые и дружеские контакты станут невозможны­ми. Какой стиль поведения взять за основу, ведь каждый слой об­щества имеет свои обычаи, свои негласные правила поведения, - задача не такая уж простая, и каждый решает ее согласно виден­ным эталонам, обычаям своего привычного социума в соответствии с уровнем своей культуры, интеллектуальным багажом и воспита­нием.

К примеру, насмешники уверяют, что в среде художников необходимо быть неопрятным, носить нестиранные темные, же­лательно клетчатые рубахи, обязательный свитер и мешковатые брюки, туманно рассуждать об экспрессии, пропавшем свете, о своем непризнанном "видении", быть непременно волосато-боро­датым и с отвращением пить водку. Актеры и особенно режиссеры должны обладать потрепанной кожаной курткой и кепкой, быть предельно раскованными, мастерски рассказывать анекдоты и охот­но принимать приглашения поклонников "посидеть" в ресторане: Многие "новые русские" легко распознаются по красным пиджа­кам, одуряющему аромату одеколона и бегающим глазам. Своим правилам поведения и весьма своеобразному "кодексу чести" под­чиняются путаны, "крутые парни", депутаты и политические ли­деры.

Но если отбросить иронию и задуматься об этикете предпри­нимателя, служащего госаппарата или руководителя любого уров­ня, то его поведение в обществе достаточно строго регламенти­ровано, хочет он этого или нет, и это не только умение зевать с закрытым ртом. Несомненно, что требования этикета в настоящее время стали более "демократичными", хотя и сейчас воспитанный и вежливый человек должен уверенно ориентироваться в сложных иерархических взаимоотношениях и следовать стереотипам, отработанным моделям поведения.

Весьма популярна за последние годы ориентация на амери­канских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импони­рует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчеркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, уме­ние быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон бе­седы. Однако простота и демократичность манеры поведения аме­риканского делового человека также достаточно жестко форма­лизована и подчиняется непростому этикету. Да, американец счи­тает возможным иногда развалиться в кресле, задрав ноги на стол, разговаривать с женщиной, держа руку в кармане, похлопать при­ятеля по плечу, но наряду с этой внешней демократичностью, даже простоватостью поведения пресловутый "американский об­раз жизни", воспитание, полученное в семье и колледже, опыт общения с деловыми партнерами требуют весьма строгого соблю­дения делового этикета. Точность, аккуратность, умение держать данное слово, опрятность в одежде, четкая регламентация поведе­ния в стандартных ситуациях определяют стиль служебного и дру­жеского общения деловых людей Америки.

Несомненна, что много привлекательного есть в деловом эти­кете и других стран: корректность и безупречные манеры англий­ских джентльменов, приветливость и невозмутимость японцев, подчеркнутая галантность французов, надежность и пунктуаль­ность немцев, но хотелось бы подробнее остановиться на этикете русского дворянства - сословия, которое еще недавно составля­ло гордость России и так безжалостно ошельмованного и забытого в последнее время. Русский аристократ (в истинном, неискажен­ном смысле этого слова) был носителем традиций и духовных цен­ностей дворянской культуры, его манера поведения, особый тип личности отражал неподдельное единство высоких этических и этикетных норм. Несомненно, что этикет русского дворянства формировался с середины XVIII века под значительным воздействием европейского и особенно французского этикета, но его дальней­шее развитие было настолько своеобразным и плодотворным, что русский дворянин - офицер, помещик, дипломат, писатель - благодаря воспитанию, манерам, высокой нравственности пользо­вался искренним уважением в любой стране. В этом выводе нет ура-патриотизма, автору посчастливилось жить среди этого уга­сающего сословия и встречаться с истинными русскими аристократами за рубежом.

Для русского дворянина этикет никогда не был самоцелью, соблюдение правил этикета было естественным и не обремени­тельным следствием воспитания. С самого раннего детства ребенок должен был усвоить на всю жизнь, что он - дворянин, а это налагает на него особую ответственность за каждый свой поступок. La noblesse oblige, т.е. дворянство, благородное происхождение, положение обязывает - один из центральных постулатов дворян­ства. "Кому много дано, с того много и спросится" - часто повторял своим детям великий князь Константин Романов (известный поэт, писавший под псевдонимом К. Р.).

Самым ранимым в сложном организме дворянства любой стра­ны и самым большим достоянием дворянина, оберегаемым с особой тщательностью, являлась дворянская честь. Привитое с младен­ческих лет понятие чести дороже любых мыслимых ценностей: выгоды, успеха, даже безопасности, принципы всегда были доро­же любых результатов. Именно принципы чести и достоинства воз­несли дворянство над всеми другими сословиями, но именно они часто бывали причиной жизненных неудач, срывов в служебной карьере и стоили жизни тысячам его представителей при всей строгости запрета на дуэль. Причем сама дуэльная ситуация была парадоксальной: принять вызов - уголовное наказание неминуе­мо; отказаться - судом чести офицер изгонялся из полка. Стро­гость кодекса чести одинакова для дворянства всех народов: для японских самураев, для испанских идальго, для дворян Англии, Франции, Германии, России.

Нет, пожалуй, более распространенного, более нелепого и несправедливого убеждения, что дворянству свойственна надмен­ность, родовое чванство. Наоборот, отличительной чертой арис­тократа, как и любого хорошо воспитанного человека, является естественная скромность, невозмутимое спокойствие, сдержан­ность, даже простота в общении со всеми, независимо от их об­щественного положения. Лорд Честерфилд советовал своему сыну: "Если бы даже тебе пришлось разговаривать с самим королем, ты должен держать себя столь же легко и непринужденно, как и с собственным камердинером". А. С. Пушкин пишет своей жене, чтобы никогда не изменялся ее "милый, простой аристократический тон", обоснованно поставив знак равенства между простотой и аристократичностью. Непросто, конечно, достичь этой естественности и непринужденности, и решающая роль воспитания из поколения в поколение здесь очевидна (невольно вспоминается известная ан­глийская притча о том, что газон будет ухоженным, если его "всего лишь" регулярно поливать, очищать от сорняков, аккуратно стричь... не менее 300 лет!).

У русского дворянства есть свои особые и весьма привлека­тельные черты, нашедшие отражение и в правилах этикета. Мно­гие дворяне получали не только хорошее воспитание, но и весь­ма глубокое образование (не все, конечно, не нужно идеализиро­вать дворянство, вспомним хотя бы героев бессмертного Гоголя!). Гувернеры, бонны закладывали с детства основы свободного вла­дения европейскими языками и правилами этикета, гимназии, уни­верситеты, сеть закрытых специальных учебных заведений откры­вали доступ к знаниям не только детям из обеспеченных семей. Владеть классической и современной литературой и философией, "вызывать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм" без серьезно­го образования вряд ли возможно. Поэтому в дворянском обществе непринужденный светский разговор часто затрагивал глубокие нравственные, философские и политические темы.

Обязательным требованием этикета русского дворянства была высокая, принципиальная физическая чистоплотность. Абсолютно чистым и ухоженным должно быть не только тело, одежда и обувь воспитанного человека, но и его жилище, чего, увы, хроники двора Людовика XIV не отмечают. Прочитав у И. Ильфа и Е. Петрова, что "в дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяе­мого новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали", можно обоснованно предположить, что Тихон не был дворянином. Удивительно прочная, кровная связь с простым народом весьма характерна для русского дворянства. Л. Н. Толстой говорит о Наташе Ростовой: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, от­куда взяла она эти приемы...?" Безупречно светская Татьяна Лари­на всей душой любила обычаи и преданья "простонародной стари­ны". В русской дворянской среде нашли прочное и постоянное ме­сто народные сказания и поверья, широко использовались народ­ные поговорки и пословицы, хотя английский джентльмен счел бы это дурным тоном. У дворян никогда не было проблем в общении с народом, так как связь с ним никогда не прерывалась, среди него они жили - иногда круглый год, чаще во время каникул. Эти проблемы характерны для разночинной интеллигенции, хотя именно они искренне хотели для народа счастья и благополучия и претендовали на знание его души. Этот затянувшийся реквием традици­ям угасающего русского дворянства имел основной целью дока­зать, что за образцами высокой нравственности, духовности, стро­гих правил этикета не нужно ездить далеко, тем более за океан.

Теперь о самом этикете. Главная особенность этикета - его разумность, основы - нравственные нормы, его цель - не ус­ложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Можно, ко­нечно, есть и руками, но это неразумно и непрактично, можно пить шампанское из алюминиевой кружки, но ведь, согласитесь, вкуснее, приятнее и торжественнее пить его из красивого бокала. Безнравственно смеяться над калекой, ударить женщину, грубить старику, глумиться над беззащитным и слабым - все это, естественно, осуждается правилами этикета. Людовик XIV, желая про­верить воспитанность вельможи, известного своими безупречными манерами, предложил ему первому войти в карету и вельможа принял приглашение без всяких колебаний. "Вот действительно учтивый человек!" - сказал король: этикет требует упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Жизнь многообразна, но и она состоит из отдельных, часто стандартных ситуаций, и эти­кет за многие века своего существования отработал безупречно разумные реакции человека на эти типовые ситуации.

Литература по правилам этикета подробно описывает что, как, где, когда должен делать воспитанный человек, хотя жизнен­ных коллизий бесконечно много и учесть все нюансы поведения при бесчисленных комбинациях жизненных ситуаций совершенно безнадежно. Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Од­нако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в пер­вую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключе­ния. Воспитание, честь, достоинство - главные и непременные основы этикета. Тот, кто не обладает этими основами, обречен каждый раз мучительно искать верное решение, постоянно оши­баться и в итоге, пытаясь утешить свое уязвленное самолюбие, заявить, что "все эти церемонии" совершенно излишни.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться "во фрунт" при зна­комстве, мучительно стираются есть только левой рукой, носить непривычную "бабочку" и платочек в нагрудном кармане пиджака. Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нуж­но учиться самим и учить своих детей, но главное - непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызы­вают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различ­ных ситуациях - и дается подробная рекомендация (особенно жест­ко регламентирован костюм деловой женщины в США). "Деловая жен­щина прийти на работу в брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может". И "без чулок прийти на работу - не может". А если бедная женщина вышла из дома "в тот час, когда уже кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садо­вое кольцо" (М. А. Булгаков) - ей все-таки нужно быть в чулках?

Что должен носить современный мужчина - и опять дается конкретная рекомендация: "к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому - зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и гал­стук или носки" (?) и т.д. Такие советы при всей их спорности несомненно полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как - дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

В рамках этой книги нас интересует в первую очередь этикет и, в частности, костюм современного делового человека: государ­ственного служащего, бизнесмена, предпринимателя. За последние десятилетия во всем мире определилась своеобразная униформа "белых воротничков" - так называют чиновников различных уров­ней. Да, действительно, обычно деловой человек одевает на работу костюм, белую рубаху и черные туфли. Этот стиль одежды при­шел на смену чиновничьему вицмундиру, который раньше выгодно выделял человека в толпе, многое мог рассказать о месте человека в обществе, его корпоративной принадлежности и был весьма практичен.

Слава Богу, что канул в Лету полувоенный костюм с наклад­ными карманами, в 50-е годы его носили все начальники, от Вож­дя и Учителя до директора банно-прачечного комбината. Ушла в прошлое и такая деталь костюма интеллигентного человека, как фетровая или велюровая шляпа, после того как эти шляпы стали обязательным атрибутом скотоводов азиатских республик. Очень выручает обедневших служащих невысокого ранга устоявшаяся мода на композицию из пиджаков и брюк разного цвета (очень про­сто объясняется появление и устойчивость этой моды - брюки изнашиваются быстрее пиджаков!). "Деловой человек подходит к лифту и обязательно здоровается с людьми, ожидающими лифт. Входящий в лифт должен сказать: "Добрый день". Первым в лифт, так же как и в ресторан, входит мужчина, так как лифт - это зона повышенной технической опасности". Мудро, но попробуйте проявить учтивость в лифтах Государственной Думы, "Белого Дома" или высотного здания МГУ, правильно ли там поймут вас? А в других "зонах повышенной технической опасности" типа электрич­ки, трамвая, метро мужчина тоже должен стараться войти пер­вым? "Женщина должна идти справа от мужчины" - верно, но если справа от тротуара едут по лужам грязной дороги автомашины? "Если в кабинет начальника вошла сотрудница, то мужчина, приветствуя ее, может не вставать". А вот король - вставал, так как он всего лишь король, а женщина обладает еще более высо­ким титулом - Женщина.

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.
Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».

Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы - значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Не смотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.


1. Основные понятия об этикете

Сформированные нормы нравственности является результатом продолжительного за временем процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможные политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать, не уважая друг друга, не накладывая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, которое означает манеру обращения. К нему относятся правила вежливости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой давности к нашим дням. В основе своей эти правила поведения являются общими, поскольку они придерживаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями всяческих социально-политических систем, которые существуют в современном миру. Народы каждой страны вносят в этикет свои исправления и дополнения, обусловленные общественным порядком страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными с который есть:

придворный этикет - строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах один из одним на разных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

военный этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер обращения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении один из одним.

Большинство правил дипломатического, военного и общегражданского этикета той или другой мерой совпадают. Отличие между ними заключается в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может нанести ущерб престижу или страны ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях держав.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения изменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Обращение, недопустимое в одном месте и за одних обстоятельств, может быть уместным в другом месте и за другие обставин.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят будто характер неписаного соглашения о том, что в обращении людей есть общепринятым, а что ни. Каждый культурный человек должна не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отбивают внутреннюю культуру человека, его моральное и интеллектуальное качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет сильное большое значение: оно облегчает установление контактов, оказывает содействие достижению взаимопонимания, создает красивые, стойкие взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует обращение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на разного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, произведенной на протяжении многих столетий жизни всеми народами соответственно их представлениям о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

2. Место и значения этикета в современной жизни

Знание и выполнение оптимальных моделей поведения в конкретных, заранее известных, ситуациях отношений людей, т.е. выполнение этикета, является неотъемлемой частью культуры морального общения, в целом моральной культуры современной личности. Этикет, с одной стороны, облегчает общение и взаимопонимание между людьми, с другого - сохраняет достоинство каждой личности, оказывает содействие гуманизации человеческих стосункив.

Важность и необходимость этикета для каждого современного человека стала результатом развития и усовершенствование человеческих отношений на протяжении многих столетий, а также осознание человечеством значимости каждой отдельной личности и необходимости для нее сосуществовать из себе подобными.

История этикета насчитывает много столетий. Истоки его наблюдаются в ритуалах родоплеминного порядка, где он был связан с обычаями и традициями, с определенными социальными действиями, которые требовали сурового соблюдения формы. Уже в античные времена философски осмысливаются правила этикета. Например, Плутарх (граница И-II ст. ст.) в «Римских вопросах» рядом с комментариями обычаев, которые исторически сложились, объясняет смысл етикетно-ритуальних форм поведения, которые были обязательными для всех членов общества. Соблюдение правил пристойности является условием доброжелательных отношений между людьми и, вместе с тем, условием личной души. Много простых истин, которые встречаются в высказываниях греческих и римских мудрецов о правилах поведения, не потеряли своего значения и сегодня, они составляют часть нормативных моральных и этикетных требований к современному человеку.

Классического вида этикет приобретает в эпоху феодализма, абсолютных монархий. Здесь он связан с жизнью дворянства и приобретает форму свода правил поведения и общение при дворе монарха, который регламентировал иерархическую зависимость своего окружения от главы государства, а также внутристановые отношения. Это был придворный протокол, сурово установленные порядок и форма поведения при дворе государя, а также в светском обществе. Соблюдение этих правил было обязательным для аристократии лишь относительно друг друга. От знания и умение реализовать этикет в соответствующих кругах зависели не только карьера, а и жизнь придворных и даже самых монархов. Эти правила этикета не распространялись на низших за станом.

Следует отметить, что этикет, который возник как сугубо классовое, сословное явление, за своей сутью был шире сословных границ. Практически он базировался на более общих человеческих нуждах (в чистоте, опрятности, красоте, целесообразности действия); в духовно-содержательном плане - сохранял давние традиционные формы общения и обращение один до одного (например: почитание женщины, отца, гостеприимность, приветствие и т.п.). Правила пристойности, красивого тона, которые были созданы дворянским состоянием, стали результатом сознательного преобразования «придворных норм» общение соответственно идеалам гуманности и воспитанности. К нормам этикета входили общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего, те, что отвечали нуждам, которые возникали относительно уважения достоинства личности и презентовали культурный вид взаимодействующих индивидив.

В разные исторические времена этикет изменял свои черты, нормы, значимость. Но всегда сохранял универсальные, общепризнанные формы вежливости, такта, корректности, которые имеют значение эстетичных и моральных нужд человеческого сосуществования. их ценность проверена временем. И в современном обществе этикет не потерял своего авторитета, больше того, он приобрел вид обязательности и пруд необходимостью для каждого современного человека.

Как определить этикет?

Этикет (от франц. «etiguette» - «ярлык, этикетка») - это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих стосункив.

В этикете можно выделить ряд особых видов: этикет дипломатический, военный, спортивный, этикет научных сообществ, религиозный и т.п., которые регламентируют поведение и отношения людей на приемах, встречах в соответствующих ситуациях и имеют специфический кодекс необходимых норм.

Этикет современного общества - это, главным образом, форма отношений людей в повседневной жизни. Это своеобразный вид соглашения между людьми о том, что принятое и есть правильным в отношениях в конкретно-историческом обществе. Его выполнение оказывает содействие нормализации человеческих стосункив.

Человеческая жизнь, деятельность разнообразные, многоплановые, что обусловлено индивидуальностью каждого человека, который создает своя жизнь. И потому, наверное, нельзя охватить правилами этикета все виды и условия осуществления человеческой жизни. Но же осознание типичности сфер общественной жизни и определенных ситуаций дало возможность выделить и сгруппировать эти нормы. Так, например, существуют правила поведения в общественных местах; служебный этикет; этикет знакомства, приветствие, прощание; этикет разных видов общения; правила приема, посещение гостей, поведения за столом; этикет отношений между людьми разного возраста, пола, социального статуса, семейный этикет. В каждой ситуации необходимо применять определенные нормы и правила. В целом же, этикет оправдан единым моральным содержанием и своим смислом.

Моральное содержание этикета обусловлено соответствием и соотношением внешних норм этикета и содержания морального сознания общества и личности. Имеется в виду то, что внешние правила поведения и общение базируются, прежде всего, на моральных принципах. Важнейшим из них есть «золотое правило» нравственности - вести себя с другими так, как ты желал бы, чтобы они вели себя с тобой. Важными принципами этикета есть также приоритет старшего, приоритет женщины. Довершают этикет принцип гигиеничности и принцип эстетичности.

Эти принципы конкретизируются общими требованиями этикета, которые задают нормативный образец поведения человека. К числу ведущих требований принадлежат вежливость, корректность, так-тдвнисть, деликатность, скромность, точность и обязательность. Вежливость состоит в доброжелательности, приветливости. Сервантес когда-то писал: «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Она действительно открывает замки сердец людей для отношений, общение. Радушное выражение лица, внимательное, уважительное, доброжелательное отношение к людям обеспечивают комфорт взаимных связей, дают возможность предотвратить конфликты и предрасположить к себе спивбесидника. Внешними проявлениями вежливости является улыбка на лице, слова благодарности, извинение или просьба, небайдрки глаза, благосклонные жесты и позы.

К сожалению, не всегда имеешь дело с людьми, которые вызывают уважительное отношение. Или другая ситуация: человек может быть чем-то раздраженная, огорченная, больная. В подобных случаях на первый план должны выйти корректность - умение держать себя в пределах общепринятых норм порядочности в любых ситуациях. Грубость, несдержанность только шкодят отношениям, делают невозможным общение.

Тактичность - это чувство меры, которой необходимо придерживаться в разговоре, это умение ощутить границу, за которую нельзя переступать в отношениях с людьми. Тактичный человек знает, ощущает, что, в какое время, в котором месте можно сказать, сделать или нельзя.

Внимание к человеку, умению ставить себя на место другого должны оказываться очень осторожно, не докучливо, т.е. деликатно. Эти требования этикета дают возможность предупредить неудобство ситуаций и достичь успеха даже там, где бездействует сила.

Важным требованием является скромность, т.е. естественность поведения, которое приспособлено к окружающим. Сдержанное, уравновешенное поведение является проявлением умения человека владеть собой, является показателем самоуважения и уважительного отношения к другим. Кроме всего, скромный человек всегда вызывает в окружающих чувство надежности, уверенности в человеке и соответствующее уважение.

Точность и обязательность как требования этикета указывают на пунктуальность, необходимость обязательного выполнения обещаний, обязательств, дела. Точность и обязательность являются внешними проявлениями таких черт личности, как умение анализировать обстоятельства, оценивать свои поступки, строить заключения, прогнозировать будущие действия, определить меру своих возможностей, не давать лишних обещаний, придерживаться своего слова.

Принципы и требования этикета рациональные. Руководствуясь ими, человек, даже если не знает конкретных правил этикета при конкретных обстоятельствах имеет возможность всегда остаться на высоком уровне общепристойности.

3. Этикет в общении

Этические основы общения составлялись в мировой культуре в процессе развития человеческой жизни, которой предусматривало общение, итак, поиск таких моральных правил и норм, которые могли бы регулировать человеческое взаимодействие. Эти правила и нормы нагромождались, с одной стороны, в обычаях и писаных и неписаных традициях народов разных стран. С другой стороны, они обобщались в работах мыслителей и научный работников, которые искали универсальные этические правила и нормы, моральные традиции и законы.

В первом контексте в наиболее общем виде эти поиски дошли к нашим дням в виде Золотого правила. В этике так называют библейскую заповедь: "Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними". Как видим, в Правиле заложено одно из первых в истории человечества формулирований морального принципа равенства. Согласно этому принципу моральные требования в одинаковой мере должны распространяться на всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. В личностном плане этот принцип предусматривает, что при оценивании поведения других людей лицо должно выходить из тех самых требований, которые она выдвигает к себе.

Вместе с тем в таком понимании равенства не определен критерий содержания моральных требований. Ведь под него можно подвести любой (в том числе и отрицательный) змист.

В уточненном виде Золотое правило отражено в "Моральному (этическому) законе" И. Канта, согласно которому человек должен действовать только соответственно такой максиме (правила), руководствуясь которой она вместе с тем может пожелать, чтобы это правило стало общим моральным законом. Другими словами, чтобы все другие также могли придерживаться этого правила.

Еще в одном определении категоричного императиву И. Кант дал такую его интерпретацию: робы так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству.

С этими принципами связанный еще один важный в системе этических основ моральный принцип - альтруизм. В теорию морали он был введен О. Контом как основа его этической системы. Принцип альтруизма требовал от человека подавления собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность отдать предпочтение не своим интересам, а интересам другого.

В системе ценностей советских времен этот принцип нашел продолжение в принципе коллективизма, который определял приоритет коллектива, сообщества, общества над интересами отдельного человека. Приоритетным принципом современного мира является гуманизм - ориентация во всех видах деятельности (в том числе в сфере бизнеса) на человека, ее интересы и потребности, на создание условий для ее развития и самореализации. Ориентация на совокупность этих общечеловеческих моральных принципов в контексте гуманистических приоритетов может служить за моральные основы делового общения с иностранными партнерами. Итак, необходимо учитывать общие основы проявления этих моральных основ в каждой из стран общения.

Вместе с тем надо ориентироваться на общие подходы к учету особенностей делового общения, которые вытекают из истории развития делового общения граждан Украины с иностранцами, их обусловленности социально-культурными особенностями этого общения.

Во-первых, следует учитывать то, что люди вырастают в условиях разных национальных культур. Отличия культур могут быть довольно важными и касаться определенных элементов общения: языка, правил этикета (норм общения, принятых в разных странах или общественных группах), стереотипов поведения, значение определенных форм невербального общения.

Во-вторых, надо учитывать, что Украина продолжительное время была существенно ограничена в деловых контактах с зарубежными партнерами. Контакты реализовывались, как правило, на государственном, официальном уровне. Демократизация общественной жизни, в частности в экономической сфере, значительно расширила возможности для делового общения с зарубежными партнерами. Создание общих предприятий, деловые поездки за границу, широкая спектр международных деловых встреч и переговоров нуждается в знании особенностей делового общения с зарубежными партнерами широким вообще предпринимателей и деловых людей.

В-третьих, некоторая отчужденность от культуры других народов по идеологическим причинам обусловила довольно низкий уровень общей культуры значительной части людей, которые ныне занимаются бизнесом. Итиметься о необходимости изучения особенностей делового общения (как устного, так и письменного), обусловленных традициями национальных культур этих крайн.

Итак, как заметил М. Романов, "путь к успеху лежит через знание норм и правил общения людей в разных ситуациях. Эти правила помогут поддерживать деловые отношения разных стран".

Правила этикета, которые проявляются в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально - этической и эстетичной. Первая сторона выражает моральные нормы; заискивающей заботы, поваги, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетичная - свидетельствует о красоте, утонченности форм поведения. Вот некоторые советы и рекомендации.

Например, для приветствия пользуйтесь не только словесным средством “Добрый день!”, “Привет”, но и невербальными текстами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно безразлично сказать “Добрый день” кивнуть главой и пройти мимо. Но лучше совершить иначе, например, “Доброго дня Иван Алексеевичу” и тепло улыбнуться ему остановившись на несколько секунд. Такое приветствие подчеркнет ваши хорошие чувства к этому человеку, она поймет, что вы цените ее, да и звучание собственного имени - приятная мелодия для будь - какого человека.

Обращение без имени это обращение формальное; к кому бы то не было; подчиненного или начальника, соседа или попутчика в гражданском транспорте. Обращение по - имени, а еще лучше - по имени и по-отцовские - это обращение к личности. Произнося имя, по - отцу, мы подчеркиваем уважение к человеческому достоинству, демонстрируем благосклонность. Такое обращение говорит о культуре человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку.

Но кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и остаются отношения, которые обеспечивают высочайшую эффективность в выполнении профессиональных функций.

В том или другом коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей составляются конкретные традиции, которые со временем набирают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

Деловой этикет - это результат длинного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которые бы оказывали содействие успеху в деловом отношении. Не всегда легко пришлось овладение этих правил, поэтому предприниматель “от сохи“, нередко не одобряет их говоря “Зачем мне все это?”.

Можно придерживаться и данного принципа, но если вы хотите установить крепкое деловое отношение с зарубежными партнерами, то знание делового этикета зарубежных стран есть обов"язковим.

Список использованной литературы

1. Давид Робинсон, Добейся от людей наилучшего. - Г. , 1994.

2. Шмидт Р. , Искусство общения. - Г. , 1992.

3. Митителло В. Л. , Этика и этикет делового человека. - Самара, 1992.