Стадии и процедуры антикризисного управления. Обусловленые отрицат. воздействием внешних ф-ров. Основные задачи такого управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема . Введение в антикризисное управление

Введение

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе - «антикризисное управление».

В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.

Под «антикризисным управлением » понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.

Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

Итак, антикризисное управление - это:

диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;

комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;

выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики.

1. Закон РФ от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Закон определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Неудовлетворительная структура баланса - такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством.

При этом все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, делятся на следующие типы: реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение .

К реорганизационным процедурам относятся:

досудебная санация;

наблюдение

внешнее управление имуществом должника;

Досудебная санация - процедура, когда собственником предприятия, кредитором и заинтересованным в деятельности предприятия инвестором оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Наблюдение - если, несмотря на проведение досудебной санации, заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура "наблюдение", которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;

связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении. Преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов;

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

о выходе из состава участников должника юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника, с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С момента введения внешнего управления:

руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление делами возлагается на внешнего управляющего;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с федеральным законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

вводится мараторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

Мораторий - означает, что в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются. По окончании этого периода кредиторы могут требовать выплаты неустоек, штрафов, пеней, накопившихся к моменту введения внешнего управления. Мораторий распространяется на «старые» долги предприятия, срок которых наступил до введения вешнего управления. При этом не допускаются безакцептные списания средств со счета должника, а исполнение ряда имущественных взысканий приостанавливается. Мораторий не затрагивает интересы только отдельных лиц - зарплата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь.

Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае - либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

Применение реорганизационных процедур заключается в сохранении предприятия-должника, в обеспечении вывода предприятия из неплатежеспособного стояния.

К ликвидационным процедурам относятся:

принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятия должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство имеет целью:

соразмерно удовлетворять требования кредиторов и объявить должника свободным от долгов;

охранять стороны от неправомерных действий по отношению друг к другу

С момента признания должника несостоятельным:

без согласия собрания кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства);

сроки исполнения всех долговых обязательств считаются наступившими;

прекращается начисление пеней и процентов по всем видам задолженности.

Все имущественные требования предъявляются к банкроты только через конкурсное производство.

Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий. Он распоряжается имуществом банкрота, формирует конкурсную массу - стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами в порядке очередности - взимает дебиторскую задолженность, оценивает финансовое состояние должника, управляет банкротом и т.д.

Он имеет право обжаловать в арбитражном суде сделки банкрота, заключенные в последние 6 месяцев, предшествующие объявлению предприятия банкротом.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Кандидатуры управляющего выдвигает собрание кредиторов.

Собрание кредиторов решает вопрос о начале, форме продажи имущества, о начальной цене этого имущества.

Собрание кредиторов может принять решение о заключении мирового соглашения.

Все имущество (активы) должника образует конкурсную массу. В конкурсную массу не включаются:

жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные важные для данного региона объекты производственной инфраструктуры (они передаются на баланс местных органов власти);

имущество, являющееся предметом залога;

имущество, не принадлежащее должнику на правах собственности (арендованное, принятое на ответственное хранение, личное имущество работников должника).

Конкурсный управляющий учитывает все претензии к банкроту, анализирует (в том числе отклоняет) их, составляет их список с указанием сумм и очередности их удовлетворения.

В процессе конкурсного производства продается конкурсная масса. Продажа производится на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.

Очередность распределения конкурсной массы . Согласно ГК РФ, ч, I, ст. 64 при ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

Требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (путем капитализации соответствующих повременных платежей).

Выплата выходных пособий, зарплаты.

Удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом из имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

5. Прочие кредиторы.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требования кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества предприятия, считаются погашенными. Погашенными также считаются требования кредиторов, не признанными ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия. Поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле.

В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются российским законодательством как антикризисные процедуры. Антикризисные процедуры должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускаемых конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

Мировое соглашение может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Суть мирового соглашения - в достижении договоренности должника и кредиторов относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

2. Антикризисное управление и регулирование

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом .

Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики - управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление - применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.

Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование - это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

ФСДН выполняет следующие функции:

анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

Антикризисный процесс - применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур - начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

Основными этапами антикризисного управления являются:

в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния

разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

регулирование процесса финансового оздоровления;

оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;

выбор и реализация антикризисных процедур.

Подобные документы

    Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства).

    шпаргалка , добавлен 02.06.2012

    Факторы непосредственного влияния субъекта управления на объект управления. Антикризисное управление и регулирование, воздействие государства на товаропроизводителей. Компетенция органов власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Правовое регулирование процедур банкротства компаний. Пути реализации стратегии антикризисного управления. Развитие свойств внутреннего антикризисного аудита для продуктивного управления бизнесом. Институциональные, финансовые механизмы его обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Анализ жизнеспособности предприятия ООО "Макдоналдс". Диаграмма слабых сторон внутренней среды предприятия. Прогнозирование банкротства вследствие кризиса управления с помощью показателя Аргенти. Этапы жизненного цикла организации по И. Адизесу.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Основные причины возникновения кризисных ситуаций. Антикризисное управление и регулирование. Профилактика возникновения кризисных ситуаций. Рассмотрение кризисной ситуации и ее преодоление на примере нефтяной компании "КомТЭК".

    курсовая работа , добавлен 08.04.2006

    Стадии и процедура банкротства, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Качественные и количественные методы прогнозирования, пятифакторная модель Альтмана. Антикризисное управление на предприятии: анализ, планирование, организация и контроль.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2011

    Антикризисное управление в регионе в современных условиях. Диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах региона и методы финансового оздоровления. Выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

    реферат , добавлен 11.03.2009

    контрольная работа , добавлен 03.10.2013

    Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии. Типология кризисов. Необходимость антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Диагностика банкротства как часть политики антикризисного финансового управления.

    курс лекций , добавлен 16.07.2010

    Теоретические основы диагностики банкротства в антикризисном управлении. Диагностика кризиса ЗАО типографии "Логотип". Направления антикризисного управления предприятием в условиях банкротства, направления и пути оптимизации финансового состояния.

    Понятие и стадии антикризисного управления.

    Признаки и особенности антикризисного управления.

    Стратегия и тактика в антикризисном управлении.

1. Понятие и стадии антикризисного управления.

Правительство РФ в своем постановлении от 25 апреля 1995 г. обязало соответствующие ведомства, а также ряд учебных заведений развернуть подготовку специалистов по антикризисному управлению. В стране появились отдельные издания по указанной проблематике. Однако большинство работ ориентированы на предприятия, кризис в которых уже наступил, и необходимы меры по выведению их из этого состояния, т.е. речь идет о частном, конкретном антикризисе. Сам термин «антикризисное управление» в таких работах определяется как «процедуры, предусмотренные в процессе банкротства в широком смысле слова», авторами подразумевается, что «антикризисное управление отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации».

Однако эти авторы рассматривают лишь составную часть антикризисного управления, его завершающую стадию, безусловно, актуальную, но не единственную. Суть антикризисного управления гораздо шире. Главной задачей АУ является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве речи идти не должно, а упор делается на преодоление временных трудностей, в том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, которая позволила бы остаться на плаву при любых рыночных колебаниях.

До сих пор в российской деловой и политической среде нет единого понимания цели и задач антикризисного управления. Часть специалистов сводит антикризисное управление в основном к чисто финансовому процессу, связанному с ликвидацией задолженностей предприятия. Другие фактически сводят антикризисное управление к деятельности менеджеров предприятия в условиях банкротства.

Более правильно рассматривать АУ как комплексный, многоплановый процесс, включая специальные финансовые процедуры, особый маркетинговый план, чрезвычайные меры по мобилизации персонала. При этом согласно некоторым сложившимися походам в России АУ – это функция, или точнее, обязательная составляющая банкротства. Необходимо учитывать, что именно банкротство наиболее полно описано в соответствующих нормативных и законодательных документах. Поэтому большое внимание необходимо уделять понятию и механизму банкротства.

Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других – управление в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением представляется определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой:

Антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений.

Существуют также другие определения АУ.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) - это применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности.

К нормально работающим предприятиям более применимо понятие «Эффективное управление». Для предприятий, имеющих признаки неплатежеспособности, более применимо понятие «антикризисное управление».

Антикризисное управление - это совокупность внешних и внутренних воздействий, обеспечивающих на всех стадиях жизненного цикла предприятия восстановление и стабилизацию его работы (если оно находится в кризисном состоянии) или предотвращение падения роста (не снижения) производст­ва для предприятий, имеющих слабые признаки кризисного состояния.

Главной целью АУ является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Следовательно, оно должно быть способным решать самые разноплановые и разносторонние задачи.

Суть АУ – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее тщательно разработанной гаммы альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

    кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

    кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

    к кризисам можно и необходимо готовиться;

    кризисы можно смягчать;

    управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

    кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

    управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Как показывает опыт, антикризисный процесс – это управляемый процесс. В этой связи необходимо выделить 2 понятия: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия от момента его создания и до момента ликвидации.

Антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.

В широком смысле слова антикризисное управление предприятием включает:

    анализ микро- и макросред и выбор предпочтительной линии поведения фирмы;

    познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы «сканирования» (непрерывного упорядоченного просматривания пространства или объекта) внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего обнаружения «слабых» сигналов о приближении кризиса;

    стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения банкротства;

    оперативную оценку и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

    постоянный учет риска предпринимательской дея­тельности и выработка мер по его снижению. Целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих фирму к кризисному состоянию.

Анализ научных исследований, а также анализ практической деятельности различных предприятий позволяет сделать вывод, что суть АУ заключается в своевременной профилактике банкротства, либо при вхождении предприятия в кризисное состояние в своевременном «лечении» предприятия, в грамотном и по возможности быстром выводе его из кризиса.

Таким образом, АУ можно определить как систему, имеющую 4 ярко выраженных элемента:

    прогнозирование кризиса (банкротства);

    профилактика кризиса (банкротства);

    непосредственно кризис;

    вывод предприятия из кризиса.

Основными принципами, на которых базируется система антикризисного управления являются:

    ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

    Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большим возможностям к восстановлению будет располагать предприятие.

    Адекватность реагирования на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).

    Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем):

    Диагностика финансового состояния.

    Оценка бизнеса предприятия.

    Маркетинг.

    Организационно-производственный менеджмент.

    Управление персоналом.

    Финансовый менеджмент.

    Антикризисная инвестиционная политика.

    Антикризисное бизнес-планирование.

    Организация ликвидации предприятия.

Как известно, кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. В зависимости от глубины кризиса и характера применяемых процедур процесс антикризисного управления может протекать либо активно, либо пассивно. Так, в случае возникновения негативных тенденций временного характера в активном функционировании системы антикризисного управления нет необходимости. В условиях же устойчивого экономического спада, который сопровождается хронической неплатежеспособностью предприятия, оно активизируется по мере усугубления ситуации. Поэтому существуют различные типы политики его осуществления:

    предкризисное управление;

    управление в условиях кризиса;

    управление процессами выхода из кризиса;

    стабилизация неустойчивых ситуации;

    минимизация потерь и упущенных возможностей;

    своевременное принятие решений;

    подготовка к кризису и минимизация его последствий.

Следует различать управление предприятием в условиях потенциально возможного и наступившего кризиса. В первом случае должна быть создана система превентивного управления , позволяющая своевременно обнаруживать сигналы о формировании внутренних и внешних факторов и процессов, способных вызвать кризиса, предвидеть его наступление.

Такая система базируется на результатах прогнозирования внешней и внутренней экономической конъюнктуры, разработке на этой основе долгосрочных и среднесрочных планов и активном встречном управлении, обеспечивающем своевременное погашение потенциально возможных негативных тенденций.

Система превентивного управления должна опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия, обеспечивать устойчивое развитие предприятия на траектории экономического роста.

В условиях наступившего кризиса нужны механизмы, меры, направленные на поиск путей выхода из него, достижение «точки безубыточности», постепенного наращивания уровня рентабельности. Очевидно, что для этого понадобятся средства для покрытия неизбежных убытков, обоснования и реализации системы мероприятий, которые делятся на тактические и стратегические.

Некоторые экономисты выделяют 2 стадии антикризисного управления:

1. Стадия, предшествующая проведению процедур банкротства, которую можно назвать стадией досудебной санации. Она не включает процесс банкротства и состоит в проведении мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия. На этой стадии основной целью управления является удержание предприятия «на плаву», недопущение банкротства.

2. Стадия проведения процедуры банкротства, которая в соответствии с Законом о банкротстве состоит из трех периодов: наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Задачи, стоящие перед антикризисным управлением в каждом из периодов, очень разные.

Цель антикризисного управления в период процедуры наблюдения – поставить заслон практике администрации неплатежеспособного предприятия передавать имущество предприятия в другие структуры.

Цель антикризисного управления в период внешнего управления, как в удовлетворении претензий кредиторов, так и в восстановлении производства на предприятии-должнике.

Цель антикризисного управления в период конкурсного производства – обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов. Вместе с тем антикризисное управление в период конкурсного производства может спасти предприятие, так как надо различать банкротство юридического лица и закрытие предприятия-банкрота. Необходимо попытаться вместо прежнего юридического лица образовать новое, не отягощенное долгами, имеющее возможность привлечения капитальных вложений на реконструкцию и техническое перевооружение производства.

Антикризисное управление на разных стадиях развития кризисной ситуации проявляется в разной степени. Оно наиболее эффективно в предкризисной ситуации и при легких кризисах. При усугублении кризиса эффективность управления снижается, т.е. снижаются возможности антикризисного управления, при этом затраты государства на преодоление кризиса достигают своего пика в какой-то точке, лежащей в зоне на отрезке среднего или тяжёлого кризиса в зависимости от уровня развития страны. Выше этой точки затраты государства начинают уменьшаться из-за уменьшения экономических и финансовых возможностей страны (падение производства, инфляция, увеличение безработицы, обесценивание национальной валюты и т.д.), но увеличиваются влияния внешних финансовых источников под имущество и гарантии страны, охваченной кризисом (приобретение, слияние, займы и т.д.).

Первая стадия кризиса, часто скрытая, - это падение предельной эффективности капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда и т.п. Однако масштаб и сложность проблем можно определить и предупредить только на стадии диагностики, установив цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

Вторая стадия кризиса - появление убыточности производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые в этом случае способы распознавания отличны от других своей направленностью, методами и требованиями к исходной информации.

Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

Четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности профинансировать даже сокращенное воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта финансовой несостоятельности и возможность нейтрализовать ее через процедуру банкротства.

Таким образом, уточнение понятий диагностики, этапов кризиса предприятия и его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов. Введение в научный оборот этих понятий и их обоснование, обогащает теорию антикризисного управления объяснением специфики диагностических процедур на каждой стадии кризиса.

Всю совокупность процедур, применяемых в рамках антикризисного управления к предприятиям должникам, называют антикризисными процедурами . Антикризисные процедуры можно разделить на две основные группы: реорганизационные и ликвидационные.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом и санацию.

Внешнее управление имуществом предприятия должника представляет процедуру, направленную на продолжение деятельности этого предприятия. Такое управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора (кредиторов). Осуществляется внешнее управление передачей функции по управлению предприятием должником арбитражному управляющему.

Основное отличие всех реорганизационных процедур заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий должников. Главным в этом процессе является обеспечение вывода предприятия из неплатежеспособного состояния и организация его нормального функционирования.

Санация (или оздоровление) представляет процедуру, когда собственник предприятия, кредитор или другое заинтересованное лицо оказывает финансовую помощь предприятию должнику для выхода из кризисной ситуации и проведения мероприятий по восстановлению его платежеспособности. Круг лиц, которые могут оказать финансовую помощь предприятию должнику при его санации, законодательно не ограничен. В то же время сама процедура и порядок ее применения строго регламентированы действующим законодательством.

Решение о проведении стадии конкретного предприятия принимается хозяйственным судом на основании поданного ходатайства. Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником или кредитором. Арбитражный суд может принять положительное решение по этому ходатайству (удовлетворить ходатайство) при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия должника. Такая возможность должна быть подтверждена соответствующим технико-экономическим обоснованием. При повторном возбуждении дела о несостоятельности (в течение оговоренного законодательством времени) арбитражный суд лишен права выносить определение о проведении санации.

Преимущественное право на участие в проведении санации предоставлено членам трудового коллектива данного предприятия, его собственникам и кредиторам. Если это право использовано указанными лицами, конкурс на участие в санации не объявляется, и они обеспечивают проведение санации должника. В противном случае решение об участии в санации предприятия должника принимается на основании результатов конкурса. В конкурсе на проведение санации могут принимать участие иностранные юридические лица.

Механизм реализации санации предусматривает установленную законодательством последовательность конкретных действий (мер), выполняемых в определенные сроки участниками санации. Контроль за проведением санации в соответствии с действующим законодательством осуществляется арбитражным судом, который выносит определение о проведении санации. В порядке контроля арбитражный суд рассматривает заявления членов трудового коллектива предприятия должника, его собственника либо кредитора о неэффективности санации или о действиях участников санации, ущемляющих права и интересы собственника предприятия должника, кредиторов или членов трудового коллектива. По результатам проверки заявления арбитражный суд может принять решение вплоть до прекращения санации. В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании предприятия должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Если санация привела к положительным результатам, то есть обязательства перед кредиторами удовлетворены и предприятие восстановило свою платежеспособность, арбитражный суд выносит определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Ликвидационные процедуры в отличие от реорганизационных всегда ведут к прекращению деятельности предприятий должников. К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию предприятия должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидационные процедуры окружают содержание банкротства в узком смысле слова. Понятие банкротства в широком смысле слова определяет все антикризисные процедуры, предусмотренные для применения к предприятию должнику в соответствии с действующим законодательством.

Ликвидация предприятия должника осуществляется в процессе конкурсного производства. При ее проведении предусматривается определение ликвидируемого имущества доля шика (так называемая масса), которое должно быть распределено между кредиторами в порядке очередности. В целом реорганизационные и ликвидационные процедуры определяют основные механизмы конкретных действий, проводимых как на уровне государства, так и на уровне конкретного предприятия для правового решения проблем, связанных с несостоятельностью предприятия должника и защитой интересов участвующих в этом процессе сторон (кредиторы, государство, трудовой коллектив и другие). В этом случае собственно процедуры банкротства (в узком смысле) выступают как составная часть антикризисных процедур.

К антикризисным процедурам также относят мировое соглашение между предприятием должником и кредиторами, порядок реализации которого также определяется законодательно.

Равления. Антикризисная процедура. Процедура-донор. Процедура-реци- пиент. Антикризисный процесс. Методы сглаживания негативных тенден- ций в развитии предприятия. Технология антикризисного прорыва. Стратегия выживания. Стратегия прорыва. Защитная политика. Наступа- тельная политика. Профилактика банкротства в управлении предприяти- ем. Инновации. Технология управления по результатам. Профилактические меры против несостоятельности предприятий. Банк профилактических мер. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит причина массовой несостоятельности отечественных предприятий? 2. Чем продиктована необходимость введения на предприятии антикри- зисного управления и как оно осуществляется? 3. Как можно ослабить негативное влияние факторов на деятельность пред- приятия? 4. Можно ли защитить состояние предприятия от банкротства? Литература: Основная 1 Дополнительная 2.9 ТЕМА 4. ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Конкурентоспособность предприятия и его банкротство. Конкурен- тоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции. Це- новая конкурентоспособность продукции. Уровень качества продукции. Управление конкурентоспособностью товаров. Оценка конкурентоспособ- ности предприятия. Иерархическая уровневая система факторов конку- рентоспособности. Оценка конкурентных преимуществ предприятия. Анализ конкурентоспособности. Методы и методика диагностики состоя- ния предприятия. Технология диагностики. Диагностика статического со- стояния. Диагностика процесса. Экспресс-диагностика. Проблемная диагностика. Коэффициенты текущей ликвидности, утраты и восстановле- ния платежеспособности, автономии, обеспеченности собственными обо- ротными средствами. Положительная и отрицательная структура баланса. Удовлетворительная и неудовлетворительная структура баланса. Интеграль- 11 ные балльные оценки тестирования предприятий. Антикризисное управ- ление и культура поведения в бизнесе. Репутационный менеджмент. Орга- низационная культура. Уровень организационной культуры. Культуры деятельности, труда, управления. Потребности выживания. Гедонистичес- кие потребности. Потребности социального самовыражения. Потребнос- ти в самом труде. Вопросы для самоконтроля: 1. Какая существует взаимосвязь между конкурентоспособностью и банк- ротством предприятия? 2. Как влияет конкурентоспособность продукции на конкурентоспособ- ность предприятия? 3. Как оценить конкурентоспособность предприятия? 4. Как распознать стадию банкротства у предприятия? 5. Какова роль культуры в деятельности предприятия и как повысить куль- туру поведения в бизнесе? Литература: Основная 1 Дополнительная 2.9 12 IV. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Изучение методики оценки финансового состояния пред- приятия с использованием табличного процессора Microsoft Excel. . (4 часа в компьютерном зале). Занятие 2. Диагностика технико-экономического состояния предпри- ятия с использованием табличного процессора Microsoft Excel. (4 часа в компьютерном зале). 13 V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Сущность явления банкротства предприятий в современных условиях. 2. История отношений по поводу банкротства предприятий. 3. Антикризисная политика в развитых странах. 4. Закономерности кризисных явлений в экономике. 5. Характеристика глубины кризисного состояния предприятия. 6. Факторы, обусловливающие цикличность развития предприятий. 7. Роль и функции антикризисного регулирования. 8. Система антикризисного регулирования. 9. Меры антикризисного регулирования. 10. Мониторинг состояния предприятий. 11. Меры, применяемые к предприятиям банкротам. 12. Деятельность антикризисного управляющего 13. Пути преодоления негативных социально экономических последствий банкротства. 14. Практическое значение антикризисного регулирования. 15. Рейтинговая оценка масштаба несостоятельности предприятий. 16. Причины несостоятельности отечественных предприятий. 17. Система антикризисного менеджмента. 18. Методы сглаживания негативных тенденций развитии предприятия. 20. Профилактика банкротства в управлении предприятием. 21. Конкурентоспособность предприятия и его банкротство. 22.. Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции. 23. Оценка конкурентоспособности предприятия. 24. Методы и методика диагностики состояния предприятия. 25. Антикризисное управление и культура поведения в бизнесе. 14 VI. ТЕСТЫ 1. Упорядочите виды несостоятельности предприятий по степени тяжести и ответственности перед законом: 1) предприятие-должник (обычный); 2) несостоятельный должник; 3) фиктивный должник; 4) преднамеренный должник; 5) неосторожный должник; 6) банкрот. 2. Что порождает экономический кризис? 1) циклическое развитие экономики; 2) спад производства; 3) снижение деловой активности; 4) депрессия. 3. Упорядочите фазы развития кризиса 1) Депрессия; 2) кризис; 3) подъем; 4) оживление. 4. Применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности, называется 1) антикризисным регулированием; 2) антикризисным управлением (антикризисным менеджментом); 3) антикризисной системой; 4) антикризисными мероприятиями. 5. Совокупность факторов, обусловливающих то или иное текущее эконо- мическое состояние предприятия в определенный период времени, на- зывается _______________. 15 6. Антикризисное регулирование это: 1) политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства; 2) система мер, осуществляемых предприятием для предотвращения банкротства; 3) прогнозирование (на уровне предприятия) возможных кризисных ситуаций и рисков с целью минимизировать возможные убытки. 7. Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, чтобы 1) распределить потери кредиторов наиболее справедливым образом; 2) минимизировать убытки государства; 3) обеспечить выживание несостоятельного предприятия. 8. Расшифруйте аббревиатуру – ФСФО. 9. Объектом антикризисного управления является: 1) средства производства; 2) рабочая сила; 3) организация производства, труда и управления; 4) финансы; 5) инвестиции. 10. Санация (оздоровление) предприятия, проводимая без участия арбитражного суда, называется ______________. 11. Выбор процедуры в отношении предприятия-должника производится: 1) местными органами власти; 2) ФСФО; 3) комитетом кредиторов; 4) арбитражным судом; 12. Применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности, называется: 1) антикризисным регулированием; 2) антикризисным управлением (антикризисным менеджментом); 3) антикризисной системой; 4) антикризисными мероприятиями. 16 13. Сворачивание бизнеса, в т.ч стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации называется: 1) стратегия стабильности; 2) стратегия роста; 3) стратегия сокращения; 4) функциональная стратегия; 5) стратегия выживания. 14. Создание нового продукта с уникальными свойствами демонстрирует конкурентное поведение: 1) креативное; 2) приспособленческое; 3) преимущественное. 15. Укажите порядок процедур в цикле антикризисного менеджмента: 1) планирование; 2) маркетинг; 3) диагностика предприятия; 4) антикризисные управленческие решения; 5) мотивация; 6) контроль; 7) учет результатов, 17 VII. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Сущность явления банкротства предприятий в современных условиях. 2. Предприятие-должник. Несостоятельное предприятие. Неплатежеспо- собное предприятие. Предприятие-банкрот. 3. Простая и злостная несостоятельность. Преднамеренное и фиктивное банкротство. Социальное и цепное банкротство. 4. Антикризисная политика в развитых странах. Институт банкротства в дореволюционной России. 5. Закономерности кризисных явлений в экономике. Экономические циклы. Циклическое спиралевидное развитие. Регулярные и нерегулярные кризи- сы. Промежуточные, частичные, отраслевые, и структурные кризисы. 6. Жизненный цикл предприятия. Характеристика глубины кризисного состояния предприятия. Симптомы и стадии банкротства. Допустимое банкротство. Критическое банкротство. Катастрофическое банкротство Скрытое банкротство. Финансовая неустойчивость. Явная юридически очевидная несостоятельность. 7. Факторы, обусловливающие цикличность развития предприятий. Фак- торы экономического состояния предприятия и конъюнктура. 8. Роль и функции антикризисного регулирования. Регламентирование и творческое регулирование. 9. Система антикризисного регулирования. Ее элементы и механизмы. Стра- тегия антикризисного регулирования. Политика антикризисного регу- лирования. 10. Технология антикризисного регулирования. Принципы антикризисно- го регулирования. 11. Законодательная база антикризисного регулирования. Участники ан- тикризисного регулирования. Меры антикризисного регулирования. 12. Профилактические меры по предотвращению банкротства. Меры, при- меняемые к предприятиям-банкротам. 13. Политика предупреждения кризиса. Политика преодоления кризиса в щадящем режиме. Политика жесткого следования нормам законода- тельства. 14. Внесудебная, судебная и арбитражная санация. 15. Реструктуризация предприятия. Реструктуризация имущества. Реструк- туризация долга. 16. Мониторинг состояния предприятий. Мониторинг финансового со- стояния предприятия. Учетная карта. 17. Меры, принимаемые к предприятиям-банкротам. Наблюдение. Внеш- нее управление. Мировое соглашение. 18 18. Конкурсное производство. Конкурсная масса. Очередность кредито- ров. Арбитражный управляющий. Установление задолженности кре- диторов. Комитет кредиторов. 19. Промежуточный и ликвидационный балансы. Упорядоченная и при- нудительная ликвидационная стоимость имущества 20. Антикризисный управляющий. Арбитражный управляющий. Лицензирова- ние деятельности антикризисного управляющего. Ликвидатор. Реформатор. 21. Пути преодоления негативных социально-экономических последствий банкротства. Социальное регулирование. Практическое значение ан- тикризисного регулирования. 22. Рейтинговая оценка масштаба несостоятельности предприятий. Рей- тинг масштаба несостоятельности предприятий. 23. Массовое и специфическое банкротство предприятий. Скрытое банк- ротство. Отрицательное воздействие на деятельность предприятий внут- ренних и внешних факторов. 24. Понятие антикризисного управления. Антикризисная стратегия пред- приятия. Антикризисная политика предприятия. Антикризисное про- гнозирование. 25. Программа по финансовому оздоровлению предприятия. Система антикризисного управления. 26. Антикризисная процедура. Процедура-донор. Процедура-реципиент. Антикризисный процесс. 27. Технология антикризисного прорыва. Стратегия выживания. Страте- гия прорыва. Защитная политика. Наступательная политика. 28. Профилактика банкротства в управлении предприятием. Инновации. Технология управления по результатам. Профилактические меры про- тив несостоятельности предприятий. Банк профилактических мер. 29. Конкурентоспособность предприятия и его банкротство. Оценка кон- курентоспособности предприятия 30. Методы и методика диагностики состояния предприятия. Технология диагностики. Диагностика статического состояния. Диагностика про- цесса. Экспресс-диагностика. Проблемная диагностика. 31. Коэффициенты текущей ликвидности, утраты и восстановления плате- жеспособности, автономии, обеспеченности собственными оборот- ными средствами. 32. Положительная и отрицательная структура баланса. Удовлетворитель- ная и неудовлетворительная структура баланса. 33. Интегральные балльные оценки тестирования предприятий. Антикри- зисное управление и культура поведения в бизнесе. Репутационный менеджмент. Организационная культура. 19 VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. ЮНИТИ, М. 2002. 2. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: Инфра-М, 2001. 3. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебное по- собие. М.: Дело, 2001. 4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. II, раздел VIII. - М.: Ника-Центр, 2000. 5. Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: ЮНИТИ, 1996. 6. Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. - М.: Экмос, 1999. 7. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятель- ности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. / Под общей ред. В.В. Витрянского. 8. Тренев В.Н. и др. Реструктуризация предприятий. - М.: Приор, 1998. 9. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. (в ред. 2002 г.). 20