Виды производственной инфраструктуры на промышленном предприятии pdf. Инфраструктура предприятия. Характеристика системы технологического обслуживания

Структура - это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними. Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Факторами, определяющими структуру предприятия, являются: характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.

Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Структура конкретного предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.

Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых - изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цеха или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса.

Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации постоянно ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов.

Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагаются задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

В отличие от общей структуры производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленением процесса производства на крупные звенья, частичные производственные процессы и производственные операции.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

Производственная структура предприятия динамична. По мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура. Совершенствование производственной структуры создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.

Элементы производственной структуры

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цеха. Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами. На рабочем месте может работать один рабочий (например, токарь на токарном станке, слесарь у тисков) или группа, бригада рабочих (например, кузнец, нагревальщик, подавальщик - у кузнечного молота, бригада слесарей - у сборочного стенда). В ряде случаев создается многостаночное рабочее место, когда один рабочий использует две или несколько единиц оборудования.

Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На мелких и средних предприятиях, где введена бесцеховая структура, производственный участок может обладать чертами, характерными для цеха (см. ниже). Только степень административно-хозяйственной самостоятельности у такого участка меньше, чем у цеха, и обслуживающий аппарат значительно более ограничен, чем аппарат цеха. На производственном участке, помимо основных и вспомогательных рабочих, имеется руководитель - мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором - по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех - наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними связями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, представляет собой обособленную в организационном, техническом и административном отношении производственную единицу и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.

Обычно различают следующие виды цехов и производственных участков: основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные.

В основных цехах и на производственных участках либо выполняется определенная стадия производственного процесса по превращению основного сырья или полуфабрикатов в готовую продукцию предприятия (например, литейные, механические и сборочные цеха на машиностроительном заводе), либо же выполняются все стадии производства по непосредственному изготовлению какого-либо изделия или части его (цех холодильников, цех круглых калибров и т. д.)

Вспомогательные цеха или участки способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов: оснащают их инструментом, обеспечивают энергией и т. д. К числу вспомогательных относятся ремонтные, инструментальные, модельные, энергетические и некоторые другие цехи.

Обслуживающие цеха и хозяйства выполняют работу по обслуживанию основных и вспомогательных цехов, занимаясь транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и т. п.

Побочные цеха занимаются использованием и переработкой отходов основного производства (например, цех ширпотреба).

Эти принципы лежат в основе структуры предприятия любой отрасли промышленности. Особенно много общего у предприятий в построении вспомогательных и обслуживающих хозяйств. Ремонтный и энергетический цеха, транспортное и складское хозяйства создаются на предприятиях любой отрасли промышленности. На машиностроительном предприятии имеется инструментальный цех, а на текстильной фабрике - валичная и челночная мастерские, которые изготовляют инструмент, необходимый для текстильного производства.

Вместе с тем предприятия различных отраслей промышленности имеют и индивидуальные особенности в структуре, которые определяются главным образом характером основного производства. Что же касается организаций по обслуживанию работников, то они, как правило, однотипны с теми, которые имеются на предприятиях других отраслей промышленности.

Специализация цехов

Основные производственные цеха формируются в соответствии с профилем предприятия, а также в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом перед ними ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижения издержек производства, повышения качества изделий, возможности оперативной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри предприятия, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.

Специализация цехов принимает следующие формы: предметная; подетальная (поагрегатная); технологическая (стадийная); территориальная, а также смешанная.

Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции. Например, на кондитерской фабрике существуют отдельные цеха по производству карамели, по производству печенья и по производству тортов. Общим для этих различных цехов является единое инженерно-техническое обслуживание, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции, складские помещения, что снижает их общие производственные расходы.

Подетальная (поагрегатная) специализация наиболее распространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов. Например, на автомобильном заводе в специализированных цехах отдельно изготовляются двигатели, отдельно - коробка передач, кабина и т. д. Все эти агрегаты передаются в цех сборки, где из них и собирается готовый автомобиль.

Технологическая (стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда между цехами. При этом в процессе движения предметов труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха. Так, на текстильном комбинате сырье вначале поступает в чесальный цех, где превращается в волокно. Последнее идет в прядильный цех. Из волокна в этом цехе прядут нити, из которых в ткацком цехе изготовляют полотно. Окончательная отделка полотна производится в красильном цехе.

На ряде предприятий с целью улучшения качества обработки, снижения издержек производства или улучшения санитарных условий труда за отдельными цехами и участками закрепляется одна какая-либо технологическая операция. Например, окраска отдельных узлов и деталей, из которых комплектуется готовая продукция. Это могут быть операции термической обработки, сушка материалов и прочее, т. е. отдельная технологическая стадия изготовления готовых изделий. Стадийная специализация цехов и участков широко используется почти во всех отраслях промышленности, в строительстве, частично в сельском хозяйстве.

Территориальная специализация производственных подразделений наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях.

Смешанный тип производственной структуры часто встречается в легкой промышленности (обувное, швейное производство), в машиностроении и в ряде других отраслей. Этот тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: он обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, снижение себестоимости продукции.

Совершенствование производственной структуры подразумевает расширение предметной и смешанной специализации, организацию участков и цехов при высокой загрузке оборудования, централизацию вспомогательных подразделений предприятия.

Ни одно выступление политика последнего времени не обходится без призыва к тому, что необходимо развивать инфраструктуру, реализовывать крупные инфраструктурные проекты и тому подобное. Соответственно, под эти проекты выделяются огромные средства, а результаты видны не всегда, точнее редко. Между тем, для многих граждан страны остается непонятным, что подразумевается под понятием инфраструктуры. До сих пор оно остается чем-то абстрактным и не имеющим отношения к реальной действительности. На самом деле, это не так. Потому я бы хотел дать понимание этого термина и на примерах объяснить, почему инфраструктура, действительно, важна, а также почему от ее наличия и качества будет зависеть развитие страны. Само собой разумеется, что речь будет идти в статье об экономической инфраструктуре.

Экономическая инфраструктура представляет собой необходимое обеспечение (в том числе в виде конкретных объектов и структур) для осуществления воспроизводственного процесса в экономике. Хозяйственная деятельность в экономике состоит из четырех этапов: производство, распределение, обмен и потребление. Для того, чтобы экономические субъекты (государство, граждане, и также финансовые учреждения и фирмы (организации)) могли беспрепятственно, с наименьшими издержками взаимодействовать между собой на каждом из этих этапов, их деятельность должна базироваться на определенной структуре экономики, являющейся для них основой. Эта базисная структура и является инфраструктурой. Если инфраструктура не развита, взаимодействие, конечно, осуществляется, но оно затруднено. Издержки, которые по этой причине возникают, имеют вполне конкретное выражение, измеримы в конкретных суммах. И каждый из нас прямо или косвенно вынужден оплачивать несовершенство инфраструктуры, пусть даже не замечая этого. Общество в целом несет потери.

Почему разговоры об инфраструктуре появляются в ключе возможности осуществить рывок в экономике, появляются в период спада в экономике? Да потому, что в условиях, когда на другие виды издержек влиять невозможно, то их снижение за счет развития инфраструктуры вполне осуществимо. Кроме того, это приводит к перестроению всей структуры экономики экономической системы. А если кризис носит структурный характер, как сейчас, то развитие инфраструктуры необходимо вдвойне. Кроме того, вложения в инфраструктуру – вложения долгосрочные. Не каждый частный инвестор готов инвестировать в надежде получить отдачу только через десятилетия. По этой причине, разговоры, осуществляемые на уровне государства, должны поддерживаться и доводиться до конкретных действий. Развитие инфраструктуры имеет выраженный положительный эффект для всего общества на протяжении очень длительного периода времени.

Теперь рассмотрим примеры . Тут следует оговориться, что ряд предприятий, участвующих в создании соответствующей инфраструктуры, одновременно относятся к той или иной отрасли, например, предприятия, производящие асфальт, относятся к строительной отрасли.

Итак, первый блок – это транспортная инфраструктура . Первое, конечно, это дороги. Здесь много аспектов. Дороги – это, прежде всего, улучшение транспортной доступности, а значит, развитие рынков сбыта для каждого отдельного предприятия, т.е. при прочих равных условиях это означает увеличение объемов продаж со всеми положительными последствиями для предприятия и его сотрудников. Дороги – это увеличение мобильности трудовых ресурсов. Работник будет готов работать дальше от места проживания при наличии возможности добраться до места работы и домой быстрее. У предприятия при этом появляется возможность выбирать сотрудников не только из «местных» жителей, но и граждан других регионов. Если мы говорим о развитии дорог внутри региона или города, то это мотивирует людей к переезду. Хороший пример – поэтапный запуск ЗСД – Западного скоростного диаметра - дороги вокруг Санкт-Петербурга. Добраться из южной части города в северную и назад теперь можно быстрее. Еще один пример – Федеральная трасса М4. Тот факт, что она проходит через Ростов-на-Дону, дает мощный импульс развитию самого города, а также всей области. Особенно больной вопрос – это дороги областного значения – между деревнями и селами. Ни для кого не секрет, что многих дорог попросту нет, хотя есть острая необходимость в их наличии. Дороги в данном случае – это стимул развития сельского хозяйства. Еще один момент – это качество дорожного полотна. Здесь обратная зависимость между количеством поломок транспорта и качеством дорог. Плохие дороги – это бОльшие расходы на ремонт. Конечно, есть микроэкономический положительный эффект – множество автосервисов, шиномонтажных мастерских, но эффект на макроуровне, эффект для всего общества все равно в регионе с плохими дорогами отрицательный. Плохие дороги и их отсутствие – это еще и имидж региона, а также показатель качества государственного управления, о чем многие и не догадываются. Инвестор, принимая решение, будет это обязательно учитывать при принятии решения об осуществлении инвестиций. Я бы еще отнес к транспортной инфраструктуре предприятия, обслуживающие дороги (например, создание ливневой канализации, своевременный ремонт), а также такие объекты, как вокзалы, мосты, тоннели, виадуки. Простой пример: в Волгограде есть два железнодорожных переезда, разделяющих город на две части (т.н. район Тулака). Многие проводят на них по 2-3 часа в день в пробках. Отсюда нарушается нормальный режим труда и отдыха. Приходится уезжать на работу рано, приезжать поздно. Следствие – низкая эффективность каждого отдельного работника, низкая продуктивность. При этом, увязать это именно с наличием переезда (а не тоннеля (моста)) представляется достаточно сложным. Думаю, житель каждого города, сможет привести подобные примеры.

Следующий большой блок – это социальная инфраструктура . К ней относятся школы, детские сады, больницы, поликлиники. Второй подблок этого блока – это библиотеки театры музеи, столовые, рестораны. Отчасти, к социальной инфраструктуре можно отнести и некоторые магазины. Из названия все понятно: к такого рода инфраструктуре относятся предприятия и организации, обеспечивающие нормальное функционирование и восстановление человеческого капитала, то есть нас с вами. Почему я говорю «человеческого капитала»? Потому что с позиций экономики мы представляем из себя человеческий капитал, то есть ресурс, участвующий в процессе производства товаров и услуг. Медицинские предприятия – это своевременное лечение и профилактика заболеваний, образовательные предприятия – это повышение профессионального уровня работников, рост квалификации, развитие необходимых навыков и умений. Подвергать сомнению важность этих объектов, думаю, никто не будет. Что касается второго подблока: музеи, библиотеки и т.д. Эти учреждения обеспечивают досуг жителей. Я убежден, что основная причина приобщения граждан, начиная с подросткового возраста к алкоголю и наркотикам, и связанному с этим деструктивным подведением является скука и невозможность найти себе применения. Как это связано с инфраструктурой? В ее отсутствие действительно заняться нечем, разве что «пивка попить». Последствия те же: деградация человека. Он становится неспособным к труду, его эффективность падает. И это опять же общественная проблема, проблема общегосударственная. Учреждения социальной инфраструктуры обеспечивают Развитие с большой буквы человека, а не его существование. Если в регионе ситуация с социальной инфраструктурой обстоит хорошо, это притягивает квалифицированные кадры, инвесторов, готовых платить «хорошие» деньги за ценные кадры.

Третий блок: инженерная инфраструктура . Предприятия данного вида инфраструктуры обеспечивают технические условия существования общества. К ним можно отнести гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), водоканал, ЖЭУ и ЖЭК, предприятия, обслуживающие лифтовое хозяйство и прочие. Технические условия работы предприятий – важнейший фактор при принятии решения об открытии бизнеса. Инженерная инфраструктура, ее развитость, коррупциогенность связаны и с такой отраслью, как строительство. Инвестор – Застройщик вряд ли придет в регион, где существуют огромные сложности не только с выделением земельного участка под строительство, но и с подключением коммуникаций, осуществлением всех необходимых согласований, на которые могут уйти месяцы, а то и годы. Все это сказывается на стоимости квадратного метра и влияет уже опосредованно на качество социальной инфраструктуры – обеспеченность жильем жителей. При этом нужно не забывать, что строительство – это такая отрасль, которая дает огромную занятость на предприятиях смежных отраслей. Поэтому от того, как организован процесс развития инженерной инфраструктуры, поддержания ее работоспособности будет зависеть состояние всей экономики. И здесь не бывает мелочей. Если у кого-то прорвало трубу и невозможно дозвониться до аварийной службы, то о чем можно говорить? Как построена работа? Износ труб водоснабжения, перебои с электричеством, отсутствие газоснабжения – это недополучение бизнесом дохода, более высокие издержки, потери дохода из-за простоя, связанного, например, с ремонтом

И еще один блок: информационная инфраструктура . К ней я отношу СМИ: телевидение, радио, газеты, интернет-провайдеров. Предприятия этого блока создают и поддерживают некий информационный фон, облегчают и обеспечивают доступ граждан к новой и нужной информации. Простой пример: нет, наверное, в стране ни одного телевизора, который бы не принимал Первый канал. В деревнях и селах, в большинстве, там, где нет соответствующей инфраструктуры, это единственный канал получения информации. Вы представляете, как можно влиять на сознание, когда нет альтернативы? В каком информационном вакууме находятся жители, какая информационная политика формируется? За счет неразвитости информационной инфраструктуры становится невозможным критически воспринимать получаемую информацию, за счет отсутствия альтернативы. Такое общество становится более управляемым, движимое чьими-либо интересами. Такому обществу проще навязать выгодную кому-то точку зрения. Такое общество не в состоянии сравнивать и анализировать. Конечно, пример с Первым каналом несколько утрированный, но все равно имеет место. Развитие информационной инфраструктуры также обеспечивает дистанционное развитие человека, обмениваться опытом, если правильно использовать соответствующие инструменты. Сюда также можно добавить возможность работать дистанционно (по «удаленкке»), а также искать клиентов, а по сути, расширять рынки сбыта. Информационная инфраструктура обеспечивает выход бизнеса на новый уровень – в сеть Интернет. А развитие каждого отдельного человека – это мультипликационный эффект для всего общества.

Наверняка, прочитав статью, Вы сделали вывод о том, основная масса предприятий различных объектов инфраструктуры формирует положительных эффект на уровне государства, всего общества. При этом с точки зрения каждого отдельного предприятия целесообразность наличия того или иного предприятия может ставиться под сомнение. Это приводит к тому, что предпринимателю/бизнесмену может быть просто не выгодно заниматься такими видами деятельности.

Другими словами, для некоторых предприятий инфраструктуры их эффективность как организации не стыкуется с их эффективностью для общества. Из этого следует вывод, что основную часть работы по обеспечению и созданию инфраструктуры берет на себя государство, а именно в тех многих случаях, когда предприниматель не будет браться за такой вид бизнеса, который не принесет ему ощутимой прибыли в ближайшей перспективе и при таких масштабах функционирования.

Вспомогательные и обслуживающие производственные процессы оказывают существенное влияние на экономику предприятия. Для основного производства необходимо снабжение материалами, полуфабрикатами, энергией различных видов, инструментом, транспортом. Выполнение всех этих многообразных функций составляет задачу вспомогательных подразделений предприятия: ремонтного, инструментального, энергетического, транспортного, складского и т.д. Несмотря на то, что многие работы по обслуживанию производства (изготовление запасных частей, инструмента, средств малой механизации и транспортных средств и т.п.) могут быть выполнены на специализированных предприятиях или заводах, изготавливающих оборудование, удельный вес таких работ на современных предприятиях достаточно велик.

Вспомогательные и обслуживающие подразделения образуют производственную инфраструктуру предприятия.

Производственная инфраструктура предприятия – это комплекс подразделений и служб, главная задача которых - обеспечение нормального (без перерывов и остановок) функционирования основного производства и всех сфер деятельности предприятия.

Состав производственной инфраструктуры предприятия определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями.

Нормальный ход производственного процесса может протекать только при условии бесперебойного обеспечения его материалами, заготовками, инструментом, оснасткой, энергией, топливом, наладкой, поддержание оборудования в работоспособном состоянии и т. д. Комплекс этих работ составляет понятие технического обслуживания производства или производственной инфраструктуры.

Техническое обслуживание производства является составной и важнейшей частью системы обслуживания производственного процесса. Техническое обслуживание производства включает функции по обеспечению технической готовности средств производства и движение предметов труда в процессе изготовления продукции.

Инструментальные службы и цехи завода должны своевременно обеспечивать производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. От работы инструментальных цехов и служб в значительной степени зависят внедрение передовой технологии, механизация трудоемких работ, повышение качества изделий и снижение их себестоимости.

Ремонтные цехи и службы завода обеспечивают рабочее состояние технологического оборудования путем его ремонта и модернизации. Качественный ремонт оборудования увеличивает сроки его службы, снижает потери от простоев и значительно повышает общую эффективность работы предприятия.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии и организуют рациональное ее использование. Работа этих цехов и служб способствует росту энерговооруженности труда и развитию прогрессивных технологических процессов, базирующихся на использовании энергии.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства и службы обеспечивают своевременную и комплексную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависит ритмичность производственного процесса и экономное использование материальных ресурсов.

Цехи и службы вспомогательного и обслуживающего производства прямо не участвуют в создании основной продукции завода, но своей деятельностью способствуют нормальной работе основных цехов.

Общими характерными признаками организации производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях являются:

Низкий уровень концентрации, специализации и кооперирования;

Мелкосерийный и индивидуальный характер производства;

Партионный и единичный методы организации производства;

Отсутствие в ряде случаев обоснованных расчетов нормативов организации производства;

Низкий уровень механизации труда;

Значительная доля занятых работников;

Низкая производительность труда и высокие затраты на производство продукции, оказание услуг, проведение работ.

В настоящее время на большинстве машиностроительных заводов весь комплекс работ по техническому обслуживанию выполняется самими предприятиями, что приводит к большим нерациональным расходам: распыленности средств, рабочей силы, оборудования и т. д.

Раздробленность вспомогательных служб, низкий уровень их специализации препятствуют созданию соответствующей технической базы и прогрессивных форм организации вспомогательных работ. Для вспомогательных производств характерны единичный и мелкосерийный типы производства со значительными затратами ручного труда, а изготавливаемая продукция значительнo дороже и менее качественна, чем на специализированных предприятиях. Например, изготовление отдельных видов инструмента и запасных частей в инструментальных и ремонтных цехах машиностроительных заводов в два-три раза дороже, чем на заводах станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.

Недооценка роли вспомогательных хозяйств привелa к существенному разрыву в уровне техники и организации основного и вспомогательного производства, специфика работ по обслуживанию производства во многих случаях затрудняет возможности их механизации и регламентации. Это привело к высокой численности вспомогательных рабочих, достигающей более 50% от общего количества рабочих машиностроительных предприятий, в то время как в ряде индустриальных стран эта цифра вдвое ниже. Например, численность ремонтников в общей численности работающих на предприятиях в США составляет 5%, а нашей стране -- 15%; транспортников соответственно - 8 и 17%, что обусловлено, главным образом, различным уровнем специализации и механизации работ по техническому обслуживанию производства. В США преобладающая часть работ по обслуживанию производства выполняется специализированными фирмами, 88% машиностроительных предприятий не имеют своих инструментальных цехов и приобретают весь инструмент со стороны.

Во вспомогательном производстве и техническом обслуживании на предприятии может быть занято до 50% всех рабочих. Из общего объема вспомогательных и обслуживающих работ на транспортно-складские приходится приблизительно 33% , на ремонт и обслуживание основных фондов – 30%, на инструментальное обслуживание – 27%, на энергообслуживание – 8% и на прочие работы – 12%. В результате, на ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное и складское обслуживание приходится примерно 88% общего объема этих работ. От их правильной организации и дальнейшего совершенствования в наибольшей мере зависит повышение эффективности технического обслуживания производства в целом.

Повышение технической оснащенности предприятий, механизация и автоматизация основного производства вызывают необходимость коренного совершенствования техники и организации вспомогательных работ, приближая их к уровню основного производства.


Инфраструктурой предприятия называются те подразделения, кото­рые обслуживают основное и вспомогательное производство. Это склад­ское и транспортное хозяйство, материально-техническое снабжение на предприятии и организация сбыта продукции. Производственная ин­фраструктура на предприятии нацелена на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования самого предприятия. В инфра­структуру входят инструментальное хозяйство, ремонтное, материально­техническое снабжение, транспортное хозяйство, организация сбыта продукции и информационные коммуникации на предприятии.

Инструментальное хозяйство создается для обеспечения произ­водства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. Один из самых сложных ви­дов работ - проектирование и изготовление технологической осна­стки. На них приходится более 80% трудоемкости всех работ по подготовке производства. Для изготовления продукции необходимо огромное количество инструментов. Прежде чем организовать про­изводство или приобретение инструмента, необходимо определить потребности в нем. Определение потребности в инструменте осно­вано на нормах износа. Норма износа - это время работы инстру­мента до окончательного его износа. На практике используются от­раслевые нормативы использования инструмента на 1000 станко- часов или 100 единиц готовой продукции.

Важной функцией организации инструментального хозяйства является регулирование запаса инструмента. Минимальное количе­ство инструментов, необходимое предприятию для бесперебойной работы, образует оборотный фонд. Он включает складские запасы в центральном инструментальном складе (ЦИС) и в цеховых инстру­ментальных раздаточных кладовых (ИРК), эксплуатационный фонд на рабочих местах и временно не работающие инструменты (в за­точке, ремонте, на восстановлении и проверке). Инструменты на рабочих местах и в ИРК - это цеховой оборотный фонд инстру­мента, а если добавить к нему инструменты, находящиеся в ЦИС. то мы получим общезаводской оборотный фонд инструментов. Ин­струменты образуют эксплуатационный цеховой фонд.

Для нормального хранения и своевременной подачи инструмен­тов большое значение имеет организация современного автомати­зированного складского хозяйства, в котором создается комплекс­ный запас инструментов и обеспечивается бесперебойная их подача в цехи. Экономия инструментов достигается улучшением условий их работы и эксплуатации.

Основной задачей ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Для под­держания оборудования в состоянии полной готовности к работе на предприятии должен осуществляться планово-предупредительный ремонт. Различают текущий, средний и капитальный плановый ре­монт. Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации обо­рудования, когда происходит замена отдельных частей. Средний ре­монт - это более глубокое вмешательство в работу оборудования, с заменой основных деталей и узлов. Капитальный ремонт связан с полной заменой основных деталей, узлов, трущихся поверхностей. В случае аварийных ситуаций необходим внеплановый ремонт.

Материально-техническое снабжение занимает важное место в процессе непрерывного воспроизводства на предприятии. На него приходится значительная часть времени и издержек обращения. Важ­нейшее значение этого элемента инфраструктуры связано с обеспе­чением предприятия необходимыми материальными ресурсами в со­ответствии с ритмом и тактом его технологического процесса. Эта служба осуществляет прямую и обратную связь с рынком в аспекте закупаемых материалов, она же призвана сокращать время товаро­движения от поставщика до потребителя, снижать издержки обраще­ния, способствовать минимизации запасов материальных ресурсов.

Материально-техническое снабжение на предприятии предна­значено выполнять следующие функции:

Планирование материально-технического снабжения на осно­ве баланса обоснованной совокупной потребности и покры­тия ее ресурсов из различных источников;

Установление рациональных хозяйственных связей по постав­кам продукции на предприятие;

Организацию и планирование снабжения производственных подразделений предприятия продукцией прозводственно- технического назначения;

Оперативное регулирование движения материальных ресурсов на основе строгого учета и контроля;

Существуют две формы снабжения: транзитная и складская.

При транзитной форме снабжения предприятие получает мате­риал непосредственно от поставщика, что ускоряет доставку и со­кращает транспортно-заготовительные расходы; однако ее исполь­зование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше кото­рых поставщик не принимает заказы к исполнению. Использование такой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.

Обеспечение материальными ресурсами цехов, участков и других подразделений предполагает выполнение следующего комплекса работ:

Планового установления количественных и качественных за­даний по снабжению;

Подготовки материальных ресурсов к производственному по­треблению;

Отпуска и доставки материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления либо на склад цеха;

Оперативного регулирования снабжения в условиях совершен­ствования технологических режимов, конструкторской и нор­мативной документации;

Строгого учета и контроля за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия;

Совершенствования организации материально-технического снабжения на предприятии на основе последних достижений науки и практики.

Материально-техническое снабжение всей номенклатурой матери­альных ресурсов в большой степени зависит от наличия и комплексно­сти производственных запасов на складах предприятия - от складского снабжения.

Основная цель планирования запасов является гарантия на­личия необходимых видов, объемов и сроков поставки материалов.

Планируются главным образом складские, страховые, мини­мальные и максимальные запасы.

Складские запасы - те, что находятся на складе в наличии во время проверки и планирования. Объем запасов зависит от поступ­ления материалов на склад и его выдачи со склада.

Страховые запасы - те, что обычно не выдаются в производст­венный процесс. Это так называемые аварийные запасы, которые гарантируют непрерывность производственного процесса при на­рушении поставок или в других затруднительных ситуациях.

Минимальный запас - это объем запасов, при достижении которого поступает сигнал срочного заказа материала. Время подачи заявки на за­каз необходимо установить таким образом, чтобы в период до получения заказанного материала страховой резерв остался неприкосновенным.

Максимальный уровень запасов указывает, какие материалы могут быть на складе в максимальном количестве. С его помощью можно избежать чрезмерно завышенного уровня запасов на складе и чрезмерно высоких расходов капитальных вложений, связанных с ведением складского хозяйства.

На практике используется понятие «допустимый минимальный уровень запасов». Это величина, до которой теоретически можно снизить запасы, прежде чем сделать заказ на их пополнение.

Наиболее прогрессивные системы оптимизации материально­технического снабжения включают логистику и систему «канбан».

К логистике относятся все задачи, связанные с управлением, хранением и движением материалов между поставщиками и потре­бителями.

Основной принцип системы «канбан» - поставка продукции (материальных ресурсов) заказчику способом «точно в срок». На всех фазах производственного цикла требуемые деталь, узел постав­ляются к месту производственного потребления строго по графику, именно тогда, когда собирается узел, и в том количестве, которое необходимо для ритмичного выпуска строго определенного объема продукции, а узел поставляется тогда, когда он нужен на сборке.

Система сбыта продукции - это завершающая стадия произ­водственного цикла, важнейшего в условиях рынка. Само понятие «сбыт» - это объем реализуемой продукции в заданное время. Сбыт активно влияет на производственную деятельность и качество продукции. Реализация продукции проходит в четыре этапа:

1) заключение договоров на поставку продукции;

2) составление плана реализации;

3) отгрузка продукции потребителям;

4) поступление денег на расчетный счет.

При рассмотрении проблем сбыта предприятие должно распо­лагать не только достоверными данными о спросе на рынке каж­дого вида производимой продукции, но также и оценкой различ­ных детерминантов спроса. Если на большинство детерминантов спроса предприятие не в состоянии повлиять (налоги, социальные факторы, международный кризис и т.д.), то на ряд факторов оно может оказывать влияние. Такие факторы принято называть пара­метрами воздействия на сбыт. Они делятся на:

Исходные - цена товара, его качество и упаковка, сервисное обслуживание, место нахождения предприятия, каналы реали­зации, ассортимент;

Комбинированные.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры предприятия является транспортное хозяйство. Его основная задача сводится к своевременно­му и бесперебойному обслуживанию производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

На предприятии, где сложились стабильные и устойчивые гру­зопотоки (массовое производство), перевозки осуществляются со­гласно графику, по постоянным маршрутам и с одинаковой интен­сивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять по ве­ерной или кольцевой схемам. Для первой схемы характерно одно­стороннее, двухстороннее и веерное движение транспортных средств. При одностороннем движении транспорт перемещается только в одну сторону, например детали перемещаются из одного цеха в другой. При двухстороннем движении осуществляется взаи­модействие цехов, например перевозки деталей из механического цеха в термический и обратно. Веерная схема включает склад и по­ставку материалов и деталей в цехи со склада. Недостаток такой схемы организации перевозок заключается в том, что транспортные средства отправляются со склада в цехи максимально загруженны­ми, а возвращаются пустыми. Это снижает эффективность перево­зок. При кольцевой схеме маршрут движения составляют так, что­бы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой партией груза.

В современных условиях очень важное значение приобретает та­кой элемент инфраструктуры предприятия, как информационные

коммуникации. Характеризуя ресурсы предприятия, мы обязательно говорим об информационных технологиях. Последние достижения в области информационных технологий могут способствовать совершен­ствованию обмена информацией на предприятии. Персональный ком­пьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и работники рассылают и получают. Электронная почта дает возможность работникам рассылать письменные сообщения любому человеку на предприятии. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того электронная почта - эффективное средство связи между людьми, находящимися в разных организациях, разных городах и даже регионах. Последние нововведения в системах связи позволяют одно­му человеку направить несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения. В ходе видео­конференций люди, находящиеся в разных местах, в том числе и раз­ных регионах, могут обсуждать всевозможные проблемы, видя собе­седника. Но, будучи высокоэффективными, новейшие информацион­ные технологии пока очень дорого стоят.