Значение птиц и их охрана. Практическое значение птиц, их охрана Презентация урока значение и охрана птиц

Б-7 Урок 56. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Цели:

1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.
2) воспитание научного мировоззрения, бережного отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
3) продолжить развитие навыков работы с учебником, дополнительной литературой, краеведческим материалом; навыков мышления; умение делать анализ и синтез; умение делать выводы.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Беседа по вопросам:
  1. Какие черты внешнего строения характерны для представителей надотряда Пингвины?
  2. Чем отличаются представители надотряда Страусовые?
  3. Какие черты приспособленности к среде обитания имеют водоплавающие птицы?
  4. Какие основные черты сходства птиц леса?
  5. Почему на лапах гусей и уток имеются плавательные перепонки, а на лапах аистов и цапель их нет?
  6. Как дятлы приспособлены к жизни на деревьях и как они добывают пищу?
  7. Какие приспособления к холодной и снежной зиме имеются в покровах ног у птиц северных лесов (у тетерева, рябчика)?
  8. Почему насекомоядные и зерноядные птицы имеют различное строение клюва?
  9. Почему ласточки в пасмурную погоду держатся ближе к земле?
  10. Почему у ястреба-тетеревятника и у сороки ноги и клювы имеютразличное строение?
  11. Приведите примеры.
  1. По очереди предлагаю названия птиц, а вы должны назвать экологические группы:

1. глухарь - растительноядные,

2. ворона – всеядные

3. дятел – насекомоядные,

4. орел – хищник дневной,

5. гусь – водоплавающие,

6. тетерев – растительноядные

7. сорока – всеядная,

8. лебедь –– водоплавающие

9. филин – хищник ночной

10. клест – растительноядные

11. утка –– водоплавающие

12. фазан – растительноядные

13. ласточка – насекомоядные

14. чайка – водоплавающие

15. курица – всеядная.

3) Чьи это лапы?

1 – цапля (болотная птица)
2 – скопа (крючковатые когти)
3 – дикая утка
4 – дятел
(скалолазающие)
5 – ворона (древесные)

По форме птичьей лапы можно судить об образе жизни ее обладателя. У хищников грозные крючковатые когти; у водоплавающих перепонки; у болотных птиц – длинные узкие пальцы; а у дятлов и попугаев одна пара пальцев обращена вперед, а другая – назад. У всех прочих птиц назад обращен один первый палец для удобства ходьбы и сидения на ветке.

  1. Чьи это клювы?

(дятел, утка, цапля, клест, пеликан, сокол, синица, попугай)

  1. «Живые синонимы».

Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.

Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).

Мудрый, как … (ворон)

Задиристый, как … (петух)

Вороватый, как … (сорока)

Важный, надутый, как … (индюк)

Длинноногий, как … (цапля)

Глазастый, как … (филин)

Взгляд хищный, как у … (ястреба)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Нос с горбинкой, как у … (орла)

Нос приплюснутый, как у … (утки)

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)

3. Подготовка к изучению нового материала: На фоне голосов птиц - стихотворение:

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Стоит в лес углубиться -
И уже как не дома:
Словно мы за границей -
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые плутаем,
Будто глухи отроду.
И еще утверждает,

Мы изучили внешнее и внутреннее строение птиц, размножение и развитие, сезонные изменения и годовой жизненный цикл. Познакомились с многообразием птиц. Все ли мы теперь знаем о птицах? Что мы сегодня будем изучать?

ТЕМА УРОКА, ЗАДАЧИ.

1) Значение птиц в природе.

Учитель - птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе.

  1. Ограничивает рост растений.
  2. Опыление цветковых растений.
  3. Распространение семян.
  4. Цепи питания.
  5. Санитары.

Вывод : птицы необходимы в природе для поддержания баланса.

2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.

  1. Промысловые и домашние птицы.
    мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)
  2. Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).
  3. Удобрения (гуано).
  4. Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).
  5. Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных. КАК ПРИВЛЕЧЬ ПТИЦ???
  6. Эстетическое и научное значение.
  7. Украшения.

3. Учитель. Продолжается урок, мне хотелось бы прочесть строки поэта К.В. Авилова:

Вы услышите сквозь грохот столетий.
Вашу кровлю минует беда,
Если новой весной на рассвете
Белый аист вернется сюда.

К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.

Причины следующие: КАКИЕ???

1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях; при использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время дрофы взяты под охрану.

2. Безмерный промысел.

Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.

В начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды.

3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест.

4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.

5. Загрязнение окружающей среды.

В настоящее время в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья.
4. История исчезновения некоторых птиц.

Моа – острова Новой Зеландии. Вес птицы достигал 300 кг. Переселенцы выжигали заросли тростника по берегам водоемов, в котором обитали птицы; в огне погибали кладки яиц, птенцы, взрослые птицы. Постепенно эти птицы исчезли совсем.
- На острове Маврикий обитала слабо летающая птица дронт. Её размеры с гуся (до 20 кг). Вкусное мясо дронта явилось причиной его гибели. Последняя птица погибла в 1688 году.

В США обитал каролинский попугай, люди уничтожили его. Последняя птица погибла в 20- е годы в штате Флорида.

Особенно страшна история исчезновения странствующего голубя, тоже обитавшего в США. В начале XIX века насчитывалось от 3 до 5 млрд. особей. Были зарегистрированы стаи, включающие в себя до нескольких тысяч птиц – они пролетали над населёнными пунктами в течение нескольких часов. Правительство разрешило массовый отстрел этих птиц. Люди убивали голубей из ружей, пушек, добивали камнями и палками, травили собаками. Через 2 – 3 года количество странствующих голубей резко уменьшилось, но мер по охране принято не было. В 1899 году был застрелен последний странствующий голубь. В 1914 году умерла последняя птица, обитавшая в зоопарке города Цинциннати (там установлена мемориальная доска).

5. Охрана и привлечение птиц.
Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.

1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

2) Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.

  1. Исчезающие виды – специальные меры для сохранения.
  2. Уязвимые виды – численность резко сократилась.
  3. Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины.
  4. Неопределённые виды – нет точной информации о численности.

В 1974 году приказом по Министерству сельского хозяйства СССР была создана Красная Книга СССР, в числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц.
Чёрная Книга – список исчезнувших видов животных и растений.

6. РАБОТА С КРАСНОЙ КНИГОЙ

3) Заповедники.

Орнитологические:

1. Кандалакшский (1932 год) – гага, лебедь-кликун.

2. Кызыл – Агаджский (Каспий) – колпица, султанка, каравайка, краснозобая казарка, фламинго, турач.

3. Астраханский заповедник им. В. И. Ленина (1919 год). Под охраной и наблюдением находятся 230 видов птиц:

84 вида – гнездятся;
105 – периоды миграций и зимовок;
40 – нерегулярно залетают;
48 – водно-болотный комплекс.

27 видов птиц занесены в Красную Книгу России – лебедь-шипун; серая, желтая, большая и малая белые, египетская цапли; кваква, каравайка, колпица, баклан, розовый и кудрявый пеликаны, балобан, орлан-белохвост, скопа, стрепет, ходулочник, султанка, стерх, дрофа, фламинго, чёрный аист и другие.

4. Острова Врангеля – белый гусь.

5. Окский, Печёро – Илычский – хищные птицы;

6. Лапландский, Центрально-лесной, Баргузинский – лесные тетеревиные.

Черноморский – чайковые, голенастые.

Вопрос: предложить свои меры по охране птиц:

1. Не разорять гнёзд.
2. Не кричать в лесу.
3. Соблюдать правила отстрела.
4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
5. Устраивать кормушки.
6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

7. Происхождение птиц.

8. Подведение итогов урока.

Вопросы – итоги:

  1. почему нужно охранять птиц;
    2) причины исчезновения птиц.

ЗАДАНИЕ НА СЛАЙДАХ.

Домашнее задание: § 50. Домашние птицы.

О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках

Значение птиц В природе Живут везде Цепь питания Регулируют численность насекомых, мелких грызунов Распространение семян Опыляют цветы В жизни человека Уничтожают вредителей сельского хозяйства Уничтожают грызунов Промысловая и спортивная охота Птичий помет, удобрение Пух, мясо, яйцо

Птицы красной книги Розовый пеликан.

Птицы красной книги Занесен в Приложение 1 Боннской Конвенции, Приложение 2 Бернской Конвенции, Приложение соглашения, заключенного Россией с Индией об охране мигрирующих видов. Охраняется на оз. Маныч-Гудило в филиале Черноземельского заповедника, в Дагестанском и Астраханском заповедниках, в республиканском заказнике Маныч-Гудило и заказнике Чограйский в Калмыкии.

Птицы красной книги Утка Мандаринка

Птицы красной книги Утка Мандаринка. Занесена в Красный список МСОП-96, Приложение 2 Боннской Конвенции, Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с Японией и Республикой Корея об охране мигрирующих птиц. Небольшая часть популяции охраняется в заповедниках Кедровая Падь, Уссурийском, Лазовском, Сихотэ-Алиньском, Большехехцирском и Хинганском.

Птицы красной книги Красноногая говорушка

Птицы красной книги Красноногая говорушка. Занесена в Красный список МСОП-96, Приложение соглашения, заключенного Россией с США об охране мигрирующих птиц. Гнездовые колонии сохраняются в созданном в 1993 г. Командорском государственном заповеднике.

Птицы красной книги Белоспинный Альбатрос

Птицы красной книги Белоспинный Альбатрос Занесен в Красный список МСОП-96, Приложение 1 СИТЕС, Приложение 1 Боннской Конвенции, Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с Японией и США об охране мигрирующих птиц.

Птицы красной книги Белоклювая Гагарка

Птицы красной книги Белоклювая Гагарка Занесена в Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с Японией, США, Республикой Корея и КНДР об охране мигрирующих птиц. Охраняется в ряде арктических заповедников.

Птицы красной книги Черный Аист включён в Красную книгу России (категория 3), Красные книги Саратовской области и Республики Татарстан. Потенциальные места гнездования входят в состав Сурского федерального зоологического заказника и Новочеремшанского государственного охотничьего заказника.

Древние птицы – археоптерикс

задание 1.Назовите птиц 2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа) 3.Назовите роль и значение птицы

задание 1.Назовите птицу 2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа) 3.Назовите роль и значение птицы

Домашнее задание: § 50. Домашние птицы. О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках (творческое задание к следующему уроку: учащиеся должны найти художественные произведения, поговорки, пословицы, где говорилось бы о птицах).


Тема урока

Значение и охрана птиц

Мандаринка - охраняемая птица


Цель урока

Выявить значение птиц в природе и жизни человека, причины и способы охраны птиц

Трёхпалый дятел

Варакушка


Значение птиц в природе

Регулируют численность насекомых и мелких грызунов

Распространение плодов и семян

Являются важным звеном в цепи питания живых организмов

Колибри опыляет растения питаясь цветочным нектаром


Значение птиц для человека

Истребляют насекомых вредителей садов и огородов

Некоторые виды птиц являются объектом промысла

Птичий помёт используется в качестве органического удобрения

Уничтожают мелких грызунов- вредителей и распространителей многих инфекционных заболеваний

Быстродействующее органическое удобрение по своим качествам превосходит навоз, а по быстроте действия не уступает минеральным удобрениям.

Продолжительность его действия около года.


Домашние птицы

Домашние куры

Яйценосные породы

Общепользовательские породы

русские белые

первомайские



Домашние птицы

Пекинские утки, московские белые, украинские

Быстро растут, к осени достигают массы более 2 кг

Выведены от дикой утки -кряквы


Происхождение птиц

Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц


Охрана птиц

Изготовление и развешивание искусственных гнездовий

Занесение в Красную книгу редких, охраняемых птиц

Создание заповедников, заказников

Подкормка птиц в зимнее время


Птица года

Чибис-2010 год

Белая трясогузка-2011 год

Варакушка-2012 год

Орлан-белохвост-2013 год



Задания кроссворда

1. Орган, обеспечивающий координацию во время полета.

2. Образование, отходящее от глотки и разделяющееся в грудной полости на два бронха.

3. Расширение в трахее, в которой расположены голосовые связки.

4. Птицы, которые после вылупления не могут передвигаться и долго остаются в гнезде.

5. Кровь, идущая от легких по легочной вене, попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, а затем в аорту.

6. Часть бронхов, выходящая за пределы легких, образующая тонкостенные мешки.

7. Орган, состоящий из внутреннего и среднего уха.

8. Птицы, которые сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие и могут передвигаться.

9. Строение легких.

10. Отдел желудка, где пища перетирается с помощью камешков.

11. Отдел, где пища подвергается воздействию пищеварительных желез.

12. Тип оплодотворения у птиц.

13. Зернистое тело неправильной формы, лежащее спереди левой почки.

14. Расширение в пищеводе.

15. Кровь, поступающая в правое предсердие, а затем в правый желудочек, а из него по легочным артериям к легким.

16. Сердце птицы.



Интернет- ресурсы

  • http ://images.yandex.ru/yandsearch - Изображения птиц: мандаринка, дятел, дрофа, варакушка, чибис, белая трясогузка, орлан- белохвост.
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr - Изображения на слайде 10, изображения диких банкивских кур, домашней птицы
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res - Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц

Цель:

  • Найти и показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, обсудить гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся, формирование экологического сознания.
  • Сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.

Задачи: формировать экологическое сознание: экология человека и экология среды. Учащимся надо освоить основные знания и умения сохранения биологического разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей среды.
Личностные : научить учащихся устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам
Регулятивные : определение цели работы, плана ее реализации; осуществление контроля и коррекции усвоения материала; овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения: (видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою идею)
Познавательные : составлять таблицы, сравнивать биологические объекты; устанавливать связи между строением и образом жизни (приспособление птиц к полету), находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные : умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; учить слушать и вступать в диалог, работать в паре.

Оборудование: Скелет птицы и пресмыкающегося, таблицы «Происхождение птиц». « Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь». Цифровой микроскоп, раздаточный материал (лапки курицы, перья птицы, роговая чешуя черепахи, скорлупа яйца). Влажный препарат ящерицы, змеи. Ноутбуки. Презентация .

1 часть: Проверка домашнего задания. 10 мин.

Проверка знаний по вопросам:

Каковы особенности годового жизненного цикла птиц? Каких птиц называют перелетными? В чем биологическое значение перелетов птиц? Как изучают перелеты птиц?
Чем отличается образ жизни оседлых птиц от кочующих?
Какие оседлые, перелетные и кочующие птицы живут в Московской области?
Предлагается построить схему, содержащую основные этапы жизненного цикла птиц:

Возможные записи учеников в кружках: размножение, ритуальное поведение, гнездостроение, насиживание. Забота о потомстве. Подготовка к зиме, зимовка, миграции. Значение птиц. Происхождение птиц. Кто выполнил задание правильно, поставьте рядом плюс.

Подвожу учащихся к выводу: птицы имеют более сложную организацию, которая проявляется не только в их строении, но и в годовом жизненном цикле. Прошу записать биологические и понятия: оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы и объяснить, как они понимают термины: «инвазироваться», «интродукция», «синантропы», антропогенные факторы среды, экология. А как вы понимаете термин экологическое сознание?

2 часть: Изучение нового материала 25 мин.

Фронтальная работа с классом (5 мин.)

  • Чем строение птиц отличается от строения пресмыкающихся – сравниваем по таблице.
  • В чем сходство птиц с пресмыкающимися: во внешнем строении, в строении скелета, систем внутренних органов, размножении и развитии? (используются модели скелетов, скорлупа яйца)
  • О чем могут свидетельствовать черты сходства птиц и пресмыкающихся?

Сформулируйте тему нашего нового урока, продумайте цель урока. Как связаны между собой экология среды и экология человека, прошлое, настоящее и будущее нашей планеты? Нам сегодня предстоит познакомиться с разными гипотезами о происхождении птиц.

За дополнение и ответы ставлю плюсы и оценки.

Делаю обобщение: действительно много признаков указывает на родство птиц с пресмыкающимися. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся (строение яйца). Особенно много общих черт у птиц с небольшими древними рептилиями – текодонтами, жившими около 200 млн. лет назад.

Работа с учебником (5 мин.)

Для выяснения особенностей строения первоптицы предлагается прочитать раздел учебника стр. 99 – дополнительные сведения, рассмотреть рисунок 189 и заполнить таблицу (Найти не менее 3-х признаков) (Приложение 1 ).
(проверяем и оцениваем работу – 2 ученика) 2 плюса за таблицу полностью заполненную.

Практическая работа (10 мин.)

Проверим информацию в таблице, проведя лабораторные исследования. На столах у вас есть инструктивные карточки и материал для исследований, выполните работу в паре. (Приложение 3 )

Работа с печатным материалом (5 мин.)

У вас на столах лежат материалы о происхождении птиц. Познакомьтесь с представленной гипотезой. Подчеркните, с чем вы согласны, а что вам непонятно или вызывает сомнение. Представьте свои аргументы за происхождение птиц от пресмыкающихся или против, выскажите свою точку зрения. На доске таблица:

Происхождение птиц от пресмыкающихся
Аргументы: за Аргументы: против сомнение

3 часть Обобщение материала . 10 мин .

Первоптица – это древняя примитивная птица, во многом похожая на пресмыкающееся. Она способна бегать по земле на двух сильных ногах, взбираться на ветви деревьев с помощью удлиненных когтистых пальцев, расположенных на крыльях. Следует отметить, что эта птица плохо летала, но могла планировать, преодолевая короткие расстояния, благодаря крыльям и длинному широкому хвосту.
Мы с вами попробовали выяснить, кто же является возможным предком птиц. Вы познакомились с разными гипотезами, но может быть и ваши будущие исследования в этой области принесут какие – то новые теории о происхождении птиц. На сегодняшний момент ваша задача сохранить для своих потомков то разнообразие птиц, которое есть сейчас на Земле, а для этого вы больше должны знать о своем окружении, какие птицы есть рядом с вами, а для этого надо формировать экологическое сознание. Как вы думаете, может ли антропогенный фактор стать решающим в уменьшении биологического разнообразия птиц на планете.
Давайте вспомним птиц, живущих в Москве и московской области. Как человек и вы ребята можете помочь сохранить пернатых своего края. Предложите меры защиты птиц. Непримиримая борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожением птиц из рогаток, спугивание птиц с гнезда. Меры по привлечению пернатых: заготовка для них корма, изготовление и установка кормушек. Развешивание гнездовий и скворечников.
В системе охраны природы в нашей стране большую роль играют государственные заповедники, среди которых есть орнитологические. В них проводится большая работа по изучению биологии и охране птиц. Более 200 птиц занесено в Красную книгу Московской области. (Постановление правительства Московской области от 13 февраля 1997г. №11/4 «Об учреждении красной книги московской области»)

Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми представителями птиц, продумайте план проектной работы по сохранению данного вида.

Поиск возможных новых мест гнездования филина и организация здесь особо охраняемых природных территорий. Регуляция численности кабана и бродячих собак в местах гнездования вида. Пропаганда необходимости охраны вида среди охотников и местного населения.

Оценки за работу на уроке и дополнения (2-3 ученика)

Задание на дом: П.50, вопр.№5,6 пис. Создать проект по сохранению редких птиц: одного вида птиц из Красной книги Московской области (по выбору)

Самоанализ урока.

Тип урока: традиционный в системно-деятельностной парадигме с постановкой проблемных вопросов. На уроке формируются базовые, корпоративные и личностные ценности через содержание урока, такие как экологическое сознание, экология человека и экология среды, гражданственность, доброта. Бережное отношение к природе, защита прав и ответственность.

На уроке формируются УУД по ФГОС (перечисленные в начале конспекта):

– сравнение (анализ и синтез), термины: синантропы, оседлые, кочующие и перелетные птицы.
– способность анализировать
– способность моделировать(составлять таблицы)
– работать с практическим материалом(исследовательская деятельность),работа с компьютером и цифровым микроскопом.
– формирование грамотной речи: формулировка гипотез и выдвижение аргументов за и против, работа с различными типами текста
– способность корректировать материал
– работа в парах

12-15 оценок за урок.

Приложение 1.

Заполнение таблицы.
Черты сходства первоптицы с птицами и пресмыкающимися.

Приложение 2

Проведение лабораторных исследований

Подтверждение данных таблицы в лабораторных исследованиях с использование цифрового микроскопа:

Инструктивная карточка № 1

1. Рассмотрите строение пера птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Найдите основные части.
3. Сделайте фотографии

  • Строение пера птицы 60*
  • Очин, опахала, стержень, бородки.

5. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Инструктивная карточка № 2

1. Рассмотрите строение кожицы на цевке птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении и роговые чешуи панциря черепахи.
2. Определите, чем покрыты ноги и пальцы птицы, и какой покров тела имеют пресмыкающиеся.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Роговые образования птицы 10* 60*и
  • Роговые образования пресмыкающихся 10*.60*

Инструктивная карточка № 3

1. Рассмотрите строение скорлупы яйца птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Определите, какое значение имеет такое строение яйца для развития организма на суше.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Скорлупа яйца 10* 60*

5. Сохраните рисунки в своей папке под названием "Происхождение птиц".

После окончания самостоятельной работы проверяем, как она выполнена. Добавляем данные в таблице сравнения. Предлагаю учащимся сделать презентацию на следующем уроке. Составьте презентацию: 4-5 слайдов: Археоптерикс.

Инструктивная карточка № 4

1. 1-й слайд – название презентации. Кто составил.
2. 2-й слайд – Сходство с птицами.
3. 3-й слайд – Сходство с?
4. 4-й слайд – Сходство с?
5. Сохраните презентацию в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Показ 1-2 презентаций с оценкой (2 ученика)

Значение птиц в природе

Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. Есть птицы, которые большую часть жизни проводят в открытом море. В настоящее время в мировой фауне известно свыше 9000 видов птиц. Они наиболее разнообразны в тропических лесах, а в суровых условиях Арктики и Антарктики видов птиц немного, но они представлены большим числом особей.

Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Подчас птицы сами служат пищей другим животным. Таким образом, птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов.

Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба - желуди - оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют. Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы, которые, подобно многим насекомым, питаются цветочным нектаром.

Значение птиц для человека

Значение птиц для человека зависит главным образом от той роли, которую они играют в природе. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды, в сады.

Несомненно, полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов - вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи).

На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц - куропаток, рябчиков, тетеревов, фазанов, а из водоплавающих - уток и гусей.

Гага - крупная морская утка. Она гнездится на побережьях северных морей. Гнездо свое она выстилает толстым слоем пуха. Гагачий пух отличается большой мягкостью, упругостью и очень малой теплопроводностью.

Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.

Птичьи перья имели очень большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времен Римской империи до середины прошлого века. До сих пор мы называем ножи перочинными и пишем изделиями из металла, которые по традиции называем перьями.

Охрана птиц

Птицы - первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца.

Закон об охране и использовании животного мира запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся и хищные птицы.

Редкие виды птиц охраняются в заповедниках.

Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена.

Привлечение птиц поближе к полям, садам и огородам положительно сказывается на урожае.

Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники - укрытия для гнезд.

Зима - трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу.

Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Урок на тему:

«Значение и охрана птиц. Происхождение птиц».

7 класс

учитель биологии

МБОУ СОШ с. Красногор

Юрасова Л.В.

2013 г.

Прогнозируемый результат: ученики должны уметь

    называть значение птиц в природе и жизни человека, мероприятия по охране птиц;

    приводить примеры видов птиц, играющих определенную роль в природе;

    характеризовать причины сокращения численности отдельных видов птиц;

    обосновывать необходимость охраны птиц;

    объяснять происхождение птиц

Задачи урока:

    изучить разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны птиц; выяснить происхождение птиц;

    воспитывать бережное отношения к природе, обосновать необходимость охраны птиц, экологическое, эстетическое воспитание;

    развивать самостоятельную деятельность учащихся на основе работы с различным информационным материалом: учебником, дополнительной литературой, мультимедийной презентацией

Средства обучения : компьютер, мультимедийный проектор, электронные презентации учащихся, рабочие листы для учащихся, « Красная книга Северной Осетии», ЦОР.

    Организационный момент

    Актуализация знаний обучающихся (тестовый контроль разноуровневого содержания, три варианта)

Приложение 1,2,3.

Самопроверка и взаимопроверка результатов (слайд №1)

    Изучение нового материала

Мы многое узнали о птицах, путешествуя по стране пернатых. А что, на Ваш взгляд, нам надо еще обязательно изучить о птицах.? (возможные ответы учеников: происхождение, значение в природе и жизни человека, меры охраны). Итак, тема нашего урока - « Значение и охрана птиц. Происхождение птиц». (слайд №2)

1.Происхождение птиц. (слайд №4)

Представьте себя в роли ученых - орнитологов и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц.

(Слайд №5)

Самостоятельная работа с учебником (слайд №6)

Черты сходства птиц с рептилиями: (слайд №7)

    Сухая кожа, лишенная желез

    Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)

    Наличие клоаки

    Сходство в строении яиц

    Сходство эмбрионов

Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу (слайды № 8-№10))

Черты сходства археоптерикса с птицами

Черты сходства археоптерикса с

рептилиями

Тело покрыто перьями

Форма черепа

Передние конечности - крылья с маховыми перьями

Зубы на челюстях

Расположение пальцев (3 вперед, 1- назад)

Наличие пальцев с когтями на передних конечностях

Длинный хвост из 20 позвонков

Роговые чешуйки на ногах

2.Значение птиц в природе (слайд № 11)

Какое значение имеют птицы в природе?

(Запись в рабочих листах в ходе просмотра мультимедийной презентации)

1. Ограничивают рост растений.(слайд №12)

2. Содействуют опылению растений. (слайды №13, 14)

3. Способствуют распространению плодов и семян (слайды №15, № 16)

4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т. д.) (Слайды №17, 18)

5. Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.) (слайд №19)

Задание: составьте пищевую цепь с участием птиц (выполняют на доске 2 ученика) (слайд №20)

3. Значение птиц в жизни человека. (слайды №21, 22)

Угадайте какой птице поставлен памятник?(слайд №23)

На подъемной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии. Птице поставили памятник. О какой птице идет речь? (Голубка) (слайд № 24)

В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в16 веке. Благодарные люди поставили птице памятник. О какой птице идет речь? (Петух) (слайды № 25, 26)

Этой птице поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США штате ЮТА, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. О какой птице идет речь? (Воробей) (слайды №27, 28)

3. Значение птиц для человека.

Трудно представить окружающий нас мир без птиц. Они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Интерактивное задание « Найди 10 птиц» (слайд № 29)

Физминутка для глаз

Птицы вдохновляют нас на творчество. Синквейны, составленные учениками. (слайды № 30-32)

А какое еще значение имеют птицы в жизни человека? (слайд № 33)

1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух.

2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского хозяйства.

Экологическая задача: (слайд № 34)

Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?

Ответ: 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых (слайд № 35)

3.Птичий помет - ценное органическое удобрение

4. Эстетическое значение

5. Научное значение

Предки домашних птиц (презентация, подготовленная ученицей)

4.Охрана птиц

Сокращая численность насекомых – вредителей, мышевидных грызунов, уничтожая семена и плоды сорных растений, выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу». Птиц необходимо охранять и привлекать к жилищу человека. Охрана птиц – дело каждого человека. Для изучения и сохранения природы в целом и птиц в частности в мире и в нашей стране создаются охраняемые территории -заповедники, заказники, приняты законы, созданы Красные книги.

Презентация ученицы « Птицы Красной книги Северной Осетии»

Подарите же птицам свою любовь и заботу. Пришла весна, ожила вся природа. И птицы, зимующие и перелетные, начинают жить новой жизнью, наполняют веселым шумом леса, парки, водоемы, образуют пары, возможно, какая-нибудь птичья парочка совьет себе уютное гнездышко в скворечнике, сделанном учениками нашей школы. Помните, охрана птиц – дело каждого человека!

Звучит клип « Раненная птица»

IY .Закрепление

1. Кто является предком птиц?

2.Укажите черты сходства птиц и рептилий.

3. Каково значение птиц в природе и жизни человека?

Y . Итог урока

YI . Домашнее задание пар. 50 (слайд № 37)

Творческое задание составить синквейн на тему птицы

Спасибо вам за урок, вы – молодцы!