Понятие трудовой занятости и ее обеспечение. Коллективный договор можно заключить. Тип класса и социальный слой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Виды занятости

  • Введение 3
    • 1. Определение занятости 4
    • 2. Виды занятости 4
  • Заключение 9
  • Список литературы 10

Введение

Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми. Данная работа как раз и раскрывает понятие занятости и рассматривает различные классификации занятости. Некоторые виды занятости, выделенные в законодательстве, до сих пор являются темой для споров в России.

Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.

В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).

Занятость нужно рассматривать с двух позиций:

1. как экономическую категорию

2. как социально-экономическую категорию.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

1. Определение занятости

Для начала определим такое понятие как занятость.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1

Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Виды занятости

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально - квалификационный признак:

- стаж работы;

- уровень образования;

- степень автоматизации труда.

Характер деятельности:

- личное подсобное хозяйство;

- индивидуальная трудовая деятельность;

- работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

- служба в армии;

- работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

- предприниматели;

- рабочие;

- управленческий персонал;

- инженерно-технические работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной признак.

Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости. О.В. Ромашов "Социология труда" с. 48.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении: Общероссийский классификатор информации о населении.

1 Работающий на постоянной работе

2 Работающий на временной работе

3 Работающий на сезонной работе

4 Работающий по срочному трудовому договору

5 Неработающий

6 Безработный

7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости

Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость К.Г. Кязимов "Рынок труда и занятость населения" с.56. .

Полная занятость - это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким В.А. Павленков "Рынок труда. Занятость. Безработица" с.124. .

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения с.61. .

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. .

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы" .

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Заключение

Рассматривая тему "Виды занятости", мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяют следующие виды занятых граждан: работающий на постоянной работе, работающий на временной работе, работающий на сезонной работе, работающий по срочному трудовому договору, неработающий, безработный, безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.

Также различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

2. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три вида занятых граждан:

* лица, работающие в сфере как общественного, так и личного труда;

* лица, которые заняты различными видами общественной деятельности;

* лица, не занятые какой-либо деятельностью, но по Закону считаются занятыми.

3. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Мы будем наблюдать негативные последствия на рынке труда, потому что законодатель продолжает игнорировать проблемы, связанные с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

Закон о занятости населения Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)

Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы"

Основная литература:

Рынок труда. Занятость. Безработица.В.А. Павленков - М.: Изд-во МГУ, 2004

Рынок труда и занятость населения.К.Г. Кязимов. - М.: Перспектива, 2005

Социология труда. О.В. Ромашов. - М.: Гардерики, 2003

Периодические издания:

Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61

Интернет-ресурсы:

http: // www. aup. ru/docs/klasif/pop11. htm - Общероссийский классификатор информации о населении (в редакции на 1 сентября 1999 года). Дата введения 1996-07-01

Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. Текст Рекомендации размещен на официальном сервере Международной Организации Труда www. ilo. ru

Подобные документы

    Понятие занятости в сфере труда. Правовой статус безработного. Гарантии государства в области занятости. Система регулирования занятости населения. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Причины создания служб занятости. Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости. Значение негосударственных служб занятости. Занятость населения: тенденция и перспективы. Технология деятельности служб занятости.

    реферат , добавлен 08.12.2007

    Теоретические основы исследования рынка труда и занятости. Формирование и развитие рынка труда. Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России. Возможна ли полная занятость. Виды занятости. Сущность занятости населения.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2006

    Разработка рекомендаций по совершенствованию работы службы занятости населения Московской области по обеспечению занятости молодежи. Пути повышения эффективности работы службы занятости со слабозащищенными слоями населения (на примере молодежи).

    дипломная работа , добавлен 21.06.2015

    Общая характеристика неформальной занятости. Аутстаффинг как кадровая технология полуформальной занятости. Социально-демографические характеристики неформально занятого населения. Понятие, сущность и виды аутстаффинга, преимущества его использования.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Рынок труда, его характеристика и субъекты, особенности рынка труда и занятости в современной России. Государственная политика занятости населения, ее цели и задачи, регулирование рынка труда. Структура и основные направления развития системы занятости.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2010

    Проблемы занятости населения. Иерархия трудовых мотивов населения Тюменской области. Исследование статистики занятости и безработицы. Динамика экономически активного населения. Анализ особенностей рынка труда, его тенденции и перспективы развития.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Изучение истории развития государственной службы занятости населения. Определение функций (содействие в поисках работы, выплата помощи безработным) и услуг (консультация, информация, поддержка, отбор персонала) Федеральной службы по труду и занятости.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Вопрос занятости и безработицы является проблемой номер 1 для всего мира. Основная характеристика тенденций развития международного рынка труда. Состояние и перспективы в сфере занятости. Безработица среди молодежи.

    реферат , добавлен 22.04.2007

    Рынок труда и реализация трудового потенциала в сфере занятости. Особенность и динамика рынка труда и занятости населения. Необходимость государственного контроля и регулирования, нормативно-правовые акты и организационные основы политики на рынке труда.


Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1). Понятие «занятость населения» при всей, на первый взгляд, очевидности содержит вопросы, которые требуют своего рассмотрения.
Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» трактует занятость населения как «деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход» (ст. 1, пункт 1). Однако нужно отметить, что подобное понятие противоречит данному в этом же законе (ст. 2) понятию «занятые», к которым относят не только разные категории работающих, но также и тех, кто временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, забастовкой и иными подобными причинами. Следовательно, занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодами отпусков и т.п. Более того, можно быть занятым, но не работать в силу того, что окончилось рабочее время и наступило время отдыха. В терминологии необходимы точность и строгость формулировок.
Более точным, с нашей точки зрения, социально-экономическую категорию занятость населения можно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость – это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.
Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы будет безработица (о ней пойдет речь в гл. 7).
Состояние занятости напрямую связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г. категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях МОТ, которым следует Госкомстат России.
Чтобы разобраться в содержании этого понятия и в особенностях подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения, обратимся к табл. 6.1.
Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Федеральный закон в отличие от рекомендаций МОТ и методики Госкомстата России от 25 мая 1993 г. помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что по существу совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.
Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым, а другая – к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым? Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.
Относительно обучающихся очно положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно – люди занятые, такими их считает Федеральный закон. Но следует понимать, что в методике Госкомстата России речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности – дневного обучения – они должны быть экономически не активны, то есть не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка.
Таблица 6.1
Особенности определения показателей численности занятых
По методологии МОТ (методике Госкомстата РФ от 25 мая 1993 г.) По ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом изм. и доп. по состоянию на 10 января 2003г.

1) Занятые – это: лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
  • выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
(военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по методологии МОТ относятся к наемным работникам)
1) Занятые – это граждане:
  • работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске)*;
  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
2) Проходящие общий курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения
3) Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин 3) Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (Альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами
Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений

*Из числа граждан, участвующих в общественных работах. Федеральный закон от 10.01.2003 г. относит к занятым: впервые ищущих работу; уволенных более одного раза в течение года за виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва; отчисленных за виновные действия с обучения после направления туда службой занятости; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии(специальности) или пройти переподготовку после окончания первого (годового) периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.
Продуктивная занятость – это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России.
Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот закон занятыми не считает).
Полная занятость – это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.
Рациональная занятость – предполагает оптимальное распределение занятых по отраслям производства, профессионально-квалификационной структуре, регионам страны в соответствии с наличием рабочих мест и с целью выпуска необходимой обществу продукции и оказания услуг. Но рациональная занятость еще не говорит о результатах труда работника.
Эффективная занятость – теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени.
Скрытая занятость – это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в хозяйственных незарегистрированных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор – нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.
Частичная занятость – форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная Трудовым кодексом РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительностью трудовая нагрузка работника дает основание относить его к частично занятому.
Временная занятость – такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и не престижных работ, для работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например, для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.
Гибкая занятость – форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда, такими, как:
- нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. К ним относятся: режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;
- нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
- нестандартные способы работы и рабочие места, к которым относятся надомный труд - выполнение производственного задания в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;
- самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.
Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что по нашему мнению точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.
В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативные виды занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относятся: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работа по вызову; работа по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.
Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких, как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.
В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права чело­века «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1).

Занятость населения – это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане (ст.2 Закона о занятости):

● работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

● самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (исключая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

● избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

● военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

● трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

● временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);

● выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

Различают следующие виды занятости.

Продуктивная занятость – это занятость на населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России.

Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми, больными родственниками, которых этот закон занятыми не считает).

Полная занятость – это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Рациональная занятость – определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально-полезной. Уровень рациональной занятости – гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость – теоретической понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость нужно максимизировать.

Скрытая занятость – это занятость людей, находящаяся в не сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор – нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость – форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлено для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительностью трудовой нагрузки работникам дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость – такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, для работ по ликвидации, сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость – форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда такими, как:

● нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. К ним относятся режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

● нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работников;

● нестандартные способы работы и рабочие места, к которым относятся надомный труд – выполнение производственного задания в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

● самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких, как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативные виды занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относятся: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работа по вызову; работа по выходным дням; надомный труд и др. гибкие формы занятости.

В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости. Происходившие перемены в экономике осуществлялись не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической

4.4.БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПО ЕЕ СОКРАЩЕНИЮ.

Безработица – это общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью получения дохода, а с другой стороны, отсутствием такой работы. По аналогии с понятием занятости безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного доходного занятия при наличии желания иметь такую работу.

В Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дается следу­ющее развернутое определение условий признания граждан безработными.

"Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поис­ка подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их
заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

3.Безработными не могут быть признаны граждане :

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации на­значена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государ­ственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальнос­ти) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характе­ра. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессио­нальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их реги­страции в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установ­ленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработ­ных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

Продолжительность безработицы - это период поиска работы (неделя, месяц, год), в течение которого безработный ищет работу, используя разно­образные пути (знакомства, родственные связи, объявления, частные, обще­ственные и государственные учреждения трудоустройства и т.п.), с момента начала поиска работы до устройства на работу.

Численность граждан, обратившихся в органы государственной службы за­нятости по вопросам трудоустройства, включает:

Большое число лиц, потерявших по различным причинам работу и об­ратившихся в данный период в службы занятости за содействием в трудоустройстве;

Значительное число лиц, поставляемых потенциальным рынком труда
по экономическим причинам и прошедших стадию первоначальной профессионально-квалификационной подготовки, а также учащихся, нуждающихся в заработке в свободное от учебы время;

Значительное число лиц, занятых на работе, но желающих сменить ее
на более приемлемую работу либо желающих иметь вторую работу в сочетании с первой, т.е. иметь вторичную занятость, и др.

Численность трудоустроенных граждан - это общая численность лиц, по­лучивших в данный период работу при содействии органов государственной службы занятости (учитывается отдельно от тех, кто трудоустроился, минуя государственную службу занятости).

Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках - это число вакансий, сообщенных предприятиями и организациями в органы государственной службы занятости, которое, как правило, меньше реально­го числа вакансий.

Виды безработицы.

Различают несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, скрытая, застойная, нормальная (естественный уровень безработицы), оптимальная, институциональная, хро­ническая и др.

Одной из причин безработицы может быть добровольное оставление человеком места работы с целью поиска более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положении безработного. Безработным может также оказаться человек, впервые ищущий работу или ищущий новое место работы после окончания временной работы.

Безработицу, которая явилась следствием названных выше причин, называют фрикционной, ее можно было бы назвать ситуационной, т.к. она вызывается ситуацией, понуждающей людей искать другую работу.

Фрикционная безработица считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива увольнения исходит от самого человека. В результате такой безработицы многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности.

Фрикционную безработицу можно назвать нормальной. Это преимущественно безработица неудовлетворенности содержанием и условиями труда. Она как правило кратковременна – не более одного-двух месяцев.

Структурная безработица означает, что спрос и предложение на одни и те же виды труда в различных фирмах, отраслях и регионах не совпадают. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой – изменением структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса.

Структурная безработица – это в большей части безработица устаревших профессий.

Современные темпы развития экономики связаны с научно-технической революцией, которая непрерывно изменяет отраслевую структуру хозяйства. Возникают новые технологии во всех отраслях, изменяется их удельный вес. Сокращается число занятых в сельском хозяйстве, промышленности, и растет их число в сфере услуг, в наукоемких производствах и т.п. Поэтому струк­турная безработица существует в современной рыночной экономике непре­рывно, ее значение в рамках рынка труда возрастает и требует поэтому расширения системы переподготовки работников. Возникает настоятельная потребность в непрерывном повышении квалификации, переподготовке персонала на предприятиях.

Циклическая безработица - это постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. Масштабы и продолжительность ее достигают пика при спаде (кризисе) экономики и минимума при подъеме. Она приносит наиболее разрушительные последствия, вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами. В таких условиях многие предприятия сворачивают или прекращают деятельность, оказываясь банкротами. При циклической безработице издержки общества на преодоление ее негативных последствий весьма существенны.

Циклическую безработицу можно охарактеризовать как безработицу недостаточного спроса на труд, порождающего хаос в экономике.

По характеру проявления различают безработицу открытую скрытую.

Открытая б. не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском.

Скрытая безработица характеризует состояние людей, кото­рые работают по найму но:

а) неудовлетворены работой и подыскивают другое место ос­новной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претен­зий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущие другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в админист­ративный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными об­следованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы за­нятости населения, ученых.

По продолжительности безработица подразделяется на кратко­временную, умеренную, длительную и застойную.

Кратковременная, безработица продолжительностью один-два месяца характерна для фрикционной ее разновидности.

Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев.

Застойная безработица включает в себя самый устойчивый слой безработ­ных. Это нищие, опустившиеся, бродяги, потерявшие всякую надежду на работу (бомжи) и т.п. Иногда к застойной безработице относят работающих по найму на дому на том основании, что этот наемный труд носит сезонный характер и сами работники по состоянию здоровья или по семейным обстоя­тельствам не могут работать на рабочих местах фирмы. Однако вряд ли право­мерно эту часть наемного труда относить к какой-либо разновидности безра­ботицы.

Длительная безработица получила свое название в связи с продолжитель­ным существованием работника в качестве безработного в течение 12-18 ме­сяцев, когда фактор времени оказывает отрицательное влияние на професси­ональную работоспособность и уровень квалификации, способность интен­сивно работать весь рабочий день. Длительное бездействие ведет к утрате работником уверенности в себе, деградации его как личности, закомплек­сованности и озлобленности. С этим связаны определенные трудности воз­вращения работника к нормальной трудовой деятельности, требующие по­мощи ему со стороны специалистов - социологов и психологов, а также внимания государственной службы занятости в предоставлении ему возмож­ностей трудоустройства.

Женская безработица - разновидность безработицы, связанная с особен­ностями женской рабочей силы и положением женщин на рынке труда, по­скольку:

Женщины играют особую роль в воспроизводстве населения, рождении
и воспитании детей, в домашнем хозяйстве. Это является основной причиной
того, что женщины рабочих профессий имеют, как правило, менее высокий
по сравнению с мужчинами уровень квалификации;

Уровень безработицы среди женщин более высок, поскольку женщины
в силу специфики их способностей к наемному труду не могут конкурировать
с мужчинами, к которым работодатели предъявляют более жесткие требования, а это приводит к первоочередному увольнению женщин. Поэтому на
рынке труда женщины подвергаются социальной дискриминации вопреки
п.2 ст.6 Конституции РФ, ст.З Трудового кодекса РФ, Конвенции ООН
"О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" и ряда кон­венций МОТ.

Институциональная безработица порождена чрезмерными социальными выплатами пособий по безработице, различного рода вспомоществованиями, которые снижают трудовую мотивацию и культивируют иждивенческую пси­хологию, снижая предложение рабочей силы на рынке труда и способствуя увеличению уровня безработицы. Чем больше размеры пособий по безработи­це, тем продолжительнее поиск работы, дающей заработок, превышающий пособие. Этот вид безработицы может быть вызван высоким гарантированным минимумом заработной платы, несовершенством системы налогообложения, если она, сокращая трудовые доходы, делает их сопоставимыми с выплатами по социальному вспомоществованию. Естественно, это ограничивает предло­жение наемной рабочей силы на рынке труда, поскольку некоторые не видят смысла работать, и сроки безработицы удлиняются.

Полная занятость в условиях рыночной экономии, достигается при естественном уровне безработицы. В этом суть рыночного понимания занятости, которое было сформулировано еще Дж.М.Кейнсом.

Под полной занятостью в кейнсианских работах понимается ее состояние при так называемом нормальном, естественном уровне безработицы, а от­нюдь не ее полная ликвидация. Это такой масштаб безработицы (примерно 3-6% от общего числа занятых), который достаточен для выполнения функ­ции давления на заработную плату рабочих, но который, вместе с тем, не представляет серьезной опасности для существования капитализма.

Естественная норма безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной за­нятости в экономике.

Социально-экономические последствия безработицыи меры по еесокращению

Фрикционная и структурная безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению за исключением того, что необходима организация переобучения персонала в соответствии с требовани­ями рынка труда.

Циклическая безработица , сопровождающаяся длительной и застойной ее формами, -- наиболее разрушительна для общества, она наносит населению значительный экономический, моральный и социальный ущерб и требует активных мер государства по.ее преодолению, недопущению застойной безработицы или сокраще­нию ее уровня.

Одним из негативных последствий безработицы является не­выпущенная продукция в силу нерабочего состояния трудоспо­собных граждан, имеющих желание работать, и, как следствие, -- снижение темпов экономического роста, отставание объемов про­изводства валового национального продукта (ВНП). Американ­ский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уровнем безработицы и объемом ВНП, со­гласно которому превышение уровня безработицы над ее нор­мальным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию произ­водства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).

Длительная и застойная безработица оказывает негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граж­дан, подрывается физическое и моральное здоровье общества: те­ряются квалификация и практические навыки, возникает психоло­гическая депрессия, в обществе растет социальная напряжен­ность, жестокость и преступность, увеличивается распад семей, растет число нервных, психических и сердечно-сосудистых забо­леваний, возрастает количество случаев суицида и других негатив­ных явлений.

Массовая длительная безработица оказывает сильное влияние на социально-политическое положение в странах, когда на волне всеобщего недовольства активизируют деятельность экстремист­ские группировки и партии, растет шовинизм, совершаются госу­дарственные перевороты. Поэтому своевременные и эффективные меры по предотвращению или снижению негативных последствий массовой длительной безработицы должны быть приоритетными в социально-экономической политике государства.

Можно измерять все те издержки, которые несут занятые наемные работники, работодатели и государство на содержание армии безработных и их семей, содержание органов занятости и других учреждений социальной поддержки безработных - это немалые средства, которые тратятся сверх по­терь от того, что не производится самими безработными, и тоже относятся к ущербу, который терпит общество от безработицы.

Социальные гарантии по безработице в странах с развитой рыночной экономикой установлены законодательно. Это:

Пособия по безработице;

Помощь по безработице (денежная помощь не имеющим работы);

Показатели безработицы:

Изучение безработицы основано на системе ее показателей, получаемых на основании официальных (ежемесячных, квартальных, полугодовых, годовых) статистических материалов Госкомстата. На основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения, которые проводятся с 1992 года, а также на основе статистических бюллетеней и других материалов.

Среди показателей безработицы наиболее общими являются следующие:

Уровень официально зарегистрированной безработицы как отношение числа зарегистрированных безработных к численности ЭАН на основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату.

УЗБ год = ЗБ год /ЭАН год *100 %

где: УЗБ год – уровень зарегистрированной на определенной территории безработицы в среднегодовом исчислении, %

ЗБ год – среднегодовая численность зарегистрированных безработных, чел

ЭАН год – среднегодовая численность экономически активного населения, чел.

Уровень общей безработицы как отношение общего числа безработных, рассчитанных на определенной территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату к численности ЭАН на эту дату:

УОБод =Обод / ЭАНод * 100 %

где: УОБод – уровень общей безработицы на определенной территории по состоянию на определенную дату, %

Обод – общая численность безработных, рассчитанных на территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату, чел.;

Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных как отношение числа зарегистрированных на определенную дату безработных к общему числу безработных, рассчитанных на территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату:

УБод = ЗБод / Обод * 100 %

Коэффициент напряженности на рынке труда как отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату.

НРТод = ЗБод / ЗВод.


Похожая информация.


Среди крупных социально-экономических и правовых проблем в России, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовой занятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сих пор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», много сомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда на суть этих вопросов.

Содержащееся в пункте 1 статьи 1 Закона от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» Российская газета. 1996. 6 мая (с последующими изм. и доп.) Далее по тексту - закон о занятости. определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей им, как правило, заработок, трудовой доход, все же не совсем конкретно. В частности, из него следует, что речь идет о легальных видах занятости, но (и самое главное) не ясно, о каких именно - трудовой, учебной или иной.

Тем более что абзаце 8 статьи 2 указанного нормативного правового акта, законодатель относит к занятым трудоспособных граждан, проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и иных соответствующих образовательных учреждениях. Другими словами, здесь уже однозначно имеется в виду учебная занятость, в то время как в других абзацах статьи 2 перечисляются формы трудовой занятости, занятость на военной службе, в органах внутренних дел и т. д.

Приведенный пример лишний раз свидетельствует, что законодатель в силу каких-то причин четко не отграничил основные виды занятости. Высказываются и другие претензии относительно легального определения занятости и занятых граждан См., например: Чураков В. Стартовые условия формирования рынка труда в России // Человек и труд. 1993. №4. С.38..

Не останавливаясь на анализе имеющихся в науке (прежде всего экономической, ведь «занятость» - это экономическая категория) суждений по теоретическим аспектам занятости вообще и полной занятости в частности Основные из них в сжатой форме приведены, например, в учебнике: Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России / под. общ. ред. О.М.Медведева. - М.: МГИУ, 1997. С. 11-16., постараемся сразу сделать некоторые выводы.

Занятость - это естественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делать что-то», «занятие» и т. д.

В отношениях между гражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется) в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные и нелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев классификации они могут быть подразделены на самостоятельные различные формы (виды), а те, в свою очередь, на дробные формы и виды.

Вновь вернемся к статье 1 и 2 Закона о занятости. На наш взгляд, в статье 2 перечислены виды и формы занятости общественно полезной деятельностью, но далеко не все, а только те, охват граждан которыми не дает им права на получение пособия по безработице. В частности, отсутствуют такие важные формы занятости, как воспитание детей, уход за нетрудоспособными, занятость в домашнем хозяйстве и др. Иными словами, в статье 1 сформулировано такое понятие занятости общественно полезной деятельностью, которое в совокупности с содержанием статьи 2 позволяет лишь установить, когда граждан нельзя признать безработными и назначить им пособие по безработице.

Полагаем, что условно все виды занятости общественно полезной деятельностью в зависимости от ряда критериев, в том числе от целевой направленности, можно отнести к трем основным видам: учебная; на военной службе и службе в органах внутренних дел; трудовая. При этом, естественно, принималось во внимание и содержание статей 1 и 2 Закона о занятости.

Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Из приведенного определения видно, что нужно различать, в свою очередь, как минимум два вида (подвида) трудовой занятости (в зависимости от ее цели). Каждый из них имеет свои формы. Так, основными формами второго вида являются: воспитание детей, уход за больным членом семьи, благотворительная деятельность, ведение домашнего хозяйства и другое.

Трудовая занятость первого вида - это и есть занятость людей в сфере производства или в экономическом значении Она и рассматривается в дальнейшем.. Под ней следует понимать удовлетворение потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

Формы трудовой занятости в экономическом значении - это установленные законом (или, во всяком случае, не противоречащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму в организациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования; предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах (артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции по договорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.

Приведенное определение трудовой занятости в сфере производства или в экономическом значении в принципе одновременно является и понятием полной трудовой занятости. Полагаем, что основное отличие между ними состоит лишь в степени удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда и т. д. Если потребность удовлетворена полностью, то налицо и полная занятость.

Термин «обеспечение занятости» встречается достаточно часто в действующем законодательстве. Употребляется он и в литературе, однако практически почти нигде не расшифровывается.

На первый взгляд, можно прийти к выводу, что обеспечение занятости сводится к гарантиям права на труд. Да и само слово «гарантия» означает обеспечение, ручательство. Гарантировать - значит, обеспечивать, поручаться, устанавливать гарантии См.: Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. - М.: Юридическая литература, 1969. С. 8..

Может быть, это обстоятельство позволило В. Н. Толкуновой См.: Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации / под ред. К.Н.Гусова. - М.: ИТД-Грачев С.М., 1996. С. 101. дать определение обеспечения занятости, прежде всего как комплекса социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд и тому подобное.

С экономической точки зрения структура занятости складывается из трех элементов: привлечение трудовых ресурсов; собственно занятость, или непосредственная занятость, то есть использование рабочей силы; высвобождение трудовых ресурсов. Данные элементы представлены одновременно в занятости и отражают реальные процессы перехода трудовых ресурсов из одного состояния занятости в другое. Привлечение трудовых ресурсов и высвобождение трудовых ресурсов - непрерывные процессы, которые идут одновременно и без которых невозможно понять собственно занятость См.: Чембровский В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. - Кишинев: Штиинца, 1973. С.13-17..

Причем доминирующее значение принадлежит собственно занятости, или непосредственной занятости. Именно на достижение собственно занятости (включение работника в совокупную рабочую силу и соединение со средствами производства) направлены два других элемента - привлечение и высвобождение трудовых ресурсов.

Вот почему, на наш взгляд, если под обеспечением занятости понимать все то, что направлено на ее достижение, то применительно к приведенной структуре занятости в обеспечение можно включить, прежде всего, привлечение трудовых ресурсов, а также их высвобождение.

Теперь постараемся выделить границы обеспечения занятости в воспроизводственном процессе рабочей силы. Он, как известно, характеризуется единством его фаз - производства, обмена, распределения и использования. При этом производство и распределение с экономической точки зрения расширенного воспроизводства рабочей силы в совокупности представляют собой формирование рабочей силы. А вот с позиций механизма государственно-правового воздействия на процесс формирования рабочей силы в его содержание следует включить третью фазу воспроизводства (распределение) и отчасти первую (ее третий момент - только производство квалифицированной рабочей силы). Этот момент мы именуем подготовкой рабочей силы. Тем самым процесс формирования рабочей силы с точки зрения государственно-правового воздействия на него состоит из двух стадий: подготовки и распределения.

Занятость не является особой или самостоятельной фазой процесса воспроизводства рабочей силы.

В литературе принято считать, что отношения занятости охватывают все фазы, а эффективность последней из них, на которой происходит использование трудовых ресурсов, зависит от целенаправленной деятельности общества на предшествующих этапах воспроизводства.

Хотя параллельное употребление этих понятий имеет определенные основания: занятость не может осуществляться без использования трудоспособного населения в процессе труда. В то же время есть качественные и количественные отличия См., например: Злупко С.Н. Теоретико-управленческие аспекты занятости в развитом социалистическом обществе. - Киев: Наукова думка, 1985. С.13-14..

Таким образом, с позиции воспроизводства рабочей силы обеспечение занятости охватывает фазы производства, обмена и распределения. Именно они направлены на достижение занятости или использования трудовых ресурсов. А в совокупности все фазы воспроизводства выражают занятость.

Конечно, отнесение к категории «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости (привлечение и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фаз воспроизводства рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе не означает, что отношения по обеспечению занятости не возникают в собственно занятости и на фазе использования рабочей силы. Здесь также необходимы меры, направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой занятости в процессе использования трудовых ресурсов.

Вот почему представляется более правильным рассматривать обеспечение занятости одновременно в двух аспектах: широком и узком (собственном) значениях. В первом значении под обеспечением занятости следует понимать совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости. Другими словами, это понятие касается обеспечения занятости на всех фазах воспроизводства рабочей силы и всех составных элементов структуры занятости.

Обеспечение занятости во втором аспекте, т.е. в собственном значении этого слова - это совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения. Именно это значение нас интересует в дальнейшем.

Для более полной характеристики понятия «обеспечение занятости» целесообразно кратко остановиться на его организационно-правовых формах.

Под ними следует понимать установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть «охваченными» определенной формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию или иную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

К основным организационно-правовым формам можно, например, отнести трудоустройство через органы федеральной государственной службы занятости, перевод в другую организацию либо в другую местность, организованный набор рабочей силы, сельскохозяйственное переселение и другие формы распределения трудовых ресурсов или виды трудоустройства, профессиональную ориентацию, подготовку кадров К формам обеспечения занятости мы относим следующие основные формы подготовки кадров: подготовку кадров в учреждениях профессионального образования, непосредственно на производстве, через органы службы занятости, переподготовку, повышение квалификации. Причем каждая из них может быть подразделена на более дробные формы в зависимости от различных критериев классификации. и так далее.

Таким образом, если понятие «форма занятости» означает, где и как гражданин реализует право на труд, то понятие «форма обеспечения занятости» имеет несколько другое значение - каким образом он это сделает (при помощи каких дополнительных механизмов) или какими иными установленными способами и средствами, направленными на оказание помощи в правильном выборе области профессиональной деятельности или формы занятости воспользуется (имеется в виду профессиональная ориентация, подготовка кадров и другое).

Что же касается неполного рабочего времени, многосменного режима работы, работы на условиях сокращенного рабочего времени, бригадной организации труда и некоторых других категорий, которые нередко именуют формами (или видами) занятости или обеспечения занятости См., например: Управление трудовыми ресурсами / под общ. ред. Л.А.Костина. - М.: Экономика, 1987. С.28, 31., то здесь правильнее говорить о формах организации труда на предприятии и его режиме или об организационных формах занятости.