Монотонность труда и мероприятия, направленные на профилактику отрицательного влияния монотонии. Монотонная деятельность и типологические особенности. Физические упражнения во время работы

Методические рекомендации подготовлены в научно-исследовательском Ордена Трудового Красного Знамени Институте гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР старшим научным сотрудником Г.М.Гамбашидзе, младшим научным сотрудником Е.Г.Ямпольской, консультант З.М.Золина.

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Главного Государственного санитарного врача СССР А.И.Заиченко N 2181-80 "4" июля 1980 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного производства многие виды труда характеризуются высоким темпом работы, однообразием выполняемых действий в сочетании с малой физической нагрузкой, что, с одной стороны, создает высокую степень монотонности, а с другой - способствует большей напряженности труда.

Наиболее ярко факторы монотонности, напряженности и относительной гиподинамии выражены в конвейерно-поточном производстве, сборочных работах и др.

Учитывая, что число конвейерных и поточных линий в период научно-технического прогресса продолжает возрастать и, следовательно, будет возрастать число работающих, занятых монотонным трудом, перед гигиенистами и организаторами производства стоят задачи внедрить в практику производства рациональные мероприятия по оптимизации монотонных видов труда с целью поддержания высокого уровня работоспособности, повышения производительности труда и сохранения здоровья трудящихся.

Используя основные принципы, изложенные в методических рекомендациях, и соответствующий их подбор в каждом конкретном случае, можно обеспечить высокую эффективность мер борьбы с монотонностью.

2. ВИДЫ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА.
ХАРАКТЕР ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СДВИГОВ У РАБОТАЮЩИХ ПРИ МОНОТОННОЙ РАБОТЕ

Термины и определения:

МОНОТОННОСТЬ (работы) - свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных, элементарных действий.

МОНОТОНИЯ - особый вид функционального состояния организма, развивающегося в процессе монотонной работы.

Монотонная работа характеризуется рядом объективных технологических особенностей: 1) однообразным и многократным повторением одних и тех же трудовых действий; 2) короткой временной продолжительностью трудового цикла движений; 3) небольшим количеством элементов выполняемой производственной операции; 4) простотой содержательной стороны трудового действия; 5) в отдельных случаях - высоким темпом работы. Таким образом, монотонная работа - следствие детального разделения труда в промышленности. Чем меньше количество элементов в цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее труд.

Понятие монотонность широко стало использоваться также при характеристике работы за пультами управления различными технологическими процессами и операторского труда, который сопровождается пассивным наблюдением и контролем при ограниченном поступлении информации.

Все виды монотонного труда разделяются на две категории: I - труд, при котором монотонность создается в связи с выполнением однообразных действий при конвейерно-поточном производстве, II - труд, который обусловлен монотонностью обстановки и дефицитом поступления информации. Почти все работы конвейерно-поточного производства относятся к I категории монотонности и в соответствии с классификацией конвейерных видов труда по степени монотонности делятся на пять основных групп (см. табл.).

Таблица: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА

показатели

Кол-во элементов в операции (степ. монотонности)

Время на выполнение операции, сек

вес изделия, кг

рабочая зона в м

рабочая поза

в основном сидя

кол-во движений в час

характер движений

мелкие, тонко координированные движения

мелкие движения рук

удерживание изделия на весу

подъем и удерживание на весу тяжелых изделий

мелкие простые дв-ия рук при высоком темпе работы

напряжение основных функций

высокая степень напряжения зрения, внимания

умеренное, напряжение зрения, нагр. на аппарат кистей пальцев, рук, плеча, предплечья*

напр-ие нервно-
мышечного апп., динам. и стат. нагр. на руки, ноги

значит. напр-ие нервно-
мышечного апп. с участием больших групп мышц тела

умеренное напряж. зрен., вним. при назначит.* нервно-
мышечной нагрузке

_________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание.

Изменение показателей физиологических функций в % к исходному, принятому за 100%

частота пульса к концу смены

артер. давление:

пульсовое

выносливость мышц кисти к статич. усилию к концу смены

латентный период зрительно-моторной р-ции к концу смены

энерготраты в ккал/час

физическая тяжесть

Влияние монотонности на организм человека весьма сложно и многообразно. В медико-биологическом аспекте у работающих с монотонным характером труда на конвейере в изменении физиологических функций наблюдается быстрое развитие (уже через 2-3 часа работы) снижения уровня активности и возбудимости центральной нервной системы (увеличение времени латентного периода зрительно-слухо-моторных реакций, возрастание количества ошибок в тестах на внимание, снижение способности к быстрому переключению деятельности, нарушение силовых отношений и др.). Эта тенденция снижения уровня физиологических функций в динамике монотонной работы наблюдается также и в показателях вегетативных функций (урежение частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, содержания сахара и эозинофилов в периферической крови, изменение параметров электрокардиограммы и др.).

В психологическом плане монотонность может вызывать у работающих ощущение особых психических состояний, выражающихся в скуке, рассеянности внимания, склонности к сонному состоянию, апатии, раздражительности, пониженного интереса к работе и др.

Субъективная реакция человека на монотонную работу во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями и зависит от типа нервной системы, темперамента, свойств личности и др.

Длительная работа с высоким темпом на фоне монотонности приводит к развитию гипертензивных реакций, особенно у лиц среднего и старшего возраста, и заболеванию мышц и опорно-двигательного аппарата при большом статическом и динамическом напряжении с выполнением часто повторяющихся, однообразных или высокодифференцированных движений.

Развитию монотонности могут способствовать факторы снижения двигательной активности (гиподинамия), вынужденная работа в позе сидя и др. При выполнении работы на конвейере в свободном темпе состояние монотонии возникает несколько позже, чем при работе в заданном темпе.

В конечном итоге при монотонной деятельности развивающиеся различные психические состояния, как и физиологические сдвиги, приводят к снижению состояния работоспособности и, как следствие ее, к снижению производительности труда и ухудшению его качественных показателей.

Социально-психологические факторы и их роль в развитии отдаленных последствий монотонности. Трудность адаптации к монотонному характеру труда, установленная с помощью физиологических исследований, находит отражение и в таких социологических показателях, как текучесть кадров и заболеваемость. Обнаруженная высокая текучесть кадров (до 30% в год), особенно среди лиц молодого возраста, занятых на конвейерных работах, обусловлена не только социально-психологическими факторами, как недостаточный интерес, скука и т.д., но также и трудностью физиологической адаптации к данному виду труда.

3. МЕРЫ БОРЬБЫ С МОНОТОННОСТЬЮ

3.1. Санитарно-гигиенические и проектно-технологические

3.1.1. При проектировании нового поточно-конвейерного оборудования (конвейеры свободного хода с накопителями, полуавтоматизированные и автоматизированные линии, автоматы и др.) предусматривать такую организацию технологического процесса, которая позволит:

Обеспечить благоприятные санитарно-гигиенические условия труда в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами;

Механизировать и автоматизировать наиболее трудоемкие, а также монотонные операции, что позволит снизить как заболеваемость работающих, так и текучесть среди работающих, занятых в конвейерно-поточном производстве.

3.1.2. Освещенность на рабочих местах должна соответствовать уровню санитарных норм и правил (в соответствии с категориями зрительных работ).

3.1.3. Предусматривать конструкции конвейеров с накопителями для чередования работы в относительно "свободном" и заданном темпе и ритме. Шире внедрять методы узловой (островной) сборки, конвейеры с автономным ритмом, пачковую систему передачи изделий, бригадные методы и др.

3.1.4. Учитывая особенности конвейерного производства, следует предусматривать возможность работы в свободной и ненапряженной рабочей позе. При проектировании трудовой деятельности человека в конвейерно-поточном производстве (сборочные работы 1, 2, 5 группы) следует отдавать предпочтение конструкции рабочего места в позе сидя, при которой отмечается меньшее статическое напряжение мышц, обеспечивающих поддержание данной позы, а движения рук в этом положении более быстрые и точные.

Работа в положении стоя целесообразна при выполнении управляющих движений с большим усилием и обеспечения большой подвижности (3 и 4 гр.) конвейерного труда. Динамическая работа рук протекает более координированно в положении стоя. При работе в положении стоя работник может применять усилия более 10 кг, но не более величин, являющихся нормами для отдельных видов труда.

3.1.5. При конструировании технологического оборудования и проектировании рабочих мест необходимо соблюдать требования эргономики, учитывая антропометрические и психофизиологические возможности человека, а также требования эстетики и культуры производства.

3.1.6. Внедрять рациональную организацию рабочего места, предусмотрев удобное расположение основного и вспомогательного оборудования и техоснастки. Рабочая мебель должна соответствовать специфике трудового процесса и допускать известное изменение позы во время работы, т.к. вынужденное поддержание рабочей позы крайне утомительно. Рабочее место сборщицы должно соответствовать ГОСТу "ССБТ". Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. N 12.2.032.78 .

Для увеличения площади опоры предплечья во время работы передний край монтажного стола следует снабдить специальными полумягкими скосами шириной 10-15 см под углом 5-10 градусов рабочей поверхности.

3.1.7. Создавать в рабочих помещениях с помощью средств технической эстетики (окраска, озеленение, инвентарь) и т.п. обстановку, соответствующую ликвидации скуки, однообразия.

3.2. Организационно-технические

3.2.1. Укрупнение операций - объединить ряд простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.

3.2.2. Основываясь на положительной эффективности общефизиологического принципа смены видов деятельности, рекомендовать освоение выполнения нескольких операций каждым работником и ежедневное систематическое чередование их в течение смены. При этом следует исходить из чередования операций с более монотонных на менее монотонные и, наоборот, с работ со значительным контролем и вниманием на операции с нагрузкой на двигательные функции и т.д. Для достижения высокой производительности труда необходимо всячески способствовать автоматизации рабочего стереотипа, как самого экономного для организма. Поэтому при выполнении сложных операций не всегда рационально проводить смену операций в течение рабочего дня. В этих случаях смену операций следует проводить ежедневно.

3.2.3. В первые 30 минут после начала работы:

Включать общее дополнительное освещение, повышающее освещенность на 20% (в соответствии с СН-245-71);

Устанавливать темп конвейера на 5-10% ниже среднерабочего темпа.

3.2.4. При работах с высокой степенью монотонности рекомендовать периодическое (2-3 раза в час) кратковременное (2-3 мин) ускорение (на 5-10%) темпа работы и кратковременное увеличение освещения (на 1-2 мин) на (20%), начиная со второго часа работы.

3.2.5. На сборочных конвейерных линиях, где шум не превышает допустимые нормативы, целесообразно включать функциональную музыку в процессе работы на 15-20 минут в начале работы и через каждые последующие 2 часа, по специально разработанной программе (см. пункт 18 указателя литературы). В шумных цехах следует пользоваться средствами индивидуальной защиты (противошумами).

3.2.6. Перерыв для отдыха и питания при семичасовом рабочем дне устанавливать через 3,0-3,5 часа; при восьмичасовом - через 3,5-4,0 часа. Продолжительность перерыва - 45-60 мин.

3.2.7. В режим рабочего дня при всех видах конвейерного труда вводить короткие регламентированные перерывы по 5-10 минут в каждой половине рабочего дня. Количество и продолжительность перерывов следует устанавливать в зависимости от тяжести и напряженности труда:

При конвейерной точной работе (1 и 5 гр.) рекомендовать введение 5 минутных регламентированных перерывов через каждые 55 минут работы. Последние два перерыва можно объединять для проведения производственной гимнастики.

Для сборочных работ 2 группы целесообразно введение двух перерывов по 7-10 минут в каждой половине рабочего дня, приурочив их к периодам начала снижения работоспособности (1 - через 2,0-2,5 часа от начала работы, 2 - за 1,5 часа до окончания смены).

Для 3 группы - 3 регламентированных перерыва по 10 минут через каждые 1,5-2,0 часа (1 перерыв в первой половине рабочего дня, два - во второй половине рабочего дня).

При работах 4-й группы должно быть 4 регламентированных перерыва: 2 по 10 минут и два по 15 минут последовательно через каждые 1,15"-1,30" часа.

3.2.8. Учитывая недостаточную мышечную тренированность лиц сидячих профессий (1, 2, 5 гр.) рекомендовать обязательное проведение производственной гимнастики во время одного из регламентированных перерывов, во второй половине рабочего дня за 2-2,5 часа до окончания смены.

Для выбора оптимальной нагрузки по физической культуре следует руководствоваться следующим положением:

При работах с высокой степенью монотонности (1, 2, 5 гр.) целесообразны упражнения с большой амплитудой движений, улучшающих кровообращение и дыхание, способствующие устранению тормозного состояния в центральной нервной системе.

При работе с умеренными физическими усилиями (3 гр.) основные требования в комплексе упражнений физкультурной паузы заключаются в перераспределении нагрузки. Это достигается включением в комплекс упражнений на расслабление мышц, активных во время работы, и умеренной нагрузкой для других мышечных групп.

3.2.9. Для ускорения процесса врабатываемости на конвейерах с принудительным ритмом перед началом работы в сопровождении музыки проводить вводную гимнастику продолжительностью 5-7 мин.

3.3. Лечебно-профилактические и психофизиологические

3.3.1. При зрительно-напряженных работах с целью снятия локального утомления глаз и улучшения кровообращения рекомендовать во время перерывов и пауз делать легкий самомассаж чистыми руками закрытых век и кожи вокруг глаз.

3.3.2. При работах, связанных с большим статическим напряжением и выполнением часто повторяющихся или высокодифференцированных движений проводить самомассаж конечностей для улучшения венозного оттока по направлению от нижних участков конечностей к верхним.

3.3.3. Осведомлять рабочих о ходе выполнения планового задания в течение рабочей смены - информационные табло в цехе, радио и т.д.

3.3.4. Учитывая, что фактор монотонности в сочетании со снижением уровня двигательной активности приводит к ослаблению защитных свойств организма, в целях сохранения здоровья работающих и повышения уровня работоспособности рекомендуется в свободное от работы время широко использовать возможность занятия спортом и физической культурой, особенно в выходные дни и в отпускной период.

3.3.5. Соблюдение комплекса вышеперечисленных рекомендаций наряду с внедрением прогрессивного стиля руководства, поддержания оптимального социально-психологического климата на производстве могут значительно компенсировать психологическую неудовлетворенность при монотонных видах труда и способствовать снижению текучести кадров и закреплению рабочих на данном предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.В. Физиолого-гигиеническая оценка и пути оздоровления труда профессий, связанных с локальными мышечными нагрузками. Дисс. канд. мед. наук. М., 1973.

Волчков С. Об эстетике производства. Минск, "Беларуса", 1966, 32.

Гольварг И.А., Белоусова Л.С. Функциональная музыка как фактор улучшения условий труда.

Золина 3.М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере. М., "Медицина", 1967.

Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде (методические рекомендации), НИИ труда, М., 1976.

Лазарев Е.И. Благоустройство производственной обстановки. "Машиностроитель", 1968, N 8, 2-6.

Методика оптимизации ручной сборки на конвейерах с принудительным ритмом на психофизиологической основе. Изд. Рижск. политехн. ин-та, 1970.

Медико-физиологическая классификация работ по тяжести (методические рекомендации), НИИ труда, М., 1974

Оценка тяжести труда и его физиологическое нормирование (методические рекомендации), МЗ РСФСР, Свердловск, 1975.

Охрана труда при выполнении монотонной работы (тематический сборник), ВЦСПС, ЦНИИОТ, М., 1975.

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий СН-245-71.

Система стандартов безопасности труда "Процессы производственные" общие требования безопасности ГОСТ 12.3.002-75.

Типовые внутрисменные режимы труда и отдыха рабочих промышленных предприятий (межотраслевые методические рекомендации). М., НИИ труда, 1977.

Физиологические и психологические основы НОТ. М., НИИ труда, 1970.

Функциональная музыка на производстве. М., "Московский рабочий", 1977.

Цвет на производстве (Библ. указ. отеч. и иностр. литературы за 1967-1974 гг.).

Юревиц А.Ж. и др. Роль кратковременных периодических ускорений принудительного темпа работы в борьбе с синдромом монотонии ("Тезисы VI Всесоюзной конференции по физиологии труда"). М., 1973.

Приложение
к материалам для внедрения

полное наименование

Заполненная карта направляется по адресу
Института, разработавшего предложения

предприятия, организации,

где заполнена карта

КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

к материалам для внедрения (наименование методических рекомендации, указаний, гигиенических

1. Принято к внедрению в производство или в практику здравоохранения (где, когда)

2. В какой форме предлагается внедрение (совершенствование организации медобслуживания, методов диагностики, лечения и профилактики, будут учтены при составлении Приказов и решений по вопросам улучшения условий труда, физиологической рационализации и нормирования труда, здравоохранения, планов социального развития, оздоровительных мероприятий и т.п. - указать)

3. Получен ли гигиенический и экономический эффект (привести конкретные данные)

4. Информация явилась сигналом для запроса дополнительных материалов, заказа рабочих чертежей или

оборудования (нужное подчеркнуть)

5. Материалы будут использованы как справочные данные (да, нет)

6. Материалы не могут быть использованы по следующим причинам (указать причины)

7. Ваши пожелания

Подпись ответственного лица

"____"_________198 г._____________

Текст документа сверен по:
/ Минздрав СССР. - М., 1980

Пути преодоления и предупреждения (по Левитову)

1.Мотивация. Необходимо видеть значимость работы.

2. Нужно постараться найти интерес в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы во время работы появилась возможность подумать о чем-нибудь интересном, отвлечься.

4. Можно создать внешние условия для ослабления впечатлений от однообразной работы.

5. Введение функциональной музыки и перерывов.

14. Режимы труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Он должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. В соответствии с рекомендациями физиологов при определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв нужно в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва следует устанавливать в 40 - 60 минут, с тем что бы работник использовал не более 20 минут для приема пищи, а остальное время использовал на отдых.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. В отличии от обеденного перерыва и перерывов на личные надобности они являются частью рабочего времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или участка. При их разработке предварительно необходимо в каждом случае решать следующие вопросы: общее время на регламентированные перерывы; длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).

Во второй половите рабочего дня в связи с более глубоким утомлением, количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ, оптимальная продолжительность перерыва 5 - 10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. На работах, требующих большого напряжения и внимания, рекомендуются более менее частные, но короткие перерывы (5 -10 минут); на тяжелых работах с большими физическими усилиями - менее частые, но более длительные перерывы (до 10 минут), на особо тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15 - 20 минут с отдыхом той же продолжительности.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постепенными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее.

В каждом конкретном случае подбирают соответствующий типовой режим труда и отдыха либо по показателю утомления, установленному на основании данных физиологических исследований, либо по показателю количественной оценки условий труда, полученному расчетным способом, на основе оценки отдельных факторов условий труда.

О том, что это такое – монотонная работа, следует знать каждому человеку, который хочет устроиться на вакансию, ее предусматривающую. Но и работодателям будет полезна определенная информация о том, как должна быть организована монотонная работа, а также к чему приводит однообразное движение в ходе осуществления работниками их трудовой деятельности. Помогут ознакомиться с основными проблемами и наглядные примеры монотонной работы.

Монотонная работа – что это такое, правовые нормы

Под монотонной работой подразумевается такая деятельность, в ходе которой сотруднику или просто человеку, занимающемуся ее исполнением за рамками трудовых взаимоотношений, приходится постоянно находиться в неизменной обстановке и повторять однообразные, повторяющиеся движения. Чаще всего подобная работа не предусматривает каких-либо сложностей или задействования мыслительных процессов в принципе, за счет чего оплата такого труда часто не соответствует нагрузке.

Несмотря на кажущуюся легкость и отсутствие видимых проблем, постоянное выполнение монотонной работы является крайне тяжелым для человеческой психики, что в итоге неизменно оказывает влияние и на физиологические процессы, протекающие в его организме. Соответственно этому любая монотонная работа должна иметь определенные перерывы и промежутки, которые помогут избавиться от состояния монотонии.

Понятие монотонии касается не только трудовой деятельности, но определяет состояние психики в целом, когда человек находится в условиях информационного голодания и находится в неизменной или повторяющейся обстановке, без возможности активного влияния на ее изменение.

С точки зрения трудового законодательства и охраны труда, монотонная работа рассматривалась в качестве проблемы, требующей определенных решений, еще во время СССР. Отдельные правовые нормы, рассматривающие подобную деятельность, имеют место в различных рекомендациях и правилах охраны труда. Так, деятельность некоторых отраслей прямо указывает работодателям на необходимость проведения определенных мероприятий для компенсации воздействия монотонной работы. Однако в общем случае, монотонная работа не относится к вредным или опасным условиям труда, а касающиеся ее нормативные документы и акты имеют сугубо рекомендательный, а не обязательный к применению характер.

Монотонный труд может и не заключаться исключительно в выполнении физической работы. Так, может иметь место и монотонная с психологической точки зрения работа – например, деятельность кассира или сотрудника ресепшена на предприятии, или даже работника колл-центра.

Как монотонная работа влияет на сотрудника

Монотонная работа и однообразное движение оказывают в общем случае негативное воздействие на работника – как с психологической, так и с физиологической точки зрения. При этом научные исследования данной проблемы демонстрируют, что устойчивость к подобному однообразию у различных людей может сильно отличаться – так, для некоторых людей подобная работа является абсолютно нормальной, а для кого-то – крайне нежелательной. Однако общие статистические опросы демонстрируют положительное отношение к монотонным действиям лишь у 3% респондентов. Не доставляют дискомфорта такие действия – 11% опрошенных, а у 54% она вызывает явное отторжение.

Монотонная работа вызывает быстрое привыкание к осуществлению одинаковых действий, что значительно снижает эффективность труда – по результатам оценки трудовой деятельности работников со сдельной оплатой труда на монотонных производствах, на первые 2-3 часа работы приходится более 60% эффективного труда, в то время как остаток времени является куда менее производительным. Кроме этого, такая деятельность вызывает стрессовое состояние, снижает концентрацию и скорость реакции, что может привести к достаточно плачевным последствиям в некоторых видах деятельности.

Но есть у монотонной работы и определенные позитивные стороны, за счет чего она все же пользуется спросом. Более подробно недостатки и преимущества монотонного труда будут рассмотрены далее.

Ключевой особенностью монотонии, как состояния замедленной реакции, усталости и стресса, в отличие от проявляющихся в обычных условиях подобных эффектов, отличается ее полная и быстрая обратимость при изменении обстановки, что следует учитывать, как трудящимся, так и их работодателям или непосредственным руководителям.

Плюсы и минусы монотонной работы

Прежде чем принимать решение о трудоустройстве на монотонную работу, следует ознакомиться с ее недостатками, так как они являются крайне значительными. Понимание их также сыграет на руку и работодателям, ведь зная основные проблемы их можно во многом нивелировать. Ключевыми недостатками монотонной работы можно назвать:

  • Значительное снижение эффективности труда. Вне зависимости от вида деятельности, подобный труд вызывает падение производительности работника во всех ее аспектах. Соответственно, борьба с монотонностью может значительно повысить эффективность использования трудовых ресурсов и позволяет добиться экономической выгоды без каких-либо дополнительных затрат.
  • Высокий уровень психологической нагрузки. Сотрудники, трудящиеся в монотонных условиях подвержены постоянному стрессу. А воздействие стресса на организм человека сейчас изучено достаточно хорошо – он приводит не только к общему подавленному состоянию психики, но и значительно повышает вероятность иных расстройств уже сугубо физиологического характера, снижает иммунитет, что в итоге будет приводить к более частым больничным.
  • Снижение скорости реакции. Как и в случае с усталостью, монотонная работа может значительно снизить скорость, с которой работник будет реагировать на какие-либо экстраординарные ситуации. Соответственно, в ряде работ, сопряженных с повышенной опасностью, наличие в труде постоянных однообразных движений и неизменной обстановки может приводить к повышению частоты несчастных случаев и ухудшению их последствий.
  • Физические нагрузки. Монотонный труд чаще всего является сопряженным и с прямыми повышенными физическими нагрузками. Даже просто сохранение одного сидячего положения в течение всего рабочего дня негативно сказывается на здоровье.
  • Отсутствие перспектив карьерного роста. Для самих работников это также может быть негативным фактором монотонной работы. Чаще всего подобная деятельность практически полностью исключает возможность продвижения по карьерной лестнице, так как в принципе не подразумевает проявления каких-либо неординарных качеств или поступков, и не предполагает возможностей для дальнейшего развития в профессиональном плане.

Но также у монотонной работы имеются и определенные плюсы, которые могут стать решающими при выборе подходящего места работы. К положительным сторонам такой деятельности можно отнести:

  • Минимальные требования к соискателю. Большинство работ, предполагающих монотонность, не требуют наличия каких-либо выдающихся личных качеств. Соответственно, для трудоустройства требуется лишь минимальное соответствие формальным требованиям работодателя в вопросах квалификации и образования.
  • Отсутствие умственных нагрузок. Подобная деятельность чаще всего не предполагает каких-либо значительных умственных нагрузок и принятия решений. Соответственно, у сотрудника есть возможность обдумывать свои собственные идеи и дела без ущерба трудовой деятельности.
  • Позитивный психологический микроклимат в коллективе. За счет того, что монотонный труд почти всегда не требует каких-либо сложных действий и очень быстро становится привычным и автоматизированным, с целью избавления от скуки, сотрудники общаются между собой намного активнее и дружелюбнее, чем в большинстве других коллективов, где нет подобного негативного фактора влияния.
  • Улучшение моторики, устойчивости и выносливости. За счет монотонной работы у человека чаще всего развивается мелкая моторика, выносливость и психологическая устойчивость, что может быть полезным для развития личных качеств и последующего трудоустройства.

Примеры монотонной работы

Проще всего рассмотреть понятие монотонной работы на нескольких ее наглядных примерах, которые помогут получить понимание того, как можно бороться с влиянием такого негативного фактора. Примеры монотонной работы могут быть следующими:

В целом, практически в каждом виде деятельности работа может так или иначе, но в некоторых своих аспектах принимать монотонный характер, и задача работодателя – избежать этого. Но может повлиять на этот вопрос и сам сотрудник, если ему предоставлены подходящие условия.


Критерии монотонности труда в России не установлены, однако специалисты по управлению персоналом и психологи чаще всего считают работу монотонной при наличии одного или нескольких следующих факторов:
  • Совершение основных рабочих действий требует не более минуты.
  • Одинаковые действия повторяются более 1000 раз в течение смены.
  • Работа происходит в одних и тех же условиях в отношении экстерьера и окружающих работников.

Рекомендации по устранению негативного влияния монотонной работы

Как трудящимся, так и работникам будет полезно знать, как снизить или устранить полностью воздействие монотонной работы и однообразных движений на трудовую деятельность. Для самих работников рекомендации достаточно просты:

  • При возможности следует делать частые, но небольшие перерывы, хотя бы на несколько секунд отвлекаясь от рабочих обязанностей.
  • Общение с другими сотрудниками может значительно снизить усталость и позволит избавиться от скуки.
  • Следует регулярно менять положение тела и делать при возможности легкую разминку.
  • При наличии возможности смены рабочего места без ухудшения условий труда, хотя бы на время – следует соглашаться на подобный перевод.

Работодатели же обладают куда более широкими возможностями по контролю и изменению условий труда. К возможным мероприятиям по устранению негативного воздействия монотонной работы можно отнести:

  • Предоставление перерывов. Частые, пусть даже и короткие перерывы значительно снижают уровень монотонности труда работников и в итоге могут привести к повышению продуктивности, даже если будут включены в рабочее время.
  • Кадровые перестановки. Взаимозаменяемость работников и возможность смены их деятельности – один из наиболее эффективных инструментов по борьбе с монотонностью труда. Наилучшим примером подобного подхода может быть организация управления персоналом в ресторанах быстрого питания McDonalds – по сути, каждый вид деятельности в этом ресторане крайне монотонный, но все работники постоянно меняются рабочими местами и обязанностями, что в итоге позволяет избавиться от монотонной работы.
  • Проведение различных культурно-массовых мероприятий. Создание кружков качества на предприятии, стимулирование к взаимодействию с другими сотрудниками, установление премий лучшим работникам – хорошие решения, позволяющие сгладить негативные аспекты монотонной работы.
  • Лояльный подход к работникам. Чаще всего основной проблемой монотонной работы является установление жестких рамок для сотрудников и злоупотребление административными методами воздействия на них, которые в итоге оказывают противоположный ожидаемому результат.

МОНОТОННОСТЬ – это свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорных нагрузок. На многих предприятиях используются станки с ЧПУ и роботизированные комплексы, совершенствуются поточно-конвейерные линии и др. Все это способствует снижению физической нагрузки, но для таких видов труда характерно наличие М. Наиболее выражена М. труда в поточно-конвейерном производстве, которое находит широкое применение в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение, радиоэлектронная, легкая, пищевая и др. М. характеризует ряд др. профессий – станочников, штамповщиков, прессовщиков, операторов полуавтоматических линий, а также операторов за различными пультами управления технологическими процессами.

Следует различать понятия «монотонность труда» и «монотония».

Монотонность труда – однообразие трудовых операций или производственной обстановки, т. е. внешние, объективные факторы трудовой деятельности.

Монотония – функциональное состояние организма человека, определяемое комплексом психологических и физиологических изменений в организме, возникающее при монотонной работе, т. е. ответная реакция организма на монотонный .

Различают 2 вида монотонной работы:

1-й вид – М. действия, при котором состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных, часто повторяющихся рабочих действий (все поточно-конвейерные линии и многочисленные разновидности станочных, штамповочных и др. работ). Степень выраженности состояния монотонии зависит от таких факторов трудового процесса, как количество однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительность отдельных рабочих операций, степень сложности выполняемых операций, принудительный темп работы и др. Чем меньше количество элементов в рабочем цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее .

2-й вид – М. обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с дефицитом поступающей информации, а также при пассивном наблюдении и контроле за ходом технологического процесса. Характерен для многочисленных разновидностей операторского труда. Чем меньше информации получает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна, а также чем продолжительнее интервалы ожидания информации и чем меньше объектов наблюдения, тем скорее развивается состояние монотонии.

Обычно монотонный по внешним признакам в производственных условиях сочетается с др. факторами профессиональной деятельности. Одни из них усиливают развитие состояния монотонии ( , низкая ответственность, постоянный фоновый , недостаточная рабочих мест и т. д.); др. факторы препятствуют развитию этого состояния (физическая тяжесть, нервная , высокая степень ответственности, сложность перерабатываемой информации и т. д.).

Влияние монотонного труда на организм работника весьма сложно и многообразно. Психофизиологические реакции человека на монотонную работу практически одинаковы при обоих видах монотонной деятельности. М. обстановки и М. действия вызывают однонаправленное снижение уровня показателей сердечно-сосудистой системы и высшей нервной деятельности, обусловленное уменьшением активирующего влияния ретикулярной формации на кору больших полушарий головного мозга. Установлено, что монотонный труд вызывает прежде всего изменения в функциональном состоянии ЦНС, что проявляется в удлинении латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции, увеличении процента расторможенных дифференцировок, замедлении способности к переключению внимания, снижению подвижности основных нервных процессов. При выполнении монотонной работы у работающих возникает своеобразный нейрофизиологический конфликт. С одной стороны, скучная однообразная , которая приводит к прогрессивному снижению активности различных структур ЦНС. С др. стороны – работу необходимо выполнять без ущерба для количества и качества продукции. Все это усиливает нервное напряжение, обусловленное необходимостью волевого поддержания бодрствования и работоспособности на определенном уровне.

Необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на уменьшение отрицательных последствий монотонии. К ним относятся:

автоматизация однообразного ручного труда;

оптимизация содержания труда, темпа и ритма работы;

совмещение профессий и чередование операций;

внедрение рациональных режимов труда и отдыха с введением 5-минутных регламентированных перерывов через каждый час работы с целью снятия фактора М.;

введение в режим рабочего дня комплексов производственной гимнастики, функциональной музыки и др.

11.4. Производственная физическая культура в рабочее время

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

11.4.1. Производственная гимнастика

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

    рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

    рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

    характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

    степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

    возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

    санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с.

Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа. Пример варианта микропаузы приведен на рис. 11.1.

11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня

Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.

Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко - до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.

Методика составления и проведения комплексов упражнении вводной гимнастики. Приведем пример типовой схемы вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л.Н. Нифонтовой).

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные упражнения.

Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы незадействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не отличается большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса. Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 с. Если нужно быстро настроиться и включиться в работу, дополнительное напряжение скелетных мышц в специальных упражнениях должно быть выше.

Условия труда, рабочая поза могут неблагоприятно влиять на организм. В этих случаях рекомендуется включать упражнения, имеющие профилактическую направленность. К примеру, работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудной части, поэтому комплекс упражнений должен быть направлен на то, чтобы улучшать осанку и препятствовать появлению «круглой» спины.

Для вводной гимнастики часто используют упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного, от умеренного до повышенного. При этом рекомендуется развивать темп, превышающий средний темп работы. Но чтобы выполнение комплекса вводной гимнастики не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:

Во время упражнений занимающиеся испытывают чувство посильной и приятной мышечной работы;

Важно создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп;

Вводную гимнастику следует заканчивать двумя упражнениями, одно из которых снимет излишнее возбуждение, а другое - поможет настроиться на предстоящую работу;

После выполнения всего комплекса у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.

Примерный комплекс вводной гимнастики для работников, занятых малоподвижным трудом, приведен на рис. 11.2.

Методика составления и проведения комплекса упражнений физкультурной паузы. Основой типовой схемы физкультурной паузы служит положение о том, что те органы и системы организма, которые не принимали активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов и систем напряжение должно быть снято.

К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда применительно к производственной гимнастике. Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительной технике, на поточно-конвейерных линиях. Для работников этой группы в комплексы физкультурной паузы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы.

Схема физкультурной паузы для этой группы профессий такова:

Упражнения:

    в потягивании;

    для мышц туловища, ног, рук (повороты, наклоны);

    для мышц туловища, ног, рук с большой амплитудой и быстрым темпом выполнения;

    общего воздействия (приседания, ускоренная ходьба; комбинация приседаний с наклонами туловища, движениями рук, ног);

    для мышц туловища, а также ног и рук махового характера;

    на расслабление мышц рук;

    на точность и координацию движений.

Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).

Для этой группы профессии комплексы физкультпауз составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.

Типовая схема физкультурной паузы:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, рук, ног с элементами расслабления;

Для мышц туловища, рук, ног;

Общего воздействия - бег, прыжки, приседания и их комбинации;

Махового характера;

На расслабление;

На координацию и точность движений.

В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные. Комплексы физкультпаузы состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом и выполнять ее лучше в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа. Схема подбора комплекса упражнений для представителей тяжелого физического труда следующая:

Упражнения:

В потягивании с глубоким дыханием и включением элементов расслабления мышц рук и плечевого пояса;

В глубоком дыхании с расслаблением различных мышц;

С расслаблением мышц ног, рук и туловища в сочетании с глубоким дыханием в положении сидя или лежа;

На растягивание, улучшение осанки и подвижности суставов;

Для мышц туловища, ног и рук с элементами координации движений.

Наконец, четвертая группа профессий - это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Физкультпауза состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку главной «несущей конструкции» - позвоночника, на который воздействует около 70% массы тела. Поэтому при подборе упражнений позвоночник должен быть предметом особых забот - важны наклоны в стороны, прогибание назад, вращение туловища. Необходимо, чтобы нагрузку получали крупные мышечные группы, которые не задействованы в процессе работы. Важны и упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга, ликвидирующие застой крови в области малого таза.

Типовая схема комплекса для четвертой группы профессий:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, ног и рук;

Для мышц туловища, ног и рук более динамичные, с большей нагрузкой;

Общего воздействия - приседания, бег, прыжки;

Для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движение ногами;

На расслабление мышц рук;

На внимание, координацию движений.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнении для 1, 2 и 4-й групп профессий должна постепенно увеличиваться, достигнув максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.

Следует уделить внимание месту физкультурных пауз в течение рабочего времени. Физкультурная пауза или несколько предшествует первым признакам утомления, или совпадает с ними. Людям, занятым тяжелым физическим трудом, физкультпаузу можно предложить после полутора часов работы, а занятым умственным трудом - не раньше, чем через 2,5-3 ч.

Для более точного определения места физкультпауз необходимо изучать динамику профессиональной работоспособности на каждом рабочем месте. Исследуя почасовые изменения трудовых и психофизических показателей (величина выработки, время на каждую рабочую операцию, частота пульса, мышечная сила, внимание, скорость зрительно-слухо-моторной реакции), физиологи и психологи труда определили усредненные нормали динамики работоспособности человека в течение трудового дня (рис. 11.3).

При всем разнообразии имеющихся частных характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня. Существует три фазы динамики работоспособности: врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, снижения ее. После обеденного перерыва организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя врабатывание завершается раньше, фаза устойчивой работоспособности наступает также раньше и более выражена, падение работоспособности более заметно.

Эти нормали служат отправным моментом, чтобы определить место физкультурных пауз в режиме рабочего дня. В представленном варианте динамики работоспособности место физкультурной паузы должно быть на изломе «кривых», между точками «б» и «в» в первой и второй половине рабочего дня. Проведение в другое время или существенно помешает эффективности рабочего процесса, или окажется слишком поздним вмешательством, которое уже не отодвинет и не уменьшит фазу снижения работоспособности. Из-за реального многообразия вариантов изменения работоспособности в течение рабочего дня (рис. 11.4) сложно определить места физкультурной паузы. Однако в любом случае она должна несколько предшествовать моменту существенного падения работоспособности.

Методика составления и проведения физкультурной минутки и микропаузы активного отдыха. В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе - наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращение головой, плечами, напряженное выпрямление ног в положении сидя, смена позы.

Физкультминутки локального воздействия позволяют отдохнуть тем мышечным группам, в которых более всего ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, быстрому и полному восстановлению их работоспособности. Одновременно могут быть применены и некоторые элементы массажа, чтобы усилить восстановительный эффект.

Упражнения для микропауз активного отдыха подбираются по такому же принципу. Обычно время проведения микропауз и физкультминуток определяется самим работающим по субъективным ощущениям. В течение рабочего дня они могут применяться многократно.

11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня

ППФП - раздел физического воспитания, предусматривающий предварительную специализированную психофизическую подготовку человека к будущей профессиональной деятельности на стадии профессионального обучения, что подробно изложено в гл. 10.

Однако иногда специалистам требуется дополнительная психофизическая подготовка, которая может осуществляться в режиме рабочего дня. Такие виды работ, как аэровизуальное дешифрирование местности у геодезистов, гляциологов, выполнение некоторых геофизических, геологических и других работ в горной, таежной местности, требуют непосредственной подготовки тех, кому она поручена. Специальная тренировка вестибулярного аппарата, альпинистская подготовка, тренировка в прикладных способах плавания (подводное плавание) в ряде случаев облегчают задачу эффективного и безопасного выполнения профессиональных видов работ. Такая ППФП специалистов должна быть включена в общий план подготовки к выполнению этих специфических видов работ и может осуществляться за счет рабочего времени исполнителя. Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе. Это связано с тем, что просто нерационально готовить всех студентов соответствующего факультета к достаточно редким профессиональным видам работ или условиям их выполнения. Методика же такой подготовки на производстве принципиально не отличается от ППФП студентов.