Когда нужно проводить соут. График проведения специальной оценки условий труда

26.12.2017 13:22:00

Специальная оценка условий труда - процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения СОУТ в организации. Как следует из п. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное - завершить ее до конца декабря 2018 года.

Специальная оценка условий труда - процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения СОУТ в организации. Как следует из п. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное - завершить ее до конца декабря 2018 года.

Суды по-разному оценивают это требование и порой выносят разноречивые постановления. Случается, что штрафы за упущенные сроки проведения СОУТ достигают двухсот тысяч рублей. Чтобы избежать финансовых потерь, работодателю нужно ясно понимать, с какой периодичностью проводится СОУТ, чем отличаются первичная и последующие проверки, каков срок действия СОУТ и так далее.

СОУТ: ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ И СРОКИ

Начиная свою деятельность, новая организация порой даже не подозревает, какие мероприятия ей необходимо будет провести - даже если они носят сугубо формальный характер. Любое предприятие в России по закону обязано пройти процедуру СОУТ. Сроки проведения впервые (для новых организаций) составляют не более полугода. То есть, после регистрации компании работодатель должен провести проверку условий труда в первые 6 месяцев своей работы.

Если предприятие существует свыше полугода, а проверка с момента его образования ни разу не проводилась, то сделать это необходимо как можно быстрее, а лучше, как говорится, еще вчера. Результаты спецоценки действуют 5 лет, с момента выдачи отчета по итогам проверки. Проведение СОУТ на рабочем месте, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, объясняется тем, что работодатель обязуется обеспечить: безопасность и охрану труда работников; информирование сотрудников о том, в каких условиях они работают и так далее.

Также из ст. 219 Трудового кодекса следует, что сотрудники могут рассчитывать на: безопасность и охрану условий, в которых они трудятся; информирование об опасности/вредности этих условий. Нанимаясь на работу, человек имеет полное право потребовать у своего работодателя информацию об уровне риска и потенциальных (или реальных) вредных факторах в процессе работы. Даже если это касается банального нахождения у экрана компьютера. Если работодатель игнорирует это право и не озвучивают информацию наемному сотруднику, тот может обратиться в орган госнадзора. Сам факт такого обращения уже означает для работодателя штраф в размере 80 тысяч рублей и требование срочной спецоценки условий труда. Если предписание госнадзора остается без внимания, организации грозит приостановка деятельности до 90 календарных дней.

ИТОГИ СОУТ: ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕРКИ?

По итогам оценки вредные факторы могут быть не выявлены вообще. В этом случае рабочее место можно задекларировать в Трудовой инспекции. Раз условия работы на этом месте соответствуют нормам охраны труда, значит, проводить проверку этого места в дальнейшем не нужно. Если в дальнейшие 5 лет работодатель не будет реорганизовывать рабочее место, то внеплановая СОУТ ему не понадобится. Декларация будет автоматически продлена. Тогда срок действия СОУТ составляет 5 лет. Но закон не допускает прерывания в проверках. Поэтому по истечении пяти лет работодатель должен иметь уже результаты обязательно аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ).

Если работодатель провел АРМ не позднее 1.01.2014, то ему разрешено не делать никаких проверок вплоть до истечения срока действия аттестации.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ СОУТ

У любого работодателя могут возникнуть причины для внеочередной оценки.

В таких случаях периодичность СОУТ сдвигается, и организация имеет право провести оценку труда в течение двух временных интервалов: полугода и года.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПО ОКОНЧАНИИ СПЕЦОЦЕНКИ?

Когда процедура СОУТ завершена и отчет по ее итогам будет утвержден, работодателю необходимо в течение 3 рабочих дней поставить в известность проверяющую организацию в течение месяца (30 дней) ознакомить сотрудников с итогами СОУТ (они должны расписаться по прочтению), не позднее 30 дней разместить информацию об итогах СОУТ на интернет-сайте предприятия (при наличии).

В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВУЮТ МАТЕРИАЛЫ И ОТЧЕТЫ ПО СОУТ?

Срок подготовки отчетной документации определяется работодателем еще на стадии сбора проверочной комиссии. Срок хранения материалов по СОУТ в архивах составляет 45 лет, а при обнаружении опасных/вредных производственных факторов - 75 лет. Срок действия материалов по СОУТ - в течение всего периода установления класса опасности или в течение срока действия декларации о том, что условия труда соответствуют нормам охраны.

Источник публикации: 1sout.ru .

Все публикации

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям - физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ , спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru . В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные (для классов «вредный» - от 2 до 7% и «опасный» - 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест ( (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.

Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.

Итак, первый этап – назначение членов и утверждение . Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.

Далее заключается договор с . С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.

В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета .

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " " (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " " (далее – закон о внесении изменений) .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков .

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н " ". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда – один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.

Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся:

  • работники, трудящиеся дома (надомники);
  • работники, трудящиеся дистанционно;
  • сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП.

В отношении некоторых рабочих мест по отдельным видам деятельности специальная оценка условий труда осуществляется с учетом некоторых особенностей, которые устанавливаются Минтрудом России. Так, например, особенности проведения установлены для некоторых категорий медработников, творческих работников театров, цирков и так далее.

Срок действия специальной оценки условий труда

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится компаниями-работодателями не реже одного раза в пять лет, в некоторых случаях данный срок может составлять 6 и 12 месяцев. Большая часть работодателей (условия труда у которых не являются опасными или вредными), могут проводить оценку условий труда этапами и завершить ее проведение до конца 2018 года (до 31 декабря 2018 года).

Однако результаты специальной оценки являются действительными до момента, когда условия труда были изменены. Законодательством установлен ряд случаев, когда компания - работодатель обязана провести незапланированную оценку условий труда работников, таким образом, сроки проведения оценки условий труда будут сокращены. Так, в течение года (двенадцати месяцев) необходимо провести незапланированную проверку условий труда работников в случае, если:

  • В эксплуатацию вводится новое рабочее место. Под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте. Как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место;
  • Были изменены условия труда: замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника.

Сроки проведения специальной оценки условий труда могут быть еще короче – полгода (6 месяцев) со дня, когда имели место быть следующие случаи:

  • Если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
  • Если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
  • Если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки.

Таким образом, спецоценка условий труда (сроки проведения) могут отличаться при возникновении некоторых случаев.

Стоит учитывать, если до начала 2014 года (1 января 2014 года) предприятие проводило аттестацию рабочих мест в установленном порядке, то специальную оценку условий труда оно имеет право не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (если не возникнут причины для проведения внеплановой оценки).