Подвижная игра «Птички-раз, птички — два!» для детей младшего дошкольного возраста. Весна: Знакомимся с перелетными птицами. Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Занятие во второй мл. группе ДОУ "Вот какие птички, Птички - невелички".

Тема : "Вот какие птички, Птички - невелички".
Цели .
Образовательная:
1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Воспитательная.
1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
3. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающая.
1. Развивать интерес к жизни птиц;
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
3.Развивать речь детей, обогащать их словарь;
4. Учить понимать образный смысл загадок.
Развитие словаря.
1. Продолжать развивать связную речь детей;
2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
3. Активизировать словарь: "гнездо", "скворечник", "грач", "чирикают", "щебечут", "ласточка"; "стайки воробьев".
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".
3. Загадывание загадок.
4. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
5. Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др.
6. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.
Материал к занятию.
1. Демонстрационный материал "Птицы".
2. Звуковая фонограмма явление природы.
3. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
4. Изображения птичьих гнезд.

Ход занятия.

1 часть. Игра "Доскажи предложение".
Вос-ль: Какое сейчас время года? Когда наступает весна?
Дети: После зимы.
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.
- Погода весной (какая?):
- Ручьи весной (что делают?):
- Солнце весной (какое?)
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Весной травка вырастает (какая?):
- Снег (что делает?):

Весной птицы (что делают?):
Вос-ль: Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Вос-ль: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной - это то, что именно весной к нам из теплых стран пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: "Крак! Крак! Весна! Весна!". В далекие времена говорили: "Грач зиму ломает".
Есть еще и такая примета: " Если грач на горе, то весна во дворе".
2 часть. "Звуки и голоса природы".
Раздается стук в дверь. Входит Матрешка.
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я - Матрешка. Шла в гости к малышам, да случайно услышала как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.
После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.
3 часть. "Отгадай загадку".
Матрешка: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильна отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
1.Вот вещунья - белобока,
А зовут её: (сорока)

2. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)

3. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это: (воробей)

4. Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг "ку-ку"
(кукушка).

5. Кто присел на толстый сук
И стучит "Тук-тук, тук-тук"
(дятел).

6. На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его:(скворец)
После каждой правильно отгаданной загадки, Матрешка вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.
Матрешка: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.
Матрешка уходит за сувенирами.
4 часть. Игра "Назови, кого не стало".
Вос - ль: Пока матрешка ходит за сувенирами, давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, какой красивый получилась веселая, весенняя картинка (показывает на фланелеграф). Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
Дети перечисляют птиц: сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач.
Вос- ль: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: "Назови, кого не стало". Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Проводится игра "Назови, кого не стало"
5 часть. Подвижная игра "Найди волшебную шапочку".
Воспитатель предлагает стать детям в круг.
Вос-ль: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.
Раз, два, три,
Волшебные шапочки ищи.
Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.
Вос-ль: Я уже вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши),
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),
И быстро в птичку превратись!
Вос-ль: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
6 часть. Игровое упражнение "Найди свое гнездо".
Вос-ль: Как вы думаете, куда могли полететь птички?
Ответы детей.
Вос-ль: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо) А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? Где строит свое гнездо дятел, ласточка, сорока? А где живет скворец?
Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо.
Раз, два, три
Птичка в гнездышко лети.
Детям предлагают изображения 4 гнезд. Каждый ребенок занимает свое гнездо.
Вос-ль: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось. А о чем мы с вами говорили на занятие.
Ответы детей.
Вос-ль: Ой, ребята, посмотрите, появилась волшебная шкатулка. Там, наверное, сюрприз для вас. (смотрят, находят конфеты).

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись»- дети разбегаются по площадке.

Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!»

Цели: упражнять детей в прыжках,знакомить с повадками птиц

развивать внимание, двигательную активность

Птички, раз! (выдвигают вперед одну ногу)

Птички два! (выдвигают другую ногу)

Скок-скок-скок!(прыжки)

Птички,раз! (поднимают крылышко)

Птички, два! (поднимают второе)

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Птички, раз! (закрывают один глаз)

Птички, два! (закрывают второй)

Птички полетели (бегают, машут крылышками, чирикают)

Зимние подвижные игры на улице для детей 2, 3 лет

Художник

С малышами порисовать на снегу при помощи палки. Сначала показать детям, как это сделать, а потом стереть рисунок рукой. И дать им возможность самим порисовать.

Найди игрушку

Возьмите с собой на прогулку небольшую игрушку и закопайте ее в снег, а потом попросите ребенка найти ее. Сначала закапывайте игрушку на глазах у ребенка, чтобы он видел, что вы делаете. А потом можно просить уже найти игрушку по инструкции (около качелей, около горки, в песочнице и т. д.).



Строитель

Если вы берете на прогулку ведро, то можно построить настоящую крепость или башню, делая из снега куличи. Так же можно пофантазировать и сделать из куличиков заборчик. А потом пусть малыш все сломает. Эх, как детям это нравится!

Сад - огород

Найдите, если получится, на улице веточки. Скажите ребенку, что сейчас будем выращивать деревья или кусты. Сначала лопатками соберите снег в кучки, как грядки, потом поставьте веточки и налепите на них снег, как фрукты или овощи.

Мячик

Найдите место, где можно сделать в снегу углубление (желательно побольше, чтобы малыш смог в него попасть) и покажите ребенку, как можно мячиком попасть в это углубление. Правда, мой малыш эту игру не очень любит, он просто носится по площадке с мячом, а потом сам падает в эту лунку.

Путешествие

Скажите малышу, что сейчас вы будете путешествовать (или пойдете на поиски предварительно спрятанной игрушки). Во время путешествия вам нужно перешагнуть через лужи, перепрыгнуть через горки, скатиться с горы и сломать заборчик, где сидит игрушка. Малыши, правда, еще не понимают идеи игры, но ломать, прыгать и шагать им очень нравится.

Снежок

Налепите малышу снежков и кидайтесь ими.

Следы

Покажите ребенку на чистом снегу, как можно оставлять следы ногами, руками, а потом и всем телом. Лягте и руками водите по снегу, чтобы остались следы. Малышу понравится.

Попади в куличик

Постройте три - четыри куличика, налепите снежков и покажите ребенку, как можно кинуть снежком и разбить куличик.

Кормление птиц

Это у нас как ритуал. Мы перед каждым походом на площадку выходим из подъезда, и птицы уже знают даже время и прилетают. Я даю ребенку кусок хлеба и показываю, как отрывать кусочек и кидать птичкам. Малышу очень нравится, особенно бегать за птичками.

Экскаватор

Поставьте ведерко рядом с сугробом и покажите малышу, как берете лопаткой снег и кладете его в ведро. Потом предложите ребенку сделать то же самое. После этого переверните ведро и сделайте куличик. Пусть малыш сломает куличик. Это будет огромное удовольствие.

Догони мячик

Забираетесь с ребенком на горку и говорите, что сначала мячик поедет с горки, а малышу надо его догнать. А потом покажите малышу с «земли», как можно закинуть мячик на горку, пусть балуется.

Футбол

Ну а если надо побегать, то, конечно же, старый и любимый футбол: кидайте друг другу мячик, заодно и согреетесь.

Покатай игрушку

Предложите малышу покатать игрушку на качелях или каруселях.

Зайчики

Скажите ребенку, что вы зайчики, читайте потешку и выполняйте действия:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал.

Зайка прыг... И ускакал.

Льдинки

Предложите ребенку поискать на площадке льдинки и складывайте их в ведерко. Ведерко можно либо носить с собой, либо поставить в одном месте и приносить к нему льдинки.

Кегли

Если есть возможность выносить на улицу кегли (4 - 5 штук), то можно поиграть в змейку, поставив кегли на некотором расстоянии и оббегая их. А можно просто сбивать их мячиком или снежком.

Машинка

Привязываете к большой машинке веревочку. Сначала просто катаете машинку по снегу, а потом придумываете ей разнообразные препятствия и пробуете их объезжать, переезжать и т. д.

Подвижная игра

Цель: упражнять в метании, развивать силу рук. воспитывать желание выполнять физические упражнения

Подвижная игра: « Снег кружится»

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Подвижная игра « Дед Мороз»

Цели: учить выполнять характерные движения, развивать бег, быстроту,

воспитывать внимательное отношение к сверстникам

Я-Мороз, Красный нос

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите зайчики!

Дети прыгают.

Заморожу! (убегают)

Потом воспитатель называет разных зверей, а дети имитируют движения

Цель: упражнять в метании. развивать силу рук, воспитывать желание выполнять физические упражнения

Подвижная игра: «Попади в корзину».

Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами, учить бросать предметы в определенном направлении двумя руками, развивать глазомер, координацию движения, ловкость, воспитывать потребность в двигательной активности

Подвижная игра « Зайка беленький»

Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в прыжках, развивать двигательные навыки, воспитывать желание играть в подвижные игры

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг... и ускакал.

Смотреть на его картины особенно приятно, когда вокруг монохромная зимняя реальность. Они поднимают настроение, напоминают о том, какой насыщенной бывает жизнь, как много в ней ярких красок, а следовательно, и эмоций, впечатлений, событий. Знакомьтесь – украинский художник Евгений СЕМЕНЮК.

Евгений, когда вы стали художником?
-Сколько себя помню, столько и был художником. Есть много детских фотографии, где я что-то рисую большими кисточками. С 8-ми лет я посещал изостудию. И, обладая талантом и способностями, всегда ощущал себя художником.
- Ваши работы очень яркие и сочные. Это соответствует вашему характеру и мироощущению?
- Однажды в Японии проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что дети различают до пяти тысяч цветовых оттенков. Мы ничем от японцев не отличаемся. У нас глаза построены одинаково, и все цвета и краски мира мы тоже видим. Другое дело, что японцы знают, как называется какой-то оттенок серого или розового. Мы названия оттенков не знаем, но это не означает, что мы их не видим. У меня нет любимого яркого или неяркого цвета. Я просто пользуюсь теми возможностями, которые дают мне зрение и палитра.
- Традиционно цветом соблазна считается красный – своего рода символ женственности. А в каком цвете вы как художник видите женщину?
- Думаю это штампы. В теории цвета Василия Кандинского алый выступает цветом уверенности и постоянства, выражает мужественную зрелость, силу, энергию,решимость, радость, и ему соответствует звук фанфар. Он же, между прочим, и революционный цвет. А я его еще называю "счастливый красный" в отличие от холодного красного. Женщин я бы предпочел видеть в сочетании розового и синего, фиолетового и оранжевого, синего и желтого, алого и зеленого.
-Какой, на ваш взгляд, должна быть современная женщина?
- Прежде всего - женственной. У нас ведь сейчас, как в плохих сериалах, мужчины богатые и крутые, а женщины - самостоятельные и мужественные. Как по мне "мужественная женщина" это ужасное сочетание - "мужчина-женщина". Не мудрено, что современные мужчины больше времени проводят в соляриях и спа-салонах, холят ногти, хвастают друг перед другом покупками... Это странное поведение для мужчин. Но поскольку дамы стали мужественными, мужчины становятся более женственными. В мире ведь должно быть равновесие!
Я хочу видеть в женщине женщину, а уже потом все остальное - сексуальность, грацию, нежность. А свобода и независимость не отменяют женственности. Я совершенно не против, чтобы такая личность была еще и свободной, независимой, умной... Хотя это, наверное, уже на грани фантастики.

Беседовала Таша Люкова

Птички, раз! П тички, два!

Цели: упражнять, детей в выполнении движений; учить счету.

Ход игры Воспитатель говорит: «Сейчас будем играть. Сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?» Птички, раз! (Дети выдвигают вперед одну ногу.) Птички, два! (Выдвигают другую ногу.)

Скок-скок-скок! (Дети скачут на обеих ногах.)

Подвижные игры зимой

Дед мороз

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом:

Подвижные игры осенью

Листопад

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по пло­ щадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

Материал: осенние листья.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который по­ нравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Кружатся красивые желтые листочки.(Действия выполняют дети с желтыми листочками.) Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.) Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Игры в песочнице от 2 до 3 лет

Основная цель игр в песочнице в этом возрасте – развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.

Вариант 1 . Развиваем память Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну игрушку закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее ищем вместе. Если ребенок легко справился с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще одну.

Вариант 2 . Развиваем память и воображение Малыш закрывает глаза, а мама прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.

Вариант 3 . Изучаем форму предметов Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.

Развивающие игры в песочнице

Какие игрушки взять на детскую площадку? Чем поиграть? Давайте разберемся.
Совочки, лопатки позволят копать песок, насыпать его в машинки, насыпать большую гору или наоборот сделать туннель во влажном песке.

Фигурки, формочки для песка. Лучше, если они будут разными по тематике: просто куличики, фигурки животных, башни, фрукты… Не обязательно брать все с собой в один день. Сегодня возьмите фрукты и сделайте сад, а завтра – куличики, напеките тортиков и угостите соседских мишек и зайчиков.

Подвижные игры летом

Цыплята и собачка
Цель: упражнять детей в выполнении различных действий, в лазании и подлезании под шнур.
Материал: эмблемы с изображениями цыплят, крупная игрушечная собачка, шнур.
Ход игры
Воспитатель раздает детям эмблемы. Закрепляет протянутый шнур на высоте 60-70 см от земли. Это домик цыплят. На расстоянии 2 м от шнура домик собачки - будка.

Дети («цыплята») находятся за шнуром. Воспитатель («курочка») созывает «цыплят»: «Ко-ко-ко! Идите зернышки поклевать!» «Цыплята» подлезают под шнур, бегают по площадка пе­ред собачкой, пищат.Воспитатель подходит к собачке, берет ее в руки: «Гав! Гав!». Цыплята убегают в разные стороны. «Курочка» зовет «цыплят» спрятаться в домике (подлезать под шнур), а сама грозит собаке: «Не пугай моих деток». Игра повторяется 3-4 раза.

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Ход прогулки

Наблюдение: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц. С детьми старших групп найти разницу между зимующими и перелетными птицами, вспомнить их названия. Понаблюдать за скворцами, спросить, как называются домики скворцов.

Стихи по теме:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев

О чем поют воробышки
В последний день зимы?
- Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков

Загадки

Кто приклеил майским днем
Рукавичку под окном,
Поселил в нее жильцов -
Непоседливых птенцов?
{Ласточка)
Н. Красильников

Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
{Воробей)

Черный, проворный,
Кричит: "Грак!"
(Грач)

Белый как снег,
Надутый как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест.
(Гусь)

Дидактические игры

"Угадай птицу по описанию" . Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

"Назови одним словом". Цель - активизировать в речи обобщающие слова.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб для птиц.

Пальчиковая гимнастика "Ласточка".

На каждую строчку большой пальчик "здоровается" дважды с каждым палъчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красну.
(Русская народная потешка)

Труд и индивидуальные физические упражнения

Покормить птиц.
Спрыгивание с крыльца, приземляясь на две ноги.

Подвижная игра "Птички, раз! Птички, два!"

Цель - научить детей выполнять движения, счету. Ход игры:

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?
Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу.
Птички, два! Выдвигают другую ногу.
Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.
Птички, раз! Поднимают одну руку.
Птички, два! Поднимают другую руку.
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.
Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.
Птички, два! Закрывают другой глаз.
Все, улетели! Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Игра проводится 2-3 раза.