Подлодка акула размеры. Самая большая подводная лодка

В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение. Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества. А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.

Проект 941 «Акула»

На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире - это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта - 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки - 100 тыс. л.с.

Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении - 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина - 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:

  • ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 - 90 тонн, а боевая дальность - 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
  • 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
  • 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
  • радиоэлектронного вооружения.

Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.

Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:

  • просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
  • маломестные кубрики для старшин и матросов;
  • система кондиционирования воздуха;
  • телевизоры и умывальники в каютах;
  • спортзал, сауна, солярий, бассейн;
  • живой уголок и салон для отдыха и т.п.

Подводные лодки типа «Огайо»

В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение - 18, 75 тыс. тонн, надводное - 16,75 тонн. Длина махины - 170 м, а ширина ее корпуса - почти 13 м. Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна - 155 человек. Скорость в подводном положении - до 25 узлов, в надводном - до 17 узлов.

Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:

  • носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
  • ракетный;
  • реакторный;
  • турбинный;
  • выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.

Проект 955 «Борей»

По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля - 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным - 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».

Экипаж подводного судна - 107 человек, причем большая его половина - офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение - 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.

Проект 667БДРМ «Дельфин»

Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна - 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное - 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:

  • межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
  • 4 носовых торпедных аппаратов;
  • до 8 ПЗРК «Игла».

В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.

Подлодки типа «Вэнгард»

Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное - 15,1 тыс.тонн. Длина судна - почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера - 16 баллистических ракет Трайдент II.

Лодки типа «Триумфан»

На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное - 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера - 138 метров. Силовая установка подводной машины - водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном - до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.

Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.

Строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (международная классификация «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство атомных подводных лодок США класса «Огайо », вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами.

В СССР разработкой проекта подводных лодок нового класса начали заниматься позже американцев. Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

В сентябре 1980 года, непривычно большая советская подводная лодка высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе не было. При строительстве атомных подводных лодок класса «Typhoon » были применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.

тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Акула»

Интересно, что полное подводное водоизмещение подводной лодки «Акула » составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «Акула » стал самой большой подводной лодкой в мире и занесена в книгу рекордов Гинесса. Для постройки атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первая подводная лодка проекта 941 шифр «ТК-208» была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из них стала атомная подводная лодка «Дмитрий Донской ». Атомная подводная лодка «ТК-210» заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.

даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию подводных лодок проекта 941

Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки . Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность субмарины ). Подводная лодка «Акула » имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для раскола льда при всплытии.

Для экипажа лодки созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Подводная лодка «Акула » получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула » имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки , предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10000 тонн груза.

самая большая подводная лодка в мире фото

атомная подводная лодка «Акула» на стоянке


на бочке

подводная лодка «Акула» в боевом походе

подводная лодка «Акула» в надводном положении


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г. Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.

Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.

После принятия флотом головной ПЛАРБ ТК-208 лодка была подвергнута интенсивной опытной эксплуатации. При поступлении на вооружение ВМФ ПЛАРБ проекта учебная база в центре в Палдиски фактически отсутствовала и создавалась кустарно самими "учениками". Позже в Палдиски был создан тренажер "Ольха", имитировавший 19 отсеков ПЛАРБ пр.941 с действующим ядерным реактором.


Пять из шести построенных ПЛАРБ пр.941 TYPHOON в Западной Лице, 1980-1990-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


В мае 1987 г. согласно Постановлению Совмина СССР утвержден график модернизации ПЛАРБ пр.941 по проекту 941УТТХ:
- ТК-208 (зав.№711) - с октября 1988 г. по декабрь 1994 г.
- ТК-202 (зав.№712) - с октября 1992 г. по декабрь 1997 г.
- ТК-12 (зав.№713) - с 1996 г. по 1999 г.
- ТК-13, ТК-17, ТК-20 - с передачей ВМФ после 2000 г.
Ремонтные работы планировалось вести (средний ремонт) на СРЗ "Звездочка", модернизационные - на ПО "Севмаш".

По состоянию январь 2010 г. кроме головной лодки пр.941 и пр.941У ТК-208 остальные ПЛАРБ не проходили средний ремонт. На конец сентября 2011 г. в строю формально остаются три ПЛАРБ проекта (в т.ч. две лодки в резерве без основного боекомплекта и одна в роли опытовой ПЛАРБ - ТК-208), в СМИ обсуждаются планы Минобороны России по выводу лодок из состава флота в 2014-2019 г.г. 9 февраля 2012 г. главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России, третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ и в программе испытаний БРПЛ .

По неподтвержденным данным шифр ракетной системы с ПЛАРБ пр.941 "Акула" - "Тайфун". Вероятно, отсюда и западное наименование подводной лодки - TYPHOON.


Конструкция - конструктивная схема подводной лодки - катамаран - определена размерностью боекомплекта - крупногабаритными твердотопливными межконтинентальными ракетами . Лодка выполнена по многокорпусной архитектуре и состоит из легкого корпуса, ограждения выдвижных устройств и 5 прочных корпусов:
- два основных прочных корпуса идут симметрично по большей части длины лодки, имеют переменный диаметр и каждый разделен на 8 отсеков (3 носовых общей длиной 54 м, 3 прилегающих к ГКП общей длиной 31 м, реакторный и турбинный отсеки общей длиной 30 м).
- носовой прочный корпус - для размещения торпедного отсека (один отсек).
- прочный корпус главного командного пункта лодки и радио-технического оборудования (один отсек, длина 30 м).
- кормовой переходный 13-метровый прочный корпус (один отсек).
Ограждение выдвижных устройств выполнено прочным для проламывания льда толщиной до 3 м и более, крыша округлой формы, высота 8.5 м.

Материал прочных корпусов - сталь с использованием титановых сплавов, легкий корпус - сталь. Корпус покрыт резиновым звукопоглощающим покрытием.

На лодке значительно улучшены условия обитания экипажа - офицерский и мичманский состав размещается в 1-, 2- и 4-х местных каютах, матросы и старшины в маломестных кубриках. Есть помещение профилактория с сауной и бассейном.

Средства спасения - по бортам от ограждения выдвижных устройств расположены две всплывающие спасательные камеры - для правого и левого бортов.

Двигательная установка :
- 2 х двухконтурные водо-водяные ядерные реакторы ОК-650ВВ мощностью по 190 МВт (размещены в разных прочных корпусах) - реакторы представляют из себя модернизированные реакторы типа ВМ-4АМ;
- 2 х ПТУ (паро-турбинные установки) с ГТЗА (главными турбо-зубчатыми агрегатами) / турбинами по 45000-50000 л.с. / до 60000 л.с. по др.данным;
- 2 х резервные электродвигатели мощностью по 260 л.с. - подключаются к линии главногого вала с помощью муфт;

Движитель : 2 гребных вала с 7-лопастными винтами фиксированного шага, лопасти прецезионно обработанные, изогнутые.
Диаметр винтов - 5,55 м
Скорость вращения - 0 - 230 об мин

По два дополнительных подруливающих устройства с электродвигателями мощностью по 750 кВт в носу и в корме лодки.


http://gelio.livejournal.com/).


Энергетика :
- 4 х паротурбинных атомных энергетических установки мощностью по 3200 кВт БПТУ-514 (БПТУ-514М на пр.941УТТХ/У);
- 2 х резервных дизельгенератора АСДГ-800 мощностью по 800 кВт;
- Свинцово-кислотная акумуляторная батарея типа "изделие 144"

ТТХ лодки :
Экипаж - 163 чел (в т.ч. 52 офицера и 85 мичманов)

Длина:
- 170 м
- 172,8 м (др. данные)
- 172.6 м (ТК-17)
- 173.1 м (ТК-20)
Ширина - 23,3 м
Осадка по кильватерную линию - 11.2 / 11.5 м

Водоизмещение полное подводное - 48000 / 49800 т (по разным данным)
Водоизмещение надводное - 23200 / 28500 т (по разным данным)

Скорость полного хода подводного - 25-27 уз
Скорость полного хода надводного - 12-13 уз
Дальность плавания - неограничена
Глубина погружения предельная - 500 м
Глубина погружения рабочая - 380 м
Автономность - 120 суток

Вооружение :

пр.941 пр.941У / УТТХ
пр.941У / 09412
Ракетное Ракетный комплекс Д-19 с 20 ПУ БРПЛ Р-39

Ракетный комплекс Д-19У с 20 ПУ БРПЛ Р-39У

Ракетный комплекс Д-19М с 20 ПУ БРПЛ Р-39М (проект)

Ракетный комплекс Д-19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ (велось переоборудование ПЛАРБ ТК-208)

Ракетный комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ , под испытания ракет "Булава" оборудовано 2 ПУ в носовой части корабля
Торпедное 6 ТА калибра 533 мм с утройством быстрого заряжания и системой подготовки торпедных аппаратов "Гринда"
Боекомплект - 22 торпеды типов , ВА-111 "Шквал" и ракеты комплексов " " и " ".
аналогично аналогично
Прочее 8 х ПЗРК типа "Игла-1", боекомплект - 48 ЗУР
аналогично + комплекс самообороны "Шлагбаум" с 8 х ПУ СГПД МГ-74 "Корунд" аналогично

Оборудование :
пр.941 пр.941 / ТК-17, ТК-20 пр.941УТТХ пр.941У / 09412
БИУС "Омнибус" / "Омнибус-1" с ЭВМ МВУ-132
"Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У "Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У
Гидроакустическое оборудование
- ГАК МГК-500 «Скат-КС» с 4 антеннами, одновременно сопровождается 10-12 целей;
- ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М»;
- ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт»;
- ГАС определения скорости звука ГИСЗ МГ-553 «Шкерт»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М"

установлена ГПБА "Пеламида"

вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М" ГАК МГК-540 "Скат-3", включает в себя:
- ГАК МГК-501 «Скат-2М» (?)
- ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М» (?)
- ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт» (?)
- ГИСЗ МГ-553 «Шкерт» (?)
- эхоледомер МГ-518 «Север» (?)
Радиолокационный комплекс РЛК МРКП-58 «Радиан»
станция радио-технической разведки МРП-21А
РЛК МРКП-59 «Радиан-У» РЛК МРКП-59 «Радиан-У» МРКП-59 «Радиан-У»
станция радио-технической разведки МРП-21А (?)
Навигационный комплекс спутниковый навигационный комплекс «Симфония»

навигационный комплекс «Тобол-941»

навигационный круговой обнаружитель НОК-1

навигационный обнаружитель разводий НОР-1

спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ» спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ»
навигационный комплекс «Тобол-941» (?)
Комплекс связи "Молния-Л1" / "Молния МС"

две выпускаемые антенны всплывающего типа "Залом", обеспечивают прием сигнала при глубине лодки до 150 м

"Смерч-2" "Смерч-2"
Выдвижные устройства
- перископ "Сигнал-3";

Перископ "Лебедь-21";

Совмещенный антенный пост станции опознавания "свой-чужой" и радиосекстанта;

Антенный пост РЛК "Радиан", совмещен с выдвижной шахтой работы компрессора под водой (РКП);

Антенный пост комплекса радиосвязи;

Совмещенные антенна системы подводной связи и пеленгатор;

Антенный пост системы спутниковой связи и радионавигации;

Антенный пост системы обнаружения радиолокационных сигналов "Залив-П"

Модификации :
- пр.941 - базовая модификация.

- пр.941 / ТК-17, ТК-20 - на ПЛ отсутствуют крылья, защищающие винторулевую группу ото льда, несколько удлиннен легкий корпус. Изменено оборудование. На лодках проведен комплекс мероприятий снижающих первичное акустическое поле лодки и собственные помехи гидроакустическим средствам.

- пр.941УТТХ / пр.941У / пр.09411 - вариант модернизации под ракетный комплекс Д--19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ . В ходе модернизации кроме комплекса ракетного вооружения планировалось заменить так же и некоторые комплексы оборудования ПЛ. На лодках проекта устанавливается новая паротурбинная установка БПТУ-514М. В ходе модернизационных работ планировалось продлить срок службы лодок на 25 лет без проведения второго среднего ремонта. Решение о модернизации всех ПЛАРБ проекта принято в мае 1987 г. Срок модернизации планировался до 2005 г. С 20.09.1989 г. на ПО "Севмаш" в средний ремонт с модернизацией по пр.941УТТХ / 941У принята ПЛАРБ ТК-208. В 1991 г. из-за проблем с финансированием работы по переоборудованию ПЛАРБ фактически прекращены. Работы возобновлены в 1996 г., а с 1998 г. велись по пр.941УМ под ракетный компелкс "Булава-М".

- пр.941У / пр.09412 / пр.941УМ - вариант модернизации под ракетый комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ . На ПО "Севмаш" с 1998 г. по 26.06.2002 г. переоборудована ПЛАРБ ТК-208, ранее модернизировавшаяся по пр.941У / УТТХ - установлено 2 ПУ для испытаний ракет "Булава" в носовой части корабля, модернизировано оборудование. Швартовые испытания лодки начаты 30.06.2002 г., повторное принятие в опытную эксплуатацию в ВМФ России - 26.07.2002 г. - для испытаний ракетного комплекса "Булава-М".

- Проект транспортной ПЛ-рудовоза - совместно с компанием "Норильский никель" ЦКБ МТ "Рубин" в 1990-е годы рассматривалась возможность конверсионной перестройки ПЛАРБ пр.941 в подводные лодки-рудовозы - для транспортировки руды под водой по Северному морскому пути.

Статус : СССР / Россия


Спутниковая фотография ПЛАРБ пр.941 (ТК-208 или ТК-202) в гавани ПО "Севмаш" в Северодвинске, 10.10.1982 г. Фото выполнено американским спутником видовой разведки KH-9 (http://www.air-defense.net/forum).


- 1992 г. - прекращено серийное производство БРПЛ Р-39 для ракетных комплексов ПЛАРБ пр.941. В середине 1990-х годов планировалось начать серийное производство БРПЛ , но работы над этими ракетами прекращены в 1998 г.

1994 г. - в составе 18-й дивизии подводных лодок Северного флота 5 ПЛАРБ прокта.

2003 г. 11 декабря - бросковый пуск БРПЛ проведен из надводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки.

2004 г. 23 сентября - бросковый пуск БРПЛ проведен из подводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки.

2005 г. январь - из всей группировки ПЛАРБ пр.941 только на вооружении ПЛАРБ ТК-20 остается 10 БРПЛ Р-39.

2010 г. май - главком ВМФ России В.Высоцкий заявил, что резервные ПЛАРБ пр.941 "Архангельск" и "Северсталь" прослужат в ВМФ России до 2019 г. и возможно будут модернизированы.

2011 г. 29 сентября - в СМИ объявлено о решении Министерства обороны России о списании до 2014 г. ПЛАРБ пр.941. Снятые с вооружения ПЛАРБ будут утилизированы.

2011 г. 30 сентября - в СМИ прошло опровержение сообщения от 29.09.2011 г. о снятии с вооружения и утилизации ПЛАРБ пр.941.


Авианосец INS Vikramaditya ВМС Индии и ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ на ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото - ноябрь 2011 г. (фото из архива nosikot, http://navy-rus.livejournal.com).


- 2011 г. 02 декабря - директор ПО "Севмаш" Андрей Дьячков заявил в СМИ о том, что ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской", приписанная к Беломорской военно-морской базе (г.Северодвинск), будет использоваться при испытаниях ПЛ новых проектов в качестве опытовой. Судьба ПЛАРБ "Архангельск" и "Северсталь" пока не решена.

2012 г. 09 февраля - главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России, третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ и в программе испытаний БРПЛ , а так же для обеспечения испытаний других подводных лодок.

2012 г. 30 июля - ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" находится в плавдоке "Сухона" на территории ПО "Севмаш".


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" в плавдоке "Сухона" на территории ПО "Севмаш", 30.07.2012 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com).


- 2013 г. 21 мая - в СМИ со ссылкой на источник в Министерстве обороны появилась информация о том, что утилизация ПЛАРБ "Северсталь" и "Архангельск" будет произведена до 2020 г.


Возвращение в Северодвинск с обеспечения испытаний других подводных лодок ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ, 28.06.2013 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941УМ у стенки ПО "Севмаш", Северодвинск, октябрь или весна 2014 г. (фото - Слава Степанов, http://gelio.livejournal.com/).


Состав группировки ПЛАРБ пр.941 в составе ВМФ СССР и России (по данным на декабрь 2011 г.):
Год ПЛАРБ БРПЛ Состав ПЛАРБ Примечание
1982 г. 1 20 ТК-208
1984 г. 2 40 ТК-208, ТК-202
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1985 г. 3 60 ТК-208, ТК-202, ТК-12
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1986 г. 4 80 ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1988 г. 5 100 ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1990 г. 5 100 ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш"
1994 г. 5 100 ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш"
2005 г. январь 3 10 ТК-208, ТК-17, ТК-20 Боекомплект ПЛАРБ ТК-20 - 10 БРПЛ Р-39
2011 г. 3 0 ТК-208, ТК-17, ТК-20 ТК-208 - опытовая ПЛАРБ, остальные в резерве без БРПЛ

Реестр ПЛАРБ пр.941 (версия на 30.09.2011 г., двойные даты из-за разных данных):


пп
Название Проект NATO Завод.
Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Дата списания Базирование и примечание
01
ТК-208 "Дмитрий Донской" (с 07.10.2000 г.)
941
941У
TYPHOON 711
Севмаш 17.06.1976

30.06.1976

23.09.1980

27.09.1980

12.12.1981
29.12.1981

26.07.2002 (пр.941У)

Северный флот
2011 г. - входит в состав ВМФ, Северный флот; ПЛАРБ оборудована и используется для испытания БРПЛ .
02 ТК-202 941 TYPHOON 712 Севмаш 22.04.1978 23.09.1982 28.12.1983 2000 г. Северный флот
ПЛАРБ разделана на металл с американским финансированием
03 ТК-12 "Симбирск" 941 TYPHOON 713 Севмаш, ответственный сдатчик Ю.Н.Гречков (ист. - Кантор Б... )
19.04.1980 17.12.1983 26.12.1984
31.08.2005 г.
Северный флот
26.07.2005 г. доставлена в Северодвинск для разделки, разделана на металл с американским финансированием
04 ТК-13 941 TYPHOON 724 Севмаш 23.02.1982
30.04.1985 26.12.1985 1998 г. Северный флот
утилизация ПЛАРБ начата в док-камере СРЗ "Звездочка" в Северодвинске 03.07.2008 г.
05 ТК-17 "Архангельск" 941 TYPHOON 725 Севмаш 09.08.1983

24.02.1985

12.12.1986

август 1986

06.11.1987

15.12.1987

план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным Северный флот
06 ТК-20 "Северсталь" 941 TYPHOON 727 Севмаш 27.08.1985

06.01.1987

19.12.1989

04.09.1989

план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным Северный флот
из-за отсутствия боекомплекта в 2006 г. выведена в резерв, 2011 г. - входит в состав ВМФ, в резерве, Северный флот
07 ТК-210 941 TYPHOON 728 Севмаш 1986 г. середина
- - - лодка закладывалась, готовился задел, в 1988 г. строительство прекращено при готовности 40%, задел разобран на металл в 1990 г.

Бортовые номера:

, 2011 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/ , 2011 г.
Щербаков В. Рождение "Тайфуна". // Мир оружия. №4 / 2006 г.
Jane"s fighting ships. 2011 г.
Russian-ships.info. Сайт
Год ТК-208 ТК-202 ТК-12 ТК-13 ТК-17 ТК-20
1990 г. 834 821 840 818 830
1994 г. 824

В России завершается строительство самой большой атомной подводной лодки в мире.
Разработана она была в КБ «Рубин-Север» — северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». И ракет на этой лодке не будет... возможно будет торпеда))) западные аналитики считают, что эта лодка и торпеда с искусственным интеллектом и ядерным зарядом на 100-мегатонн станут таким же прорывом, как и Армата...

«Белгород» называют самой большой большой исследовательской атомной подводной лодкой, являющейся носителем обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Официально её заказчиком является Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.

Рекорд будет установлен по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше — 184.
«Белгород» — это лодка по обновленному проекту«Антей» (проект подводных лодок с крылатыми ракетами 949А). Таким образом, «Белгород» даже может войти в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире.

Предполагается, что «Белгород» будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубинах полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации. В частности, при помощи глубоководных аппаратов на морском дне будут устанавливаться атомные подводные модули, предназначенные для зарядки необитаемых подводных аппаратов. Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей. Но не только)))

Весь этот функционал представители ВМФ перечисляют с непременными оговорками: «по некоторым данным», «есть основания предположить», «вероятно»... Проистекает это из-за того, что «Белгород», а также еще одна строящаяся в Северодвинске субмарина проекта 09851 «Хабаровск», являются самыми засекреченными лодками ВМФ России. И Главное управление глубоководных исследований имеет к ним спорное отношения. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на торжественной закладке этих двух лодок не присутствовал ни один представитель ГУГИ.

Возможно кроме своих гражданских функций, эти лодки станут носителями стратегической беспилотной торпеды с ядерным реактором в качестве силовой установки, с уникальной дальностью, искусственным интеллектом и 100-мегатонным боезарядом. Эта торпеда получила название «Статус-6».

Обозреватель Washington Free Beacon Билл Герц не так давно опубликовал статью со ссылкой на высказывание источника в американских спецслужбах, в которой говорится о том, что российские моряки провели успешное испытание «беспилотной атомной подводной лодки, способной нести многомегатонный ядерный заряд». В испытаниях принимала участие подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Герц называет это оружие революционным, поскольку конструкторы США и других технологически развитых стран мира к этой идее еще и не подступались.

Благодаря прекрасным характеристикам по скорости хода, малозаметности и глубинности, «Статус-6» обладает повышенной способностью преодолевать противолодочную оборону США с дальностью хода 10 000 км и глубиной хода (погружения) 1000 метров.

Даже в случае его обнаружения гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует побережье США на предмет подводного вторжения, НПА с легкостью уйдет от любой торпеды НАТО на максимальной скорости. К тому же, обладая интеллектом, «Статус-6» способен совершать сложное маневрирование.
Самая быстроходная американская торпеда Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Стратегия использования «Статуса-6» может быть различной. Аппарат может выступать и как ударное оружие, и как оружие гарантированного сдерживания. Во втором случае НПА может прийти в точку назначения и залечь на дно, дожидаясь сигнала на подрыв боевой части. Сигнал может подаваться по сверхдлинноволновому каналу, поскольку только сверхдлинные волны проникают в толщу воды. Получается оружие сдерживания, готовое сработать мгновенно. Без затрачивания времени на подлет и «подплыв». А это значит, все равно как близко от границ России находятся ядерные силы соперника, наш ядерный заряд уже доставлен к потенциальному агрессору, осталось его только подорвать. Так что давайте лучше дружить. И жить, не тужить...)))

Основные источники: svpressa.ru/war21/ , vpk-news.ru , 42.tut.by и др. интернет.

Подводные лодки входят в состав военно-морских сил многих государств. В их числе имеются такие небольшие, что в составе экипажа всего два человека, а есть просто огромные. Перечень последних и содержится в данной статье. Самые большие субмарины – подводные крейсеры водоизмещением до сорока восьми тысяч тонн и длиной в 172 метра.

10 место. Навага длиной 128 метров

Открывает рейтинг самых больших в мире подводных лодок советские субмарины под названием «Навага» проекта 667А. На них устанавливаются баллистические ракеты. В длину подлодка достигает 128 метров, при ширине – 11,7 м. Оснащается данный проект установками, несущими ракеты Р-27, которые способны поражать цели на расстоянии до 2400 км. В общем боевом комплекте субмарины также имеются двадцать две торпеды, в их числе две, несущие ядерный заряд. Начались работы по разработке подводных лодок этой серии начались в 1958 году.

9 место. Триумфан (Triomphant)– 138 метров

В числе самых больших подводных лодок мира субмарины французского производства типа Триумфан. Первую подводную лодку этого проекта начали строить в 1986 году. В связи с распадом Советского Союза, была произведена корректива и вместо запланированных шести единиц, было построено только четыре. Величина подводного водоизмещения равна 14 335 тоннам. Протяжённость корпуса составляет 138 метров, а ширина его равна 12,5 метра. На вооружении ракеты класса М45 в количестве шестнадцати штук.

8 место. Цзинь – 140 метров

Ошеломляющее впечатление остаётся и от размеров подводной лодки проекта 094 Цзинь из Китая. Эти субмарины сменили, бывшие на вооружении лодки класса 092 Ся. К строительству подводных гигантов приступили в 1999 году. Поскольку Китаем проводится политика, не позволяющая говорить об их разработках, то информации об этих лодках очень немного. Длина лодки равняется 140 метрам, при ширине, не превышающей тринадцати метров. Объём подводного водоизмещения оценивается в 11500 тонн. Вооружена субмарина двенадцатью баллистическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 12 000 км. Первую лодку серии Цзинь. Спустили на воду в 2004 году. Как следует из информации, озвучиваемой китайскими военными, сейчас в составе военно-морского флота этой страны шесть подводных кораблей. В 2014 году они должны были начать боевое патрулирование.

7 место. Вэнгард (Vanguard)– 150 метров

Британские подводные лодки типа Авангард также входят в число самых крупных субмарин в мире. Эти субмарины сменили на боевом посту лодки типа Resolution. К созданию новой лодки Англию подтолкнуло производство новых типов субмарин военной промышленностью Советского союза и Америки, с целью придания ей идентичных боевых характеристик. В стратегических планах было производство не менее семи подлодок, однако распад Советского Союза сделал такое решение вопроса неактуальным, и количество ракетоносцев снизили до четырёх, которые и поступили в военно-морские силы Англии. Первую лодку начали строить в 1986 году. Её подводное водоизмещение равнялось 15 900 тонам, длина корпуса равнялась 150 метрам, а ширина – 12,8 метра. Вэнгард несла на своём борту шестнадцать баллистических ракет системы Trident-2 D5.

6 место. Кальмар – 155 метров

Производимые на верфях России подводные лодки Кальмар, занимают шестую строчку рейтинга самых больших субмарин мира. Разработка проекта подводной лодки началась в 1972 году, в связи с возникшей необходимостью размещения баллистических ракет Р-29Р. При подводном водоизмещении равном 13 050 тоннам, её длина достигает 155 метров, при ширине равной 11,7 метрам. Вооружена она шестнадцатью межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р, радиус действия которых превышает шесть тысяч километров. Основная масса лодок этого типа была подвергнута утилизации, а оставшиеся продолжают нести службу в составе российского Тихоокеанского флота.

5 место. Мурена-М – 155 метров

Подлодкам проекта Мурена-М принадлежит пятая строчка рейтинга. Она является модернизированной версией лодки проекта Мурена. Главным отличием является увеличение количества ракет до шестнадцати, вместо двенадцати на предыдущем проекте. Чтобы это стало возможным, осуществили увеличение корпуса на шестнадцать метров, длина которого стала равна 155 метрам. Её подводное водоизмещение достигло 15 750 тонн. В ширину лодка достигла 11,7 метра. Шестнадцать ракет Р-29Д, размещённые на борту, способны поражать цели на расстоянии в 9 000 км.

4 место. Дельфин – 167 метров

Продолжением развития проекта Кальмар, стала подводная лодка Дельфин. Первую субмарину заложили в 1981 году. В конечном итоге было построено семь подводных лодок. В настоящее время они все несут службу в составе российского подводного флота. По своим физическим показателям Дельфин в числе самых больших в мире подводных лодок. При величине подводного водоизмещения равной 18 200 тоннам, её длина достигает 167 метров, при ширине 11,7 метра. Вооружена субмарина шестнадцатью баллистическими ракетами класса Р-29РМ.

3 место. Огайо (Ohio class SSBN/SSGN) – 170 метров

Эти американские подводные лодки относятся к третьему поколению. На борту они несут двадцать четыре баллистические ракеты класса Трайдент (Trident). Их особенностью является возможность разделения головки на несколько частей, способных наносить поражение по индивидуальной схеме. В настоящее время субмаринам типа Огайо принадлежит роль ядра ядерных сил Америки. Местом проведения их боевых дежурств являются воды Атлантического и Тихого океанов. Имея ширину 12,8 метра, в длину субмарина достигает 17,7 метра. В подводном положение водоизмещение лодки равно 18 750 тоннам. Она способна погрузиться на глубину равную 550 метрам. Ввод в строй первой представительницы этого класса был осуществлён в 1981 году. Известен такой интересный факт: в 2009 году экипажем субмарины USS Rhode Island, находившейся на боевом дежурстве, были спасены четыре мужчины и один мальчик, попавших в кораблекрушение и потерявших всякую надежду на своё спасение.

2 место. Борей – 170 метров

На втором месте рейтинга самых больших субмарин мира расположилась российская подводная лодка проекта Борей. На сегодняшний день закончены постройка и введение в строй трёх подводных крейсеров, а ещё три находятся на стапелях в процессе строительства. Закладка последней была осуществлена в 2015 году. В планах военных строительство до 2018 года восьми подлодок Борей. Начало разработки было обусловлено необходимостью замены субмарин, относящихся к классам Дельфин и Акула. Подводное водоизмещение лодок класса Борей равно 24 000 тоннам. Длина их корпуса составляет 170 метров, а ширина – 13,5 метра. В качестве вооружения используются шестнадцать ракет класса Булава.

1 место. Акула – 173 метра

Лидером ТОП 10 по праву является субмарина Акула. Человек ещё не строил больше подводного корабля чем этот. Сложно представить себе несущийся под водой девятиэтажный дом, растянувшийся в длину на два футбольных поля. Такие размеры конечно вызывают некоторые сомнения в боеспособности, но не восхищаться ею просто нельзя. Начали строительство подводной лодки 1976 году. Предполагалось, что она послужит ответным шагом на строительство американцами лодки класса Огайо. Флоту первый подводный ракетоносец был сдан в 1980 году. Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн. В длину корпус вытянулся на 172,8 метра, а в ширину расположился на 23,3 метрах. На вооружении ракетного крейсера стоят двадцать трёхступенчатых баллистических ракет Р-39 Вариант. Для экипажа субмарины созданы отличные условия. Они могут воспользоваться небольшим бассейном, солярием, сауной, спортзалом и даже отдохнуть в живом уголке. А это значит, что Акула вполне в состоянии осуществлять боевое патрулирование в водах арктических широт. Всего сегодня службу в военно-морских силах России несут шесть подводных крейсеров класса Акула.